Лекарственные растения и травы

Меню сайта

«Лекарственные растения Пермского края» (конспект урока по окружающему миру) 3 класс. Лекарственные растения пермского края


Экологический проект "Лекарственные растения Пермского края"

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 238» г.Перми

________Е.В.Носкова

Проект

«Лекарственные растения Пермского края»

Воспитатель МАДОУ

"Детский сад № 238" г.Перми:

Федичкина С.Г.

Пермь,2017 г

Продолжительность проекта: 1 месяц

Участники проекта :воспитатель, дети группы и их родители

Актуальность: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, увидела, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений, формирование представлений о роли растений в сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:1.Узнать ,какие лекарственные растения растут в нашей местности2.Выяснить значение лекарственных растений для человека

3.Развивать творческие способности детей в продуктивных видах деятельности(аппликациях, рисунках) по данной теме

4.Создать тематический альбом «Лекарственные растения нашего края».

5.Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Пути реализации проекта или этапы:1.Постановка проблемы, целей и задач2.Сбор информации и подбор литературы.3.Разработка перспективного плана работы с родителями и детьми

План реализации проекта:

Дата

мероприятие

продукт деятельности/ РППС и т.п.

участники

результат

1.08-18.08

Сбор материалов для оформления альбома по теме

Тематический альбом

Дети и родители

Создание рассказов о лекарственных растениях

8.08-10.08

Рисование. Натюрморт «Цветы в вазе»

Рисунки детей

Дети

Выставка рисунков детей

10.08

Дидактическая игра «Ромашка

Отгадай загадки

Загадки о растениях

Воспитатель и дети

Создание картотеки загадок о растениях

4.08-11.08

Оформление клумбы с лекарственными растениями

Посадка растений(календу

лы, мяты…)

Дети и воспитатель

Клумба лекарственных

растений

21.08-24.08

Экологическая беседа «Зеленая аптека»

Фотовыставка

Дети и воспитатели

Расширение знаний детей о целебных свойствах растений

11.08

Аппликация «Ромашка»

Аппликации

Дети и воспитатель

Оформление выставки работ

24.08

Развлечение «Юный натуралист»

Сценарий развлечения

Дети и воспитатель

Оформление фотовыставки

25.08

Благодарности детям и родителям за участие в проекте

31.08.2017

Оформление фотовыставки реализации проекта

Фотовыставка

Воспитатель

Оформление фотовыставки

31.08.2017

аналитический отчет о реализации проекта

Воспитатель

Оформление аналитического отчета

Продукты проектной деятельности:

  • Оформление тематических бесед «Зеленая аптека »;

  • Сценарий развлечения «Юный натуралист»,его дальнейшая публикация

  • Картотека загадок……………..;

  • Выставка детских рисунков/фото «Мои любимые растения», «Цветы в вазе»,аппликации «Ромашка»……………..».

  • Фотовыставка реализации проекта

  • Тематический альбом «Лекарственные растения»

  • Посадка лекарственных растений

Ожидаемый результат:

  • создание единого образовательного пространства на основе доверительных отношений сотрудников ДОУ с родителями в ходе проведения проекта, в котором примет участие не менее50%родителей группы .

  • 100% детей примет участие в проекте, вырастет познавательный интерес,будут сформированы знания о лекарственных растениях, будет оформлен альбом «Лекарственные растения Пермского края»,созданы рисунки, аппликации по теме, обогатится опыт детей в сфере экологического воспитания

  • Снижение заболеваемости воспитанников в летний оздоровительный период

Результат реализации проекта: Большая часть детей приняли участие в проекте, был оформлен альбом по теме «Лекарственные растения Прикамья»,созданы рисунки, аппликации , совместно с родителями и детьми посажены лекарственные растения на участке, создана картотека загадок. Вырос познавательный интерес детей, закреплены знания по лекарственным растениям, умению использовать их лечебные свойства для здоровья. Выросла активность родителей в ходе реализации проекта, они участвовали в посадке цветов, растений, собирали гербарий.

Вывод: Все мероприятия были реализованы.Проект был продуктивным, интересным для детей и родителей, познавательным ,так как расширял знания о природе растений .В ходе реализации была пополнена развивающая среда в группе

Приложения:

.Консультации для родителей «Примеры лекарственных растений.» «Мята перечная»

  • Выставка рисунков, аппликации. Фото.

  • Фотовыставка реализации проекта (все мероприятия)

  • Сценарий

  • Картотека загадок о растениях

  • Тематический альбом «Лекарственные растения Пермского края»

Картотека загадок о растениях

«Растения»

1.Белые горошки на зеленой ножке.(Ландыш)

2.Видел я такой цветок-

Золотистый ободок.

Долго он в траве сидел,

Стал седым и улетел.(Одуванчик)

3.Не огонь,а жжется.(Крапива)

4.Стоит Яшка в красной рубашке,

Кто мимо пройдет,

Всяк поклон кладет.(Земляника)

5.Стоит летом золотая,

Сладким медом налитая.(Липа)

6.Весной кудри завила,

Стоит в лесу белым-бела .(Черемуха)

7.Изба белена ,а маковка зелена.(Береза)

8. Кто в мороз и зимний холод

Утоляет птичий голод?

Прилетают в гости к ней

Стайки алых снегирей. (Рябина)

9.Кого один раз в год наряжают? (Елка)

10.В названии какого цветка спряталось имя мальчика? (Ромашка)

Сценарий развлечения «Юный натуралист»

Материалы: загадки о растениях, картинки с лекарственными растениями,2 разрезанных картинки с растениями, засушенные травы,2 корзинки с овощами.

Участники:2 команды детей, воспитатель-ведущий.

Воспитатель сообщает детям, что они собираются в поход, им нужно закрепить знания о природе, растениях, проявить смекалку ,быть дружными.

1 задание .Игра «Отгадай загадки о растениях».Каждой команде предлагается отгадать загадки о растениях.

1.Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит ,трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней.(Рябина)

2.Белые горошки

На зеленой ножке.(Ландыш)

3.Не огонь,а жжется.(Крапива)

4.Стоит летом золотая,

сладким медом налитая.(Липа)

5.Что за странные цветки

Под названьем ноготки?

Так похожи на ромашки-Все в оранжевых рубашках?(Календула)

6.В названии какого цветка спряталось имя мальчика?(Ромашка)

2 задание. Игра «Собери растение».Каждая команда собирает одно растение из нескольких частей. Один человек из каждой команды собирает картинку на время. Побеждает команда, которая быстрее соберет растение.

3 задание. Игра «Зеленая аптека».Назвать травы ,которые используются в лечебных целях (ромашка, мята, календула ,подорожник).Воспитатель показывает картинку, дети каждой команды называют по очереди. Побеждают те, кто правильно назовет все растения.

4 задание. Дидактическая игра «Угадай по запаху».Каждой команде предлагается угадать по запаху одно растение.(одной команде –ромашка, другой-мята.)Дети отгадывают с закрытыми глазами.

5 задание. Игра «Собери овощи».Один человек от каждой команды должен собрать рассыпанные овощи в корзину. Побеждает тот ,кто соберет быстрее.

Воспитатель подводит итоги игры, хвалит детей ,справившихся со всеми заданиями ,награждает детей сладкими призами.

Консультации для родителей

Ф

Фотовыставка реализации проекта

Фотовыставка рисунков

Тематический альбом «Лекарственные растения Пермского края»

infourok.ru

Лекарственные растения пермского края | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Министерство образования и науки РФ Муниципальное автономное образовательное учреждение «Общая образовательная школа №13» г.Соликамск Научное общество обучающихся «Мы открываем мир» XIX муниципальный конкурс исследовательских работ обучающихся Область эколого-биологических наук Направление: «Ботаника и экология растений» Исследовательская работа по теме Лекарственные растения Пермского края Автор работы: ученик 6 «а» класса Дядькин Дмитрий Научный руководитель: учитель биологии Порошина Нина Евгеньевна Соликамск, 2014

Оглавление TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc378686442 \h 3§1. История применения лекарственных растений PAGEREF _Toc378686443 \h 5§ 2. Лекарственные растения Пермского края PAGEREF _Toc378686444 \h 7Подорожник большой PAGEREF _Toc378686445 \h 7Одуванчик PAGEREF _Toc378686446 \h 8Ромашка аптечная PAGEREF _Toc378686447 \h 10Зверобой PAGEREF _Toc378686448 \h 11Мать-и-мачеха обыкновенная PAGEREF _Toc378686449 \h 14Брусника обыкновенная PAGEREF _Toc378686450 \h 15§ 3. Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений PAGEREF _Toc378686451 \h 17§ 4. Анализ социологического опроса PAGEREF _Toc378686452 \h 19Заключение PAGEREF _Toc378686453 \h 20Библиографический список PAGEREF _Toc378686454 \h 21Приложения PAGEREF _Toc378686455 \h 22 Растения — неисчерпаемая кладовая природного лекарственного сырья. На протяжении всей истории человечества растения используются людьми с лечебной целью. На территории нашей страны произрастает большое количество различных видов растений, многие из которых обладают лечебными свойствами. Растения являются источником для получения разнообразных лекарственных веществ. Известно, что свыше 30% всех лекарственных препаратов получается из растений. В средствах массовой печати чаще всего встречается материал о лекарственных растениях Российской Федерации, а лекарственные растения нашей области и района мало изучены, поэтому было решено выбрать именно тему «Лекарственные растения Пермского края». Объект исследования: лекарственные

educontest.net

РЕСУРСЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ

Александр Власов, аспирант

Алексей Васильевич Курицын, доцент, кандидат фармацевтических наук

Белоногова Валентина Дмитриевна, доктор фармацевтических наук, профессор

Абызова Екатерина Олеговна, аспирант

Пермская государственная фармацевтическая академия, Россия

Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике - "Россия";

На территории Пермского края на протяжении 30 лет проводились ресурсоведческие исследования дикорастущих лекарственных растений. Мониторинг показал, что снижение запасов и площадей лекарственных растений связано с хозяйственной деятельностью человека. Наиболее подверженые виды лекарственных растений, относящиеся к рудеральной растительности.

Ключевые слова: антропогенное воздействие, лекарственные растения, Пермский край, запасы лекарственных растений.

The resource-management research of wild medicinal plants has been carried out in Perm krai for 30 years. The monitoring has shown that the reduction of reserves and areas of medicinal plants is connected with human activities. The most exposed are the species of medicinal plants belonging to ruderal vegetation.

Keywords: anthropogenic influence, medicinal plants, Perm Region, resources of medicinal plants.

В России, как и во многих странах, наблюдается повышение интереса к фитотерапии и, соответственно, увеличение спроса на  лекарственное сырье растительного происхождения. Ежегодно расширяется их ассортимент, увеличивается их количество.

Лекарственное растительное сырье и препараты из него обладают малой токсичностью, мягким и эффективным воздействием на организм и находят все более широкое применение в медицинской практике. Лекарственное растительное сырье служит источником получения свыше трети всех лекарственных средств.

Освоение минеральных ресурсов, интенсивные технологии в сельском хозяйстве, негативное влияние промышленных предприятий – все эти факторы обострили проблему обеспечения медицины и других отраслей растительным сырьем в полном объеме и ассортименте. Особенно это коснулось регионов с повышенной антропогенной нагрузкой, к которым относится и Пермский край.

Экологические изменения, связанные с антропогенным воздействием на природу привели к резкому сокращению естественных ресурсов многих ценных дикорастущих лекарственных растений на значительной территории. Чрезвычайно актуальна данная проблема для Пермского края, который является одним из наиболее промышленно развитых и густонаселенных регионов.

Всего на территории Пермского края произрастает 93 вида лекарственных растений, включенных в Государственный Реестр лекарственных средств Российской Федерации.

Наибольшее количество видов лекарственных растений приурочено к различным типам лесов – 27 видов, на лугах произрастает 18 видов, среди зарослей  кустарников, опушках, полянах, вырубках – 21 вид, на болотах – 4 вида, 21 вид представлен сорными лекарственными растениями .

Среди дикорастущих лекарственных растений Пермского края травянистые растения составляют 62,3 %; деревья, кустарники, кустарнички и полукустарники – 29,0 %; споровые растения – 8,6 % .

Интенсивное антропогенное воздействие на окружающую среду неизбежно проявляется в загрязнении растительного и животного мира, которые становятся возможными факторами риска в цепочке, одним из звеньев которой является человек .

В Пермском крае насчитывается 42 административных районов, 25 городов (в том числе 13 областного подчинения), 56 поселков городского типа и 516 сельских советов .

Постоянное и длительное антропогенное воздействие повлекло за собой значительное изменение экосистемы, включая естественный растительный покров Пермского края. Во многих районах региона произошла смена деревообразующего компонента лесных фитоценозов, в частности хвойных пород (сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра) на лиственные (береза, осина). Роль последних, в формировании древостоя многих типов лесов значительно возросла .

При оценке антропогенного влияния на растительные экосистемы приходится иметь дело не с одним, а с комплексом факторов, действующих опосредованно.

Всю совокупность антропогенных воздействий на растительный мир, включая популяции дикорастущих лекарственных растений,  в конечном итоге можно свести к трем основным формам:

·  полное уничтожение растительного покрова (при жилой и промышленной застройке, строительстве дорог и т.д.).

Кроме прямого сокращения площадей, занятых дикорастущими лекарственными растениями при строительстве промышленных объектов, например, объектов нефтедобычи (Чусовской, Чернушинский, Осинский, Октябрьский и др. районы Пермского края), наблюдается и косвенное, но существенное влияние добычи нефти на продуктивность популяций отдельных видов и, соответственно, качество лекарственного растительного сырья.

- создание культурных сообществ на месте уничтоженной естественной  растительности: агрофитоценозов; защитных лесополос; парков и пр.

При их создании часто наблюдается осушающий эффект, что в свою очередь опосредованно влияет на структуру и продуктивность ближайших, например низинных, заливных луговых или болотных фитоценозов в целом, и на состояние отдельных видов дикорастущих лекарственных растений.

·  синантропизация растительного покрова.

Синантропизация растительного покрова – самая малозаметная форма реакции растительного покрова на антропогенное воздействие, но приводящая к обеднению видового состава фитоценозов, вплоть до возникновения новых типов сообществ, называемых синантропными. К ним относят появляющиеся сообщества полевых сорных видов и рудеральную растительность, формирующуюся при восстановлении растительности после ее нарушения, либо при интенсивном и постоянном антропогенном стрессе. Однако, некоторые типы синантропных сообществ являются ценным источником лекарственных растительных ресурсов.

Класс Bidentita tripartite Tx., Lohm et Prsg. in Tx. 1950. Объединяет сообщества однолетних гигрофитов на поврежденных увлажненных почвах по берегам рек и прудов во многих населенных пунктах Пермского края, в которых доминируют BidenstripartiteL., PolygonumhydropiperL., часто образующие высокопродуктивные сообщества.

Класс Artemisietea vulgaris Lohm et Prsg. tt Tx. in Tx. 1950. Продуктивнымиявляютсясообщества, относящиесяк  ассоциациямLeonuro-Urticetum Solm. in Mirk. et al. 1986, доминантамикоторыхявляютсяLeonurus guinguelobatus Gilib. иUrtica dioica L.

Класс Plantaginetea majoris Tx. et Prsg. in Tx. 1950, включаетдоминирующиеисубдоминирующиевиды: Plantago major L., Polygonum aviculare L., Chamomilla suaveolens Rydb., Capsella bursa pastoris (L.) MedicУсиление антропогенной нагрузки на окружающую среду в большинстве регионов России делает очень важной проблему оценки экологической чистоты лекарственного растительного сырья. Расположение основных используемых зарослей в зоне хозяйственной деятельности человека значительно увеличивает вероятность заготовки лекарственного сырья загрязненного гербицидами, радионуклидами, металлорганическими соединениями и др.

Ведущие позиции по уровню негативного воздействия отражают основные экологические проблемы края (накопление отходов в солеотвалах Березниковско-Соликамского промузла, выбросы магистральных газопроводов, самосливы кислых вод из недействующих шахт в районе Кизеловского угольного бассейна и пр.). Однако  уровень негативного воздействия на природные среды в крае за последние годы остается стабильным.

С целью расширения лекарственной сырьевой базы сотрудники кафедры фармакогнозии Пермской государственной фармацевтической академии проводили изучение запасов лекарственных растений Пермского края. При этом с 1982 по 2012 года обследованы Верещагинский, Добрянский, Ильинский, Карагайский, Нытвенский, Очерский, Сивинский, Чусовской, Куединский, Большесосновский, Оханский, Еловский, Осинский, Бардымский, Березовский, Кунгурский, Ординский, Октябрьский, Красновишерский, Чердынский районы.

В целом по краю за 30 лет наблюдения нами выявлены значительные изменения в динамике лекарственной флоры.

На основании проведенных ресурсоведческих исследований составлены сводные данные по запасам лекарственного растительного сырья в Пермском крае, которые представлены в таблице.

Таблица

Сводные данные по запасам лекарственного растительного сырья

№ п/п

Лекарственное растение

Площадь, га

 Объем ежегодной заготовки, кг

1

2

3

4

1.

Багульник болотный

3923,3

41557,3

2.

Брусника обыкновенная

4531,7

Побеги 9993865,7

3.

Валериана лекарственная

48,2

170,3

4.

Вахта трехлистная

21,3

410,0

5.

Горец змеиный

8,7

49,1

6.

Душица обыкновенная

218,6

4238,9

7.

Зверобой продырявленный

319,5

5686,5

8.

Крапива двудомная

358,8

29461,4

9.

Кровохлебка лекарственная

36,0

343,9

10.

Крушина ломкая

21,3

1109,0

11.

Малина обыкновенная

125,2

9711,2

12.

Мать-и-мачеха обыкновенная

193,0

5731,6

13.

Можжевельник обыкновенный

54,5

18398,4

14.

Пижма обыкновенная

89,1

3248,7

15.

Полынь горькая

301,7

12565,4

16.

Пустырник пятилопастной

66,7

2191,4

17.

Рябина обыкновенная

56,2

23404,1

18.

Тысячелистник обыкновенный

242,6

2952,1

19.

Фиалка трехцветная

29,5

275,9

20.

Хвощ полевой

26,5

573,8

21.

Чемерица Лобеля

17,8

154,8

22.

Череда трехраздельная

15,1

410,5

23.

Черника обыкновенная

1767,8

Побеги 110783,4

24.

Шиповники

179,4

6177,0

25.

Щавель конский

10,9

289,0

 

Наиболее подвержены антропогенному воздействию в крае виды, которые по эколого-флористической классификации отнесены к рудеральным сообществам: полынь горькая, мать и мачеха, пижма обыкновенная, и тысячелистник обыкновенный, как вид наиболее подверженный пастбищной дигрессии, запасы сырья, которых сократились более чем на 50%.

В Большесосновском, Куединском, Чернушинском, Чусовском, Осинском и Октябрьском районах проводилось интенсивное освоение заброшенных полей (полынь горькая, тысячелистник обыкновенный, пижма), проведение работ по расширению транспортных магистралей (мать и мачеха, пижма), прокладка газо- и нефтепроводов (душица обыкновенная, зверобои), что привело к сокращению площадей зарослей  лекарственных растений.

Значительно сократились площади зарослей и уменьшились запасы сырья таких лекарственных растений как душица обыкновенная, зверобои пятнистый и продырявленный, тысячелистник обыкновенный, можжевельник обыкновенный, мать и мачеха, полынь горькая.

Этому способствовала интенсификация в крае промышленного производства, что привело к возрастанию рекреационной нагрузки  на природные комплексы, в результате произошло изрежение зарослей зверобоев, тысячелистника обыкновенного, пижмы.

Увеличение возможного объема ежегодной заготовки травы зверобоя, при сокращении площади, обусловлено нарушением фитоценотических связей из-за сокращения пастбищных угодий, что привело к снижению плотности запаса сырья зверобоя на склонах и значительному увеличению ее на заброшенных полях.

В связи с повышением общей культуры земледелия в крае резко сократились заросли полыни горькой, тысячелистника обыкновенного, хвоща полевого.

Уменьшение запасов можжевельника обыкновенного объясняется снижением его урожайности, высыханием кустарников, что связано с неблагоприятными погодными условиями и старением многих зарослей.

Несмотря на изменение состояния растительного покрова на территории Пермского края, регион обладает определенным потенциалом ресурсов  лекарственных растений и при соблюдении режимов рациональной эксплуатации зарослей может служить сырьевой базой для нужд практического здравоохранения.

Выводы: Изучена динамика изменения численности и площадей зарослей лекарственных растений за 30 лет исследований

Выявлено, что наиболее подвержены антропогенному воздействию в крае заросли полыни горькой, тысячелистника обыкновенного, мать-и-мачехи, пижмы обыкновенной.

Отмечено, что значительно сократились площади зарослей и уменьшились запасы сырья душицы обыкновенной, зверобоя продырявленного и пятнистого, тысячелистника обыкновенного, можжевельника обыкновенного, мать-и-мачехи обыкновенной, полыни горькой.

Обнаружено, что, несмотря на изменение состояния растительного покрова на территории Пермского края, регион обладает определенным потенциалом ресурсов лекарственных растений,  и при соблюдении режимов рациональной эксплуатации зарослей может служить сырьевой базой для нужд практического здравоохранения.

Литература:

  • 1. Белоногова, В.Д. Запасы, рациональное использование и охрана дикорастущих лекарственных растений Пермского края / В.Д. Белоногова, А.В. Курицын, А.Ю. Турышев; под ред. Г.И. Олешко: Монография. – Пермь: ГОУ ВПО «ПГФА Росздрава», 2008. – 235 с.
  • 2. Белоногова, В.Д. Рациональное использование растительных ресурсов Кунгурского района Пермской области / В.Д. Белоногова, А.В. Курицын // материалы IIВсероссийского съезда фармац. работников. - Сочи, 2005. - С. 52.
  • 3. Власов, А.С.Сырьевой потенциал дикорастущих лекарственных растений Пермского края / А.С. Власов, В.Д. Белоногова, А.В. Курицын// Медицинский альманах. – 2011. - №5. – С. 292 – 294.
Ваша оценка:

Ваша оценка: Нет Средняя: 5.4 (5 голосов)

gisap.eu

Лекарственные растения Пермского края. Их значение для

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
«Медицинская химия»
Промышленное выращивание лекарственных растений в России
№ Перечень вопросов к зачету по биоэтике п/п
Закон Иркутской области от 10 декабря 2007 г. N 119
Демченкова Е.Ю. длительных заболеваниях и в процессе старения свободно-радикальное окисление в
Синтетические стратегии поиска новых лекарственных средств
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДРЕВЕСНЫХ РЕСУРСОВ ЛЕСА ПРИ АРЕНДЕ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ 377 Л
Приложение 2 Пример письма-согласования Исследование цен

studydoc.ru

«Лекарственные растения Пермского края» (конспект урока по окружающему миру) 3 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

«Лекарственные растения Пермского края»

(конспект урока по окружающему миру)

3 класс

Автор:

Якимова Е. М.

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Березники

Конспект урока по окружающему миру

(УМК «Традиционно – классическая» А. А. Плешаков)

Тема: Лекарственные растения Пермского края

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии и методики: подготовка к проектной деятельности, проблемные технологии, технология сотрудничества,

Цель: Ознакомление с лекарственными растениями своей местности

Образовательно-развивающие задачи:

1. Обучать применению своих знаний в жизни.

2. Расширять кругозор учащихся.

3. Развивать речь учащихся, познавательный интерес.

4. Развивать творческие способности.

5. Формировать умение работать с текстовой информацией, справочниками, словарями.

6. Развивать навыки сопоставления, умение высказывать собственные суждения, делать выводы.

7. Развивать коммуникативные умения (работа в группах).

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

2. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы.

3. Воспитывать уважение к мнению товарищей.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение устанавливать аналогии;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.Личностные УУД:

формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.Регулятивные УУД:

формируем умение определять цель деятельности на уроке;

формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем.

Оборудование:

1.Компьютер

2. Мультимедиапроектор.

3. Экран.

Демонстрационный материал:

  1. Презентация к уроку (Power Point)
  2. Презентация к уроку «Тест (Power Point)».
Раздаточный материал: карточки по рефлексии

Данный урок составлен для проведения в 3 классе по предмету « Окружающий мир»

(УМК- «Традиционно- классическая») в разделе: Мы и наше здоровье

После ознакомления учащихся с различными видами заболеваний ( грипп, ОРВИ, аллергия) с домашнеё аптечкой.

Организация работы детей в группах позволяет развивать умение работы в коллективе, воспитывать уважение к мнению товарищей. Формирование групп осуществляется учителем, обращается внимание на соотношение групп по интеллектуальным и коммуникабельным способностям, межличностным отношениям.

Проверка домашнего задания в виде теста позволяет проверить материал, изученный ранее, направлена на развитие умения работать с заданием тестового характера, развитию у учащихся умения проверять и оценивать свою работу.

Работа в группах с материалами: «Операция Аптека для больших и маленьких», «Сказания о лекарственных растениях», с энциклопедиями и словарями направлена на поисковую деятельность учащихся, самостоятельное изучение нового материала, развитие познавательной активности, умение работать с большим объёмом информации.

Викторина «Узнай растение» позволяет анализировать, сравнивать изученный материал. На этом этапе урока формируются умения классифицировать растения по группам: деревья, кустарники, травы.

Работа с различными видами словарей направлена на развитие умения находить необходимую информацию. Возможно использование словарей и справочников в сети Интернет.

На слайде №7 настроена гиперссылка на презентацию- проектов учащихся (объединённых в один проект) , возврат в основную презентацию учителя производится аналогично по гиперссылке с последнего слайда учащихся.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Примечания

1.Оргмомент

(2 минуты)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм-

С лесами тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток

Не оскверняй его святынь.

-Зачем нужны растения?

- А что ещё даёт человеку природа?

- Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

( М. Рязанов)

- Посмотрите, на слайде изображён первобытный человек. Он понял, что природа не только источник продуктов питания, но и целитель. Первобытный человек, стремясь избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие отравить.

Для доставления радости, они выделяют в воздух кислород необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения – это и дом и пища.

Люди питаются растениями и продуктами из них.

Под музыку показывается

1 слайд.

2 слайд

2.Повторение пройденного материала.

(3 минуты)

- Какой образ жизни должен вести человек, чтобы оставаться здоровым?

Давайте проверим это с помощью теста.

- Повторение пройденного материала поможет нам определить тему сегодняшнего урока.

Ответы детей.Работают в группах по 6 человек за ноутбуками. Выполняют тестовые задания. Презентация к уроку

«Повторение пройденного. Тест» (Power Point).

3. Определение темы и целей урока

(1 минута)

4. Вводная беседа

Словарная работа

- Скажите, только ли лекарствами можно вылечить болезни?

- А вот как ещё человек может помочь себе во время болезни и оставаться здоровым после выздоровления мы с вами обсудим на нашем уроке.

- Я предлагаю вам пройтись по страницам нашего журнала.

1 страница «Историческая»

- Уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества растения были не только источником питания людей, получения одежды, орудий труда и защиты. Они помогали человеку избавиться от болезней. Древние Греки широко использовали лекарственные травы. Знания о них они взяли у Египтян.

На Руси народными лекарями были волхвы, ведуны, знахари

В 1581 году при Иване Грозном была создана аптекарская палата. Занималась она медицинским и аптечным делом, заготовкой лекарственных растений. При Борисе Годунове она была преобразована в Аптекарский приказ.

В 1654 году в Москве была открыта первая в России медицинская школа.

По приказу Петра 1 при военных госпиталях во всех крупных городах были заложены аптекарские огороды. В самом главном аптекарском огороде в Санкт-Петербурге Пётр 1 сам сеял семена.

Греки считали целебные свойства трав заложенным в них волшебством, колдовской силой. Само слово, которое они ввели в аптекарскую науку «фармакон» обозначает одновременно лекарство, яд, колдовство. Отсюда появилось название «фармакология»,

«фармацевт».

- Откройте словари и посмотрите, что обозначают эти слова.-Сегодня известно около 12 тысяч лекарственных растений.

- Как вы поняли, о чём пойдёт речь?- Да, сегодня мы поговорим о лекарственных растениях и именно о тех, которые растут в нашем Пермском крае.

Нет.

Работа со словарями.

О лекарственных растениях.

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

4. Изучение нового материала

( 20 минут)

- Некоторые ученики нашего класса заранее познакомились с лекарственными растениями Пермского края и создали свои проекты. Эти проекты мы объединили в один. И следующая страница – Лекарственные растения Пермского края.

Сейчас вам ребята расскажут о некоторых из них.

_ Вы рассказали много интересного о лекарственных растениях.

- На какие группы можно разделить эти растения?

- Мы с вами очень много говорили о растениях. Но вы уже знаете как устроен человек, как он развивается.

- Скажите, отчего может заболеть человек?

- Кто чаще простужается?- Что надо делать, чтобы организм стал сильнее и мог бороться с заболеваниями?-Послушайте одну историю. Однажды ребята пошли в поход. Пришли они на большую поляну. Очень там было красиво: цвели цветы, вокруг росли деревья. Решили они остановиться на этой поляне. Мальчики поставили палатку и пошли собирать хворост для костра. Но Слава, собирая ветки сильно расцарапал руку. Тут ребята вспомнили, что забыли аптечку. Как им быть? Как помочь Славе?

- Молодцы.

И следующая страничка журнала – советы бабушки Знахарки.

Сообщения детей о дубе, черёмухе, душице, календуле, чистотеле, шиповнике, боярышнике.

Деревья: дуб, черёмуха;

Кустарники: шиповник, боярышник;

Травы: календула, чистотел, душица.

Замёрз на улице, попал под дождь и промок, заразился от другого человека.

У кого слабый организм.

Заниматься спортом, закаливаться, принимать витамины, ходить в походы.

Нужно найти подорожник, обтереть его и приложить к ранке.

Презентация «Лекарственные растения Пермского края»

Слайды № 1-12

Слайды № 8-10

11 слайд

Слайды № 12-15

6. Физминутка.

(1 минута)

7. Закрепление пройденного материала.

( 15 минут)

8. Итог урока.

(3 минуты)

Катя познакомит вас с несколькими рецептами.

Оказывается, что лекарственные растения растут рядом с нами. Надо только их знать.

И я предлагаю открыть следующую страницу.

Это страница игровая.

Викторина «Узнай растение».

( предлагается описание липы, рябины, смородины).

- Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. В старину из древесины этого дерева делали ложки, блюда. А из лыка плели лапти. Чай из его цветков помогает при простуде.

- Это дерево встречается в лесной и лесостепной зонах Европейской части России .Сырьём являются зрелые плоды. Плоды его входят в состав витаминных сборов. Ягоды горьковатые на вкус гроздьями висят на ветках даже зимой. Часто люди сажают это дерево около домов для красоты.

- Это замечательный ягодный кустарник. Ягоды отличают уникальный состав и предельная концентрация витаминов, кисловатый вкус. Ягоды бывают чёрного, красного и белого цвета. В качестве прекрасного витаминного и лечебного напитка используют настой из листьев.- А теперь я предлагаю вам найти в кресс – кроссворде названия лекарственных растений.

Д КЛОПУХ

У Р ИРОЕД

ШАПДГЫУ

И П АВПГБ

Ц ИКОРИЙ

А ВЧМЯТА

ШАЛФЕЙЗ

- Мы познакомились с разными лекарственными растениями. Теперь вы знаете, что восстановить и сохранить здоровье помогают не только лекарства, но и растения.

И закончить наш урок мне хочется словами:

Мы живём в бесконечной многочисленной живой вселенной со множеством галактик, звёзд и планет, одна из которых – наша планета Земля. Она тоже живая и населена разными живыми существами. Нам интересно узнавать больше обо всём. И мы должны любить и беречь природу.

Живая природа – источник радости и любви.Рефлексия.

Сегодня на уроке:

- Мне было интересно…

- Мне показалось важным…

- Мне урок дал для жизни…

- Я понял(а), что…-Представление журнала

«Хочу всё знать»

Зачитывание нескольких рецептов с использованием лекарственных трав.

Это липа.

Это рябина.

Это смородина.

Ответы детей.

Учащиеся отвечают на карточках которые у каждого на столе.

Слайд № 16

Слайд №17

Слайд № 18

Приложение

Слайд № 19Журнал выпущенный детьми.

5-bal.ru

Лекарственные растения Пермского края.

Лекарственные растения Пермского края.

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Общая образовательная школа №13» г.Соликамск

Научное общество обучающихся «Мы открываем мир»

XIX муниципальный конкурс исследовательских работ обучающихся

Область эколого-биологических наук

Направление: «Ботаника и экология растений»

Исследовательская работа по теме

Лекарственные растения Пермского края

Автор работы:

 ученик 6 «а» класса 

Дядькин Дмитрий

Научный руководитель:

учитель биологии

Порошина Нина Евгеньевна

Соликамск, 2014

Лекарственные растения Пермского края. | Социальная сеть ...

17 ноя 2014 ... Работа содержит описание лекарственных растений Пермского края ... растений были известны человеку с глубокой древности.http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/11/17/lekarstvennye-rasteniya-permskogo-kraya

Оглавление

Введение        

§1. История применения лекарственных растений        

§ 2. Лекарственные растения Пермского края        

Исследовательская работа.Лекарственные растения в жизни ...

28 мар 2013 ... Есть ли в нашей местности лекарственные растения? ... целебнее свойства растений были известны человеку с глубокой древности.http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/28/issledovatelskaya-rabotalekarstvennye-rasteniya-v-zhizni-cheloveka

§ 3. Правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений        

§ 4. Анализ социологического опроса        

Заключение        

Библиографический список        

Приложения        

Растения — неисчерпаемая кладовая природного лекарственного сырья. На протяжении всей истории человечества растения используются людьми с лечебной целью.

На территории нашей страны произрастает большое количество различных видов растений, многие из которых обладают лечебными свойствами. Растения являются источником для получения разнообразных лекарственных веществ. Известно, что свыше 30% всех лекарственных препаратов получается из растений.

В средствах массовой печати чаще всего встречается материал о лекарственных растениях Российской Федерации, а лекарственные растения нашей области и района мало изучены, поэтому было решено выбрать именно тему «Лекарственные растения Пермского края».

Объект исследования: лекарственные растения.

Предмет исследования: лекарственные растения Пермского края.

Цель исследования: изучение и описание лекарственных растений Пермского края.

Задачи исследования

  1. Изучить историю применения лекарственных растений.
  2. Описать лекарственные растения Пермского края.
  3. Сформулировать правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений.

Как известно, целебнее свойства растений были известны человеку с глубокой древности. Врачевание с древних времен было таинством. Сбор, изготовления лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. Уже выдающийся древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ описал 236 растений, которые применялись в медицине того времени. Среди них белена, бузина, мята, миндаль и другие.

В Древней Руси использованию лекарственных растений уделялось большое внимание. Заниматься врачеванием на Руси имели право только женщины. С образованием Киевской Руси появляется профессия «лечцы».

В последние годы во всем мире наблюдается устойчивая тенденция роста интереса населения, медицинских и фармацевтических работников к использованию лекарственных средств природного происхождения.

Природные растительные ресурсы Пермского богаты и разнообразны. Мы выяснили, что в Пермском крае свыше 90 видов лекарственных растений.

В работе описаны свойства только 6-ти самых популярных и известных лекарственных растений. Перечислим лишь лекарственные свойства растений.

Подорожник большой Настой листьев применяют в качестве отхаркивающего средства. Сок листьев подорожника больше рекомендуется для лечение больных хроническими колитами и острыми желудочно-кишечными заболеваниями. Препарат назначается внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день за 15-20 минут до еды.

Одуванчик корень одуванчика, накапливающего осенью до 40 % инулина, известен как желчегонное средство, укрепляющее и оздоравливающее печень. Настойка из корня одуванчика возбуждает аппетит, обладает спазмолитическими, слабительными и кровоочистительными свойствами.

Ромашка аптечная применяют внутрь как спазмолитическое средство при заболеваниях органов пищеварения, спастических и хронических колитах, сопровождающихся брожением в кишечнике, анацидных гастритах и как желчегонное средство.

Зверобой применяемых при лёгких формах депрессии, психо-вегетативных тревожных расстройствах. В отечественной медицине применяют отвар — при заболеваниях сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, болезнях печени. Листья — заживляют раны. Препараты зверобоя улучшают венозное кровообращение и кровоснабжение некоторых внутренних органов. Следует быть предельно аккуратным, применяя зверобой одновременно с другими лекарственными средствами.

Мать-и-мачеха обыкновенная применяются как отхаркивающее и мягчительное средство. Употребляется внутрь в виде отваров, а также в составе грудных и потогонных чаев при бронхитах, ларингитах и бронхоэктизах.

Брусника обыкновенная Отвары и настои листьев применяют как мочегонное средство при мочекаменной болезни, ревматизме и подагре. Ягоды используют при авитаминозе.

Заготовка лекарственного сырья дело ответственное и требующее знаний и навыков. Нужно соблюдать правило сбора :

1. Придерживаться оптимальных сроков заготовки свежего сырья.

2. Приводить сбор только в сухую погоду после просыхания росы.

3. Не собирать в одну тару разные виды сырья.

4. Оставлять на месте не менее 20% не убранных растений для возобновления.

5. Собирать на одном месте не чаще, чем один раз в 2 года, а многолетнее 1 раз в 5 – 7 лет.

6. Не хранить свежесобранные растение больше 1 – 2 часов.

Необходимо запомнить одно очень важное правило: нельзя вести заготовку трав, листьев, цветов и корневищ вблизи предприятий, шоссейных и железнодорожных дорог, где много вредных выбросов. Ведь растениям свойственно их поглощать и накапливать, а, попадая в организм человека, они способны нанести ему только вред.

Проведённый социологический опрос показал, что ребята и их родители обладают не полными знаниями о применении лекарственных растений в домашних условиях и требуются разъяснения по этому вопросу, поэтому в дальнейшем я планирую подготовить несколько бесед на тему исследования и ознакомить одноклассников с этим материалом.

Таким образом, можно сделать вывод по теме исследования: Мир растений — величайшее чудо природы, наше целительное богатство и царство красоты. Каждое растение представляет собой своеобразную фабрику, в которой происходит синтез самых разнообразных редчайших и полезных для человека веществ. Многие лекарственные растения прошли через века, дарили здоровье десяткам поколений. Они прочно вошли в современную медицину и по-прежнему продолжают целить больных.

Спасибо за внимание!

xn--b1agafe7a1ai6f.xn--p1ai

Инвентаризация лекарственных растений Пермского края с использованием геоинформационных систем

Инвентаризация лекарственных растений Пермского края с использованием геоинформационных систем

Турышев А.Ю., Яковлев А.Б., Касьянов З.В., Согрина А.Н.

ГБОУ ВПО ПГФА Минздравсоцразвития России, Пермь, [email protected]

Аннотация

Интенсивное антропогенное воздействие может приводить к резкому сокращению природных запасов многих ценных растений. В связи с этим, ранее полученные данные о запасах быстро устаревают. Отсутствие свежих ресурсоведческих сведений и особенностях химического состава лекарственных растений ограничивает их заготовку сырья и его промышленное использование, которых в данное время на территории Пермского края не осуществляется. Поэтому инвентаризация запасов лекарственных растений в крае остается актуальной проблемой. Использование географических информационных систем в качестве методологической основы позволит осуществить картирование ареалов лекарственных растений, сделать площадной анализ растительных сообществ для значительной территории Пермского края на высоком научном уровне.

Abstract

Intensive anthropogenous influence can lead to sharp reduction of many valuable plants natural stocks. In this connection inventory data received early become outdated quickly. Absence of fresh stock-taking data and plant chemical composition features limits raw materials preparation and it`s industrial use which are not carried out in Perm Krai territory at present. Because of this medicinal plants resources stock-taking stands actual problem. Application of geographical information systems as methodological basis allows to realize medicinal plants areals mapping, to perform plant association square analyzis for significant territory of Perm Krai on high scientific level.

Для устойчивого развития экономики территории необходимо наиболее полное и эффективное использование внутренних ресурсов региона, в том числе лекарственных растений (ЛР). Однако, для рационального использования природных ресурсов необходимо иметь представление об их количественных и качественных характеристиках.

На первом этапе работы нами был проведен анализ лекарственной флоры региона.

На территории Пермского края произрастает [5] более 100 видов дикорастущих лекарственных растений, относящихся к 2 царствам (Грибы и Растения). Представителями царства Грибы являются Спорынья пурпурная – Claviceps purpurea Tulasne. и Трутовик косой – Inonotus obliquus (Pers.) Pil. F.

Представители царства Растения относятся к 3 отделам, 5 классам, 40 семействам.

Основу лекарственной флоры Пермского края составляют представители отдела Покрытосеменные (Angiospermae), который включает 2 класса, 36 семейств и 77 видов ЛР. В процентном соотношении в отделе Покрытосеменных преобладают представители класса Двудольные (Dicotyledones).

Количественное представительство видов лекарственной флоры отдельных семейств классов Однодольных (Monocotyledones) и Двудольных (Dicotyledones) представлено на рисунке 1, из которого видно, что класс Однодольные представлен 2 семействами и 3 видами.

Рисунок 1. Представительство видов лекарственной флоры

отдельных семейств классов Однодольных и

Двудольных

Двудольные растения представлены 31 семейством, из которых наиболее объемными по видовому составу являются семейства Астровые – Asteraceae Dumort. (13 видов) и Розоцветные – Rosaceae Juss. (10 видов).

Данные по приуроченности ЛР к той или иной ботанико – географической зоне (по Овеснову С.А.) показали, что наиболее широко лекарственная флора представлена в центральной и южной частях края.

Учитывая частоту встречаемости видов, можно сделать вывод о том, что из всех ЛР повсеместно произрастают лишь 42 % (или 34 вида).

Для анализа биогеоценотической приуроченности все ЛР можно условно разбить на 4 группы – «лесные», «луговые», «водные», «сорные» (рисунок 2).

«Лесные» виды включают собственно лесообразующие виды растений (все деревья), а также те виды ЛР, для которых типичными местами обитания являются леса (брусника обыкновенная – Vaccinium vitis-idaea L. /сем. Вересковые – Ericaceae/, черника обыкновенная – Vaccinium myrtillus L. /сем. Вересковые – Ericaceae/, толокнянка обыкновенная – Arctostaphyllos uva – ursi L. /сем. Вересковые – Ericaceae/ и др.).

«Луговые» виды представлены растениями, произрастающими на лугах (суходольных, остепненных, пойменных и т.п), например, душица обыкновенная - Origanum vulgare L. /сем. Яснотковые – Lamiaceae/; виды зверобоя (з. пятнистый – Hypericum maculatum L. и з. продырявленный – Hypericum perforatum L. /сем. Зверобойные Hypericaceae/; тысячелистник обыкновенный - Achillea millefolium L. /сем. Астровые –Asteraceae/ и т.п.

К «водным» видам можно отнести ЛР, являющиеся гидро- и гигрофитами: кубышка желтая – Nuphar lutea L. /сем. Кувшинковые – Nymphaceae/; и т.п.

Примером «сорных» (придорожных, рудеральных и т.п.) ЛР могут служить пустырник пятилопастной – Leonurus quinquelobatus Gilib. /сем. Яснотковые – Lamiaceae/; подорожник большой – Plantago major L. /сем. Подорожниковые – Plantaginaceae/ и ряд других.

Рисунок 2. Биогеоценотическая приуроченность лекарственных растений

Пермского края. Анализ биогеоценотической приуроченности показал (Рисунок 2), что на территории Пермского края преобладают луговые и лесные виды ЛР.

В зависимости от условий произрастания ЛР, их встречаемости и востребованности, стратегия и тактика проведения «инвентаризационных» ресурсоведческих работ может быть различна.

Ряд ЛР Пермского края (такие, как Rhodiola rosea L., Adonis vernalis L., Platanthera bifolia L., и некоторые другие) занесен в Красные книги Пермского края и Среднего Урала [1]. Для этих видов необходимо проводить работы по инвентаризации с целью дальнейшей охраны.

Такие виды как одуванчик лекарственный, горец птичий, подорожник большой, пихта сибирская, сосна лесная, ель европейская, береза, липа сердцевидная и другие древесные породы, произрастают повсеместно и в больших количествах. Оценку запасов сырья этих ЛР на наш взгляд проводить нецелесообразно.

В то же время для многих представителей лесной, луговой и сорной флоры, таких как багульник болотный, брусника обыкновенная, душица обыкновенная, зверобой продырявленный и з. пятнистый, тысячелистник обыкновенный, полынь горькая, пустырник пятилопастной, черника обыкновенная и ряда других видов необходимо как можно чаще отслеживать состояние зарослей ввиду увеличивающейся антропогенной нагрузки на окружающую среду и хозяйственного освоения и использования территорий. Именно они и представляют интерес для разработки ГИС «Лекарственные растений».

Для создания ГИС «Лекарственные растения» нами была использована программа ArcView GIS.

При тесном сотрудничестве с сотрудниками ГИС-центра Пермского государственного национального исследовательского университета нами создан модуль «Лекарственные растения».

Благодаря сотрудничеству с ГИС-центром Пермского государственного университета в Пермском крае есть опыт создания геоинформационной системы (ГИС) "Лекарственные растения" [2-4].

За 2003-2011 г.г. была разработана ГИС "ЛР" для 19 районов Пермского края (Рисунок 3).

Рисунок 3. ГИС "Лекарственные растения" Пермского края. Современное состояние проблемы.

Учитывая возможности информационных систем, нами была сделана попытка включить в ГИС «Лекарственные растения» данные не только ресурсоведческих исследований, но и результаты, полученные при оценке качества сырья.

Для сравнения геоботанических районов по характеристикам популяций ЛР нами был использован условный коэффициент, названный «показатель сырьевой ценности района» (ПСЦР), который представляет собой произведение возможного объема ежегодной заготовки сырья (ВОЕЗ) и среднего показателя содержания действующих веществ (ДВ) в данном районе и рассчитывается по формуле:

ПСЦР = ВОЕЗ * ДВ

где ПСЦР – показатель сырьевой ценности района, усл. ед.;
ВОЕЗ – возможный объем ежегодной заготовки воздушно-сухого сырья, кг;
ДВ –содерание действующих веществ, %.
Данный показатель позволяет сравнивать районы между собой по результатам комплексной оценки состояния зарослей ЛР, учитывающей не только запас сырья, но и содержания в нем биологически активных веществ.

Рисунок 4. Показатель сырьевой ценности района

для душицы обыкновенной, у.е.

Введение данного показателя в ГИС позволяет визуализировать районы (Рисунок 5), наиболее перспективные для заготовки того или иного вида сырья.

Рисунок 5. Ранжирование исследованных районов по ПСЦР

для душицы обыкновенной

Таким образом, специализация районов по ПСЦР показала, что наиболее перспективными для заготовки травы душицы являются Ильинский, Карагайский, Сивинский и Оханский районы Пермского края.

Предложенный алгоритм создания и работы геоинформационной системы на модели ряда растений Пермского края может быть использован для любых практически значимых растений, в том числе растений, подлежащих охране.

Разработанная нами ГИС является универсальным «программным продуктом», позволяющим работать не только в конкретном регионе, но и в любой точке земного шара, при наличии соответствующей топоосновы.

Библиографический список:

  1. Красная книга Пермского края/ науч. ред. А.И. Шепель (официальное справочное издание)// Пермь: Книжный мир, 2008. – 256 с.
  2. Турышев, А.Ю. Инновации в лекарственном ресурсоведении / Турышев А.Ю., Яковлев А.Б., Олешко Г.И., Согрина А.Н.// Вестник РУДН. Секция медицина. – Москва, 2010 - №4. – С. 475-478
  3. Турышев А.Ю. Методологические основы разработки ГИС "Лекарственные растения" / А.Ю. Турышев, А.Б. Яковлев, В.Ф. Левинова // Достижения и перспективы в области создания новых лекарственных средств: Материалы Российской научно-практической конференции, посвященной 70-летию ПГФА (27-28 ноября 2007 г., Пермь). – Пермь, 2007. – С. 465 – 468
  4. Турышев, А.Ю. Применение ГИС-технологий при кадастрировании популяций дикорастущих лекарственных растений / А.Ю. Турышев, А.Б. Яковлев, С.В. Пьянков // ИтерКарто/ИнтерГИС 16: Устойчивое развитие территорий: Теория ГИС и практический опыт: Материалы Международной конференции, Ростов-на-Дону, Зальцбург 3-4 июля 2010. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. – С 300-305.
  5. Турышев, А.Ю. Систематический анализ лекарственной флоры Пермского края / А.Ю. Турышев, А.Б. Яковлев, А.А. Устинова [и др.]// Вестник Пермской государственной фармацевтической академии №2.-2007.- С. 292-297.

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru