Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Урок на тему: Дыхание растений. Опыт доказывающий дыхание растений


Параграф 17. Дыхание растений



1. Какой газ при дыхании поглощается, а какой — выделяется?

В ходе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

2. Назовите газ, поддерживающий горение.

Кислород поддерживает горение.

Вопросы

1. Какое значение имеет дыхание?

Живые организмы в процессе дыхания получают энергию, необходимую для жизнедеятельности.

2. Как можно доказать, что органы растения дышат?

Возьмём три ёмкости из бесцветного прозрачного стекла, например бутылки. В одну из них поместим 30— 40 набухших, прорастающих семян гороха, фасоли или других растений. Сухие семена брать не следует. Они находятся в состоянии покоя, и поэтому все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхания, у них протекают очень слабо.

Во вторую бутылку положим корнеплоды моркови. Чтобы активизировать их клетки, перед опытом корнеплоды следует 2—3 дня подержать в воде.

В третью бутылку поместим свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закроем бутылки пробками и поставим в тёмное тёплое место. На следующий день проверим, изменился ли состав воздуха в бутылках.

Опустим в каждую из бутылок зажжённую свечу, прикреплённую к проволоке. Свечи гаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, находящегося в бутылках, и выделили большое количество углекислого газа. В этом легко убедиться с помощью известковой воды, которая мутнеет, взаимодействуя с углекислым газом.

Если вместо бутылок взять термос, хорошо сохраняющий тепло, то, опустив в него термометр, легко заметить повышение температуры. Это часть энергии при дыхании выделилась в виде тепла.

3. Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?

Во влажных семенах все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, протекают очень интенсивно. Такие семена за одни сутки расходуют на дыхание столько питательных веществ, сколько за целый год хранения в сухом состоянии. В семенах истощается запас питательных веществ, необходимый для прорастания. Они в короткий срок полностью теряют пищевые и посевные качества.

Семена влажные и с примесью впитывающего влагу мусора (мезга, полова, шелуха) быстро разогреваются, покрываются плесенью и портятся.

Закладывать на хранение необходимо только сухие семена.

4. Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?

-При избыточном увлажнении воздух, необходимый для дыхания корней, вытесняется водой, что приводит к гибели растений.

-На заболоченной почве культурные растения развиваются очень плохо и по другой причине: именно в сырых местах много растений, выделяющих в почву токсичные для садовых культур вещества.

-Почвы болот имеют очень высокую кислотность, которую большинство культурных растений не переносит.

-Торф является теплоизолятором, и это его самое коварное свойство. На кустарнике или дереве уже распускается листва, а корни у растения еще не проснулись, поскольку скованы льдом. Растения гибнут от голода.

Подумайте

Каковы отличительные особенности процессов фотосинтеза и дыхания и какова взаимосвязь между ними?

Во время фотосинтеза поглощается энергия солнечного света и из неорганических создаются органические вещества. Во время дыхания растение расходует органические вещества, а энергия, необходимая для жизнедеятельности, освобождается.

Дыхание во всех живых клетках органов растения происходит непрерывно. Фотосинтез происходит только на свету.

На свету растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Но они и дышат, т. Е. поглощают кислород, но в гораздо меньших количествах, чем выделяют при фотосинтезе. Углекислого газа при фотосинтезе растения поглощают гораздо больше, чем выделяют при дыхании.

Задания

1. Изучив текст параграфа, заполните таблицу «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания».

2. Рассмотрите рисунок 74. Объясните, почему растение во второй банке погибло.

Для дыхания корней необходим воздух. Во втором варианте опыта воздух не проходил через слой масла.

resheba.me

Урок 10. Дыхание растений (§ 29). Правила хранения урожая



Вопрос 1. Растения плохо растут на заболоченной. Сильно увлажненной почве, хотя и не испытывают недостатка питательных веществ. Какой процесс жизнедеятельности нарушен у растений на заболоченной почве? Как улучшить условия жизни растений на подобных почвах.

При избыточном увлажнении воздух, необходимый для дыхания корней, вытесняется водой, что приводит к гибели растений. Таким образом нарушается процесс дыхания.

Вопрос 2*. Человек в среднем за сутки потребляет 430г кислорода и выдыхает 800 г углекислого газа. Один гектар зелёных насаждений поглощает примерной столько же углекислого газа, сколько выдыхают 200 человек, при этом выделяют 80 кг кислорода в сутки. Какое количество кислорода необходимо жителям города, насчитывающего 5млн человек? Какова должна быть площадь зеленых насаждений в этом городе?

5 миллионов человек потребляет 430*5000000 = 2150000000 грамм = 2150000 килограмм кислорода.

5 миллионов человек выдыхают 800*5000000 = 4000000000 грамм = 4000000 килограмм углекислого газа.

Одно дерево поглощает 200*800 = 160000 грамм = 160 килограмм углекислого газа. Выделяет 80 килограмм кислорода.

Итак, для нахождения деревьев делим количество необходимого выделенного кислорода на количество выделяемого кислорода одним деревом: 2150000/80=26875 деревьев.

Вопрос 3. Сформулируйте правила хранения урожая.

Хранить урожай нужно в чистом сухом помещении. Оградить от вредителей, таких как грызуны. Поблизости не должно быть токсичных веществ. В зимнее и осеннее время урожай нужно защищать от холода.

Вопрос 4. Ученые провели опыт: два молодых растения фасоли поместили в две банки. В одну банку налили сырую воду, в другую – кипячёную, а сверху налили тонкий слой масла. Обе банки поставили в одинаковые условия.

Ответьте на вопросы:

1) Какой газ удаляется из воды при кипячении?

При кипячении из воды удаляется кислород.

2) Какую цель преследовали ученые, проводя опыт?

Цель этого опыта – изучить влияние кислорода, растворённого в воде, на рост растения фасоли.

3) Как вы думаете, что произойдет с растениями в этих банках и почему?

В кипяченой воде сразу росток погибнет. В сырой воде росток будет какое-то время расти, но потом все равно погибнет, так как поступления из вне газовых смесей не будет. А под пленкой растение израсходует все газы за определенное время

Вопрос 5. Рассмотрите рисунок «Модель опыта по изучению дыхания растений». Исследователи поместили растения в банки с водой. В банке а они часто грушей продували воду, закачивая в неё воздух, а в банке б воду не продували.

Ответьте на вопросы:

1) Каковы причины увядания растения в банке б?

Растение увяло, потому что в банке б не осталось кислорода.

2) Зачем растениям нужен воздух?

Для дыхания растениям нужен кислород, а для фотосинтеза им нужен углекислый газ.

Вопрос 6. Проведите опыт 2 «Выделение углекислого газа при дыхании» (см. с110 учебника). Объясните, почему в банке с сухими семенами лучинка будет некоторое время гореть, а в банке с прорастающими семенами лучинка погаснет.

Свеча продолжает гореть, потому что в бутылке с сухими семенами воздух остался почти неизмененным: семена, не начавшие прорастать, дышат очень слабо, и поэтому запас кислорода, находящегося в бутылке, сохранился почти полностью.

Усложните опыт (см. с 110 учебника).

Ответьте на вопрос: в какой банке лучинка погаснет и почему?

Свеча погаснет, потому что прорастающие семена израсходовали для дыхания кислород, находящийся в бутылке, и выделили большое количество углекислого газа, в котором горение происходить не может.

resheba.me

Урок на тему: Дыхание растений

Деятельность учителя Деятельность учеников
  1. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на совместную работу: Сегодня мы проведем урок – путешествие по станциям, но до того, как отправиться в путь за новыми знаниями, нам нужно проверить, как вы усвоили материал прошлого урока.
  1. Проверка домашнего задания.
В мешочке находятся карточки с названиями основных терминов. Вы должны им дать четкие формулировки.
К доске вызываются два ученика. Они по очереди вытаскивают из мешочка карточки и отвечают.

Остальные учащиеся следят за правильностью ответов, корректируют их.

Термины: Устьице Устьице – это часть кожицы листа, состоящая из двух замыкающих клеток и щели между ними, выполняющая функцию испарения воды и дыхания.
Почвенное питание Почвенное питание – это процесс поступление в растение воды с растворенными в ней минеральными солями.
Хлорофилл Хлорофилл – это зеленый пигмент
Хлоропласты Хлоропласты – это зеленые пластиды, в которых происходит процесс фотосинтеза.
Фотосинтез Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических, происходящий на свету в хлоропластах у растений.
Автотрофы Автотрофы – это организмы, которые сами синтезируют органические вещества из неорганических.
Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза? Свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.
Опишите опыты, доказывающие, что для протекания фотосинтеза необходимы: свет, Углекислый газ, хлорофилл. Дети описывают опыты, доказывающие необходимость перечисленных условий
Какой газ выделяется в процессе фотосинтеза? Кислород
  1. Постановка проблемы.
А для чего необходим кислород? Для дыхания
Человек может прожить без еды 1-1,5 месяца, без воды несколько дней, а без воздуха всего несколько минут. У человека через 6 минут задержки дыхания начинаются необратимые процессы в головном мозге, а выражения «последний вздох» или «испустил дух» вообще ассоциируются со смертью.
Для чего же мы дышим? Выслушиваются ответы учащихся
А дышат ли растения? Да
Что мы знаем о дыхании растений?

Сформулируйте тему нашего урока?

Дыхание растений (дети записывают тему урока в тетрадь).
Какие задачи в соответствии с поставленной темой мы должны сегодня решить? Что такое дыхание? Зачем нужен кислород? Какое значение имеет дыхание? Какие органы у растения дышат?
Учитель открывает слайд №1.
Для того чтобы ответить на все эти вопросы, я предлагаю вам отправиться в путешествие по станциям. Мы должны сегодня пройти 4 станции: 1. «Теоретическая», 2. «Практическая», 3. «Экологическая» 4. « Аналитическая».
Первая станция «Теоретическая». Чтобы разобраться в сущности процесса дыхания обратитесь к учебнику, прочитайте статью «Дыхание – сложный процесс» на стр.85-86 и ответьте на вопросы, которые отражаются на проекционном экране (слайд№2): Дети в течение 3 минут изучают статью и затем отвечают на вопросы:
Какой газ растения поглощают для дыхания? Кислород
Через что в растение поступает кислород? В основном через устьица листьев и молодых побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички стеблей.
Какой газ растения выделяют в процессе дыхания? Углекислый газ
Зачем необходим для дыхания кислород? Кислород окисляет сложные органические вещества до углекислого газа и воды с освобождением энергии (дети записывают этот вывод в тетрадь).
В какое время суток дышат растения? Растения дышат круглые сутки.
Скажите, все ли органы растений дышат? Дети отвечают противоречиво.
Вторая станция «Практическая». Трое учащихся из класса накануне заложили опыт, чтобы сегодня мы могли ответить на этот вопрос. Выводится слайд №3 Учащиеся выходят и рассказывают ход проведения опыта: Взяли три банки. В одну из стеклянных банок положили свежесрезанный побег растения, во вторую корнеплоды моркови, в третью 30-40 набухших семян фасоли. Закрыли все банки пластмассовыми крышками и поставили их в темное место.
Почему семена фасоли мы сначала замочили в воде? В сухих семенах процессы жизнедеятельности протекают очень медленно.
Почему банки поставили в темное место? Чтобы не происходил фотосинтез
Пронаблюдайте, что я делаю и каков результат моих действий. (Учитель открывает поочереди банки, внося в них зажженную лучину) Вы внесли в банки зажженную лучину и во всех банках они погасли.
Почему это произошло? В банках нет кислорода, а есть только углекислый газ, он не поддерживает горение, поэтому все лучины погасли.
Какой мы сделаем вывод? Все органы растения дышат.
Чтобы узнать, какие условия влияют на дыхание растений, мы отправляемся на станцию «Экологическую». Изучите текст информационного листа и ответьте на вопросы. (Приложение 1.) Открывается слайд №4. Дети работают с информационным листом в течение 5 минут. Примерные выводы детей:
  • дыханию растений препятствует пыль, оседающие на листьях, ее твердые, мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется.
  • Дыханию растений препятствуют примеси, которые появляются в воздухе при сжигании топлива.
  • Устойчивые к запыленному воздуху деревья: тополь, черемуха, липа, конский каштан.
  1. Применение знаний о дыхании.
Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена? Сырые семена дышат, при этом выделяется много тепла, и если семена лежат плотно, то они перегреваются, и зародыши погибают.
Какие условия создает человек для лучшего дыхания корней у растений? Рыхление почвы.
Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах? В заболоченной почве мало кислорода.
И последняя наша станция «Аналитическая». Сравните два процесса дыхания и фотосинтез, результаты занесите в таблицу:

5-bal.ru

УРОК Дыхание растений

Documents войти Загрузить ×
  1. Иностранные языки
advertisement advertisement
Related documents
Презентация дыхание растений
Тема урока: «Дыхание растений».
дыхание растений
Урок биологии в 6 классе № 40 03.02.2014 года Тема: Цели урока:
Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6
Викторина «Дыхание растений
Урок ... Тема урока: Дыхание растений
Урок на темуx @@x
Тема : Дыхание растений
Тест «Фотосинтез и дыхание» 6 класс
Тема: Атмосфера и дыхание живой природы
Демонстрационный вариант заданий многопрофильной олимпиады ГУ-ВШЭ по направлению «Психология» для учащихся 9-10 класса
Тема урока: "Дыхание ". 6-й класс
Урок по биологии Тема урока: « Дыхание растений».

studydoc.ru

Урок по теме: "Дыхание растений"

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Биохимия
  4. Генетика
advertisement advertisement
Related documents
Лекция10
Урок биологии в 6 классе № 40 03.02.2014 года Тема: Цели урока:
Психологическая подготовка к ЕГЭ Как избежать
2. Конспект урока биологии в 6 классе
Образ тела как психологический феномен.
Дыхательная гимнастика Дыхание – один из основных процессов жизнедеятельности организма.
Свободное дыхание - Газета "Пятое Измерение"
"Учимся правильно дышать и здоровье
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ»
ДЫХАНИЕ ПРИ ПОНИЖЕННОМ АТМОСФЕРНОМ ДАВЛЕНИИ
Скачать advertisement

studydoc.ru