Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Конспект внеклассного урока по теме "Лекарственные растения". Лекарственные растения конспект


Конспект урока по познанию мира "Лекарственные растения"

Учитель: Афанасьева С. В.

Класс: 2 «Б»

Предмет: Познание мира

Тема: Лекарственные растения

Цели: Дать представление о лекарственных растениях, познакомить с некоторыми видами лекарственных растений;

Развивать речь, кругозор, познавательный интерес, творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память;

Воспитывать бережное отношение к природе родного края, умение работать в паре, уважать мнение товарищей.

Тип урока: Изучение нового материала

Ход урока

1.Психологический настрой

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Дети: Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать!

Начинаем урок познания мира. Желаю всем ребятам удачи !

2 .Актуализация ранее изученного

Беседа.

- Как называется раздел, над которым мы работаем на уроках познания мира?

Мы заканчиваем изучение раздела «Растения», вспомним, что мы узнали о растениях , изучая данный раздел. Обратимся к доске.

Работа по кластеру «Растения»

Вспомните, какая взаимосвязь существует между растениями и словами, к которым отходят стрелочки.

природа ботаника

пища РАСТЕНИЯ деревья

корень почва

- Какую еще пользу приносят растения?

Ответить на этот вопрос точнее мы сможем в конце урока.

Введение в тему урока

Здесь, в зарослях лесных,

Где все для сердца мило,

Где так легко и сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать. ( М. Рязанов )

Сегодня на уроке мы узнаем какие растения называются лекарственными и для лечения каких заболеваний они используются.

4.. Новая тема

Рассказ учителя

Уже первобытный человек понял, что природа, это не только источник продуктов питания, но первый лекарь. Стремясь избавиться от болезней древний человек понял .что одни растения могут исцелить, а другие отравить.

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны еще в древнем Египте.

На Руси с давних времен для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы, плоды растений.

При царе Иване Грозном были созданы аптекарские избы. Лекарственные растения привозили из разных стран. Стоили они на вес золота. По приказу царя лекарственными растениями снабжали не только царский двор, но и армию.

Затем российский царь Петр ! издал указ о создании «аптекарских огородов». Это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. Позже «аптекарские огороды» появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

В наше время лекарственные растения не являются редкостью, и не так уж дорого продаются в ап- теках. Не каждый человек может правильно найти лекарственные растения. Нужно знать, как выглядит растение, когда и какие его части нужно собирать, как правильно сушить.

В настоящее время сбором, сушкой лекарственных растений, изготовлением лекарств занимаются специальные медицинские работники. Готовые лекарственные препараты продаются в аптеках.

В настоящее время известно около 12000 лекарственных растений. Сейчас реб

Рассказывают дети.

На доске появляются фотографии растений.

Береза. На земном шаре насчитывается около 120 видов берез, только не все они с белой корой — у некоторых она желтая или совсем темная, почти черная... В нашей стране растет березы повислая и пушистая, почки, листья, кора и древесина которых содержат лекарственные вещества. С незапамятных времен русские люди парились березовыми вениками в бане и недаром: листья березы обладают способностью за 2—3 часа убивать болезнетворные микробы. Настои и отвары березовых почек применяются при болезнях органов дыхания, при мелких ранениях, кожных заболеваниях, при лечении заболеваний почек .Березовый сок — очень полезный напиток — рекомендуется как общеукрепляющее средство.

- Что интересного вы узнали о березе?

Дуб. У многих народов дуб считается самым красивым и самым старым деревом на Земле... Дубовая ветвь означала могущество и венком из дубовых ветвей награждали за воинские подвиги. Дуб живет долго, отдельные деревья — до 1000 и более лет. Ванны из дубовой коры рекомендуют для общего укрепления организма. Отвар коры дуба используют при стоматите, для укрепления десен.

- Почему венком из дубовых ветвей награждали за подвиги?

- Как используют кору дуба?

Шиповник. Этот колючий кустарник получил такое название потому, что его стебли покрыты блестящими крючковато-изогнутыми парными шипами. Шипы способны причинить серьезные неприятности всякому, кто необдуманно захочет познакомиться с ним поближе. В начале лета кустарник обильно украшен крупными душистыми цветами, очень напоминающими розу. Шиповник является чемпионом по содержанию в его плодах витамина С. Как известно, витамин С - способствует заживлению ран, помогает с успехом бороться с болезнетворными микробами.

- Почему шиповник называют чемпионом?

- Когда используют отвар плодов шиповника?

Малина —многолетний полукустарник .Его вкусные сочные плоды употреблялись с незапамятных времен в пищу. А также для лечения простудных заболеваний.. Настоем цветков и листьев лечат - ангину, кашель, расстройство желудка, воспаление глаз. Им же пользуются в домашней косметике для удаления прыщей и угрей, употребляют для полоскания полости рта. Из свежих листьев делают косметические мази.

- Как используют малину для лечения?

Молодцы, ребята!

4. Закрепление Работа по учебнику

- Узнаем , о каких лекарственных свойствах растений нам расскажут авторы учебника. Откройте с. 47 .

Чтение текста сильными учащимися.

Беседа .

- Какие растения называются лекарственными? Где они продаются?

Рассмотрите рисунки на с. 48 Внимательно почитайте названия растений. Вспомните, при каких заболеваниях они используются?

- О каких лекарственных растениях вы слышали? Расскажите.

Физминутка

Рассказ учителя о ромашке

Я, ребята, тоже знаю много лекарственных растений. Об одном из них хотела рассказать. Но сначала отгадайте загадку:

На лугу и в поле мы его встречаем, Лепесточки белые мы на нем считаем. Сердцевина желтая у цветка того, Будто крошка - солнышко забралось в него.

Учитель показывает фотографию ромашки. Отваром из цветков ромашки поласкают горло при ангине, так как она обладает противовоспалительным свойством, убивает микробы. Также принимают ванны, добавляя настой цветков ромашки, чтобы удалить высыпания на коже, покраснения.

- Как с лекарственной целью используют ромашку?

Сейчас я приглашаю вас в лес. Мы поищем лекарственные растения, познакомимся с моей знакомой девочкой-ромашкой.

- Как же мы пойдем в лес? Ведь на дворе зима, все покрыто снежным ковром?

Урок у нас сегодня необычный. Мы окажемся в летнем лесу, если вспомним правила поведения на природе.

Нельзя жечь в лесу костры. Нельзя оставлять мусор. Нельзя ломать ветки деревьев. Нельзя рвать цветы. И т. д.

Молодцы ребята!

Звучит муз. фонограмма «Звуки леса» Дети закрывают глаза, принимают удобное положение.

Вот мы с вами и оказались в летнем лесу. Часто здесь происходят различные истории.

Сценка «Ромашка и травяная ведьма»

(Выходят девочки в костюмах)

Девочка-ромашка:

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма:

Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет еще цветок.

(протягивает пучок дурмана)

Девочка-ромашка:

Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман –

Ядовитая трава.

Разболится голова

От подарка твоего

Забирай назад его.

(Травяная ведьма убегает)

Ох, уж эта травяная ведьма!

Так и норовит сделать гадость.

То корешок ядовитый подсунет,

то траву несъедобную.

(Собирает травы)

Травяная ведьма:

(Возвращается, пряча дурман за спиной)

Я одумалась, ребята,

Лучше вместе в лес пойдем,

Соберем шалфей и мяту,

Нежных ландышей нарвем.

Дома их поставим в вазу.

(Незаметно старается положить дурман в корзинку с травами)

Девочка-ромашка:

Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел ее.

(Выбрасывает дурман из корзинки. Травяная ведьма убегает и грозит ромашке из-за дерева)

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

- Названия каких лекарственных растений вы услышали?

К дарам леса нужно относиться бережно. Рвать цветы в лесу нельзя! Редкие и исчезающие лекарственные растения охраняются законом. Они занесены в Красную книгу.

Работа в паре

Ох, уж эта травяная ведьма! Все-таки успела на напоследок гадость сделать! Она заколдовала названия лекарственных растений. Только вы можете помочь навести девочке-ромашке порядок в лесу. Расшифруйте названия растений, запишите их в тетрадь. Выполняйте задание в паре, прислушивайтесь к мнению товарища.

МАПИЖ ФЕЙШАЛ

РЕБЕЗА ЛИНАМА

Дети читают названия растений: пижма, береза, шалфей, малина. Молодцы, ребята!

Отправляемся домой. Спасибо лесу за гостеприимство!

7. Итог

-Какую пользу нам приносят растения?

Мы узнали с вами названия лекарственных растений, при каких заболеваниях их используют.

Отправимся в нашу зеленую аптеку, чтобы подлечиться.

Ролевая игра «Зеленая аптека»

( На витрине стоят коробочки с названиями лекарственных растений:, ягоды шиповника, корень одуванчика, цветки ромашки, лист подорожника, березовые почки, масло облепиховое, кора дуба, трава чистотела, плоды черники. Ученик в белом халате исполняет роль фармацевта, дети выступают в роли покупателей. На учительском столе лежат листочки с заболеваниями : витаминное средство, средство для повышения аппетита, для полоскания горла, при ссадинах, мелких порезах, для лечения ожогов, для укрепления десен, для выведения бородавок, веснушек, для улучшения зрения.)

Молодцы! Все совершили необходимые покупки. Будьте здоровы!

Самостоятельная работа. (Тест)

Проверим, как каждый из вас усвоил тему нашего урока. Проведем тест по теме : «Лекарственные растения». Правильный вариант ответа обвести.

ФИ__________________________________

Тест по теме: «Лекарственные растения»

1.Лекарственными называют растения, из которых

а) готовят еду б) делают лекарства в) варят варенье

2. Лекарственные растения продают в

а) аптеке б) магазине в) на рынке

3. Какое лекарственное растение в народе считают «травой от 99 болезней» ?

а) одуванчик б) ромашку в) зверобой

4.Какое растение является чемпионом по количеству витаминов?

а) береза б) шиповник в) подорожник

5. Какое растение используют для лечения ожогов?

а) облепиха б) малина в) земляника

Наш урок подходит к концу. Будьте здоровы, бережно относитесь к природе.

Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство огромной страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята,

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать- не сочтешь!

. Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

8. Домашнее задание

Для создания сборника лекарственных растений «Рецепты наших бабушек» подготовить на альбомном листе рецепт из лекарственного растения, сделать его рисунок.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока "Лекарственные растения"

.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат с. Воронцовка

(ГБОУ школа-интернат с. Воронцовка)

Лекарственные растения

(Краснодарский край)

урок СБО в 7 классе

Сафронова Валентина Ивановна

учитель СБО ГБОУ школы-интерната

с. Воронцовка

Учитель: Сафронова В.И.

Цель: ознакомление  учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края и их применении.

Задачи:

Коррекционно образовательобразовательная:

познакомить учащихся с лекарственными растениями Краснодарского края, рассказать о ценности и   лечебных  свойствах   лекарственных растений, правилах     их сбора и хранения;

коррекционно – развивающая:

расширять познавательную активность, словарный запас, формировать знания учащихся о настоях, настойках, отварах, соках из лекарственных растений, мелкую глазомер,моторику.

коррекционно- воспитательная: 

воспитывать  бережное  отношение к природе родного края, экологическую  культуру, бережное отношение к своему здоровью.

здоровьесберегающая:

осуществлять профилактику нарушения осанки и зрения, технику безопасности при работе электроплитой, кипятком.

Оборудование и используемый материал: аптечка, ноутбук, презентация урока «Лекарственные растения», буклет лекарственных растений, ребус, фотографии, упаковки с лекарственными растениями, перфокарты, термос, стакан, ложка, ситечко.

 Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, самостоятельная работа, дифференцированная работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Словарь:  одуванчик, мать-и-мачеха, календула, ромашка, липа, подорожник, шиповник, рецепт, отвар, настойка, настой.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни!

               В. Лукша

О чем мы будем свами говорить?

2.Повторение изученного материала.

-О чём говорили на прошлом уроке?

(Мы говорили о домашней аптечке.)

- Для каких целей нам нужна «Домашняя аптечка»?

( для оказания первой медицинской помощи)

-Назовите, что входит в состав домашней аптечки.

Игра «Убери лишне» Из содержимого аптечки ученик убирает игрушку, бублик.

Упражнение: « Выбери верные утверждения»

А) В аптечку входит… бинт, вата, пластырь

Б) В аптечку должно входить как можно больше разных таблеток и мазей.

В) В аптечку входят дезинфицирующие средства …(перекись водорода, йод, бриллиантовая зелень)

Г) В аптечку должны входить шприцы, системы капельниц. Да?

Д) Лекарственные средства (от кашля, от головной боли, от насморка, жаропонижающие, таблетки по назначению врача)

-Каково назначение термометра? –

Как надо пользоваться термометром?

Почему надо соблюдать осторожность?

Чем опасны пары ртути?

Что делать, если разбился термометр? (версии учащихся)

Практическое упражнение: измерение температуры (2уч-ся)

Техника безопасности при обращении с термометром.

    1. Крепко держать пальцами рук.

    2. При встряхивании держаться за широкую часть термометра.

    3. С термометром не ходить.

- Чем  и как вас лечат, когда вы заболеваете?

 (ответы учащихся: пьем таблетки по назначению врача)

--Чем ещё можно лечиться?

   ( лекарственными растениями)

3.Изучение нового материала

Сообщение темы и задач урока.

Слайд №1 «Лекарственные растения Краснодарского края»

Запись темы урока учащимися в тетради.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы,  связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных  свойствах растений, которые  растут  рядом с нами,  как и когда растения нужно собирать,  чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. У одних растений ценные вещества находятся в листьях - значит надо собирать листья; у других – в корнях; у некоторых – в цветках и плодах. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы.

4.Изложение нового материала.

Слайд № 2

Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья)  применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

Запись определения в тетрадь.                    

  Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека.  Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.

          Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

          На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления  Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. В последствии  из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сад

Гимнастика для глаз                                                                                             

        Свойства целебных растений описывались в «травниках», «цветниках», «зельниках», некоторые из которых дошли до наших времён. В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов. И большинство из этих растений растут у нас в Краснодарском  крае.

Работа с картинками

Я вам раздам буклет лекарственных растений, рассмотрите иллюстрации, на обратной стороне прочитайте название и скажите какое растение вам известно, где растет?

Для чего использовали это растение?

                 Особую  помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет  таблеток, нельзя сделать уколы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу  и которые могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем , вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Это одуванчик( показ растения),мать –и- мачеха, зверобой (показ засушенного), ромашка (показ засушенного), ноготки (показ в аптечной упаковке), липа( слайд №3), подорожник (слайд №4), лопух (слайд № 5), полынь слайд № 6). Загляните за огороды, сады, увидите тысячелистник, пустырник, а под ногами прыткую травку спорыш (показ).

Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история.

      Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, - на окраинах полей, по берегам рек и оврагов, на опушке леса в начале апреля появляются золотые головки мать-и-мачехи ( слайд №7).

Ученик читает стихотворение.

Ярко-жёлтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу – ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать

Мать-трава, трава - ранник, вот далеко не полный перечень названий этого растения, цветки которого – первые радостные солнечно-жёлтые вестники весны. О нём писал В. Берестов: «Это яркий жёлтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.

Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда».

Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрёшь о щёку –и станет тепло. Это мать – говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это - мачеха.

Листья заваривают кипятком и пьют  отвар при кашле.

Настойка из листьев и цветов мать-и-мачехи применяется при простудных заболеваниях .

Учащиеся записывают в карточку№1 «Лекарственные растения» название и применение лекарственных растений при лечении заболеваний.

Отгадайте загадку.

Когда идёшь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо -шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые

Они как пух легки.

Стоят и чуть качаются

От ветерка с реки.

                                                                       Слайд №8

Да, это одуванчик . Одно из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах.  Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам  - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.  

  В народной медицине Руси одуванчик считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения.

Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени , почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.

Выполните задание: Узнайте растение по описанию и из букв составьте её название.

Растёт она вокруг,

И враг она и друг.

Как копья волоски

Покрыли все листки.

Обломишь волосок –

Прольётся едкий сок

На кожу –и смотри

Уже и волдыри!

Но если дружишь с ней –

И кожа здоровей,

И волосы густы,

Красивы и чисты.

В ней витаминов клад,

Весной её едят.

-Что это за растение? (крапива)

                                                                                        Слайд№8.

Крапива как лекарственное растение известна очень давно.  В народе крапиву ещё называют  жгучка,  стрекучка, костырка, жигалка. Одна крапива заменяет семерых врачей – гласит народная мудрость.

Крапива используется как лекарственное и пищевое растение. Настои крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья крапивы годятся для щей и салатов.

Отгадайте ещё одну загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.  (берёза

(Слайд №9)

                                                                         

Да, ребята, нет дерева милее и роднее берёзы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Берёза – символ Родины. Так и хочется прочитать строки из стихотворения А. Прокофьева:

Слайд № 10

Люблю берёзку русскую,

То  светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю берёзку русскую –

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Шумит, как это водится.

Идёт, где не положено,

Поёт, где не положено,

Под ветром долу клонится,

И гнётся, а не ломится!

Много веков служит берёза верой и правдой , принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый берёзовый веник в бане, и  дёготь, одна ложка которого портит бочку мёда, но врачует кожные  заболевания, раны, язвы, ожоги (мазь Вишневского).

Физкультурная минутка.

Ярче светит солнце, припекает, пчёлы гудят. В воздухе струится удивительно тонкий, нежный аромат. Это цветёт…..

Отгадайте ребус: (Слайд №11)

пила

3214     (липа)

                                                                                                       

Так всегда и бывает – зацветёт липа, и на смену весне приходит лето.

Отвар из липового цвета применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Дёготь из веток и стволов использовали для лечения кожных заболеваний. Свежие измельчённые листья прикладывали к ранам и ожогам.

.

Выполните задание :  о каких цветах идёт речь?

Меня желтоглазым цветком называют.

Сорвали цветок – лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит  поверьте,……….срывать.

                                                                                       Слайд№12.(ромашка)

На Карпатах существовало поверье, что весной едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в цветы, а в начале зимы эти цветы вновь превращаются в снежинки.

 И действительно, ромашки, словно снежинки, разбросаны  на зелёном лугу.

В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью и почётом.

Ученик читает стихотворение наизусть.

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель,

Поднимется жар,

Придвинь к себе кружку,

В которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Широко применяется в косметических целях.

В народной медицине применяют ромашку от  простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.

         Слайд№13(календула).

Календулу в народе  называют «заячьим маком», «невестой лета». Из-за необычной формы семян , они похожи на коготки кошки ,календула имеет ещё одно название – ноготки . Это растение – настоящий кладезь здоровья и красоты.  

                                                                                                               

Настойка календулы помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо, обладает сильными  противовоспалительными и противомикробными свойствами.

.

Он встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название… подорожник

                                                                                                          Слайд№14.          

Подорожник растёт там, где ходят люди, т.к. его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника  переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже называли его «След Белого».

В народной медицине его применяют издавна. Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и др.

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают  при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах.

Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, желудка. Его отвар помогает и при зубной боли. Но  наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах, порезах, ожогах.

Дуб на Руси считали священным, у славян под ним проходили собрания, судилища, свадебные обряды.

                                                                                                    Слайд№15.

Ученик читает стихотворение И. Токмаковой  «Дуб» .

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный,

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

Дубовые настои применяют  в виде ванн как ранозаживляющее средство, при обморожении. Дубовую кору добавляют в состав зубных паст и эликсиров.

О каком растении говорится в стихотворении?

На зорьке румяной

………………проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ.

Бутоны окрасила

В розовый цвет.

                   Т.Голуб.

                                                                                         Слайд№16.(шиповник)

Показать плоды шиповника

А знаете ли вы, что витамина С, очень много в шиповнике?

На Руси плоды шиповника как лекарство от цинги ценилось очень дорого. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире. Если пить ароматный и вкусный настой (напиток) из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и весёлое настроение.  Растёт шиповник вдоль дорог, на приусадебных участках. Фармацевтическая промышленность выпускает готовые препараты из плодов шиповника: витаминизированный сироп из плодов шиповника, чаи.

Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.

  Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Показать Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.

Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула.

Слайд № 17.(календула)

Показать семена календулы, собранную учениками с клумбы.

5.Закрепление изученного материала.

- О чём мы с вами узнали на уроке?

Дидактическая игра

«Узнайте лекарственное  растение по фотографии».

« Найди упаковку с лекарственным растением»

Цель: найти на упаковке способ приготовления отвара.

Практическая работа

Приготовление отвара ромашки непакитированной

План действий:

1.Найти срок годности на упаковке.

2.Прочитать вслух способ приготовления отвара.

3. Приготовить оборудование.

4.Повторить технику безопасности при включении электроплиты, соблюдение осторожности при работе с кипятком.

-Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натёрли ногу? (подорожника)

-Какие растения используют при лечении простудных заболеваний?

Если у вас заболел зуб, чем будете полоскать?

Работа с раздаточным материалом

1гр.учащихся. Соотнеси название лекарственного растения с применением.

2 группа Упражнение «Расставь цифровую последовательность»

-__ А Высуши в прохладном, темном месте.

___ Б Положи в стакан 1 столовую ложку высушенной травы.

___ В Собери нужную траву на лугу

___ Г Залей кипятком, накрой салфеткой, дай настоятся 15- 20 минут.

Взаимопроверка.

Почему растения надо охранять?

- о чём хочет сказать автор:

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

            С. Варгун.

Показ фотографий прошлого выпуска где ученики демонстрируют лекарственные растения, которые встречаются у нас в селе.

6. Домашнее задание.

Для ребят, живущих в семьях.

Выясните, какие лекарственные растения растут возле вашего дома.

Узнайте, какие из них применяют ваши родители.

                                                                               

infourok.ru

Конспект урока по теме "Лекарственные растения"

Познание мира. 2 класс

Тема: Лекарственные растения.

Цель: совершенствовать и расширять знания учащихся о лекарственных травах, Расширить знания о растениях, развивать наблюдательность, логическое мышление, учить детей соблюдать правила поведения на природе.

Задачи: формировать целостное представление о природе, человеке и тесной связи между ними,

развивать умение анализировать, делать выводы, развивать речь, воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Оборудование: таблица «Лекарственные растения»

Ход урока:

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы, цели.

а)Игра «Я-растение».

- Выбрать любое растение и рассказать о нём.

- Какие условия нужны растениям для жизни и роста?

б) Индивидуальная работа.

Тест.

1. На какие группы делятся растения?

А) цветы, овощные культуры, растения:

Б) фруктовые деревья, цветы, травы:

В) деревья, кустарники, травы.

2. Выбери характеристику цветковых растений:

А) имеют стебли, листья, корни;

Б) имеют корни, стебли, листья, цветки, плоды;

В) имеют стебли, листья.

3. Стебель нужен растениям для того, чтобы…

А) доставлять питательные вещества от корня к другим его органам;

Б) удерживать растение;

В) придать растению форму.

4. Зелёный цвет растениям придаёт

А) перегной;

Б) хлорофилл:

В) фитонциды.

5. Как появляется растение на свет?

А) семя – корень – росток – лист;

Б) семя – росток – лист – семя;

В) семя – росток – лист – цветок – плод с семенами.

6. Что такое корень?

А) часть растения, которая придаёт форму;

Б) часть растения, которая находится в почве

В) часть растения, которая проводит питание

3. Работа над новым материалом.

а)(Рассматр-е таблицы «Лекарственные растения»)

- Знаете ли вы эти растения?

- Что вы о них знаете?

- Почему они называются лекарственными?

б) Отгадывание загадок.

- Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны.

Хоть растём мы у дорог

И нас топчут сотни ног? (Подорожник)

- Стоят в лугах сестрички: жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

- Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит. (Крапива)

- Он жёлтым цветком распускается, а после цветенья сдувается. (Одуванчик)

-Красненькая Матрёшка беленькое сердечко. (Малина).

- Что знаете об этих растениях?

4. Работа с учебником.

а)Чтение по текста с. 47

- Какие растения называют лекарственными?

- Какие лекарственные растения вы знаете?

- Где они растут?

б) Повторное чтение

- Для чего используют лекарственные растения?

- Что готовят из лекарственных растений?

в) Творческая работа

Составление этюда-рассказа.

- От лица лекарственного растения рассказать

- Я – облепиха. Из моих плодов получают облепиховое масло, которым

лечат раны и ожоги.

- Я – шиповник. Из моих плодов делают сироп и вкусный отвар,

богатый витаминами. И т. д.

5. Физминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

На поляну мы выходим,

Много трав мы там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

6. Слово учителя.

- Замечательное богатство природы- лекарственные растения, люди собирают, сушат и сдают в аптеки.

- Знаете ли вы…

… что отвар ромашки, мать-и- мачехи, сок чёрной редьки с мёдом, сок моркови с молоком помогают при кашле:

… сок берёзы укрепляет организм.

7. Составление правил поведения на природе. Работа в группах.

-Какие правила поведения необходимо соблюдать, когда находитесь на природе?

Правила:

  • Нельзя срывать растения для букетов.

  • Собирать лекарственные растения можно там, где их много. Часть растений надо оставлять.

  • В лесу, на лугу, вообще на природе надо ходить только по тропинке, чтобы не топтать и не уничтожать растения.

  • Нельзя собирать редкие лекарственные растения.

  • Помни, что красота и богатство земли в наших руках- руках человека.

8. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Назовите лекарственные растения.

- Что из них готовят?

- Узнай, какие болезни лечит:

чай из плодов шиповника, из цветов липы;

сок из листьев алоэ;

отвар душицы, девясила;

листья крапивы.

9. Дом. задание.

книжка-малышка «Береги лекарственные растения».

www.metod-kopilka.ru

Конспект внеклассного занятия "Лекарственные растения родного края" (5 класс)

«Лекарственные растения родного края»

Цели:

1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную книгу.3. Обобщить знания детей о лекарственных растениях.4. Рассказать детям о многообразии лекарственных трав и их пользе.5. Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе.6. Воспитывать самостоятельность суждений.

Оборудование: картинки лекарственных растений, карточки с заданиями.

Герои: Ведущий – воспитатель, ученик – соведущий, Мальвина, Буратино, Старичок-лесо-вичок, Крапива, Мать–и–мачеха, ландыш.

Ход занятия:1. Орг. момент.

С неба смотрит солнце миллионы лет.

Льет на землю солнце и тепло и свет.

Но посветит солнце и уходит прочь,

А живое сердце греет день и ночь.

Значит, сердце лучше солнца самого.

Никакие тучи не затмят его!

Д. Гулиа

Пусть наше занятие сегодня освещает это весёлое Солнце. Оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению.

- Как вы считаете, вы о многом знаете? Давай откроем наши ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать!»

Я желаю вам успехов!

«Есть в травах и цветах целительная сила, для всех, умеющих их тайну разгадать». Ну о какой тайне идёт речь, мы сможем определить в конце нашего занятия.

2. Определение темы, цели и плана занятия.Прослушивание рассказа.

- Миша с сестрой Леной отправились гулять. Гуляя, они попали на полянку, на ней они играли в игры, лёжа на травке наблюдали за плывущими облаками. Вскоре Лена начала хромать: она натёрла ногу. Миша упал, ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы, от переживаний, разболелась голова, а у бабушки подскочило давление. Как же быть? Что делать?

Варианты ответов детей. – Купить лекарства, вызвать скорую помощь и т. д.

- А можно ли оказать помощь без лекарств? А как?

- Применить лекарственные растения.

- А чтобы применять надо о них всё знать. Кто догадался, о чём же будем говорить сегодня на занятие?

- О лекарственных растениях.

- Итак, тема занятия: Лекарственные растения родного края.

- А какова же цель? (узнать новые лекарственные растения, с которыми мы ещё не знакомились.)

- Правильно! Мы сегодня узнаем о новых лекарственных растениях.

- А из каких этапов у нас будет состоят занятие? (1 – изучение нового материала, 2 – физкультминутка, 3 – итог занятия.)

- Совершенно верно! И я приглашаю вас совершить прогулку. Есть у меня зелёный друг, весёлый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек.

- Это природа родного края, куда мы и совершим экскурсию.

3. Изучение нового материала.

Воспитатель: А теперь, добро пожаловать в лес.

Ученик 1:

Здравствуй, лес, дремучий лес.

Полный сказок и чудес.

Ты о чём шумишь листовою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится? (С. Погореловский)

На встречу ученику идут Мальвина и Буратино.

Ученик 1: Здравствуй Мальвина! Здравствуй Буратино! Куда вы идёте?

Мальвина: Мы идём в лес. Он так манит своей прохладой и таинственностью. Сколько там загадок?

Буратино: А я вот так не думаю. Красота, прохлада – это верно только никаких загадок нет. Все давно известно: кусты, цветы, деревья.

Мальвина: Пошли-пошли. Я попробую показать необычный лес. Но только для наблюдательных и любознательных.

Буратино: Смотрите, какой-то старичок сидит.

Мальвина: Да, это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!

Лесовичок: Добрый день! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?

Ученик 1: нет, мы помним и соблюдаем их всегда.

Лесовичок: Ну что ж, милости прошу к нам гости.

Буратино: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.

Мальвина: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?

Злая как волчицаЖжется как горчицаЧто это за диво?Это же …

Буратино: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и лечебная?

Мальвина: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.

(Дотрагивается до крапивы волшебной палочкой)

Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из моих стеблей получали волокно для изготовления тканей. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение.

Буратино: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны?

Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.

Мальвина: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.

Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о крапиве? Если знаете, то скажите нам и объясните, как вы их понимаете.

1. Жгуча, крапива родится, да в щах пригодится.2. Одна крапива заменяет семерых врачей.

Буратино: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно. А много ли лекарственных растений вообще?

Ученик 1: Много, очень много. О том, что растения помогают лечить болезни, люди узнали очень давно, постепенно ученые изучали свойства разных растений и теперь используют многие для приготовления лекарств. Я слышал такое ученое мнение, что нет на Земле растения, которое не обладало лекарственными свойствами, вот только люди еще не сумели разгадать тайну многих растений.

Ребята, а какие лекарственные растения вы знаете? (дети с места рассказывают о лекарственных растениях)

4. Повторение изученного.

Ученик 1: Подорожник – лекарственное растение. В народе его называли “порезник, ран-ник”. Имеет ранозаживляющие свойства.

Ноготки - полоскание настойки цветов при ангине. Настойки, мази, свежий сок используют наружно при ранах, порезах, ушибах, ожогах.

Ученик 2: Мелиса - применяется как, мочегонное и болеутоляющие, при нарушениях пищеварения, хронических неврозах сердца, головокружении, мигрени, при бессоннице.

Одуванчик - употребляют как возбуждения аппетита, как желчегонное средство при болез-нях печени и желчного пузыря. Кровоочищающим и отхаркивающим, от желтухи и бессоннице. Жаропонижающим.

Ученик 3: Валериана – применяется при нервных возбуждениях, бессоннице, головной боли, а также для профилактике и лечении на ранних стадиях стенокардии, гипертонической болезни, заболеваниях печени и желчевыводящих путей.

Ромашка - настой ромашки используют в качестве противовоспалительного обезболива-ющего средства, полости рта (стоматиты) и ангине.

Ученик 4: Пижма - настой из соцветий пижмы в увеличивает сердечное сокращение, замедляет ритм сердца, повышает кровяное давление.

Цикорий - используются для повышения аппетита и улучшения пищеварения.

Воспитатель: А сейчас устроим привал и немного отдохнём.

4. ФизкультминуткаСпал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться) 

Мальвина: Буратино, а помнишь, когда я простудилась, ты делал, мне настойку из цветов и листьев мать-и-мачехи. Значит, это растение тоже лекарственное, и оно меня вылечило.

Буратино: Ты права, Мальвина.

Ученик: Мать-и-мачеха – многолетнее травянистое растение, своими цветками похоже на одуванчик, но меньшего размера.

Мальвина: Сейчас узнаем про мать-и-мачеху, нам сама она о себе и расскажет. (Дотрагивается волшебной палочкой)

Мать-и-мачеха: В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются мои желтые цветочные корзиночки. Мои цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья мои сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Я очень хорошо помогаю от кашля.

Ученик: Спасибо тебе мать-и-мачеха.

Мальвина: Ой, как хорошо пахнет. Смотри, Буратино, тут какие цветы.

Буратино: Это ароматные ландыши!

Мальвина: Почему не на каждом темно-зеленом листке ландыша есть стрелка с цветками? Отцвели уже что ли?

Буратино: Сейчас узнаем (Волшебной палочкой дотрагивается)

Ландыш: Да, не на всех листьях у нас бывают цветы – белые колокольчики, это вы верно подметили. Ландыши живут до 12 лет. За свою длинную жизнь ландыш цветет всего 2-3 раза. Цветы мои превращаются в красные ягоды. Они ядовиты. Но препараты изготовленные из ландыша, улучшают работу сердца.

Мальвина: Вот чудеса и лекарство, и яд. Прямо как в сказке о живой и мертвой воде.

Ученик: Мне кажется, что ты ландыш, загрустил, листочки твои поникли, колокольчики опустили головы. Что случилось?

Ландыш: Люди не всегда берегут растения и животных. Было время, когда и мы ландыши, чуть не исчезли с лица Земли, мы были занесены в Красную книгу. Но потом наша численность увеличилась и теперь мы не считаемся редкими исчезающими растениями.

Буратино: Не переживай, Ландыш, мы будем стараться беречь и охранять все живое везде и всюду.Пора бы человечеству понять,Богатства у Природы отбирая,Что Землю нужно тоже охранять:Она, как – мы, такая же – живая!

6. Итог занятия.Воспитатель: Какая интересная экскурсия у нас получилась. А теперь давайте в вернёмся к эпиграфу нашего занятия:

«Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.»

Так какую тайну мы сегодня разгадали с вами?

Ответы учащихся: - Тайна заключается том, что все растения нас окружающие обладают целительной силой и при правильном использовании –исцеляют.

Воспитатель: Очень многие поэты и писатели посвящают свои стихи и рассказы лекарственным растениям.

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства!

Все травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

- Ребята, к сожалению, наше занятие подходит к концу, поэтому давайте подведём его итог.

7. Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу полянку, давайте мы её украсим, оживим цветами.

Красный – мне всё очень понравилось

Жёлтый – мне было интересно

Синий – мне было скучно

Есть на свете полянка красивая,

А на ней миллиарды цветов.

Но просто тянуться к солнышку

Не каждый из них готов.

Но солнышка тёплого лучики

Греют каждый цветок,

Не важно, какого он цвета,

Большой или просто росток.

- Ожила полянка, запестрела цветами. Ребята, а теперь посмотрите друг на друга. Улыбни-тесь друг другу! Улыбнитесь мне!

- Какое у вас настроение? (Хорошее)

- У меня тоже прекрасное настроение, как и у вас и нашего Солнышка.

На этом наше занятие окончено! Всем спасибо!

infourok.ru

Конспект "Лекарственные растения" | Социальная сеть работников образования

МБДОУ «Лямбирский д/с №3 комбинированного вида»

Конспект занятия

Лекарственные растения

                                                                     Подготовила и првела:

                                                   Исаева Ф.В.

Задачи:

Учить детей делать самостоятельные умозаключения на основе прошлого опыта, видеть взаимосвязь в природе, уметь объяснять и отстаивать свое мнение.

Упражнять детей в определении лекарственных растений по внешнему виду и по запаху, в умении применять их по назначению.

Развивать воображение и фантазию детей, расширять детский кругозор.

 Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материал:

 Картинки с изображением живой и неживой природы, знаки и стрелки для составления схем и логических цепочек, коробки с оценочными  светофориками, бревнышки, пенечки, вазы с засушенными цветами и лекарственными растениями кукла- Красная шапочка, музыкальное сопровождение (пение птиц), мешочки с измельченными лекарственными растениями, мультимедийное оборудование и изображения лекарственных трав и различных растений, игрушка- заяц, почтальон Печкин, чай, пирог.

Воспитатель: Ребята , сейчас мы поиграем в игру «Отгадай и не говори вслух»

Белый снежок, зеленый лужок, солнца тепло, звенящий ручей, пение птиц, цветение цветов. Что это все одним словом (обойти детей и выслушать их ответы на ухо)? Затем один ребенок произносит вслух, что это природа.

Правильно. Природа – это все, что нас окружает и не создано руками человека. А как , вы считаете стол за которым мы сидим,  является природой?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, стол- не природа, но сделан из природного материала. Давайте вспомним какие вида природы вы знаете?

Ответы детей. (Живая и неживая)

Воспитатель: Игра «Живая и неживая природа.

Дети». Распределяют предметы живой и неживой природы или картинки о живой и неживой природе на разных фланелеграфах.

Воспитатель: Дети, в природе все взаимосвязано. Я предлагаю вам поиграть в игру «Логическая цепочка», которая отображает связь объектов живой природы.

Ответы детей. Насекомые – птицы -  растения – животные -  человек. Рассказывают почему такая связь.

Воспитатель: Ребята, а что можно сказать. Глядя на эту небольшую схему: Земля – растения, т.е живая природа – неживая природа.

Ответы детей. Растения не могут прожить без земли, т.к. она их питает и поит. Растения всасывают воду и питательные вещества корнями. Но земля тоже не может без растений, т.к.  растения образуют плодородный слой почвы, где находятся питательные вещества, которые нужны для роста нового растения.

Воспитатель: Да. В природе все взаимосвязано. При нарушении одного звена логической цепочки может погибнуть вся природа. Ой, слышите, птицы поют. (Пение птиц). Сейчас я вас хочу пригласить на небольшую прогулку в лес. Вместе с детьми переходим на полянку. Предлагаю сесть , закрыть глаза и создать в своем воображении образ леса и его обитателей.

Дети рассказывают, что они представили. Посмотрите , как здесь много цветов. Можно ли собирать большие букеты?

Ответы детей. Нет.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей. Чтобы другие люди тоже смогли ими полюбоваться и чтобы на следующий день эта полянка опять зацвела.

Воспитатель: Почему нельзя рвать растения с корнями?

Ответы детей. Потому что на этом месте не вырастит новое растение.

Воспитатель: Молодцы!  Смотрите, сидит под елочкой зайчик, у него грустные глаза. Похоже зайчик заболел. Как же быть зайчику, кто его вылечит .Ведь в лесу нет доктора.

Ответы детей. Звери лечатся сами. Ищут лекарственные растения и едят их.

Воспитатель: Вот у меня в руках букет от всех бед. Как вы думаете, почему он так называется?

Ответы детей. Он состоит из лекарственных растений, помогающих лечить разные болезни.

Воспитатель: Назовите растения, которые узнали.

Ответы детей. Тысячелистник, мята, зверобой, рябина, душица

(Входит кукла –Красная шапочка с корзиной в руке.)

Воспитатель: Красная шапочка, нарвала много разных трав для больной бабушки и сложила их в разные мешочки, но не знает какая из них душица, а какая мята. Они ей нужны , чтобы вылечить кашель бабушки.

Ответы детей. Можно узнать по внешнему виду и по запаху.

(Дети определяют по запаху)

Воспитатель: Красная шапочка, если ты не очень торопишься, мы предлагаем тебе немного задержаться и посмотреть небольшую передачу о лекарственных растениях и принять участие в викторине и можно даже выиграть приз. Для этого будем отвечать на вопросы и за ответ получите светофорик

(На мультимедийном экране показываются изображения.)

-Какое из этих растений , лечащих простудные заболевания , самое вкусное? (малина)

-Какое из этих  растений лечит болезнь грязных рук? (пижма)

- Какое из этих растений хорошо останавливает кровь и заживляет раны? (подорожник)

-Какое растение начинается со звука «М»?

- Какое из этих растений в народе называют «средство от 99 болезней»? (зверобой)

- Какое из этих растений является кустарником?

- Назовите целебную часть данных растений. (мята- листок, дуб- кора и желуди, малина и рябина- ягоды, зверобой, душица и тысячелистник - цветы )

Воспитатель: Подведем итоги. Выясняем, кто набрал большее количество светофориков и объявляем победителя. Ему пришлет передача приз.

(входит почтальон Печкин)

Почтальон Печкин: Суперпиз ждете? Вот я вам его доставил, но не отдам, потому что у вас нет документов. (хватается за зуб)

Воспитатель: Что с вами? Наверное, зуб беспокоит? Мы вам можем помочь его успокоить. Попробуйте, пополоскать рот настоем зверобоя. (полощет, чувствует себя лучше, благодарит и в знак благодарности отдает приз.)

Воспитатель открывает посылку, достает пирог и победитель приглашает всех попить чай.

nsportal.ru

Конспект внеклассного урока по теме "Лекарственные растения"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру 1-4 классы

Игра «Поле чудес» (тема «Лекарственные растения»)

Цели занятия:

-расширить знания учащихся о лекарственных растениях;

-развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе, животному и растительному миру планеты.

Оборудование:

-выставка книг о лекарственных растениях, иллюстрации;

-рулетка или диск со стрелкой

-на доске слова с закрытыми буквами.

Ведущий.

Сегодня нашу игру « Поле чудес» (Слайд 1) мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.

Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.

Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений

-Ребята, а какие вы лекарственные растения знаете?

-Как найти в природе нужное растение?

-Где его искать: в лесу, в поле, на болоте?

Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Это надо знать, это, целая наука. Много книг надо прочитать, прослушать лекций, докладов, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.

-Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете о лекарственных растениях?

Звучит фонограмма звуков леса. Выходят ученики и рассказывают:

(Денис)

1.Когда ты входишь в лес,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех , умеющих их тайну разгадать.

(Настя)

2. Здесь белая фиалка высится стройна,

Здесь белая ромашка в зелени видна.

Ландыш клонит жемчуг крупных белых слёз,

Синий колокольчик спит в тени берёз.

Здесь Иван – да – Марья, одуванчик там,

И играют звёзды ночью по волнам…

(Максим)

3.Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки,

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем без исключения

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Ведущий.

Итак, начнём игру. Чтобы выбрать первую тройку игроков, я загадываю загадки.

Первый тур.

1.У кого одна нога, да и та без башмаков? Слайд 3 (Гриб.)

2.Рос ребенок , не знал пелёнок; стал стариком – сто пелёнок на нём. Слайд 4

(Кочан капусты)

3.Мой брат зовёт всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню (Колокольчик) Слайд 5

Представление первой тройки игроков…

….. крути барабан.

Ведущий . Слайд 6

В русской народной медицине это растение пользуется особой любовью. Её рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Они, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу. О каком растение идёт речь?

В слове 7 букв.

Р о м а ш к а

Ведущий. (слайд 7)

Родина этого растения Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие её семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так и попала она в Россию. И наверное, у всех народов принято гадать на ней: « любит - не любит»

Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

Рекламная пауза ( концертный номер)

Второй тур. Слайд 8

Ведущий. Выбираем вторую тройку игроков.

1.Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина). Слайд 9

2.С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают :

Шкуру тонкую сдирают. (Липа) Слайд 10

3.Что за травка угощает

На лугах в лесной глуши

Человека – добрым чаем,

Пчёл- нектаром от души. (Иван –чай) Слайд 11

Представление 2 тройки игроков.

…крути барабан.

Ведущий. Слайд 12 Существует легенда о том, как были открыты его целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели , как та змея , которая уползла принесла раненой листок одного растения , и через некоторое время они вместе скрылись с глаз. Какое это было растение?

В слове- 10 букв

Подорожник

Ведущий. Слайд 13 Это растение можно встретить в сорных местах, на дорогах, лесных опушках, полянах. Используют листья при желудочно-кишечных заболеваниях, в качестве отхаркивающего средства, для прикладывания к ранам, порезам, язвам.

Рекламная пауза «А знаете ли Вы что…»

(См. презентацию 2)

1. Чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков.

Вес страусиного яйца может достигать 1,5 кг

Нужно 40 минут, чтобы сварить вкрутую страусиное яйцо.

Из одного яйца страуса можно сделать одиннадцать с половиной порций омлетов.

2. Дельфины спят с одним открытым глазом.

3. Слон - единственное животное с 4 коленями.

4. Муравьеды предпочитают питаться не муравьями, а термитами.

5. Морская звезда может вывернуть свой желудок наизнанку.

6. Черная паучиха может съесть до 20 пауков в день.

7. Европейцы, приехав в Австралию, спрашивали у аборигенов: "А что это тут у вас за странные прыгающие звери?" Аборигены отвечали: "Кенгуру", - что значило: "Не понимаем!"

8. У кошки, падающей с 12-го этажа, больше шансов выжить, чем у кошки, которая падает с 7-го.

9. Крокодилы глотают камни, чтобы глубже нырнуть.

10. У тигров не только полосатый мех, но и полосатая кожа.

11. Сердце кита бъется только 9 раз в минуту.

14. Самый длинный из зарегестрированных полетов курицы длился 13 секунд.

Третий тур. Слайд 14

Ведущий. Выбираем 3 тройку игроков.

1.Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. Крапива. Слайд 15

2.Есть один цветок такой, не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка, был цветок - и нет цветка.

Одуванчик. Слайд 16

3.У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки-

Жёлтые глазочки Мать-и-мачеха Слайд 17

Представление третьей тройки игроков

Ведущий.

Это многолетнее растение, золотисто – желтые цветки. Растет вдоль опушек сухих хвойных лесов, вдоль дорог, на лесных полянах. Лечат каменную болезнь печени, болезней легких , воспалительные процессы.

В слове -8 букв.

Слайд 18 Зверобой

Ведущий.

Эту траву называют –травой от 99 болезней. Это растение считали магическим, предохраняющим от привидений. Бытовало поверье , будто черти, колдуны не страшны человеку , который постоянно носит с собой это растение А небольшой пучок этого растения , прикрепленный к двери или спрятанный на пороге , непременно преградит колдуну путь в дом. Кроме того, из зверобоя получают красивые краски для ткани – красную, рыжую, зелёную.

Игра со зрителями Слайд 19

Название этого растения происходит от латинского слова «ласточка».В народе его называют ласточкина трава, чистая трава. Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорождённых птенцов. Потому - то и говорят, что зацветает он прилётом птиц.

Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно, оно –ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.

В слове 8 букв.

Слайд 20 Чистотел

Финал.

Слайд 21

Представление финалистов.

Ведущий.

Это растение можно встретить повсюду: под каждым забором, в канаве, у дорог. А людей простоватых, которых ничего не стоит обмануть, так и называют…

В слове 5 букв

Лопух Слайд 22

Ведущий.

Это у нас в России он растёт как сорняк. А в Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки этого растения. В народной медицине применяется и корни, и листья этого растения. Заболела голова- приложите лист. Зудит кожа - быстро всё успокоится, если приложить к зудящему месту лист этого растения.

Супер игра. Слайд 23

Какой напиток является хорошей защитой от вредного воздействия солнечных лучей?

Чай. Слайд 24

Алдабергенова Ж.Ш.

7

infourok.ru

конспект урока «Лекарственные растения в домашней аптечке.»

Тема: «Лекарственные растения в домашней аптечке.»

Цель: знакомство  учащихся с лекарственными растениями нашего региона.

Задачи:

Образовательная: -углубить и расширить знания учащихся о ценности и        

                               лечебных  свойствах   лекарственных растений, о правилах

                             их сбора и хранения;

                            -формировать умение находить и разумно использовать

                             дары природы на благо людей.

Коррекционно-развивающая: развивать познавательную активность,

                                                  расширять кругозор:

Воспитательная: воспитывать  бережное  отношение к природе родного

                                 края, экологическую  культуру.

                               

Словарь:  одуванчик, василёк, мать-и-мачеха, календула, ромашка, дуб,  

                   крапива, липа, подорожник, шиповник, берёза.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала.

- Для каких целей нам нужна «Домашняя аптечка»?

( для оказания первой медицинской помощи)

-Назовите, что входит в состав домашней аптечки.

( перевязочный материал, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники.)

-Каково назначение термометра

- Чем  и как вас лечат, когда вы заболеваете?

 (ответы учащихся)

--Чем ещё можно лечиться?

   ( лекарственными растениями)

  1. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы,  связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных  свойствах растений, которые  растут  рядом с нами,  как и когда растения нужно собирать,  чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения, приготовить отвары и настои из лекарственных растений. У одних растений ценные вещества находятся в листьях - значит надо собирать листья; у других – в корнях; у некоторых – в цветках и плодах. Если ими умело пользоваться, то своё здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Тема нашего урока: «Лекарственные растения в домашней аптечке».

Запись темы урока в тетрадь.

Эпиграфом нашего урока будут слова выдающегося таджикского учёного средневековья:

«Нет растения, чтобы не было лекарственным

Нет болезни, чтобы не вылечили растения».

4.Изложение нового материала.

             Люди всего мира всё чаще прибегают к растениям, используя их для исцеления недугов, идя тем самым на примирение с природой.  Возрождается интерес к лекарственным растениям. Лекарственные растения были известны человеку с давних времён. Растения были не только источником питания человека.  Занимаясь сбором плодов, кореньев и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни.

          Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

          На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления  Петра1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах России при военных госпиталях. В последствии  из этих « огородов» были организованы прекрасные ботанические сады.  

        Свойства целебных растений описывались в «травниках», «цветниках», «зельниках», некоторые из которых дошли до наших времён. В настоящее время отечественная научная медицина имеет в своём арсенале приблизительно 300 видов лекарственных растений. А в народе используют более 500 видов. И большинство из этих растений растут у нас в Ростовской области.

    Лекарственные растения – это такие растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, коренья)  применяются для лечения заболеваний людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

Запись определения в тетрадь.                      

                 Особую  помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет  таблеток, нельзя сделать уколы.

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые встречаются нам практически на каждом шагу  и которые могут служить нам средством первой помощи. Мы часто их не замечаем , вытаптываем, а порой даже не знаем о том, что растение у нас под ногами – лекарственное. Это одуванчик, подорожник, крапива, лопух, полынь. Загляните за огороды, сады, увидите тысячелистник, пустырник, а под ногами прыткую травку спорыш.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья

Те, что для людей полезны, -

И отступят все болезни!

               В. Лукша

Каждое из этих растений обладает лечебными свойствами. И почти у каждого есть своя интересная история.

      Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце, - на окраинах полей, по берегам рек и оврагов, на опушке леса в начале апреля появляются золотые головки мать-и-мачехи.                                                                                          

Ярко-жёлтый цветок неказистый:

Сверху листьев холодная гладь,

Снизу – ласковый слой бархатистый,

Словно тронет приветливо мать

Мать-трава, трава - ранник, царь-зелье, камчужная трава, двуличник – вот далеко не полный перечень названий этого растения, цветки которого – первые радостные солнечно-жёлтые вестники весны. О нём писал В. Берестов: «Это яркий жёлтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.

Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мёда».

Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрёшь о щёку –и станет тепло. Это мать –говорят люди. Зато снаружи листья твёрдые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это- мачеха.

Листья заваривают кипятком и пьют  отвар при кашле.

Настойка из листьев и цветов мать-и-мачехи применяется при простудных заболеваниях .

Учащиеся записывают в карточку№1 «Лекарственные растения» название и применение лекарственных растений при лечении заболеваний.

Отгадайте загадку.

Когда идёшь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо -шарики

На тонких стебельках.

Сквозные, серебристые

Они как пух легки.

Стоят и чуть качаются

От ветерка с реки.                                                                    

Да, это одуванчик . Одно из самых распространённых на земле растений, растёт вдоль дорог, в полях и лугах.  Существует много легенд об одуванчике. Вот одна из них. Одуванчик был всеобщим любимцем, ибо давал мёд пчёлам, девушкам  - свои цветы на веночки. Корни его лечили больных. Ночью золотистые цветки освещали путь путнику. Но однажды небо нахмурилось, в степи появились злые наездники, сеявшие повсюду смерть и разруху. Одуванчик спрятал свои лепестки, наклонил голову, сжался, не желая служить злым людям. Прошло время, сгинуло чёрное племя, но одуванчик ничего не забыл. В ясную погоду приносит он радость, но только появляется туча, он закрывает свои цветки, предупреждая о ненастье.  

  В народной медицине Руси одуванчик считали «жизненным эликсиром». Для лечения используют корни и листья растения.

Корни одуванчика используют при хронических заболеваниях печени , почек, при кожных заболеваниях. Из листьев готовят салаты.

Выполните задание: Узнайте растение по описанию и из букв составьте её название.

Растёт она вокруг,

И враг она и друг.

Как копья волоски

Покрыли все листки.

Обломишь волосок –

Прольётся едкий сок

На кожу –и смотри

Уже и волдыри!

Но если дружишь с ней –

И кожа здоровей,

И волосы густы,

Красивы и чисты.

В ней витаминов клад,

Весной её едят.

-Что это за растение? (крапива)                                                                                  

Крапива как лекарственное растение известна очень давно.  В народе крапиву ещё называют  жгучка,  стрекучка, костырка, жигалка. Одна крапива заменяет семерых врачей – гласит народная мудрость.

Крапива используется как лекарственное и пищевое растение. Настои крапивы применяют при кожных болезнях, для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. Листья крапивы годятся для щей и салатов.

Отгадайте ещё одну загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.  (берёза)                                                                     

Да, ребята, нет дерева милее и роднее берёзы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Берёза – символ Родины. Так и хочется прочитать строки из стихотворения А. Прокофьева:

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть

Люблю берёзку русскую,

То  светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю берёзку русскую –

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Шумит, как это водится.

Идёт, где не положено,

Поёт, где не положено,

Под ветром долу клонится,

И гнётся, а не ломится!

Много веков служит берёза верой и правдой , принося пользу не только душе, но и телу. Это и знаменитый берёзовый веник в бане, и  дёготь, одна ложка которого портит бочку мёда, но врачует кожные  заболевания, раны, язвы, ожоги (мазь Вишневского).

Физкультурная минутка.

Ярче светит солнце, припекает , пчёлы гудят. В воздухе струится удивительно тонкий, нежный аромат. Это цветёт…..

Отгадайте ребус:

пила

3214     (липа)                                                                                                    

Так всегда и бывает – зацветёт липа, и на смену весне приходит лето.

Отвар из липового цвета применяют при простудных заболеваниях, кашле, ангине. Дёготь из веток и стволов использовали для лечения кожных заболеваний. Свежие измельчённые листья прикладывали к ранам и ожогам.

Отгадайте что это за цветок?

Колосится в поле рожь.

Там во ржи цветок найдёшь.

Хоть не красный он, а синий,

Всё на звёздочку похож.

                      (василёк)                                                                                     

Когда-то очень давно, как гласит греческая легенда, жили на земле кентавры – полулошади-полулюди. Мудрейшим  среди них считался Хирон, прославившийся большими познаниями в медицине.

Однажды разгорелась жестокая битва. Отравленная стрела, пущенная врагом, тяжело ранила Хирона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось отыскать растение, которое помогло залечить рану. Этим растением был василёк.

В Европе издавна василёк считался одним из лучших для плетения венков.  В Швеции венок из васильков входит даже в изображение государственного герба. У русских во время праздника урожая первый сноп, украшенный васильками, ставили в красный угол дома.                                                                                                

Венки  из васильков крестьяне развешивали  в избах, чтобы не водились сверчки.                                                                                                                                                                                                    

Синий василёк  - прекрасный медонос. А ещё люди из этого растения научились  делать краску.

Василёк помогает излечивать простуду и глазные болезни, болезни почек.

Выполните задание :  о каких цветах идёт речь?

Меня желтоглазым цветком называют.

Сорвали цветок – лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит  поверьте,……….срывать.                                                                                      

На Карпатах существовало поверье, что весной едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в цветы, а в начале зимы эти цветы вновь превращаются в снежинки.

 И действительно, ромашки, словно снежинки, разбросаны  на зелёном лугу.

В русской народной медицине ромашка пользуется особой любовью и почётом.

Ученик читает стихотворение наизусть.

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель,

Поднимется жар,

Придвинь к себе кружку,

В которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

Чай из ромашки с мёдом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Широко применяется в косметических целях.

В народной медицине применяют ромашку от  простуды и кашля, настоем промывают раны, поласкают горло при ангине.

Календулу в народе  называют «заячьим маком», «невестой лета». Из-за необычной формы семян , они похожи на коготки кошки ,календула имеет ещё одно название – ноготки . Это растение – настоящий кладезь здоровья и красоты.  

Настойка календулы помогает при ангине, ушибах, хорошо очищает лицо, обладает сильными  противовоспалительными и противомикробными свойствами.

Выполните задание: о каком растении идёт речь?

Путника друг, …………….,

Скромный,  невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Путника друг, …………….,

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство

Тут же на тропке, у ног.

                                                                          Вс. Рождественский.

Он встречается везде: в саду, огороде, на лугу, вдоль дорог и тропинок. Отсюда произошло и его название.  

Подорожник растёт там, где ходят люди, т.к. его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника  переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже называли его «След Белого».

В народной медицине его применяют издавна. Прозвищ у подорожника много: порезник, ранник, поранчик и др.

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают  при ссадинах, порезах, укусах насекомых, ожогах.

Настой листьев подорожника применяют при болезнях органов дыхания, желудка. Его отвар помогает и при зубной боли. Но  наибольшее распространение получило применение листьев подорожника наружно при ранах, порезах, ожогах.

Дуб на Руси считали священным, у славян под ним проходили собрания, судилища, свадебные обряды.                                                                                                 

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный,

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

Дубовые настои применяют  в виде ванн как ранозаживляющее средство, при обморожении. Дубовую кору добавляют в состав зубных паст и эликсиров.

О каком растении говорится в стихотворении?

На зорьке румяной

………………проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ.

Бутоны окрасила

В розовый цвет.

                   Т.Голуб.

А знаете ли вы, что витамина С очень много в шиповнике?

На Руси плоды шиповника как лекарство от цинги ценилось очень дорого. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире. Если пить ароматный и вкусный настой (напиток) из шиповника каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и весёлое настроение.  Растёт шиповник вдоль дорог, на приусадебных участках. Фармацевтическая промышленность выпускает готовые препараты из плодов шиповника: витаминизированный сироп из плодов шиповника, чаи.

Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других.

  Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу.

Многие лекарственные растения можно посадить возле жилых домов, на пришкольном участке. Это: календула, ландыш, земляника, чабрец, шиповник, берёза.

5.Закрепление изученного.

- О чём мы с вами узнали на уроке?

-Реши кроссворд. «Узнайте лекарственное  растение по фотографии.»

-Листья какого растения нужно приложить к ране, если вы натёрли ногу? (подорожника)

-Какие растения используют при лечении простудных заболеваний?

Почему растения надо охранять?

- о чём хочет сказать автор:

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

            С. Варгун.

6. Домашнее задание.

Для ребят, живущих в семьях.

Выясните, какие лекарственные растения растут возле вашего дома. Узнайте, какие из них применяют ваши приёмные родители. Зарисуйте одно лекарственное растение в тетрадь

.

Для ребят, живущих в школе-интернате.

Подумайте, из каких лекарственных растений можно было бы создать в школе «Лекарственный огород».                                                                                                      

infourok.ru