Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Конспект урока по окружающему миру на тему "Лекарственные растения". Конспект лекарственные растения


Конспект урока Тема: «Лекарственные растения».

Тема: «Лекарственные растения».

Планируемые результаты:

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Повторение пройденного и проверка знаний по предыдущему уроку. Игра «Кто быстрее» (Даны карточки с изображением шиповника, ландыша, дуба, берёзы, ели, пихты, папоротника и др.Необходимо разделить все карточки на 3 группы: деревья, кустарники, травянистые растения. Для этого класс делим на 3 группы(3 ряда). Дети выходят по очереди и выбирают карточку которая подходит к названию группы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее и правильнее всех).

2. Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, вы знаете, что в природе существуют растения которые люди называют– лекарственными растениями, о них мы сегодня и поговорим.

3. Работа над новым материалом.

1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.

Угадайте, что это за растение?

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)

Мать-и-мачеха.

Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.

Подорожник.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

(подорожник)

Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.

С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.

«След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.

Конечно же, никакого чуда не было. Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник».

Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Спорыш

Я травка-муравка,

Сорняк полевой,

Когда цвету – меня сорви,

И от болезней примени.

(Спорыш)

Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.

… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.

- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.

- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.

- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.

- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.

Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.

2) Загадки о лекарственных растениях.

А теперь отгадайте загадки:

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

(крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь).

На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

(ландыш)

Стоят кругом сестрички:

Желтые глазки,

Белые реснички.

(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких. (репей).

Горел в траве росистой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит).

Мой брат зовет всех на уроки,

А я в полях стою высокий.

От ветра голову склоню,

Но почему-то не звоню.

(колокольчик).

Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах,

Я цвету почти все лето,

А зовусь я как конфета.

(ирис).

Называют «ноготки»

Цвета желтого цветки,

Как еще нас называют,

Для чего нас применяют.

(календула).

Мы с вами вошли в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(посмотреть вправо, влево)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

  1. Закрепление изученного.

- Ребята, а ведь это ещё не все лекарственные растения, их очень много. А вы знаете, что многие деревья тоже помогают при различных болезнях. Это- Ребята, а сейчас посоветуйтесь со своим соседом по парте и нарисуйте вместе ним, то растение, которое вам больше понравилось.(Выполнение детьми рисунка понравившихся растений).

  1. Итог урока. Выставка работ.

Я узнал …

Меня удивило …

Я задумался над …

Я научился …

Мне пригодится …

Я смогу …

infourok.ru

Конспект занятия, презентация на тему "Лекарственные растения"

Конспект занятия по ФГОС второго поколения.

ГОУ РК «С(К)Ш № 42» г. Воркуты

Педагог: Кожевникова Н.В.( 1 квалификационная категория)

Технологическая карта занятия

Тип занятия: Систематизация знаний.

Класс 6

Тема занятия: «Лекарственные растения»

Цели:

Деятельностная: научить детей структоризации полученного знания по теме «Лекарственные растения», развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание через выполнение упражнений: «Отгадай загадку», «Узнай меня», «Правила сбора лекарственных трав», просмотр презентации, повторить изученный способ действий в рамках изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению знания по теме «Лекарственные растения», научить видению нового знания, его связь с уже приобретенным опытом на уроках биологии, окружающего мира и его значение для укрепления и сохранения здоровья.

Планируемые результаты.

Познавательные УУД:

Общеучебные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, структурировать знания, осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

Логические универсальные действия: развивать умение классифицировать и обобщать понятия, выбирать основания для сравнения, умение сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, выстраивать словесно – логические умозаключения.

Постановка и решение проблемы: развивать умение формулировать проблему и самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: развивать умения учащихся слушать других и с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли по теме занятия, вступать в диалог; осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками при выполнении заданий в парах и в группах.

Регулятивные УУД:

Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий и выполнять учебные задачи в соответствии с планом; осуществлять самооценку своей учебной деятельности; развивать саморегуляцию, способность к волевому усилию.

Личностные УУД: формировать осознание необходимости пополнения знаний о лекарственных растениях и способах использования; правилах сбора и хранения лекарственных трав; развивать ценностно – смысловую ориентацию учащихся о бережном отношении к природе, способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность.

Основные понятия: «Аптекарский огород», «Фитотерапия», «Травники», отвар, настой.

Межпредметные связи: история, биология, технология, окружающий мир, география, СБО (внеурочная деятельность).

Ресурсы:

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, чайная посуда, сушеные лекарственные травы.

Инструментарий: иллюстрации лекарственных растений, карточки с загадками, учебная таблица «Строение растений», канцелярские принадлежности, лист самооценки с критериями.

Формы организации учебной деятельности: рассказ, беседа, работа с компьютерной презентацией, выполнение различных заданий в парах, индивидуально в группе, фронтальный опрос, самоконтроль, рефлексия, самостоятельная работа.

Используемые методы обучения: здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные и репродуктивный, поисково – исследовательский методы.

Приемы обучения: словесные (рассказ, беседа), наглядно-иллюстративные

(работа с компьютерной презентацией, работа иллюстрациями, таблицей).

Технология Деятельностного метода, Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этап

Содержание

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Самоопределение.

2.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

3

Постановка учебной задачи.

4

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

5

Реализация выбранного проекта.

6

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

7.

Этап рефлексии учебной деятельности

Физминутка (проводит ученик)

Цель: снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд.

- Здравствуйте, ребята, уважаемые учителя и гости!

Слово «здравствуйте» - это не просто слово-приветствие, но еще и слово-пожелание. Мы желаем другим людям здоровья и получаем тоже самое взамен. (на доску слово «здоровье»). На занятии будем соблюдать правила работы в группе.

1 Уважай своего товарища.

2 Умей каждого выслушать.

3 Не согласен – предлагай.

Упражнение: «Отгадай загадку»

Цель: совместно с детьми определить цели и задачи учебной деятельности.

-Чтобы узнать тему занятия, я предлагаю выполнить упражнение «Отгадай загадку». (карточки с загадками лежат в 2 коробочках (простые и сложные) дети выбирают загадки по степени сложности. (работа в парах)

Цель: развивать логическое мышление обучающихся через выявление причинно-следственных связей.

- Кому задание показалось слишком сложным? (ответы детей) -Ребята, про что были загадки? (Про растения.) Растения эти необычные. Кто знает, что это за растения? (Ответы детей.)

- Сегодня мы будем говорить о лекарственных растениях. (вывешивается тема занятия на классную доску).

-Какие растения мы называем лекарственными? (ответы детей).

- О лекарственных растениях вам рассказывали на уроках биологии и окружающего мира. Вы обладаете определенными знаниями по этой теме.

- Что мы можем узнать о этих растениях еще?

- Как можно тему занятия «Лекарственные растения» связать со словом здоровье? (лекарственные растения помогают людям сохранять и укреплять здоровье, можно лечиться). Как использовать лекарственные растения в лечебных целях вы знаете? Где собирать? Как хранить? (ответы детей)

- Попробуем вместе сформулировать задачи занятия. (дети формулируют вместе с педагогом):

Задание: составь из слов предложение.

Задачи:

  1. Расширить знания по теме «Лекарственные растения».

  2. Познакомиться с лекарственными свойствами некоторых растений.

  3. Научиться правильно использовать лекарственные растения.

Работать мы будем по плану.

План занятия.

  1. Познакомимся с новыми понятиями.

  2. Узнаем о лекарственных растениях РК.

  3. Узнаем правила сбора и хранения лекарственных трав.

  4. Научимся готовить отвар и настой из трав.

  5. Подведем итог занятия.

1- В наше время лекарственные растения хорошо изучены в наших лесах, степях, лугах их более 500 видов. 

- Люди давно заметили, что некоторые растения излечивают от болезней.

- Люди стали запоминать, какое растение и от какой болезни помогает. Звери тоже лечатся травами и кореньями, отыскивая среди великого множества нужные для себя растения.

- Сведения о лекарственных растениях и их свойствах люди стали записывать в специальные книги - «травники».

- При Петре I были созданы специальные «аптекарские огороды», где выращивали лекарственные растения. Чем еще прославился Петр I? (ответы детей)

- До сих пор, лечение травами не потеряло свою актуальность и называется оно фитотерапия. - Фитотерапия (траволечение) — это методика лечения заболеваний, основанная на использовании лекарственных свойств растений и препаратов из них.

- Что нового вы узнали по первому пункту нашего плана? С какими новыми понятиями вы познакомились?

(попросить объяснить понятия (находятся на классной доске))

2 - Вспомнить, как выглядят в природе лекарственные растения нам поможет упражнение «Узнай меня». (кто выполнил задание помогите товарищу)

Упражнение «Узнай меня».

Цель: выявить знания детей о растениях, растениях Республики Коми.

Детям предлагаются карточки с названиями лекарственных растений.

Задание: соотнеси название с иллюстрацией.

- Кто испытывал трудности при выполнении этого упражнения?

- Посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, можно эти растения встретить в нашей местности? (Ответы детей.)

Вывод:

- Растения: крапива, одуванчик, мята, подорожник, календула, клевер, шиповник - произрастают на территории Коми республики. Одни растения растут на юге республики, другие растут в суровых условиях заполярной тундры.

- Среди растений есть те, которые занесены в Красную книгу? (мать и мачеха)

-Какое новое знание вы получили при выполнении этого упражнения? (ответы детей)

3 Цель: познакомить детей с правилами сбора и хранения лекарственных трав.

- Как растения выглядят вы знаете. Чтобы лекарственные растения приносили пользу, необходимо их правильно собрать.

- Кто из вас собирал лекарственные растения? (ответы детей)

- Существуют правила сбора, которые необходимо соблюдать.

«Правила сбора лекарственных трав».

- Из курса биологии вы знаете строение растения. (рассмотреть таблицу, назвать части растения)

Что собирать? Человек должен уметь различать лекарственные растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)

Когда собирать? Лекарственные растения собирают тогда, когда в нём максимальное содержание фармакологически активных веществ. (весной, во время цветения, во время созревания плодов) Нельзя собирать растения во время дождя и когда роса на траве.

- В какое время суток бывает роса на траве? Назовите сезон.

Как собирать? При сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно. Использовать нож или ножницы.

Где собирать? Поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя собирать растения вблизи шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)

Собирая, сохранять? При сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя собирать растения, которые занесены в Красную книгу, нельзя на одном и том же месте из года в год проводить сбор лекарственных растений. Почему?

- Что из изучаемого материала вы уже знали? Что не знали?

- Кто из вас знает, как нужно сушить лекарственные травы? (Ответы детей.)

- Растения необходимо сушить в тени, хорошо проветриваемом помещении. Хранить в сухом месте, в мешочке из ткани, в стеклянной банке при этом сверху банку закрывают кусочком ткани, ни в коем случае не полиэтиленовой крышкой. (продемонстрировать)

Для пошива мешочков используют хлопчатобумажные и льняные ткани. Хлопок и лен -это что? (растения) Лен, ребята используют не только в текстильной промышленности, но и как лекарственное растение, точнее его семена.

- Информация о сборе и хранении лекарственных трав была для вас полезной, чем?

4 Нам осталось узнать, как лечиться с пользой, а не во вред нашему здоровью.

Цель: научить детей готовить настои и отвары из лекарственных трав.

- Нам необходимо научиться правильно готовить отвар или настой из целебных трав. Поднимите руку у кого в доме есть лекарственные растения? (ответы детей)

-Врач порекомендовал лечиться настоем из трав, где взять траву, на улице зима? Что делать? Пойти в аптеку.

- В аптеке продаются разные лекарственные травы вот в таких вот коробочках. На коробке мы можем найти необходимую нам информацию. В коробке есть инструкция по применению, которую мы должны подробно изучить перед применением.

- Высушенные части растения заливают кипятком и варят несколько минут, получается отвар.

- От какого слова произошло слово отвар? (Варить)

-Высушенные части растения заливают кипятком и оставляют на несколько минут, получается настой.

- От какого слова произошло слово настой? (Стоять, настаивать).

- Чем отличается настой от отвара. (Ответы детей).

Настои из трав можно хранить сутки. Сутки – это сколько часов? (24 часа), отвар можно хранить в холодильнике значительно дольше 2-3 суток.

- При приготовлении настоя и отвара из трав мы должны строго соблюдать технику безопасности. (работаем с кипятком, можно получить ожег)

Технология приготовления.

- В кружку насыпают 2 столовые ложки травы и заливают крутым кипятком. Закрывают чайник крышкой и поверх чайник накрывают полотенцем, чтобы настой напрел.

Сегодня во второй половине дня я вас угощу настоями из трав, которые я собрала сама летом на Родине в Архангельской области.

Цель: закрепить полученные знания.

- Я предлагаю выполнить упражнение

Необходимо вставить в текст подходящее по смыслу слова и сравнить текст по эталону. (дети меняются карточками, идет взаимопроверка) Использовать слова для справок.

Текст.

Человек должен знать лекарственные растения. У растения можно собирать корень, листья, соцветия, плоды. Нельзя собирать растения во время дождя и когда роса на траве.

Растения срезают ножом или ножницами. Поляна, луг, болото, лес – места сбора лекарственных трав. Нельзя собирать растения вблизи шоссе и дорог.

При сборе нужно взять столько, сколько вам нужно. Нельзя собирать растения, которые занесены в Красную книгу. Растения необходимо сушить в тени, хорошо проветриваемом помещении. Хранить в мешочке из ткани в стеклянной банке.

- Высушенные части растения заливают кипятком и варят несколько минут, получается - отвар.

-Высушенные части растения заливают кипятком и оставляют на несколько минут, получается - настой.

«Цветочная поляна». Учащимся предлагается оценить свой вклад в занятие. Например, каждый оценивает свой вклад в работу группы:

красный – не доволен, сделал не все, что мог;

белый – сделал все, что в моих силах для успеха группы;

синий - мог бы лучше.

- Где можно встретить такую цветовую палитру? (флаг России)

Цветы размещаются на классной доске, затем идет обсуждение. На доске появляется наглядный итог занятия.

полезен /не полезен

понятен / не понятен

интересен / скучен

Выполняют упражнение.

Садятся за парты, готовятся к занятию.

Читают, отгадывают загадки. Работают в парах.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

Совместно с педагогом формулируют учебную задачу.

Совместно с педагогом составляют план занятия.

Слушают объяснение учителя, смотрят презентацию.

Выполняют упражнение.

Взаимопроверка.

Слушают объяснение учителя, выполняют упражнение, формулируют вывод.

Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, учатся вести дискуссию, отстаивать свое мнение. 

Просмотр презентации.

Обучающиеся слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Работа с таблицей, рассматривают, называют части растений.

Участвуют в беседе.

Ведут диалог с учителем. Отвечают на проблемные вопросы поискового характера.

Высказывают свое мнение, слушают мнение других.

Выполняют упражнение, сравнивают с эталоном, формулируют вывод.

Высказывают свое мнение, слушают мнение других.

Личностные: формирование положительного эмоционального настроя на занятии.

Личностные :умение соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками при выполнении заданий в парах.

Познавательные: умение классифицировать и обобщать понятия, выстраивать словесно – логические умозаключения.

Личностные:

активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему, формирование интереса (мотивации) к учению.

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, построение логической цепочки рассуждений.

Познавательные: умение формулировать проблему.

Познавательные:

умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

Регулятивные: умение определять задачу учебной деятельности.

Регулятивные: формировать умение составлять план и последовательность действий.

Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умение учащихся слушать других, выражать свои мысли по теме.

Личностные: осознание необходимости пополнения знаний о лекарственных растениях и о способах использования.

Познавательные:

умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме, словесно – логические умозаключения.

Личностные: развитие ценностно – смысловой ориентации учащихся к бережному отношению к природе.

Коммуникативные: слушание собеседника, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Познавательные: умение получать информацию из презентации, структурировать знания и строить простые высказывания в устной форме.

Регулятивные:развивать саморегуляцию, способность к волевому усилию.

Познавательные: умение обобщать понятия, выбирать основания для сравнения, структурировать знания.

Коммуникативные: умение вступать в диалог.

Личностные:формирование таких качеств личности как экологическая культура, экологическая грамотность.

Регулятивные: осуществлять самооценку своей учебной деятельности.

Регулятивные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, анализируют и объясняют результаты.

Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно - следственные связи.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками.

Регулятивные: оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценкаи коррекция.

Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание.

Познавательные:

умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, самостоятельно адекватно оценивать свои действия на занятии.

Коммуникативные:

умение оценивать учебную деятельность, выражать свои эмоции по поводу занятия.

infourok.ru

Конспект занятия "Таинственный мир лекарственных растений"

«Таинственный мир лекарственных трав»

Цель: поддерживать активный интерес у детей к окружающей природе.

Задачи:

- формировать у детей знания о том, что некоторые растения являются лекарственными;

- знать внешний вид некоторых лекарственных растений

- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование и материал: мультимедийный проектор, картинки с лекарственными растениями.

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!  

Здравствуй вольный ветерок!  

Здравствуй маленький дубок!  

Я живу в родном краю!  

Всех я вас приветствую!

Посмотрите внимательно, дети, что у меня в руках? (Растения).

Правильно. Сегодня мы поговорим о растениях. Давайте вспомним, что мы относим к растениям? (Деревья, цветы и кустарники).

Людям нужны растения? Для чего? Молодцы. Без растений жизни на планете Земля не существовало бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают, лечиться от болезней. Поэтому мы сегодня поговорим именно о лекарственных растениях.  

Основная часть.

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками,

Пригласи своих друзей с зелеными ветками.

Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. В нашей местности очень много таких растений.

Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров - лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Многие люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может и ваши родители или бабушки тоже собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Прежде чем идти их собирать, необходимо всё о них знать.

Давайте поиграем в игру «Отгадай загадку».

Я буду загадывать загадки, а вы глазами на стенде найдите отгадку.

На верхушке стебелька —

Солнышко и облака.

Белая корзинка, золотое донце,

В ней лежит росинка.

И сверкает солнце (ромашка).

Правильно, это ромашка, его белые лепестки обвивают ярко-жёлтый глазок. Это многолетний цветок, расцветает он в начале лета и цветет до поздней осени. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие. Посмотрите, дети, на фотографию и на гербарий этого цветка. Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия.

Маленькое солнце на моей ладошке, -

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки. (А. Фет)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется? Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил свое название. В народе его еще называют порезник и ранник, потому что он заживляет их. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту. Кто из вас пользовался подорожником? А еще сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве отхаркивающего средства при кашле. Посмотрите, ребята, на фотографию этого растения. Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”.

Что за листик - подорожник?

Странная трава!

Что лечиться ею можно-

Знает детвора!

Если вдруг неосторожно

Пальчик ты поранил,

Каждый знает –

Листик можно

Положить на рану.

На полянке, в огороде,

У дороги там и тут –

Потому-то его люди

Подорожником зовут!

(Ю. Воронова)

Физминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнусь.

Продолжим наш разговор о лекарственных травах.

Золотой и молодой,

За неделю стал седой,

А денёчка через два,

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший…(одуванчик).

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает. Растет одуванчик почти везде: На своей высокой ножке, Поднимаясь к вышине, Он растет и на дорожке, И в ложбинке, и в траве. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. Ребята, посмотрите и найдите фотографию этого прекрасного растения.

Вырос он сегодня

Прямо на дорожке-

Желтый одуванчик,

Солнышко на ножке!

Скоро нарядился

В новые одежки:

Белым стал, воздушным-

Облако на ножке!

Ветерок развеял

Все пушинки-крошки.

Облысел он, бедный,

Кнопочка на ножке. (А. Вайнер)

Растет зеленою стеной

Ее обходят стороной

Колючая и злая дива

А как зовут траву? (Крапива)

Крапива растет везде: у дорог, рядом с домом, в оврагах. Это растение можно собирать всегда, от ранней весны до поздней осени. Почему крапиву назвали крапивой? Правильно, это связано с главными признаками крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины. В народе ее называют «жгучка», потому что жжется.

Крапива очень полезна. В ее листьях содержится много витаминов. Крапивой лечат простуду, боли в суставах. Ее используют в уходе за волосами. Волосы блестят, лучше растут. Из крапивы делают лекарства, останавливающие кровь, заживляющие раны, лечат язвы. Крапиву можно применять практически при любом заболевании.

Крапиву с древних времен люди использовали в пищу. На Руси крапива всегда была на столе, ее ели   в натуральном виде, подмешивали в хлеб, солили, сушили и добавляли к разным блюдам. Ребята, посмотрите на фотографию, как выглядит крапива.

Хоть красива и нежная

Раннею весною,

Жарким летом вырастаю

Сорною травою.

Вдоль заборов и дорог

Есть мой жгучий стебелек

Кто меня касается-

Тут же обжигается. (Т. Уманская)

Итог.

Еще очень много лекарственных растений можно найти в лесу, на лугу. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека - это природа. Но лекарственные растения заготавливать и делать из них лекарства могут только взрослые. Дети могут только помогать.

У меня для вас есть сюрприз. Сегодня мы тоже о себе позаботимся. Мы будем пить с вами липовый чай.   

infourok.ru

«Лекарственные растения» (Конспект занятия по валеологии в старшей группе)

Тема: «Лекарственные растения»

(Конспект занятия по валеологии в старшей группе)

Программное содержание: Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях Крыма. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабан. Развивать связную речь детей. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Развивать интерес к природе родного края.

Оборудование: картинки и фотографии растений, Ромашка, Подорожник, Шалфей, Зверобой, Лаванда, Душица, высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего крымского полуострова. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие? Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей). Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(Подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички.

(Ромашка)

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику.

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

А сейчас угощайтесь травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя). Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему "Лекарственные растения"

Тема: « Лекарственные растения». 4 класс

Учитель: Панчук Наталья Александровна

Цель: создать условия для развития у учащихся знаний о разнообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

Задачи:

1. Развивающие:

  • Развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать и классифицировать по заданному признаку;                                                              

  • Развивать в детях самостоятельность и внимание;

  • Развивать кругозор детей;

  • насыщение словарного запаса у учеников;

2. Образовательные: 

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к окружающей среде;

  • воспитание  интереса к изучению предмета «окружающий мир»;

  • развивать умение работать в коллективе, группе, паре.

Оборудование: доска, презентация, иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых  растений, план (на карточках) выполнения практической работы, гербарий .

Ход урока:

I. Орг. момент.

У: Начинаем мы урок, сегодня как это и бывает на уроках окружающего мира мы с вами отправимся в путешествие. – Как вы думаете, что может быть целью любого путешествия? (Получение новых зганий)

- Действительно на уроке мы должны узнать что-то новое. Куда мы отправимся вы узнаете чуть позже, а сейчас готовы ли вы приступить к раскрытию новых тайн?

  1. Начнём наш урок с викторины по теме прошлого занятия.

- Кто мне ответить, с чем мы познакомились на прошлом уроке? (как человек изучал свой организм, познакомились со строением человеческого тела)

Учитель: - Что же составляет основу нашего тела?

(Скелет).

Учитель: Почему человеку неободимо следить за своей осанкой? (Если неправильно сидеть при письме то это приведет к заболеваниям позвоночника).

Учитель: Всегда ли вы следите за своей осанкой?

На ваших партах лежат флажки: розовый, зелёный и голубой.

Покажите с помощью этих флажков как вы заюботитесь о своем позвоночнике.

Зелёный флажок– я не всегда слежу за тем, какая у меня осанка при письме.

Голубой флажок - не получается соблюдать правильную осанку, потому что я очень тороплюсь

Розовый флажок – я всегда слежу за своей осанкой.

Учитель: Молодцы! Ваш позвоночник в будущем скажет вам спасибо

II. Актуализация знаний.

Учитель: Каждый человек заботится о своем здоровье, но случается так, что мы все-таки болеем. Что же делать?

- Я вам расскажу одну историю, а вы меня внимательно послушайте. «В одном доме жили ребята, которые очень любили ходить в походы. И вот в одни выходные они собрались на пикник в близлежащий лес. Выбрали лесную полянку и разбили там лагерь. Друзья веселились, играли, но неожиданно их застал сильный ливень. Ребята все промокли. А вечером, когда они вернулись домой у них поднялась температура.»

Учитель: Ребята, как бы вы помогли в такой ситуации?

( необходимо дать таблетки, напоить чаем с малиной или отвар трав)

Учитель: А отвар из чего можно предложить ребятам?

(Из лекарственных растений).

Учитель: Кто-нибудь уже может сформулировать тему сегодняшнего урока?

(Мы будем изучать лекарственные растения)

Учитель: Молодцы, верно мы будем говорить о лекарственных растениях. Какие лекарственные растения вы знаете?

(Ромашка, календула, малина, шиповник.)

III. Целеполагание.

Учитель: Итак, во мы и отправляемся в путешествие за лекарственными растениями. Где мы их сможем найти? (В лесу, на лугу, болоте)

-Давайте с вами подумаем, по какому плану мы будем исследовать лекарственные растения?

(1. Название лекарственного растения.

2. Место нахождения.

3. Целебные свойства.)

Учитель: Целебные свойства лекарственных растений известны человеку с древних времён. С давних времен человек обращал внимание на то, что животные поедали некоторые растения. И постепенно люди начали собирать эти растения и засушивать.

Человек передавал свои знания о таких растениях из поколения в поколение.

В 1581 году на Руси была открыта первая аптека, а в 1588 году – был составлен первый травник, то есть книга с описанием трав и способами лечения травами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (применение ИКТ).

Проблема.

Учитель: Все растения получили общее название « Зелёная аптека». У нас в классе тоже своя « Зелёная аптека». Как много разнообразных лекарственных растений у нас растут в Костромской области.

- Как узнать, что растение лечебное, от каких заболеваний оно лечит и как его применять?

(Нужно найти информацию об этом растении.)

Учитель:С помощью каких средств информации мы это можем узнать?

(В этом нам помогут книги, взрослые, интернет, учебники)

Учитель: Молодцы! Верно! Сегодня мы постараемся узнать о этих растениях с помощью нашего учебника.

Работа с учебником.

Учитель: Открываем страницу 16.

Прочитайте текст про себя.

Учитель: Сейчас мы с вами объединимся в группы. Каждая группа это исследовательский центр.Вам необходимо подготовить информацию по своему вопросу и выступить с докладом на конференции исследователей

1 группа: Как и где используется касторовое масло?

2 группа: Найти ответ на вопрос:

Лечебные свойства ромашки

3 группа: Рассказать о лечебных свойствах клюквы.

4 группа: Перечислить лечебные свойства моркови.

Учитель: На выполнение работы вам дается 4-5 минут.

Выступления.

Учитель: Можно ли пользовать этими советами не посоветовавшись с врачом?

Работа с иллюстрациями лекарственных растений. (Презентация)

Учитель: Какие части растений здесь нарисованы? Как они используются?

Малина – листья и ягоды, от простуды.

Тыква – мякоть, семена, для сердца, печени, почек и кровеносных сосудов.

Морковь – корнеплод, от ангины, для сердца, печени, почек и кровеносных сосудов. Семена – для печени и почек.

Яблоко – плод, семечки для сердца, мозга, продлевают жизнь.

Черника – ягоды и листья, побеги для зрения и памяти.

Мать - и – мачеха – цветки и стебли, от заболевания кожи, для роста волос, от кашля.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Работа в группах

Учитель: У каждой группы на партах изображения растений. Использую информацию учебника и карточек вам необходимо заполнить табллицу.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать по данной таблице?

(Необходимо знать свойства растений, и уметь использовать их в своей жизни.)

Учитель: А все ли растения мы можем использовать для лечения?

(Нет,только те, что обладают целебными свойствами).

Итог урока.

Учитель: - Все ли растения являются лечебными? Что нужно знать о растении, чтобы правильно его использовать? С какими лечебными травами мы с вами сегодня познакомили?

Рефлексия.

Учитель: Оценим свою работу на уроке. У вас на партах лежат цветы, ромашка – урок мне понравился, я все понял и хорошо работал на уроке. Малина – урок мне понравился, но не до конца все понял, мне еще нужна помощь. Калина – урок мне не понравился, информация была очень сложной.

- Поднимите пожалуйста подходящую карточку, оценив свою работу на уроке.

Дз. Составить кроссворд по лекарственным растениям.

Учитель: Ребята, спасибо вам за урок, Вы все замечательно сегодня работали, а сейчас можете отдохнуть и подготовиться к следующему уроку. Урок окончен, спасибо за внимание!

infourok.ru

Конспект НОД В старшей группе "Лекарственные растения"

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в дивный мир лекарственных растений»

Программное содержание:

Обобщить знания детей о лекарственных растениях.

Учить различать их по внешнему виду, форме листа и цветка

Воспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный интерес

Развивающая среда:

Картинки с растениями (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник,мята, ромашка, крапива)

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, сколько нас сегодня. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Воспитатель:

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель: Ребята я не вижу Артура, где он?

Дети: Он простудился и кашляет.

Воспитатель: Очень жаль, а как же нам уберечься и защититься от болезней?

Дети: Мы едим лук, чеснок, проветриваем группу, ходим гулять, едим витамины, пьем чай из лекарственных трав.

Воспитатель:

Есть много разных травок у тропинок, у канавок

и красивых, и пушистыхразноцветных и душистых!

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в царство растений.

Лес как сказочное царство

там кругом растут лекарства

в каждой травке, в каждой ветке

и микстура, и таблетки

ну а чем и как лечить

я смогу вас научить.

Воспитатель: Давайте больше узнаем о лекарственных растениях. Как вы думаете, почему они называются лекарственными? (их используют для лечения заболеваний).

Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Послушайте загадку:

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Правильно, ребята. Это сорняк. Он растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Правильно! А почему он так называется? Он растет около дороги, он есть у нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

А теперь я предлагаю провести физминутку.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Стоят в поле сестрички -

желтый глазок, белые реснички.

(Ромашки)

Как вы догадались? Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.

В жвачке, в пасте и в конфетах

Вы найдёте травку эту.

Холодит приятно рот,

Запах чаю придаёт.

(мята)

Растет мята на лугах. Из ее листьев готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.

Вот послушайте рассказ:

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.

– Что случилось? – перепугалась жена.

– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.

Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:

- Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:

– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.

Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы? Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори!» Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям.

Воспитатель: Что такое лекарственное растение?

Дети: Растения, которые лечат разные болезни.

Воспитатель: Для чего используют лекарственные растения?

Дети: Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.

Воспитатель: В какую погоду собирают лекарственные растения?

Дети: В сухую, солнечную погоду.

Воспитатель: Почему подорожник так назвали?

Дети: Потому что он растет вдоль дорог.

Воспитатель: Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?

Дети: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.

Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения?

Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.

Воспитатель: Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

Дети: Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.

Воспитатель: Что делают из лекарственных трав?

Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.

Воспитатель: итак подведем итог:

- о чем мы с вами сегодня говорили?

infourok.ru

Конспект урока окружающего мира на тему "Лекарственные растения"

Тема «Лекарственные растения»

Цель: создание проекта книги «Лекарственные растения»

Задачи:

- формировать навыки исследовательской и проектной деятельности;

- формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками;

- расширить знания учащихся о лекарственных растениях;

- познакомить учащихся с правилами сбора лекарственных растений;

- развивать интерес учащихся к самостоятельному поиску материала для урока;

- воспитывать любознательность, бережное отношение к природе и своему здоровью.

Оборудование: книжка-раскладушка «Лекарственные растения», маски земляники, черники, ландыша, шалфея; картинки с лекарственными растениями, рецепты настоек и отваров, ноутбук, мультимедийный проектор.

Ход урока

Орг. момент

-Сегодня на уроке у нас гости.

Мы рады гостям?

Повернитесь, гостям улыбнитесь.

И, пожалуйста, садитесь.

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб здоровыми быть, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вступительное слово учителя

- Ребята, на кружке «Проектная деятельность» мы работали над проектом книги «Лекарственные растения». Этот проект мы готовили к сегодняшнему уроку окружающего мира. Сегодня мы завершаем работу над проектом, который вы представите и защитите. Предоставляю вам слово.

Выступление учащихся (представление и защита проекта)

Ученик 1

- Мы работали над созданием проекта книги «Лекарственные растения». Сегодня мы представляем нашу работу. Книга «Лекарственные растения» содержит следующее:

а) Раздел «Введение»

Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в Древнем Египте.

На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений.

При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота. Царь приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.

Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов. Это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.

Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений.

Когда ты входишь в лес,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Здесь белая фиалка высится стройна,

Здесь белая ромашка в зелени видна.

Ландыш клонит жемчуг крупных белых слёз,

Синий колокольчик спит в тени берёз.

Здесь Иван – да – Марья, одуванчик там,

И играют звёзды ночью по волнам…

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки,

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить.

Все целебные растения

Знаем мы без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

Ученик 2 (ромашка):

- Я - ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет.

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар (слайд)

Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии, для полоскания рта и горла, при простуде. Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.

Ученик 3 (подорожник):

-Вырастает подорожник, лишь подходит срок

На земле сухой и твердой около дорог

Говорят о нем в народе добрые слова:

Вам поможет подорожник, скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил

Он тебе залечит рану и прибавит сил

Помогая молча людям, не боясь невзгод

Рядом с нами подорожник на земле живет. (слайд)

Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена. Подорожник можно встретить везде: в садах, огородах, лугах, вдоль дорог, отсюда и название.

Ученик 4 (крапива):

Крапива, многолетнее растенье,

Большие листья, мелкие цветы.

Применяют люди для леченья,

Этого растения листы.

Полезны эти листья для здоровья,

В них содержится необходимый каротин,

Повышают свёртываемость крови,

Поставляют организму витамин.

Пьют настой при атеросклерозе,

Если анемия, иль ГАСТРИТ,

Рекомендуют при гиповитаминозе,

Если астма, иль холецистит.

Щи, борщи, супы, или салаты,

Готовят из крапивы молодой,

Они вкусны, витаминами богаты,

Обладают ценностью большой.

Используют листья, семена и корневище. (слайд)

Ученик 5 (одуванчик):

Одуванчика цветок - благовестник лета

И полезен людям он - для иммунитета.

Листья одуванчика в салатике полезны,

Цветы вы заварите, чтоб силы не исчезли.

Но, всего полезней в цветочке этом корень,

Подсушенный, заваренный- по свойствам как цикорий.

Лечебный одуванчик да пусть придаст вам силы.

Здоровье пусть подарит вам одуванчик милый! (слайд)

Ученик 6 (пастушья сумка):

Пастушьей сумкой называется,

В стране повсеместно встречается.

Растет в огородах, полях и садах.

Встретишь ее вдоль дорог и канав.

Витаминов и кислот в сем растенье много-

Нет растений бесполезных, видимо, у Бога.

Настои травы при гастрите и кровотечении

После еды принимай для леченья.

Листья используй в супах и салатах,

Компрессы, примочки при ушибах и ранах.

Сумка пастушья вам снизит давление.

Да, много полезности в этом растении! (слайд)

Ученик 7 (тысячелистник):

Незаслуженно считают сорняком

Тысячелистник розовый и белый.

И, если кто с растеньем не знаком,

То знай, что лекарь он - умелый.

Цветёт-ползёт везде и всюду,

Соцветья в шапки собирая.

С болезнями бороться буду

Настоем и настойкой, о которых знаю.

При гастритах и при язвах хорош отвар травы,

Настой излечит почки и кровотеченье.

При глистах и недержанье завари,

А листья его - для ран заживленье.

Душистый, смолистый, полезный цветок,

Растет он повсюду. его полюбите.

И, если в болезни врач не помог -

Вы тысячелистником полечитесь!

Используется надземная часть растения. (слайд)

Учитель:

- Кроме перечисленных растений к лекарственным также относятся: ландыш, клевер, медуница, шалфей, чабрец, фиалка, боярышник, календула, шиповник, берёза, липа, мята, валериана, полынь, зверобой, мать-и-мачеха и мн. др. (слайды)

- Сегодня известно около 12 тысяч лекарственных растений. Но не каждое растение полезно. В природе много и ядовитых растений. Собирать можно только те растения, которые вам хорошо известны. Иначе можно нанести непоправимый вред своему здоровью.

Ученик 8:

- Следующий раздел нашей книги – «Правила сбора лекарственных растений»:

а) Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. В нашей местности часто встречаются такие лекарственные растения, как подорожник, пастушья сумка, пижма, тысячелистник, крапива, одуванчик и др. (слайды)

б) Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору от сходных видов. Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:

- рвать;

- нюхать;

- брать в рот.

Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других – листья, у третьих – стебли, у четвёртых – корневища.

в) Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы (валериана – в апреле и сентябре, мать-и-мачеха – лишь в мае, шиповник – в сентябре и т.д.).

г) Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, мешками). Договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. После сбора лекарственных трав – вымыть руки.

д) Нельзя собирать лекарственные растения у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества – продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами.

Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки.

Учитель:

- Ребята, люди, проживающие в сельской местности, соберут лекарственные растения в лесу, на лугу, в поле. Высушат их на чердаке дома. А как быть городским жителям? (в аптеке)

Физминутка

Ученик 9:

- Следующий раздел – «Загадки».

- Уважаемые гости, просим вас отгадать наши загадки про лекарственные растения.

1. Семена, как коготки,

Жёлто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает (календула)

2.Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять (одуванчик)

3. Белая корзинка — золотое донце,

В ней лежит росинка и сверкает солнце.

Мы домой её возьмём и на стол поставим.

Если вдруг мы прихворнём – мы её заварим (ромашка)

4. На пустырях и по дорогам с соцветьем беленьким сорняк,

Но изучите его свойства – быть может, взглянете не так.

Кровотеченья остановит. В Китае он – салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много в плоде, похожем на суму (пастушья сумка)

5. Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути (подорожник)

6. Тысячи листиков на нём,

Пахнет как полынка.

Попадается везде – в поле, на тропинке.

Лечит от желудка, об этом не забудь-ка! (тысячелистник)

7.Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица!

Что это за диво?

Это же … (крапива)

8. Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство (боярышник)

9. Спроси телёнка и барашка –

Цветка вкусней на свете нет.

Ведь не случайно

Красной кашкой

Его зовут за вкус и цвет (клевер)

10. Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито (шиповник)

11.Белостволая красавица бьёт нас в бане,

А нам нравится (берёза)

12. Что за древо-медонос

Манит пчёл, шмелей и ос?

И людей зовёт, пленит

Мелких цветиков магнит.

От простуды и от гриппа

Нас спасает в зиму... (липа)

13. Коль в ночи опять не спится,

Не сомкнуть никак ресницы,

Простынь в ёрзанье измята –

Выпей чай из листьев ... (мяты!)

14. Кошачья травка -

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку (валериана)

15. Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной (ландыш)

16. Горькая травка,

К животу поправка,

И сама душиста,

И метёт чисто (полынь)

17. Это прозвище недаром у красивого цветка.

Капля сочного нектара и душиста и сладка.

От простуды излечиться

Нам поможет … (медуница)

18. Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи (малина)

19. На опушке у пеньков

Много красных огоньков.

Ах, ты только погляди—ка:

Да ведь это … (земляника)

20. Судя по названию, это растение ядовито для животных. А люди лечат им самые разные недуги (зверобой).

- Молодцы! Знаете лекарственные растения. Спасибо за участие.

Ученик 10:

- И последний раздел нашей книги – «Рецепты народной медицины». Это настойки и отвары из лекарственных растений. Примите от нас эти скромные подарки (дети дарят гостям рецепты).

Инсценирование стихотворения Руси Белой «Лекарственные растения»

Я сегодня услыхала

Жаркий спор целебных трав.

Как черника с земляникой

Разбирались, кто же прав:

Кто кого из них полезней,

Кто от всех спасёт болезней,

«Я черники много лучше», -

земляника говорит,-

Хоть расту в лесу дремучем,

Улучшаю аппетит,

Ещё жажду утоляю,

И желудку помогаю,

Мой лекарственный настой

От простуд рецепт простой.

Я давление снижаю,

Биться сердцу помогаю,

Раны быстро заживлю,

Коже молодость продлю!»

Возразила ей черника:

«Я полезней, спору нет.

Потому что для людей я

На сто бед один ответ.

Мой сироп снижает резко

В крови сахар у людей

Обладаю я уменьем

Лечить горло у детей

При гастрите и колите

Мой настой поможет всем

При ожогах, стоматите,

Всех избавлю от проблем!»

«С вами, девочки, поспорю,-

Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

Никто лучше меня сердце

Не лечил с далёких пор.

Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

Майский ландыш предложил.

И пошли они все вместе

Искать, кто б их рассудил.

Все, кого они встречали,

Только стеблями качали:

Говорили, что они

И полезны, и нужны.

И багульник, и душица,

Клевер, спаржа, медуница,

И лаванда, и чабрец,

И фиалка, наконец.

Оказался всех мудрей

Лишь лекарственный шалфей.

Он сказал: «Все вы полезны,

Вы - лекарства для людей,

Помогаете от болезней,

Только каждый от своей.

Спорить быстро перестаньте,

И не тратьте время зря,

А в дорогу собирайтесь:

Ждёт вас каждая семья!»

Ученик 11:

- Презентация нашего проекта подошла к концу. Спасибо за внимание!

Учитель:

- Спасибо и вам, ребята! Вы проделали очень большую работу: самостоятельно, а также с помощью родителей, библиотекаря нашли богатый материал о лекарственных растениях. Кроме того, мы с вами совместно приготовили выставку книг о лекарственных растениях. Если какая-либо книга вас заинтересует, можете взять и почитать её.

Теперь вы знаете правила сбора лекарственных растений, расширили свои знания о разнообразии лекарственных растений. А значит, можете смело их собирать, сушить, сдавать в аптеку. Но пока ещё вместе со взрослыми.

Закрепление знаний о лекарственных растениях

Викторина

1.Какие вы знаете лекарственные растения?

2.Какие лекарственные растения собирают на огородах?

3.Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете?

4.Какие части растений используют для лечения?

5.Сколько существует видов лекарственных растений?

6.В какой период собирают лекарственные растения?

7.Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль?

8.Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых?

9.Какая ягода заменяет лимон? (клюква)

10.Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (чёрной смородины, шиповника, рябины)

11.Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает?

Игра «В путь за лекарственными растениями»

Дети по очереди берут картинки с лекарственными растениями, говорят название. Выигрывает тот, кто больше «соберёт» растений.

Итог урока

-Молодцы! Ещё раз спасибо за проделанную работу. Книга получилась интересной, познавательной.

- Скажите, вам интересно было работать над проектом?

- Что вы узнали, когда готовили этот проект?

- А чему научились, работая над проектом?

Оценки.

infourok.ru