Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Презентация по окружающему миру на тему "Части растений" (3 класс). Мир растений части растений


"Растения. Части растений" (по системе Л.В. Занкова). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Тема: Растения. Части растений. (с.22-23)

Цели:

  • дать понятия о частях растений, о их различиях по определенным признакам;

  • учить различать деревья, травы, цветы, кустарники;

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе.

Оборудование: учебник “Мы и окружающий мир”, иллюстрации растений (деревьев: осины, березы; трав, ромашки, крапивы, чеснока, помидоров, земляники, кустарников, луны, моря, гор).

Ход урока

1

. Организация класса.

- Проверим готовность к уроку.

1) Книги “Мы и окружающий мир”, тетрадь “Я и окружающий мир”.

2) Фломастеры, ножницы, клей.

2

. На доске

- Картинки с предметами живой и неживой природы – что это?

- На какие группы Вы бы разделили эти предметы? (Дети отделяют растения и животных, предметы неживой природы).

- На какие группы разделили?

- По какому признаку? (Живая и неживая природа. Обоснование детей).

- О чем конкретно мы поговорили, Вы узнаете отгадав загадки и получив ключевое слово.

Загадки

3. Работа с таблицей.

1) - Какое ключевое слово получили?

- А что Вы хотели бы узнать о растениях?

- А что вы уже о них знаете?

2) Учебник “Мы и окружающий мир” с.24-25

Части растения.

1) Прочитайте, как они называются.

2) Найдите эти части, поставьте цифры соответствующие частям.

3) Какие части растения расположены над землей? Зачем растению корень?

Физминутка.

4. Народные приметы (на доске плакат).

- Как показана зависимость растений от неживой природы в народных приметах.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Если бы на горох мороз, он бы через тын перерос.

Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

5. Разновидности растений

(с.25 “Мы и окружающий мир”).

- Какому из этих растений соответствует название:

Дерево?

Кустарник?

Травянистое растение?

(Дети называют растения)

6. Узнай по описанию вид каждого растения.

1,2 – растение

3 – дерево.

- докажи и обоснуй ответ.

- Какой из признаков существенный, т.е. который относится только к данному понятию? (Листья, корень, большой ствол, покрытый корой).

- Опишите кустарник, траву.

- А какие растения украшают наш класс? Сравните назовите их части (показать растение – цветок и его части).

- А какие еще растения растут в нашей местности?

- А, чтобы растения могли нас радовать... (их надо беречь).

7. Сценка “Береги растения”.

“Белая черемуха”.

Девочка “черемуха”, читает стихи:

Расцвела черемуха около ручья, На апрельском солнышке ветками шепча. Легкая, как облачко, чистая, как снег! Радовался деревцу каждый человек. Приходили девочки посидеть под ней И могла цвести она много-много дней. Любуясь черемухой проходят девочки.

- Это чья черемуха?

- Да ничья! Белая снегурочка у ручья.

Появляется лесная ведьма. Она оглядывается по сторонам, обламывает ветки, бросает на сцену и убегает.

Возвращаются девочки.

- Прибежали девочки, А снегурочки нет. Лишь в пыли валяется Вянущий букет.

1-я - А была черемуха чистая, как снег Радовался деревцу каждый человек.

Ведущий:

- Кто здесь был?

- Кто это сделал?

- Опять лесная ведьма. Надо найти ее и объяснить, как себя вести в природе.

- А Вы видели что-нибудь подобное? Где? Когда?

Если останется время, работаем в тетради “Я и окружающий мир” с. 16-17.

  1. Дорисуй недостающие части растений.
  2. Выбери животных, а остальные карточки раздели на группы.

Итог.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Мир растений

Наука, изучающая мир растений, именуется ботаникой. В процессе практической деятельности людей появились знания о ботанике и со временем постепенно накапливались. Сбор корней, луковиц, клубней, семян можно считать начальным этапом в изучении человеком мира растений. Различать растения, ориентируясь, где съедобные, а где – нет, ядовитые или лекарственные, определять места их произрастания, сроки сбора, приготовления и особенности хранения, корни, а также то, как питается растение, какая почва должна быть, чтобы растение получало все необходимы питательные вещества для здорового полноценного роста - все это было человеку просто необходимо в повседневной жизни.

Время появления ботаники как отрасли науки относят к 200 – 300 гг. до нашей эры. Известные древние ученые Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) и Феофраст (371 – 286 гг. до н . э.) стояли у ее истоков. Их заслугой является систематизация собранной информации о различных растениях, их строении, а также особенностях их культивирования, зонах распространения, применении в пищу и в хозяйстве.

Ботаника в современном мире является наукой, включающей множество отраслей. Основная направленность ее состоит в том, чтобы исследовать каждое растение, в отдельности, а также их сообщества, образующие в свою очередь леса, степи, луга. Огромный объем материалов изучается ботаническими науками – состав отдельных частей растений, особенности их роста, взаимоотношения их с окружающим миром; порядок распределения по природным зонам, особенности эволюции представителей царства растений, предпосылки для появления огромного количества уникальных растений, классификации их по различным признакам, возможности рационального применения особенно ценных в хозяйстве растений и проведение исследований для культивирования ранее не известных кормовых, овощных, плодовых и лекарственных растений. Актуальной является проблема охраны ресурсов природы и, в том числе, растений (особенно редких и вымирающих видов). Баланс в сообществах растений формируется в течение тысячелетий, поэтому нарушения в связи с исчезновением даже одного из растений наносят ощутимый урон природе.

Для проведения исследовательской работы широко применяются различные экспериментальные методы и технические приспособления, такие как микроскопическая (электронная и световая) и вычислительная техника, другое современное оборудование. Имеет место тесная взаимосвязь ботаники с другими науками – лесоводством, почвоведением, зоологией, агрономией, медициной, химией, геологией.

Цветковые растения – это корень, стебель, лист, цветок и плод, а точнее это деревья, кустарники и травы. Именно благодаря корню, стеблю и листьям растение питается. Вот почему корень, стебель и лист называют органами питания. При помощи цветков и плодов растение может размножаться. Другими словами цветок и плод называют органами размножения. К деревьям и кустарникам относятся многолетние растения с деревянистыми стеблями. Травы имеют сочные и зелёные травянистые стебли, которые в свою очередь бывают однолетние, двулетние и многолетние.

Строение растенийКаждое растение имеет в себе протоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком, и оболочку. Клетка имеет тонкую, слегка прозрачную оболочку, через которую очень легко видно «невооружённым глазом» внутреннее содержимое клетки - протоплазму. Более плотное округлое вещество внутри протоплазмы – это ядро. Протоплазма не заполняет всей клетки и то пространство, которое не занято протоплазмой, наполнено клеточным соком – вакуолей. Если клеточного сока бывает очень много, в результате чего вакуоля заполняет почти всю клетку, а протоплазма лишь тонким слоем выстилает оболочку клетки изнутри.

СеменаСемя покрыто гладкой, блестящей плотной кожурой на которой легко можно рассмотреть небольшой рубец, именно в месте рубчика семя было прикреплено к створке боба. Плотная кожура защищает семя до тех пор, пока оно не прорастёт, при прорастании семени кожура разрывается. Из внутренней части семени вырастает главная часть семени – зародыш (новое растение).

  

Питание растенийЕстественно в первое время своего существования проросток может жить без необходимой для него почвы, потому что питается органическими и минеральными веществами, которые хранятся в семени. Но запасы питательных веществ не бесконечны и по мере роста проростка истощаются. Где брать необходимые питательные вещества? Конечно из почвы. Именно почва с помощью корней растения, даёт возможность проростку всасывать необходимые питательные вещества для роста.

Корень растенияКорень является очень важным органом растения. При помощи корней растение укрепляется в почве, всасывает из почвы воду и растворённые в воде минеральные соли. Главный корень развивается из зародышевого корня. От главного, корня отходят боковые корни. Придаточные корни вырастают на стебле.

 

Листья растенийЛист состоит из двух частей – это листовой пластинки и черешка. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю, но стоит заметить, что не каждое растение имеет черешки. Например, некоторые полевые растения, такие как лён, или комнатные растения, такие как алоэ, имеют листья без черешков. Они прикреплены к стеблю только лишь листовой пластинкой и в отличие от черешковых называются сидячими. На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок.

Стебель растения – очень важный орган растения, по стеблю идёт передвижение питательных веществ и листья растения тянутся к свету. Кроме этого в стебле откладываются запасные органические вещества. Стебель растёт в высоту своей верхушкой, в толщину благодаря делению и росту клеток камбия. Стебли растений очень разнообразны, поэтому существуют надземные и подземные стебли, а также деревянистые и травянистые.

Размножение растений - благодаря питанию, дыханию и росту - растения существуют, но чтобы продолжать свой род, растение должно размножаться. Размножаться растения могут различными способами – вегетативными, семенными. Переоценить хозяйственное значение размножения растений практически невозможно. Но благодаря различным способам размножения растений у людей есть возможность получить определенное количество необходимых растений, а также засеивать поля, заниматься высадкой лесов.

Жизнедеятельность растений - рассмотрев строение растений, можно выделить главные признаки: питание растений осуществляется из воздуха и из почвы; дыхание растений - как и любой другой живой организм, растение дышит кислородом; роль клеток в жизни растения – любое растение формируется из клеток, которые в свою очередь состоят из ядра и протоплазмы; рост и движение растений - растение постоянно растет, рост его стебля, корня и листьев очень заметен. Также увеличиваются в размерах за счет роста цветки и плоды; развитие растений - ярко выраженные изменения происходят с растениями в течение всего их существования; размножение растений – любые живые организмы могут размножаться, и растения тому не исключение.

Водоросли – это группа самых низших, автотрофных, как правило, водных, растений, содержащих хлорофилл и другие пигменты, которые вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. Цветков и семян не имеют, споры лишены твёрдой оболочки. Средой обитания водорослей является вода: пруды, реки, моря, озера, океаны. Только малая часть представителей этой группы растений могут обитать на суше в местах с повышенной влажностью. Водоросли имеют огромное значение в существовании водоемов. Благодаря жизнедеятельности водорослей, из воды поглощается углекислый газ и выделяется кислород. Вследствие этого процесса обеспечиваются благоприятные условия для дыхания и жизни обитателей озер, рек, прудов, в том числе рыб.

Грибы - царство живой природы, объединяющее в себе эукариотические организмы (сочетают в себе признаки, растений и животных). Грибы изучает наука микология, которая считается разделом ботаники, так как раньше грибы относили к царству растений. Строение грибов очень простое. Они не имеют цветков, листьев стеблей и корней. Все тело гриба представлено сплетением прозрачных нитей, формирующих грибницу. Грибы могут обитать в темных местах в связи с отсутствием у них хлорофилла, в результате чего грибам необходима для жизни влага. Грибы бывают съедобные и несъедобные.

Растительный мир удивительно разнообразен.Многие растения имеют корни, стебли и листья. К ним принадлежат покрытосеменные, голосеменные и папоротникообразные растения. Другие растения, например мхи, имеют стебель и листья, но не имеют корней. Все растения (мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные), у которых тело расчленено на стебли и листья, называются высшими растениями.Многие растения не имеют ни стеблей, ни листьев. К этим группам принадлежат бактерии, водоросли, грибы, лишайники. Эти растения, у которых тело не расчленено на стебель и листья, носят название низших растений.Некоторые низшие растения имеют очень простое строение: они представляют собой одну клетку. К таким растениям принадлежат бактерии, одноклеточные водоросли и низшие грибы.Большинство растений имеет зелёный цвет благодаря присутствию хлорофилла: Зелёные растения создают, органические вещества из неорганических. Однако некоторые растения не имеют хлорофилла. Их пищей являются готовые органические вещества. К этим растениям принадлежат бактерии и грибы. Многие растения размножаются спорами. Таковы все низшие растения, а из высших — мхи и папоротникообразные. Семенами размножаются голосеменные и покрытосеменные растения.Из всех растений покрытосеменные имеют наиболее высокую организацию. Они получили широкое распространение в природе. Покрытосеменные являются господствующей на земле группой растений.Наиболее важное народнохозяйственное значение имеют самые высшие - покрытосеменные растения и самые низшие - бактерии.

Это далеко не вся информация о растениях и деревьях. В дальнейшем Вы узнаете много интересной и полезной информации о стеблях, о передвижении веществ в растении, о многообразии цветковых растений и основных группах растений.

beaplanet.ru

Окружающий мир 2 класс Части растений

Окружающий мир ( 2 класс ) Части растений

Части растения – это корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Все эти части есть у травянистых растений, кустарников, деревьев.

Корень Рост растения начинается с корня. С помощью корневых волосков растения получают из почвы воду и растворённые в ней питательные вещества.

Корни укрепляют растения в почве. У старого многолетнего дуба корни уходят в глубь земли на 15 и более метров. У берёзы и ели корни прорастают не так глубоко.

Стебель Стебли разных растений неодинаковы. У травянистых растений стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников – твёрдые, одревесневшие.

Лист Разнообразны и листья растений. Листья сосны и можжевельника называются хвоёй. А сами эти растения хвойными. сосна можжевельник

Берёза, рябина, осина, тополь и орешник– лиственные растения. Отгадайте, какое дерево потеряло эти листочки? « Красавец» - так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево богатырь. дуб

Стоит Алёна: Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан. берёза

Он встречает самым первым осени приход. Кружит в воздухе весёлый Листьев хоровод. Землю быстро укрывает Золотым ковром – Пусть родная засыпает Долгим зимним сном. клён

Никто не пугает, А она вся дрожит. осина

Это он – знают все Чемпион по росту. И достать его макушку Вам совсем не просто. Потому, что он за лето Вырастает на 2 метра. тополь

Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела, Красные кораллы. рябина

В зелёном листе происходят удивительные превращения. Из углекислого газа, воздуха и воды лист вырабатывает органические питательные вещества, из которых строится организм растений. Листья выделяют в воздух значительное количество кислорода, которым дышим мы и все живые организмы.

Удивительны листья кувшинки Виктории , растущей в Южной Америке. Они бывают около 2 метров в диаметре. Такой лист выдерживает большой груз и не тонет.

Цветок Цветки растений тоже разнообразны.

цветение берёзы цветы жасмина

цветение боярышника и черёмухи

цветение шиповника и жасмина

Плоды и семена Плоды разных растений непохожи между собой, но они всегда образуются на месте цветков. В плодах находятся семена. Плоды защищают семечко от повреждений, замерзания и засыхания. Семя даёт жизнь новому растению. Некоторые семена могут сохраняться и прорастать через 10, 20, 40 и даже 100 лет.

Плоды очень разнообразны по форме и величине. шиповник Плоды бывают сухие и сочные. вишня

Виды плодов семянка крылатка костянка орех боб коробочка зерновка ягода

Крылатка череда клён одуванчик

Зерновка пшеница рожь

Костянка слива абрикос

черешня персик

Семянка земляника подсолнух

Коробочка мак

бересклет фиалка

Орех лещина

грецкий орех

Боб горох фасоль

Ягода виноград арбуз

апельсин лимон

помидор тыква

КОНЕЦ

present5.com

Презентация по окружающему миру на тему "Части растений" (3 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Части растения 900igr.net

2 слайд Описание слайда:

Части растения – это корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Все эти части есть у травянистых растений, кустарников, деревьев.

3 слайд Описание слайда:

К о р е н ь Рост растения начинается с корня. С помощью корневых волосков растения получают из почвы воду и растворённые в ней питательные вещества.

4 слайд Описание слайда:

Корни укрепляют растения в почве. У старого многолетнего дуба корни уходят в глубь земли на 15 и более метров. У берёзы и ели корни прорастают не так глубоко.

5 слайд Описание слайда:

Побег Основная часть растения: стебель с листьями и почками

6 слайд Описание слайда:

Л и с т Разнообразны и листья растений. Листья сосны и можжевельника называются хвоёй. А сами эти растения хвойными. сосна можжевельник

7 слайд Описание слайда:

Берёза, рябина, осина, тополь и орешник– лиственные растения. дуб Отгадайте, какое дерево потеряло эти листочки? « Красавец» - так переводится латинское, научное название этого дерева . Но оно не только красиво: это дерево - богатырь.

8 слайд Описание слайда:

берёза Стоит Алёна: Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан.

9 слайд Описание слайда:

Он встречает самым первым осени приход. Кружит в воздухе весёлый Листьев хоровод . Землю быстро укрывает Золотым ковром – Пусть родная засыпает Долгим зимним сном . клён

10 слайд Описание слайда:

осина Никто не пугает, А она вся дрожит .

11 слайд Описание слайда:

рябина Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела, Красные кораллы.

12 слайд Описание слайда:

Это он – знают все Чемпион по росту. И достать его макушку Вам совсем не просто. Потому, что он за лето Вырастает на 2 метра . тополь

13 слайд Описание слайда:

В зелёном листе происходят удивительные превращения. Из углекислого газа, воздуха и воды лист вырабатывает органические питательные вещества, из которых строится организм растений. Листья выделяют в воздух значительное количество кислорода, которым дышим мы и все живые организмы .

14 слайд Описание слайда:

Удивительны листья кувшинки Виктории , растущей в Южной Америке. Они бывают около 2 метров в диаметре. Такой лист выдерживает большой груз и не тонет.

15 слайд Описание слайда:

С т е б е л ь Стебли разных растений неодинаковы. У травянистых растений стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников – твёрдые, одревесневшие.

16 слайд Описание слайда:

Ц в е т о к Цветки растений тоже разнообразны.

17 слайд Описание слайда:

цветение берёзы цветы жасмина

18 слайд Описание слайда:

цветение боярышника и черёмухи

19 слайд Описание слайда:

цветение шиповника и жасмина

20 слайд Описание слайда:

Плоды и семена Плоды разных растений непохожи между собой, но они всегда образуются на месте цветков. В плодах находятся семена. Плоды защищают семечко от повреждений, замерзания и засыхания. Семя даёт жизнь новому растению. Некоторые семена могут сохраняться и прорастать через 10, 20, 40 и даже 100 лет .

21 слайд Описание слайда:

Плоды очень разнообразны по форме и величине. Плоды бывают сухие и сочные . шиповник вишня

22 слайд Описание слайда:

Виды плодов костянка семянка коробочка ягода орех крылатка зерновка боб

23 слайд Описание слайда:

Крылатка клён череда одуванчик

24 слайд Описание слайда:

Зерновка пшеница рожь

25 слайд Описание слайда:

Костянка слива абрикос

26 слайд Описание слайда:

черешня персик

27 слайд Описание слайда:

Семянка земляника подсолнух

28 слайд Описание слайда:

Коробочка мак

29 слайд Описание слайда:

бересклет фиалка

30 слайд Описание слайда:

Орех лещина

31 слайд Описание слайда:

грецкий орех

32 слайд Описание слайда:

Боб горох фасоль

33 слайд Описание слайда:

Ягода виноград арбуз

34 слайд Описание слайда:

апельсин лимон

35 слайд Описание слайда:

помидор тыква

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация содержит подробный материал для проведения урока по теме "Части растений" . Сначала рассказано о каждой части растения, она показана и представлена фотография, в конце презентации представлены несколько растений, которые дети отгадывают и могут назвать их части, представленные на иллюстрации.

Общая информация

Номер материала: 291310

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Урок с презентацией по окружающему миру "Части растений" (2 класс)

Технологическая карта урока

Ф.И.О. автора_Баданина Татьяна Александровна________________________________Предмет: окружающий мир_______________________________________________________Класс: 2________________________________________________________________________Наименование учебно-методического комплекта (УМК): ПНШ____________________

Тема урока: Части (органы) растений. Корень, стебель, лист___________________________

Тип урока: комбинированный_____________________________________________________

Место урока в системе уроков _2 урок в теме «Цветковые растения» («Солнце, воздух, вода и ...растения» - тема в учебнике)

Цель: систематизировать и расширить представления о растении как целостном организме.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с внешним строением цветкового растения, его частями (органами), показать основную роль каждого органа растения в жизни целого растения; учить различать изученные части (органы) растения Развивающие: развивать умения: анализировать изображения растений и их частей, обнаруживать и распознавать отдельные части растений, так и растения в целом; сравнивать отдельные части растений; совершенствовать умение учеников рассуждать на основе увиденного, описывая изученные процессы жизни растений; перерабатывать полученную информацию; наблюдать за опытами, делать на их основе выводы и объяснять на доступном уровне явления растительного мира.Воспитательные: формировать бережное и эмоционально-ценностное отношение к растениям через ознакомление учащихся с ролью каждого органа растения в жизни целостного живого организма.

УУД:

Предметные УУД: закрепление знаний об условиях, необходимых для жизни растений и о роли неживой природы в их жизни; познакомить учащихся с внешним строением цветкового растения, его частями (органами), показать основную роль каждого органа растения в жизни целого растения; учить различать изученные части (органы) растения

Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  1. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  2. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Работая по предложенному плану,использовать необходимые средства (учебник,приборы, гербарии).Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. Слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: развивать умения детей на основе наблюдений и опытов сравнивать объекты, делать выводы под руководством учителя; находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке; совершенствовать умение воспринимать и анализировать графические модели, анимационные сюжеты. Использовать словарь учебника, гербарии растений, дополнительный материал из Интернета в процессе изучения нового материала.Личностные УУД: воспитание интереса к изучению растительного мира и формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к растениям и миру в целом.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: усвоить первоначальные сведения о строении цветковых растений, об особенностях процессов, характерных для жизни растений. Умение наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира.

Предметные результаты в области ИКТ: проводить наблюдения, используя цифровое оборудование (микроскоп), делать выводы на основании полученных результатов. Использовать дополнительный материал из коллекции ЭОР в процессе изучения нового материала

Метапредметные результаты: умение работать с информацией, представленной в разных формах. Развивать способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность под руководством учителя.

Личностные результаты: формировать ценностно-смысловую ориентацию (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность. Формировать учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам.

Основные понятия: части (органы) растений, корень, стебель, лист, цветок, плод, семена

Межпредметные связи: русский язык

Ресурсы:

основные: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник. В 2-х частях. – М: Академкнига/ Учебник.2012 год

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс. в 2-х частях. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник. 2013 год

Гербарии

Мультимедийная презентация (Приложение №1)

Цифровой микроскоп

дополнительные: ЭОР (Приложение №3), ноутбук, проектор

Основная часть

Дидактическаяструктура урока

(этапы урока)

Планируемые результаты

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельностьучеников

Деятельностьучителя

1. Мотивация учебной деятельности

Познавательный интерес к изучению растительного мира.

Просмотр ряда изображений

(слайд 1)

-Это растения.

-Назовите объекты. Встречали их в природе? Любовались ими?

-Как назвать одним словом данные природные объекты?

-Одинаковые они? Есть у растений что-то общее?

2. Актуализация знаний и постановка проблемы

Умение осуществлять поиск необходимой информации в зависимости от поставленной проблемы

1) Дополнение графической схемы «Что нужно растению для жизни»

(слайд 2)

2) Работа с загадкой (рабочая тетрадь, № 36 Стр. 26)

3) Работа с содержанием учебника

Называют условия, необходимые для жизни растений

-отгадка: корень, лист, стебель

Ищут по содержанию тему «Корень, лист, стебель», с.63

Органы

-Какой вопрос задает вам цветочек в горшочке?

- Дополните схему. (после ответов, по щелчку в пустых рамках появляются слова)

Отгадайте загадку. Ответьте на вопрос .

Найдите в учебнике тему «Корень, стебель и лист»

Корень, лист, стебель — это что?

-Какова тема урока?

(Открывается на экране)

-Как по-другому называют части растения?

3. Целеполагание и планирование

Умение ставить цель и планировать работу под руководством учителя.

(слайд 3)

Работа с планом с недостающими данными

(слайд 3)

(по щелчку появляются сначала рамочки, затем — план. После определения обучающимися недостающих пунктов, по щелчку они появляются в плане)

Работа со словарем учебника

Физминутка для глаз

Ставят цель.

Анализируют план.

В словаре ищут нужное определение

Дополняют план.

-Какова цель урока

(цель появляется на экране)

-Посмотрите на план урока. Согласны с ним?

  1. Корень и его значение для растений.

  2. Стебель и его значение для растений

  3. Лист и его значение для растений.

  4. ?

  5. ?

-Чтобы определить недостающие пункты плана, обратимся к словарю. Найдите объяснение выражения «орган растения»

-Дополните план.

4. Усвоение новых знаний

Конкретные представления учащихся о растении - целостном организме.

1) Просмотр ряда изображений

(слайд 4)

2) Работа с учебником: знакомство с описанием опыта, рассматривание иллюстраций в учебнике(с. 63-64)

3) Работа с цифровым микроскопом. Рассматривание образца «Стебель хлопка» и «Древесный ствол»

Физминутка для снятия напряжения со всех групп мышц.

4) Просмотр flesh-анимации из коллекции ЭОР на тему «Дыхание корня»

5) Работа с учебником и цифровым микроскопом. Рассматривание листа растения.

6) Просмотр ряда изображений (слайд 5).

Объяснение учителя.

Рассматривают изображения. Называют части растений.

Высказывают свое мнение о значении корня.

На основе опыта делают вывод о значении корня.

Делают выводы о значении стебля на основании опыта.

Работают с микроскопом, делают выводы.

Просматривают сюжет, делают выводы

Читают текст в учебнике, рассматривают иллюстрации (с.64-65),

делают выводы о дыхании листа

Высказывают свое мнение.

Рассматривают изображения, слушают объяснение учителя.

Делают вывод о значении цветка и плода с семенами в жизни растения.

-Какие органы растений изображены на фотографиях? Узнали эти растения?

-Могут эти части жить отдельно от растения?

-А растение может обойтись без какого-то из органов?

Выясним, почему.

-Напомните первый пункт плана.

-Зачем растению корень?

-Прочитайте описание опыта, рассмотрите иллюстрации.

-Какой вывод сделали о значении корня?

-Напомните второй пункт плана.

Что вы узнали о значении стебля из описанного опыта?

-Найдите подтверждение опыта, рассмотрев в микроскоп стебель хлопка и ствол дерева

-Какой газ растение берет для дыхания? А какой выдыхает?

-Как вы думаете, какая часть растения дышит?

-Посмотрите анимационный сюжет. Какую еще работу выполняет корень?

-А только ли корень дышит? Найдите ответ в учебнике.

Рассмотрите лист растения в микроскоп.

-Сделайте вывод, какое значение имеет лист в жизни растения.

-Напомните 4-й и 5-й пункты плана.

-Зачем растению цветки?

-Что образуется на месте цветков?

Цветок привлекает своей яркой окраской насекомых-опылителей, которые, перенося пыльцу с одного цветка на другой, опыляют растения. После этого, на месте цветка образуется плод с семенами.

С помощью семян растения размножаются. Небольшие легкие семена переносятся в другое место. Из созревшего семени, упавшего в почву, вырастает новое растение. Так растения занимают новые места - расселяются и увеличивают свое количество.

5.Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Осознанное освоение нового материала и применение новых знаний.

1) Работа с гербариями в парах

Рассказывают друг другу о гербарных экземплярах

Рассмотрите гербарии. Выясните названия растений. Найдите у растений органы, покажите их соседу по парте.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Оценка своей работы на «волшебной линеечке»

Применение новых знаний, умение осуществлять проверку по образцу

1) Дополнение графической схемы «Допиши части растения»

(на ноутбуке или на карточке)

Приложение №2

2) Доп.

задание: решить кроссворд по теме «Части растений»

(на ноутбуке или карточке)

Приложение №2

Выполняют задание на ноутбуке.

Проверяют, оценивают

Выполняют задание на ноутбуке или карточке. Проверяют себя по образцу, оценивают.

-Дополните схему

Проверьте себя по образцу(слайд 6)

Оцените себя на «волшебной линееечке»

-Решите кроссворд, проверьте себя (слайд №7)

Оцените себя.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Осознание уровня и качества усвоения новых знаний.

Анализируют свои действия.

Рассказывают о результате своей работы на уроке, дают ей оценку.

-Какую тему изучали?

-Какую ставили цель?

-Достигли поставленной цели?

-Над чем надо еще поработать?

www.metod-kopilka.ru

Мир растений | Учеба-Легко.РФ - крупнейший портал по учебе

Наука, изучающая мир растений, именуется ботаникой. В процессе практической деятельности людей появились знания о ботанике и со временем постепенно накапливались. Сбор корней, луковиц, клубней, семян можно считать начальным этапом в изучении человеком мира растений. Различать растения, ориентируясь, где съедобные, а где – нет, ядовитые или лекарственные, определять места их произрастания, сроки сбора, приготовления и особенности хранения, корни, а также то, как питается растение, какая почва должна быть, чтобы растение получало все необходимы питательные вещества для здорового полноценного роста - все это было человеку просто необходимо в повседневной жизни.

Время появления ботаники как отрасли науки относят к 200 – 300 гг. до нашей эры. Известные древние ученые Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) и Феофраст (371 – 286 гг. до н . э.) стояли у ее истоков. Их заслугой является систематизация собранной информации о различных растениях, их строении, а также особенностях их культивирования, зонах распространения, применении в пищу и в хозяйстве.

Ботаника в современном мире является наукой, включающей множество отраслей. Основная направленность ее состоит в том, чтобы исследовать каждое растение, в отдельности, а также их сообщества, образующие в свою очередь леса, степи, луга. Огромный объем материалов изучается ботаническими науками – состав отдельных частей растений, особенности их роста, взаимоотношения их с окружающим миром; порядок распределения по природным зонам, особенности эволюции представителей царства растений, предпосылки для появления огромного количества уникальных растений, классификации их по различным признакам, возможности рационального применения особенно ценных в хозяйстве растений и проведение исследований для культивирования ранее не известных кормовых, овощных, плодовых и лекарственных растений. Актуальной является проблема охраны ресурсов природы и, в том числе, растений (особенно редких и вымирающих видов). Баланс в сообществах растений формируется в течение тысячелетий, поэтому нарушения в связи с исчезновением даже одного из растений наносят ощутимый урон природе.

Для проведения исследовательской работы широко применяются различные экспериментальные методы и технические приспособления, такие как микроскопическая (электронная и световая) и вычислительная техника, другое современное оборудование. Имеет место тесная взаимосвязь ботаники с другими науками – лесоводством, почвоведением, зоологией, агрономией, медициной, химией, геологией.

Цветковые растения – это корень, стебель, лист, цветок и плод, а точнее это деревья, кустарники и травы. Именно благодаря корню, стеблю и листьям растение питается. Вот почему корень, стебель и лист называют органами питания. При помощи цветков и плодов растение может размножаться. Другими словами цветок и плод называют органами размножения. К деревьям и кустарникам относятся многолетние растения с деревянистыми стеблями. Травы имеют сочные и зелёные травянистые стебли, которые в свою очередь бывают однолетние, двулетние и многолетние.

Строение растений Каждое растение имеет в себе протоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком, и оболочку. Клетка имеет тонкую, слегка прозрачную оболочку, через которую очень легко видно «невооружённым глазом» внутреннее содержимое клетки - протоплазму. Более плотное округлое вещество внутри протоплазмы – это ядро. Протоплазма не заполняет всей клетки и то пространство, которое не занято протоплазмой, наполнено клеточным соком – вакуолей. Если клеточного сока бывает очень много, в результате чего вакуоля заполняет почти всю клетку, а протоплазма лишь тонким слоем выстилает оболочку клетки изнутри.

Семена Семя покрыто гладкой, блестящей плотной кожурой на которой легко можно рассмотреть небольшой рубец, именно в месте рубчика семя было прикреплено к створке боба. Плотная кожура защищает семя до тех пор, пока оно не прорастёт, при прорастании семени кожура разрывается. Из внутренней части семени вырастает главная часть семени – зародыш (новое растение).

Питание растений Естественно в первое время своего существования проросток может жить без необходимой для него почвы, потому что питается органическими и минеральными веществами, которые хранятся в семени. Но запасы питательных веществ не бесконечны и по мере роста проростка истощаются. Где брать необходимые питательные вещества? Конечно из почвы. Именно почва с помощью корней растения, даёт возможность проростку всасывать необходимые питательные вещества для роста.

Корень растения Корень является очень важным органом растения. При помощи корней растение укрепляется в почве, всасывает из почвы воду и растворённые в воде минеральные соли. Главный корень развивается из зародышевого корня. От главного, корня отходят боковые корни. Придаточные корни вырастают на стебле.

 

Листья растений Лист состоит из двух частей – это листовой пластинки и черешка. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю, но стоит заметить, что не каждое растение имеет черешки. Например, некоторые полевые растения, такие как лён, или комнатные растения, такие как алоэ, имеют листья без черешков. Они прикреплены к стеблю только лишь листовой пластинкой и в отличие от черешковых называются сидячими. На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок.

Стебель растения – очень важный орган растения, по стеблю идёт передвижение питательных веществ и листья растения тянутся к свету. Кроме этого в стебле откладываются запасные органические вещества. Стебель растёт в высоту своей верхушкой, в толщину благодаря делению и росту клеток камбия. Стебли растений очень разнообразны, поэтому существуют надземные и подземные стебли, а также деревянистые и травянистые.

Размножение растений - благодаря питанию, дыханию и росту - растения существуют, но чтобы продолжать свой род, растение должно размножаться. Размножаться растения могут различными способами – вегетативными, семенными. Переоценить хозяйственное значение размножения растений практически невозможно. Но благодаря различным способам размножения растений у людей есть возможность получить определенное количество необходимых растений, а также засеивать поля, заниматься высадкой лесов.

Жизнедеятельность растений - рассмотрев строение растений, можно выделить главные признаки: питание растений осуществляется из воздуха и из почвы; дыхание растений - как и любой другой живой организм, растение дышит кислородом; роль клеток в жизни растения – любое растение формируется из клеток, которые в свою очередь состоят из ядра и протоплазмы; рост и движение растений - растение постоянно растет, рост его стебля, корня и листьев очень заметен. Также увеличиваются в размерах за счет роста цветки и плоды; развитие растений - ярко выраженные изменения происходят с растениями в течение всего их существования; размножение растений – любые живые организмы могут размножаться, и растения тому не исключение.

Водоросли – это группа самых низших, автотрофных, как правило, водных, растений, содержащих хлорофилл и другие пигменты, которые вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. Цветков и семян не имеют, споры лишены твёрдой оболочки. Средой обитания водорослей является вода: пруды, реки, моря, озера, океаны. Только малая часть представителей этой группы растений могут обитать на суше в местах с повышенной влажностью. Водоросли имеют огромное значение в существовании водоемов. Благодаря жизнедеятельности водорослей, из воды поглощается углекислый газ и выделяется кислород. Вследствие этого процесса обеспечиваются благоприятные условия для дыхания и жизни обитателей озер, рек, прудов, в том числе рыб.

Грибы - царство живой природы, объединяющее в себе эукариотические организмы (сочетают в себе признаки, растений и животных). Грибы изучает наука микология, которая считается разделом ботаники, так как раньше грибы относили к царству растений. Строение грибов очень простое. Они не имеют цветков, листьев стеблей и корней. Все тело гриба представлено сплетением прозрачных нитей, формирующих грибницу. Грибы могут обитать в темных местах в связи с отсутствием у них хлорофилла, в результате чего грибам необходима для жизни влага. Грибы бывают съедобные и несъедобные.

Растительный мир удивительно разнообразен. Многие растения имеют корни, стебли и листья. К ним принадлежат покрытосеменные, голосеменные и папоротникообразные растения. Другие растения, например мхи, имеют стебель и листья, но не имеют корней. Все растения (мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные), у которых тело расчленено на стебли и листья, называются высшими растениями. Многие растения не имеют ни стеблей, ни листьев. К этим группам принадлежат бактерии, водоросли, грибы, лишайники. Эти растения, у которых тело не расчленено на стебель и листья, носят название низших растений. Некоторые низшие растения имеют очень простое строение: они представляют собой одну клетку. К таким растениям принадлежат бактерии, одноклеточные водоросли и низшие грибы. Большинство растений имеет зелёный цвет благодаря присутствию хлорофилла: Зелёные растения создают, органические вещества из неорганических. Однако некоторые растения не имеют хлорофилла. Их пищей являются готовые органические вещества. К этим растениям принадлежат бактерии и грибы.  Многие растения размножаются спорами. Таковы все низшие растения, а из высших — мхи и папоротникообразные. Семенами размножаются голосеменные и покрытосеменные растения. Из всех растений покрытосеменные имеют наиболее высокую организацию. Они получили широкое распространение в природе. Покрытосеменные являются господствующей на земле группой растений. Наиболее важное народнохозяйственное значение имеют самые высшие - покрытосеменные растения и самые низшие - бактерии.

Это далеко не вся информация о растениях и деревьях. В дальнейшем Вы узнаете много интересной и полезной информации о стеблях, о передвижении веществ в растении, о многообразии цветковых растений и основных группах растений.

uclg.ru