Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Конспект урока "Растения леса - часть живой природы". Конспект урока растения леса


Конспект урока "Растения леса - часть живой природы"

Предмет: Мир растений

Тема: «Растения леса - часть живой природы»

Цели: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

Закреплять и пополнять знания детей о природе;

Учить согласовывать слова в предложения;

Активизировать словарь детей.

Коррекционно-развивающая:

Совершенствовать умение выразительно читать стихи;

Развивать умение логически мыслить;

Развивать коммуникативные умения;

Развивать монолог и связную речь.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;

Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Здоровьесберегающая:

Чередовать виды деятельности, предупреждая переутомление детей.

Методы и приемы:

Рассматривание;

Обсуждения;

Пояснения;

Беседа.

Словарная работа:

Растения, дуб, береза, клен, рябина, одуванчик, крапива, подсолнух, ромашка, зверобой, шиповник, подорожник, мать-и-мачеха, корень, стебель, цветок, листья.

Ход урока:

  1. Организационная часть

  2. Основная часть

  3. Заключительная часть

  1. Организационная часть

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, отвечать

И друг другу помогать.

-Вы готовы слушать, отвечать и друг другу помогать?

Какое у нас сейчас время года?- Осень

Какой сейчас месяц?- сентябрь

Какие еще осенние месяцы вы знаете?- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Какая погода на улице?- Становится холодно, солнце светит меньше, часто идет дождь, с деревьев опадают листья.- Правильно.

Эмоциональный настрой детей на урок.

Ребята, вы слышали такое слово- «природа»?

Звучит мелодия «В мире животных». На фоне приглушенной музыки учитель читает стихи:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг-Природа!

Природа- это то, что создано и существует само по себе, без помощи человека.

Слайд № 1-13

Назовите, что относится к природе - Воздух, вода, растения, небо, облака, река, камень, животные- Молодцы.

Все, что вы видели - это природа. Природа бывает живая и неживая.

Неживая природа-это горы , камни, небо, облака, вода.

Живая природа-это то, что растет, питается, развивается и размножается.

II. Основная часть

Живая природа- это растения, животные, насекомые и бабочки. Сегодня у нас с вами занятия про растения в природе.

Комнатные растения-это живая природа? А почему?

Что такое растения? - Это то, что растет из земли.

Что растет в природе? - Деревья, кустарники, цветы, трава.

ДЕРЕВЬЯ

Какие вы знаете деревья? - Клен, береза, дуб, рябина.

Вы знаете, из каких частей состоит дерево? Давайте посмотрим на дерево.

Слайд№ 14

Что у дерева под землей? – Корни.

А зачем они? – Деревья держатся корнями за землю и берут из нее питание.

А дальше? - Дальше идет ствол.

А на стволе? - На стволе находится кора.

Потом идут? - Ветки. А на ветках - листочки.

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные- это деревья, у которых на ветках листья. Хвойные- это те, у которых хвоя или иголочки.

Слайд № 15,16

Какие вы знаете лиственные деревья? - Дуб, клен, осина, береза.

Какие вы знаете хвойные деревья? – Сосна, ель.

Сейчас мы поиграем в игру «Узнай дерево по листочку». Я вам буду показывать листья, а вы мне скажите от какого они дерева и как называются.

Слайд № 17-20

Молодцы, все листья узнали.

Ребята, деревья очень важны в жизни человека - из древесины делают мебель, строят дома, делают лыжи и музыкальные инструменты, делают игрушки. Дровами топят печки. Деревья дают плоды.

КУСТАРНИК

Кустарник- это близкий родственник дерева. Они также важны и значимы для жизни на земле, как и деревья.

Чем отличаются деревья и кустарники?- Деревья выше, а кустарник- ниже. У дерева один ствол,а у кустарника- несколько стволов.

А чем они похожи? – У деревьев и кустарников есть ветки и листья, они дают плоды.

Человеку кустарники дают ягоды, орехи, лекарственнные плоды. Человек наслаждается их красотой и тенью.

Слайд№ 21, 22

Какие вы знаете кустарники? - Шиповник, сирень, орешник, малина, черная смородина.

ЦВЕТЫ

Что еще относится к растениям? – Цветы. - Правильно.

Цветы бывают садовые и луговые.

Садовые цветы- это цветы, которые выращивает человек.

Луговые- это те, которые растут в поле, в лесу.

Слайд № 23, 24

Какие вы знаете садовые цветы? - Флоксы, бархатцы, георгины, золотые шары.

Какие вы знаете луговые цветы? - Васильки, ромашки, одуванчики, колокольчики.

Молодцы.

Давайте поиграем в игру «Угадай, про что я говорю»:

У него есть один ствол, ветки и листья- Дерево.

Они растут в траве, красиво цветут, бывают разного цвета- Цветы.

У него есть корень, несколько тонких стволов, ветки и листья- Кустарник.

Что покрывает всю землю? - Трава.

Молодцы.

Физкультминутка

Станем мы деревьями, сильными, большими.

Ноги- это корни, их расставим шире,

Чтоб держали дерево, падать не давали,

Из глубин далеких воду доставали.

Тело наше- ствол могучий, он чуть-чуть качается,

И своей верхушкой острой в небо упирается.

Наши руки – это ветви, крону вместе образуют,

В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют.

Пальцы веточками будут, листья закрывают их.

Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг!

Молодцы. Сели.

Теперь слушайте загадки и попробуйте их отгадать:

Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (Ель)

***

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки (Одуванчик)

***

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки (Береза)

***

Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит (Колокольчик)

***

Стоят в лугах сестрички

Золотой глазок, белые реснички (Ромашка)

***

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же......(Крапива)

***

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (Подснежник)

***

На солнце я похожий,

И солнце я люблю.

За солнцем поворачиваю

Голову свою (Подсолнух)

Молодцы, все загадки отгадали.

Растения, ребята, это чудесное творение природы. Они очень важны для человека. От деревьев и кустарников человек получает древесину, ягоды и плоды, цветы радуют глаз. Растения создают тень и очищают воздух . А еще растения лечат.

Ребята, а вы знаете, что в лесу есть своя лесная аптека? Что такое аптека? - Это где продают лекарства.

Правильно. А в природе аптека- это растения, которые помогают людям избавляться от многих болезней.

Много трав растет полезных,

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Ребята, а какие лекарственные комнатные растения вы помните?-Алоэ, каланхое.

В природе очень много лекарственных растений.- человек ими пользуется, когда болеет или плохо себя чувствует.

Список лекарственных трав очень большой. Надо уметь правильно пользоваться дарами природы и беречь их.

Слайд № 25-29

Ты натер ногу в пути, упал и и ободрал коленку, какое растение может облегчить боль? (Подорожник)

Чем можно лечить кашель и бронхит? (настой из мать-и-мачехи)

Чем полоскают горло при воспалении? (настой из коры дуба)

Какие растения помогают от кашля (Ромашка)

Какие растения убивают микробы, лечат десна, затягивают ранки? (Капли зверобоя)

Какие лекарственные травы применяют при простуде? (шалфей, чабрец, листья и ягоды смородины)

Чабрец помогает при бронхите, снимает отеки при укусах пчел, успокаивает нервы и обеззараживает воздух.

При упадке сил пьют (сироп из шиповника, боярышник, зверобой)

Какие растения помогут укрепить волосы (Лопух, крапива)

Видите, сколько мы с вами узнали о растениях в природе? Какие они красивые и полезные для человека. Чтоб все это сохранить надо любить и охранять природу и тогда она ответит нам зелеными лесами, пушистой травой и цветущими кустарниками. Природа- это такой же дом, как и тот, в котором мы живем. А значит мы должны ухаживать, беречь его, ухаживать и оберегать растения в природе, не загрязнять свой второй дом.

Ребята, а вы знаете как надо вести себя на природе?

Слайд № 30

Не ломать деревья и кустарники, не делать надрезы на деревьях- от этого они сохнут и погибают.

Не рвать цветы. Пусть люди, которые пойдут за тобой полюбуются ими.

Не сорить в лесу. Стараться ходить по тропинкам, чтобы не топтать растения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Сейчас я проверю, как вы запомнили, как надо вести себя на природе.

Поиграем в игру «Хорошо-плохо»- «Если я приду в лесок»

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим “Да”, если плохо - все вместе кричим “Нет”.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да)

Да, я вижу, что вы знаете как себя вести в лесу и в поле.

Ребята, после нашего урока вы поняли, как надо относиться к природе?- Да.

Любите родную природу

Озера, леса и моря

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля!

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней,

Давайте же люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

-Сделайте вывод, пользуясь вашими наблюдениями.

- Почему растения - часть живой природы?

Растения - часть живой природы, так как они дышат, питаются, растут, тянутся к свету, размножаются.

  1. Заключительная часть

Вам понравилось наш урок? - Да, очень.

Слайд 31

Мне тоже понравился, как вы отвечали и как вели себя на уроке.

А теперь давайте отдохнем.

Аутотренинг (звучит запись Д. Лолей «Одинокий пастух»):

Закроем глаза и послушаем музыку.

Ярко светит солнце,

Д ует легкий ветерок, я вдыхаю свежий чистый воздух.

Колышутся травы,

Звонко поют птицы.

Мне хорошо и приятно, я хочу жить в мире с природой.

Мы нужны друг другу.

Я буду другом и защитником всему живому.

Все. Урок окончен.

7

kopilkaurokov.ru

Конспект урока «Лес. Растения леса».

Конспект урока

Тема урока: «Лес. Растения леса».

Цель: уточнить и расширить представления учащихся о растениях леса.

Задачи: - активизация словаря, отработка навыка согласования слов в предложении;

- коррекция мышления, памяти, внимания;

- воспитание любви к природе.

Оборудование: плакаты с изображением леса, картинки с изображениями деревьев,

ягод, карточки со словами «Деревья», «Кустарники», «Травы»,

«Ягоды», «Грибы», муляжи грибов в корзине, картинка «Незнайка»,

карточки «Отметь погоду» для каждого ученика, картинки для

раскрашивания деревьев к домашнему заданию, банки с вареньем из

бумаги, аудиозапись «Звуки леса».

Ход урока:

1. Организационный момент.

Все учащиеся на карточках отмечают погоду. Дежурный озвучивает отмеченное на карточке и переносит на календарь погоды. Карточка имеет вид:

2. Введение в тему урока.

Учитель предлагает учащимся закрыть глаза, послушать запись(«Звуки леса») и сказать где они оказались. Во время прослушивания записи на доске появляются плакаты с изображением леса. Дети отвечают на вопрос учителя, на доске и тетрадях записывается тема урока: «Лес. Растения леса».

3. Актуализация опорных знаний и закрепление нового.

Учитель:

- Давайте вспомним (посмотрим на плакаты) и скажем что растет в лесу.

Учащиеся:

- В лесу растут деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы.( По мере называния на доске появляются карточки с этими словами.)(Верно.)

а) -Сейчас мы будем отгадывать деревья по загадкам или характерным признакам.

( У каждого ученика на столе картинка с изображением какого-либо дерева. Услышав загадку о «своем» дереве, ребенок называет его и помещает картинку на доску.)

Могучий, огромный, столетний.(Дуб)

Кудрявая, нарядная, белая.(Береза)

Никто не пугает, а вся дрожит.(Осина)

Она в иголках круглый год,

Вокруг нее ребята водят хоровод.(Ель)

Кудри в речку опустила и чем-то загрустила.(Ива)

Высокий, стройный, прямой,

Лист у него красивый, резной.(Клен)

- Посмотрите на картинки и скажите, какое дерево лишнее? (Ель)

- Почему? (Все деревья – лиственные, а ель – хвойное)

- Какое еще хвойное дерево нам знакомо? (Последний ученик помещает на доску сосну)

- Как называется лес, в котором растут только лиственные деревья? (Лиственный лес)

- Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? (Хвойный лес)

- А лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья, называется смешанным. (Хором произносится слово «смешанный» и записывается в словарь в конце тетради,

ставится ударение отмечаются орфограммы)

б) Игра «Найди пару». Необходимо изображение ветки с плодом отнести к соответствующему дереву. Учащиеся при этом произносят, например,

это ветка дуба – дубовая ветка, плодами дуба являются желуди;

это ветка сосны – сосновая ветка, плодами сосны являются шишки и т.д.

Физкультминутка.

Игра на внимание.

Если учитель произносит слово «дерево», учащиеся поднимают руки вверх, если слово «кустарник» - руки в стороны, слово «трава» - руки вниз.

Игра с мячом «Назови ласково».

Учитель: Учащиеся:

Дуб - дубок

Ель - елочка

Ветка - веточка

Береза - березка

Лист - листик

Ягода - ягодка

Куст - кустик

в) – А теперь мы отправляемся за ягодами.

- Если ягоды растут в лесу, то они какие? (Лесные).

На откидной доске картинки с изображением лесных и садовых ягод: черника, земляника, крыжовник, смородина, брусника, ежевика, малина. Задание: отобрать лесные ягоды. Ученики по одному выбирают, называют ягоды и помещают картинки на центральную доску. Слово «ежевика» записывается в словарь.

- Назовите оставшиеся ягоды.(Крыжовник, смородина)

- Где они растут?(В саду, это садовые ягоды)

- Как мы употребляем лесные ягоды в пищу?( В сыром виде, варим компоты, варенье)

Игра «Сварим варенье».

Упражнение в словообразовании прилагательных от существительных.

Варенье из черники – черничное,

из земляники – земляничное,

из брусники – брусничное,

из ежевики – ежевичное,

из малины – малиновое.

На доске появляются «баночки» с названиями варенья.

г) – Только что из леса к нам пришел Незнайка, он набрал целую корзину грибов.(В корзине муляжи съедобных и несъедобных грибов)

Ученики называют грибы и отбирают съедобные – подосиновик, лисичку, подберезовик, сыроежку, белый гриб.

- Чем опасны остальные грибы? ( Мухомор и бледная поганка - ядовитые, могут вызвать у человека отравление при употреблении в пищу)

- Нужно ли уничтожать ядовитые грибы в лесу? ( Нет, например, мухомор является лекарством для некоторых лесных зверей и птиц)

д) На доске появляется плакат со словами:

« Лес наше богатство, наше здоровье».

- Согласны ли вы с этим утверждением? (Да)

- Какую пользу приносит нам лес? ( Растения леса очищают воздух, поэтому человеку легко в лесу дышать, человек пользуется дарами леса)

- Нужно ли беречь лес и как это сделать? ( Да, лес нужно беречь: человек не должен ломать деревья, кустарники, рвать цветы, разжигать и оставлять без присмотра костры, мусорить в лесу).

4. Задание на дом.

Каждый ученик получает картинку с изображением дерева, которую нужно раскрасить, затем вырезать наклеить в тетрадь и подписать название дерева.

( на картинках: береза, дуб, ива, сосна).

5. Итог урока. Объявление оценок.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?(О лесе и его растениях).

- Назовите растения леса.(Деревья, кустарники, травы, ягоды, грибы).

- Чем полезен лес для здоровья человека?(В лесу чистый воздух).

Конспект урока развития речи в 7 спец. классе по теме:

infourok.ru

Конспект урока на тему "Растения леса"

Тема: Растения леса

Цель: Познакомить с растительным миром леса.

Задачи:

-  расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах; 

- прививать интерес к изучению предмета;

- воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.

- работать над развитием сообразительности;

- формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с цифрами для участников, звезды.

Описание игры: В команде участвуют 6 человек и 6 помощников. Каждый игрок и помощник имеют набор карточек от 0 до 10 (0 поднимают при условии, если нет правильного ответа). За каждый правильный ответ участник получает 1 балл. Если ответ участника совпадает с ответом помощника, то участник получает звезду.

После первого тура выбывает участник, набравший наименьшее количество баллов (если количество баллов одинаковое, то подсчитывают звезды).

После второго, третьего и четвертого тура выбывает один человек.

В финал выходят два участника. Составленные слова (только имена существительные) называют по очереди. Не названное слово можно заменить звездой. Побеждает тот, кто последним назовет слово.

Чтец

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Ведущий: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Человек многим обязан природе, лесу. Нашу игру «Звездный час» мы посвящаем растениям леса.

1 тур «Деревья леса»

Перед вами изображения деревьев:

1- сосна

2- дуб

3- береза

4- клен

5- осина

6 – липа

7 - ель

8 – рябина

9 – черемуха

Прослушав вопрос, вы поднимаете табличку с номером соответствующего ответа.

Если ответ участника совпадает с ответом его помощника – то он получает звезду.

1. Хоть неплохо я одета

Бьет озноб меня всегда.

И весной, и жарким летом

Вся дрожу, как в холода. (5)

2. Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стою высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч. (2)

3. По весне в лесу высоком,

На опушках и в глуши

Всех я сладким, вкусным соком

Угощаю от души. (3)

4. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед

А меня все обижают

Шкуру тонкую сдирают (6)

5. Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (7)

6. Лишь пурга окрест зовет

И морозы станут злей

Я столовую открою

Для клестов и снегирей. (1)

7. Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красный наряд. (8)

8. А когда наступит осень,

Он красавец молодой,

Весь зальется солнцем

И станет покорять своей красотой. (4)

9. Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (9)

Подведение итогов

2 тур «Кустарники леса»

1- орешник

2- шиповник

3- волчье лыко

4- малина

5- калина

6- ежевика

1. Я на розу так похож,

Разве что не так хорош

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды. (2)

2. В сенокос — горька,

А в мороз — сладка,

Что за ягодка? (5)

3. Круглый, зрелый, загорелый

Попадался на зубок.

Попадался на зубок.

Расколоться все не мог,

А потом под молоток.

Хрустнул раз — и треснул бок. (1)

4. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (4)

5. Ягода чёрная — да не черника,

Куст колючий — да не малина. (6)

6. Этот куст на вид прекрасный,

Но очень он для всех опасный.

Ягоды зовут, краснеют,

Да взять их никто не смеет. (3)

(Подведение итогов)

3 тур «Травы леса»

1 – ромашка

2- подорожник

3 – ландыш

4 – крапива

5 – одуванчик

6 - колокольчик

1. Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

И однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (2)

2. Белая корзинка

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (1)

3. Только тронь

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава как огонь. (4)

4. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка. (5)

5. Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (6)

6. Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (3)

(подведение итогов)

4 тур «Логические цепочки»

1- М.Ю. Лермонтов

2 - А.С. Пушкин

3- Л.Н. Толстой

Чьи это слова

«Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»

1- волк

2- жираф

3- лиса

Кто из этих животных не живет в лесу?

1- пролеска

2 - сон-трава

3 – астра

Что здесь лишнее?

1 – купальница

2- венерин башмачок

3. медуница

Все ли эти растения занесены в Красную книгу?

(Подведение итогов)

Финал

За одну минуту составить как можно больше слов из слова «ЗЕМЛЯНИКА»

Награждение победителя и участников конкурса

Источники:

Л.И. Грехова «В союзе с природой» «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва-Ставрополь 2002

www.plants-and-animals.ru

http://vsemzagadki.narod.ru

http://zagadki-s-otvetami.ru

http://zagadochki.ru

http://images.yandex.ru

doc4web.ru

Конспект урока Растения леса Окружающий природный мир 3 класс VIII вида

Тема: «Растения леса» (по предмету "Живой мир") 3-й класс инд. обучение.

Урок может представлять интерес для педагогов, работающих в коррекционной школе.

Цель: Формирование элементарных представлений о лесе как целого природного сообщества.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с типичными представителями растительного мира в лесу. Повторить и усвоить понятия: лес, лиственные деревья, хвойные деревья.

  2. Коррекционно-развивающие: коррекция образной памяти посредством сравнительной характеристики деревьев и кустарников.

  3. Воспитательные: воспитание интереса к занятию через создание условий для активной познавательной деятельности.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика (несколько упражнений: “заборчик”, “трубочка”, “кошечка”, “грибочек”, “гармошка”, “лошадка”).

Скороговорка.

Прыгало, прыгало, пугало, пугалоНа одной ножке в лес по дорожке.

– И мы сейчас отправимся вслед за этим героем.

  1. Сообщение темы урока.

– Разгадай мою загадку.

Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт.Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем.

– Что это? (Лес.)– Правильно. Мы будем беседовать о лесе. Мы узнаем, какие бывают леса, как устроен лес, кто в нем живет, что дает лес и как мы должны вести себя в лесу.

  1. Работа над темой урока.

1. Виды лесов нашей Родины.

- Что такое лес?

Прочитать

Лес — это семья различных растений: деревья, кустарники, травы, грибы, мхи.

В лесу растения растут этажами — в борьбе за свет и тепло. Деревья в лесах бывают хвойные и лиственные.

- Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Они растут этажами: выше всех деревья, ниже — кустарник, еще ниже — травы, грибы, мхи).

- Назови деревья леса (ель, сосна, дуб, берёза, тополь)

- Назови части дерева.

2. Хвойные леса, их особенности и состав.

- Назови известные хвойные деревья? (Ель, сосна).

- Чем похожи эти деревья? (У всех хвоя).

- Чем отличаются? (Длиной хвои, цветом коры, внешним видом).

- Чем отличается хвоя от листьев? (Формой, количеством).

Прочитать.

Леса, в которых большинство деревьев вместо листьев имеют хвою, называются хвойными: это ель, пихта, сосна, кедр, лиственница. Хвойные деревья называются вечно-зеленьми, они не сбрасывают на зиму хвою, т.к. хвоя хорошо приспособлена к холодам.

3. Физминутка.

Межвежата.

Медвежата в чаще жили,Головой своей крутили,Вот так, вот такГоловой своей крутили. (Повороты головой вправо, влево)

Медвежата мед искали,Дружно дерево качали,Вот так, вот такДружно дерево качали. (Руки вытягиваем вперед и делаем движения с небольшим наклоном вперед – назад)

Вперевалочку ходили,И из речки воду пили,Вот так, вот такИ из речки воду пили. (Изображаем неуклюжую походку, наклоняемся, подносим ладошки ко рту)

А потом они плясали,Выше лапы поднимали,Вот так, вот такВыше лапы поднимали. (Пляшем, высоко поднимая ноги)

4. Лиственные леса нашей Родины.

- Назови деревья лиственные (береза, тополь, дуб)

Чтение отрывка.

В лиственных лесах листья «играют» — шевелятся, играют блики света на листьях, у каждого дерева свои цветы и плоды, часто рядом растут разные деревья. В лиственных лесах много пищи для насекомых, и поэтому больше птиц и зверей, лес полон звуков — голосов птиц. В лиственных лесах хорошо дышится. Особенно красивы леса осенью, когда листья на деревьях расцвечиваются разным цветом и глаза разбегаются от богатства красок.

5. Кустарники леса и другие растения.

- Если приглядеться к зеленой стене леса, можно, заметить, что деревья в ней растут этажами, а под деревьями растут кустарники.

- Какие кустарники ты знаешь?

(Орешник, малина, шиповник, калина, смородина).

- Чем кустарник отличается от деревьев? (Кустарник обычно ниже, у него не один, а несколько стволов).

- Чем похожи кустарники и деревья? (У них листья похожи на листья деревьев, они также сбрасывают листья осенью).

6. Игра «Найди лишнее».

  1. Итог урока.

- Что такое лес?

- Какие бывают деревья?

- Назови хвойные, лиственные деревья.

infourok.ru

Конспект урока Растения нашего леса

Растения нашего леса.

Цель:

  • расширить и закрепить знания учащихся о растительном мире своей местности. На примере некоторых растений познакомить с приспособленностью их к среде обитания.

  • Способствовать нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.

  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать.

Оборудование : слайд-шоу с изображением растений нашей местности, бумага, фломастеры, клей, лист ватмана, цветные иллюстрации природы, ножницы.

Ход занятия.

I Организационный момент.

II Сообщение темы и цели занятия.

III Изучение нового материала.

Вот и пришла к нам долгожданная весна. Говорят у весны есть три завета, три дела:

Тьму зимнюю одолеть – с этим Март справляется,

Снег согнать, землю обогреть – это дело Апреля,

Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается Маю.

Как говорится: «май лес наряжает да нас в гости поджидает».

Вот и отправимся мы с вами сегодня в страну «Лесляндию».

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще – природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он светл в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

С. Смирнов.

Растительный мир – великое творение природы. Для наших предков лес – это и первая игрушка, первая «лапотная» азбука, банный веник в качестве «универсального» лекарства; певучая свирель, лучина, освещающая его скромное жилище; грибы, ягоды, орехи.

Чем является лес для нас? Как хорошо мы его знаем? Сегодня наши юные знатоки природы помогут нам еще раз заглянуть в удивительный мир родной природы.

Входя в лес, мы видим высокие деревья – они образуют верхний ярус леса, радует глаз пестрое разнотравье леса – это мелкие растения. Хотя еще мельче – бархатный мох, да лишайник.

Первое слово я представляю команде « Рябинушка». Ведь, как часто бывает, в лесу мы видим многое – и птиц на ветке и ящерицу в траве, и цветы и бабочки. Ну а деревья?

Выступление детей. Первая группа.

Русская березка белоствольная, удивительно красивая, любимое дерево. В конце апреля, в начале мая на березе распускаются нежные листочки. Ее плоды собраны в прекрасные сережки. Кора у березы белая, потому что в ее состав входит красящее вещество бетулин. Он как пудра заполняет омертвевшие клетки, из которых состоит береста. А название этого вещества происходит от латинского имени березы – бетула. Раньше, когда не было бумаги, люди писали на березовой коре. Живет береза долго – 100-200 лет, а некоторые виды даже до 300 лет. Береза имеет большое хозяйственное значение – она дает прекрасную фанеру, из нее делают лыжи, уксусную кислоту, а еще зеленую и желтую краску для тканей.

Сосна. В нашем лесу самым высоким деревом является сосна. Светолюбивые сосны гордо тянутся к солнцу. Их стволы покрыты красноватой корой, а макушки увенчаны темно – зеленой шапкой. Нижние ветки из- за недостатка света отмирают. Сосны выделяют особые летучие вещества, которые убивают микробов. Смолистая древесина – хороший строительный материал. Из хвои получают душистое масло, которое используют в медицине.

А еще растут у нас ель, рябина, черемуха, липа – она позже всех зацветает и цвет у нее лечебный.

А это дерево вы мне сейчас сами назовете –

Что за дерево стоит?

Ветра нет, а лист – дрожит? – осина-

Выступление детей. Вторая группа.

Команда «Горицвет» взяла свое название не только от названия цветка, но еще от того пестрого разнотравья, которое дарит нам природа.

Пришла к нам весна, но еще местами лежит снег. Только не боится его подснежник. Собрался с силами и пронзил нежным ростком толщу снега. Подснежник этот так и называется прострел – весенний. А еще называют его сон – травой. Необыкновенно нежны и красивы колокольчики сон – травы. С заходом солнца складывают они свои нежные пушистые, лепесточки словно засыпают. Может поэтому их так и называют?

В мае расцветает купальница. Любит она воду и растет во влажных лугах и речных берегах. Гордо вскинула она свою ярко – желтую головку!

А это голубое облачко – цветы незабудки. Они распустились на влажном зеленом лугу. У незабудки 5 голубых лепестков, желтый зрачок, белые реснички. Может поэтому эти растения называют «мышиными ушками»?

В прохладной тени леса, в прохладной тени леса, образуя целые полянки, растет краса леса – ландыш. Тонкий, нежный аромат дарит каждый из его цветков – колокольчиков. Тонкие белоснежные кисти его обернуты широкими, блестящими заостренными листьями похожими на заячьи ушки, за что и получило свое второе название «заячьи ушки».

Выступление детей. Третья группа.

Репейник-ага! Ландыши! Незабудки! Купавы! Расхваливают – то как! Расхваливают! А обо мне хоть бы слово сказали!

- а ты кто – ж такой ?

- как кто? Репейник! Или, если я такой колючий, ко всем цепляюсь, так про меня и не вспоминаете?! А я может и цепляюсь – то потому, что так мои семена по земле разносятся. А я, если хотите знать, очень даже полезное растение. Настои и отвары, приготовленные из листьев репейника применяют при кожных заболеваниях, при ангине, при заболеваниях кишечника. Да и вам, учителям, при вашей работе, очень полезно полоскать горло настоем листьев в смеси с медом.

Учитель

Да, ребята, забыли мы с вами это с виду непривлекательное, но очень полезное растение.

- забыли?! А - ну, лекарственные , выходи! Пора нам себя показать, да о силе своей рассказать!

Сон – трава растение легендарное. Легенда гласит, что когда – то у него были такие красивые широкие листья, что под ними смог укрыться изгнанный из рая Сатана. Но архангел Михаил, метнув в растение громовую стрелу, выгнал Сатану из укрытия. А листья сон – травы так и остались простреленными. Вот почему рассечены они на множество тонких долек. И название за ним сохранилось такое – прострел весенний.

Не боится снега и мать – и – мачеха. Ее пушистые стебельки начинают расти из – под снега. Ясным солнечным утром ее нежные золотистые корзиночки раскрыты, а в пятом часу они закрываются до следующего утра. Растет мать – и мачеха на открытых местах, у дорог, на склонах оврага. Отвар из листьев и цветков мать – и мачехи помогают при простудных заболеваниях

А кто из вас знает, откуда произошло название этого растения?

-одна сторона этого листа гладкая и холодная, а другая – теплая бархатистая

ученик

-Много трав растет полезных

На земле родной

Могут справиться с болезнью

Мята, зверобой

Травяная ведьма:

-я хочу тебе, дружек,

Дать в букет еще цветок.

Ученик

- разгадала твой обман!

Посмотрите, вот – дурман-

Ядовитая трава.

Разболится голова

От подарка твоего

Забирай назад его!

Ученик

Вырастает подорожник;

Лишь подходит срок,

На земле сухой и твердой

Около дорог.

Говорят о нем в народе

Добрые слова:

Всем поможет подорожник –

Скромная трава.

Если ты порезал руку

Или ногу сбил,

Он тебе залечит рану

И прибавит сил

Стоек наш «мышиный хвостик» -

На жаре, в пыли

Эта сила и терпенье

От родной земли

Помогая молча людям, не боясь невзгод,

Рядом с нами подорожник

На земле растет.

В. Ванюшов.

Травяная ведьма

Я одумалась ребята,

Лучше вместе в лес пойдем,

Соберем шалфей и мяту

Нежных ландышей нарвем.

Дома их поставим в воду…

Ученик

Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел ее.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем

От таких лихих ,как эта,

Собирательниц букетов

В Книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди сделают лекарство.

Учитель

- а сейчас мы с вами отправимся в лес, но не по грибы и ягоды, а пойдем мы с вами за загадками. Согласны? Что там – грибы? Соберешь – успокоишься. А как станешь загадки – отгадки отыскивать – так покой потеряешь:

-в платье белом девица стоит .

И народ ее благодарит

За ее печальную красу,

За ее зеленую косу.

(береза)

Только тронь - отдернешь ладонь-

Обжигает трава, как огнь!

(крапива)

Белые овечки бегают по свечке

(цветы ивы)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Сижу на кусту,

Круглая, как шар,

Красная, как кровь,

Сладкая, как мед.

(вишня)

учитель

Ребята! Какие еще кустарники растут в нашем лесу?

-шиповник, смородина, боярышник.

Да , ребята, вот и подошло к концу наше небольшое путешествие в мир природы. Но с каждым новым занятием перед вами будут открываться новые знания, которые принесут вам красоту и радость новых открытий. Хочется надеяться на то, что эти знания помогут вам сберечь родную природу.

Сегодня мы еще маленькие, но уже вполне способны охранять природу. Вот только как это необходимо делать?

Предполагаемые ответы:

- Не загрязнять водоемы, лесные массивы бытовым мусором.

-не рвать без надобности дикорастущие растения.

-не разводить костры.

- не разорять гнезда птиц…

Оформление газеты «Защитим планету вместе»

Учитель

Закончить наше занятие мне хотелось бы словами:

Давайте пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

С.Бургун.

infourok.ru

Конспект урока на тему: Растения и животные леса

Тема: Растения и животные леса.

Цель урока:

-Углубить знания детей о растениях и животных леса, полученные во 2, 4 классах.

Задачи урока:

- Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Оборудование:

-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).

-Мультимедийная техника, экран.

-Учебник 5 класс, О.А. Хлебосолова , Е.И. Хлебосолов «Природоведение», М, «Владос», 2005.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

I. Актуализация знаний учеников, сообщение темы урока

1. Вступительная беседа.

- Сегодня мы поговорим о мире природы. Ведь каждую минуту, ежесекундно все мы общаемся с окружающим миром. И, наверное, вы уже успели заметить: все, что нас окружает, находится в неразрывной взаимосвязи, живые организмы полностью зависят от неживой природы. Да и в самой живой природе все связано друг с другом. Вы также являетесь неотъемлемой частью исполинской Вселенной.

Итак, я хотела бы начать наш урок со сказки. А почему со сказки? Да потому, что в детстве все начинается со сказки.

А присмотрись, пожалуйста, В лесу всюду сказка. Она блуждает лесом. Прислушайся, пожалуйста, В лесу всюду сказка.

(С. Бабник)

Что такое лес? (Слайд №1)

Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – размышлял он.- Конечно, лес - это деревья».

И он нарисовал дубы, ели, сосны, кусты орешника, зеленую траву и яркие цветы. А в уголке картины он нарисовал маленького человечка с длинной бородой - деда-лесовичка. А какой же это лес без лесовичка?

Повесил художник свою картину на стену, полюбовался ею и куда-то поехал. Когда через некоторое время он вернулся, то на картине увидел лишь черные стволы деревьев.

—Что случилось с лесом? Почему он пропал? - пришел в ужас он.

—Ты забыл нарисовать грибы,- отозвался дедушка-лесовичок.- Без грибов не будет леса.

Художник взял кисти и нарисовал снова деревья и кусты, траву, цветы, а среди травы - грибы. Тем не менее, лес продолжал зысыхать.

— Это потому, что в твоем лесу нет насекомых,— заметил лесовичок.

Художник снова взялся за кисти, и на цветах и листьях появились яркие мотыльки и проворные жуки.

— Ну, в конце концов, все в порядке, — решил художник и, еще раз полюбовавшись картиной, снова куда-то поехал.

А когда он вскоре появился, то не поверил собственным глазам: на месте роскошного ковра из цветов и трав была лишь обнаженная земля. И деревья тоже были голые, будто зимой.

Художник подошел ближе... и ужаснулся. Весь лес был покрыт толстым пластом гусениц и жуков.

Даже лесовичок с боязнью отодвинулся на край картины и вид имел очень огорченный.

—Это ты во всем виноват! – закричал художник.- Ты приказал мне нарисовать насекомых, а они съели весь лес! Что же делать? Неужели я никогда не смогу нарисовать настоящий лес?

—Никогда,- сказал лесовичок,- если не нарисуешь птиц. Потому, что настоящий лес не может существовать без птиц.

Художник не спорил, взял кисти, краски. Он снова нарисовал деревья, кусты, траву и цветы. Под деревьями и в траве он хитро замаскировал грибы, на листву посадил мотыльков, пчел и бабочек, а на ветвях появились веселые птицы. Работал он долго. И, когда ему показалось, что работа закончена, лесовичок сказал:

—Мне уютно в этом лесу. Однако я не хочу, чтобы он снова погиб.

—Но почему же он теперь может погибнуть? Ведь в нем все есть!

—Не все,- сказал лесовичок.- Нарисуй жабу и ящерицу.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И еще разных зверей.

Он закончил работу, когда на дворе было темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы увидеть, что же у него вышло, и вдруг услышал какие-то шорохи, треск ветвей.

— Вот, в конце концов, это настоящий лес,— послышался из тьмы голос деда-лесовичка. Теперь он будет жить. Так как тут есть все: и деревья, и грибы, и цветы, и животные. Это - лес.

Художник зажег свет и внимательно посмотрел на картину.

Но лесовичок где-то спрятался.

А может, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может, он залез на дерево, и его не видно было среди листвы. И он мог спрятаться в лесу где угодно. Ведь там живут тысячи и тысячи жителей, которых невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу.

(Ю. Дмитриев)

3.Объяснение нового материала. (слайд № 2)

-Кто догадался о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Правильно, ребята, тема сегодняшнего урока «Растения и животные леса».(название урока появляется на слайде).

-А бывали ли вы в лесу?

-Как вы понимаете, что такое лес?

-Какие деревья растут в лесу? (Слайд № 3.)

-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд № 4)

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд № 5)

-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд № 6)

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд № 7)

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд № 7)

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад № 8)

-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд № 9)

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд № 10- 12)

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

Осторожней с ней в дороге.» (крапива)

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.» (ландыш)

«Мягок, а не пух; зелен, а не трава». (мох)

«Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей;

А сушёная в запас

От простуды лечит нас.» (малина)

«Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто меня любит

Тот рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица.» (земляника)

«Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло.» (брусника)

-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №13)

-Какие растения относятся к травянистым? (слайд № 14)

-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд № 14)

-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 14)

-Так какие же растения растут в лесу? (слайд № 15)

-Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 15-16)

-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

4. Закрепление пройденного материала.

-Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. ( слайд № 17)

-Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях.

Папоротник мужской.

Многолетнее травянистое растение с корневищем. Корневище мощное, толстое, густо покрыто тонкими корнями и несет пучок длинных перистых листьев. Листья темно-зеленые, удлиненно-эллиптические, длиной до 1 м и более, дважды перисто-рассеченные, с зубчиками, которые развивают на нижней стороне листьев кучки спорангиев, прикрытых округло-почковидными покрывалами. Растет в еловых и дубовых лесах и среди кустарниковых зарослей, во влажных тенистых местах, богатых перегноем, на Кавказе — в горных буковых лесах, в Сибири (на Алтае и Саянах) — в еловой тайге, на Дальнем Востоке — в кедорвниках. Болезни и воздействие: глисты, тениидозы, дифиллоботриозы, гименолепидозы.

Голубика.

Болезни и воздействие: расстройства желудка, заболевания сердца. Кустарник от 20 до 120 см высоты, с темно-серыми или коричневато-бурыми цилиндрическими побегами. Листья обратно-овальные или обратно-яйцевидные, жесткие, с цельными, немного загнутыми вниз краями. Сверху они светло-зеленые, снизу — сизоватые. Осенью листья краснеют и опадают. Цветки бледно-розовые или зеленовато-белые, расположены на коротких поникающих цветоножках в пазухах листьев. Цветет в июне, плоды созревают в конце июля — августе. Произрастает в Приморском крае, Приамурье, на Охотском побережье, Чукотке, Сахалине, Курильских и Командорских островах. Ягоды голубики содержат много сахаристых веществ и аскорбиновой кислоты (витамин С), а также ряд других веществ. Они применяются в народной медицине как витаминное и противопоносное средство, а отвар листьев — в качестве слабительного. Отвар веток с листьями употребляют иногда при заболеваниях сердца (Крылов, 1969). Отвар ягод дают лихорадящим больным. По данным Л.Д. Шулятевой (1964), листья голубики в экспериментальных условиях улучшают потребление глюкозы тканями и могут представлять интерес как вспомогательное средство лечения сахарного диабета.

Белена черная

Болезни и воздействие: ревматические и невралгические боли, астма Белена черная — двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20—115 см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опушением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод — кувшинообразная, многосемянная коробочка. Семена мелкие, многочисленные, напоминающие семена мака. Масло белены применяют как болеутоляющее средство при ревматических и невралгических болях. Листья белены входят в состав комплексных препаратов, используемых при лечении астмы. Белена черная ядовита, поэтому все ее препараты применяют только по назначению врача.

Чистотел большой

Болезни и воздействие: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанка, опухоли кожи, полипы в носу, золотуха. Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых, содержащее во всех частях оранжевый млечный сок. Корень стержневой, ветвистый, с коротким корневищем. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрытый редкими волосками или почти голый, высотой 25—100 см. Листья зеленые, снизу сизоватые, перистораздельные с почти супротивными, отставленными парами листочков. Цветки желтые, собранные на концах стебля зонтиками. Плод — стручковидная одногнездная двустворчатая коробочка длиной 3—6 см, шириной 2—3 мм.

5. Физминутка.

-А сейчас отдохнём. (слайд № 18)

«Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем

Крылья сложили назад.»

6. Животные леса.

-А кого вы видели, когда бывали в лесу? (слайд № 19)

-Каких ещё животных можно встретить в лесу?

-Почему эти животные могут жить в лесу?

-Как называют животных, которые живут в лесу?

(Ребенок рассказывает интересные случаи, которые с ним приключились на прогулке в лесу.)

7. Работа с учебником.

-А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:

-Какое животное является национальной гордостью России?

-Кто является санитаром леса?

-Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?

8. Обобщение.

-Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 20 - 30)

1.Животное – национальная гордость России.

2.Растения нижнего яруса.

3.Растения среднего яруса.

4. «Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызёт морковку,»

5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?

6.Растения верхнего яруса.

7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?

8.Лесной доктор.

9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?

10. «В птичник повадится – жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы.»

-Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?

-Почему нужно охранять природу?

-Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №32)

неосторожное обращение с огнем;- детская шалость с огнем;- сжигание мусора в близи жилых домов и на территории, прилегающих к лесным массивам;- искры из выхлопных труб автотранспорта;- грозовые разряды молнии;- эффект фокусирование солнечных лучей стеклом.

-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой - сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём. (Слайд № 33)

( Ученик читает стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»)

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)

9.Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке?

-Что вас удивило?

-Что показалось особенно интересным?

-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?

10. Домашнее задание.

-Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.35-42)

-Нарисуете плакат на тему: «Охрана лесов».

-Молодцы, спасибо за урок!

Лекарственные растения.

Папоротник мужской.

Многолетнее травянистое растение с корневищем. Корневище мощное, толстое, густо покрыто тонкими корнями и несет пучок длинных перистых листьев. Листья темно-зеленые, удлиненно-эллиптические, длиной до 1 м и более, дважды перисто-рассеченные, с зубчиками, которые развивают на нижней стороне листьев кучки спорангиев, прикрытых округло-почковидными покрывалами. Растет в еловых и дубовых лесах и среди кустарниковых зарослей, во влажных тенистых местах, богатых перегноем, на Кавказе — в горных буковых лесах, в Сибири (на Алтае и Саянах) — в еловой тайге, на Дальнем Востоке — в кедорвниках. Болезни и воздействие: глисты, тениидозы, дифиллоботриозы, гименолепидозы.

Голубика.

Болезни и воздействие: расстройства желудка, заболевания сердца. Кустарник от 20 до 120 см высоты, с темно-серыми или коричневато-бурыми цилиндрическими побегами. Листья обратно-овальные или обратно-яйцевидные, жесткие, с цельными, немного загнутыми вниз краями. Сверху они светло-зеленые, снизу — сизоватые. Осенью листья краснеют и опадают. Цветки бледно-розовые или зеленовато-белые, расположены на коротких поникающих цветоножках в пазухах листьев. Цветет в июне, плоды созревают в конце июля — августе. Произрастает в Приморском крае, Приамурье, на Охотском побережье, Чукотке, Сахалине, Курильских и Командорских островах. Ягоды голубики содержат много сахаристых веществ и аскорбиновой кислоты (витамин С), а также ряд других веществ. Они применяются в народной медицине как витаминное и противопоносное средство, а отвар листьев — в качестве слабительного. Отвар веток с листьями употребляют иногда при заболеваниях сердца (Крылов, 1969). Отвар ягод дают лихорадящим больным. По данным Л.Д. Шулятевой (1964), листья голубики в экспериментальных условиях улучшают потребление глюкозы тканями и могут представлять интерес как вспомогательное средство лечения сахарного диабета.

Белена черная

Болезни и воздействие: ревматические и невралгические боли, астма.Белена черная — двулетнее озимое растение семейства пасленовых. Покрыта мягким, клейким, оттопыренным пушком, обладает неприятным запахом. Корень вертикальный, ветвистый, мягкий, иногда почти губчатый, морщинистый, с утолщенной корневой шейкой. Стебли одиночные, высотой 20—115 см, ветвистые, зеленые, опушенные. Листья мягкие, тусклые, темно-зеленые, снизу светлые, сероватые, с более густым и длинным опушением вдоль жилок и по краям. Цветки немногочисленные, в начале цветения они скучены на верхушках стеблей и ветвей. Венчик грязно-желтоватый, реже беловатый с сетью пурпурно-фиолетовых жилок. Плод — кувшинообразная, многосемянная коробочка

Чистотел большой

Болезни и воздействие: кожные болезни, трудно заживающие раны, волчанка, опухоли кожи, полипы в носу, золотуха.Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых, содержащее во всех частях оранжевый млечный сок. Корень стержневой, ветвистый, с коротким корневищем. Стебель прямостоячий, ветвистый, покрытый редкими волосками или почти голый, высотой 25—100 см. Листья зеленые, снизу сизоватые, перистораздельные с почти супротивными, отставленными парами листочков. Цветки желтые, собранные на концах стебля зонтиками. Плод — стручковидная одногнездная двустворчатая коробочка длиной 3—6 см, шириной 2—3 мм.

СКАЗКА

Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – размышлял он.- Конечно, лес - это деревья».

И он нарисовал дубы, ели, сосны, кусты орешника, зеленую траву и яркие цветы. А в уголке картины он нарисовал маленького человечка с длинной бородой - деда-лесовичка. А какой же это лес без лесовичка?

Повесил художник свою картину на стену, полюбовался ею и куда-то поехал. Когда через некоторое время он вернулся, то на картине увидел лишь черные стволы деревьев.

—Что случилось с лесом? Почему он пропал? - пришел в ужас он.

—Ты забыл нарисовать грибы,- отозвался дедушка-лесовичок.- Без грибов не будет леса.

Художник взял кисти и нарисовал снова деревья и кусты, траву, цветы, а среди травы - грибы. Тем не менее, лес продолжал зысыхать.

— Это потому, что в твоем лесу нет насекомых,— заметил лесовичок.

Художник снова взялся за кисти, и на цветах и листьях появились яркие мотыльки и проворные жуки.

— Ну, в конце концов, все в порядке, — решил художник и, еще раз полюбовавшись картиной, снова куда-то поехал.

А когда он вскоре появился, то не поверил собственным глазам: на месте роскошного ковра из цветов и трав была лишь обнаженная земля. И деревья тоже были голые, будто зимой.

Художник подошел ближе... и ужаснулся. Весь лес был покрыт толстым пластом гусениц и жуков.

Даже лесовичок с боязнью отодвинулся на край картины и вид имел очень огорченный.

—Это ты во всем виноват! – закричал художник.- Ты приказал мне нарисовать насекомых, а они съели весь лес! Что же делать? Неужели я никогда не смогу нарисовать настоящий лес?

—Никогда,- сказал лесовичок,- если не нарисуешь птиц. Потому, что настоящий лес не может существовать без птиц.

Художник не спорил, взял кисти, краски. Он снова нарисовал деревья, кусты, траву и цветы. Под деревьями и в траве он хитро замаскировал грибы, на листву посадил мотыльков, пчел и бабочек, а на ветвях появились веселые птицы. Работал он долго. И, когда ему показалось, что работа закончена, лесовичок сказал:

—Мне уютно в этом лесу. Однако я не хочу, чтобы он снова погиб.

—Но почему же он теперь может погибнуть? Ведь в нем все есть!

—Не все,- сказал лесовичок.- Нарисуй жабу и ящерицу.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И еще разных зверей.

Он закончил работу, когда на дворе было темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы увидеть, что же у него вышло, и вдруг услышал какие-то шорохи, треск ветвей.

— Вот, в конце концов, это настоящий лес,— послышался из тьмы голос деда-лесовичка. Теперь он будет жить. Так как тут есть все: и деревья, и грибы, и цветы, и животные. Это - лес.

Художник зажег свет и внимательно посмотрел на картину.

Но лесовичок где-то спрятался.

А может, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может, он залез на дерево, и его не видно было среди листвы. И он мог спрятаться в лесу где угодно. Ведь там живут тысячи и тысячи жителей, которых невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу.

(Ю. Дмитриев)

kopilkaurokov.ru

Конспект занятия по теме "Лесные растения"

План проведения занятия детского объединения

Тема: Лесные растения.

Занятие разработано для обучающихся 1класса, занимающихся по программе «Сказка природы». Форма проведения занятия – заочная экскурсия. Для проведения занятия составлена слайд – презентация, при просмотре которой происходит изучение нового материала. В соответствии с возрастными особенностями детей на занятии используются объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы, групповые задания. Предложенный план занятия может быть использован для проведения занятия в детском объединении в системе дополнительного образования, а так же может быть использован для проведения классного часа или внеклассного мероприятия по теме «Орана природы родного края» для детей начального звена общеобразовательной школы.

Цель: Сформулировать понятие о растительном сообществе леса, подчеркнуть необходимость бережного отношения к родной природе.

Планируемые результаты: дети научатся выделять и сравнивать признаки деревьев, кустарников и трав, будут учиться замечать и ценить красоту мира растений.

Задачи

дидактические: познакомиться с растениями, представителями лесного сообщества, их декоративными свойствами и значением этих растений в жизни людей.

Расширять знания детей о разнообразии растений в природе.

развивающие: развивать эстетический вкус и познавательную активность обучающихся, умение работать в группе.

воспитательные: воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения занятия: заочная экскурсия.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой.

Оборудование: дидактический материал «Деревья», «Кустарники», «Лесные и луговые травы», слайд-презентация «Растительный мир Прибайкалья».

Структура занятия.

  1. Актуализация знаний по теме предыдущего занятия «Домашние животные и животные зооуголка».

  2. Мотивация учебной деятельности.

Задание для учащихся: Прослушайте стихотворения и постарайтесь определить, о чём пойдёт речь на занятии.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь – мы свои!

Определение темы и сообщение цели занятия.

Подготовка к изучению нового материала.

Вопросы для обучающихся:

- На занятиях мы изучаем природу. Что такое природа?

- Чем отличаются живые организмы от объектов неживой природы?

- Дополните предложение: «К живой природе наряду с растениями относятся…»

- Как вы считаете, могут ли жить другие живые организмы на планете Земля, если растения исчезнут? Приведите доказательства, подтверждающие ваши слова.

- Мир растений разнообразен. По внешнему строению растения можно разделить на три группы. Знаете ли вы, как они называются? ( Схема №1 на магнитной доске)

- Чем отличаются между собой деревья, кустарники и травы?

- Деревья, травы и кустарники по внешнему виду отличаются друг от друга, но состоят из одних и тех же частей, или органов.

Из каких органов состоит травянистое растение?

-Для чего нужны растению корень, стебель, лист, цветок и плод с семенами?

Вывод: растение – живой организм. Все части растения взаимосвязаны и важны для жизни. В то же время ни одно растение в природе не существует изолированно от внешнего мира.

В природе растения живут совместно, группой. Такую группу растений называют сообщество. На территории Прибайкалья наиболее часто встречаются следующие сообщества растений: лес (таёжные и смешанные леса), луг, болота и водоёмы.

Большую часть территории нашего региона занимают леса. Для изучения растительного лесного сообщества мы с вами отправляемся на заочную экскурсию.

  1. Изучение нового материала.

Просмотр и изучение слайд - презентации «Растительный мир Прибайкалья».

Комментирование слайдов. Необходимость охраны природы.

«Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они –

На планете мы останемся одни».

Идите в лес в мороз и в зной,

Любите лес, как дом родной!

Он будет рад приветить вас

И – чем богат – всё вам отдаст.

Лесной родник прильнёт к губам,

Гриб – боровик к вам выйдет сам.

Даст ягод луг, орехов – кедр,

Зелёный друг богат и щедр.

Идите в лес в мороз и в зной,

Храните лес, как дом родной!

Мы с вами долго были в пути, я думаю, вы устали. Нам необходимо отдохнуть и сделать разминку.

Физкультминутка.

На зарядку Солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

  1. Продолжение работы по теме занятия.

  1. Выполнение групповых заданий.

Каждая группа обучающихся получает набор карточек с изображением различных растений и выполняет задания учителя.

а) Найдите растения, не встречающиеся в Сибирских лесах.

б) Распределите полученные карточки на три группы: деревья, кустарники, травы.

в) В группе дикорастущих растений найдите редкие, нуждающиеся в охране виды.

г) Найдите карточки с изображением лекарственных и ядовитых растений.

д) Какие из растений, изображённые на карточках, обитают в лесу?

е) Найдите изображения луговых трав на выданных вам карточках.

2. Викторина «Что растёт в тайге?»

1) Я травянистое растение

с цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение –

И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

2)Она весну встречает,

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаёшь … (берёзку).

3) Слева от тропинки

На тоненькой былинке

Цветочек гнётся над травой,

Звоночек это луговой. (Колокольчик)

4) Листики с глянцем,

ягодки с румянцем.

А сами кусточки – не выше кочки. (Брусника)

5) У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке. (Сосна)

6) Не боится он мороза,

Он совсем неприхотливый,

А цветы на нём, как розы,

Ароматны и красивы. (Шиповник)

7) На лугу вдоль речки

Зажглись малиновые свечки.

Пышным розовым султаном

Украшает он поляну. (Иван-чай)

8) В каждый дом под Новый год

Это деревце придёт.

Зелёное и колкое,

Оно зовётся … (ёлкою).

9)Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

10) В лесу и на болоте

Травку вы найдёте.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод гроздь. (Голубика)

11) На лугах растут сестрички –

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

12) В поле есть такой цветок:

Ярко-синий лепесток

На ветру качается,

Нежно называется. (Василёк)

13) Этот куст зелёный, колкий,

Вместо листиков – иголки,

И зимой, и жарким летом

Он одним окрашен цветом. (Можжевельник)

14)Глядит из-под снега

Зелёный росток –

Он первый весенний, студёный цветок. (Подснежник)

15) Встретишь на опушке ты

Эти майские цветы.

Колокольцы чистые

Те цветы душистые. (Ландыш)

  1. Рефлексия.

Мы познакомились с разными растениями. Что у них общего? Чем три группы растений отличаются друг от друга? Как отличить деревья от кустарников и трав?

Что нового вы узнали сегодня?

  1. Подведение итогов занятия.

Краткий обзор изученного материала. Выводы.

Н. Рыжова.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки ели не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

И цветы не стоит рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – кедр и лось.

Их покой побереги –

Ведь они нам не враги!

И тогда любой зверёк –

Будь то ласка иль хорёк,

Рысь и волк, речная рыба –

Скажут «Ты наш друг!

Спасибо!»

infourok.ru