Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Проект по окружающему миру Лекарственные растения вокруг нас. Лекарственные растения проект 4 класс


Проектная деятельность "Лекарственные растения"

ОГКОУ «Санаторная школа-интернат»

Проект по теме: «Лекарственные растения»

4 класс.

Составитель: учитель начальных классов

Ясникова Е.В.

Г. Шуя 2016г.

Тема:  «Лекарственные растения»

Участники: учащиеся 4 класса

Продолжительность: 2 недели

Задачи с проекта: Познакомить детей с лекарственными растениями, которые растут в Ивановской области, их полезными свойствами и применением в народной медицине. Привитие любви к родной природе. Бережному и экономному расходованию природных ресурсов.

План.

  • 1. История применения лекарственных растений.

  • 2.Сбор лекарственных трав.

  • 3. Применение лекарственных трав в жизни.

  • 4.Составление гербария.

1.Знакомство с лекарственными растениями.

В Древней Руси применение растений для лечебных целей нашло свое отражение в замечательном памятнике древнерусской культуры «Изборнике Святослава» (1073 г.). В этой рукописи встречается описание растений, которые в то время использовали для получения лекарственных средств.С принятием христианства, распространением письменности на Руси появляются и первые медицинские книги, так называемые травники, лечебники. Сохранился экземпляр первого русского лечебника «Мази», составителем которого была внучка Владимира Мономаха — Евпраксия. Особый интерес для врачей представляет четвертая глава этого труда, посвященная лечению «наружных» болезней.Для лечения внутренних и наружных болезней на Руси охотно использовали прикладывание растений и прием их внутрь (например, прикладывали капусту, лен, горчицу, орешник или пили их соки). Наряду с растительными лекарственными препаратами русский народ с давних времен применял в лечебной практике мед. Назначался он в чистом виде и в смесях с отваром трав, с маслом, уксусом, салом, пивом, печеным луком и др. История народной медицины сохранила легенды о чудесном исцелении безнадежно больных лекарственными растениями. Наиболее широко лекарственные растения используются в  народной медицине.

В лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества зачастую неравномерно распределены по тканям и частям растения. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.

2.Сбор лекарственных трав.

Правила сбора лекарственных трав:

  • . Собирайте те травы, которые хорошо знаете.

  • 2.Нельзя собирать лекарственные растения около дорог, свалок, промышленных предприятий.

  • 3.Собирайте растения бережно!

  • 4. Берегите природу!

3. Применение лекарственных трав в жизни.

Тысячелистник.

В качестве лекарственного растения тысячелистник используют с давних времен. Тысячелистник обладает антибактериальным и противовоспалительным свойствами. Тысячелистник – эффективное кровоостанавливающее средство, его применяют при внутренних и наружных кровотечениях. Настой растения используют для повышения свертываемости крови и уменьшения риска образование тромбов. Также тысячелистник помогает при ожогах. Отвары растения помогают избавиться от таких заболеваний как бронхиальная астма, простудные и кожные заболевания, сильные головные боли. Отвар тысячелистника на воде используют для лечения почечных и каменно-почечных заболеваний. 

Подорожник.

Подорожник – одно из старинных лекарственных растений. Он был известен еще в Китае, Древней Греции и Риме, это растение высоко ценили персидские и арабские врачи. Латинское название образовано от слов «подошва» и «двигать», так как листья его напоминают след ноги. Эту же особенность заметили и индейцы Америки, называя его «следом белого человека». Русское же название говорит само за себя.

Подорожник произрастает у дорог, около жилья, на пустырях, сорных местах, на лугах, полях и огородах, по опушкам и берегам водоемов. Подорожник распространен практически повсеместно, исключая лишь районы Крайнего Севера.

Клевер.

Клевер - растение семейства бобовые, многолетнее. Растет клевер на лугах, полях, в лесах и на обочинах дорог. С давних времен используют клевер как источник витаминов А, B и С. В медицине используют листья, стебли и цветы, которые собирают во время цветения. Применяют клевер при кашле, малокровии, применяется в виде компрессов при ожогах и нарывах.

Лечение растениями применялось издавна. Лекарственные растения применяются для лечения острых и хронических заболеваний. Более того их используют как профилактическое средство. Но следует понимать, что не при всяком заболевании и не во всех случаях следует принимать лекарственные травы. Их можно собирать и сушить самим или купить в аптеке, предварительно посоветовавшись с врачом.

4.Составление гербария.

Итогом проекта «Лекарственные растения» стало составление гербария.

Гербарий.

infourok.ru

Исследовательский проект по теме "Лекарственные растения нашего края"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

лицей №1 г. Пролетарска

Конкурс исследовательских работ

обучающихся начальных школы Пролетарского района

«Я – исследователь».

Тема работы: Лекарственные растения родного края.

Выполнили: Чалова Татьяна

Железова Полина

ученики 4 «Б» класса

Руководитель: Серова Татьяна Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ лицей №1 г. Пролетарска

2015-16 уч. год

Оглавление

1.Введение

- Актуальность темы

- Тема проекта

- Цель проекта

- Задачи проекта

- Гипотеза исследования

2. Основная часть

-История применения лекарственных растений

- Лекарственные растения нашего края

- Анкетирование одноклассников

- Создание книги «Бабушкиных рецептов»

- Опрос жителей города

- Правила сбора лекарственных растений

- Создание коллекции лекарственных растений

3. Заключение

4. Список используемой литературы

5. Приложение

Введение

В прошлом году на весенних каникулах я ездила к бабушке. Пока гостила – заболела простудой. Бабушка сказала, что у неё есть средство, которое сможет вылечить меня за два дня. Это был чай из лекарственных трав. И действительно, буквально через два дня у меня прошла моя простуда. Мне захотелось побольше узнать об этих дарах природы. По возвращению в город я предложила одноклассникам исследовать мир лекарственных растений. Мы представляем Вам результат своей работы.

Тема: Лекарственные растения нашего края.

Цель: Познакомиться с многообразием лекарственных растений родного края и своей местности.

Задачи:

-Узнать, какие лекарственные растения растут в нашей местности.

-Выяснить значение лекарственных растений для человека.

-Узнать, как производится сбор и хранение лекарственных растений.

-Собрать гербарий лекарственных растений нашего края.

- Призвать детей и подростков бережно относиться к лекарственным растениям

Гипотеза исследования: Людям необходимо изучать мир лекарственных растений.

Объект исследования: лекарственные растения.

Основная часть

Богат и разнообразен мир растений. Многие из них очень полезны. Они дают людям пищу, являются источником кислорода. Природа словно запрограммировала в растительный мир всё необходимое людям. Издавна им были известны и целебные свойства растений.

История применения лекарственных растений.

Врачевание с древних времен было таинством, поэтому лекари очень придирчиво выбирали себе учеников. Сбор, изготовления лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. Уже выдающийся древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени По приказу Петра Первого были созданы аптеки и так называемые аптекарские огороды во всех крупных городах. Многое изменилось с тех пор, но интерес к целебным травам не угас – наоборот, сейчас он особенно велик.

Лекарственные растения нашего края.

Природные растительные ресурсы Ростовской области богаты и разнообразны. Мы выяснили, что в Ростовской области свыше 90 видов лекарственных растений.

Исследовательский проект проводился в несколько этапов.

Анкетирование одноклассников.

Был проведён опрос одноклассников, выяснено, как они относятся к лекарственным растениям.

Вопросы для анкеты.

1. Какие лекарственные растения ты знаешь?

2. Где они растут?

3. Какую пользу они приносят?

4. Что нужно делать для того, чтобы эти растения не исчезли?

5.Применяют ли родители лекарственные растения

Вывод: Все дети в классе знают о существовании лекарственных растений, но не все, а именно 6 человек из 15, не знают, какую пользу они приносят и как их сохранять.

Поэтому в ходе проекта мы поставили ещё одну задачу: создать книгу рецептов.

Мы провели опрос среди одноклассников. «Есть ли в нашем классе семьи, которые лечатся лекарственными растениями».В результате опроса мы выяснили, что 84% бабушек наших одноклассников при заболеваниях используют лекарственные растения. Некоторые бабушки поделились своими рецептами. Их мы объединили и получился справочник, который мы назвали «Книга бабушкиных рецептов здоровья»

Анкетирование взрослых. Мы решили поинтересоваться, замечают ли взрослые лекарственные растения вокруг себя? Мы вышли на улицу и поинтересовались у прохожих людей:

Вопросы для анкеты.

1.Замечаете ли вы лекарственные растения, когда идёте по улице?

2. Применяете ли вы лекарственные растения для своего лечения? Если да, то какие?

3. Какие чувства вы испытываете, когда видите сломанное или вырванное с корнем растение?

4. Какие чувства вы испытываете, когда видите первые появляющиеся листочки, цветы?

5. Сажали ли вы лекарственные растения?

В опросе принимали участие двенадцать взрослых. Проведённый эксперимент показал: 90% опрошенных любуются красотой растений, 10% осознают, что за обыденной суетой не успевают замечать окружающую природу.Все участники опроса испытали жалость к раненому растению, первые листочки весной у всех вызывают радость, практически все опрошенные люди сажали лекарственные растения.

Следующим этапом было изучение правил сбора лекарственных растений.В этом нам помогла учитель биологии Абрамян Елена Васильевна. Вместе с ней мы составили правила сбора лекарственных растений.

Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений.

1.Придерживаться оптимальных сроков заготовки свежего сырья .

2.Приводить сбор только в сухую погоду после просыхания росы .

3.Не собирать в одну тару разные виды сырья .

4.Оставлять на месте не менее 20%не убранных растений для возобновления

5.Собирать на одном месте не чаще, чем один раз в 2 года, а многолетнее 1 раз в 5-7 лет.

6.Не хранить свежесобранные растение больше 1-2 часа

Листья и траву собирают в период бутонизации. Цветки и соцветия в фазе начало цветения и суша не медленно или цветки почернеют .Плоды и семена заготавливают при полном созревании .Семена сушат в воздушных сушилках ,а плоды на огневых сушилках .

Корни корневища собирают осенью или весной до начала вегетации растений. Их выкапывают, освобождают от надземной части, моют в проточной воде ,крупные из них разрезают вдоль и отправляют на сушку в огневые сушилки.

Сушить следует так чтобы прямые солнечные лучи, дождь или роса ,не попадали на сырье иначе оно потеряет свои свойства.

В огневых сушилках соблюдают режим.

Хранить высушенное сырьё нужно в сухих ,чистых помещениях защищённых ,от прямых солнечных лучей и не заражённых вредителями. Необходимо запомнить одно очень важное правило: нельзя вести заготовку трав, листьев, цветов и корневищ вблизи предприятий, шоссейных и железнодорожных дорог, где много вредных выбросов. Ведь растениям свойственно их поглощать и накапливать, а, попадая в организм человека, они способны нанести ему только вред.

Исследовав рецепты, которыми поделились бабушки, мы выяснили какие части растений необходимо собирать для лечения. Результаты нашего исследования приведены в таблице. ( см. Приложение)

Сбор гербария

Татьяна Сергеевна предложила нам сделать гербарий лекарственных растений. Этим мы занялись на летних каникулах . А в сентябре, когда мы снова встретились, то получилась целая коллекция. Предлагаем вам её посмотреть.

Заключение

Итак, лекарственные растения – народное достояние и богатство. Около половины из лекарств готовят из растений. Наше предположение подтвердилось: каждый должен научиться искать, собирать и охранять эти дары природы.Своей работой мы призываем всех учеников бережно относиться к природе. Формировать свою экологическую культуру, культуру здоровья. Ведь многое зависит от нас с вами от того как мы обращаемся с природой. Берегите природу и будьте здоровы!

Список используемой литературы:

А. Ф Синяков . Стимуляторы жизни. М-1990

Ю. В Синадский Целебные травы. М- 1991

Ж. Шилова, Л. Анищенко. Ростов-на- Дону 1991

Интернет – ресурсы http://www.medunica.info/

http://tisyachelistnik.ru/

http://lechetrav.ru/

Приложение

Растение

Заготовляемые части

 1

Горец птичий (спорыш)

трава

 2

Калина обыкновенная

кора, ягоды

 3

Крапива

трава

4

Лопух

корни

5

Мята

листья

 6

Одуванчик лекарственный

корни, цветы

 7

Пастушья сумка

трава

 8

Подорожник большой

листья

 9

Полынь горькая

трава

 10

Ромашка аптечная

соцветия

 11

Чистотел большой

трава

 12

Шалфей лекарственный

листья

 13

Шиповник коричный

плоды

infourok.ru

Исследовательский проект в начальной школе «Зеленая аптека» 4 класс

Погружение в проект

Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. Аборигены Австралии, индейцы Южной Америки, древние египтяне и греки, жители Древнего Рима знали о целебных свойствах многих растений и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письменные источники, впоследствии отраженные в трудах великих врачей и ученых древности и средних веков — Гиппократа, Диоскорида, Абу Али ибн Сины (Ави­ценны), Галена и многих других.

В средние века существовали рукописные, а затем и печатные книги по траволечению, так называемые травники. Опыт народной медицины широко использовали в Индии, Китае, Тибете. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли пристальное внимание даже монархи. При Алексее Михайловиче был создан Аптекарский приказ, снабжавший двор и армию лекарственными травами, а Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» — не что иное, как первые плантации лекарственных растений в России. Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.

Актуальность

Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Все просто: если человек заболел — идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют спе­циальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты весьма сложного химического состава. Следовательно — синтетические лекарства? Далеко не всегда. Свыше 30% лекарственных пре­паратов получают из растений, выделяя из них раз­личные биологически активные вещества

Проблема исследования

В век электроники, мегаполисов, расширение промышленного производства наступление на дикую природу идет угрожающими темпами. Все меньше остается нетронутых уголков на Земле — не распаханных земель, на больших площадях сведены леса. Золотой фонд дикорастущих лекарственных растений, увы, исчерпаем, их ресурсы постоянно сокращаются. Многие виды целебных растений занесены в Красные книги. Для того чтобы сохранить возможность получения ценных лекарств на основе растений, предпринимают различные шаги: организуют заповедники, заказники, устанавливают запреты на сбор отдельных видов, но самое главное — создают плантации лекарственных растений — их вводят в культуру.

Объект исследования.

= Лекарственные растения

Предмет исследования

= место обитания, сбор и целебные

качества растений

Цель исследования:

= изучить видовой состав, место обитания,

время и способ сбора лекарственных растений, использование в медицине

Задачи:

= знакомство учащихся с различными видами лекарственных растений

= изучение места обитания растений, их сбор и хранение

= выявление лекарственных качеств растений

ОДУВАНЧИК ЛЕКАРСТВЕННЫЙ TARAXACUM OFFICINALE

Нет спору — красив одуванчик на газонах, но это с точки зрения городского жителя. Тем же, кто живет в деревне, он известен как один из наиболее трудноискоренимых сорняков. Одуванчик — многолет­нее травянистое растение семейства астровых, или сложноцветных (Asteraceae, или Compositae), высотой 10—50 см. Листья растения ланцетные, по краю крупнозубчатые, образуют розетку

Цветки язычковые, ярко-желтые, собраны в корзинки. Цветочная стрелка голая, полая внутри. Корни мощные, стержневые, длиной до 15—20 см, уходящие вертикально вниз, с ответвлениями. Все вегетативные части растения содержат горький млечный сок. Цветет одуванчик в мае — июле. Самое обыкновенное растение, распространен­ное повсеместно, обычно в местах с нарушенной естественной растительностью, на слабозадерненных почвах, часто вблизи жилья.

В медицине используют корни одуванчика и надземную часть (листья). Корни собирают осенью, листья — летом. Одуванчик улучшает аппетит, нормализует деятельность пищеварительного тракта. Особенно часто растение используют как слабительное. Настои корней и травы обладают мочегонным, желчегонным и противовоспалительным действием; их применяют при желтухе (гепатите), воспалении желчного пузыря и желчно-каменной болезни.

Согласно рецептам народной медицины, пастой растения пьют при неврозах, атеросклерозе, мало­кровии, он оказывает тонизирующее и успокаивающее действие. Целебные свойства одуванчика помогают при подагре, ревматизме, геморрое, фурункулезе. Молодые листья одуванчика используют для приготовления витаминного салата. Сок растения применяли ранее для избавления от веснушек и бородавок.

Одуванчик — один из ранних медоносов, его мед золотисто-желтого цвета, густой, ароматный, но не очень приятный на вкус.

ТЫСЯЧЕЛИСТНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ

ACHILLEA MILLEFOLIUM

Это растение мы знаем с детства. Тысячелистник почему-то всегда привлекает внимание детей: хотят сорвать его, да не тут-то было — стебель слишком прочный. После этих попыток руки пахнут довольно приятно.

Тысячелистник — многолетнее травянистое растение семейства астровых, или сложноцветных (Asteraceae, или Compositae). Корневище ползучее, шнуровидное. Стебель высотой 20—60 см, опушенный. Листья двоякоперисторассеченные. Цветки белые (иногда розо­вые), ароматные, в мелких корзинках, собранных в щитковидные соцветия. Цветет растение с июня по сентябрь. Растет по всей территории России, кроме Крайнего Севера, северо-восточных и пустынных районов, на лугах различных типов, а также по окраинам полей, обочинам дорог.

В научной медицине лекарственное значение имеют цветки, стебли и листья растения. Настои тыся­челистника обладают общеукрепляющим, противоспазматическим, противовоспалительным, болеутоляющим и кровоостанавливающим действием. Помогают они при желудочно-кишечных заболеваниях, особенно при язвенной болезни, способствуют улучшению обмена веществ. Действующие вещества тысячелистника нормализуют и увеличивают свертываемость крови, обладают противоаллергическими свойствами. Входят во многие сборы и аппетитные чаи.

В народной медицине тысячелистник чаще применяют для заживления ран и при кровотечениях, а также при ревматизме, истощении и туберкулезе.

Будущим матерям тысячелистник противопоказан.

Растение используют в пищевой промышленности.

ЦИКОРИЙ ОБЫКНОВЕННЫЙ

CICHORIUM INTYBUS

Это растение-часы, чутко реагирующее на снижение уровня освещенности. С утра, под ярким солнцем, небесно-голубые корзинки цикория раскрыты пол­ностью, но вот день клонится к вечеру, — где же эти прекрасные цветки? Как будто исчезли без следа. Даже если нет часов, то можно уверенно сказать, что уже около 5 часов вечера. В пасмурные дни цветки закрыты. Цикорий — травянистый многолетник семейства астровых, или сложноцветных (Asteraceae, или Compositae), высотой 15—120 см. Стебель растения прямой, шершавый; листья ланцетные, острозубчатые, стеблеобъемлющие. Распространен широко по лугам, пустырям, около дорог в европейской части России, Сибири и Средней Азии. На пашне и огородах — сорное растение.

Используют корни и цветущие верхушки растений. В народной медицине растение применяют при нарушении минерального обмена, почечно и желчно-каменной болезни, болях в суставах. В составе сборов цикорий используют для лечения заболеваний пищеварительного тракта, секреторного аппарата (селезенка, поджелудоч­ная железа), а также как средство, улучшающее аппетит.

В народной медицине цикорий известен, главным образом, как средство от болезней печени и желчного пузыря. Он входит в состав многих лечебных сборов. Растение не обладает токсичностью.

Высушенные и поджаренные корни цикория используют в пищевой промышленности как добавку к натуральному кофе и для приготовления его суррогатов. Культурную (листовую) форму цикория (двулетник) возделывают как овощное растение для витаминных салатов.

ЗВЕРОБОЙ ПРОДЫРЯВЛЕННЫЙ PERICUM PERFORATUM

Немало легенд связано у разных народов с этим растением. Ему даже приписывали волшебные свойства. Исстари зверобой, относящийся к семейству клузиевых (Clusiaceae), широко применяют как лекарственное средство. Растение высотой 30—70 см; листья супротивные с просвечивающими черными точками — железками. Есть они и на цветках растения, собранных в щитковидные метелки. Из-за этих железок листья и лепестки зверобоя имеют вид продырявленных, отсюда и название вида. Цветет с июня по август. Давно заметили, что жвачные животные белые или бело-пятнистые, поедая зверобой в яркие солнечные дни, страдают от кожного зуда, а в последующем — от язв и воспалений кожи, а иногда гибнут — отсюда название «зверобой». Растение повышает чувствительность непигментированных животных к действию прямого солнечного света. Растет он по сухим лугам, вырубкам, светлым лесным полянам почти по всей территории европейской части России, на Кавказе, в Западной Сибири и горах Средней Азии. Обычен в средней полосе России. Некоторые виды зверобоя целебны.

Используют облиственные верхушки растения с соцветиями. Настои и настойки применяют широко для лечения неврозов, желудочно-кишечных заболеваний (язвенная болезнь, гастриты), при головных болях, радикулите. Зверобой обладает также болеутоляющим, вяжущим, кровоостанавливающим, противоспазматическим, противовоспалительным и мочегонным действием. Настойка зверобоя повышает секрецию желудка и улуч­шает аппетит.

В народной медицине его используют при тро­фических язвах, туберкулезе, аллергии, злокачествен­ных новообразованиях, гипертонии, гинекологических недомоганиях, геморрое. Растение входит в состав раз­личных лечебных чаев и сборов; из него готовят настои для полоскания, орошения и ванн. Зверобойную мазь и порошок травы используют для заживления ран и пролежней. Зверобойный чай повышает защитные функции организма.

При передозировке трава зверобоя может вызвать ощущение горечи во рту и снижение аппетита.

Используют зверобой в быту и как красильное растение, окрашивающее ткани в желтовато- и зеле­новато-бурый цвет.

ВАЛЕРИАНА ЛЕКАРСТВЕННАЯ, МАУН, МЯУН, КОШАЧЬЯ ТРАВА

VALERIANA OFFICINALIS

Валериана лекарственная — растение семейства валериановых (Valerianaceae) — известна многим. Это многолетнее травянистое растение с прямым полым стеблем, достигает высоты 2 м. Корневище верти­кальное, короткое, с многочисленными длинными и тонкими корнями. Листья валерианы непарноперистые, раздельные, цветки мелкие, бледно-розовые, ароматные, собраны в щитковидно-метельчатые соцветия на верхушке стебля. Распространена почти по всей территории России, кроме Крайнего Севера и пустынной зоны. Растет обычно на пойменных лугах, а также по опушкам, на лесных полянах, образует много разновидностей; почти все они обладают лекарственны­ми свойствами. Цветет валериана в мае — июле, плоды созревают в августе — сентябре.

В научной и народной медицине используют корневище растения вместе с корнями — в виде настоек, настоев, отваров, капель, таблеток. Назначают пре­параты при бессоннице, неврозах, сердечно-сосудистых заболеваниях, гипертонической болезни, спазмах же­лудка и кишечника. Валериана улучшает аппетит и обладает общеукрепляющим действием. Она входит в состав сборов и успокоительных чаев. Многие люди не переносят валериану, поэтому ее необходимо принимать под наблюдением врача и строго индивидуально, не более 1,5 месяца без перерыва, поскольку возможны различные осложнения (головные боли, беспокойство и др.).

Валериана введена в культуру, ее успешно возделывают в специальных совхозах. Медицинская промышленность выпускает брикеты из корневищ валерианы, а также упаковки с очищенными, отмытыми и высушенными корневищами, которые используют для приготовления отвара. Валериана входит как составная часть в препараты корвалол и валидол.

КЛЕВЕР ЛУГОВОЙ, ИЛИ КРАСНЫЙ

TRIPOLIUM PRATENSE

Достоинства этого типичного лугового растения многочисленны и разнообразны: хороший медонос, дает один из лучших сортов меда, прекрасное кормовое растение (введен в культуру), фиксатор азота, кроме этого, оно обладает еще и лекарственными свойствами.

Луговой клевер относится к семейству бобовых (Fabaceae), это многолетнее травянистое растение высотой 15—40 см со стержневым корнем и тройчатыми, как и у всех клеверов, листьями. Цветки ли­лово-красные, реже темно-пурпуровые или белые соб­раны в шаровидные соцветия (головки). Цветет расте­ние в мае — сентябре. Клевер создает устойчивый луго­вой покров. Широко распространен в европейской части России, Сибири, на Кавказе, Дальнем Востоке (как заносное растение) и в Средней Азии по лугам, полянам, в зарослях кустарников и по опушкам лесов.

Согласно опыту народной медицины, настои и отвары верхней части растения (головчатые соцветия с верхушечными листьями) следует применять как по­тогонное, мочегонное, отхаркивающее (при лихорадке и простуде) и бактерицидное средство. Используют настои и отвары клевера при отеках сердечного и почечного происхождения, ревматизме, воспалении мочевого пузыря. Припарки с отваром листьев прикладывают к опухолям и ранам, а свежий сок растения используют для лечения аллергических заболеваний.

Противопоказания при использовании клевера не обнаружены, но напоминаем, что, прежде чем применять народные рецепты, необходимо проконсультироваться с врачом-фитотерапевтом.

Заключение

Все растения, обладающие целебными свойствами, всесторонне изучаются. Определяется их химический состав, выявляются биологически активные вещества, лекарственные препараты из них проходят испытания. И только после этого растение получает «паспорт» лекарственного — его включают в официальный свод лекарственных препаратов — Государственную фармакопею. Всего в нее включено около 190 растений.

В народной медицине используют гораздо больше представителей растительного царства, но применять их надо осторожно, следует обязательно получить консультацию у врача-фитотерапевта.

Исторически сложилось так, что поселения человека возникали вблизи открытых мест — лугов, полян, которые легче было обрабатывать. Поэтому люди прежде всего обращали внимание на те растения, которые там обитали, и постепенно отбирали из них полезные и целебные. Луговая «зеленая аптека» насчитывает много представителей, они растут на суходольных и пойменных лугах, по опушкам лесов, лесным полянам, вдоль дорог. Иногда отдельные виды встречаются в огородах, садах, вблизи человеческого жилья, например, лопух, крапива, пустырник и другие.

Материал нашего исследования содержит сведения о растениях открытых пространств, обитающих в основном в средней полосе европейской части России.

При сборе трав необходимо оставлять часть особей для возобновления. Не следует собранные растения использовать для самолечения — это опасно! Многие виды лекарственных трав содержат сильнодействующие вещества, которые могут ухудшить состояние больного и вызвать серьезные осложнения. Особенно осторожно надо применять лечебные средства, рекомендуемые народной медициной, — настои, отвары и различные экстракты, поскольку передозировка их недопустима.

В заключение пожелаем приятного путешествия по лугу и знакомства с некоторыми его целебными травами.

Источники информации:

  1. Н. Н. Сафонов «Лекарственные растения луга»

Изд. «Изобразительное искусство»

2.Энциклопедия младшего школьника.

3.Интернет ресурсы

Методический паспорт проекта

1.Задачи:

= знакомство учащихся с различными видами лекарственных растений

= развитие у младшего школьника познавательного интереса

= совершенствование у учащихся навыков в добывании информации из разных источников и умении её презентовать.

  1. Учебный год (класс) : рекомендуется к проведению в 3 классе.

  1. Типология проекта:

- монопроект

- исследовательский

- долговременный (3 четверть)

- коллективный

4. Режим работы: внеурочный

5. Планируемый результат: сообщения-доклады с различным наглядным сопровождением по выборной проблеме в рамках темы проекта.

МБОУ Ляховская средняя общеобразовательная школа

Исследовательский проект

«Зеленая аптека»

Выполнили: учащиеся 4 «Б» класса

Учитель: Малова Н. С.

2012

Этапы исследования:

1 . Погружение в проект

2. Аргументация актуальности принятой

для исследования темы.

3. Определение проблемы исследования

4. Объект исследования

5. Обозначение цели и задач исследования

6. Этапы исследования

7. Выступления детей

8. Заключение

9. Источники информации

doc4web.ru

Проект по окружающему миру Лекарственные растения вокруг нас

Проект: “ Лекарственные растения вокруг нас“

Руководитель проекта: Тенчурина А.В.

Предмет, класс: окружающий мир, 4 класс

Название образовательного учреждения – ГОУ ЛНР «Краснодонская средняя общеобразовательная школа- интернат- детский сад»

Год разработки учебного проекта 2018 учебный год

Содержание проекта:

I.Введение

II.Этапы реализации проекта:

1. Теоретический этап

1.1. История изучения и использование лекарственных растений.

1.2. Сбор информации о лекарственных растениях нашего посёлка.

1.3. Изучение рецептов приготовления лекарственных чаёв, отваров, настоев в домашних условиях.

2. Практический этап

2.1. Оформление альбома «Лекарственные растения вокруг нас».

2.2.Создание памятки « Правила сбора лекарственных растений».

2.3.Создание брошюры «Домашняя аптечка».

III. Итоги исследовательской деятельности

1.Анкетирование родителей.

2. Результаты анкетирования.

IV.Выводы и рекомендации

V. Список литературы

I. Введение

На уроке окружающего мира, знакомясь с растениями нашего края, мы узнали, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и охранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Тогда мы решили узнать: какие лекарственные растения произрастают в нашем посёлке? У нас возникло очень много вопросов о внешнем виде растений, их названиях, пользе для человека и природы. Нам захотелось получить более глубокие и широкие знания о лекарственных растениях.

Мы отправились в библиотеку, чтобы найти книги, журналы, медицинские справочники, статьи о полезности этих трав, и удивились большому количеству информации, которую нашли в библиотеке, в интернете о целебных свойствах лекарственных растений. Оказывается лекарственными растениями действительно можно вылечить множество болезней.Тема исследования: «Лекарственные растения вокруг нас». 

Гипотеза: Если школьники узнают, как могут обычные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Цель проекта: Изучить лекарственные растения, которые растут на территории нашего посёлка Краснодон.

Задачи: 

Узнать, что такое лекарственные растения, где и как их можно использовать, место их произрастания.

Оформить альбом «Лекарственные растения вокруг нас».

Создать памятку « Правила сбора лекарственных растений».

Изучить рецепты приготовления лекарственных настоев, чаёв, собрать рецепты «Домашней аптечки».

Предмет исследования: территория нашего посёлка.

Объект исследования: лекарственные растения

Основополагающий вопрос:

Какие лекарственные растения произрастают в нашем посёлке?

Проблемный вопрос:

Что такое лекарственные растения? Каково значение лекарственных растений для человека? Основные способы применения лекарственных растений.

II.Этапы реализации проекта:

1.Теоретический этап

1.1. История изучения и использование лекарственных растений.

Задачи: 

  • Ознакомиться, что такое лекарственное растение?

  • Применяются ли лекарственные растения в современной медицине?

Из дополнительной литературы мы узнали, какие растения называются лекарственными, как применяются в современной медицине.

Лека́рственныерасте́ния — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

Из известных на Земле 500 000 видов растений более 12 000 составляют лекарственные, целебные свойства которых используются в современной научной медицине.

Современная отечественная медицина использует 230 видов лекарственных растений, из них в культуре возделывают лишь 50 (22%) . В настоящее время около 40 % всех лечебных средств, поступающих на мировой рынок, изготавливается из сырья «зелёной аптеки». «Зелёная фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами, не вызывающими, в отличие от синтетических, побочных явлений. Препараты из лекарственных растений нередко бывают единственными при многих заболеваниях. Лечение травами – фитотерапия – мощное средство борьбы за здоровье людей. Этим объясняется сейчас большой спрос на такие растения, как подорожник, ромашка, ландыш, бессмертник, мать-и-мачеха и многие другие.

Люди издавна пользовались дарами зелёного царства природы для предупреждения и лечения различных заболеваний. Даже в самых древних памятниках письменности, созданных шумерами за шесть тысяч лет до нашей эры, есть указания на использование человеком целебных свойств растений. Тайной лечебных трав владели в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции и Риме. У славянских народов лечение травами тоже известно давно. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари, которые собирали травы местной флоры. Среди старинных русских лекарственных растений часто применялись витаминные и фитонцидные: шиповник, чеснок, лук.

С развитием науки на смену наблюдениям пришли строго научные методы исследования растений. Изучение состава растений расширило возможности употребления их для укрепления и сохранения здоровья человека. Ученые создали и продолжают создавать из растительного сырья новые эффективные лечебные средства.

По физическим свойствам лекарственные растения можно разделить на следующие группы:

В домашних условиях из лекарственного сбора обычно готовят настои, отвары, настойки, соки, мази.

Выводы: 

Каждое лекарственное растение содержит одно или более веществ, которые могут при соответствующих условиях оказывать целебные свойства. Распределение этих веществ по лекарственному растению зачастую не равномерно. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать , где сосредоточены полезные элементы и когда их концентрация максимальна в растении. Лекарственные средства, изготовленные из растений и трав, несмотря на относительно слабо выраженную на первый взгляд фармакологическую активность, в некоторых случаях могут оказаться значительно более эффективными, чем их синтетические или химические аналоги. Но не стоит забывать, что только врач и специалист может точно диагностировать болезнь, оценить развитие и течение ее, назначить необходимые лекарства. Поэтому и лекарственные растения нужно применять лишь после консультации с лечащим врачом или по его совету.

С каждым годом все большее значение приобретает охрана особо ценных лекарственных растений, запасы которых сокращаются или находятся под угрозой исчезновения. В настоящее время около 20 видов лекарственных растений занесено в Красную книгу.

2. Практический этап

Задачи: 

  • Оформить альбом «Лекарственные растения вокруг нас».

  • Создать памятку « Правила сбора лекарственных растений».

  • Изучить рецепты приготовления лекарственных настоев, чаёв, собрать рецепты «Домашней аптечки».

В ходе нашей исследовательской деятельности, мы узнали, что на территории нашего посёлка растут такие лекарственные растения:

  1. Подорожник большой

  1. Одуванчик лекарственный

  1. Полынь горькая

  1. Ромашка аптечная

  1. Чистотел большой

  1. Крапива двудомная

  1. Малина обыкновенная

  1. Смородина чёрная

  1. Мать-и-мачеха

  1. Календула лекарственная

  1. Боярышник

  1. Шиповник

  1. Калина обыкновенная

  1. Липа

  1. Рябина

  1. Лопух

17. Мята

Собрав информацию об этих растениях, мы оформили альбом «Лекарственные растения вокруг нас» (Приложение 1).

Побеседовав с учителем биологии Мельниковой О.Н., выяснили, что основными причинами исчезновения лекарственных растений являются:

- уничтожение, разрушение и загрязнение местообитаний лекарственных растений;

- чрезмерное изъятие и истребление природных популяций и растений; распространение болезней растений.

Как предотвратить исчезновение?

- организация и ведение мониторинга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений ;

- создание и ведение Красной книги Луганщины;

Мы выпустили памятку «Правильный сбор лекарственных растений» (Приложение 2)

Побеседовав со своими бабушками и мамами, собрали рецепты приготовления лечебных отваров, чая, настоев из лекарственных растений и создали небольшую брошюру «Домашние рецепты»(Приложение 3)

III. Итоги исследовательской деятельности

  1. Анкетирование родителей.

В ходе работы над проектом нами был проведён опрос родителей учащихся 4 класса по применению ими лекарственных растений. В анкетировании принимали участие 25 родителей. Вопросы анкеты:

  • Вы применяете лекарственные растения для лечения членов своей семьи?

  • Где вы приобретаете лекарственные растения?

  • Применение каких лекарственных растений вы считаете наиболее эффективным?

2. Результаты анкетирования.

Да – 16 человек

Нет – 9 человек

В аптеке – 4

Заготавливаем самостоятельно - 12

Ромашка лекарственная – 1человек

Мята – 6 человек

Липа – 10 человек

Калина – 8 человек

Шиповник – 2 человека

Малина – 16 человек

Смородина чёрная – 15 человек

Боярышник – 7 человек

Вывод:

Растения могут дать человеку практически все, что ему нужно для плодотворной и счастливой жизни. Природа создала лекарства практически от всех болезней. Самым главным плюсом лекарственных растений является их натуральность. Никакая самая чистая химия не пойдет в сравнения с листьями, травами, цветами и другими компонентами растений.

Лекарственные растения лучше всего собирать самому, чем покупать.

Для усиления эффективности использования растительных средств необходимо придерживаться правил сбора и хранения лекарственных растений. Не следует забывать о том, что не стоит заниматься самолечением. Врач точно и квалифицированно может оценить состояние пациента и назначить ему необходимое лечение, в том числе и травами.

IV.Выводы и рекомендации

Этот проект помог нам понять, что мы тоже часть природы. Мы узнали о лекарственных растениях нашего посёлка, о некоторых их свойствах, о правилах сбора, о рецептах и их правильном применении.

Какое растение не возьми – всё любопытно, каждое имеет своё целебные свойства. Природа мудра, ибо она – жизнь. Люди с древних времён изумлялись растениям и создавали о них легенды, сказки, стихи, связывали с ними свои обычаи и обряды. Нам, людям, надо учиться видеть в окружающих нас деревьях, травах и цветах не только растения, но и источник вдохновения, красоты, здоровья.

V. Список литературы:

  • Большая энциклопедия народной медицины. – М:. Эксмо, 2005 г.

  • Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. М.,1991.

  • Лучич М. В. Детям о природе. М.,1989.

  • Люнькова И. М. О чём поведали названия растений. М.,1972.

  • Некрасова С. Г. Лекарственные растения нашей местности. // Нач. школа. №8. 2009. с. 79-81.

  • Плешаков А. А. Как знакомить детей с природой. // Нач. школа. №8. 1988. с. 40-46.

  • Рыжкова Н.П., Пикунов Е.Ю. Лекарственные растения: От А до Я. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 294 – 296 с. — 5000 экз. — ISBN 5-222-08879-0

  • 7.Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения. Учеб. пособие / Под ред. Г.П.Яковлева и К.Ф. Блиновой. — 2-е, испр. и доп.. — СПб: СпецЛит; СПХФА, 2002. — 242 с. — 2000 экз. — ISBN 5-299-00209-2

  • 8.Интернет- ресурсы.

infourok.ru

Проект по окружающему миру "Лекарственные растения"

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ:

I. Паспорт проектной работы:

1.1 Титульный лист проекта.........................................................................................

1.2 Аннотация к проекту...............................................................................................

1.3 Цель проекта.............................................................................................................

1.4 Задачи проекта..................................................................................

1.5 Этапы и методы работы над проектом...............................................................

1.6 Необходимое оборудование и смета..................................................................

1.7 Продукт……............................................................................................................

1.8 Отзыв руководителя.............................................................................................

II. Описание процесса исполнения..................................................................

III. Выводы и самоанализ работы над проектом................................................

IV. Список источников информации по проекту...............................................

V. Приложения.....................................................................................................

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №61"

г. Брянска.

Конкурс проектов

учащихся образовательных учреждений города (начальная школа).

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Лекарственные растения Брянской области».

Окружающий мир.

Выполнили:

Лощенок Олег

Трунова Юлия

Руководитель:

Е.М.Прозорова

Брянск 2017г.

1.2 АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ.

Испокон веков люди лечились с помощью растений от различных заболеваний. За тысячи лет накоплен огромный опыт использования трав в качестве лекарств. Известные врачеватели древности применяли в своей практике растения, которые и по сей день используются в современной медицине.

Люди обычно не обращают внимание на растения. Растениям грустно , им не хватает нашего внимания, заботы, тепла. Но в трудную минуту мы часто обращаемся к растениям. Люди разных поколений лечат свои недуги и снимают усталость с помощью растений. О таких растениях, которые называются лекарственными, дети узнают при работе над проектом.

1.3 ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.

Свою работу мы начали в декабре и поставили перед собой цель: познакомиться с многообразием лекарственных растений родного края и своей местности.

1.4 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

1.Узнать, какие лекарственные растения растут в нашей местности.

2.Выяснить значение лекарственных растений для человека.

3.Узнать, как производится сбор и хранение лекарственных растений

1.5 ЭТАПЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

  • Формирование групп для проведения исследований– 1 урок, 20 минут.

  • Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 2 урок, 15 минут.

  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 3 урок, 15 минут.

  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации – 4 урок, 10 минут.

  • Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 5, 6, 7 урок.

  • Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе – 8,9 урок.

  • Защита полученных результатов и выводов – 10 урок.

1.6 НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И СМЕТА.

п/п

Наименование

Количество

Стоимость ( р.)

1.7 ПРОДУКТ.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

1.8 ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ.

Отзыв на исследовательский проект

учеников 3в класса МБОУ СОШ № 61г. Брянска.

Тема проекта выбрана не случайно. После завершения проекта учащиеся смогут: иметь представление о значении лекарственных растений для жизни человека, знать правила их сбора и хранения, использовать растения для сохранения и укрепления здоровья.

Реализация проекта дала возможность учащимся расширить свой кругозор, поделиться с ребятами успехами и достижениями при выполнении поставленной цели. Проект, сплотил и объединил и детей и семьи. Данный проект может быть использован на внеклассных мероприятиях, на уроках окружающего мира и литературного чтения. Проект способствует развитию познавательных интересов у учащихся

Руководитель проекта учитель начальных классов Прозорова Е.М.

II. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИСПОЛНЕНИЯ.

Я не степью хожу - я хожу по аптеке, Разбираясь в её травяной картотеке. Беспредельная степь, бесконечная степь Ты природой написанный странный рецепт.

Семен Кирсанов

I. Из истории траволечения.

На заре человечества жизненный опыт был единственной формой изучения окружающего мира. Опыт и наблюдения позволили народам всех стран выявить лечебные свойства многих растений. Помогли и наблюдения за поведением животных. Из истории нам известно, что животные на пастбищах поедают растения выборочно, не трогая ядовитые. Даже собаки и кошки, не являясь травоядными, иногда разыскивают и поедают какие-то свои травки.

Это и помогло людям убедиться в том, что после употребления одних у животных появляются возбуждение, рвота, понос и другие необычные реакции. Так были выявлены рвотные и слабительные средства, которые в дальнейшем и стали применять с лечебной целью.

В начале лекарствоведением занимались женщины — хранительницы домашнего очага.

Большое влияние на медицинское и лекарственное дело в России оказали реформы Петра I. Его указом были организованы медицинские школы, учреждены восемь аптек и наложении запретили на торговлю лекарствами вне их.

Заготовку растительного сырья вели по всей России. Однако лекарственная флора в те годы изучалась недостаточно. В XVIII веке Академией наук были организованы многочисленные научные экспедиции, в том числе и по изучению лекарственной флоры.

А в 1931 году основан Всесоюзный научно - исследовательский институт лекарственных растений

II. Лекарственная растительность Брянской области.

Крапива

Крапива считается многолетним травянистым лекарственным растением. Крапива защищена маленькими жгучими волосками, которые при воздействии с кожей человека раздражают её. Это лекарственное растение цветёт всё лето.Крапива считается многолетним травянистым лекарственным растением. Крапива защищена маленькими жгучими волосками, которые при воздействии с кожей человека раздражают её. Это лекарственное растение цветёт всё лето.

Встречается крапива везде. Сбор листьев осуществляется во время цветения. Сушку производят в хорошо проветренном помещении, без прямых солнечных лучей. Готовое сырьё хранится в матерчатых мешках или в коробках.

В народной медицине крапива используется при нарушении обмена веществ, дизентерии, хорошее противораковое средство. Крапива обладает хорошим бактерицидным действием, её используют как укрепляющее средство для волос.

Одуванчик лекарственный

Одуванчик лекарственный – общеизвестное многолетнее травянистое растение. Цветёт с мая по август.Используются корни, выкапываемые осенью в период увядания листьев и весной до цветения, и наземная часть, которую собирают в начальный период цветения.

В народной медицине одуванчику придаётся большое значение, издавна его считали «жизненным эликсиром». Используется это растение как улучшающее пищеварение, желчеотделение, успокаивающее средство, полезное при желтухе, бессоннице и других заболеваниях.Подорожник большой

Подорожник большой – многолетнее травянистое растение, с цветоносным стеблем до 20 – 30 см высоты. Цветёт с июня до осени.

Используются листья, собранные во время цветения. Препараты подорожника показаны при лечении язвенной болезни желудка и кишечника, отвар – при дизентерии. Настой из листьев – одно из лучших отхаркивающих средств. Листья подорожника применяют также как кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство.

ПолыньПолынь – травянистое многолетнее растение, высотой до 130 см. Всё растение имеет серо-серебристый оттенок. Цветёт в июле – августе. В качестве лекарственного сырья во время цветения собирают цветущие верхушки вместе с цветками. Настой используют как желчегонное и усиливающее аппетит средство. Обладает лёгким снотворным средством. В больших количествах полынь ядовита.Пустырник

Пустырник, или сердечная трава известен в народной медицине со времён средневековья. Настой и настойка травы действует на сердечно-сосудистую систему, замедляет ритм сердца, увеличивает силу сердечных сокращений, снижает кровяное давление. Препараты пустырника действуют успокаивающе на центральную нервную систему, обладают лёгким снотворным действием, улучшают сон.

Ромашка

Ромашка– однолетнее травянистое растение, высотой до 20 – 40 см. Цветёт ромашка в мае – августе. Используются цветочные корзинки, собранные в начале цветения, когда краевые язычковые цветки в корзинках расположены горизонтально.Настой цветочных корзинок ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, болеутоляющее, потогонное, желчегонное действие.В косметике ромашка находит применение в виде настоя для придания волосам золотистого оттенка и для поддержания свежести кожи в качестве умываний.. 

Хвощ полевой

Хвощ полевой – многолетнее травянистое лекарственное растение, высотой 6 – 20 см. Распространён почти во всех районах страны. Растёт на полях и лугах, на пустырях и в поймах рек, на пастбищах и у водоёмах.

В пищу идут колоски-пестики и молодые сочные стебли. Из них готовят супы, жаркое с сухими грибами, мясом, запеканки, жарят в сметане. Дети охотно едят пестики хвоща в сыром виде прямо в поле.

Настои, соки, отвары хвоща полевого обладают мочегонным, кровоостанавливающим, противовоспалительным действием. 

Тимьян ползучий ( чабрец, богородская трава) С незапамятных времен чабрец почитался как божественная трава, способная возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь. Растение в народе очень популярно, особенно у славян. Еще во время язычества наши предки на кострища клали чабрец, воскуривая фимиам богам. И сейчас употребляют траву чабреца для окуривания помещений, например, коровников, после отела коров, для окуривания молочных горшков, подкуривают им также напуганных детей. 

Полезные свойства чабреца в первую очередь обладают антисептическим действием. Также ему присуще противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, бронхорасширяющее, спазмолитическое, слабое снотворное, противоглистное и многие другие свойства. Чабрец эффективно победит и такие заболевания как суставный и мышечный ревматизм, ушибы, и сыпи, которые носят неинфекционный характер. В борьбе с данными недугами следует принимать ванны из чабреца. 

Чертополох поникающий

Чертополох поникающий – многолетнее растение. Цветёт летом и осенью малиновыми или пурпуровыми цветами. Растёт в полях. С лечебной целью используются верхушки растений, корни, соцветия, плоды, листья.В народной медицине отвар, настой верхушек растения применяется при бронхиальной астме, бронхитах, заболеваниях почек и мочевыводящих путей, как жаропонижающее. Отвар соцветий употребляют при диарее. Настой используется для промывания ран, язв, при диатезе. Сок корней более эффективен при раке кожи.

III.Анкетирование по применению лекарственных трав.

В ходе работы над данной темой был проведён опрос взрослых и одноклассников по применению ими лекарственных растений.

Результаты опроса взрослых следующие:

Вы применяете лекарственные растения для своего лечения?

Да- 30% Нет- 50% Иногда- 20

Применение каких лекарственных растений вы считаете наиболее эффективным?

Ромашка - 7 чел

Шиповник – 6 чел

Мать- и – мачеха – 6 чел

Результаты опроса одноклассников следующие:

Знаете ли вы, что такое лекарственные растения?

Да- 30 человек

Нет- 0 человек

Затрудняюсь ответить- 0 человек

Какие лекарственные растения знаете?

1-2 растений назвали –8 человек

2-3 растений назвали - 10 человек

4-5 растений назвали -12 человек

Применяют ли родители лекарственные растения при лечении ваших болезней?

Да-20% Нет- 60% Иногда-20%

Анкетирование показало, что одноклассники плохо знают названия лекарственных растений, а взрослые не всегда их используют при лечении.

III. ВЫВОДЫ И САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

Выбранная нами тема исследовательской работы очень актуальна и имеет большую значимость. Работая над задачами, поставленными в ходе работы мы подрастающее поколение должны понимать, что человек использовал травы в качестве лекарства задолго до появления медицины как науки. Этот опыт передавался веками. Поставив перед собой цель – изучить наиболее распространённые лекарственные травы нашего села, нам пришлось выполнить огромную работу. Своё знакомство начали с изучения домашних энциклопедий, справочников, газет. Конечно же, не всегда мы могли найти все нужные книги дома, поэтому посещали школьную и сельскую библиотеки. Беседовали с родителями, бабушками, дедушками. Искали информацию в сети интернет. И были удивлены, что в состав почти каждого растения входят такие микроэлементы, которые содержатся и в медицинских препаратах и не исключение – дорогостоящие. Наша первая гипотеза подтвердилась. Травами можно вылечить практически любое заболевание, нужно только знать лекарственные растения и правильно приготовить народное средство.Чтобы проверить вторую гипотезу, провели опрос на знание лекарственных трав. Оказалось, что недостаточно хорошо мы знаем лекарственные растения. Таким образом, вторая гипотеза не подтвердилась.

IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОЕКТУ:

  • Л.И. Грехова «В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры с детьми» сервисшкола – М. 2002

  • В.В. Смирнова «Тропинка в природу» Издат. «Союз» - 2003

  • Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание младших школьников» -М.2000

  • А.Т. Зверев «Экологические игры» –Москва ОНИКС 21 век – 2001

  • htt: \\ festival. 1 september. ru

V. ПРИЛОЖЕНИЯ.

infourok.ru

Проектная деятельность «Лекарственные растения» — iitu

ОГКОУ «Санаторная школа-интернат»

Проект по теме: «Лекарственные растения»

4 класс.

Составитель: учитель начальных классов

Ясникова Е.В.

Г. Шуя 2016г.

Тема:  «Лекарственные растения»

Участники: учащиеся 4 класса

Продолжительность: 2 недели

Задачи с проекта: Познакомить детей с лекарственными растениями, которые растут в Ивановской области, их полезными свойствами и применением в народной медицине. Привитие любви к родной природе. Бережному и экономному расходованию природных ресурсов.

План.

  • 1. История применения лекарственных растений.

  • 2.Сбор лекарственных трав.

  • 3. Применение лекарственных трав в жизни.

  • 4.Составление гербария.

1.Знакомство с лекарственными растениями.

В Древней Руси применение растений для лечебных целей нашло свое отражение в замечательном памятнике древнерусской культуры «Изборнике Святослава» (1073 г.). В этой рукописи встречается описание растений, которые в то время использовали для получения лекарственных средств.С принятием христианства, распространением письменности на Руси появляются и первые медицинские книги, так называемые травники, лечебники. Сохранился экземпляр первого русского лечебника «Мази», составителем которого была внучка Владимира Мономаха — Евпраксия. Особый интерес для врачей представляет четвертая глава этого труда, посвященная лечению «наружных» болезней.Для лечения внутренних и наружных болезней на Руси охотно использовали прикладывание растений и прием их внутрь (например, прикладывали капусту, лен, горчицу, орешник или пили их соки). Наряду с растительными лекарственными препаратами русский народ с давних времен применял в лечебной практике мед. Назначался он в чистом виде и в смесях с отваром трав, с маслом, уксусом, салом, пивом, печеным луком и др. История народной медицины сохранила легенды о чудесном исцелении безнадежно больных лекарственными растениями. Наиболее широко лекарственные растения используются в  народной медицине.

В лекарственных травах содержится минимум одно вещество, обладающее лечебными свойствами. Это вещество или вещества зачастую неравномерно распределены по тканям и частям растения. Поэтому при сборе лекарственных трав надо знать, где сосредоточены полезные элементы и в какой период развития растения их концентрация максимальна.

2.Сбор лекарственных трав.

Правила сбора лекарственных трав:

  • . Собирайте те травы, которые хорошо знаете.

  • 2.Нельзя собирать лекарственные растения около дорог, свалок, промышленных предприятий.

  • 3.Собирайте растения бережно!

  • 4. Берегите природу!

3. Применение лекарственных трав в жизни.

Тысячелистник.

В качестве лекарственного растения тысячелистник используют с давних времен. Тысячелистник обладает антибактериальным и противовоспалительным свойствами. Тысячелистник – эффективное кровоостанавливающее средство, его применяют при внутренних и наружных кровотечениях. Настой растения используют для повышения свертываемости крови и уменьшения риска образование тромбов. Также тысячелистник помогает при ожогах. Отвары растения помогают избавиться от таких заболеваний как бронхиальная астма, простудные и кожные заболевания, сильные головные боли. Отвар тысячелистника на воде используют для лечения почечных и каменно-почечных заболеваний. 

Подорожник.

Подорожник – одно из старинных лекарственных растений. Он был известен еще в Китае, Древней Греции и Риме, это растение высоко ценили персидские и арабские врачи. Латинское название образовано от слов «подошва» и «двигать», так как листья его напоминают след ноги. Эту же особенность заметили и индейцы Америки, называя его «следом белого человека». Русское же название говорит само за себя.

Подорожник произрастает у дорог, около жилья, на пустырях, сорных местах, на лугах, полях и огородах, по опушкам и берегам водоемов. Подорожник распространен практически повсеместно, исключая лишь районы Крайнего Севера.

Клевер.

Клевер — растение семейства бобовые, многолетнее. Растет клевер на лугах, полях, в лесах и на обочинах дорог. С давних времен используют клевер как источник витаминов А, B и С. В медицине используют листья, стебли и цветы, которые собирают во время цветения. Применяют клевер при кашле, малокровии, применяется в виде компрессов при ожогах и нарывах.

Лечение растениями применялось издавна. Лекарственные растения применяются для лечения острых и хронических заболеваний. Более того их используют как профилактическое средство. Но следует понимать, что не при всяком заболевании и не во всех случаях следует принимать лекарственные травы. Их можно собирать и сушить самим или купить в аптеке, предварительно посоветовавшись с врачом.

4.Составление гербария.

Итогом проекта «Лекарственные растения» стало составление гербария.

Гербарий.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

iitu.ru

Проект Лекарственные растения леса — Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Автор проекта

Лукоянова Светлана Николаевна

Предмет, класс

Окружающий мир, 4 класс

Краткая аннотация проекта

Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Наш проект поможет больше узнать о лекарственных растениях, произрастающих в лесах нашей местности, и о том, как они помогают людям. Проект "Лекарственные растения леса" реализуется в рамках образовательного курса А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». К числу важнейших задач курса относится воспитание любви к своему родному краю. Проект «Лекарственные растения леса» ориентирован на изучение темы: «Родной край – часть большой страны» из раздела учебника А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 4класс. В процессе выполнения данного проекта учащиеся под руководством педагога проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в регионе лекарственных растений леса, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений леса, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений региона.В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов. Проект является исследовательским, информационным, творческим, групповым. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: брошюра, сборник статей "Лекарственные растения леса", информационные листы, презентация. Внутренним продуктом является формирование новых компетенций, опыт совместной работы.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Какое значение имеют лекарственные растения для человека?

Проблемные вопросы

Могут ли растения заменить лекарства?

Что делать, чтобы растения-лекари не исчезли?

Учебные вопросы

Какова роль растений в природе и жизни человека?

Какие лекарственные растения наших лесов вам известны?

Какими народными рецептами вы пользуетесь, когда болеете?

Как правильно собирать лекарственные растения?

Какие лесные растения нашего края занесены в Красную книгу?

Как можно сохранить редкие растения нашего региона?

План проведения проекта

План проведения проекта

Визитная карточка проекта

Визитка проекта. Лекарственные растения леса

Публикация учителя

Презентация учителя. Лекарственные растения леса

Лекарственные растения леса. Презентация учителя

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Сборник статей Лекарственные растения леса

Детская презентация. Лекарственные растения леса

Рецепты Зелёной аптеки

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Лист итоговой оценки учащихся

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

Правила сбора и обработки лекарственных растений

Загадки о лекарственных растениях

Полезные ресурсы

[1]Зелёная аптека России

[2]Лечебные свойства ягод и плодовых культур

[3]Лекарственные растения Татарстана

Проекты с аналогичной тематикой

Учебный проект Лекарственные растения Кузбаса

Учебный проект "Лекарственные растения родного края"

Другие документы

wiki.iteach.ru