Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Исследовательский проект на тему «Полезные и вредные комнатные растения». Лекарственные комнатные растения проект


Комнатные лекари

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПО ИТОГАМ ПРОСЛУШАННОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ»

 

Тема проекта: «Комнатные лекари»

 

Подготовила проект: ученица 9 класса Захаркина Анастасия

 

Руководитель проекта: учитель биологии Стефутина И.В.

 

Дата защиты проекта: «____» декабря 2011г.

 

 

 

 

МБОУ ООШ пос.Тельмана

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение.
  2. Цели проекта.
  3. Основное содержание проекта.
  4. Заключение.
  5. Использованные материалы и литература.

 

 

 

1.Введение.

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище растениями. Он, ощущая себя единым целым с природой, переносил ее частицу в свой дом.

О том, что растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ, мы знаем еще из  курса ботаники, в полной мере это относится и к комнатным растениям. Растения в горшочках к тому же способны украсить любое помещение. Кто-то предпочитает растения с крупными листьями, скорее похожими на деревья с раскидистой кроной, кто-то выбирает цветущие виды, радующие глаз круглый год, а люди знающие устраивают на подоконнике настоящую аптеку.

Почти в каждом доме найдется не одно комнатное растение, а два-три, а может и десяток. Растения в наших жилищах играют значительную роль. Во-первых, они являются декоративными элементами интерьера. Во-вторых, поглощая углекислый газ и прочие токсические вещества, они поддерживают уровень кислорода в воздухе. Но этим их полезные качества не ограничиваются – многие из них обладают еще и лечебными свойствами.

2.Цели проекта.

Комнатные растения очищают воздух, а многие из них обладают такими лекарственными свойствами, что способны заменить многие лекарства из аптечки.         Большой вред организму человека наносит бытовая химия, строительные и отделочные материалы, бытовая техника. Они загрязняют воздух, выделяет яды, и могут вызвать разные заболевания у людей. Этого избежать нельзя, но выбрав, полезные комнатные растения, можно улучшить ситуацию. Комнатные растения помогают бороться с влиянием окружающей среды. В процессе своей жизнедеятельности, они могут насыщать воздух отрицательными ионами, а отрицательные ионы повышают мышечный тонус, улучшают кровеносную и сердечнососудистую системы, нормализуют обмен веществ, укрепляют иммунитет, положительно влияют на общее состояние человека.    Заинтересовавшись этим, я решила исследовать состав комнатных растений школы и определить, какие из них обладают наиболее ярко выраженными лекарственными свойствами. В процессе моей работы выяснилось, что в школьных помещениях достаточное количество комнатных растений, среди которых порядка 60 различных видов. Изучив их, я отобрала сведения о наиболее интересных, с моей точки зрения, растениях.

 

3.Основное содержание проекта.

Изучая многочисленные сведения о лекарственных растениях, я выяснила о них много удивительных фактов:

  • Ø общеизвестно, что кактусы ионизируют воздух и убивают микробы. Поэтому их так любят ставить возле компьютеров и телевизоров, веря, что они нейтрализуют вредное излучение от этих предметов;
  • Ø драцена, гипеаструм, амариллис обладают еще более сильными, чем фитонциды чеснока, антибактериальными свойствами;
  • Ø аспарагус поглощает тяжелые металлы;
  • Ø Такое растение, как диффенбахия улучшают газово-водный обмен в помещении;
  • Ø Чтобы повысить влажность воздуха в помещении нужно разводить папоротники, фиалки. Таким цветам нужно много воды, ее они возвращают в воздух через свои листья. Влажность повышают гибискус и абутилон;
  • Ø Спатифиллум, сансевьера, драцена избавляют от фенола и формальдегида, эти вещества выделяют отделочные строительные материалы и новая мебель;
  • Ø Листья традесканции прикладывают к ушибам, царапинам, мелким ранкам. Благодаря своим бактерицидным, кровоостанавливающим и ранозаживляющим свойствам, традесканция способствует быстрому избавлению от мелких травм, уменьшению размера гематом и опухоли;
  • Ø Свойства фикуса применяются для лечения бронхитов, воспалений суставов, радикулита, для выведения бородавок и жировиков, при злокачественных опухолях.

 

 

Ярко выраженными лекарственными свойствами обладают такие общеизвестные комнатные растения как алоэ, герань, каланхоэ и хлорофитум. Расскажу поподробнее об этих растениях.

        Целебные свойства алоэ были известны еще во времена египтян. В Россию алоэ завезли во времена Петра Первого, в качестве неприхотливого комнатного растения. В дореволюционной России снадобье из сока этого растения широко использовали для лечения ран, нарывов, в качестве средства улучшающего пищеварение, как слабительное, и даже для лечения туберкулеза. Ведь растение было широко распространено и его лечебные свойства были доступны любому сословию. Сок алоэ укрепляет иммунитет, его добавляют во многие косметические омолаживающие средства. Кроме того, в соке алоэ содержит много ценнейших витаминов, ферментов, органических кислот, полисахаридов, так полисахариды обладают сильным слабительным эффектом, ферменты и витамины алоэ оказывают ранозаживляющее, противовоспалительное действие, этим свойством алоэ пользовались древние целители, исцеляя раненых в бою воинов. Биоактивные вещества алоэ успешно борются с различными микробами и бактериями, например стафилококками и стрептококками и даже дифтерийной палочкой. Биогенные стимуляторы алоэ омолаживающее действуют на кожу и организм в целом. В косметологии используют способность алоэ предупреждать появление морщин, бороться с целлюлитом. Несмотря на развитие современной фармацевтической промышленности, лечебные свойства алоэ и по сей день не теряют свою популярность, как в народной медицине, так и в современных препаратах.

        Самым распространенным домашним цветком является герань (пеларгония). Она выполняет роль своеобразного комнатного доктора при заболеваниях нервной системы, при бессоннице. Главный действующий компонент герани – гераниол. Он обладает антибактериальной и антивирусной активностью. В ненастные осенне-зимние дни аромат герани, ее яркие красные или розовые цветы способны улучшить настроение, помочь снять стресс и усталость.

Препараты герани оказывают вяжущее, кровоостанавливающее, обезболивающее, противовоспалительное, антисептическое действие. В народной медицине корневище и реже листья герани применяются при различных внешних и внутренних кровотечениях, гастритах, бронхитах, почечно-каменной болезни, ревматизме, подагре.

Настой или отвар герани употребляют для полосканий полости рта при стоматитах, ангинах; в виде примочек – при экземе, язвах, свищах, при зудящих дерматитах; для мытья головы – при выпадении волос. Отвар листьев используют для ванн при переломах костей. Масло герани хорошо помогает при депрессии, страхах, невралгии. Для профилактики простудных заболеваний можно перед выходом из дома или, наоборот, вернувшись домой размять сорванный листочек герани и положить его в нос. Гераневое масло будет очищать слизистую носа и защищать от возможной простуды. Кстати, запах пеларгонии многим может показаться не очень приятным. Однако это лишь первое впечатление и, по мнению некоторых врачей, свидетельствует о том, что ваши нервы в порядке. А вот если запах герани вам сразу понравился, то, скорее всего, вы перевозбуждены и вам стоит успокоить нервную систему.

 

        Каланхое не зря называют комнатным женьшенем. Это растение с сочными мясистыми листьями помогает от многих недугов. При ангине сок каланхое смешивают с медом и экстрактом прополиса, и этой смесью смазывают горло. Помогает сок каланхое и при кашле. При фурункулезе, когда стержень фурункула уже выйдет наружу, можно для скорейшего заживления раны прикладывать к ней листья каланхое. Применяют каланхое и при ревматизме. Настойкой из этого растения можно натирать ноги, что помогает облегчить боли. Каланхое способен снимать боль и приостанавливать воспалительный процесс, поэтому при глубоких порезах раны, обработанные соком каланхое, заживут быстрее. А еще каланхое может облегчить муки зубной боли. Благодаря своему дезинфицирующему свойству сок каланхоэ помогает при гайморитах. Это часто единственное средств, которое помогает справиться с острым и хроническим насморком у детей. Дело в том, что сок каланхоэ раздражает слизистую и при закапывании в носовые ходы вызывает приступы чихания, благодаря чему носовые ходы и пазухи очищаются от вредных скоплений. При применении у детей сок каланхоэ нужно разводить кипяченой водой. Каланхоэ широко используется в народной медицине для лечения ожогов, ран, обморожений, гнойных воспалений, трещин сосков у кормящих матерей, угрей, пигментных пятен, мастита. Также растение способно снимать боль и останавливать кровотечения. Хлорофитум. Главная особенность этого растения – очищение помещения от вредных микроорганизмов. Хлорофитум ослабляет воздействие вредных кислот на действие человеческого организма. Очистительные свойства этого растения будут сильнее, если в цветочные горшки положить активированный уголь. Хлорофитум является чемпионом по оздоровлению любых помещений. Если в доме есть несколько цветков хлорофитума, тогда помещение полностью обеспечивается формальдегидом, который может выделяться из синтетических материалов. Можно не покупать дорогих воздухоочистителей для кухни, а просто поставить горшок с хлорофитумом. За несколько часов кухня эффективно очистится от вредных запахов и окисей газа.

 

4.Заключение.

Чтобы правильно использовать свойства комнатных  лекарственных растений, требуются определенные знания. Помните, самолечение в большинстве случаев не только вредно, но даже недопустимо. Ученые провели исследование о влиянии комнатных растений на здоровье человека и установили – обычные комнатные растения могут улучшить качество воздуха. При проведении исследования выяснилось, что домашние растения способны удалить до 87% вредных токсинов воздуха за 24 часа.

Выберите для себя любимое растение, на которое в любое время года вам будет приятно любоваться им. Это может быть цветущее или с декоративными листьями растение. Но следует помнить, что поделиться с вами целебной силой могут только здоровые, хорошо развитые растения, поэтому за ними нужно регулярно и правильно ухаживать, благо, большинство из них не капризны.

 

5.Использованные ресурсы:

 

  1. http://www.botanichka.ru
  2. http://images.yandex.ru
  3. http://www.domrastenia.com
  4. http://www.justlady.ru
  5. http://bezdietu.ru
  6. http://greenhome.org.ua
  7. http://www.allwomens.ru

 

uchitelsh-ivo.ru

Исследовательская работа "Применение лекарственных комнатных растений"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                          

      средняя общеобразовательная школа № 5

поселка Октябрьского Красноармейского района  Краснодарского края

ТЕМА РАБОТЫ

«ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»

Номинация    «Живая аптека»

Автор:

ГОНЧАРЕНКО Данил Сергеевич, 4 «А» класс,

Краснодарский край, Красноармейский район,

п. Октябрьский,  МБОУ СОШ №5

 

  

Научный руководитель:

ГОНЧАРЕНКО Жанна Евгеньевна, учитель биологии

Краснодарский край, Красноармейский район,

п. Октябрьский, МБОУ СОШ№ 5

п. Октябрьский 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Аннотация…………………………………………………………………… 3
  2. Введение……………………………………………………………………... 4
  3. Научный проект……………………………………………………………... 5
  1. Особенности лекарственных растений……………………………. 5
  2. Социологический опрос……………………………………………. 5
  3. Описание лекарственных растений кабинета биологии МБОУ СОШ № 5……………………………………………………………. 6
  4. Эксперимент по изучению лекарственных свойств растений…… 7
  1. Выводы……………………………………………………………………… 12

Список литературы……………………………………………………………. 13

Приложения……………………………………………………………………. 14

АННОТАЦИЯ

 Цель работы:

      Знакомство с лекарственными комнатными растениями кабинета биологии МБОУ СОШ № 5 и их практическим применением.

Задачи:

  1. Описать видовой состав лекарственных растений кабинета биологии МБОУ СОШ № 5
  2. Выяснить области применения лекарственных растений.
  3. Определить части растений, обладающих наибольшим лечебным эффектом.
  4. Изучить рецепты профилактики и лечения простудных заболеваний  и заживления  ран при помощи комнатных лекарственных растений.

Гипотеза:

      Предполагаем, что среди лекарственных растений есть те, которые снижают риск простудных заболеваний в эпидемиологический период, способствуют заживлению ран.

Методы исследования:

  1. Социологический опрос
  2. Эксперимент
  3. Наблюдение
  4. Сравнительно-описательный  

Выводы:

  1. Сок каланхоэ действительно помогает и облегчает симптомы при насморке.
  2. Сок алоэ при насморке не помог.
  3. Мякоть алоэ очень эффективна при заживлении обветренной кожи вокруг губ.

Рекомендации:

  1. Необходимо применять при первых симптомах насморка свежевыжатый сок каланхоэ, тогда эффект будет лучше.
  2. При заживлении ран нужно использовать мякоть листа алоэ, выдержанного несколько дней при температуре + 3-4 градуса.
  3. Подготовить выступление по теме «Применение лекарственных комнатных растений» на уроке «Окружающий мир», написать заметку с рецептами в классный уголок 4 класса «А».

ВВЕДЕНИЕ

 Цель работы:

      Знакомство с лекарственными комнатными растениями кабинета биологии МБОУ СОШ № 5 и их практическим применением.

Задачи:

  1. Описать видовой состав лекарственных растений кабинета биологии МБОУ СОШ № 5
  2. Выяснить области применения лекарственных растений.
  3. Определить части растений, обладающих наибольшим лечебным эффектом.
  4. Изучить рецепты профилактики и лечения простудных заболеваний  и заживления  ран при помощи комнатных лекарственных растений.

Гипотеза:

      Предполагаем, что среди лекарственных растений есть те, которые снижают риск простудных заболеваний в эпидемиологический период, способствуют заживлению ран.

Методы исследования:

  1. Социологический опрос
  2. Эксперимент
  3. Наблюдение
  4. Сравнительно-описательный        

       

3. Научный проект.

3.1  Особенности лекарственных растений.                      

      В глубокой древности подмечены лечебные свойства растений.

      С появлением в ХХ в. антибиотиков и новых сильнодействующих искусственных препаратов, интерес к лекарственным растениям снизился.

     При этом увеличение числа химических лекарств создало новые проблемы со здоровьем человека – у многих возникают реакции на препараты, среди которых «лекарственная болезнь», анафилактический шок.

      При исследовании растений было выяснено, что соотношение различных веществ в растении находится в равновесии, и они в некоторых случаях могут оказаться  значительно более эффективными, чем их искусственные побратимы.[1]

      Мой интерес к лекарственным растениям не случаен. При лечении бронхита в дошкольном возрасте у меня развилась реакция на антибиотики, которая чуть не привела к печальным последствиям. После этого случая в нашей семье стараются применять народные методы лечения.

      Какие же растения называются лекарственными?

      Лекарственными называют растения, которые содержат особые вещества, помогающие организму человека бороться с болезнью. Эти вещества могут накапливаться в разных частях растения и помогать при разных заболеваниях. [2]

3.2    Социологический опрос.

      Я постарался выяснить, какие лекарственные растения,  произрастающие дома и в кабинете биологии,  помогают при простудных заболеваниях.

      Мной был проведен опрос среди учащихся 4 класса «А» по следующим вопросам:

  1. Используете ли вы лекарственные растения для лечения болезней?
  2. Знаете ли вы, какие растения используют при лечении простуды?
  3. Какие лекарственные растения используют при заживлении ран?
  4. Знаете ли вы, что для лечения используют комнатные растения?

      Результаты опроса показали, что 94% учащихся применяют лекарственные растения для лечения. 61% учеников знает какие растения можно применять при простуде, 83% назвали подорожник как растение, заживляющее раны. И только 22% ребят указали, что с этой целью можно использовать комнатные растения – каланхоэ и алоэ.

  1. Описание лекарственных растений кабинета биологии МБОУ

        СОШ № 5  

      Так как мама работает учителем биологии, то лекарственные растения мы изучали дома и в кабинете биологии школы.

Таблица 1. Лекарственные растения кабинета биологии. [3]

п/п

Название вида растения

Части растения, обладающие лечебными свойствами

Применение

1

Алоэ

Листья

Желчегонное и слабительное средство, лечение язв и экзем, туберкулеза легких, воспалении десен и век, заболевании горла и гортани

2

Гибискус

Листья и цветки

Кашицу накладывают на злокачественные опухоли и язвы, припухлости от эндемического паротита, на карбункулы

3

Каланхоэ

Стебли и листья

Заживление ран, ожогов, обморожений, эффективен при тонзиллите, пародонтозе и стоматите, проявляет бактерицидную и противовирусную активность

4

Каллизия душистая (золотой ус)

Листья

Хронический панкреатит, бронхиальная астма, стимулирует иммунную систему, снимает воспаления желудочно-кишечного тракта, ранозаживляющее (лишаи, язвы, раны, ожоги)

5

Рео пестрое

Листья и цветки

Дизентерия, кишечные кровотечения, кровохарканье, заживление ран и опухолей

6

Сансевьера

Листья и корневище

Закапывают в уши для устранения боли, отвар против зуда и чесотки, сок при язвах, стимулирующее и тонизирующее средство

 

3.4 Эксперимент по изучению лекарственных свойств растений.

      Существует мнение,  что насморк можно вылечить соком алоэ и каланхоэ.

      После очередной прогулки на морозе по льду у нас с моим младшим братом Никитой развился насморк, а я еще и губы обветрил сильно.   Вот тут я и решил проверить могут ли нам помочь комнатные растения.

      Но так как я не знал, как это сделать, то обратился к бабушке Лубенской  Антониде Михайловне. Она поделилась со мной следующими рецептами.  

      Рецепт 1.

  1. Необходимо взять здоровый не поврежденный лист каланхоэ, желательно от 3-х летнего растения.
  2. Мелко нарезать мякоть листа.
  3. Выдавить сок.
  4. Свежевыжатым соком  закапать нос по 2-3 капли в ноздрю.
  5. Процедуру необходимо повторять 2-3 раза в день.

      Рецепт 2.

  1. Срезать здоровый не поврежденный лист алоэ.
  2. Срезать твердую кожуру с листа.
  3. Мелко порезать мякоть и отжать сок.
  4. Соком закапать 2-3 раза в день в каждую ноздрю по 5-8 капель. [4]

      Так же бабушка сказала, что обветренные губы тоже можно вылечить алоэ. Я решил это проверить, так как мазь, которой мне намазали губы очень пекла.

Рецепт 3.

  1. Срезать лист алоэ, выдержать несколько дней в холодильнике.
  2. С одной стороны срезать кожицу.
  3. Мякоть мелко порубить и выложить на чистую марлю или широкий бинт.
  4. Приложить мякоть к ране (повреждению) и удерживать 2 часа.
  5. Процедуру повторять 2 раза в день. [4]

      На семейном совете было решено Никиту лечить каланхоэ, а меня  - алоэ.

Наблюдения.

День

Никита (лечение насморка

 каланхоэ)

Данил (лечение алоэ)

Насморк

Обветривание

1 день

Приготовили сок по рецепту.

Закапали нос.

Никита закапризничал и пожаловался на боль в носу.

Чихнул больше 30 раз, очистился от слизи нос и начал дышать.

Примерно через час пошли выделения из носа зеленого цвета.

Повторили процедуру вечером, но эффекта пока нет.  

Приготовили сок по рецепту.

Закапали мне нос.

Ничего не почувствовал, но было немного противно.

Вечером повторили закапывание, через некоторое время дышать носом стало легче, но потом снова заложило нос.

Приготовили мякоть и приложили к губам.

Минут через 10 раны на губе перестали болеть, стало легче.

Я просидел с повязкой 40 минут.

После снятия рана размягчилась, говорить стало легче.

2 день

Закапали нос соком.

Никита по-прежнему капризничает, но чихает меньше.

Выделений нет чуть больше часа, потом снова появляются.

Процедуру повторяли в обед и вечером.

Сегодня Никита спал и дышал носом.

Закапали нос, мне все также противно, но после процедуры нос начинает недолго дышать.

Выделения из носа по-прежнему есть.

Повторили закапывание вечером перед сном.

С утра раны снова подсохли и мне трудно разговаривать.

Я сам приготовил мякоть под присмотром бабушки и приложил к губам.

Просидел с повязкой 1 час 7 минут.

После снятия престало тянуть кожу.

Вечером процедуру повторили.

Рана уже не такая красная, она стала светлее.

3 день

Выделения из носа стали густыми. Продолжаем закапывать сок каланхоэ.

Никита даже посмеялся с нами, когда начал в очередной раз чихать.

Выделения продолжаются, но эффект виден – их стало меньше и они стали гуще.

Процедуру повторили вечером.

Закапывания повторяем 3 раза, но эффекта не чувствую.

Облегчение наступает ненадолго, и выделения возобновляются.

Мне уже намного легче.

Но бабушка настояла на процедуре.

Просидел с повязкой около часа.

Рана стала еще светлее. Боль прошла.

4 день

После закапывания, Никита чихнул только 2 раза.

Выделения есть, но их значительно меньше и очень густые.

Когда закапывали вечером, Никита не чихнул ни разу, и мама сказала, что он начал выздоравливать.

У меня улучшений нет.

Принято решение – применяем сок алоэ последний день.

Если не наступит улучшение, продолжить лечение соком каланхоэ.

К концу дня эффекта не наблюдалось. Нос не дышал, слизи было много.

Мои губы уже не болят. Раны затянулись.

Но бабушка сказала, что нужно лечение закрепить.

Процедуру проводили один раз около часа.

Вечером над губой осталась только бледно розовая полоска.  

5 день

Продолжаем закапывать нос.

Никита больше не сопротивляется.

Выделений из носа нет, слизь подсыхает.

Насморк почти прошел, но процедуры продолжаем.

Мне закапали сок каланхоэ – теперь я понимаю, почему капризничал Никита – в носу печет.

Несколько раз чихаю – дышать становится намного легче.

Закапывание повторили вечером (очень неприятно), есть эффект – я начинаю дышать носом.

Отказался от процедуры.

6 день

Закапывали нос 2 раза.

Чиханий нет. Выделений тоже.

Закапывали нос 3 раза. Становится легче дышать,  выделения из носа густые.

Процедуру не проводим, рана зажила.

7 день

Закапали нос 1 раз.

Выделения из носа прекратились.

Закапывали нос 2 раза.

После прочищения дышу носом, но выделения слизи еще есть.

8 день

Закапали 2 раза.

Насморк почти прошел. Нос дышит.

4. Выводы:

  1. Сок каланхоэ действительно помогает и облегчает симптомы при насморке.
  2. Сок алоэ при насморке не помог.
  3. Мякоть алоэ очень эффективна при заживлении обветренной кожи вокруг губ.

Рекомендации:

  1. Необходимо применять при первых симптомах насморка свежевыжатый сок каланхоэ, тогда эффект будет лучше.
  2. При заживлении ран нужно использовать мякоть листа алоэ, выдержанного несколько дней при температуре + 3-4 градуса.
  3. Подготовить выступление по теме «Применение лекарственных комнатных растений» на уроке «Окружающий мир» написать заметку с рецептами в классный уголок 4 класса «А».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Николайчук Л.В., Жигар М.П.    Целебные растения: Лекарств. свойства.  Кулинар. рецепты. Применение в косметике.—Х.: Прапор, 1991.
  2. Ильина Т.А.   Ваш целебный сад. Лекарственные растения: польза и красота дачного участка. – М.: Эксмо, 2009.
  3. Лихонин А.С.   Комнатное цветоводство. – Нижний Новгород: «Времена», 2000.
  4. «Большая энциклопедия народной медицины». – М.: «Издательский дом АНС», 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лечение насморка у Никиты.

               Рис. 1 Лист каланхоэ для лечения                     Рис. 2    Режем лист на мелкие части.

            Никиты

Рис. 3    Выдавливаем сок.

                                                          Рис. 4    Закапываем нос.

Лечение насморка у меня.

                             Рис. 5  Срезаю лист алоэ.                                  Рис.  6   Режу мякоть для получения сока.

                                       Рис. 7   Выдавливаю сок.

                                        Рис. 8  Закапываем нос.

Лечение обветренных губ

            Рис. 9  Обветренные губы.                                 Рис. 10    Режу мелко мякоть алоэ.

        

                                              Рис. 11    Бабушка прикладывает алоэ к губам.

                             

Рис. 12   Испытано на себе

nsportal.ru

Исследовательский проект на тему «Полезные и вредные комнатные растения»

Исследовательский проект на тему

«Полезные и вредные комнатные растения»

Проблема проекта: все комнатные растения полезны для организма человека?

Тема исследования: «Полезные и вредные комнатные растения»

Объект исследования: изучение влияния разных видов комнатных растений на организм человека.

Предмет исследования: самые распространённые виды полезных и вредных для организма человека комнатных растений.

Цель исследования: выявить самые распространённые виды полезных и вредных для организма человека комнатных растений.

Гипотеза исследовательского проекта:

Как известно, комнатные растения украшают интерьер, очищают и увлажняют воздух, создают уют в доме и хорошее настроение. Казалось бы сплошные плюсы.

Но прежде, чем приобрести новое комнатное растение, нужно знать полностью ли они безопасно для окружающих. Особенно, если в доме есть аллергики, маленькие дети или животные.

Задачи исследовательского проекта:

- изучить литературу о влиянии комнатных растений на организм человека, выявить самые распространённые полезные и вредные виды;

- создать презентацию о влиянии комнатных растений на организм человека и выступить с ней на школьной конференции;

- сделать памятку о самых распространённых видах полезных и вредных для организма человека комнатных растениях и подарить её родителям.

Полезные и вредные комнатные растения.

Встретить комнатные растения можно почти в каждом доме или квартире, а также во всех общественных местах: в культурных и торговых центрах, в учреждениях и организациях, в офисах, школах, детских садах, поликлиниках и т.д. С ними любое помещение кажется уютным и ухоженным, но цветы бывают разными, и далеко не все из них можно держать там, где постоянно находятся люди, а тем более маленькие дети.

О вреде комнатных цветов действительно стоит знать, но оценивать нужно их реальную опасность, а не мистическую, хотя многие люди думают именно о мистике и суевериях.

Опасные и ядовитые комнатные растения.

Бесспорно, по-настоящему опасными являются ядовитые растения: среди них есть настолько токсичные виды, что одно прикосновение к ним может вызвать ожоги или опухоли. Конечно, такие растения можно поливать и пересаживать осторожно, в перчатках, и постоянно мыть руки после них, однако маленьким детям или домашним животным этого не объяснишь. Поэтому не стоит рисковать и держать их дома, тем более что безопасных комнатных растений тоже достаточно.

Очень опасно комнатное растение кротон семейства молочайных, хотя выглядит оно красиво – это цветок с крупными кожистыми листьями, блестящими и яркими, желто-зелеными, темно-зелеными – видов кротонов много. Сок кротона очень ядовит, и вызывает ожоги на коже, но это не самое страшное: если сок попадет в кровь, то человек может не выжить – яд кротона смертелен. Разумеется, такое растение держать дома ни к чему, и можно вполне обойтись без его красоты, хотя некоторые люди считают, что оно защищает людей от отрицательной энергии и способствует ясности мышления, но разве из-за этих свойств стоит рисковать здоровьем и жизнью?

Очень красивы филодендроны семейства ароидных: листья у них тоже яркие и блестящие, самой разной формы, но они богаты ядовитыми кислотами. Достаточно проглотить кусочек такого красивого листика, и это может кончиться тяжелейшим отравлением – это растение уж точно не стоит держать там, где есть дети и животные.

Красотой листьев отличается и диффенбахия, но ее также не надо заводить там, где есть дети: сок диффенбахии тоже вызывает тяжелые отравления и ожоги. Однако это растение относят и к полезным: диффенбахия очищает воздух помещений от всяческой химии – бензола, трихлорэтилена, формальдегида и др., так что выращивать ее стоит там, где бывают только взрослые – например, на вредных производствах.

Стеллера карликовая считается лечебным растением, но лечиться им можно только под наблюдением врача; в домашних же условиях, нечаянно проглотив кусочек листа стеллеры, можно сильно обжечь ее ядовитым соком голосовые связки – так, что они распухнут и даже онемеют. Такими же свойствами обладает родея японская, растение семейства лилейных – его родиной действительно являются Японские острова.

Если в комнате растет олеандр, он может красиво и долго цвести, но аромат его цветов у многих людей вызывает головокружение, а млечный сок смертельно опасен. Попав внутрь организма человека или животного, он вызывает нарушение сердцебиения, потерю сознания и остановку дыхания: понятно, что в семьях, где есть маленькие дети и животные, нахождение олеандра недопустимо.

Очень ярко и красиво цветут азалии – многим женщинам они нравятся, но если кусочек листа азалии попадет в желудок, начинаются судороги и колики – растение отличается высокой токсичностью.

Тюльпан Геснера – растение многолетнее, и цветет красивыми красными, розовыми, белыми и желтыми бутонами; применяется в медицине, однако лечиться им самостоятельно запрещено, поскольку оно очень ядовито. Если в комнате несколько лет растет этот тюльпан, у живущих там людей могут сильно выпадать волосы, и все может закончиться облысением.

Нежная и капризная мимоза стыдливая привлекает женщин своими «пушистыми» шарообразными сиреневыми цветами, но действует на здоровье примерно так же, как и тюльпан Геснера: вызывает отравления у животных и выпадение волос у людей.

Следующая группа вредных растений не вызывает таких тяжелых последствий, но вызывает недомогания и хронические заболевания, хотя люди часто не могут понять, чем именно вызваны их проблемы со здоровьем.

Нежные и изящные лилии выделяют ночью много углекислоты, поэтому утром у тех, кто находится в квартире, может болеть голова, особенно если цветок стоит в спальне. Постепенно проявляется и бессонница – ее провоцирует сильный аромат лилий, так что держать их в квартире можно, но не слишком много – одного цветка достаточно, и подальше от спальни – в гостиной или прихожей. Такими же свойствами обладают орхидеи и папоротники.

Туберозы красивы и ароматны, долго цветут, но гипертоникам и сердечникам не следует держать их в доме: у них аромат цветов туберозы вызывает головокружение и подавленное состояние.

Аллергические реакции может вызывать и обычная герань, но это не значит, что от нее нужно отказаться: герань обладает многими лечебными свойствами, но перед тем, как посадить ее у себя дома, надо убедиться, что вы спокойно переносите ее запах.

Гортензия – тоже красивое и лечебное растение, и даже используется в медицине, но у некоторых людей она вызывает кожную аллергию – всегда находятся люди с индивидуальной непереносимостью.

Полезные комнатные растения

Полезных комнатных растений очень много, и среди них есть такие, которые уже давно известны всем. Например, это хлорофитум, известный своим свойством поглощать токсины и выделять в воздух кислород; красивый и элегантный спатифиллум – магнит для женского счастья; фикусы и драцены, также поглощающие токсины и очищающие воздух, улучшающие энергетику и смягчающие перепады температур; плющ, уничтожающий грибки и бактерии, тоже очищает воздух, особенно от распространенных сегодня химических веществ – бензола, трихлорэтилена и др., так что эти вьющиеся растения очень полезны в производственных помещениях.

Мы расскажем немного о других растениях, которые не менее полезны и красивы, и к тому же приносят в дом благополучие и изобилие, помогают в учебе и дружбе, укрепляют здоровье и личные отношения, пробуждают творческий потенциал и способствуют развитию талантов и умений.

Очень часто в помещениях ставят папоротники – их видов много, и они могут украсить любой интерьер. А еще они выделяют кислород, поглощают микробы и токсины, и улучшают энергетический фон. Хотя есть и другое мнение: считается, что папоротники разрастаются там, где много неблагоприятной энергии, поэтому их называют энергетическими вампирами, однако это их свойство – если оно есть, - тоже можно использовать во благо. Во многих квартирах и помещениях есть неблагоприятные зоны – можно поставить там папоротник, и пусть он разрастается, а отношения в семье будут уравновешиваться и улучшаться.

Широко известно растение каланхоэ: его называют талисманом здоровья, и народных рецептов для лечения этим растением существует множество, но мало кто знает, что листья каланхоэ можно просто есть, добавляя в разные блюда. Бриофиллюм дегремона – самый любимый в нашей стране вид каланхоэ, и его листья, промытые и мелко нарезанные, можно добавлять в винегреты и салаты – вкус у них не хуже, чем у любой зелени или трав. Можно приготовить такой салат: нарезать мелкими кубиками очищенный плод авокадо, мелко нашинковать свежий огурец, смешать все с нарезанными листьями каланхоэ, полить оливковым маслом и соком лимона. Подобный салат очень полезен при склонности к стоматологическим заболеваниям: он лечит гингивит, пародонтоз и т.д. Можно также добавлять листья бриофиллюма к салатам из картофеля.

Красивейший цветок – камелия, помогает раскрывать творческий потенциал, но и лечебных свойств у нее немало. Так, камелию японскую можно использовать, как чай, заваривая ее бутоны и листья – это растение даже относится к семейству чайных. Молодые листья и почки камелии содержат вещества, улучшающие жировой обмен в организме, поэтому чай из них отлично поможет тем, кто хочет похудеть.

Такой цветок, как пуансеттия, очень красив, но ядовит: ее яркие красные цветы нельзя трогать руками – лучше надеть перчатки, или просто тщательно вымыть руки после ухода за этим цветком. Однако пуансеттия помогает развивать таланты и способности, и многих людей она привлекает тем, что цветет в декабре, когда на улице сильный мороз – не зря ее называют рождественской звездой. Неудивительно, что этот цветок рекомендуют держать в квартире людям, склонным к меланхолическому настроению и депрессии – яркость и красота его крупных цветов помогает улучшить настроение и забыть о негативе.

Удивительное декоративное растение – аглаонема, и разводят его обычно ради красивых листьев – больших, насыщенно-зеленых, или зеленых с белыми, светло-зелеными или розовыми узорами – виды аглаонем бывают разные. О пользе аглаонемы многие спорят: листья у нее тоже ядовиты, и после них нужно мыть руки с мылом, но тщательного ухода этот цветок не требует, зато уничтожает стрептококки, заменяет ионизатор воздуха, помогает снять стресс, избавляет от депрессии и способствует повышению работоспособности – хорошо ставить ее в помещениях, где люди занимаются умственным трудом.

К полезным и красивым комнатным растениям относится и гербера Джеймсона. Разводят ее многие, именно из-за красивых и долго цветущих цветков - они могут быть любого цвета, за исключением синего. Цветки герберы собраны в корзинки, как у многих растений семейства астровых, и эти корзинки могут быть очень большими (для комнатных цветов) – до 30 см в диаметре, и в одной корзинке бывает до нескольких сотен цветков. Однако гербера еще и очищает воздух в помещениях, впитывая загрязнения и токсины – об этом тоже следует знать.

Очень популярны в нашей стране бегонии: в природе их около 1000 видов, но в качестве комнатных цветов выращивается всего около 30. Красоту цветов и листьев бегоний можно не описывать, а вот полезных свойств у них столько, что обо всех даже рассказать не удастся. Например, отдельно нужно рассказывать о применении бегонии в лечении болезней легких и ЖКТ, женских заболеваний и инфекций половых путей, болей в суставах, ожогов, ран и язв, укусов змей и т.д.

В помещении, где растет много бегоний, воздух всегда увлажнен, и в нем меньше пыли – бегонии притягивают пыль, и в благодарность за это их нужно часто опрыскивать водой комнатной температуры из пульверизатора – можно даже аккуратно мыть листья под душем. Бегонии уничтожают в воздухе помещений до 80% грибков и болезнетворных микробов, уменьшают воздействие излучения компьютеров и бытовых приборов – сегодня, когда мы буквально «обросли» этими приборами, это стало очень актуально. Яркие цвета бегоний улучшают самочувствие – их рекомендуют использовать флоротерапевты: желтые бегонии хорошо ставить недалеко от компьютера – они дают отдых глазам, оранжевые и розовые избавляют от грусти и депрессии, а ярко-красные снимают утомление и повышают работоспособность.

Розмарин – растение теплых стран, но его вполне можно вырастить на подоконнике, только в достаточно прохладном месте – жара от батарей подействует на него плохо. Когда в помещении есть розмарин, можно забыть о переутомлении и усталости, упадке сил и неврозах – давно известно, что содержащиеся в этом растении эфирные масла обладают рядом лечебных действий: противовоспалительным, гипотензивным и др. Вырастите у себя в комнате или в кабинете розмарин, и у вас улучшится концентрация внимания и память.

Еще одно растение, которое многие наши соотечественники не так часто догадываются выращивать дома – лавр благородный. В Европе его можно встретить почти в каждой квартире – там его выращивают уже около 600 лет, но мы привыкли видеть и покупать лавровый лист в магазине, хотя там он продается в высушенном виде, и часто теряет свои полезные свойства из-за долгого хранения. Лавр – это тоже растение, о свойствах которого нужно писать отдельно: вырастив его дома, можно приготовить с ним эффективные препараты для лечения ангины, диатеза, желчнокаменной болезни, ревматизма, изжоги, ячменя и т.д., да и добавлять в супы свежий и ароматный лавровый лист намного приятнее, чем высушенный и залежавшийся магазинный. Эфирное масло лавра тоже обладает многими лечебными действиями, и можно было бы поставить это растение в спальне - аромат лавра расслабляет и успокаивает, - если бы оно не любило прохладу. В зимнее время лучше держать лавр при температуре около 10-12°C, если в квартире найдется такое помещение – например, можно вынести его на застекленную лоджию, а весной, как только станет немного теплее, на день помещать его на открытый воздух. Лавр может расти в комнате до 15 лет.

Когда в помещении есть комнатные растения, оно становится уютнее, и атмосфера в нем устанавливается самая что ни на есть благоприятная: в психологическом смысле уж точно - свежая зелень и красивые цветы всегда радуют глаз.

Комнатные растения полезны все – точно так же, как и природные цветы и травы: даже опасные и ядовитые растения являются целебными и могут лечить самые серьезные болезни. Для жителей городов «сад на подоконнике» часто становится единственной возможностью стать ближе к природе, защититься от окружающей нас техногенной среды и хотя бы в какой-то степени снять стресс, так что выбирать комнатные растения следует внимательнее. Одни растения улучшают энергетику в помещении, другие фильтруют воздух, третьи уничтожают болезнетворные бактерии и вирусы, а четвертые являются счастливыми талисманами удачи – притягивают достаток, хорошие отношения и успех в делах.

multiurok.ru

Проект " Мир комнатных растений"

МДОБУ « Кемлянский детский сад комбинированного вида»

Паспорт проекта

Детско-взрослый образовательный

проект

«Комнатные растения – наши друзья.»

(познавательно - исследовательский)

Вид проекта:

Познавательно- исследовательский, творческий,

Продолжительность :

краткосрочный (недельный)

Участники : дети младшей группы, воспитатель, родители

Образовательные области: Социально — коммуникативное, познавательное,

художественно — эстетическое развитие.

Актуальность проекта:

Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т. к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие. Природа является одним из самых эффективных путей развития личности ребенка, развития его самосознания, так как ее объекты, привлекая дошкольников, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Именно экологическое воспитание способствует формированию таких качеств ребенка, как самодостаточность, активность, способность к адекватному оцениванию не только собственного поведения и состояния, но и поведения и состояния рядом находящихся, но самым важным является то, что в процессе этой деятельности можно помочь ребенку развивать чувство уверенности в своих силах и сформировать позитивное отношение к своему “Я”.

Цель:

Развитие интереса к окружающему миру, формирование представлений о природе, расширение у детей знаний и представлений о комнатных цветах и их свойствах, привитие ребенку внимательного и бережного отношения к живой природе.

Задачи образовательных областей:

  1. Познание

Повысить уровень экологической культуры и знаний детей по теме: «Комнатные растения»

Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

  1. Художественно -эстетическое

Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

  1. Социально — коммуникативное

Обогащать словарный запас детей по данной теме.

Формировать умение проявлять интерес к уходу за комнатными растениями , помогать воспитателям и родителям ухаживать за комнатными растениями, совместно играть и выполнять элементарные задания не мешая друг другу .

Основные направления реализации проекта:

НОД на тему «Мы знакомы с комнатными растениями».

Совместная деятельность родителей и детей ( беседы, чтения , рассматривания иллюстраций по теме.)

Беседа с детьми по теме: «Строение комнатного растения.», «Что необходимо растению для роста?», «Как ухаживать за комнатным растением?». «Лекарственные комнатные растения». (см.приложение 1)

Предварительная работа:

Подбор материала по теме : « Комнатные растения»

Рассматривание иллюстраций по теме

Совместная и самостоятельная деятельность: наблюдения за растениями в уголке природы, наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы (труд с целью помочь).

Дидактические игры :Что изменилось? Найди такой же. Угадай растение по описанию .и.т.д .

Чтение художественной литературы: стихотворение Е.Благининой «Огонёк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», А.К.Толстой «Колокольчики мои…», Я.Колас «Цветок»;Загадывание загадок

Художественное творчество: рисование на тему «Кактус»;

Работа с родителями :разработка консультаций, анкетирование.

Разучивания пальчиковой гимнастики « Пчелки»

Словарная игра « Магазин цветов»

Спортивные упражнения « Доползи до цветка», « Подпрыгни к солнышку»

Обеспечение

Настольно-печатные игры

Аудиозапись по теме

Специальная методическая литература

Предполагаемые результаты

Расширить знания по экологической культуре у воспитанников;

Развить у детей устойчивый интерес к представителям растительного мира - комнатным цветам;

Развивать исследовательскую деятельность дошкольников в ходе совместно практической деятельности с воспитателем

Продукт проектной деятельности:

Изготовление «Паспорта комнатных растений»;Итог проекта:

Акция «Подари растение детскому саду».

Приложения 2

Стихи о комнатных растениях

Наталия Нищева

«комнатные цветы»

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

«Герань»

На окне в такую рань

Распустилася герань.

Круглые листочки,

Пышные цветочки

Даже очень хороши –

Так решили малыши.

Макс Ферпер

«Бегония»

За вчерашним днём в погоне я

Не заметил, что давно

Расцвела моя бегония,

Озарила мне окно.

Что же сделал я хорошего,

Что такой подарок мне?

Удивлённый, огорошенный,

Отражаюсь я в окне.

Всё гляжу, счастливый, снова я,

Всё шепчу волнуясь, я:

Ах, подсолнечно - медовая,

Ах, кленовая моя.

Е. Благинина

Бальзамин

Хрустит за окошком морозный денек.

Стоит на окошке цветок-огонек.

Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду зажглись огоньки.

Его поливаю. Его берегу.

Его подарить никому не могу!

Уж больно он ярок, уж больно хорош,

Уж больно на мамину сказку похож!

АЛОЭ

Говорят - алоэ, алоэ, -

Интересно, что это такое?

Какое оно алоэ – алое, голубое?

Доброе или злое?

Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

И вот я увидел алоэ

на комоде у тёти Зои.

На комоде у тёти Зои

в горшочке росло алоэ:

Зелёное, небольшое,

колючее и кривое.

Но симпатичное такое!

ХЛОРОФИТУМ

Своими узкими листами

Озеленю ваш дом,

И всех отдельными кустами

Я награжу потом.

Своих детей очень люблю –

Их при себе я сохраню

Приложения 1

БЕСЕДА С ДЕТЬМИ «УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ».

Цель

1. Обобщение представления об уходе за комнатными растениями.

2. Закрепление знаний об основных потребностях комнатных растений, 3. Уточнение знаний о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей.

4. Обобщение представлений о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений.

5. Прививание бережного отношения к комнатным растениям, ответственности за их жизнь.

Ход беседы

1. Дети, сегодня мы будем продолжать учиться ухаживать за комнатными растениями. Давайте вспомним, что для этого надо делать? (Дети перечисляют приемы и порядок ухода) .

Чему вы недавно научились? (рыхлить землю.) для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо уходила вода и, чтобы корням было легче расти в рыхлой земле.) Чем вы рыхлите землю? Пояснить: ближе к стеблю рыхлить неглубоко, а дальше от стебля-поглубже.

Как узнать, что растение нужно полить? (Земля сухая на ощупь, светлая.) Какой водой мы поливаем (теплой, которая стоит в лейках со вчерашнего дня.) Как надо мыть растения (крупные листья протирать тряпочками, растения с мягкими листьями их пульверизатора.)

Для чего мы ухаживаем за растениями? (ответы детей)

Воспитатель контролирует их деятельность, помогает советом.

По окончании работы дети помогают воспитателю: убирают свои рабочие места, клеенки вытереть поставить инвентарь на место, растения унести туда, где они стояли.

2. Д/И «Отгадай, что за растение»

3. Воспитатель: Чему вы сегодня научились?

Воспитатель сообщает: вы сегодня все поухаживали за растениями, молодцы ребята, дома будете помогать мамам ухаживать за растениями.

БЕСЕДА «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ».

Цель

1. Познакомить детей с комнатными растениями- лекарями (каланхоэ, алоэ, герань душистая). Совершенствовать навыки ухода за растениями. Познакомить детей о пользе растения людям. Активизировать в речи названия растений.

Наглядный материал и оборудование6 комнатные растения, изображение цветов, пипетка, карточки- схемы ухода за растениями, игрушка- заяц.

Ход беседы

Воспитатель: ребята, мы уже знаем много комнатных растений, некоторые имеются у нас в группе. Назовите и покажите растения, которые вы знаете.

Воспитатель: А вот я знаю, что у нас в группе есть растения, которые лечат людей. Их называют лекарственными растениями. А может вы их знаете? У меня есть подсказки, но пока их подсказки рассыпались. Соберите части подсказок, и вы увидите, что это за растения.

Д/И «собери части растения».

Вот это растения и называются- растения- лекари. А кто такие лекари? Вам интересно как они лечат людей? Но для начала надо рассмотреть эти растения. Посмотрите на алоэ, что вы можете про него сказать? Какой у него стебель? Как расположены листья? Что есть на листочках?

Для чего же нам нужен алоэ? Давайте осторожно отломим листочек. Что вы видите? Да, это сок алоэ. Он очень горький. Но этот сок и есть самое лечебное, что есть в алоэ. Если вы пораните ногу, и она немного загноится, надо привязать к ране кусочек алоэ- и боль пройдет, и рана быстро затянется. А вот другое растение называют-коланхоэ. Чем он похож на алоэ? А чем отличается?

А как же помогает коланхоэ людям? Оказывается, на листьях коланхоэ находится сок, который помогает людям при простуде.

Появляется Зайка. У него перевязано горло и вата в ухе. Далее педагог говорит и за Зайку.

Воспитатель: Заинька, что с тобой? У тебя болит горло? А что с ухом?

Зайка: я вчера очень долго купался. Вода была такая хорошая, что не хотелось выходить, а потом у меня горло, что-то заболело.

Воспитатель: горло у тебя заболело, потому, что долго купаться нельзя. Ребята, а как надо купаться? Но что же с тобой делать? Ребята как можно помочь Зайке? Действительно, у нас есть растения- лекари. Мы сейчас закапаем тебе в нос сок коланхоэ. (Воспитатель выдавливает сок из растения и «капает»в нос Зайке).

А еще я знаю как можно вылечить твое ухо. У нас в группе есть еще одно растение, оно стоит у нас на столе, и называется оно герань душистая. Ребята, посмотрите на это растение, оно пахнет если потереть легонько его листок. А почему герань лекарственное растение? Оказывается, если листочек герани немного помять, аккуратно положить в больное ухо, а сверху закрыть ватой, то ухо быстро перестанетболеть. Дело в том, что в листочке герани есть такие вещества, которые забирают себе боль.

Ну, как, Зайка, тебе стало легче?

Зайка: да мне стало легче, спасибо. Скажите мне пожалуйста, что за растения мне помогли? Я хочу посадить у себя дома. Я все запомнил и обязательно выращу лекарственные растения у себя дома, а пока пойду лечиться. До свидания.

Воспитатель: вот видите, ребята, какая польза от всех наших растений – лекарей. Запомните их, и если что случится, иногда можно обойтись и без лекарств.

Приложения 3

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.

«УЗНАЙ РАСТЕНИЕ»

Дидактическая задача. Найти растение по названию

Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение.

Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.

Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? »

Дидактическая задача. Запомнить расположение, найти изменения в их расположении.

Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений.

Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование. 4-5 растений.

Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить расположение растений, закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше?

«НАЙДИ ПО ОПИСАНИЮ РАСТЕНИЕ»

Дидактическая задача. Найти растение по описанию.

Игровые действия. Поиск растения по описанию отличительных признаков.

Правило. Назвать растение можно только после его описания.

Оборудование. 5 – 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов (пеларгония душистая и зональная)

Ход игры. 1. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого растения. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции, после чего называет отличительные признаки каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданное растение.

2. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать и описать комнатное растение. Педагог напоминает последовательность описания: прежде надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие, толстые, описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, мохнатый, окраску (темно-зеленый, светло-, пестрый, с полосками и т. п.)

«МАГАЗИН ЦВЕТОВ»

Содержание знаний. Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторых из них.

Дидактическая задача. Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.

Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.

Ход игры. На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.

«ГДЕ РАСТУТ ЦВЕТЫ»

Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, комнатные. У них разные стебли, листья, цветы.

Дидактическая задача. Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид.

Оборудование. Живые цветы разного произрастания или картинки с их изображением.

Ход игры. Дети рассматривают все предложенные растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.

Д/И«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровые действия. Поиск похожего предмета.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Оборудование. Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с изображением растений.

Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов (фото, описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение в группе.

«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ МАТРЕШКА»

Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.

Правило. Нельзя подсматривать.

Оборудование. На столе расставляют 4 – 5 растений.

Ход игры. Детям показывают матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? – сейчас, я расскажу вам, куда спряталась матрешка. Педагог рассказывает на что похоже растение (на дерево, травку, описывает его стебель, листья, цветы. Дети отгадывают, где спряталась матрешка.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО? »

Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля)

Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.

Правило. Не подглядывать.

Оборудование. На столе 2 – 3 хорошо знакомых растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает : «Какого растения не стало? »

«НАЙДИ, О ЧЕМ РАССКАЖУ»

Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.

Игровые действия. Угадывание растений по загадке-описанию.

Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать.

Ход игры. 1. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в группе. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать.

При описании следует использовать общепринятые термины: форма листа, окраска цветов и т. д.

2. воспитатель предлагает одному ребенку описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу, показать и назвать ее.

Приложения 4

АНКЕТА

для родителей

Уважаемые родители просим вас ответить на вопросы анкеты с целью получения информации о целесообразности разведения комнатных растений, об улучшении экологической обстановки в групповых и других помещения детского сада.

1. Есть ли у Вас дома комнатные растения?

2. Знаете ли Вы комнатные растения, которые выращивают, приобретают дома и в детском саду?

3. Знаете ли вы правила ухода за ними?

4. Принимают ли участие в уходе за комнатными растениями дома Ваши дети?

5. Нравится ли им заниматься этим?

6. Какие комнатные растения Вы предпочитаете?

7. Какие комнатные растения хотели бы видеть дома, в группе детского сада?

8. Ваши пожелания, предложения по озеленению группы.

Благодарим Вас за сотрудничество!

Оцените, как часто Ваш ребенок самостоятельно проявляет заботу, внимание по отношению к комнатным растениям:

1. Всегда

2. Часто

3. Время от времени (при обращении внимания)

4. Редко

5. Забота носит избирательный характер

6. Никогда

7. Свой вариант ___

Проявляет ли Ваш ребенок сочувствие, сопереживание, оказывает ли помощь, когда комнатное растение нуждается в уходе?

1. Всегда

2. Только по просьбе

3. Иногда

4. Не замечает

5. Никогда

6. Свой вариант ___

___

infourok.ru

Проект по биологии"Целебные своцства комнатных растений"(6 класс)

Проект на тему«Целебные свойства комнатных растений»

Оглавление

1.Введение

- актуальность;

- цель;

- задачи;

- гипотеза;

- методы исследования2. Основная часть3.Заключение4. Список использованных источников

Введение

Цель: Выяснить, какие комнатные растения, растущие у нас дома, обладают целебными свойствами.

 

Задачи:

  • Изучить литературу по данной теме
  • Исследовать комнатные растения, растущие у нас дома.
  • Выявить целебные свойства комнатных растений, находящихся у нас дома.
 

Гипотеза: Верно ли, что многие комнатные растения, растущие в нашем доме, обладают целебными свойствами?

 

Методы исследования:

  • Чтение книг по данной теме
  • Исследование комнатных растений, произрастающих в нашем доме.
  • Выявление целебных свойств лекарственных наших комнатных растений .
1.Введение

       Меня привлекают комнатные растения. Они создают уют, красоту, делают интерьер живым и привлекательным.

У нас дома много комнатных растений цветущих и не цветущих.

Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений - не только в создании уюта. На самом деле наши «помощники» с подоконника способны очищать в помещениях воздух от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями, лаками, аэрозолями, клеем, моющими средствами и синтетическими смолами.

  Целебные свойства комнатных растений дополняет и их способность поглощать вредные для человека электрические и магнитные поля от бытовых приборов. К тому же благодаря им воздух в квартирах и в офисах наполняется тончайшими ароматами, которые мы подчас не ощущаем, но которые оказывают благотворное влияние на сердечную деятельность человека, помогают бороться с бессонницей, а также обеззараживают воздух от бактерий и вирусов.

Многие из нас, выращивая растения на подоконниках своих квартир, даже не догадываются, что их питомцы не только красивы, но, зачастую, еще и полезны. Так же, как и растения в природе, домашние растения могут быть лекарственными и приносить весьма ощутимую пользу человеку. Такие растения можно использовать как для изготовления различных отваров и  настоек, так и для наружного применения, например для косметических процедур.

«А  во всех ли комнатных растениях, растущих у нас дома, содержится вещество, которое может принести пользу здоровью2.Основная часть

  •  Настоящий чемпион среди комнатных растений по своей пользе – хлорофитум. Он может ослаблять действие кислот азота даже в тех помещениях, где в течение нескольких часов работал газосварочный аппарат, а также поглощает выделяемый синтетическими теплоизоляционными материалами формальдегид и очищает воздух от вредных патогенных частиц. Причем такие способности хлорофитума оказываются сильнее, если в цветочный горшок добавлен активированный уголь. К тому же целебные свойства хлорофитума связаны и с бактерицидным эффектом. Ученые установили, что в течение 24 часов это растение способно практически полностью очистить воздух от вредных микроорганизмов в комнате средних размеров.

  •  Пеларгонию, или комнатную герань, можно назвать живой аптекой. Ее листики могут стать первой доврачебной помощью. Так, если человек простудил ухо, листики этих комнатных растений можно вернуть трубочкой и вложить в слуховой проход. Это даст ощущение тепла и облегчение. Пеларгония выделяет в окружающую среду биологически активные вещества, которые уничтожают стафилококки и стрептококки. По мнению итальянских ученых, герань к тому же умеет обезвреживать энергетически патогенные зоны. А доктора с ее помощью определяют больных людей следующим способом: если запах растения человеку неприятен, то он здоров, если нравится – то перевозбужденная нервная система пациента нуждается в лечении. Целебные свойства герани заключаются в том, что соединения ее листьев помогают людям, которые их вдыхают, успокаиваться. Это особенно важно при неврозах, стрессах, бессоннице. Именно поэтому специалисты советуют выращивать пеларгонию в спальне.

  •  Каланхоэ приносит пользу, если при воспалениях в ротовой полости или в горле его жевать. А если снять с мягких листьев растения прозрачную кожицу и приложить влажной стороной к коже, они помогут вылечить ожоги, порезы и нарывы, обеззаразят раны и укорят их заживление.

  •  Пестролистная диффенбахия – это еще один «очиститель воздуха» в наших домах. Диффенбахия спасает от токсинов, поэтому ее хорошо держать в тех комнатах или офисах, окна которых выходят на крупные промышленные предприятия или оживленные автотрассы. Однако при пересадке стоит соблюдать осторожность. Сок диффенбахии может обжигать слизистые.

  •  Фикус, плющ, драцена, также имеют фитонцидные качества, то есть очищают воздух. Среди других зеленых антисептиков самой полезной и неприхотливой является драцена душистая. Чтобы это растение лучше развивалось и дарило вам свои целебные свойства, его хорошо время от времени купать под душем, удаляя с листьев пыль.

 

  •  Лавр благородный. Этот вечнозеленый кустарник сейчас выращивают в домашних условиях редко, и совершенно напрасно. Он выделяет вещества, которые убивают бактерии и вирусы, в частности, туберкулезную палочку. Немногие знают, что в Европе лавр изначально выращивали исключительно как лекарственное растение, а затем его начали использовать и кулинары в качестве пряности. Еще Авиценна писал о том, что листья лавра облегчают боль в суставах, снижают одышку и напряжение, а кора и ягодки сине-черного цвета способны выводить из почек и печени камни. Особенно полезен лавр для людей с сердечнососудистыми заболеваниями и спазмами желчных путей и кишечника. И хотя это растение считается капризным, на самом деле оно хорошо растет в деревянных кадушках, в почве из равных частей торфа, земли и песка

.

  •  Кактусы . Специалисты считают, что эти растения могут не только убивать микробы, но и снижать уровень ионизации воздуха, а также защищать человека от вредного электромагнитного излучения. Так что лучшее место для кактусов – возле монитора компьютера или телевизора.

  Комнатные растения могут и повышать влажность воздуха. Особенно это необходимо зимой и полезно для слизистых, кожи и для сопротивляемости нашего организма к инфекциям. Влаголюбивые цветы, как правило, возвращают влагу через мясистые сочные листья. Примерами таких растений служат цикламены, фиалки, папоротники. Повышать влажность способны также гибискус, папирус, азалия, нефролепсис.

  Чтобы в домашнем микроклимате снизить содержание химических веществ, на подоконнике можно выращивать алоэ, хлорофитум, драцену, хризантему, плющ, фикус, филодендрон, нефролепсис, диффенбахию.

  Полезными обеззараживающими свойствами обладают лавр и пеларгония. А для снижения вредной ионизации подходят кактусы и суккуленты.

  И наконец, на подоконнике можно круглый год выращивать лук и чеснок. Даже если вы не планируете употреблять эти полезные растения в пищу, можно вдыхать выделяемые ими фитонциды. Для этого можно отдать предпочтение пышным декоративным сортам, они не только принесут пользу, но и станут эффектным и оригинальным украшением кухни.

Многие, самые, казалось бы, банальные домашние растения, обладают волшебным свойством — подавлять болезнетворные бактерии. От фитонцидов, выделяемых аспарагусом, фикусом, пеларгонией, хвойными растениями, монстерой, гибнут практически все микробы и бактерии, находящиеся в непосредственной близости. [!] Прочитать об этом явлении подробнее можно здесь. Комнатные растения также способны очищать воздух в помещении от фенола и формальдегида. Эти вредные вещества могут выделяться из новой мебели. И даже бензол, аммиак и угарный газ в небольших количествах могут быть нейтрализованы растениями. Домашние растения улучшат настроение. Научно доказано, что когда человек смотрит на растение, он становится более спокойным и умиротворенным. В ходе научных экспериментов выяснилось, что в компании домашних или диких растений повышается эмоциональный фон человека, улучшаются различные жизненные показатели. Домашние растения на страже нашего здоровья. Комнатные растения значительно улучшают микроклимат в помещении. Они повышают влажность и уменьшают количество пыли. Многие врачи отмечают такой интересный факт: больные, размещенные в помещениях с растениями, выздоравливают быстрее и в целом чувствуют себя лучше. Домашние растения повысят работоспособность. Доказано, что растения улучшают настроение и эмоциональный фон в классе, а следовательно и производительность каждого ученика.

Алоэ — безусловный лидер хит-парада домашних лекарственных растений.

Самые полезные виды алоэ — это  Алоэ вера (Aloe vera) и Алоэ древовидное (Aloe arborescens), иначе называемое столетник. Какими же свойствами обладает алоэ и почему растение так популярно? Прежде всего алоэ обладает сильными антибактериальными и противовоспалительными свойствами. Кроме этого алоэ используют как ранозажевляющее и противоожоговое средство. Алоэ прекрасно справляется с мозолями и натоптышами. Также сок алоэ  можно применять при ринитах, ларингитах и других ЛОР заболеваниях. Ну и наконец, алоэ можно и нужно использовать при приготовлении различных косметических средств, например масок для кожи лица.

Укрепление иммунитета, лечение анемии — сок алоэ смешать с медом в равных пропорциях, применять по 1/3 чайной ложки за 30 мин. до еды. Продолжительность курса лечения — около трех недель. Если нет меда, сок алоэ можно смешивать с сахаром.

Лечение ран, ожогов, фурункулов, нарывов — взять лист алоэ, разломить и выдавить желеобразное содержимое на ладонь. Втереть эту кашицу в пораженный участок кожи.

Гайморит, ринит — смешать сок алоэ и мед в равных пропорциях. Закапывать по одной — две капли в каждую ноздрю 2 раза в день.

Также, для изготовления раствора для закапывания в нос можно использовать сок алоэ , чистотел и мед в равных пропорциях или алоэ, каланхоэ и мед также в равных пропорциях.

Противопоказания к применению алоэ — аллергия, заболевания печени и почек, желудочные расстройства, сердечная недостаточность, гипертония, внутренние кровотечения, беременность.  

3.Заключение

           Сложно представить современный дом, любое учреждение без комнатных растений. Они идеально  вписываются в интерьер, даря хорошее настроение его обитателям. Комнатные растения - это частица природы, которая дарит нам свою энергию.  С древнейших времен люди комнатными растениями украшали свое жилище, одежду, дарили их в качестве подарков... Эти традиции сохранились и в наши дни. Миллионы людей увлекаются разведением комнатных растений в домашних условиях. Комнатные растения в нашей жизни занимают исключительно важное место. Нередко знакомство с ним превращается в любимое увлечение на всю жизнь. В ходе данного исследования было установлено, что часть комнатных растений,  причем самых оригинальных и экзотических, прекрасно заменяют лекарства, и способствуют оздоровлению людей не только физическому, но и эмоциональному.  На основании результатов данного исследования я выяснил, что от лекарственного комнатного растения можно получить помощь. После проведенной работы я смогу дать советы соседям, знакомым, родным, как  обращаться, как ухаживать и как получать помощь от полезных, лекарственных  комнатных  растений

 4. Список использованных источников

  1. http://www.vashaibolit.ru/7519-celebnye-svoystva-komnatnyh-rasteniy.html
  2. http://wikibotanika.ru/polezno-znat/komnatnyie-lekarstvennyie-rasteniya.html
  3. http://uchkopilka.ru/biologiya/vneurochnaya-deyatelnost/item/3698-issledovatelskaya-rabota-moej-uchenitsy-446
  4. http://www.xliby.ru/domovodstvo/domashnie_lekarstvennye_rastenija/p5.php
  5. http://www.flowers-house.ru/content.php?r=308-Komnatnye-lekarstvennye-rasteniya&s=5ee5d14cf0c18f94828c55b5683b4f1d

historich.ru

Лекарственные комнатные растения

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
Как очистить воздух в помещении при помощи комнатных
Сентябрь 2014 - Армавирский аграрно
Гужова Н.Г. - «Я садовником родился
Экологический проект «Лекарственные растения»
Работа с одарёнными детьми младшего школьного возраста
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Комнатные растения - наши друзья Цель:  понять, почему комнатные растения наши друзья
Комнатные растения в кабинете биологии
Занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим по
учитывают прежде всего возрастные особенности детей
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

«Проект по биологии»Целебные своцства комнатных растений»(6 класс)»

Проект на тему

«Целебные свойства комнатных растений»

Оглавление1.Введение- актуальность;- цель;- задачи;- гипотеза;- методы исследования

2. Основная часть

3.Заключение

4. Список использованных источников

ВведениеЦель: Выяснить, какие комнатные растения, растущие у нас дома, обладают целебными свойствами. Задачи:Изучить литературу по данной темеИсследовать комнатные растения, растущие у нас дома.Выявить целебные свойства комнатных растений, находящихся у нас дома. Гипотеза: Верно ли, что многие комнатные растения, растущие в нашем доме, обладают целебными свойствами? Методы исследования:Чтение книг по данной темеИсследование комнатных растений, произрастающих в нашем доме.Выявление целебных свойств лекарственных наших комнатных растений .

1.Введение       Меня привлекают комнатные растения. Они создают уют, красоту, делают интерьер живым и привлекательным.У нас дома много комнатных растений цветущих и не цветущих.Не всем известен тот факт, что назначение комнатных растений - не только в создании уюта. На самом деле наши «помощники» с подоконника способны очищать в помещениях воздух от токсических веществ, выделяемых пластиковыми покрытиями, лаками, аэрозолями, клеем, моющими средствами и синтетическими смолами.  Целебные свойства комнатных растений дополняет и их способность поглощать вредные для человека электрические и магнитные поля от бытовых приборов. К тому же благодаря им воздух в квартирах и в офисах наполняется тончайшими ароматами, которые мы подчас не ощущаем, но которые оказывают благотворное влияние на сердечную деятельность человека, помогают бороться с бессонницей, а также обеззараживают воздух от бактерий и вирусов.Многие из нас, выращивая растения на подоконниках своих квартир, даже не догадываются, что их питомцы не только красивы, но, зачастую, еще и полезны. Так же, как и растения в природе, домашние растения могут быть лекарственными и приносить весьма ощутимую пользу человеку. Такие растения можно использовать как для изготовления различных отваров и  настоек, так и для наружного применения, например для косметических процедур.«А  во всех ли комнатных растениях, растущих у нас дома, содержится вещество, которое может принести пользу здоровью

2.Основная часть   Настоящий чемпион среди комнатных растений по своей пользе – хлорофитум. Он может ослаблять действие кислот азота даже в тех помещениях, где в течение нескольких часов работал газосварочный аппарат, а также поглощает выделяемый синтетическими теплоизоляционными материалами формальдегид и очищает воздух от вредных патогенных частиц. Причем такие способности хлорофитума оказываются сильнее, если в цветочный горшок добавлен активированный уголь. К тому же целебные свойства хлорофитума связаны и с бактерицидным эффектом. Ученые установили, что в течение 24 часов это растение способно практически полностью очистить воздух от вредных микроорганизмов в комнате средних размеров.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

   Пеларгонию, или комнатную герань, можно назвать живой аптекой. Ее листики могут стать первой доврачебной помощью. Так, если человек простудил ухо, листики этих комнатных растений можно вернуть трубочкой и вложить в слуховой проход. Это даст ощущение тепла и облегчение. Пеларгония выделяет в окружающую среду биологически активные вещества, которые унич

schoolfiles.net