Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений" 3 класс. Мир растений программа


Рабочая программа факультатива «Мир растений» для учащихся 5 класса

Казенное образовательное учреждение Омской области «Петропавловская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Рабочая программа

факультатива «Мир растений»

для учащихся 5 класса

Автор-составитель: Лариса Вениаминовна Козлова

Муромцево

2015 год

Пояснительная записка

Новое содержание образования требует от педагога обязательного учёта типологических и индивидуальных возможностей школьников со сниженным интеллектом и эффективного решения на практике задач их адаптации в современном обществе. Эти требования обусловили введение в программы специальной (коррекционной) школы факультативного курса «Мир растений». Факультативный курс адаптирован и рассчитан на учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Цель: расширение теоретических и практических знаний учащихся о разнообразии комнатных и декоративных растениях, о способах выращивания и ухода за ними.

Задачи:

развивать познавательный интерес учащихся к процессу выращивания традиционных и малораспространенных декоративных растений в условиях сибирского региона;

знакомить учащихся с технологиями фитодизайна внутренних помещений и декоративного оформления приусадебного участка;

формировать практические навыки устройства собственного быта, способствующие успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

продолжать экологическое образование школьников, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природным богатствам, стремление к разумному природопользованию.

Структура программы:

Программа предусматривает 5 разделов:

Роль и значение растений в жизни человека;

Особенности содержания растений в помещении;

Защита растений от вредителей и болезней;

Растения, используемые для оформления внутреннего интерьера;

Растения, используемые для оформления уличного интерьера.

Систематическая внеурочная работа предполагает следующиерезультаты:

- овладение учащимися знаниями и умениями по выращиванию декоративных и комнатных растений.

- практическое их применение для оформления дома и приусадебного участка, устройства собственного быта.

Практическим результатом является участие учащихся в оформлении помещений и территории школы – интерната, закрепление знаний и навыков в процессе работы с комнатными растениями школы-интерната, участие в выставках декоративного цветоводства.

Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончанию курса факультативных занятий обучающиеся должны знать:

виды комнатных и декоративных растений, их строение;

происхождение наиболее часто выращиваемых растений;

www.prodlenka.org

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мир лекарственных растений»

(Общеинтеллектуальное направление)

Срок реализации – 1 год.

Возраст обучающихся – 6 – 8 лет.

Составитель:

Евсюкова Людмила Владимировна,

первая квалификационная категория.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Письмом Министерства образования и науки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», на основе авторской программы внеурочной деятельности Е.А. Постниковой «Мир лекарственных растений» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011), с учётом Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов (БелРИПКППС, «Изучение эффективности внеурочной деятельности учащихся начальных классов» Белгород, 2011) и рекомендаций инструктивно - методического письма.

Особенность программы. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширя­ются знания, полученные детьми при изучении школьного ресурса окружающий мир.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педа­гога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельнос­ти людей, увлечённых общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютер­ной техники может в значительной мере повысить эффек­тивность самостоятельной работы детей в процессе поис­ково-исследовательской работы. Значительное количество занятий направлено на практи­ческую деятельность — самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-иссле­довательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в обществен­но полезных и личностно значимых формах деятельности.

Цель программы состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений, при выращивании различных расте­ний дома и т.д.

Содержание программы носит личностно ориентирован­ный, деятельностный и развивающий характер.

Возраст детей и продолжительность реализации программы

Программа «Мир лекарственных растений» предназна­чена для работы в разновозрастной группе детей 6—8 лет. Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), что соответствует учебному плану образовательного учреждения.

Авторская программа рассчитана на 140 часов, а рабочая программа – на 33 часа. Поэтому внесены следующие изменения: раздел «Вводное занятие сокращён на 3 часа, материалы разделов «Сбор и хранение лекарственного сырья» и «Использование лекарственного сырья» частично включены в изучаемые темы.

Формы подведения итогов

Подведение итогов деятельности обучающихся про­водится в форме демонстрации составленных гербариев лекарственных растений, защите проектов и выпуске школьной газеты «Лекарственные растения нашего края».

Учебно-методический план

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Культурные лекарственные растения

14

4

10

3

Дикорастущие лекарствен­ные растения

18

4

14

Итого

33

9

24

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема занятия

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Прак-

тика

По плану

Факти-

чески

Вводное занятие

1

1

1

История использования лекарственных растений. Группы лекарственных растений: дикорас­тущие и культурные.

1

Культурные лекарственные растения

14

4

10

2

Плодовые культуры, имеющие лекарственные свойства: шиповник, чёрная смородина, малина, облепиха.

1

3

Практическая работа: сбор плодов шиповника.

1

4

Практическая работа: приготовление морса из чёрной смородины.

1

5

Цветочно-декоративные растения: календула, сирень, боярышник.

1

6

Экскурсия на пришкольный участок для сбора цветов календулы.

1

7

Практическая работа: сбор плодов боярышника.

1

8

Овощные культуры, имеющие лекарственные свойства: морковь, капуста, свёкла, картофель, лук, чеснок.

1

9

Практическая работа: приготовление свежего сока моркови.

1

10

Практическая работа: приготовление витаминного салата.

1

11

Комнатные лекарственные растения: алоэ, герань, каланхоэ.

1

12

Экскурсия по школе для выявления лекарственных комнатных растений.

1

13

Практическая работа: иллюстрированный рассказ о комнатном лекарственном растении (по выбору).

1

14,

15

Подготовка и защита проектов «Культурные лекарственные растения»

2

Дикорастущие лекарственные растения

18

4

14

16

Лекар­ственные растения леса: берёза, дуб, тополь черёмуха, каштан.

1

17

Экскурсия в парк для сбора почек берёзы и тополя.

1

18

Сбор сырья для гербария.

1

19,

20

Составление гербария лекарственных растений леса.

2

21,

22

Лекарственные растения луга: тысячелистник, ромашка, полынь горькая, мать-и-мачеха.

2

-

23,

24

Практическая работа: сбор лекарственных растений луга.

2

25,

26

Составление гербария лекарственных растений луга.

2

27

Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец, подорожник, лопух, пастушья сумка.

1

28

Экскурсия по селу для выявления рудеральных растений местности.

1

29,

30

Практическая работа: сбор рудеральных лекарственных растений.

2

31

Составление гербария рудеральных лекарственных растений.

1

32

Проект: «Дикорастущие лекарственные растения нашего края»

1

33

Выпуск школьной газеты «Лекарственные растения нашего края»

1

Содержание программы

1. Вводное занятие

История использования лекарственных растений. Группы лекарственных растений: дикорас­тущие и культурные.

2. Культурные лекарственные растения

Овощные культурные растения, имеющие лекарственные свойства: морковь, капуста белокочанная, свёкла столовая, редька чёрная, картофель, салат, укроп, лук, чес­нок. Плодовые культуры: чёрная смородина, малина, шиповник, облепиха.

Цветочно-декоратив­ные растения (календула, сирень, боярышник). Комнатные растения: алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ.

Общее представление об интенсивных технологиях возде­лывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков; внедрение форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ.

Практическая работа: экскурсия с целью сбора лекарственного сырья; приготовление свежего сока моркови, а также витаминного салата из овощей; подготовка сообщений о комнатных лекарственных растениях.

3. Дикорастущие лекарственные растения

Лекар­ственные растения леса: берёза, дуб, черёмуха, тополь, каштан.

Лекарственные растения луга: тысячелистник, ромашка лекарственная, полынь горькая, мать-и-мачеха.

Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец, подорожник большой, лопух, пастушья сумка.

Практическая работа: экскурсии: в лес для сбора почек берёзы и тополя; на луг для сбора цветков и листьев тысячелистника, ромашки, мать-и-мачехи; на пустырь или вдоль просё­лочной дороги для выявления рудеральных растений; сбор и составление гербария лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственного растения; подготовка и защита проектов, выпуск школьной газеты.

Литература

1. Георгиевский В. П. Биологически активные вещества лекарственных растений / В. П. Георгиевский, Н. Ф. Комисаренко. — Новосибирск, 1990.

2. Гpay Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. — М., 2003.

3. Экология: энциклопедия. — М., 2008.

4. Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. СПб., 2006.

Интернет ресурсы: http: //www.floranimal.ru

multiurok.ru

Программа «Внутренний мир растений»

скачать Управление образования администрации

Курагинского района

Муниципальное общебразовательное учреждение

Имисская средняя общеобразовательная школа № 13

Утверждено на заседании

районного методического совета

__________________________________________

«_____»___________________2008г.

Программа

«Внутренний мир растений»

(курс по выбору для учащихся 5 класса)

Разработала:

Учитель биологии и химии

Имисской средней школы

Баяндина Галина Петровна

С.Имисское

2008г

Пояснительная записка

Актуальность: этот курс поможет учащимся овладеть более глубокими знаниями о жизни растений, об особенностях строения и физиологии растительной клетки, о воздушном и корневом питании, об особенностях роста и развития растений.

Цель и задачи курса.

  • Углубление и расширение знаний о внутреннем мире растений.
  • Ознакомление с методами и приемами постановки опытов.
  • Освещение вопросов связанных с профессиональной ориентацией учащихся.
  • Изучение вопросов охраны природы.
Образовательные и воспитательные задачи курса.

Изучая теоретический материал и выполняя практические задания, учащиеся должны овладеть знаниями о жизни растений, уметь применять полученные знания на практике при выращивании комнатных растений и проведении сельскохозяйственных работ на участке. Содержание курса позволит учащимся принять правильное решение при выборе профиля в дальнейшем обучении в школе и выборе будущей профессии.

Данный курс позволяет показать современное состояние отраслей связанных с биологией, а также рассмотреть вопросы охраны природы.

Структура курса предусматривает 17 часовую программу.

В курсе предполагается знакомство учащихся с историко-научными сведениями в области морфологии растений, даётся большой объём лабораторных работ с натуральными объектами.

Основные методы работы: поисковая беседа, проведение практических работ.

В результате проведения занятий учащиеся должны знать:

  1. Характеризовать процессы жизнедеятельности растения.
  2. Знать строение растительной клетки.
  3. Строение тканей, органов
  4. Обосновывать: значение фотосинтеза, роста, дыхания, размножения растений, как основных процессов жизнедеятельности в растительном мире.
Владеть умениями:
  • Работать с лабораторным оборудованием.
  • Готовить микропрепараты растительных клеток.
  • Готовить растворы минеральных удобрений.
  • Применять полученные знания на практике при выращивании культурных растений.
Программа

Введение (1час)

Предмет и задачи физиологии растений. Область применения знаний на практике. Учебные заведения области.

Физиология растительной клетки (7 часов)

История открытия клетки, изучение клеточного строения. Органоиды клетки и их функции. Субмикроскопическое строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки.

Лабораторная работа №1 Клеточное строение органов растений.

Лабораторная работа №2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

.Особенности питания дыхания, размножения и роста растений (8 часов)

Автотрофное питание растений его роль в природе. Корневое питание растений. Минеральные удобрения и основы их применения. Дыхание растений. Рост и развитие растений. Использование приёмов подрезки растений в ландшафтном дизайне. Размножение растений использование в практике сельского хозяйства.

Лабораторная работа №4 Пигменты, участвующие в процессе фотосинтеза.

Лабораторная работа №5 Поглощение воды корнями растений.

Лабораторная работа №6 Основные минеральные удобрения.

Лабораторная работа №7 Дыхание растений.

Экскурсия в лес.

Влияние человека на жизнь растений (1 час)

Учебно-тематическое планирование.

№ темы Название темы количество часов. Тема занятия. Лабораторная работа. Дата.
№1 Введение-1 час. Предмет и задачи физиологии растений.    
№2 Физиология растительной клетки 7 часов 1.История открытия и изучения клетки.

2.Субмикроскопическое строение клетки.

3 Основные органоиды клетки

4 Функции органоидов клетки

5.Процессы в растительной клетке.

6.Роль клеточной оболочки в транспорте веществ.

7 Плазмолиз в клетках растений

 

Л.Р.№1

Л.Р.№2

Л.Р.№3

 
№3 Особенности питания, дыхания, роста и размножения растений.

8 часов.

1. Автотрофный тип питания растений.

2.Корневое питание растений.

3 Воздушное питание растений

.4 Минеральные удобрения и основы их применения.

5 Дыхание растений.

6 Размножение и рост растений.

7 Использование растений в практике сельского хозяйства.

8. Использование приёмов подрезки растений в ландшафтном дизайне.

Л.Р.№4

Л.Р.№5

Л.Р.№6

Л.Р.№7

.

Экскурсия

 

 

 
№4 Влияние человека на жизнь растений.1 час.      
Список литературы для учителя
  1. Богоявленская А. Е. Самостоятельные работы учащихся по биологии.- Пособие для учащихся. М.: Просвещение,1984.- 128с.
  2. Ивченко С. Занимательное о ботанике.- Пособие для учителя.- М.: Молодая гвардия.- 1972.- 180с. (С 1-25) (48- 89)( С 102 – 134)
  3. Манке Г. Г. И др. Методика проведения факультативных занятий по биологии.- Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.-275с. (С219- 250)
  4. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс. Рабочая тетрадь №1: - М.: Вентана – Графф, 2001. – 64 с.
  5. Онегов А. И. Школа юннатов М.: Детская литература, 1982- с 136.
Список литературы для учащихся

Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: 6 класс. Рабочая тетрадь №1: - М.: Вентана – Графф, 2001. – 64 с.

скачать

nenuda.ru

Программа «Волшебный мир растений»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебный мир растений»

Уровень реализации программы:

начальное образование

Срок реализации: 1 год

2012 год

Информационная карта

образовательно - развивающей программы

«Волшебный мир растений»

Полное название программы Образовательно – развивающая программа

«Волшебный мир растений»

Форма проведения Групповые, теоретические и практические занятия
Цель программы создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, последовательного формирования у учащихся целостной картины окружающего мира
Тип программы адаптированная
Уровень реализации Начальное образование
Уровень применения Эколого - педагогическая направленность

Способ освоения содержания образования

Репродуктивный, творческий, алгоритмический
Срок проведения 1 год

Содержание

1. Пояснительная записка:

  • обоснование необходимости внедрения курса в учебно-воспитательный процесс ……………………………………………………………………………..
  • актуальность ………………………………………………..……….………
  • цель, задачи образовательной программы ……………….….…….………
  • отличительные особенности программы ………………………………….
  • методы и формы работы …………………………………………..…….…
  • прогнозируемый результат …………………………………………………
2. Методическое обеспечение:
  • формы занятий по каждой теме ……………….…………….………..
  • дидактический материал……………………………………………………
  • техническое оснащение занятий……………………………………………
3. Учебно-тематический план

4. Используемая литература …………………………………………………..

Пояснительная записка

Актуальность:

Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о растительном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в срав­нении с ней! На полянах и опушках живут существа, ко­торые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Даже большие обитатели Зем­ли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Животные и растения, камни и почва, вода и воздух — это всё природа. Человек — её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким — красивым, добрым, умным — должно быть его поведение в природе. Однако, многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили любить и беречь природу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. А также программа направлена на формирование основ экологической ответственности, формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в пре­дельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайше­му природному окружению и к планете в целом.

Цель программы:

создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, последовательного формирования у учащихся целостной картины окружающего мира.

Задачи программы:

  • расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
  • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учеб­ным предметам естественнонаучного цикла;
  • последовательное приобщение учащихся к детской научно-ху­дожественной, справочной, энциклопедической литературе и раз­витие навыков самостоятельной работы с ней.

Отличительные особенности программы:

Факультативный курс «Волшебный мир растений» является составной частью системы начального естественно-научного и экологическо­го образования. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн царства растений. Отвечая ес­тественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, в содержание курса включены интересные факты из жизни растений.

Готовясь к занятиям, дети обязательно должны пользоваться справочной, энциклопедической, художественной литературой. Это детские энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Я познаю мир», «Все обо всем», книги о природе, растениях, обо всем, что нас окружает. Учитель может давать задание заранее подготовить материал по той или иной теме, используя опережающий метод обучения.

Участники образовательной программы: учащиеся 2-ых классов школы.

Сроки реализации образовательной программы: один год.

Программа рассчитана на 34 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Предполагаемые результаты:

В целом преподавание курса «Волшебный мир растений» позволит полнее раскрыть воспитательный и развиваю­щий потенциал природоведческих знаний, создаст более благо­приятные условия для продолжения естественнонаучного обра­зования в последующих классах.

Нетрадиционные типы уроков:

Дидактический материал

  • Папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по всем учебным темам
  • наглядные пособия
  • подборка информационной и справочной литературы
  • набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу

Цифровые образовательные ресурсы

  • ЭУП «Природа, человек, общество»
  • ДК Multimedia «Большая детская энциклопедия»
  • ЭУП «Основы естествознания»
  • БЭНП «Энциклопедия классической музыки»
  • БЭНП «Шедевры русской живописи»
  • ЭУП «Современные чудеса света»
  • БЭНП «Серия «хочу всё знать»
* Тайны морей и океанов

* Приключения в мире растений

  • Авторские презентации

Техническое оснащение занятий

На занятиях используется следующие материалы:

- простой и цветные карандаши;

- тетради;

- линейки;

- краски;

- настольные игры;

-цветная и белая бумаги.

Оборудование:

-столы;

-стулья;

-магнитофон;

-компьютер;

-учебная доска.

Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия Примерное содержание занятия
Из истории растений
1. Картофель. Рубрики
  • «Это интересно»
  • «Звуки живой природы»
  • «Сказал, как отрезал»
(пословицы, поговорки, фразеологизмы)
  • «Рифмоплёт»
  • «В гостях у сказочных героев»
  • «Творческая мастерская»
2. Лук.
3. Капуста.
4. Морковь.
5. Свекла.
6. Горох.
7. Томат и болгарский перец.
8. Апельсин и лимон. Работа над проектом «Растение, о котором я хочу рассказать»
Травянистые растения
9. Первые цветы весны. Рубрики
  • «Это интересно»
  • «Звуки живой природы»
  • «Сказал, как отрезал»
(пословицы, поговорки, фразеологизмы)
  • «Рифмоплёт»
  • «В гостях у сказочных героев»
  • «Творческая мастерская»
10. Солнечный цветок.
11. О ромашке
12. Золотой луг.
13. Васильки
14. Колокольчик
15. Заячьи ушки.
16. Сахарный тростник
17. Кувшинки.
18. Вороний глаз.
19. Удивительные растения.

Хоровод цветов.

Работа над проектом «Мой любимый цветок»
Кустарники и кустарнички
20. Черника. Рубрики
  • «Это интересно»
  • «Звуки живой природы»
  • «Сказал, как отрезал»
  • «Рифмоплёт»
  • «В гостях у сказочных героев»
  • «Творческая мастерская»
21.

Шиповник

22. Боярышник.
23. Чайный куст. Работа над проектом «Полезный кустарник»
Деревья
24. Тайны русской берёзки. Рубрики
  • «Это интересно»
  • «Звуки живой природы»
  • «Сказал, как отрезал»
(пословицы, поговорки, фразеологизмы)
  • «Рифмоплёт»
  • «В гостях у сказочных героев»
25. В сентябре у рябины именины.
26. Липа.
27. Чудо – тополь.
28. С кем дружит дуб?
29. О лиственнице.
30. Сосна.
31. Шоколадное дерево – чудо или правда?
32. Тропики Африки
33. Диковинные деревья Работа над проектом «Волшебное дерево»
34. Ядовитые растения.

Литература

  1. Ф. Брукс, Ф. Чандлер и др. «Новая детская энциклопедия» - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
  2. Ю.Гурин «Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
  3. Т.Н. Максимова «Олимпиадные задания: 3- 4 классы. - М.: ВАКО, 2009
  4. Е.Минский «От игры к знаниям» М, 1982
  5. И.Г Сухин «Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005

perviy.ansya.ru

Программа внеурочной деятельности "Мир лекарственных растений" 3 класс

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 13»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На заседании МО учителей Зам. Директора по УВР Директор КГКОУ ШИ 13

Протокол № ______ _________ О.П. Потехина ___________ Н.В. Линькова

«___»__________ 2017г. «___» ____________2017г. «___»__________ 2017г.

.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Мир лекарственных растений»

3 класс

Учитель: Филатова О.Б.

2017 г.

«Мир лекарственных растений»

Период реализации

2017-2018, 2018 -2019 уч.г.

Основание для разработки программы

Программа по внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (от 19.12.2014года № 1599)

- Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- Годового календарного графика КГКОУ ШИ №13 на 2017/2018 учебный год

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов КГКОУ ШИ №13

Цель программы

Расширение кругозора обучающихся, формирование личностных качеств в процессе знакомства с лекарственными растениями, практического применения знаний и умений в повседневной жизни.

Задачи программы

  • Расширить знания детей о лекарственных растениях; их значении в жизни человека;

  • Научить детей использовать имеющиеся знания о лекарственных растениях в повседневной жизни;

  • Формировать умение работать индивидуально и в группе;

  • Воспитывать интерес к миру лекарственных растений, чувство бережного отношения к природе.

Перечень разделов

программы

  • Дикорастущие лекарственные растения Хабаровского края.

  • Разнообразие лекарственных растений.

  • Изучение лекарственных растений для будущей клумбы.

  • Практическая работа над проектом «Аптечная клумба».

Ожидаемые результаты

- Знать правила безопасного поведения и обращения с лекарственными растениями в природе;

- Знать и называть изученные лекарственные травы, их лечебные свойства;

- Уметь отличать знакомые лекарственные растения по запаху, внешнему виду;

- Выполнять практические действия: сеять, ухаживать за рассадой, высаживать растения на клумбу, ровнять почву после перекопки детскими граблями, оформлять клумбу;

- Научиться создавать и оформлять клумбу лекарственных растений;

- Иметь представления о сборе и хранении лекарственных растений;

- Иметь представления о применении выращенных лекарственных растений в повседневной жизни;

- Научиться понимать и выполнять задания в рабочей тетради;

- Уметь работать в группе и самостоятельно;

Пояснительная записка

В условиях перехода российского образования на Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда в коррекционной школе.

Ключевым звеном в изучении является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику с ограниченными возможностями здоровья осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием базовых учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов её достижения.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 года № 1599.

Особое внимание в программе уделено знакомству учащихся с лекарственными растениями Хабаровского края, расширению запаса знаний учащихся о лекарственных растениях, которые можно вырастить самостоятельно на пришкольном участке и их свойствах, которые можно использовать в жизни, практическим действиям по уходу за объектами живой-неживой природы.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. Образовательный процесс программы построен как последовательный переход учащегося от одного образовательного уровня к другому. Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

Данная программа позволяет реализовать личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер, при котором совокупность воспитательских средств направлена на расширение кругозора детей через знакомство с лекарственными растениями.

Цель программы состоит в расширение кругозора обучающихся, формирование личностных качеств в процессе знакомства с лекарственными растениями, практического применения знаний и умений в повседневной жизни.

Задачи программы:

  • Расширить знания детей о лекарственных растениях; их значении в жизни человека;

  • Научить детей использовать имеющиеся знания о лекарственных растениях в повседневной жизни;

  • Формировать умение работать индивидуально и в группе;

  • Воспитывать интерес к миру лекарственных растений, чувство бережного отношения к природе.

Основными формами занятий по данной программе являются комбинированные занятия, практические занятия, работа на пришкольном участке.

Методы работы:

  • Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения

  • Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций.

  • Практические методы: изготовление рисунков, схем, творческие практические работы.

Также программа предполагает использование современных технологий :

  • Технология развивающего воспитания и обучения,

  • Здоровьесберегающие технологии,

  • Игровые технологии,

  • Компьютерные технологии,

  • Проектные технологии.

Данная программа состоит из следующих разделов:

1-й раздел «Дикорастущие лекарственные растения Хабаровского края» предполагает формирование представлений о разнообразии лекарственных растений родного края, об использовании лекарственных растений человеком, формирование безопасного поведения в природе, о бережном отношении к природным дарам.

2-й и 3-й разделы «Разнообразие лекарственных растений», «Изучение лекарственных растений для будущей клумбы».

предполагает получение знаний уч-ся о лекарственных растениях, о их полезных свойствах. Также школьники узнают об условиях произрастания каждого растения, что поможет им распределить лекарственные растения на клумбе.

4-й раздел «Практическая работа» направлен на формирование практических навыков по высадке и уходу за рассадой, саженцами, на приобретение навыков по работе с землёй, на формирование начальных представлений о дизайнерской работе.

Программа предназначена для обучающихся 3-4 класса 

Срок реализации образовательной программы - 2 года. (2017-2018, 2018-2019 учебные года) 

Режим занятий. Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа в год. Во 3 классе 1 раз в неделю- 34 часа в год, в 4 классе 1 раз в неделю- 34 часа в год,

Способы отслеживания и контроля результатов обучения. Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через практические работы.

Ожидаемые результаты освоения программы.

  • Знать правила безопасного поведения и обращения с лекарственными растениями в природе;

  • Знать и называть изученные лекарственные травы: крапива, мелисса (мята лимонная), лук-порей, шнитт-лук, орегано (душица), шалфей, базилик, эстрагон (тархун), тимьян, бораго (огуречная трава), их лечебные свойства;

  • Выполнять практические действия: сеять, ухаживать за рассадой, высаживать растения на клумбу, ровнять почву после перекопки детскими граблями, оформлять клумбу;

  • Научиться создавать и оформлять клумбу лекарственных растений;

  • Иметь представления о сборе и хранении лекарственных растений;

  • Иметь представления о применении выращенных лекарственных растений в повседневной жизни;

  • Научиться понимать и выполнять задания в рабочей тетради;

  • Уметь работать в группе и самостоятельно;

Методическая литература

1 . Георгиевский В. П. Биологически активные вещества лекарственных растений / В. П. Георгиевский, Н. Ф. Комисаренко. — Новосибирск, 1990.

2. Гpay Ю. Дикорастущие лекарственные растения / Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер. — М., 2003.

3. Гулимова В. И. Эфирные масла в косметике и медицине// Медицина и косметика. — М., 2005.

4. Экология: энциклопедия. — М., 2008. 5. Энциклопедия лекарственных растений народной медицины. — СПб., 2006. 6. Интернет-сайт h

5. Усенко Н.В. "Тропинка в лес",

6. Усенко Н.В. "Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока".

Календарно–тематическое планирование

3 класс

1 четверть – 8 часов.

Дикорастущие лекарственные растения Хабаровского края.

1.

Вводное занятие. Роль растений в жизни человека. История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности.

1

2.09

2.

Древние растения Хабаровского края. Лекарственные растения различных экосистем.

1

9.09

3.

Ядовитые растения Хабаровского края.

1

16.09

4.

Хитрости лекарственных трав.

1

23.09

5.

Лекарственные растения Красной книги Хабаровского края.

1

30.09

6.

Как устроено растение. Какие части у растений лекарственные?

1

7.10

7-8

Знакомство с крапивой. Изготовление подушечек с сухими стеблями и листьями крапивы для накладывания на больные места.

2

14.10

21.10

2,3 четверть – 18 часов.

Разнообразие лекарственных растений.

1.

Вводное занятие, обсуждения названия проекта, постановка цели и задач. (Начало проектной деятельности (по созданию и оформлению клумбы лекарственных растений).

1

11.11

2.

3.

4

Практическая работа по изготовлению макета клумбы.

3

18.11

25.11

2.12

Изучение лекарственных растений для будущей клумбы.

5.

Травка-духи (Мелисса (мята лимонная).

1

9.12

6.

Лук-порей, шнитт-лук.

1

16.12

7.

Орегано (душица).

1

23.12

8.

Шалфей.

1

13.01

9.

Базилик.

1

20.01

10.

Эстрагон (тархун).

1

27.01

11.

Тимьян.

1

3.02

12.

Бораго (огуречная трава)

1

10.02

13-14

Игровая деятельность (закрепление) «Расскажи о своём зелёном друге», «Узнай по запаху». С/р игра фитобар.

2

17.02

24.02

15,

16,

17,

18

Оформление альбома «Зелёная аптека».

4

3.03

10.03

17.03

24.03

4 четверть – 8 часов.

Практическая работа над проектом «Аптечная клумба».

1.

Изготовление бумажных стаканчиков для рассады. Подготовка земли.

1

7.04

2.

Значение семени. Разбор семян. Посев семян лука-порея, шалфея, тимьяна, базилика, бораго.

1

14.04

3.

Уход за всходами рассады. Изготовление поделок из бросового материала для украшения клумбы.

1

21.04

4.

Подготовка клумбы: вскапывание, зонирование, согласно плану-схеме.

1

28.04

5.

Высадка рассады лекарственных трав на клумбу, согласно плану-схеме.

1

5.05

6.

Оформление клумбы изготовленными поделками. Уход за саженцами: полив, рыхление.

1

12.05

7.

Уход за саженцами: полив, рыхление.

1

19.05

8.

Уход за саженцами: полив, рыхление.

1

26.05

infourok.ru

Программа мир растений | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Рабочая программа (адаптирована для детей со сложной структурой дефекта)по предмету «Мир растений» 9 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена и адаптирована на основе государственной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва, 2011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации и в соответствии с требованиями минимума содержания образования.Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:Закона РФ «Об образовании»;Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212.,  23.12.2002 г., № 919Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в ГБОУ  школе-интернате VIII вида Москва, Зеленоград от 24. 05. 2012г.Единой  концепции  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Преподавание «Мира растений» должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой природой, влияние на нее.Содержание данной программы базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся.Программа рассчитана на 1 года обучения в 9 классах при нагрузке 2 часа в неделю по учебному плану.Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, коррекционные и воспитательные задачи: Расширение кругозора детей путем формирования знаний и представлений о мире растений и природном окружении.Сообщение учащимся знаний о строении и жизни растений леса, сада, огорода, поля, луга, болота и водоема.Формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето - в жизни растений.Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни растений), бережного отношения к природе.Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на пришкольном участке) и ухода за ними.Воспитание у детей любви к природе, стремление ее беречь и защищать.Программа предусматривает изучение элементарных сведений о растениях, доступных детям. Растения объединены в группы по месту их произрастания. Данное структуирование программного материала является более доступным для понимания детьми со сниженным интеллектом. У глубоко умственно отсталых детей нарушен не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, процессы познания недоразвиты, в результате чего дети получают неполное, искаженное представление об окружающем мире. Страдает процесс восприятия. Для таких детей требуется больше времени, чтобы воспринять предлагаемый материал. Они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями. Их восприятием необходимо руководить.Данная программа предлагает ведение наблюдений, организ

educontest.net

Программа «Волшебный мир растений»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебный мир растений»

Уровень реализации программы:

начальное образование

Срок реализации: 1 год

2012 год

Информационная карта

образовательно - развивающей программы

«Волшебный мир растений»

Полное название программы Образовательно – развивающая программа

«Волшебный мир растений»

^ Групповые, теоретические и практические занятия
Цель программы создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, последовательного формирования у учащихся целостной картины окружающего мира
^ адаптированная
Уровень реализации Начальное образование
^ Эколого - педагогическая направленность
Способ освоения содержания образования Репродуктивный, творческий, алгоритмический
^ 1 год

Содержание

1. Пояснительная записка:

  • обоснование необходимости внедрения курса в учебно-воспитательный процесс ……………………………………………………………………………..
  • актуальность ………………………………………………..……….………
  • цель, задачи образовательной программы ……………….….…….………
  • отличительные особенности программы ………………………………….
  • методы и формы работы …………………………………………..…….…
  • прогнозируемый результат …………………………………………………
2. Методическое обеспечение:
  • формы занятий по каждой теме ……………….…………….………..
  • дидактический материал……………………………………………………
  • техническое оснащение занятий……………………………………………
3. Учебно-тематический план

4. Используемая литература …………………………………………………..

Пояснительная записка

Актуальность:

Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о растительном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в срав­нении с ней! На полянах и опушках живут существа, ко­торые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Даже большие обитатели Зем­ли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Животные и растения, камни и почва, вода и воздух — это всё природа. Человек — её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким — красивым, добрым, умным — должно быть его поведение в природе. Однако, многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили любить и беречь природу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. А также программа направлена на формирование основ экологической ответственности, формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в пре­дельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайше­му природному окружению и к планете в целом.

Цель программы:

создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, последовательного формирования у учащихся целостной картины окружающего мира.

Задачи программы:

  • расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
  • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учеб­ным предметам естественнонаучного цикла;
  • последовательное приобщение учащихся к детской научно-ху­дожественной, справочной, энциклопедической литературе и раз­витие навыков самостоятельной работы с ней.

Отличительные особенности программы:

Факультативный курс «Волшебный мир растений» является составной частью системы начального естественно-научного и экологическо­го образования. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн царства растений. Отвечая ес­тественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, в содержание курса включены интересные факты из жизни растений.

Готовясь к занятиям, дети обязательно должны пользоваться справочной, энциклопедической, художественной литературой. Это детские энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Я познаю мир», «Все обо всем», книги о природе, растениях, обо всем, что нас окружает. Учитель может давать задание заранее подготовить материал по той или иной теме, используя опережающий метод обучения.

Участники образовательной программы: учащиеся 2-ых классов школы.

Сроки реализации образовательной программы: один год.

Программа рассчитана на 34 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Предполагаемые результаты:

В целом преподавание курса «Волшебный мир растений» позволит полнее раскрыть воспитательный и развиваю­щий потенциал природоведческих знаний, создаст более благо­приятные условия для продолжения естественнонаучного обра­зования в последующих классах.

Нетрадиционные типы уроков:

  • урок фантазирования;
  • урок – соревнование;
  • урок открытых мыслей;
  • урок – турнир;
  • урок – диспут;
  • урок – эврика;
  • урок – зачет;
  • урок творчества;
  • урок – спектакль;
  • урок – конкурс;
  • урок – конференция;
  • урок – сказка;
  • урок взаимного обучения;
  • урок – КВН;
  • урок – путешествие;
  • аукцион знаний;
  • волшебный конверт;
  • урок – исследование;
  • экскурсия в музей;
  • урок – экспедиция;
  • урок – поиск;
  • урок взаимообучения;
  • интегрированный урок;
  • урок – поход;
  • урок самостоятельного поиска знаний;
  • урок – биография;
  • урок – рассказ;
  • урок художественного чтения;
  • урок – игра;
  • стихотворно-музыкальный урок;
  • деловые, ролевые, ситуационные игры и т. д.

Дидактический материал

  • Папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по всем учебным темам
  • наглядные пособия
  • подборка информационной и справочной литературы
  • набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу

Цифровые образовательные ресурсы

  • ЭУП «Природа, человек, общество»
  • ДК Multimedia «Большая детская энциклопедия»
  • ЭУП «Основы естествознания»
  • БЭНП «Энциклопедия классической музыки»
  • БЭНП «Шедевры русской живописи»
  • ЭУП «Современные чудеса света»
  • БЭНП «Серия «хочу всё знать»
* Тайны морей и океанов

* Приключения в мире растений

  • Авторские презентации

Техническое оснащение занятий

На занятиях используется следующие материалы:

- простой и цветные карандаши;

- тетради;

- линейки;

- краски;

- настольные игры;

-цветная и белая бумаги.

Оборудование:

-столы;

-стулья;

-магнитофон;

-компьютер;

-учебная доска.

Календарно – тематическое планирование

№ занятия Тема занятия Примерное содержание занятия
Из истории растений
1. Картофель. Рубрики
  • «Это интересно»
  • «Звуки живой природы»
  • «Сказал, как отрезал»
(пословицы, поговорки, фразеологизмы)
  • «Рифмоплёт»
  • «В гостях у сказочных героев»
  • «Творческая мастерская»
2. Лук.
3. Капуста.
4. Морковь.
5. Свекла.
6. Горох.
7. Томат и болгарский перец.
8. Апельсин и лимон. Работа над проектом «Растение, о котором я хочу рассказать»
Травянистые растения
9. Первые цветы весны. Рубрики
  • «Это интересно»
  • «Звуки живой природы»
  • «Сказал, как отрезал»
(пословицы, поговорки, фразеологизмы)
  • «Рифмоплёт»
  • «В гостях у сказочных героев»
  • «Творческая мастерская»
10. Солнечный цветок.
11. О ромашке
12. Золотой луг.
13. Васильки
14. Колокольчик
15. Заячьи ушки.
16. Сахарный тростник
17. Кувшинки.
18. Вороний глаз.
19. Удивительные растения.

Хоровод цветов.

Работа над проектом «Мой любимый цветок»
Кустарники и кустарнички
20. Черника. Рубрики
  • «Это интересно»
  • «Звуки живой природы»
  • «Сказал, как отрезал»
  • «Рифмоплёт»
  • «В гостях у сказочных героев»
  • «Творческая мастерская»
21. Шиповник
22. Боярышник.
23. Чайный куст. Работа над проектом «Полезный кустарник»
Деревья
24. Тайны русской берёзки. Рубрики
  • «Это интересно»
  • «Звуки живой природы»
  • «Сказал, как отрезал»
(пословицы, поговорки, фразеологизмы)
  • «Рифмоплёт»
  • «В гостях у сказочных героев»
25. В сентябре у рябины именины.
26. Липа.
27. Чудо – тополь.
28. С кем дружит дуб?
29. О лиственнице.
30. Сосна.
31. Шоколадное дерево – чудо или правда?
32. Тропики Африки
33. Диковинные деревья Работа над проектом «Волшебное дерево»
34. Ядовитые растения.

Литература

  1. Ф. Брукс, Ф. Чандлер и др. «Новая детская энциклопедия» - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
  2. Ю.Гурин «Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
  3. Т.Н. Максимова «Олимпиадные задания: 3- 4 классы. - М.: ВАКО, 2009
  4. Е.Минский «От игры к знаниям» М, 1982
  5. И.Г Сухин «Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005

fs.nashaucheba.ru