Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Детский экологический проект: «Лекарственные растения Хабаровского края» тема минипроекта " Наш верный друг - чистотел". Лекарственные растения хабаровского края


Презентация "Растения Хабаровского края"

Тема проекта: «Растения Хабаровского края»

Составили ученики 3классов

МОУ «Политехнический лицей»

Руководители:

Самсоненко Л. В., Месяц Т. Н

.

Основополагающий вопрос: Чем интересны растения Хабаровского края?

Предмет. Окружающий мир

Возрастная категория:

ученики 3кл

Мы поставили цели:

Познакомиться с разнообразием растительного мира Хабаровского края.

Узнать о растениях, занесённых в Красную книгу. Учиться беречь природу.

Узнать о пользе растений.

Проблемные вопросы:

Какие цветы не стоит собирать в букеты?

Какие растения могут нас лечить?

Чудо – деревья.

Чтобы ответить на вопрос, мы должны: -Научиться наблюдать. -Уметь анализировать. -Прочитать дополнительную литературу. -Подготовить иллюстрации.

Этапы подготовки:

  • Обсуждение темы
  • Работа в группах(сбор материалов).
  • Подготовка презентации.
  • Защита полученных результатов.

Мы изучили травы.

Природу Мира в школе изучаем,

Саванн и прерий тайны познаём,

Родных лугов подчас не замечаем

И трав знакомых мало назовём…

Давайте, дети, вместе побываем

В гостях у наших травок луговых-

Узнаем, верно ль называем,

Проверим, знаем ли мы их.

Сколько чудес хранит Хабаровская тайга! П.

А сколько в ней разных растений!

Они ласкают глаз человека, смягчают его нрав, приносят успокоение и отдых. Зелёные друзья продлевают людям жизнь, сохраняют их энергию, восстанавливают силы, бодрят. И как важно уметь приглядываться к каждой травинке, узнавать каждый цветочек.

Давайте познакомимся с некоторыми представителями дальневосточной фауны.

Черемша

Черемша – лук охотский – ранневесеннее растение из семейства луковых. В конце апреля появляются первые нежные листья, а чуть позже – и цветоносная стрелка с неброскими светлыми соцветиями, одетыми в плёнчатое покрывальце. В период цветения оно спадает, открывая светлые ароматные цветки. Но не ими славен дальневосточный лук, а копилкой витаминов, необходимых человеку после суровой и продолжительной зимы.

Башмачки

Башмачки – лесные орхидеи с причудливыми цветками, напоминающими эфимерную обувь лесных гномов. Цветки бывают розовыми,оранжево – жёлтыми, одноцветными или усеянными многочисленными пятнышками. Эти многолетники очень медленно растут и только на семнадцатый год дают цветки и семена. Любое вмешательство в растительное сообщество, где обитают башмачки, приводит к их исчезновению. Башмачки внесены в Красные книги России и Хабаровского края.

Колокольчик точечный .

Колокольчик относится к семейству колокольчиковых, любит расти на сухих склонах, откосах, опушках дубовых лесов. Словно весёлый звонок, своим цветением он открывает дверь в лето. Колокольцы необыкновенно душисты, в них постоянно снуют пчёлы, поэтому подносить цветки к лицу надо осторожно: ненароком ужалят. Лучше всего не трогать колокольцы. Вместо них вскоре появятся коробочки с семенами, которые дадут жизнь новым полезным и красивым растениям.

Красодневы

Красодневы – благородные и нежные цветы из семейства красодневных. В народе их зовут лилейниками или жёлтыми саранками, хотя это не совсем верно. От лилий они отличаются не только жёлтыми цветами, но и корневищами. Краснодневы любят сухие, хорошо прогреваемые склоны, луга. Они плохо переносят уплотнение почвы и быстро погибают в букетах.

Ясенец

Ясенец принадлежит к редкому в России семейству рутовых. Предпочитает селиться на хорошо прогреваемых склонах . В июне ясенец открывает навстречу солнцу свои сиреневые цветки, они образуют пышные соцветия. Глядя на удивительную роскошь ясенца, трудно устоять перед соблазном и не взять его в букет. Эта ошибка может дорого человеку стоить: выделяя ядовитый сок и эфирные соединения, растение вызывает сильные ожоги кожи и головные боли.

Лихнис

Лихнис – из семейства гвоздичных. Народ зовёт его «огоньком» и «зорькой сверкающей». Он легко узнаваем из – за головчатого соцветия крупных ярко – красных цветков, лепестки которых глубоко надрезаны на узкие доли. Лихнис очень уязвим и быстро исчезает при освоении лугов и лугов. Особенно губительны для этого растения пожары, распашка земель, уплотнение почвы, развитие транспортной сети. Внесён в Красную книгу России.

Лотос

Лотос – король цветов на нашей планете. Он является одним из древнейших обитателей, населявших Землю сотни миллионов лет назад вместе с динозаврами. На Дальнем Востоке лотос Комарова растёт в бассейне Амура по нижнему течению реки Уссури, в озере Малая Ханка. Он приспособился к местным условиям, стал морозостойким растением.В странах Востока лотосу поклонялись как священному растению.Как лекарственное растение он был известен в Китае за несколько тысячелетий до новой эры.Необходимы усилия учёных и местных жителей для сохранения краснокнижного вида.

Орляк обыкновенный

Орляк обыкновенный – крупный (до 150с)

папоротник. Молодые побеги напоминают по вкусу грибы. Их используют в пищу в Японии, Китае, на российском Дальнем Востоке. Из толчёных корневищ североамериканские индейцы пекли хлеб. В Японии крахмал из корневищ используют в кондитерских целях. В народной медицине используют лекарственные свойства растения.

Богатую калием золу из корневищ использовали раньше в стекольной и мыловаренной промышленности, дубильные вещества использовали для выделки кож. Молодые побеги орляка чувствительны к кислотным дождям, что можно использовать для биомониторинга загрязнения окружающей среды.

Жень - шень

Внешне корень этого растения напоминает фигурку человека, поэтому китайцы назвали реликту название «жень» -человек, «шень» -корень. Жень-шень реликтовый представитель растительного мира древних экологических эпох. Он внесён в Красную Книгу России. Длина корня достигает 70 см, масса бывает до 600 гр., при этом возраст такого корня до 200 лет. С незапамятных времён корню приписывают свойство исцелять от всех болезней и вселять жизнь в умирающего и немощного. Растение оказывает тонизирующее и стимулирующее действие, повышая сопротивляемость организма.

Уникальные деревья и кустарники Хабаровского края

Лимонник китайский

Это многолетнее лекарственное растение, стебли которого представляют собой лианы с крупными овальными листьями. Они завиваются вокруг стволов деревьев по спирали вверх, в направлении строго против часовой стрелки. Розоватые, будто восковые, цветки выделяют тонкий магнолиевый запах.осенью, в сентябре – октябре, лимонник покрывается плотными гроздьями ярко-красных ягод, чем очень напоминает виноградную лозу.

Вкус мякоти плода кислый, кожица сладкая, семена состоят из твёрдой, хрупкой кожуры и плотного ядра с горьковатым вкусом, а вся ягода солоноватая, поэтому ягоду в Китае называют «ягодой пяти вкусов» Растёт на Дальнем Востоке. С лечебной целью используют плоды, семена, корни, кору.

Виноград амурский

Виноград амурский – мощная листопадная лиана, достигающая в длину 20 м. Листья крупные, морщинистые, тёмно – зелёные. Осенью листья приобретают красный цвет. Ягоды округлые, с плотной кожицей, чёрные с сизым налётом, кисло – сладкие.Виноград распространён на юге Хабаровского края.

Виноград растёт в лесах, по долинам рек и ручьёв, на полянах, по обочинам дорог. Светолюбив, влаголюбив, зимостоек, выдерживает температуры до –40градусов. Плоды и листья используют в медицине, из ягод варят варенье, компоты.

Виноград хорошо переносит загрязнение воздуха. Используют для промышленного озеленения, на приусадебных участках. Медонос, плоды винограда – корм для птиц и диких копытных.

Бархат амурский.

Учёные называют бархат феллодендроном, что означает пробковое дерево. Бархат способен наращивать на стволе и ветвях толстый пробковый слой. Это дерево древнейший представитель флоры, сохранившейся с третичного периода.

Бархатное дерево селится вдоль дорог, вблизи посёлков, на опушках. Кроме юга дальнего Востока в других регионах России не встречается.

В Китае бархат называют «деревом чёрного жемчуга», благодаря матово-чёрным плодам, напоминающим связки жемчуга. Растение используют в лечебных целях при многих заболеваниях .

Маньчжурский орех.

Дерево высотой до 25 м с раскидистой кроной диаметром до 20 м и перистыми листьями длиной до 1 м. Кора тёмно-серая бороздчатая. Крона высоко поднятая, очень ажурная. Листья состоят из 11-19 овально-заострённых листочков, при распускании серо-зелёные, осенью жёлтые. Цветёт в мае, цветы невзрачные, плоды орехи длиной 5-6 см. Долговечен, доживает до 250 и более лет.

Произрастает в лиственных лесах по долинам рек и ручьёв. Самый зимостойкий их всех родственников грецкого ореха. Ценное дерево. Целебное, кормовое, пищевое растение. Запрещён к вырубке.

Кедр

Дальневосточная тайга богата древесными породами. Особенно славится древесина корейского кедра. Она прочная, лёгкая, долговечная, смолисто-ароматная. За красивый розоватый цвет её называют «розовой сосной». Древесина широко используется в производстве кораблей, в посуде из кедра не скисает молоко. Главная ценность кедра – орехи. Дерево часто называют «хлебным» или «масличным». Кедровые орехи содержат вещества, которые способствуют росту человека, лечат многие болезни.

Элеутерококк

Элеутерококк – близкий родственник жень-шеня, насчитывается 15 видов. Растет в таежных лесах Дальнего востока. Заросли его непроходимы, так как кустарник обзавелся острыми колючками. Зацветает в июле, а в сентябре поспевают плоды. Чёрные, собранные вместе ягоды элеутерококка напоминают ежевичку величиной с яблоко. Учёные пришли к выводу, что настойка растения укрепляет организм, повышают работоспособность

Мы узнали:

  • В Хабаровском крае насчитывается 116 видов растений.
  • В Красную Книгу занесено 69 растений.

Список литературы:

  • Большая мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008г.
  • http:// flower.onego.ru/voda/nelumbo.html
  • http:// www.saintflowers.com/index.html
  • http:// www.ecosystema.ru/08naturelflowers.086.html

multiurok.ru

Презентация "Растения Хабаровского края"

Тема проекта: «Растения Хабаровского края»

Составили ученики 3классов

МОУ «Политехнический лицей»

Руководители:

Самсоненко Л. В., Месяц Т. Н

.

Основополагающий вопрос: Чем интересны растения Хабаровского края?

Предмет. Окружающий мир

Возрастная категория:

ученики 3кл

Мы поставили цели:

Познакомиться с разнообразием растительного мира Хабаровского края.

Узнать о растениях, занесённых в Красную книгу. Учиться беречь природу.

Узнать о пользе растений.

Проблемные вопросы:

Какие цветы не стоит собирать в букеты?

Какие растения могут нас лечить?

Чудо – деревья.

Чтобы ответить на вопрос, мы должны: -Научиться наблюдать. -Уметь анализировать. -Прочитать дополнительную литературу. -Подготовить иллюстрации.

Этапы подготовки:

  • Обсуждение темы
  • Работа в группах(сбор материалов).
  • Подготовка презентации.
  • Защита полученных результатов.

Мы изучили травы.

Природу Мира в школе изучаем,

Саванн и прерий тайны познаём,

Родных лугов подчас не замечаем

И трав знакомых мало назовём…

Давайте, дети, вместе побываем

В гостях у наших травок луговых-

Узнаем, верно ль называем,

Проверим, знаем ли мы их.

Сколько чудес хранит Хабаровская тайга! П.

А сколько в ней разных растений!

Они ласкают глаз человека, смягчают его нрав, приносят успокоение и отдых. Зелёные друзья продлевают людям жизнь, сохраняют их энергию, восстанавливают силы, бодрят. И как важно уметь приглядываться к каждой травинке, узнавать каждый цветочек.

Давайте познакомимся с некоторыми представителями дальневосточной фауны.

Черемша

Черемша – лук охотский – ранневесеннее растение из семейства луковых. В конце апреля появляются первые нежные листья, а чуть позже – и цветоносная стрелка с неброскими светлыми соцветиями, одетыми в плёнчатое покрывальце. В период цветения оно спадает, открывая светлые ароматные цветки. Но не ими славен дальневосточный лук, а копилкой витаминов, необходимых человеку после суровой и продолжительной зимы.

Башмачки

Башмачки – лесные орхидеи с причудливыми цветками, напоминающими эфимерную обувь лесных гномов. Цветки бывают розовыми,оранжево – жёлтыми, одноцветными или усеянными многочисленными пятнышками. Эти многолетники очень медленно растут и только на семнадцатый год дают цветки и семена. Любое вмешательство в растительное сообщество, где обитают башмачки, приводит к их исчезновению. Башмачки внесены в Красные книги России и Хабаровского края.

Колокольчик точечный .

Колокольчик относится к семейству колокольчиковых, любит расти на сухих склонах, откосах, опушках дубовых лесов. Словно весёлый звонок, своим цветением он открывает дверь в лето. Колокольцы необыкновенно душисты, в них постоянно снуют пчёлы, поэтому подносить цветки к лицу надо осторожно: ненароком ужалят. Лучше всего не трогать колокольцы. Вместо них вскоре появятся коробочки с семенами, которые дадут жизнь новым полезным и красивым растениям.

Красодневы

Красодневы – благородные и нежные цветы из семейства красодневных. В народе их зовут лилейниками или жёлтыми саранками, хотя это не совсем верно. От лилий они отличаются не только жёлтыми цветами, но и корневищами. Краснодневы любят сухие, хорошо прогреваемые склоны, луга. Они плохо переносят уплотнение почвы и быстро погибают в букетах.

Ясенец

Ясенец принадлежит к редкому в России семейству рутовых. Предпочитает селиться на хорошо прогреваемых склонах . В июне ясенец открывает навстречу солнцу свои сиреневые цветки, они образуют пышные соцветия. Глядя на удивительную роскошь ясенца, трудно устоять перед соблазном и не взять его в букет. Эта ошибка может дорого человеку стоить: выделяя ядовитый сок и эфирные соединения, растение вызывает сильные ожоги кожи и головные боли.

Лихнис

Лихнис – из семейства гвоздичных. Народ зовёт его «огоньком» и «зорькой сверкающей». Он легко узнаваем из – за головчатого соцветия крупных ярко – красных цветков, лепестки которых глубоко надрезаны на узкие доли. Лихнис очень уязвим и быстро исчезает при освоении лугов и лугов. Особенно губительны для этого растения пожары, распашка земель, уплотнение почвы, развитие транспортной сети. Внесён в Красную книгу России.

Лотос

Лотос – король цветов на нашей планете. Он является одним из древнейших обитателей, населявших Землю сотни миллионов лет назад вместе с динозаврами. На Дальнем Востоке лотос Комарова растёт в бассейне Амура по нижнему течению реки Уссури, в озере Малая Ханка. Он приспособился к местным условиям, стал морозостойким растением.В странах Востока лотосу поклонялись как священному растению.Как лекарственное растение он был известен в Китае за несколько тысячелетий до новой эры.Необходимы усилия учёных и местных жителей для сохранения краснокнижного вида.

Орляк обыкновенный

Орляк обыкновенный – крупный (до 150с)

папоротник. Молодые побеги напоминают по вкусу грибы. Их используют в пищу в Японии, Китае, на российском Дальнем Востоке. Из толчёных корневищ североамериканские индейцы пекли хлеб. В Японии крахмал из корневищ используют в кондитерских целях. В народной медицине используют лекарственные свойства растения.

Богатую калием золу из корневищ использовали раньше в стекольной и мыловаренной промышленности, дубильные вещества использовали для выделки кож. Молодые побеги орляка чувствительны к кислотным дождям, что можно использовать для биомониторинга загрязнения окружающей среды.

Жень - шень

Внешне корень этого растения напоминает фигурку человека, поэтому китайцы назвали реликту название «жень» -человек, «шень» -корень. Жень-шень реликтовый представитель растительного мира древних экологических эпох. Он внесён в Красную Книгу России. Длина корня достигает 70 см, масса бывает до 600 гр., при этом возраст такого корня до 200 лет. С незапамятных времён корню приписывают свойство исцелять от всех болезней и вселять жизнь в умирающего и немощного. Растение оказывает тонизирующее и стимулирующее действие, повышая сопротивляемость организма.

Уникальные деревья и кустарники Хабаровского края

Лимонник китайский

Это многолетнее лекарственное растение, стебли которого представляют собой лианы с крупными овальными листьями. Они завиваются вокруг стволов деревьев по спирали вверх, в направлении строго против часовой стрелки. Розоватые, будто восковые, цветки выделяют тонкий магнолиевый запах.осенью, в сентябре – октябре, лимонник покрывается плотными гроздьями ярко-красных ягод, чем очень напоминает виноградную лозу.

Вкус мякоти плода кислый, кожица сладкая, семена состоят из твёрдой, хрупкой кожуры и плотного ядра с горьковатым вкусом, а вся ягода солоноватая, поэтому ягоду в Китае называют «ягодой пяти вкусов» Растёт на Дальнем Востоке. С лечебной целью используют плоды, семена, корни, кору.

Виноград амурский

Виноград амурский – мощная листопадная лиана, достигающая в длину 20 м. Листья крупные, морщинистые, тёмно – зелёные. Осенью листья приобретают красный цвет. Ягоды округлые, с плотной кожицей, чёрные с сизым налётом, кисло – сладкие.Виноград распространён на юге Хабаровского края.

Виноград растёт в лесах, по долинам рек и ручьёв, на полянах, по обочинам дорог. Светолюбив, влаголюбив, зимостоек, выдерживает температуры до –40градусов. Плоды и листья используют в медицине, из ягод варят варенье, компоты.

Виноград хорошо переносит загрязнение воздуха. Используют для промышленного озеленения, на приусадебных участках. Медонос, плоды винограда – корм для птиц и диких копытных.

Бархат амурский.

Учёные называют бархат феллодендроном, что означает пробковое дерево. Бархат способен наращивать на стволе и ветвях толстый пробковый слой. Это дерево древнейший представитель флоры, сохранившейся с третичного периода.

Бархатное дерево селится вдоль дорог, вблизи посёлков, на опушках. Кроме юга дальнего Востока в других регионах России не встречается.

В Китае бархат называют «деревом чёрного жемчуга», благодаря матово-чёрным плодам, напоминающим связки жемчуга. Растение используют в лечебных целях при многих заболеваниях .

Маньчжурский орех.

Дерево высотой до 25 м с раскидистой кроной диаметром до 20 м и перистыми листьями длиной до 1 м. Кора тёмно-серая бороздчатая. Крона высоко поднятая, очень ажурная. Листья состоят из 11-19 овально-заострённых листочков, при распускании серо-зелёные, осенью жёлтые. Цветёт в мае, цветы невзрачные, плоды орехи длиной 5-6 см. Долговечен, доживает до 250 и более лет.

Произрастает в лиственных лесах по долинам рек и ручьёв. Самый зимостойкий их всех родственников грецкого ореха. Ценное дерево. Целебное, кормовое, пищевое растение. Запрещён к вырубке.

Кедр

Дальневосточная тайга богата древесными породами. Особенно славится древесина корейского кедра. Она прочная, лёгкая, долговечная, смолисто-ароматная. За красивый розоватый цвет её называют «розовой сосной». Древесина широко используется в производстве кораблей, в посуде из кедра не скисает молоко. Главная ценность кедра – орехи. Дерево часто называют «хлебным» или «масличным». Кедровые орехи содержат вещества, которые способствуют росту человека, лечат многие болезни.

Элеутерококк

Элеутерококк – близкий родственник жень-шеня, насчитывается 15 видов. Растет в таежных лесах Дальнего востока. Заросли его непроходимы, так как кустарник обзавелся острыми колючками. Зацветает в июле, а в сентябре поспевают плоды. Чёрные, собранные вместе ягоды элеутерококка напоминают ежевичку величиной с яблоко. Учёные пришли к выводу, что настойка растения укрепляет организм, повышают работоспособность

Мы узнали:

  • В Хабаровском крае насчитывается 116 видов растений.
  • В Красную Книгу занесено 69 растений.

Список литературы:

  • Большая мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008г.
  • http:// flower.onego.ru/voda/nelumbo.html
  • http:// www.saintflowers.com/index.html
  • http:// www.ecosystema.ru/08naturelflowers.086.html

multiurok.ru

Классный час "Лекарственные растения Хабаровского края"

Данные об авторе

Автор(ы): 

Васильева Лариса Николаевна

Место работы, должность: 

МКОУ СОШ с.Вострецово

Регион: 

Хабаровский край Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

2 класс

Предмет(ы): 

Внеклассная работа

Цель урока: 

 

Цели занятия:

-          знакомство детей с некоторыми лекарственными растениями данной местности;

-          знакомство с правилами сбора и хранения растений;

-          умение находить и разумно использовать дары природы на благо людей;

-          умение самостоятельно находить нужные сведения о лекарственных растениях! пользуясь необходимой справочной литературой.

Краткое описание: 

классный час " Лекарственные растения Хабаровского края"

 

                                                     Ход занятия:

Ведущий. Ребята! кто знает что такое  "зеленая аптека" ?

Чем и как вас лечат, когда вы заболеваете?

Чем еще можно лечиться?

Почему растения называются лекарственными?

Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того чтобы заниматься этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.

Как найти в природе нужное растение? Где его искать: в лесу, в поле, на болоте?

Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Это нее надо знать, это, целая наука. Много книг надо прочитать, прослушать лекций, докладов, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.

Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.

Сегодня  мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями, которые произрастают на территории Хабаровского края. Научимся находить их в природе, узнаем об их использовании человеком.

Входит Березка.

 

Березка

Здравствуйте, ребята! Я, Березка, пришла к вам . Хочу посмотреть, как вы знаете лекарственные растения. Я научу вас находить эти растения, научу применять их как лекарство.

Ведущий. Здравствуй, Березка! Мы очень рады, что ты пришла к нам в гости. Мы с тобой сегодня посмотрим, как ребята подготовились к занятию. Они самостоятельно приготовили рассказы о лекарственных растениях, загадки, стихотворения, альбомы.

Класс разделен на три команды. Каждая команда открывает свою зеленую аптеку:               

1.     команда — луговую аптеку

2.     команда открыла аптеку на опушке леса.

3.    команда открыла аптеку в лесу

Ведущий: Посмотрим, Березка, как дети справились с заданием.

Но прежде чем отправиться в путешествие по аптекам, вспомним  основное правило поведения в природе: Не шуметь!

Лес, луг, опушка леса — это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме.

Березка. Ребята, послушайте меня. Я хочу рассказать вам о себе. Я ведь тоже лекарственное растение.

Русская красавица стоит на поляне

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

Это про меня.

На Земле насчитывается около 120 видов берез. Березовый сок — прекрасный и очень полезный напиток; рекомендуется всем как общеукрепляющее средство.

Почки березы используются в медицине как мочегонное средство при заболеваниях сердца и почек.

Ребята, помните: сок березы можно брать только в определенное время и на специально выделенных вырубках.

Ведущий. Нет на свете дерева милее и роднее березы! Сколько удивительных слов сказано о ней! Она воспета в стихах и прозе, в песнях, она персонаж хороводов, картин.

Бережное отношение к березе — это проявление заботливого отношения к своей малой родине.

Спасибо тебе, березка! Так и хочется прочитать строки из стихотворения А.Прокофьева:

«Люблю березку русскую…»

Отправляемся в «Луговую аптеку». Готовится первая команда.

 (В.Рождественский. «Подорожник»)

Вы знаете, ребята, что иногда так бывает: пойдешь на речку или в лес за ягодами, порежешь или натрешь ногу. Что делать? Где взять лекарство? А оно у нас прямо под ногами. Сорвите лист подорожника, приложите к больному месту. Боль постепенно стихнет.

Подорожник растет там, где ходят люди, так как его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже назвали его «След Белого».

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах.

Настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме.

Отваром полощут полость рта при воспалении десен, зубной боли.

При многих заболеваниях хорошо помогает ромашка.

Посмотрите на это растение. Как правильно оно называется? Думаете, ромашка? Нет, это поповник, хотя все его зовут ромашкой.

Меня желтоглазым цветком называют,

Сорвали цветок — лепестками гадают,

 А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит, поверьте, ромашки срывать.

Родина ромашки — Америка. Ромашка как сорняк, растущий на полях, попала вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по железнодорожным путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов — щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшей «зайцем», сеялись по полотну железной дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной ароматной травкой. Так ромашка расселилась повсеместно и попала в аптеку.

Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля

Отгадайте:

Шел я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белые лучи.

(Крапива)

Крапива как лекарственное растение известно очень давно. Одна крапива заменяет семерых врачей — гласит народная мудрость.

Ее используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветов применяют при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления корней волос.

Свойство крапивы «кусаться» издавна используют в медицине как отвлекающее средство при ревматизме и ломоте суставов. Стебель и листья крапивы усажены жгучими волокнами, острые концы которых очень хрупкие.

Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны после кулинарной обработки, годятся для щей и салатов.

А вот и станция «Лесная». Мы пришли к лесной аптеке.

Отгадайте:

На зеленом  шнурочке, белые звоночки.

Белые горошки на зеленой ножке.

Это ландыш. Самый ароматный и самый изящный цветок. Из семян ландыша делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло.

Существует красивая легенда о том, что ландыш оплакивал ушедшую весну такими горючими слезами, что кровь выступила из его сердца и окрасила зеленые слезы в ярко-красные. Такие ярко-красные шарики появляются осенью на месте белых цветков.

Ну а теперь поговорим о ягодах.

Красненька Матрешка, беленько сердечко. Что это? (Малина)

Малина растет в лесу. Любят ее насекомые, звери и птицы, малину заваривают в чай при простуде.

А сейчас, ребята, мы отправляемся в «Зеленую аптеку» на опушке леса, чтобы познакомиться с мать-и-мачехой..

Послушайте рассказ об этом растении. О нем написал В.Берестов:

«Это яркий желтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.

Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. 

Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зеленых листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрешь о щеку — и станет тепло. Это мать— говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке — почувствуешь холод. Это — мачеха.

Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.

Ну и последнее лекарственное растение, о котором поговорим, — тысячелистник обыкновенный.

В одной из древних рукописей сообщается, что внук Дмитрия Донского был вылечен от изнурительных носовых кровотечений настоем травы тысячелистника.

Это растение применяется как кровоостанавливающее, используют его отвар для полоскания полости рта.

Некоторые садоводы используют отвары из тысячелистника для уничтожения тлей. 

Березка. Ребята! Вы все молодцы. Команды хорошо подготовились и прекрасно выполнили интересные задания, подготовили замечательные рассказы о лекарственных растениях. Это  не все растения, ещё на территории Хабаровского края растут: аир болотный, багульник болотный, боярышник даурский,  брусника,  одуванчик монгольский, рябина амурская, хвощ полевой, черёмуха азиатская, чистотел большой, шиповник( показ слайдов)  о некоторых из них мы поговорим на следующем кл .часе. А посмотрите, какие интересные альбомы оформили ребята!

Итак, о чем мы с вами узнали на занятии?

(Ответы детей. Перечисляют лекарственные растения, называют их полезные свойства.)

Мы познакомились с малым количеством растений, существует еще очень  много  других. Нужно ли охранять их?

Конечно, надо сделать так, чтобы растение не исчезло навсегда в том месте, где его собрали.

Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Красная книга — это своеобразный закон об охране растений и животных, который надо выполнять.

 

www.openclass.ru

Детский экологический проект: «Лекарственные растения Хабаровского края» тема минипроекта " Наш верный друг - чистотел"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №49" г. Хабаровска

Детский экологический проект:

«Лекарственные растения

Хабаровского края»

тема минипроекта " Наш верный друг - чистотел"

Подготовила: Данилова В.С

Тип проекта - познавательно-экспериментальный

Место проведения исследования:

территория МАДОУ «Детского сад комбинированного вида №49», г. Хабаровска

Сроки выполнения проекта: май-август

Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра.

Актуальность:

  Формирование экологической культуры, интереса и бережного отношения к растениям, растущим на территории Хабаровского края и имеющим значение для естественного оздоровления человека.

Проблема

Минимилизация знаний детей о лекарственных растениях  Хабаровского края в естественном оздоровлении человека.

Проектная идея

Создать на территории ДОУ огород лекарственных трав.

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений Хабаровского края, сформировать представления о роли чистотела в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи:

  • Сформировать интерес к лекарственным растениям родного края.
  • Расширять и формировать знания детей о чистотеле, его ценности для здоровья, правил пользования.
  • Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки.
  • Развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
  • Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
  • Привлечь родителей и специалистов к работе ДОУ по теме: «Наш верный друг - чистотел»

Ожидаемый результат: дети смогут применять сформированные знания о лекарственных растениях на практике; бережно относится к растениям, помогающим здоровью человека.

Способы оценки: наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей.

Материал и оборудование:

Справочная и художественная литература. Наглядный, иллюстративный материал (открытки, фотографии, слайды).

Модели: «Календарь наблюдений за ростом и развитием чистотела», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку».

Таблички – указатели с названием растений. Контейнеры хранения лекарственного растения. Папка для гербария. Именной альбом растения. Оборудование для труда (лейки, ведра, грабли, лопатки).

Подготовительный Этап

Подготовить детскую литературу для чтения

А.Онегова «Тропинка полевая»,

Н. Павловой «Загадки цветов»,

А. Плешакова «Зеленые страницы» и др

Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет».

Просмотр видеофильма:

«Загадки нашего леса».

Конкурс «Кто быстрее»

( соберёт изученныё лекарственные растения,

среди них найдёт новое и выложит изображения на фланелеграфе и панно).

Консультация для родителей

«Зелёна аптека рядом»

Консультация медсестры для родителей

«Народная медицина»

Беседа с родителями о создании гербария

Беседа

« Наши верные друзья - лекарственные растения».

Цель : выяснить представление детей об изученных лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать новым растением - чистотел.

Цель : выяснить представление детей об изученных лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

Исследовательско-поисковая деятельность:

  • «На участке ищем полезные растения»
  • Определить, в каком месте их растёт больше (затемнённое или солнечное).
  • Знакомство с новым растением - чистотел

Цель : развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

Основной Этап

  • Чтение детской литературы.
  • Знакомство с новым ядовитым растение – чистотел (презентация)

Цели: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; правила сбора данного растения, рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

  • Чтение экологической сказки "Волшебный чистотел".

Беседа и выводы о прочитанном.

В Хабаровском крае очень много растёт лечебной травы. Среди них растёт трава Чистотел. Это растение с большими листьями, высота его до 1 метра, ядовитое. Листья легко ломаются и выделяют оранжевые капельки сока. Сок ядовитый, жгучий. Животные его не едят. Люди соком Чистотела выводят бородавки, мозоли, различные раны . Ещё лечат кожные заболевания.

Экологическая сказка "Волшебный чистотел".

Танюша помогала бабушке дергать бурьян в огороде. Трава поддавалась легко, особенно если не тянуть за верхушку, а ухватиться у самого корешка. Таня очистила от бурьяна большую делянку, глянула на свои руки: - Бабушка! – закричала девочка. – Смотри, руки у меня все желтые. - А какие ж они должны быть, - засмеялась бабушка, – после чистотела? Таня мыла руки с мылом, терла их щеткой, вытирала полотенцем и снова намыливала мылом. - Никак не отмывается, – кипятилась девочка. - А он сразу и не отмоется, – успокоила бабушка. – Через пару дней сойдет. Такой вот он, чистотел, въедливый. - Плохая трава! – злилась Таня. – Больше никогда за нее не возьмусь. - Ох-ох. Трава плохая, – передразнила бабушка. – Трава эта полезная. Не зря же ее чисто-телом назвали. Если на теле рана какая, укус какой или бородавка, чистотел – первое средство. Да и от многих она болезней, Танюша, помогает. Танюша притихла. - То-то! – продолжила бабушка. – А ты ругаешься. - Зачем мы ее тогда всю вырвали? - задумчиво спросила Таня. – Лечили бы ею бородавки всякие. Бабушка засмеялась: - Если чистотел не дергать, то без урожая останемся. Куда нам столько, целый огород? Да и бородавок у нас нет. - Жалко, что у нас их нет, – протянула Таня. – А то бы я их мигом вывела.

Загадки

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки?

Бородавки вырастают.

Средство есть - они все «стают».

Кто избавиться хотел

Применял тот..

Дидактическая игра - загадка

«Узнай по описанию растение и собери его»

Цель: в игре закрепить у детей полученные знания о чистотеле на примере загадок, а так же закрепить из каких частей состоит чистотел, вспомнить форму листьев, цвет и форму лепестков, какие части растения используются для лечения. Совместно с детьми из разрезных картинок составить данное растение.

Экскурсия по территории Доу.

Цели: познакомить детей с изучаемым растением на участке, дать возможность потрогать, понюхать. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Вспомнить ранее прочитанную сказку и дать детям возможность самостоятельно найти тот самый "Волшебный сок" чистотела. Показать, как данное растение помогает при порезах, ранах, ушибах и т.д. Рассказать, как ещё можно применять чистотел для здоровья человека.

Занятие по ИЗО деятельности:

- «А у нас в саду - зелёная аптека» - рисование. Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления об экскурсии по территории детского сада.  

- «Чистотел» - аппликация. Цель: учить детей передавать характерные особенности чистотела: жёлтые цветы, большие, широкие закруглённые овальные зелёные листья. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах чистотела.

НОД « Лесная аптека на службе человека »

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях нашего города, закреплять знания о пользе и применении лекарственного растения - чистотела, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

Слушание музыки:

Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.

1. В. Моцарт «Цветы»

2. Ю.Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа»

Заключительный этап

Музыкальное развлечение

«В гостях у Доктора Айболита»

Цель: расширять знания о пользе лекарственных растений, среди которых есть чистотел, закреплять умения узнавать его среди других лекарственных трав, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

Дидактическая игра

«От какого растения часть».

Цель: закреплять умения узнавать растение по его частям и правильно его называть.

Выпуск плаката «Наш друг - чистотел»

с рекомендациями по применению данного растения (родители вместе с детьми).

Создание страницы в "Именной книге"

Цель: создать страничку об изученном растении, с его назначением в совместно созданной "Именной книге", включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками и гербарием.

Проведение викторины

«Знатоки лекарственных трав» (дети).

Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин?

Какие растения употребляют при простудах?

Соком какого растения выводят бородавки?

Составьте названия лекарственных трав из букв

Т

И

А

Ш

С

К

Т

А

М

М

Е

Т

Р

О

Ч

О

Я

Л

А

Выставка детских рисунков и фотографий

Список использованной литературы

  • Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
  • Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
  • Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
  • Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
  • Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
  • Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
  • Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
  • Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
  • Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
  • Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова Москва 2006
  • Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
  • Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.

Спасибо за внимание!

kopilkaurokov.ru

Лекарственные растения Хабаровского края | Школьные файлы SchoolFiles.net

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Лекарственные растения Хабаровского края Попель Елена Вячеславовнаучитель начальных классовМКОУ СОШ с. ИннокентьевкаНиколаевского районаХабаровского края Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться.   Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Боярышник Боярышник – крупный кустарник или небольшое деревцо. Очень наряден он весной, когда его кусты усыпаны щитками ослепительно белых цветков. Боярышник – хороший медонос. Осенью на кустах рдеют кисловато-сладкие мучнистые плоды. Медики установили, что препараты, полученные из плодов боярышника, пригодны для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Так, жидкий экстракт , отпускаемый в аптеках, является средством, усиливающим сокращения сердечной мышцы, а иногда и регулирующим их ритм. Но лечиться этим препаратом, не посоветовавшись с врачом, не следует. А лакомиться свежими плодами, разумеется, никому не помешает! Брусника Небольшой кустарник высотой до 25 см с ползучим корневищем и прямостоячими ветвистыми стеблями. Листья кожистые, овальные, длиной до 3 см, со слегка завернутыми краями. Цветки белые и розовые, собраны в верхушечные поникающие короткие кисти. Плод — блестящая, шаровидная, ярко-красная ягода. Листья брусники в виде отваров и настоев употребляют в качестве мочегонного средства главным образом при почечнокаменной болезни, а также при ревматизме. В народной медицине отвар и настой листьев и ягод брусники пьют при простуде, кашле, болях в груди, при туберкулезе и заболеваниях сердца .Настой листьев оказывает противовоспалительное, антимикробное, диуретическое и слабое желчегонное действие; истолченные ягоды брусники принимают при гастрите с пониженной кислотностью желудочного сока и как слабительное средство «Корень жизни» — это от тысячелетней веры в то, что он дарует жизнь даже умирающем». Это — многолетнее травянистое растение. В пределах России женьшень настоящий в диком виде встречается только в Приморском крае и на юге Хабаровского края. Многолетнее травянистое растение высотой до 80 см. Цветет в июле около двух недель, причем в первый раз женьшень зацветает на 8-10 году жизни. Плоды созревают в середине августа и держатся до октября. Продолжительность жизни растения более 200 лет. Женьшень внесен в Красную книгу. Женьшень В лечении используют корни женьшеня, которые собирают осенью, не ранее чем на пятом году жизни растения. Лекарственные средства приготовленные на основе корня женьшеня повышают работоспособность, восстанавливают силы после болезни, способствуют долголетию. Его можно назначать при атеросклерозе. В восточной медицине было принято считать, что женьшень повышает иммунитет организма. Это многолетнее травянистое растение.С незапамятных времен зверобой слывет «травой от девяноста девяти болезней». Он представляет собой растение с четырехгранным стеблем высотой до полуметра, на котором друг против друга сидят узкие продолговатые листья, а наверху — один или несколько крупных, 6—8 см в поперечнике, желтых цветков. Зверобой Настой или отвар из травы с цветками применяются при головных болях и головокружениях, при ревматизме, заболеваниях желудка, печени и как желчегонное средство. Используют его также при гипертонии и как кровоостанавливающее и противовоспалительное средство. Применяется зверобой и для лечения ож

schoolfiles.net

«Детский экологический проект: «Лекарственные растения Хабаровского края» тема минипроекта » Наш верный друг — чистотел»»

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида №49" г. ХабаровскаДетский экологический проект:«Лекарственные растения Хабаровского края»тема минипроекта " Наш верный друг - чистотел"Подготовила: Данилова В.С Тип проекта - познавательно-экспериментальныйМесто проведения исследования: территория МАДОУ «Детского сад комбинированного вида №49», г. ХабаровскаСроки выполнения проекта: май-август Участники проекта: дети, родители, педагоги, медсестра. Актуальность:Проблема Формирование экологической культуры, интереса и бережного отношения к растениям, растущим на территории Хабаровского края и имеющим значение для естественного оздоровления человека.Минимилизация знаний детей о лекарственных растениях  Хабаровского края в естественном оздоровлении человека.Проектная идея Создать на территории ДОУ огород лекарственных трав. Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений Хабаровского края, сформировать представления о роли чистотела в оздоровлении и сохранении здоровья человека.Задачи: Сформировать интерес к лекарственным растениям родного края. Расширять и формировать знания детей о чистотеле, его ценности для здоровья, правил пользования. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки. Развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.Привлечь родителей и специалистов к работе ДОУ по теме: «Наш верный друг - чистотел»Ожидаемый результат: дети смогут применять сформированные знания о лекарственных растениях на практике; бережно относится к растениям, помогающим здоровью человека. Способы оценки: наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей. Материал и оборудование: Справочная и художественная литература. Наглядный, иллюстративный материал (открытки, фотографии, слайды). Модели: «Календарь наблюдений за ростом и развитием чистотела», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку». Таблички – указатели с названием растений. Контейнеры хранения лекарственного растения. Папка для гербария. Именной альбом растения. Оборудование для труда (лейки, ведра, грабли, лопатки). Подготовительный ЭтапПодготовить детскую литературу для чтенияА.Онегова «Тропинка полевая»,Н. Павловой «Загадки цветов»,А. Плешакова «Зеленые страницы» и др Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет».Просмотр видеофильма: «Загадки нашего леса». Конкурс «Кто быстрее» (соберёт изученныё лекарственные растения, среди них найдёт новое и выложит изображения на фланелеграфе и панно).Консультация для родителей «Зелёна аптека рядом» Консультация медсестры для родителей «Народная медицина» Беседа с родителями о создании гербария Беседа « Наши верные друзья - лекарственные растения».Цель: выяснить представление детей об изученных лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать новым растением - чистотел. Цель: выяснить представление детей об изученных

schoolfiles.net

Лекарственные растения Хабаровского края | Школьные файлы SchoolFiles.net

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации: Лекарственные растения Хабаровского краяВыполнила: учитель биологии Л.А.Иванько2017г Брусника Растение богато ценными веществами, составы которых различаются в листьях и плодах.Арбутин. Его уровень в листьях достигает девяти процентов, что лишь на несколько процентов ниже, чем в составе толокнянки. Арбутин является натуральным антисептиком, эффективность которого признана официальной медициной. Вещество используется в сборах для лечения инфекционных и воспалительных заболеваний мочевыделительной системы, почек. Благодаря содержанию арбутина и полной безопасности сырья применение брусники рекомендуется при беременности в качестве дезинфицирующего и мочегонного средства.Дубильные вещества, флаваноиды и спектр органических кислот. Определяются в составе листьев. Уровень витамина С составляет двести семьдесят миллиграммов на сто граммов.Кумарины. Еще один ценный элемент в химическом составе брусники, содержится в листе. Кумарины предупреждают тромбоз сосудов, обладают успокаивающим и сосудосуживающим действием, усиливают секрецию мочи.Свежие ягоды интересны прежде всего витаминным составом. Среди витаминов в бруснике – аскорбиновая кислота содержанием до двадцати граммов на сто грамм ягод, каротин и рибофлавин. Уровень содержания флаваноидов, оказывающих тонизирующее воздействие на кровеносную систему и снижающих давление, также высок. Он составляет четыреста миллиграммов на сто грамм сырья. БрусникаПрименение в медицинеОфициальная медицина рекомендует использовать лист брусники при заболеваниях почек, мочевыделительной системы для женщин и для мужчин. Средство является безопасным лекарством и для детей. Содержание натурального антисептика устраняет болезненность при мочеиспускании, нормализует функцию почек. Народная медицина трактует лечебные свойства брусники и ее пользу для организма чело

schoolfiles.net