Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Модуль 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЙ. Морфологическое описание растений это


Тема: Морфологическое описание растений

ЦЕЛЬ занятия:

Студент должен знать:

1. основные признаки семейств покрытосеменных растений;

2. виды корней и типы корневых систем;

3. классификацию стеблей по направлению роста;

4. листорасположение;

5. видоизменения побегов;

6. строения листа;

7. типы листьев по строению листовой пластинки;

8. жилкование листа;

9. строение цветка;

10. классификацию соцветий;

11. формулу цветка;

12. классификацию плодов;

13. классификацию семян.

 

Студент должен уметь:

1. давать морфологическое описание растения.

 

Оснащение занятия: методические указания по выполнению работы с приложениями, таблицы, гербарии.

Общее время:90 мин.

Место проведения:аудитория № 302.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ КАРТА № 8 (задание на самоподготовку)

№ п/п учебные элементы истоки цель деятельности вопросы самоконтроля
Цветок гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр. 112- 129 знать строение и функции цветка 1.Что такое цветок? 2. Из каких частей состоит цветок? 3. Что такое цветоножка? 4. Что такое цветоложе? 5. Что такое чашечка? 6. Что такое венчик? 7. Что такое околоцветник? 8. Какой околоцветник называют простым? 9. Какой околоцветник называют двойным? 10. Что такое андроцей? 11. Что такое гинецей? 12. Какие цветки называются актиноморфными? 13. Какие цветки называются зигоморфными? 14. Какие цветки называются асимметричными? 15. Что такое формула цветка?
Соцветия гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр 129- 134 знать классификацию и строение соцветий 16. Что такое соцветие? 17. В чем биологическая роль соцветия? 18. Как устроено соцветие? 19. На какие группы делят соцветия?  
Семена гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр 141- 149 знать строение и классификацию семян 20. Что такое семя? 21. Каковы структурные части зрелого семени? 22. Что такое семенная кожура? 23. Что такое эндосперм? 24. Что такое перисперм? 25. Что такое зародыш? 26. Из каких частей состоит зародыш?
Плод гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр 134- 141 Знать строение и классификацию плодов 27. Что такое плод? 28. Какие части цветка участвуют в образовании плода? 29. Какие плоды относятся к сухим, односемянным, нераскрывающимся? 30. Какие плоды относятся к сухим, односемянным, раскрывающимся? 31. Какие плоды относятся к сочным?
Морфология листа гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр 101- 106 знать морфологию листа 32. Что такое лист? 33. Какие функции выполняет лист? 34. Из каких частей состоит лист? 35. Что такое листовая пластинка? 36. Что такое черешок? 37. Что такое основание листа? 38. Что такое прилистники? 39. Что такое листовая мозаика? 40. Какие листья называют сидячими? 41. Какие листья называют черешковыми? 42. Какие листья называют простыми? 43. Какие листья называют сложными? 44. Что такое рахис? 45. Какие листья называются перистосложными? 46. Какие листья называются пальчатосложными? 47. Какой лист называется непарноперистосложным? 48. Какой лист называется парноперистосложным? 49. Как отличить листочки сложного листа от простых листьев? 50. Каким может быть лист по форме листовой пластинки? 51. Каким может быть край листовой пластинки? 52. Какая листовая пластинка называется цельной? 53. Какая листовая пластинка называется расчлененной? 54. Какие листья называют перистыми? 55. Какие листья называют пальчатыми? 56. Что такое жилки листа? 57. Что такое жилкование листа? 58. Какие типы жилкования листьев существуют?
Морфология и функции корней. Корневые системы. гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр 66- 69 знать морфологию и функции корней, типы корневых систем 59. Что такое корень? 60. Какие функции выполняет корень? 61. Что такое корневая система? 62.Какие типы корневых систем различают по форме? 63. Какую корневую систему называют стержневой? 64. Какую корневую систему называют мочковатой? 65. Какой тип корневой системы наиболее характерен для двудольных растений? разрезе корня вторичного строения? 66. Видоизменения подземных корней? 67. Видоизменения надземных корней?
Морфология стебля и побега гипертекст Учебник С.Н. Зайчикова, Е.И. Барабанов. Ботаника. стр80- 89 знать морфологию стебля и побега 68. Что такое побег? 69. Из каких органов состоит побег? 70. Какой побег растения называют главным? 71. Какие побеги называют боковыми? 72. Что такое система побегов? 73. Что такое листорасположение? 74. Какие типы листорасположения бывают? 75. Какие бывают типы побегов по положению в пространстве? 76. Какие бывают подземные метаморфозы побегов? 77.Каким может быть стебель в поперечном сечении?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

pdnr.ru

Модуль 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЙ — КиберПедия

Цель модуля: Изучить приемы морфологического анализа растений в целях определения, усвоить основные принципы и правила классификации и номенклатуры растений. Освоить практические навыки определения растения и фиксации его результатов.

Содержание модуля

Приобретение навыков определения растений – одна из задач учебной практики по высшим растениям. Определение растений требует довольно хорошей теоретической подготовки по морфологии и систематике растений и занимает немалую часть времени, отведенного на практику. Вместе с тем, оно способствует закреплению знаний, полученных в теоретическом курсе ботаники по разделу высших растений.

Определить, или идентифицировать, растение – значит установить его правильное научное название и, следовательно, его принадлежность к определенному виду, роду, семейству, порядку, классу, отделу в классификации растений, т.е. его место в системе растительного мира.

Необходимость знать правильное (иначе – общепринятое, научное) название растений, казалось бы, очевидна и не нуждается в специальных доказательствах. Однако на практике это не всегда в достаточной мере осознается. Нередко приходится слышать такой «аргумент»: «А у нас всеназывают это растение так-то». Действительно, существует множество местных народных названий растений, особенно полезных (лекарственных, кормовых, пищевых и др.) или опасных (ядовитых, вредных для скота)

Например, виды ландыш майский (Convallaria majalis L.) и кубышка желтая (Nuphar lutea Smith) имеют каждый в русском языке до 50 местных названий, валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.) – более 70. Иногда одним названием в разных местностях обозначают различные растения. Так, в донских станицах виды рябчика (Fritillaria sp.) нередко называют чёрным тюльпаном, клёном иногда называют разные виды рода ясень (Fraxinus), и, напротив, ясенем называют как клён ясенелистный (Acer negundo L.), так и айлант высочайший [Ailanthus altissima (Mill.) Swingle]. Повсеместно продающиеся весной букетики цикламена (Cyclamen sp.) называют фиалкой, пролески сибирской (Scilla sibirica Haw.) – подснежниками и т. п.

Существуют и обобщенные народные названия для целых групп иногда далеко не родственных растений: «молочай» – для растений с выделяющимся на срезе или сломе стебля и листьев млечным соком; «подснежник» – для раноцветущих весенних эфемероидов; «чертополох» – для растений из нескольких родов семейства сложноцветных с колючими листьями; «ромашка» – также для видов растений из семейства сложноцветных с белыми краевыми язычковыми цветками в корзинках; «сурепка» – для сорняков из семейства крестоцветных с желтыми венчиками цветков и др.

Вместе с тем, только достоверно зная, с каким растением имеешь дело, можно делать надежные выводы о его свойствах (безопасность, съедобность, ядовитость, лечебность и пр.) и, как остроумно заметил известный специалист по биологической номенклатуре Ч. Джеффри (1980: с. 14), «… тем самым избегать неприятных последствий, связанных проверкой этих качеств на собственном опыте».

Ярким примером важности точной идентификации вида растений в практических целях служат представители рода златоцвет – Сhrysocyathus Falconer. Из двух видов рода, встречающихся в степной зоне юга Европейской России, а именно: златоцвета весеннего Сhrysocyathus vernalis (L.) Holub и златоцвета волжского Сhrysocyathus volgensis (DC.) Holub, только первый является ценнейшим лекарственным растением. Морфологическое же сходство этих видов довольно велико, и при невнимательном подходе они могут быть легко спутаны.

Крайне важно правильное определение видов растений в научных исследованиях. Ценность труда по определению химического состава растения, интенсивности его дыхания, продуктивности фотосинтеза, особенностях онтогенеза и др. ничтожна, если растение неверно определено. Великий Карл Линней, как всегда точно и кратко, сформулировал мысль о необходимости знания правильных наименований растений: «Если не знаешь названий, то теряется и познание вещей» (Линней, 1989: с. 143).

Определение растений базируется на том, что каждый вид обладает рядом постоянных признаков, совокупность которых свойственна только ему и не встречается в данной комбинации у других видов. Отсюда вытекают два условия, без которых определение невозможно или затруднено:

1) для определения надо иметь всё растение с вегетативными и репродуктивными органами, семенами и плодами или, для древесных растений и крупных трав, части всех его основных органов;

2) надо знать основы морфологии растений, разбираться в структуре растений и знать морфологическую терминологию, призванную описывать многообразие внешних форм вегетативных и репродуктивных органов.

Для определения растений служат специальные справочники – определители, иногда называемые «Флорами» той или иной территории.

 

cyberpedia.su

7.1 Морфологическое изучение и описание растений ......................... 69

7.2 Краткие сведения о классификации и номенклатуре растений .... 74

7. 3 Определение растений .................................................................... 83

7.3.1 Структура определителей и порядок определения растений.... 83

7.3.2 Практические рекомендации для определения .......................... 87

7.3.3 Оформление результатов определения растений ...................... 90

7.4 Задания для самоконтроля ............................................................... 91

8. Составление систематического списка растений и его анализ........ 93

8.1 Сводный систематический список .................................................. 93

8.2 Анализ итогов практики .................................................................. 95

8.3 Задания для самоконтроля ............................................................... 98

Правильные ответы к тестовым заданиям для самоконтроля.............. 99

Литература ...................................................... ....................................... 101

Введение

Летняя учебная практика по ботанике (раздел Высшие растения) предусмотрена учебным планом для студентов очно-заочного и заочного отделений биолого-почвенного факультета после окончания второго и четвертого семестров соответственно. В организационно-методическом плане она состоит из трех частей:

1) в период после окончания летней сессии студентов очно-заочного отделения и в период летней сессии студентов заочного отделения проводятся ознакомительные занятия, на которых студенты получают общие инструкции и задания на период прохождения практики, знакомятся с методикой проведения ботанических экскурсий, ведения дневника практики, методиками сбора, гербаризации, морфологического описания и определения растений;

2) в летний период осуществляется самостоятельное выполнение учебной практики, подготовка необходимых отчетных материалов;

3) в период установочной сессии пятого семестра студентов заочного отделения или же в начале третьего семестра студентов очно-заочного отделения проводятся зачетные занятия с подведением итогов практики.

Летняя учебная практика по высшим растениям давно стала самостоятельной учебной дисциплиной с собственными задачами и программой. Она не может быть заменена никакими иными формами занятий по ботанике или же отработана в зимнее время. Поэтому она требует самого серьезного отношения.

Во время прохождения практики, особенно на ботанических экскурсиях, следует строго соблюдать правила техники безопасности. Инструктаж по технике безопасности при работе в полевых условиях студенты получают на ознакомительных занятиях на кафедре ботаники, что фиксируется в журнале по технике безопасности.

Весь объем практики разбит на 8 учебных модулей, методические указания к выполнению которых изложены ниже.

Модуль 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРАКТИКЕ

Цель модуля

Уяснить основные методические требования к содержанию практики, ее цели и задачи, формы отчетности, время и место прохождения, изучить требования к материально-техническому оснащению прохождения практики.

Содержание модуля

1.1 Методические задачи и содержание практики

Летняя учебная практика по ботанике (раздел Высшие растения) является органичной составной частью курса по этой дисциплине. Ее основная методическая цель– закрепление, углубление и расширение знаний, полученных при изучении курса ботаники на лекциях, лабораторных занятиях и при подготовке к экзамену.

Научно-методические основы учебной полевой практики по ботанике базируются на классических методах полевого изучения растительного покрова, которые освещены в литературе, перечисленной в пункте Б списка литературы.

В ходе практики решается и ряд специфических задач, определяемых работой в полевых условиях. Это следующие:

а) ознакомление с видовым составом флоры высших растений и основными типами растительности района прохождения практики;

б) наблюдение непосредственно в природных условиях различных форм приспособления растений к разным условиям существования;

в) изучение базовых методов полевого исследования растений, приобретение навыков наблюдений за растениями и ведения полевого дневника;

г) изучение методов научного коллекционирования высших растений – сбора растений и изготовления гербария;

д) приобретение навыков описания и определения высших растений.

Таким образом, летняя учебная практика имеет самостоятельное значение как особый учебный курс и как важное звено биологического и экологического образования. Полученные на ней знания и навыки являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки биолога и биоэколога.

Содержание практикиопределяется ее задачами. Оно включает:

1) Изучение видового состава и экологических особенностей высших растений в основных типах растительности на тематических ботанических экскурсиях.

2) Изучение морфологических признаков, свойственных ведущим семействам флоры высших растений района прохождения практики, составление полных морфологических описаний и зарисовок растений из этих семейств.

3) Сбор растений и составление научной гербарной коллекции из 50 гербарных листов и 5 – 10 пакетов мхов.

4) Определение высших растений района прохождения практики, составление систематического списка всех растений, изученных в период практики.

5) Ведение дневника летней полевой практики, с отражением в нем экскурсионных маршрутов, описаний мест сбора растений, наблюдений за особенностями распространения, биологии и экологической приуроченности отдельных видов, результатов их определения.

В соответствие с содержанием практики подготавливается и отчетный материалдля зачета по практике. Он должен включать:

  • дневник летней учебной полевой практики с описанием 5 – 7 тематических ботанических экскурсий;

  • альбом с морфологическими описаниями и зарисовками представителей 10 ведущих семейств растений местной флоры;

  • аннотированный систематический список видов растений, определенных, загербаризированных и встреченных (узнанных) в период прохождения практики;

  • гербарий, включающий 50 гербарных листов сосудистых растений и 5 – 10 пакетов мхов.

На зачете студенты должны показать знание латинских и русских названий растений, их принадлежность к семействам, классам и отделам, признаков важнейших семейств цветковых растений, морфологических и экологических особенностей собранных растений, а также показать навыки определения высших растений.

Рекомендации к выполнению основных разделов летней учебной практики более подробно изложены ниже, здесь же остановимся на двух заслуживающих внимания вопросах – о месте и о времени прохождения практики. Наилучшее времяпрохождения практики в степной зоне – конец весны и начало лета. Позже число активно вегетирующих видов растений заметно сокращается. Поэтому желательно пройти практику сразу же вслед за летней сессией, т. е. в конце июня – начале июля. Если обстоятельства не позволяют сделать этого, возможно прохождение практики и во второй половине лета. Однако состав и число активно вегетирующих видов сосудистых растений будут в это время однообразнее и беднее, так что выполнение всех задач практики потребует бóльших усилий.

В качестве местапрохождения практики должен быть выбран район постоянного проживания студента, причем практику надо проходить в сельской местности, выезжая за пределы города и выходя за пределы сельских населенных пунктов. Из этого правила возможны мотивированные исключения, если, например, студент находится в длительном отпуске вдали от постоянного места жительства, где и проходит практику, и т.п.

studfiles.net

Эколого-морфологическое описание древесного растения

1. Название растения
русское   бинарное латинское семейство
2. Место обитания
растительное сообщество:
лес степь луг болото водоем, пойма Культурное сообщество    
условия освещения:
яркое освещение рассеянное освещение затенение
условия увлажнения:
избыточное умеренное недостаточное крайняя сухость
3. Общая характеристика жизненной формы
дерево кустарник кустарничек
4. Морфология скелетной части
для деревьев:
высота   диаметр ствола высота прикрепления кроны диаметр кроны форма кроны
разнообразие побегов в кроне: моноподии / симподии; укороченные / удлиненные;…   годичный побег: длина, толщина…  
для кустарников и кустарничков:
Первичный побег (наличие / отсутствие Побеги формирования (число стволиков) Побеги ветвления (число, место прикрепления) Побеги дополнения (наличие / отсутствие, число) Побеги замещения (симподиальное нарастание)
прямостоячий приподнимающийся стелющийся ползучий
аэроксильные геоксильные
Вегетативно- Подвижные   Вегетативно-неподвижные Вегетативно- подвижные Вегетативно- неподвижные
5. Морфология листа
листорасположение:
очередное супротивное мутовчатое
характер соединения листа со стеблем:
длинно-черешковый коротко-черешковый сидячий стеблеобъ-емлющий пронзенный низбега-ющий сросшиеся листья с влагали-щами
прилистники:
свободные сросшиеся с черешком сросшиеся в раструб травянистые, листовидные, пленчатые, колючие, пазушные отсутствуют
морфология листовой пластинки:
простой лист сложный лист: тройчатосложный –   пальчатосложный –   парноперистосложный –   непарноперистосложный –   многократносложный:  
цельный рассеченный
простой лист / листочек сложного форма пластинки:   край пластинки:   основание:   верхушка:   жилкование:   характер расчленения: тройчатый, пальчатый, перистый глубина расчленения: лопастной, раздельный, рассченный специальные названия:
                                                                     

продолжение таблицы

Соцветие:
моноподиальные (рацемозные, ботрические): симподиальные (цимозные):
простые: кисть щиток сложные: двойная кисть – метелка     монохазий:   извилина / завиток   дихазий   Плейохазий
6. Репродуктивные органы:
Формула, диаграмма цветка: Опыление: Сроки цветения:
Тип и название плода: Распространение: Сроки плодоношения:
7. Экологические особенности
Степень теневыносливости (светолюбие):     Влаголюбие:     Требовательность к минеральному богатству почвы:    
8. Детальная характеристика жизненной формы
По И.Г. Серебрякову:    
9. Практическая значимость, использование человеком
 
         

 

 

Описание растительности

Начинается оно с указания географического и местного положения. Желательно указывать названия только тех населенных пунктов, которые можно найти на общеупотребительных картах или атласах. Еще лучше было бы указать географическое положение в координатах географической карты.

После этого дается название растительному сообществу и оценивается описываемая площадь. Название дается по доминантам основных ярусов. Например: сосняк бруснично-зеленомошный, вересковая пустошь, сосново-еловый, чернично-сфагновый и т.п. Можно пользоваться и латинскими названиями. В этом случае виды, доминирующие в разных ярусах, разделяются знаком «–», а содоминанты одного и того же яруса объединяются знаком «+». Например: Pinus sylvestris — Vaccinium vitis-idaea — Pleurozium schreberi, Pinus sylvestris — Ledum palustre+Chamaedaphne calyculata — Sphagnum magellanicum.

Затем переходят к описанию древесного яруса (если он имеется). Для каждой древесной породы должны быть указаны диаметр (максимальный и минимальный) в сантиметрах на высоте 1,3 м (на уровне груди), высота в метрах, полнота (сумма площадей поперечных сечений деревьев), бонитет, запас, высота расположения крон и господствующий возраст. Исходя из состава и количественных соотношений на пробной площади деревьев различных пород, составляют формулу древостоя по 10-балльной шкале, выражая процент участия каждой породы целыми числами (виды, представляющие менее 10% от общего числа, считаются примесью и присоединяются к формуле знаком «+»). Каждую породу обозначают первой буквой ее русского названия. Так, состав елово-соснового леса с разным соотношением пород может быть представлен формулами от 9С1Е до 1С9Е. Сомкнутость крон оценивается как соотношение площадей проекций крон деревьев и площади чистого неба (просветы между ветками в кроне каждого дерева в расчет не принимаются). Оценка производится в долях единицы. Так, если кроны занимают 60%, а небо 40%, то сомкнутость крон оценивается как 0,6. В сложных насаждениях полог каждого древесного яруса описывается отдельно.

Большое значение при изучении лесных ценозов имеет подробная характеристика подроста всех древесных пород. Для подроста указывают формулу, сомкнутость крон, высоту, происхождение (семенное или порослевое), состояние (благонадежный или неблагонадежный), характер распределения (групповой или равномерный) и густоту размещения в тысячах штук на 1 га. Густота рассчитывается путем пересчета на 1 га количества стволов на площадке 10х10 м. Состояние определяют следующим образом. Для хвойных пород оценивают длину побега главного стебля последнего года (т.е. от верхней мутовки до верхушки) и длину боковых веточек верхней мутовки. Если длина последних превышает длину верхушечного побега, то состояние подроста неблагонадежное. Это значит, что деревца угнетены в развитии и могут либо погибнуть, либо очень долго существовать под пологом основного древостоя.

Для подлеска (яруса кустарников) обычно указывают следующие показатели: состав (по видам), сомкнутость, густоту (шт/га), высоту, характер распределения.

После того как описан древостой, переходят к описанию травяно-кустарничкового, а затем – мохового яруса. При этом оценивается проективное покрытие (в %) каждого вида относительно площади, занимаемой всем сообществом.

Таким образом, полное описание растительного сообщества могло бы выглядеть, например, так.

Травяно-кустарничковый ярусMolinia caerulea 20%, Calamagrostis arundinacea 30%, Calamagrostis epigeios 20%, Pteridium aqulinum 20%, Calluna vulgaris 3%, Vaccinium vitis-idaea 2%.

Моховой ярусDicranum polysetum 1%, Pleurozium schreberi 1%, Polytrichum commune 1%.

В лесу из-за вывала древостоя происходит осветление участков небольших размеров (несколько десятков квадратных метров). Здесь в травяном покрове происходит смена лесных видов опушечными. Такие окна могут быть как свежими (где еще можно найти остатки упавшего дерева), так и старыми, где возобновляется древесная порода. С высоты человеческого роста они воспринимаются как разновозрастные куртины подроста. Если травяно-кустарничковый и моховой ярусы в таких куртинах отличаются от соответствующих ярусов под пологом взрослого древостоя, то описания для них (так же, как и для свежих окон) следует делать отдельно, указывая на то обстоятельство, что описывается именно окно или куртина подроста определенного возраста в пределах более крупного выдела.

При составлении описания неизвестные виды растений аккуратно собираются в гербарную папку. Условное название или номер каждого экземпляра записывается на этикетку и в бланк описания растительного сообщества. На этикетке также записываются дата и номер описания. После определения растения в камеральных условиях в соответствующие описания вписываются правильные названия.

Универсальный бланк геоботанического описания выглядит следующим образом:

Геоботанический бланк

№_______________________________________

Дата_________________________________________________________

Мезорельеф:__________________________________________________

Микрорельеф:_________________________________________________

Подстилка: мощность______________ % покрытия___________________

Аспектность ___________________________________________________

Ассоциация ___________________________________________________

 

Надземная ярусность:

Ярус Подъярус Синузии Сомкнутость Высота (м)
         
         
         

 

Характеристика древесного яруса:

Вид Ярус ППярус Высота Диаметр ствола Крона (h, d)
             
             
             

 

Характеристика возобновления

Вид Характер возобновления   ЭНср ___(м2) Возрастной спектр
         
                 
                 
                 

 

Характеристика подлеска

Вид Ярус ППярус Примечание
         
         
         

 

Характеристика травяно - кустарничкового яруса

stydopedia.ru