Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Конспект урока по биологии в 7 классе "Многообразие растений и животных, принципы их классификации". Классификация растений 7 класс


Классификация цветковых растений (7 класс)

Обобщающий урок.

Классификация цветковых растений.

Задачи:1.Обобщить знания учащихся о характерных особенностях растений семейств класса двудольных и однодольных, их многообразие, значение в природе и народном хозяйстве.

2.Развивать навыки работы с компьютерной техникой, пользуясь определительными карточками, совершенствовать умения определять растения, сравнивать, делать выводы.

3.Воспитовать бережное отношения к природе, а так же соблюдать свое здоровье, используя дары природы.

Цель: Оценить уровень усвоения теоретического материала и освоение навыков практической работы.

Тип урока: Урок проверки и оценки знаний, умений, навыков.

Форма учебной деятельности: Комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя: Организация повторения изученного материала, эвристическая беседа, лабораторная работа.

Оборудование: компьютеры, рисунки, гербарии, доп.литература.

Ход урока: 1.Организационный момент.

2.Выполнение индивидуальных работ.

3.Фронтальный опрос.

4.Работа со слайдами.

5.Физ. минута.

6.Сообщение ребят.

7.Тренажор для логического развития мышления.

8.Рассказы о прекрасном мире цветов.

9.Итоговое тестирование.

10.Выводы. Выставление оценок.

11.Ознакомление с доп. литературой.

На экране слайд №1 – поле ромашек.

Мы с вами изучили такую тему, которое имеет огромное значение для нашего эстетического и практического развития, а так же бережного отношения к природе и к своему здоровье.

Цель нашего урока заключается в том, чтобы закрепить полученные знания и использовать их в своей жизни.

За компьютерами сидящие ребята выполняют тестовые задания.

1.Признаки отдела покрытосеменных:

А) стержневая корневая система Б) корень, побег, цветок, плод с семенами

В) корневище Г) корень, побег, семя

2.Признаки класса двудольных:

А) плод ягода Б) плод зерновка

В) стержневая корневая система, зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилкование листьев.

Г) корень, побег, цветок, плод с семенами

3.Растения семейства пасленовых:

А) овес, рожь, пшеница Б) томат, дурман, картофель, баклажан

В) редька, репа, капуста Г) астра, василек, одуванчик

4.Ядовитое растение:

А) дурман обыкновенный Б) пастушья сумка

В) паслен черный Г) горчица полевая

5.На родство растений одного семейства указывает:

А) их способность к фотосинтезу Б) использование кислорода для дыхания

В) общие признаки в строении их цветка

Г) произрастание на одной территорий

6.Наиболее крупная систематическая единица:

А) отдел Б) царство В) вид Г) семейства

7. Систематическая категория, объединяющая виды:

А) класс Б) род В) семейство Г) отдел

8.Клубеньки, обогащающие почву азотом, образуются на

корнях растений семейства:

А) злаков, Б) бобовых, В) пасленовых, Г) лилейных.

Определить по гербариям – растение, дать им систематику (на листках бумаги)

Гербарий семейств: 1.Крестоцветные – Пастушья сумка.

2.Розоцветные – Земляника лесная.

3.Бобовые – Донник лекарственный.

4.Пасленовые – Петуния гибридная.

5.Сложноцветные – Чертополох обыкновенный.

6.Лилейные – Ландыш майский.

7.Злаковые – Мятлик луговой.

Указать на доске систематику: Лилия тигровая, Ромашка аптечная.

Указать на доске формулы цветков из семейств: Крестоцветных, Пасленовых, Бобовых, Розоцветных, Сложноцветных, Лилейных, Злаковых.

А с остальными выполним программированное задание. На экране указаны признаки растений. Вы должны определить, сколько классов и семейств указано и под какой цифрой они обозначены (выполняют вначале самостоятельно, а затем проверяем).

На экране слайд №2 признаки растений.

  1. Корень стержневой.

  2. В зародыше семени 1 семядоля.

  3. В цветке Ч4 Л4 Т6 П1

  4. Жилкование листьев сетчатое.

5. Мочковатый тип корневой системы.

6. Между корой и древесиной расположен камбий.

7. Жилкование листьев параллельное или дуговое.

8. В зародыше семени 2 семядоли.

9. В цветке околоцветник отсутствует, Л6 Т6 П3

10. Камбии в стебле нет.

-Проверяем задания у ребят, которые работали около доски.

-Определяем классы и семейства программированного задания.

Теперь переходим к следующему этапу нашего урока. Вы должны дать характерные особенности семейств, класса однодольных и двудольных растений.

На экране слайд №3,4,5,6 – Особенности семейств.

1.Характеристика Пасленовых.

2.Характеристика Сложноцветных.

3.Характеристика Бобовые.

4.Характеристика Злаковые.

Итак, дали характеристики семействам. А теперь, выясним, что является лишним в группах растений и почему.

Показ слайдов № 7,8,9,10,11 – Что лишнее?

1.РОЗА, ТОМАТ, МАЛИНА, ПЕРСИК.

2.БЕЛЕНА ЧЕРНАЯ, ПЕРЕЦ, ТОМАТ,КАРТОФЕЛЬ ЧИЛИЙСКИЙ.

3.ПОДСОЛНЕЧНИК, ЯБЛОНЯ ДИКАЯ, ИРИС, КАПУСТА БРЮССЕЛЬСКАЯ.

4.ПШЕНИЦА,

5.ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА, ЗЕМЛЯНИКА ЛЕСНАЯ, ЕЖЕВИКА, БОЯРОШНИК.

Физ. минутка (музыка)

Вниз три наклона, наклоняемся до пола,

А потом прогнемся сразу глубоко назад три раза.

Выполним рывки руками 1,2,3,4,5,

А теперь присядем, чтобы сильней и крепче стать.

Вверх потянемся, потом шире руки разведем.

Мы размялись от души и за парты вновь спешим.

А теперь представьте себе, что вы приходите к другу, а он болен. Его мучает кашель и насморк, болит горло, высокая температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях из изученных семейств?

Сообщение «Народные средства для лечения от простудных заболеваний, т.е. от повышенной температуры, боли горла, кашля, насморка».

1.Хорошее средство от кашля – редька с медом. Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли две чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 ч. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить 3-4 раза в день до еды.

2.При простудных заболеваниях хорошим средством считается сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 10 – 15 минут и пьют как чай 2-3 раза в день с последующим укутыванием в постели.

3.Рекомендуем вдыхание пара, получаемого при раздавливании только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.

4.Если кашель только начинается, то поможет сок лука. Надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке.

Теперь вы должны, определить к какому семейству эти растения относятся, которые буду вам называть.

Лук репчатый, астра китайская, клевер белый, петуния гибридная, чина лесная, ромашка лекарственная, гладиолусы, роза эфиромасличная, мать – и – мачеха, клевер белый, кукуруза, василек луговой.

Проведем с вами небольшой тренажер от общего к частному.

Расположите понятия так, чтобы слева располагались общие понятие, в середине - промежуточное, а справа – частное. Пример, «Низшие растения – водоросли – улотрикс».

Название слов указаны на слайде.

Слайд №12 - От общего к частному.

1.Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные (двудольные, крестоцветные, ярутка полевая).

2.Лесное растение, дуб, дерево (лесное растение, дерево, дуб).

3.Крыжовник, цветковое растение, кустарник (цветковое растение, кустарник, крыжовник)

4.Пыльник, тычинка, цветок (цветок, тычинка, пыльник)

5.Вид, семейство, род (семейство, род, вид)

6.Ландыш майский, однодольное, лилейные (однодольные, лилейные, ландыш майский).

С древних времен, любуясь цветами, поэты, одушевляли их, находя в них сходство с красивой девушкой или стройным юношей, создавали разные поэтические истории о превращении людей в цветы. И до сих пор сохранились легенды о волшебном появлении того или иного цветка.

(на экране слайды цветов, ученики рассказывают о цветах, легенды о них, под тихую музыку).

Слайды №13, 14, 15 – Прекрасный мир цветов.

Легенда о нарциссах.

Лучистый, нежно-белый цветок нарцисса склонен набок и как бы смотрит желтыми глазами вниз.

В древней Элладе, где плещет о темные скалы,

Где опрокинута чашей глубокая синь,

Юноша жил темнокудрый, легкий и статный, как тополь,

Первый во всех состязаниях – в плаванье, беге, борьбе.

Часто, склоняясь над водою среди камышей и кувшинок

Где- нибудь в сонном заливе или озерной тиши,

Не уставал любоваться собственным он отраженьем,

Думая: «Как я прекрасен, лучше я всех на земле!»…

Легенда о превращении юноши Нарцисса в цветок, созданная поэтами, и дала ему видовое название «Нарцисс поэтический». Все нарциссы так нежны и прекрасны. Они вызывают восхищение. В Турции сохранилась старинная поговорка: «У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб – пища для тела, цветок – пища для души». У многих народов в разные времена один и тот же цветок имел различное значение. В Греции нарцисс считался цветком погибших, а в Риме он был цветком победы. В Швейцарии устраивался праздник нарциссов.

Легенда о лилии.

Дожди посетить нас забыли ли,

Иль впрямь загостилась жара,

Но свежи в саду только лилии,

Головки качая с утра…

Белые цветы лилий вызывают целый рой образов. Лилии получили свое название от древнегальского слово «ли-ли» - «белый – белый». Столица древней Персии называется Суза – город лилий. Особое место занимали лилии в истории Франции. Король франков Людвиг одержал победу над германцами у реки Ли, где росли лилии. Возвращаясь с поля битвы, солдаты украсили свои шлемы и щиты этими цветами. С тех пор знамена Франции украшают три лилии. 300 лет назад были вычеканены монеты «Золотые и серебряные лилии». Цветы лилии заполняли сады, и Францию называли королевством лилий. (Рассказать легенду о Жанне ДАрк).

Легенда о розе.

У роз особый аромат, то сильный, то нежный, чуть веющий.

В древней Греции поэты называли розу царицей цветов. Сказания древней Индии говорят о том, что богиня Красоты и Любви Лакшими родилась из бутона розы. Персия, где издавна любили розы, носит название «Гюлистан» - «Сад роз». В Англии 500 лет назад в течение тридцати лет не прекращалась «Война Алой и Белой роз». На знаменах и гербах воюющих сторон изображены розы. Много легенд и событий связано с этим прекрасным цветком. Поэты воспевают красоту и в наши дни. Ни одному цветку не посвящено столько стихов, романов и сказок.

Под солнцем горячего юга,

Забыв про снега и морозы,

На стеблях, что гнутся упруго,

Раскинулись заросли роз.

Быть может на свете нет краше

Таких ярко-алых цветов –

Недаром в их пышные чаши

И запах налит до краев.

(Ознакомить с дополнительной литературой имеющиеся в библиотеке).

Проверить тестовые задания у ребят, выполнявших за компьютерами (вопросы на экране).

Слайд №16 – тест.

1.Признаки отдела покрытосеменных:

а) стержневая корневая система, б) корень, побег, цветок, плод с семенами, в) корневище, г) корень, побег, семя

2.Признаки класса двудольных:

а) плод ягода, б) плод зерновка, в) корень, побег, цветок, плод с семенами,

г) стержневая корневая система, две семядоли, сетчатое жилкование листьев.

3.Растения семейства пасленовых:

а) овес, рожь, б) томат, картофель,

в) редька, репа, г) астра, одуванчик.

4.Ядовитые растение:

а) дурман обыкновенный, б) пастушья сумка,

в) паслен черный, г) пырей ползучий.

5.Растения семейства злаков имеют общие признаки:

а) листья сложные, б) стебель соломина, в) плод стручок, г) плод зерновка

6.Наиболее крупная систематическая единица:

а) отдел, б) царство, в) вид, г) семейства.

7.Систематическая категория, объединяющая виды:

а) класс, б) род, в) семейства, г) отдел.

8.Клубеньки, обогащающие почву азотом, образуются на корнях растений семейства:

а) злаков, б) бобовых, в) пасленовых, г) лилейных.

infourok.ru

Классификация покрытосеменных - ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ - РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ - Биология 7 класс

Раздел 2. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

 

Тема 6. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ

 

42. Классификация покрытосеменных

 

Классификация в биологии — это распределение живых организмов по определенной системе подчиненных групп - таксонов.

Биологический словарь

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Отдел Покрытосеменные принадлежит к царству Растения. Его разделяют на два класса:

Двудольные и Однодольные. Эти названия существуют с глубокой древности, хотя сейчас и не отвечают требованиям науки систематики. Разделение покрытосеменных на два класса базируется на основе совокупности признаков: 1) строение цветка: 2) тип и строение семени и плода; 3) строение вегетативных органов; 4) внутреннее строение подобное (ил. 42.1).

Самыми общими признаками растений, которые относят к классу Двудольные, являются: стержневая корневая система; листья простые и сложные, преимущественно с сетчатым жилкованием; четырех - или пятичленные цветки; семя с двумя семядолями и тому подобное. Среди двудольных большое разнообразие деревьев (например, дуб, ива, яблоня, вишня), кустов (например смородина, калина, шиповник), трав (пшеница, клевер, мята т. п), которые живут в разных условиях. К двудольным относятся большинство плодовых, ягодных, овощных, масличных, декоративных, лекарственных растений и тому подобное.

Ил. 42.1 Двухдольная (1 — мышиный горошек) и однодольна (2 — рябчик шахматный) растения

 

Растения класса Однодольные имеют стержневую корневую систему, простые листья, параллельное или дуговое жилкование; трехчленные цветки; семя с одной семядолей и тому подобное. Подавляющее большинство однодольных — это травянистые растения, которые хорошо переносят неблагоприятные условия существования. Класс Однодольные включает много важных сельскохозяйственных растений: злаковые (например пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис), овощные (например спаржа, лук, чеснок), декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты) и тому подобное.

Ил. 42.2 Однодольна растение вороний глаз

УГЛУБЛЕНИЕ ТЕМЫ

Можно ли по одному признаку определить принадлежность растения к тому или иному классу?

В основу классификации покрытосеменных положены особенности строения цветка, соцветий и плодов, количество семядолей в семени, тип корневой системы, особенности строения листьев и стебля и тому подобное. Большое значение для классификации имеет строение околоцветника, тычинок, пестиков. Однако не существует ни одного признака, по которому можно было бы четко указать принадлежность растения к одному из классов. Среди двудольных есть растения с признаками однодольных (например подорожник с дуговым жилкованием листьев), и, наоборот, среди однодольных есть растения с признаками двудольных (например вороний глаз с сетчатым жилкованием листьев) (ил. 42.2). Следовательно, отнести растение к каждому из классов можно только по определенной совокупности признаков.

Ил. 42.3 Признаки дводольної растения

Какие наиболее характерные признаки растений класса Двудольные?

В семени двудольных есть два зародышевых листка — семядоли. В них содержатся запасные питательные вещества, которые проросток использует во время развития. У двудольных обычно развита стержневая корневая система. Это объясняется тем, что главный корень, который образуется из зародышевого корня, живет длительное время. Большинство двудольных в стеблях и корнях имеют боковую образующую ткань — камбий, обеспечивающая рост этих органов в толщину. Листья двудольных бывают простыми или сложными, имеют обычно сетчатое жилкование. Основное число частей цветка в основном равняется или кратно 5, реже 4 (ил. 42.3). К классу Двудольные относят около 2/3 видов покрытосеменных, которые объединяют в 429 семей, из которых в Украине есть представители около 180. Самыми распространенными в природе или в культуре в нашей стране есть представители семей Кувшинками, Лютиковые, Кактусовые, Буковые, Березовые, Тыквенные, Капустные, Розовые, Бобовые, Сельдерейные, Пасленовые, Астровые и тому подобное.

Какие признаки являются общими для класса Однодольные?

В семени однодольных есть один зародышевый листок. Однако в нем нет питательных веществ. Эта семядоля, которую называют щитком, выполняет функцию всасывания питательных веществ из запасальної ткани семени — эндосперма. Главный корень у них рано отмирает, вместо него развиваются дополнительные корни, из которых формируется мочковатая корневая система. Камбий у них отсутствует, поэтому утолщение вегетативных органов ограничено. Листья простые, как правило, имеют дуговое или параллельное жилкование (ил. 42.4). К классу Однодольные относят около 1/3 видов покрытосеменных, которые объединяют в 104 семьи. Общие представления о этот класс дают семейства Лилейные, Луковые, Зозулинцеві, Осоковые, Злаковые, Пальмовые, Ряскові тому подобное.

Ил. 42.4. Признаки однодольного растения

schooled.ru

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ - БИОЛОГИЯ - Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения - Тестовые задания 7 класс

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Вариант 1

Выберите правильный ответ.

1. Для двудольных растений не характерен признак:

а) перистое жилкование листьев;

б) стержневая корневая система;

в) число частей цветка кратно 3;

г) многообразие жизненных форм;

д) цветки опыляются насекомыми.

2. Наиболее точно определить принадлежность растения к определенному семейству позволяет:

а) строение цветка;

б) тип корневой системы;

в) жилкование листьев;

г) строение листовой пластинки;

д) жизненная форма.

3. Названием рода является:

а) однодольные;

б) крестоцветные;

в) василек луговой;

г) пшеница;

д) покрытосеменные.

4. Для растений семейства Злаки характерен признак:

а) в стебле отсутствует сердцевина;

б) в основном насекомоопыляемые;

в) стебель хорошо растет в толщину;

г) многообразие жизненных форм;

д) яркий околоцветник.

5. Кочан, образующийся у многих сортов культурной капусты, представляет собой:

а) плод;

б) недоразвитое соцветие;

в) почку;

д) околоплодник без семян;

г) видоизмененное семя без семенной кожуры.

6. Рапс и горчица относятся к растениям семейства:

а) Пасленовые;

б) Крестоцветные;

в) Злаковые;

г) Бобовые;

д) Розовые.

7. Сросшиеся лепестки венчика характерны для растений семейства:

а) Пасленовые;

б) Крестоцветные;

в) Злаковые;

г) Бобовые;

д) Розовые.

8. Для пищевых целей в наименьшей степени человеком используются плоды растений семейства:

а) Пасленовые;

б) Крестоцветные;

в) Злаковые;

г) Бобовые;

д) Розовые.

9. Наименьшее количество тычинок имеют цветки семейства:

а) Пасленовые;

б) Крестоцветные;

в) Злаковые;

г) Бобовые;

д) Розовые.

10. Укажите, в какой последовательности появились перечисленные признаки и органы у фотосинтезирующих организмов:

1) протонема;

2) главный корень;

3) корневище;

4) двойное оплодотворение;

5) клеточная стенка.

а) 5, 1, 3, 2, 4;

б) 1, 5, 2, 3, 4;

в) 5, 1, 3, 4, 2;

г) 3, 1, 5, 2, 4.

Закончите предложение.

11. Сходные семейства в классификации растений объединяются в ....

12. Согласно бинарной номенклатуре первое слово в двойном названии растения обозначает....

13. Нижняя часть стебля злаков, где происходит образование придаточных корней и боковых почек, называется ....

14. Пленчатый вырост листьев злаков, который расположен в месте перехода влагалища в листовую пластинку, — ....

15. Образования, возникающие на корнях бобовых растений в результате симбиоза с бактериями, называются ....

16. Сожительство корней бобовых растений с азотфиксирующими бактериями называется....

17. Часть семени, в которой хранятся питательные вещества у злаковых растений, называется ....

18. Непарный лепесток в цветке гороха называется ....

19. У злаковых растений корневая система ....

20. Кроме соцветия кисть для бобовых растений характерно соцветие ....

Вариант 2

Выберите правильный ответ.

1. Укажите, какой из признаков однодольных растений часто встречается и у двудольных растений:

а) простые листья;

б) отсутствие камбия;

в) параллельное жилкование листьев;

г) стебель соломина;

д) число частей цветка кратно 3.

2. Наиболее точно определить принадлежность растения к определенному классу цветковых растений позволяет:

а) жизненная форма;

б) окрашенный венчик;

в) способ опыления;

г) количество семядолей;

д) тип корневой системы.

3. Наиболее родственные между собой растения объединены в:

а) порядок;

б) отдел;

в) царство;

г) класс;

д) семейство.

4. Признаком, позволяющим наиболее точно определить принадлежность растения к семейству Бобовые, является:

а) тип плода;

б) тип корневой системы;

в) тип жилкования листьев;

г) тип соцветия;

д) наличие в семенах белка.

5. У савойской капусты в пищу используется:

а) стебель;

б) соцветие;

в) верхушечная почка;

г) плод;

д) пазушные почки.

6. Петуния и физалис относятся к растениям семейства:

а) Пасленовые;

б) Крестоцветные;

в) Злаковые;

г) Бобовые;

д) Розовые.

7. Неправильные цветки характерны для растений семейства:

а) Пасленовые;

б) Крестоцветные;

в) Злаковые;

г) Бобовые;

д) Розовые.

8. Наилучшими предшественниками для выращивания сельскохозяйственных культур являются растения семейства;

а) Пасленовые;

б) Крестоцветные;

в) Злаковые;

г) Бобовые;

д) Розовые.

9. Наибольшее количество ядовитых растений встречается среди растений семейства:

а) Пасленовые;

б) Крестоцветные;

в) Злаковые;

г) Бобовые;

д) Розовые.

10. Укажите, в какой последовательности появились перечисленные признаки и органы у фотосинтезирующих организмов:

1) корень;

2) пыльцевая трубка;

3) фотосинтез;

4) околоплодник;

5) ткани.

а) 1, 5, 3, 2, 4;

б) 3, 1, 5, 2, 4;

в) 3, 5, 1, 2, 4;

г) 3, 5, 2, 1, 4.

Закончите предложение.

11. Сходные классы в классификации растений объединяются в ....

12. Ввел в обиход принцип бинарной номенклатуры при классификации организмов....

13. Наружные элементы околоцветника цветка злаков называются ....

14. Удлинение стебля за счет деления клеток образовательной ткани, которая находится в его узлах, называется ....

15. Нижние лепестки в цветке бобовых растений образуют ....

16. Часть семени, в которой хранятся питательные вещества у бобовых растений, называется....

17. Количество тычинок в цветках бобовых растений равно ....

18. У капусты плод называется ....

19. Для крестоцветных растений характерно соцветие ....

20. У растений семейства Розовые количество чашелистиков и лепестков венчика обычно равно ....

Вариант 3

Выберите правильный ответ.

1. Стебель многолетних двудольных растений толще стебля однодольных растений благодаря тому, что у них:

а) в отличие от однодольных растений, развита механическая ткань;

б) в стебле имеется камбий;

в) имеется вставочный рост;

г) более крупные листья;

д) более крупные плоды.

2. Наиболее точно определить принадлежность растения к определенному отделу позволяет:

а) наличие семени;

б) наличие стержневой корневой системы;

в) образование пыльцевой трубки;

г) опыление при помощи ветра;

д) развитие околоплодника.

3. Наименьшим родством обладают растения, объединенные в:

а) род;

б) порядок;

в) отдел;

г) класс;

д) семейство.

4.

compendium.su

Дидактическая игра по биологии для 6-7 класса по теме «Классификация растений. Класс Двудольные»

 Дидактическая игра по биологии для 6-7 класса

по теме: «Классификация растений. Класс Двудольные»

Класс делится на 5 групп, каждой группе достается название семейства класса Двудольные растения (Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Бобовые). Также каждой группе раздаются карточки с изображением признака какого-либо семейства. Из них нужно выбрать те, которые соответствуют данному им семейству.

Семейства класса Двудольные

Двудольные — это самый многочисленный класс цветковых растений (около 75%). Количество семейств в классе более 350. Представители семейства Двудольные имеют похожее строение цветка.

В семейство Розоцветные входит более 3 тыс. видов. Среди них роза, вишня, малина, яблоня. Есть древесные, травянистые формы и кустарники. Цветок имеет двойной околоцветник, чашечку из пяти свободных чашелистиков, такой же венчик, много тычинок и пестиков (малина, земляника) или много тычинок и один пестик (вишня, яблоня). Плод — яблоко, костянка, сборная семянка или костянка.

Среди розоцветных много видов, которые использует человек. Это плодовые деревья (яблоки, груши, абрикосы, сливы и др), малина, земляника. Также много декоративных растений (роза, сакура).

Семейство Бобовые включает около 17 тыс. видов. Представителями этого семейства являются горох, фасоль, люпин, соя, клевер, акация, арахис и др. Многие из них древние культурные растения. Особенностью бобовых растений является то, что у них на корнях имеются азотфиксирующие клубеньки. У всех бобовых сложные листья с прилистниками.

Цветки бобовых неправильной формы, у ряда видов два лепестка срастаются у основания. Всего лепестков пять, тычинок десять. Плод боб.

Бобовые растения являются важным кормом для травоядных животных (клевер, люцерна, вика, верблюжья колючка), есть лекарственные растения, медоносы (донник, чины, клевер), декоративные растения (душистый горошек, люпин, акации).

Семейство Крестоцветные включает более 3 тыс. видов, большинство представителей травянистые растения, произрастающие в умеренной зоне Северного полушария. Представителями семейства крестоцветные являются капуста, редька, хрен, горчица, рапс, пастушья сумка, сердечник и др. Среди крестоцветных много культурных, лекарственных, декоративных растений, есть медоносы и много сорняков.

Цветок крестоцветных состоит из четырех чашелистиков и лепестков, шести тычинок, четыре из которых длинные, и одного пестика. Цветки обычно образуют соцветие кисть. Плод стручок или стручочек.

Родиной представителей семейства Пасленовые является Америка. К пасленовым относятся картофель, томат, перец, баклажан, петуния, паслен и др.

В цветке пасленовых по пять чашелистиков, лепестков и тычинок, один пестик. Чашелистики и лепестки сросшиеся. Плод ягода (картофель, томат) или коробочка (петуния, табак).

Семейство Сложноцветные — это самое крупное семейство класса Двудольные. Оно насчитывает около 20 тыс. видов. Сложноцветные распространены повсеместно, большинство их представителей — травы. Особенностью сложноцветных являются мелкие цветки, собранные в соцветия корзинки. Представителями сложноцветных является подсолнечник, василек, ромашка, мать-и-мачеха, нивняк, цикорий. Много медоносных и лекарственных растений.

Чашечка у цветков сложноцветных чаще всего отсутствует, венчик из пяти лепестков срастается и выглядит как трубочка, язычок или воронка. Плод семянка или летучая семянка (одуванчик).

 

Ч(2+2)Л(2+2)Т(4+2)П(1)

Ч(5)Л(5)Т(5)П(1)

   

Семейство Розоцветные

Семейство Бобовые

Семейство Сложноцветные

Семейство Пасленовые

Семейство Крестоцветные

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Систематика растений.(7 класс).

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Ботаника
advertisement advertisement
Related documents
При выполнении заданий В1-В2 выберите три верных из шести.
Приложение№3 Вопросы по биологии А
Урок 8 Тема урока: ВЕЛИКИЕ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ Цель
Тест по теме «Строение живых организмов» 6 класс
"Науки о биологическом многообразии" модуль "Ботаника"
БИОЛОГИЯ ОСЕННЯЯ СЕССИЯ 2013
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
Календарный план лабораторных занятий и рейтинг Модуля 2
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
«БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ 7
Демонстрационный вариант. Итоговое контрольное
Подведём итоги: что мы узнали о питании организмов.
(DOCX, 153KB)

studydoc.ru

Конспект урока по биологии в 7 классе "Многообразие растений и животных, принципы их классификации"

Поурочное планирование. Биология – 7 класс. Разнообразие живых организмов

Тема: Эволюция живой природы.

Урок № 7

Дата урока:

Тема урока: Многообразие растений и животных. Принципы их классификации..

Цель урока:

Учебная: рассмотреть отличительные признаки представителей разных царств живой природы.; изучить систему растений и животных как отображение эволюции.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы обучающихся на уроке, умения работать с компьютерной техникой, проводить сравнительный анализ развивать логическое и критическое мышление у учащихся, устную речь, самостоятельность, формулировать выводы. Развивать умения и навыки работы в группах; с дополнительной литературой. Развивать творческие способности детей на уроке биологии.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение обучающихся к природе, воспитывать культуру общения, порядочность, внимание, наблюдательность, прилежность, аккуратность, экологическую культуру, любовь к природе, дисциплинированность

Планируемее результаты:

Определять предмет изучения систематики, естественной классификации.

Называть отличительные систематические признаки царств живой природы- Бактерий, грибов. Растений, Животных.

Характеризовать вклад К. Линнея в развитие биологической науки.

Оборудование: РТПБ, электронное приложение к учебнику, таблица « Систематика организмов», коллекция таксономических единиц разных систематических групп.

Базовые понятия и термины: систематика, вид, род, семейство, порядок, отряд, царство, систематические группы.

Тип урока: изучения нового материала

Структура урока

  1. Организационный этап ……………………………1—2 мин.

  2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности …..…7 мин.

III. Изучение нового материала ……...…35 мин.

IV.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся- 10 мин.

  1. Домашнее задание …………………………… 1—2 мин.

  2. Подведение итогов урока …………………………3 мин.

Ход урока

I. Организационный этап. .

П. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

  • Каковы представления о возникновении жизни на Земле7

  • Какие важные события для дальнейшей эволюции живой природы произошли в архее и протерозое?

  • Как изменилась жизнь в палеозое?

  • Какие группы организмов достигли расцвета в мезозое и кайнозое?

111.Мотивация учебной деятельности. Сегодня на уроке вы узнаете:

Для чего необходима систематика как наука.

Вспомните

3. Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами беседы по плану, используя презентацию и видеоролики:

Запись в тетрадь:

Аристотель родился в Северной Греции, в городе Стагире. Его отец, придворный врач македонского царя, сам обучал мальчика врачебному искусству и философии.

В 15 лет Аристотель потерял родителей, и заботы о нём принял его опекун, Проксен, под руководством которого Аристотель продолжил своё образование. В этот период Аристотель начал изучать растения и животных.

В семнадцатилетнем возрасте Аристотель уезжает в Афины, где становится учеником великого философа Платона. После смерти своего учителя Аристотель покидает Афины и уезжает в Малую Азию, где его застаёт предложение от македонского царя Филиппа стать учителем его сыну — Александру, будущему Александру Македонскому.

В 335 году до н. э. Аристотель вернулся в Афины и создаёт там свою школу (Ликей или лицей).

Аристотелем было написано достаточно много трактатов по различным наукам. Философия Аристотеля стремилась охватить различные области живой и неживой природы. Изучению растительного мира он посвятил свой труд «Теория растений». Аристотель признавал существование в мире двух царств: царства неодушевлённой природы и царства живых, или одушевлённых, существ.

Аристотель

384–322 до н. э.

древнегреческий философ

Теофраст родился в Эресе на острове Лесбос, учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом.

Теофраст определял ботанику как науку о растениях. Это и запечатлено в её названии. Говоря о растениях, он несомненно имел в виду особей растений, а не виды, поскольку систематики растений в нашем понимании тогда просто ещё не существовало. Мир растений делили на деревья, травы, кустарники, лианы и более дробные подразделения в пределах этих групп.

Разносторонний учёный, Теофраст наряду с Аристотелем является основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе он выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания).

Теофраст автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и других науках).

Теофраст

372–287 до н. э.

древнегреческий философ

Число видов разных групп живых организмов

Система живой природы Бактерии

Синезелёные

Грибы

Грибы

Надцарство ядерные (эукориоты)

Растения

Водоросли (сборная группа отделов)

Лишайники

Моховидные

Папоротниковидные

Хвощевидные

Плауновидные

Голосеменные

Покрытосеменные

Двудольные

Однодольные

Животные

Простейшие

Корненожки

Жгутикове

Инфузории

Кишечнополостные

Гидроидные

Медузы

Полипы

Плоские черви

Ресничные черви

Ленточные черви

Круглые черви

Круглые черви

Кольчатые черви

Малощетинковые

Многощетинковые

Моллюски

Брюхоногие

Двустворчатые

Членистоногие

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Хордовые

Ланцетники

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

Класс — одна из высших систематических категорий, в которую объединяют родственные порядки или отряды.

Род — основная надвидовая систематическая категория, объединяющая близкородственные виды.

Семейство — систематическая категория, объединяющая близкие роды, имеющие общее происхождение.

Семейство — систематическая категория, объединяющая близкие роды, имеющие общее происхождение.

Царство — самая высшая систематическая категория в классификации организмов.

Линней родился в Швеции, в деревеньке Розгульт в семье пастора 13 мая 1707 года.

Отец был большим любителем цветов и садоводства. В живописном Стенброгульте он развёл сад, который вскоре сделался первым во всей провинции. Мальчику отвели особый уголок в саду, несколько грядок, где он считался полным хозяином. Это место так и называли — «садик Карла».

Когда Карлу минуло десять лет, его отдали в начальную школу в городке Вексие. По окончании гимназии Карл поступил в Лундский университет, но вскоре перешёл оттуда в один из самых престижных университетов Швеции в городе Упсала. Линнею было всего 23 года, когда он начал преподавать в университете.

Основным делом своей жизни Линней считал систематизацию растений. Главная работа «Система растений» заняла целых 25 лет, и только в 1753 году Линней опубликовал свой главный труд.

Линней предложил бинарную номенклатуру — систему научного наименования растений и животных. Каждое название, по его мнению, должно было состоять из двух слов — родового и видового обозначений.

Применённый им принцип оказался очень удобным и стал общепринятым в научной классификации, сохранив своё значение и в наше время.

Линней Карл

1701–1778

шведский врач и натуралист, заложил основы научной классификации живых организмов

  1. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

  • Какие задачи решает систематика?

  • Какие систематические группы приняты в современной классификации растений, грибов и животных?

  • Что обозначает двойное название вида?

  • Определите, к какому роду принадлежат виды тполь белый, или серебристый, и осина, или Тополь дрожащий.

Выполнить 1- 5 упрж в РТПБ на стр 10

V. Домашнее задание

По учебнику прочитать §8, стр 24- 25 повторить § 7, ответить на вопросы в конце параграфа на стр 25, выучить термины . электронное приложение к учебнику, выполнить в РТПБ – упрж 6- 8 на стр 10- 11.

VI Подведение итогов урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.

infourok.ru

Урок – обобщение по теме «классификация живых организмов систематика растений» (7класс) цель задачи

Урок – обобщение по теме: «Классификация живых организмов. Систематика растений». (7класс)

Цель: Систематизировать и проверить знания учащихся об основных царствах живых организмов, о классах, отделах, семействах царства растений, особенностях их строения, распространения, размножения и роли в природе и в жизни человека.

Задачи:

  • Образовательная – обобщить знания о многообразии растительного мира; закрепить знания о семействах цветковых растений, их характерных признаках, о значении растений в природе и жизни человека;

  • Развивающая – развивать умения и навыки работать с дополнительной литературой, вести поисковую работу;

  • Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, уважение к биологическим профессиям.

Оборудование: таблицы, гербарий растений, рисунки, портрет К.Линнея

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

  1. Слово учителя.

Поэзия названий Цветов, деревьев, трав... Я раньше по поляне Шел, голову задрав.Я с именами древнимиБыл шапочно знаком:Деревья звал деревьями, Цветок я звал цветком. Был прав великий гений,Цветам названья дав:В отечестве растенийНет безымянных трав.

Георгий Кондаков

Разнообразие жизни на Земле с трудом поддается описанию. Полагают, что сейчас на нашей планете обитает свыше 10 млн. видов живых организмов и не менее 500 млн. видов вымерло в былые геологические эпохи. Нет, и никогда, не будет человека, который знал бы все эти виды. Тем более возникает необходимость в системе живой природы, руководствуясь которой мы могли бы найти место любого организма, который нас заинтересовал, будь то бактерия, вызывающая болезнь, новый гриб, жук или клещ, птица или рыба. Эту необходимость естествоиспытатели поняли давно, когда началась эпоха Великих географических открытий.

Итак, в конце XVII в. – начале XVIII в. в биологической науке накапливается огромный фактический описательный материал.«Ариаднина нить ботаники – система, без которой в ботанике хаос, – писал К. Линней в «Философии ботаники». – Система – вотнить, ухватившись за которую можно благополучно выбраться из пестроты фактов».

– Какая наука занимается классификацией и описанием родственных организмов? (Систематика)

- Кто является основоположником этой науки? (К.Линней)

Одну из первых систем живой природы создал шведский натуралист К. Линней и описал ее в «Системе природы» (1758). Его труды положены в основу современной научной систематики.

Знания о классификации живых организмов мы с вами и проверим.

1 Задание. Сколько царств живых организмов существует в природе? ( 1 учащийся у доски составляет схему).

Всем остальным игра «Третий лишний» (объяснить почему).

- мухомор, подосиновик, мукор;

- стрептококк, стафилококк, бацилла;

- сфагнум, кукушкин лен, горошек мышиный;

- хлорелла, хламидомонада, ламинария;

- можжевельник, кедр, тополь;

- папоротник, хвощ, клен.

Комментарии к схеме.

2 задание.Общие признаки царств: прокариоты, растения, животные, грибы.

(Отвечают желающие).

3 задание. Учитель: о грибах и бактериях мы уже говорили. Сегодня мы акцентируемся на растениях, точнее на их классификации.

- На какие отделы делятся растения? (Водоросли, моховидные, плауновидные, хвощевидные, папротнткообразные, голосеменные, покрытосеменные)

- На какие классы делится отдел покрытосеменные (продолжить схему)?

- Назовите признаки растений, относящихся к классам двудольные и однодольные. (рисунки к схеме)

- Какие семейства относятся к классу двудольные (крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные)?

- Какие семейства относятся к классу однодольные (злаковые, лилейные)?

- На основании какого признака растения делятся на семейства ( строение цветка)?

- распределите формулы цветков по семействам на схеме.

В основу своей системы К. Линней положил два принципа: бинарной номенклатуры и иерархичности.

4 задание. Учитель: Принцип иерархичности заключается в том, что все живое на Земле развивается от простого к сложному.

- (1 учащийся у доски) Даны рисунки растений, расположите их в порядке появления на Земле (одноклеточные водоросли, многоклеточные водоросли, псилофиты, мхи, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные. Пояснения к схеме.

Учитель: В соответствии с бинарной номенклатурой каждый вид называется по-латыни двумя словами: существительным и прилагательным.

5 задание . Назовите «Фамилию» растения названного учителем, к какому семейству оно относится, назови еще двух родственников )этого же семейства)?

- редька ….. (дикая, черная - крестоцветные)

- ромашка …..(аптечная, лекарственная - сложноцветные)

- паслен ……( черный, клубненосный, красный - пасленовые)

- горох ….(посевной, зеленый, мышиный - бобовые)

- тимофеевка …(луговая - злаковые)

- лилия …(саранка, тигровая - лилейные)

6 задание. «Портрет растения кисти биолога».

Опишите растение по плану:

  1. Корневая система

  2. Лист

  3. Стебель

  4. Цветок

  5. Соцветие

  6. Жизненная форма

  7. Продолжительность жизни.

  8. Значение.

7 задание. «Собираем урожай».

Учащиеся должны назовите растение, семейство к которому оно относится и его значение.

Учитель:Наш урок подошел к концу. Подведем итоги

Для того, чтобы разобраться во всем многообразии растений создана научная классификация, основанная на их строении и жизнедеятельности.

Все изученные нами растения из отделов Царства растения очень разнообразны и имеют важное значение в природе и в жизни человека. Растения обогащают атмосферу кислородом, ими питаются животные. Люди используют растения как лекарство, строительный материал, производят бумагу, ткань. И наша с вами задача сохранить и приумножить растительный мир мировой флоры, флоры России и Республики Мордовия.

textarchive.ru