Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Урок кубановедения на тему: "Разнообразие дикорастущих растений Краснодарского края" (2 класс). Кубановедение 2 класс растения


Реферат - Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13

Выпряжкина С.Г.

ст.Новоджерелиевская

2011г.

Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края.

Цель: Познакомить учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края научить ребят бережному отношению к растениям.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа над новым материалом.

1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха.

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

Подорожник.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник)

Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

«След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же, никакого чуда не было. Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник».

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Спорыш

Я травка-муравка,

Сорняк полевой,

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

(Спорыш)

Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

2) Загадки о лекарственных растениях.

А теперь отгадайте загадки:

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

(крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь).

На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

(ландыш)

Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки,

Белые реснички.

(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

(репей).

Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит).

Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

(колокольчик).

Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

(ирис).

Называют «ноготки»

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

(календула).

4. Закрепление изученного.

Выполнение детьми рисунка понравившихся растений.

5. Итог урока. Выставка работ.

www.ronl.ru

Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.

Конспект урока по кубановедению (2 класс)

Тема: Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений.

Автор: Колесникова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ№ 11, с.Белая Глина Белоглинского района

Описание материала: предлагаю вам конспект урока по кубановедению (2 класс) по теме : «Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений».

Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, материал занятия интересен для данных возрастных групп детей, так как в начальной школе дети изучают лекарственные растения в курсе «Человек и мир», а в 6 классе начинается изучение курса биологии. Кроме этого, знания о лекарственных растениях имеют большое прикладное значение, т.к. дети сталкиваются в жизни с использованием лекарственных растений.

Цель: закреплять знание правил сбора и использования лекарственных растений; продолжить знакомство с разнообразным миром лекарственных растений; развивать экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

  • рассказать о лечебных свойствах растений;

  • формировать представление о многообразии растений;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать растения своей местности, выделять лекарственные, узнают их название, область применения; научатся использовать дополнительные средства информации (справочники, словари, энциклопедии, сеть Интернет).

Метапредметные: Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, раздаточный материал). Познавательные: добывать новые знании: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация, рассказ учителя и одноклассников). Коммуникативные: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения; работать в группе, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке. Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру, осознают важность знаний о лекарственных растениях.

Оборудование: 1. Фотографии, рисунки лекарственных растений.

2. Конверты с карточками для работы в группах.

3. Рецепты приготовления фито чая и витаминного чая.

5. Компьютер, интерактивная доска, презентация «Лекарственные растения»

Ход урока

Деятельность учащихся

1

I.Этап мотивации.

1.Психологический настрой.Ты улыбкой, как солнышком брызни,Заходя в этот класс на урок.Голосистою птицей весёлой Заливается школьный звонок.Разве любы нам хмурые лица,Или чья-то сердитая речь?Поделитесь, ребята, улыбкой,Чтоб ответную искру зажечь.Проверьте, дети, всё ль в порядке:учебник, ручка и тетрадка?Проверили? Садитесь,С усердием трудитесь.

Подготовка к работе.

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение

2

3

II.Этап актуализации.

III. Постановка учебной задачи.

IV Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

1. Проверка домашнего задания. Дети демонстрируют гербарии, рассказывают о них.

2. Работа в группах. Сейчас поработаем в группах(4 человека). Всего 6 групп. Вам будут даны задания. Их тоже 6. Ответ на задание группа должна написать ниже. Задания будут ходить по кругу, то есть когда команда выполнила- передает другой. И до тех пор, пока им не вернется 1 задание. На выполнение одного задания дается 1 минута.

Задания:

  1. У Пети есть огромное желание укрепить свой иммунитет, чтобы не болеть. Чай с какими травами вы ему посоветуете пить?

  2. Саша часто болеет простудными заболеваниями. Чай с какими травами вы ему посоветуете пить, чтобы не болеть?

  3. Катя заболела ангиной. Настоем каких трав надо Кате полоскать горло?

  4. Витя упал с велосипеда и поранился. Лист какой травы ему поможет?

  5. Коля заболел, и у него начался кашель. Сироп с какими травами вы ему посоветуете пить, чтобы кашель прошел?

  6. У Лены часто пропадает аппетит, что тревожит её родителей. Настойка с какой травой поможет улучшить аппетит?

« …. Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил , когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание: « Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить» Ученик вернулся через неделю и сказал учителю: « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной» Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?

Ученик сказал «…..потому что … я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны».

Кто знает значение слова «целительная»?-

Если в травах и цветах есть целительная сила, как мы их ещё называем?- лекарственные растения

Назовите тему сегодняшнего урока-

Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме? - Какие цели поставим?-

Познакомимся с тем, как появились лекарственные растения, какие бывают лекарственные растения и узнаем как собирают лекарственные растения и подберем лечение для наших больных.

Представитель каждой команды рассказывает, какие травы они использовали, откуда они это знают.

Дети высказывают предположения.

Целительный - 1. Способствующий исцелению, полезный для здоровья; целебный. 

«Лекарственные растения» или «Растения в домашней аптечке»

какие растения относятся к лекарственным

4

V. Решение учебной задачи.

VI. Первичное закрепление знаний.

VII. Самостоятельная работа.

VIII. Включение нового знания в систему знаний.

IX. Итог урока.

X. Рефлексия.

XI. Домашнее задание.

– Среди растений, которые вы видите на доске, есть ли известные вам как лекарственные? Какие? Что вы о них знаете? Как вы о них узнали? Где ещё можно найти информацию о лекарственных растениях?

– Если мы точно знаем, что растение лекарственное, можно ли самостоятельно им лечиться? Почему?

1. Работа в группах. У учащихся на столе конверты с фотографиями одинаковых лекарственных растений и кратким описанием внешнего вида и области применения.

Соотнести фото и описание растения. 1 группа – травы, 2 группа – кустарники, 3 группа – лиственные деревья, 4 группа – хвойные деревья.

– Где можно приобрести лекарственные растения?

– Какие части растений используются?

– Какие правила сбора лекарственных растений необходимо соблюдать? Почему?

– Постарайтесь в своей группе составить правила сбора лекарственных растений.

– Сравните с эталоном в учебнике стр. 22.

Работа с учебником. «Кто быстрее». Найдите и обведите названия лекарственных растений, которые здесь спрятаны.

Учащиеся отгадывают ребусы и рассказывают о целебных свойствах растений.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Назовите лекарственные растения нашего края.

– Как правильно собирать лекарственные растения?

Учитель благодарит за работу на уроке и раздаёт ученикам рецепты фиточая «От простуды», «Витаминный»

2. «Волшебный мешочек»Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке» Спасибо за урок.

стр.21 (Познакомиться с рецептами народной медицины, описанными на стр. 23. заполнить карточку на обратной стороне и нарисовать растение).

книжка-малышка «Береги лекарственные растения».

(Справочники, травники, сеть Интернет, энциклопедии и пр.)

Ученики рассказывают об известных лекарственных растениях, учитель при необходимости дополняет, демонстрирует растение на слайдах.

нет

Работа в парах, работа у доски

Представитель каждой группы вывешивает фото растения на магнитной доске и делает сообщение. Учитель при необходимости, дополняет, комментирует ответы детей, демонстрирует выбранные детьми растения на слайдах. Учащиеся проверяют правильность выполненного задания.

Дети работают по учебнику

infourok.ru

Урок кубановедения по теме "Лекарственные растения"

Данные об авторе

Автор(ы): 

Ярославцева Светлана Дмитриевна

Место работы, должность: 

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №39

Регион: 

Краснодарский край Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

начальное общее образование

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

1 класс

Класс(ы): 

2 класс

Класс(ы): 

3 класс

Класс(ы): 

4 класс

Предмет(ы): 

Биология

Предмет(ы): 

Краеведение

Предмет(ы): 

Окружающий мир

Предмет(ы): 

Природоведение

Цель урока: 

  • продолжить знакомство детей с растительностью родного края;
  • познакомить с лекарственными растениями;
  • расширять представление о многообразии природы родного хутора;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 

20

Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник-тетрадь Е.Н. Еременко, Н.Н. Зыдина

Используемое оборудование: 

гербарий  лекарственных растений, карточки  названий

растений, учебник – тетрадь  « Кубановедение» 2 класс, 

конверт с листочками подорожника и чистотела, таблица с 

листьями, ваза с ветками  шиповника, крапивы, чистотела;

книга И.И.Гром «Дары  природы», предметные картинки ,

ИКТ

Краткое описание: 

На уроке продолжаем изучать лекарственные растения Краснодарского края в игровой форме с выполнением кратковременных практических работ и мультимедийной поддержкой

Тема:Лекарственные растения

Цель:продолжить знакомство детей с растительностью родного края;

           познакомить с лекарственными растениями;

           расширять представление о многообразии природы родного хутора;

          воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

 

Оборудование:гербарий  лекарственных растений, карточки  названий

                           растений, учебник – тетрадь  « Кубановедение» 2 класс, 

                           конверт с листочками подорожника и чистотела, таблица с 

                            листьями, ваза с ветками  шиповника, крапивы, чистотела;

                           книга И.И.Гром «Дары  природы», предметные картинки ,

                           ИКТ

                          

Ход урока

IОрганизация класса

II Проверка домашнего задания

1.     Чтение наизусть понравившихся стихотворений(страница 18)

2.     Чтение описания растения(страница 19)

III Сообщение темы урока

На прошлом уроке мы с вами говорили о растениях, которые растут в нашем крае. Сегодня мы продолжим эту работу. Посмотрите на картинку ( показ ромашки). Как называется это растение? Что вы знаете об этом растении?

(  поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Ромашка - лекарственное растение.

Какие задачи поставим сегодня на уроке?

 Познакомимся с лекарственными растениями нашего края. ( Открывается доска, на которой записана тема урока:  «Лекарственные растения», и вывешивается карточка со словом ромашка).

 

IY Изучение нового материала

1.     Беседа с учащимися

Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.

Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными,  тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.

2.     Знакомство с растениями

1)    Мать-и-мачеха

а) отгадывание загадки

-Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)           Слайд №1

 

(показ гербария)

Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.

Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом  буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.

Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что значит кашель.

-Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение?

 Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

 В народе есть  легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

2)Подорожник

а)Загадка

Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

 (Подорожник)

б) Игра «Найди нужный листок»

На листе бумаги вы видите несколько листочков. Найдите среди них лист подорожника.

Подорожник – лекарственное растение.  Слайд№2

 

В народе его называют «порезник», «ранник». Прочитайте на доске эти названия ( вывешивается лист  бумаги, на котором напечатаны эти названия)

Догадались, зачем его используют?

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

в) Легенда о подорожнике

-Ребята нам расскажут легенду о том, как узнали люди лечебные свойства этого растения.

 

Легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать подорожник для  лечения ран.

г) Практическая работа

Вы знаете, как правильно пользоваться подорожником?

Прочитайте предложения  в учебнике на странице 20 под восклицательным знаком.

У вас на парте лежит конверт, достаньте оттуда листок подорожника. Он уже чистый. Выполните задание учебника.  

Физминутка

                                          «А в лесу растёт черника»

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика      (Наклоны)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. ( Приседание)

 

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.(Ходьба на месте)

 

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься.(Дети садятся на места)

 

3)Крапива

а)Загадка       Слайд№3

Чтобы узнать  следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку. Прочитайте на экране.

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

Хоть и жжётся,

Но красива,

Всем известная …..    (крапива)

 

б) Практическая работа «Найди растение»

Ребята, кто сможет найти веточку крапивы в этой вазе (на столе ваза с калиной, шиповником, крапивой, чистотелом, подорожником).

- Почему вы так решили?         Слайд№4

 

А знаете, почему крапива обжигает? А правы ли вы,  узнаем из учебника.

 

в) Работа в учебнике страница 20-21

Прочитаем это в учебнике на стр.21.

-Ну, что правы вы были?

А как она нам помогает, кто-нибудь знает? Тогда прочитаем об этом на стр.20 внизу.

Ещё в древности знахари писали: (знахари  это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову.  Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.

Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в  честь своей травы – кормилицы. Узнай её название …(крапивница). Рассмотрите её на рисунке и подпишите название.

 

4) Валериана

а) опыт

Ещё есть одно известное всем растение. У каждого дома оно лежит в аптечке. Чтобы его назвать, проведи такой опыт дома: (Слайд №5)

1.Сегодня уроки не учи.

2.Завтра принеси домой сразу пять двоек, и тогда мама побежит в аптеку за настойкой из этой травы, а ты сможешь прочитать название и записать его сюда ……………

Только смотри, чтобы папы не было рядом, особенно с ремнём. Постарайся отбежать подальше и уже потом объясни ему, что это научный эксперимент

 

б) рассматривание растения(гербарий, слайд № 6)

 

5)Чистотел

а) практическая работа

У вас в конверте лежит ещё одно растение. Если отломить стебелёк, то появится оранжевая жидкость, ею можно смазать ранки на теле. Попробуйте.

Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)

Может кто-нибудь знает, как это растение называется?

Чистотел применяют для лечения туберкулёза,  в отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, откуда происходит русское название растения: чистотел или бородавочник. Посмотрите, как выглядит растение на картинке и настоящее.

6)  «Узнай растение по внешнему виду»

Лечебными бывают не только травы, но и плоды деревьев и кустарников.

В вазе у меня на столе стоят веточки кустарников. Что это за растения? Что вы о них знаете?

Шиповникбогат витаминами: С,Р,К,В. Он входит в состав витаминных чаёв, из него делают сироп, применяемый при болезни печени. В домашних условиях из сухих плодов шиповника приготовляют отвар.

Калина. Кору применяют в виде отвара при золотухе, простуде, удушье, свежие ягоды при судорогах, в качестве слабительного, гипертонической болезни, а цветы – при кашле и бронхите. Ягоды широко употребляют в пищу, а пережаренные семена используют в качестве заменителя кофе.

7) Работа в парах

В таблице спрятались названия лекарственных растений. Нужно их найти. Работаем в парах.( На партах листочки с таблицей)

Р

О

М

А

Ш

К

А

Е

Ж

Я

Ь

Я

У

П

П

А

Т

Ш

А

К

И

Е

Р

А

Л

О

У

Л

Й

А

З

У

Б

Р

О

Н

П

Н

Д

Ц

У

П

И

М

Е

А

Щ

З

У

К

А

Л

И

Н

А

Х

-Ребята, как используют эти лекарственные растения?

 V. Итог урока

В начале урока мы с вами поставили цель – познакомиться с лекарственными растениями. О каких растениях за урок мы узнали?

Прочитаем названия на доске.

Лекарственные растения:

          Ромашка                  Шиповник

          Мать-и- мачеха       Калина

          Подорожник           Чистотел

          Крапива                   Валериана

VI. Домашнее задание

Стр.20-21, нарисовать  одно лекарственное растение из таблицы и  узнать  о нём у родителей.

Прикрепленный файлSize
lekrasten.zip1.96 MB

www.openclass.ru

Конспект урока в начальной школе "Растительный мир Краснодарского края" 2 класс

Разработка урока по кубановедению

Учитель начальных классов: Фоменко Ирина Владимировна

Класс: 2.

Тема: «Растительный мир Краснодарского края»

Цель: познакомить детей с разнообразием растительного мира

Краснодарского края;

пробудить любовь к Родине, которая начинается с порога

отчего дома;

учить наблюдать, делать выводы, обобщать;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды с изображением растений; гербарные папки, сообщения детей о растениях.

Ход урока.

1. Организационный момент,

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Будем сегодня край изучать,

Будем растения запоминать

2. Сообщение темы, целей урока.

Сегодня на уроке мы должны ответит на вопрос: «Каков растительный мир Кубани».

3. Актуализация знаний.

На территории края произрастает более 3 тысяч видов растений. Некоторые из растений настоящие старожилы. Они появились здесь еще до ледникового периода, примерно 2 миллиона лет назад. Вы, наверное, их знаете: липа, каштан, дуб, черника и другие. Эти растения называют реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен.

Давайте посмотрим на карту (на доске карта-схема растительности). Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. А как вы думаете, почему? Конечно, потому что в разных природных условиях растут разные растения. Обратите внимание: северная часть – это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь, превращенная в поля.

4.Знакомство с разнообразием растений.

На доске рисунок с изображением степи.

Степи.

В недалёком прошлом Азово-Кубанская равнина представляла собой разнотравно-ковыльную степь. В течение лета она приобретала то ярко-зелёную, то бело-жёлто-голубую окраску, так как разные растения цвели не в одно и то же время. Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и других культурных растений. Возделывается свыше 100 различных сельскохозяйственных культур.

Лишь вдоль дорог, по склонам балок и на вершинах курганов можно встретить дикорастущие растения: пырей ползучий, лютик дикий, полынь горькую, подорожник, лопух, лебеду, ромашку, зверобой и другие растения.

В дельте Кубани, в плавнях и лиманах, распространены камыш, рогоз, осока, жёлтые кувшинки, водяные лилии, водяной орех.

А) Сообщения детей.

Отгадайте, о каких растениях идет речь:

Был цветок золотой,

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

Горел в траве росистой

Фонарик золотой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Пушистый, белый, а не зайчик.

Он просто… (одуванчик)

(рассматриваем в гербарии одуванчик)

- Где можно встретить этот цветок?

- На что похожи одуванчики?

- А сейчас послушайте рассказ об одуванчике.

1.Сообщение приготовлено учеником.

ОДУВАНЧИК

В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Пасла она козу и продавала всем, кто хотел, молоко. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно её появление было желанно людям. За это её и прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжелые мысли.

Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравилась ей его песня без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чем поет её любимый.

Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первый луч, но манит ввысь небес простор, и зов его могуч». Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила свое счастье. В отчаянии взмахнула она своей жёлтой косынкой, и оттуда выпало несколько золотых монеток.

Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор называли по имени молочницы одуванчиками.

Народные приметы: У одуванчиков есть одна очень удивительная способность. Они могут предсказывать погоду. В сырую погоду корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую погоду корзиночки раскрываются между пятью и шестью часами утра и закрываются около трёх часов дня. В народе это свойство заметили давно: глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится; на лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил.

Б) В весенний солнечный денёк

Золотой расцвёл цветок.

На короткой, толстой ножке

Все дремал он на дорожке,

А проснулся, улыбнулся:

Вот пушистый я какой!

Удивляю я всех красой!

- Почему можно говорить, что это стихи о мать-и- мачехе?

(Цветы жёлтые, мелкие, похожи на солнышко, короткий стебелёк.)

Рассматриваем гербарий.

- Давайте посмотрим на цветок. Какой он? (Лепестки коротенькие, узкие, как реснички, каждый цветок похоже на маленькое солнышко.)

2. Сообщение ученика.

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Мать-и-мачеха – многолетнее растение, похожее на одуванчик, но меньшего размера.

В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать-и-мачеха. Цветки-корзиночки находятся на стебле, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизмененные листья.

Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и- мачехи происходит от латинского слова «туссус», что означает кашель. Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля.

В) Только тронь -

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь. (крапива)

(рассматриваем гербарий)

3. Сообщение ученика.

КРАПИВА.

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шелк. Из стеблей крапивы получали волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди». Из чего Эльза плела рубашки для своих братьев – диких лебедей?

В старые времена, когда люди верили в ведьм, русалок, водяных, крапиву использовали как верное средство после нечистой силы.

Огородники считают крапиву жгучим сорняком, но ведь от неё и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение. Таблетки и порошки спрятаны в стеблях и листьях крапивы. Крапива прекрасно останавливает кровотечение, лечит простуженное горло, насыщает организм витаминами.

Б) Практическая работа. Работа с гербарием.

Рассмотрите подготовленные вами растения. Обратите внимание на органы растений. Перечислите их. (Дети делают вывод, что это травянистые растения, корни в виде пучка, стебель, наличие цветов или плодов). А чем отличаются эти растения?

В) Много полезных растений выращивают на полях. Какие это растения?

Это: пшеница, рожь, гречиха, подсолнечник, сахарная свекла, кукуруза.

«Главный запах» Т.Голуб.

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной, сладкою клубникой,

Огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

Щедрым дождиком грибным

И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах.

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

Почему пшеничный запах Т. Голуб назвала главным запахом на Кубани? (ответы детей).

«Хлеб идет!» - на Кубани все – от мала, до велика – понимают важность этих простых слов. Главной житницей страны называют наш край. Это почетное, но и очень ответственное звание. Весь год трудятся земледельцы, заботясь о будущем урожае. Подготовка семян, пахота, сев прополка – все это важно, в хлеборобском деле нет мелочей. А когда наступает горячая пора жатвы, и днем и ночью гудят в поле комбайны, мчаться по дорогам края машины, груженные тяжелым золотым зерном. Нельзя упустить ни дня, ни часа: Хлеб идет!

1. Практическая работа. Работа с гербарием.

Ребята, посмотрите, какие зерновые культуры выращивают на полях Кубани.

Обратите внимание на стебель, корни, листья, зерна, посчитайте зернышки. (Дети делают вывод, что это травянистые растения, корни в виде пучка, стебель – соломина, наличие зерен). А чем отличаются эти растения?

Отличаются по высоте, по форме зерна, у овса зерна не в колоске, а в метелке.

2. Работа на индивидуальных карточках.

Задание 1. Допиши предложение:

На полях Кубани выращивают:_____________________________________
Задание 2.Теперь вам надо соединить стрелками, что из чего получают.

МАСЛО РОЖЬ

ПШЕНО КУКУРУЗА

ХЛОПЬЯ «ГЕРКУЛЕС» РИС

МАННАЯ КРУПА ПОДСОЛНЕЧНИК

МУКА ПРОСО

РИСОВАЯ КРУПА ОВЕС

ПШЕНИЦА

ЯЧМЕНЬ

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

2. Лесостепь, степь.

По мере повышения рельефа степь переходит в лесостепь, а последняя – в лесную зону. Лесостепь протянулась сравнительно неширокой полосой в левобережье Кубани. Примерно половину её площади занимают кустарники и широколиственные леса, состоящие из дуба, граба, клёна, орешника (лещины), кизила. Леса Кубани отличаются не только красотой, но и породами необычайной ценности. В крае сосредоточено около 30 процентов дубрав, свыше 80 процентов буковых и примерно 90 процентов каштановых насаждений России.

На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся уникальный массив Красного леса, где растут дуб, тополь, крушина, орешник, боярышник, шиповник, терн. Это остаток лесов, окаймлявших раньше берега Кубани до её низовьев. Узкие полоски леса сохранились в среднем течении реки.

3. Горы.

Основная часть лесов приходится на предгорье и горные районы. Буковые леса встречаются на высоте более 700 метров над уровнем моря. Осенью на буке созревают небольшие съедобные орешки, содержащие в себе много масла. За буковыми лесами начинаются хвойные, состоящие из кавказской пихты, ели, сосны.

Сосновый лес кажется неприветливым, хмурым. Стволы деревьев – тёмные, хвоя – тёмно-зелёная, а на земле – ни кустика, ни травинки. Да и как же им вырасти, если всю землю в лесу покрывает толстый ковёр из опавших сухих иголок – хвоинок.

… Здесь пахнет как-то особенно хорошо и дышится особенно легко. В сосновом лесу и видно далеко вокруг, не то что в лиственном: сучья у сосен высоко, а подлеска – кустарника нет и в помине. (по Ю. Дмитриеву)

Выше в горах раскинулись субальпийские луга с высокими густыми травами.

Еще выше – альпийские луга. Сурова здесь природа, снег тает только в августе. Травы, кустарники и даже деревья стелются по земле, спасаясь от постоянных ветров. Шагая по такому лугу, ты смело можешь наступить на верхушку какого-нибудь дерева, так как вырастают они здесь только на 4 – 15 сантиметров в высоту.

А выше уже нет никакой растительности, здесь только вечные снега, ледники и неприступные скалы.

4. Черноморское побережье.

От Анапы до Новороссийска склоны гор покрыты грабом и дубом, грабинником и держидеревом. От Новороссийска до Геленджика растут искривленные сильными ветрами низкорослые вяз, граб и среди них кизил и боярышник. В районе Геленджика встречаются вяз, клен, ясень, кизил, грецкий орех, алыча, яблоня, груша, по побережью – пицундская сосна.

В районе города Сочи климат субтропический, поэтому здесь круглый год зеленеют пальмы, магнолии, хурма, инжир, кипарисы.

Многие породы деревьев очень ценны, например тисс. Это хвойное дерево. Его еще называют негной-дерево. Оно живет до 4 тысяч лет, не гниет в воде и вырастает до 25 метров в высоту. Из него можно делать части для подводных сооружений, мебель, из его коры варят клей.

В лесу еще есть очень много различных растений, но среди них есть такие без которых лес обойтись не может.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Грибы)

За сезон в лесу скапливается огромное количество опавших листьев, и грибы их превращаются в перегной, то есть плодородную почву.

Если попадешь в лес, старательно обойди даже ядовитые грибы, не топчи их, не уничтожай. Все грибы приносят лесу огромную пользу и служат кормом для многих его обитателей.

4. Итог урока.

Наше небольшое путешествие подошло к концу, я надеюсь, оно доставило вам большое удовольствие, расширило познание о растительном мире края.

5. Домашнее задание по выбору:

1.Нарисовать растение и подготовить о нем рассказ.

2. Нарисуйте орнамент из тех трав или листьев и ягод, которые растут возле вашего дома (орнамент – это рисунок, детали которого повторяются).

6.Рефлексия.

Если все мои заданья

Ты освоил без труда,

Если было интересно,

А не скука-маята,

Напиши на этой строчке:

Я, ____________ молодец!

Имя

И беги гулять скорее,

На сегодня все, конец!

doc4web.ru

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»

Работу выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №13

Выпряжкина С.Г.

ст.Новоджерелиевская

2011г.

Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края.

Цель: Познакомить учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края научить ребят бережному отношению к растениям.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа над новым материалом.

1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха.

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

Подорожник.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник)

Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

«След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же, никакого чуда не было. Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник».

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Спорыш

Я травка-муравка,

Сорняк полевой,

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

(Спорыш)

Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

2) Загадки о лекарственных растениях.

А теперь отгадайте загадки:

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

(крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь).

На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

(ландыш)

Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки,

Белые реснички.

(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

(репей).

Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит).

Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

(колокольчик).

Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

(ирис).

Называют «ноготки»

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

(календула).

4. Закрепление изученного.

Выполнение детьми рисунка понравившихся растений.

5. Итог урока. Выставка работ.

refdb.ru

Конспект урока по кубановедению на тему:"Лекарственные растения"(2 класс)

Урок кубановедения

во 2 «К» классе

«Лекарственные растения »

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 93 Волкова Н.В.

Тема: Лекарственные растения

Цель: продолжить знакомство детей с растительностью родного края;

познакомить с лекарственными растениями;

расширять представление о многообразии природы родного хутора;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней

Оборудование: гербарий лекарственных растений, карточки названий

растений, учебник – тетрадь « Кубановедение» 2 класс,

конверт с листочками подорожника и чистотела, таблица с

листьями, ваза с ветками шиповника, крапивы, чистотела;

книга И.И.Гром «Дары природы», предметные картинки ,

ИКТ

Ход урока

I Организация класса

II Проверка домашнего задания

  1. Чтение наизусть понравившихся стихотворений (страница 18)

  2. Чтение описания растения (страница 19)

III Сообщение темы урока

На прошлом уроке мы с вами говорили о растениях, которые растут в нашем крае. Сегодня мы продолжим эту работу. Посмотрите на картинку ( показ ромашки). Как называется это растение? Что вы знаете об этом растении?

( поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Ромашка - лекарственное растение.

Какие задачи поставим сегодня на уроке?

Познакомимся с лекарственными растениями нашего края. ( Открывается доска, на которой записана тема урока: «Лекарственные растения», и вывешивается карточка со словом ромашка).

IY Изучение нового материала

  1. Беседа с учащимися

Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.

Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.

  1. Знакомство с растениями

  1. Мать-и-мачеха

а) отгадывание загадки

-Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха) Слайд №1

(показ гербария)

Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.

Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.

Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что значит кашель.

-Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение?

Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

В народе есть легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

2)Подорожник

а)Загадка

Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(Подорожник)

б) Игра «Найди нужный листок»

На листе бумаги вы видите несколько листочков. Найдите среди них лист подорожника.

Подорожник – лекарственное растение. Слайд№2

В народе его называют «порезник», «ранник». Прочитайте на доске эти названия ( вывешивается лист бумаги, на котором напечатаны эти названия)

Догадались, зачем его используют?

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

в) Легенда о подорожнике

-Ребята нам расскажут легенду о том, как узнали люди лечебные свойства этого растения.

Легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать подорожник для  лечения ран.

г) Практическая работа

Вы знаете, как правильно пользоваться подорожником?

Прочитайте предложения в учебнике на странице 20 под восклицательным знаком.

У вас на парте лежит конверт, достаньте оттуда листок подорожника. Он уже чистый. Выполните задание учебника.

Физминутка

«А в лесу растёт черника»

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика (Наклоны)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. ( Приседание)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся на места)

3)Крапива

а)Загадка Слайд№3

Чтобы узнать следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку. Прочитайте на экране.

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

Хоть и жжётся,

Но красива,

Всем известная ….. (крапива)

б) Практическая работа «Найди растение»

Ребята, кто сможет найти веточку крапивы в этой вазе (на столе ваза с калиной, шиповником, крапивой, чистотелом, подорожником).

- Почему вы так решили? Слайд№4

А знаете, почему крапива обжигает? А правы ли вы, узнаем из учебника.

в) Работа в учебнике страница 20-21

Прочитаем это в учебнике на стр.21.

-Ну, что правы вы были?

А как она нам помогает, кто-нибудь знает? Тогда прочитаем об этом на стр.20 внизу.

Ещё в древности знахари писали: (знахари это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову. Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.

Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы – кормилицы. Узнай её название …(крапивница). Рассмотрите её на рисунке и подпишите название.

4) Валериана

а) опыт

Ещё есть одно известное всем растение. У каждого дома оно лежит в аптечке. Чтобы его назвать, проведи такой опыт дома: (Слайд №5)

1.Сегодня уроки не учи.

2.Завтра принеси домой сразу пять двоек, и тогда мама побежит в аптеку за настойкой из этой травы, а ты сможешь прочитать название и записать его сюда ……………

Только смотри, чтобы папы не было рядом, особенно с ремнём. Постарайся отбежать подальше и уже потом объясни ему, что это научный эксперимент

б) рассматривание растения (гербарий, слайд № 6)

5)Чистотел

а) практическая работа

У вас в конверте лежит ещё одно растение. Если отломить стебелёк, то появится оранжевая жидкость, ею можно смазать ранки на теле. Попробуйте.

Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)

Может кто-нибудь знает, как это растение называется?

Чистотел применяют для лечения туберкулёза, в отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, откуда происходит русское название растения: чистотел или бородавочник. Посмотрите, как выглядит растение на картинке и настоящее.

6) «Узнай растение по внешнему виду»

Лечебными бывают не только травы, но и плоды деревьев и кустарников.

В вазе у меня на столе стоят веточки кустарников. Что это за растения? Что вы о них знаете?

Шиповник богат витаминами: С,Р,К,В. Он входит в состав витаминных чаёв, из него делают сироп, применяемый при болезни печени. В домашних условиях из сухих плодов шиповника приготовляют отвар.

Калина. Кору применяют в виде отвара при золотухе, простуде, удушье, свежие ягоды при судорогах, в качестве слабительного, гипертонической болезни, а цветы – при кашле и бронхите. Ягоды широко употребляют в пищу, а пережаренные семена используют в качестве заменителя кофе.

7) Работа в парах

В таблице спрятались названия лекарственных растений. Нужно их найти. Работаем в парах.( На партах листочки с таблицей)

-Ребята, как используют эти лекарственные растения?

Y Итог урока

В начале урока мы с вами поставили цель – познакомиться с лекарственными растениями. О каких растениях за урок мы узнали?

Прочитаем названия на доске.

Лекарственные растения:

Ромашка Шиповник

Мать-и- мачеха Калина

Подорожник Чистотел

Крапива Валериана

YI Домашнее задание

Стр.20-21, нарисовать одно лекарственное растение из таблицы и узнать о нём у родителей.

Приложение

(можно на уроке рассказ и о других лекарственных растениях)

Герань

Народная медицина считает, что аромат его листьев снимает головную боль, прогоняет усталость. Об этом растении есть легенда. У бедных крестьян тяжело заболел сын. Опечалились родители и обратились к лекарю. Лекарь посоветовал приобрести несколько кустиков душистого растения и установить над изголовьем кровати больного. Наутро болезнь миновала.

Спорыш

Я травка-муравка,

Сорняк полевой,

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

(Спорыш)

Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

Загадки о лекарственных растениях.

На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

(ландыш)

Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки,

Белые реснички.

(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

(репей).

Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит)

Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

(колокольчик).

Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

(ирис).

Называют «ноготки»

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

(календула).

Одуванчи.

Загадка:

Сегодня поляна золотисто-жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают лёгкие пушинки…

Легенда о происхождении одуванчика.

В маленьком селении в глубине лесов жила девочка-молочница. Пасла она козу и продавала все, кто хочет, молоко. Была приветлива и миловидна, всем умела сказать ласковое слово, и даже одно её появление было желанно людям. За это её и прозвали Отдуваночкой: она своей улыбкой и приветливым словом отдувала от людей тяжёлые мысли.

Выросла Отдуваночка-молочница и горячо полюбила Жаворонка. Особенно нравились ей его песни без слов. Но однажды захотелось ей узнать, о чём поёт любимый.

Уговорила она Жаворонка опуститься с неба и пропеть слова песни и услышала: «Нежна моя любовь к тебе, как солнца первые лучи, но манит в высь небес простор, и зов его могуч». Бросилась Отдуваночка к Жаворонку, хотела его удержать при себе навсегда, но не успела. Жаворонок взмыл в небо, и девушка поняла, что утратила своё счастье. В отчаянии взмахнула она своей жёлтой косынкой, и от туда выпало несколько золотых монеток.

Подхватил их ветер и стал носить по свету. Там, где они касались земли, вырастали золотистые головки цветов, которые люди с тех пор называли по имени молочницы одуванчиком.

Рассказ одуванчика о себе.

Я думаю, что у меня есть одна очень удивительная способность. Я могу предсказывать погоду. В сырую погоду мои корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую погоду я раскрываю корзиночки между 5 и 6-ю часами утра, и закрываю около 3 часов дня. В народе это моё свойство заметили давно, обо мне говорят:

Глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится.

На лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил.

В народной медицине меня называют «жизненным эликсиром» и применяют при разных болезнях.

Листья одуванчика хороши в весенних салатах, только их предварительно надо вымочить в подсоленной воде. Во Франции меня специально выращивают на полях, как пищевое растение. Из цветков варят варенья, а поджаренные корни используют, как заменитель кофе.

Ландыш

Загадка:

Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красные ягоды. Но не берите её в рот – она ядовита.

Да, не на всех листьях ландыша бывают цветы – белые колокольчики.

Дело в том, что корневище ландыша живет самое большее 21 год. Ландыш первый раз цветёт в возрасте семи лет, а к десяти – двенадцати годам растение утрачивает эту способность. Корневище образуют ежегодно новые листья, а цветоносы образуют только через два – три года. Вот и получается, что за свою длинную жизнь ландыши цветут два – три раза.

А знаете ли вы, что цветы ландыша превращаются в красные ягоды?

Только их нельзя трогать, а тем более есть. Они ядовиты! Да и всё растение ландыша ядовито, но препараты из моих листьев, цветов, семян – это лекарственные средства, которые улучшают работу сердца.

Ландыш состоит в родстве и с чудесными лилиями, и с многочисленными видами лука. И названий у него много: на севере издавна называют лесной лилией, на Волге – воронцом, на Смоленщине – лесным или собачьим языком, а на Придонье – полевой черёмухой.

Про ландыш люди сложили много сказок. Вот одно из таких преданий:

Водяная царевна Волхова полюбила Садко. Случайно она узнала о его верной любви к простой девушке Любаве. Тогда царевна вышла на берег, что бы в последний раз послушать песни и игры на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхова по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг увидела она среди стройных берез Садко и Любаву. Заплакал с горя царевна, горькие слезы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности, любви и нежности. Эти цветы люди назвали ландышами

Липа

Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчёл. И какой вкусный получается мёд! Чай из его цветов помогает при простуде.

Мята

Мята перечная из неё делают лекарства, и ты тоже часто встречаешься с ней, если не ленишься по утрам чистить зубы. Приятный запах и свежесть придаёт зубной пасте ментол, который и содержится в этом растении. Оно есть и в сердечных лекарствах, и в мятных пряниках и конфетах.

infourok.ru

"Разнообразие дикорастущих растений Краснодарского края" (2 класс)

Урок кубановедения во 2 классе

ТЕМА: Разнообразие дикорастущих растений Краснодарского края

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 70 г. Краснодара

Карепанова Виктория Юрьевна

Цели и задачи урока:

-дать представление о разнообразии дикорастущих растений Кубани;

-научить узнавать по внешнему виду или описанию наиболее

распространенные растения;

-воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: учебник-тетрадь по кубановедению для 2 класса

Еременко Е. Н., Зыгиной Н. М., Шевченко Г. В.;

рисунки растений;

карточки для индивидуальной и практической работы;

мультимедиа - установка;

энциклопедии и справочники;

выставка книг о растениях;

карточки с рисунками растений и загадками к ним.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Каждый урок кубановедения хочется начинать со стихотворения кубанского поэта Виктора Подкопаева.

Посмотрите вокруг –

Зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена…

  1. Проверка знаний.

- На прошлых уроках мы изучали тему «Водоемы Краснодарского края». Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.

Беседа по пройденному материалу.

  1. Введение в тему.

- Отгадайте загадки, заполните кроссворд и сформулируйте тему урока.

(Кроссворд в учебнике-тетради на с. 17)

(По мере отгадывания на доске появляются иллюстрации)

- Какова тема нашего урока?

- Как вы понимаете слово «разнообразие»?

- Цель нашего урока: понять, что Кубань богата разнообразными растениями; научиться узнавать по внешнему виду наиболее распространенные растения, группы растений.

- Из уроков по окружающему миру вспомните, на какие три группы можно разделить данные растения?

(Травы, кустарники, деревья)

- Чем они отличаются?

- Какие стебли у трав?

(У трав стебли мягкие, сочные)

- Сколько стеблей у дерева?

(Один)

- Как он называется у деревьев?

(Ствол)

- Какой он?

(Твердый, толстый)

- Чем отличаются кустарники от деревьев?

(У кустарников несколько тонких стволиков)

Работа в группах. У каждой группы на столах раскраски. Дети выполняют задание и вывешивают рисунки на доску. На доске 3 карточки со словами: травы, кустарники, деревья.

Во время выполнения данного вида работы, дети прослушивают аудиопроизведение М.Пришвина «Этажи леса».

Травы.

- Назовите из отгадок к кроссворду травы.

- Какие еще травянистые растения встречаются в нашей местности?

(Пастушья сумка, василек, ландыш, полынь, тысячелистник, зверобой, чистотел, крапива, клевер, мак, ромашка, подснежник, хвощ, мать и мачеха, цикорий, фиалка, колокольчик, пролески, девясил, донник, пижма, ковыль, вероника дубравная)

Мультимедийная презентация сопровождается беседой с учащимися о растениях.

- О каком растении что-нибудь знаете?

- Почти все они лекарственные. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке кубановедения.

Легенда, связанная с появлением цветов мать-и-мачеха.

Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем временем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

Кустарники.

- Назовите кустарники.

- Чем отличается калина от рябины?

- Какие еще знаете кустарники, которые растут на Кубани?

(Боярышник, шиповник, терн, верба, орешник (лещина, фундук))

Деревья.

- Назовите деревья.

- Какие еще?

(Липа, дуб, сосна, береза, ольха, ясень, клен, кизил)

- Какое дерево можно назвать «лишним»? Почему?

(Сосну, потому что это хвойное дерево)

- Что вы можете сказать о растительном мире Краснодарского края?

Релаксационная пауза

  1. Практическая работа.

Работа с картой растительного мира из интерактивного приложения по кубановедению. Беседа по карте.

Работа с энциклопедиями, справочниками.

- В справочниках найдите информацию о растениях. Зачитайте.

  1. Закрепление нового материала

Работа по учебнику-тетради на с. 18.

- С давних времен люди подмечали что-нибудь особенное в растениях. Откройте учебники на с. 18. Найдите второй абзац. Прочитайте первое предложение.

- Названия каких деревьев впишем?

- Почему именно эти слова стали устойчивыми выражениями для описания деревьев?

- А вот какими увидели иву и тополя кубанские поэты. Прочитайте стихотворение Ивана Белякова.

- Какая ива в этом стихотворении?

- Прочитайте стихотворение Кронида Обойщикова.

- Понравилось вам стихотворение? Как автор показывает силу и мощь тополя?

(Держат небо, как корзину, над хуторами)

Выставка книг о растениях.

- В этих книгах вы сможете найти интересующую вас информацию о различных растениях.

  1. Домашнее задание.

- Дома предлагаю вам самим написать рассказ или стихотворение о каком-нибудь растении, нарисовать его (с.19). Можно оформить альбом.

(Показать пример альбома)

  1. Итог урока.

Рефлексия.

- А сейчас проверим, что вы запомнили о разнообразии растительного мира Краснодарского края.

Обобщающая беседа.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какая информация вам может пригодиться?

infourok.ru