Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Тема: Ярусное расположение растительности в лесу. Как располагаются растения в лесу


Вопросы и задания олимпиады по окружающему миру в первом классе. Итоги олимпиады.

На прошлой неделе в школе была олимпиада по окружающему миру.Их, конечно, не предупреждали, а я вообще узнала про олимпиаду, когда он сказал, что занял второе место в классе и будет участвовать в школьной олимпиаде между классами.За один день ниче, конечно, не повторишь, тем более учебники они сдали, да и не знали что повторять. Ну посмотрим на что напишет.

А вот какие вопросы были на первом туре. Мне показались вообще лёгкие:

1. Отгадай загадки

Без рук, без ног Под окном стучится, В избу просится. (Ветер) Белая морковка зимой растет (Сосулька) Белая скатерть все поле укрыла (Снег) В этом задании не отгадал ветер, написал мороз. :) 2. Подчеркни объекты неживой природы. Солнце, камень, медведь, облако, изба, скала, колодец, туннель, конь, птица, самолет, молния. Тут тоже ошибся, видимо забыл, что есть еще неприрода: и избу, и колодец, и тоннель - все запихал 3. Подчеркни красным карандашом названия планет Солнечной системы, а синим карандашом названия звезд. Меркурий, Плутон, Альдебаран, Луна, Земля, Марс, Сириус, Венера, Юпитер, Регул, Полярная звезда, Сатурн, Солнце. В этом вопросе вообще обидно. Про планеты и звезды знает с детства, но видимо невнимательность сыграла злую шутку. Подчеркнул как планеты еще и солнце и луну :( 4. Куры спят в курятнике, муравьи - в муравейнике, скворцы - в скворечнике. А где спят эти животные? Лошади - в __________, свиньи - в __________, пчелы - в ___________, лисы - в ____________, собаки - в ________, медведи - в ___________, коровы - в ___________. Тут ответил все правильно. :) 5. Собери из букв названия животных. БРУСКА, ОБКАСА, ВЮРДЛЕБ, МВДЕЬЕД, ЛЁЗОК, КУТА, ЦУРИКА. Здесь тоже на 100 % все правильно ответил. :) 6. Сколько ног у паука? Ответ : 8 Тоже все правильно :) 7. Пригодится ли тебе зонтик на луне? Ответ: Нет Почему? Павлик ответил: На луне нет дождя :) 8. Из чего состоит гранит? Тут он ошибся и написал, что из солей. Где он используется? В строительстве. Тут правильно ответил. 9. Какие виды облаков ты знаешь? Ответил перистые, но забыл про кучевые и слоистые. :) 10. Как располагаются растения в лесу? Подчеркни правильный ответ. - группами - ярусами - семьями Ну тут все правильно: ярусами. 11. Нерадивая мамаша-птица. Кто это? Тут тоже все правильно, ответ: кукушка. 12.Напиши три символа любого государства. Ответил флаг, герб, гимн. Тоже правильно +3 балла 13. Как называется должность главы государства? Ответ: Президент А главы городы? А про мэра забыл :) Итоги олимпиады. Получилось - 8 баллов. Итого: 42 балла Первое место мальчик занял с 44 баллами. Эх, мог ведь! :)

 

www.mamanya.ru

Обрати внимание на ярусное расположение растений в лесу. Поясни, влияние какого фактора неживой природы ты наблюдаешь.

Жизнь растений леса имеет свои особенности. Деревья, формирующие лес,растут более или менее сближенно, оказывая влияние друг на друга и на всю остальную лесную растительность. Растения в лесу расположены ярусами, которые можно сравнить с этажами. Верхний, первый ярус представлен основными деревьями первой степени значимости (ель, сосна, дуб) . Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня) . Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета. Четвертый ярус – это травянистый покров, а пятый – мхи и лишайники. Доступ света к растениям различных ярусов неодинаков. Кроны деревьев первого яруса лучше освещены. От верхних к нижним ярусам освещенность уменьшается, так как растения верхних ярусов задерживают долю солнечных лучей. Мхи и лишайники, занимающие пятый ярус, получают очень малое количество света. Это самые теневыносливые растения леса. Разные леса имеют различное количество ярусов. К примеру, в темном еловом лесу различимы только два-три яруса. На первом ярусе расположены основные деревья (ели) , на втором – небольшое число травянистых растений, а третий образован мхами. Другие древесные и кустарниковые растения не растут во втором ярусе елового леса, так как не выносят сильного затенения. Также не наблюдается в еловом лесу и травянистый покров.Ярусное расположение характерно не только для надземных частей растений, но и для их подземных органов – корней. Высокие деревья имеют корни, глубоко проникающие в землю, тогда как корневая система деревьев второго яруса меньшей длины и образует условно второй ярус корней. Корни других растений леса еще более короткие и находятся в верхних пластах почвы. Таким образом, растения в лесу всасывают питательные вещества из разных слоев почвы.

otvet.mail.ru

Урок окружающего мира по теме "Животные леса"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Расширить представления учащихся о природной зоне лесов.
  • Систематизировать знания детей о жизни леса и его обитателях.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки растений и животных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

1) Рубрика “Бюро погоды”

Дежурные синоптики сообщают прогноз погоды.

2) У. Сегодня на уроке нас ждут открытия. Какие они будут – большие или маленькие? У каждого они будут свои. А ждет нас сегодня, угадайте что? Презентация

Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом – Чудеса увидишь в нём.

Д. Лес.

У. Лес – это загадка природы, которую вы будете постепенно изучать, разгадывать.

У. Посмотрите на доску. Назовите одним словом, что изображено на картинках.

(Дуб, ель, земляника, малина, шиповник, одуванчик)

Д. Растения.

У. Как располагаются растения в лесу?

Д. Ярусами.

У. Сколько ярусов у леса?

У. Какой этаж в лесу называется первым?

Д. Первый ярус в лесу тот, который ближе к солнцу.

У. Кто живёт на первом ярусе?

Д. Деревья.

У. Кто живёт на втором ярусе?

Д. Кустарники.

У. А на третьем?

Д. Травянистые растения

У. И на четвертом.

Д. Мхи и лишайники

У. Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме: “Растения леса” предлагаю вам выполнить задания в тестовой форме.

Обведите кружочком варианты правильных ответов.

1. Растения, у которых один ствол:

а) травянистые растения; о) деревья; м) кустарники.

2. Зачем нужны леса?

т) дают пищу и убежище; в) чтобы гулять; з) для украшения земли.

3. Какой ярус самый высокий?

а) травянистые растения; л) деревья; у) кустарники.

4. Какое растение является жителем леса?

г) ковыль; ф) типчак; и) ландыш.

5. Почему растения растут ярусами?

ч) растениям нужно разное количество света; д) удобно для животных; э) удобно для человека.

6. Как называется сосновый лес?

ч) роща; н) бор; и) дубрава.

7. Наука о растениях называется …

я) зоология; о) ботаника; ш) анатомия.

Собери слово из букв

1

2

3

4

5

6

7

             

III.

Физкультминутка

IV. Сообщение темы и целей урока

У. Прочитайте слова, записанные на доске.

Д. Волк, воробей, барсук, бабочка, ромашка, дрозд, стрекоза.

У. Какое слово лишнее? Почему?

Д. Лишнее слово – “ромашка”, потому что это травянистое растение.

У. К остальным подберите общее название.

Д. Животные.

У. Животные леса. Так звучит тема нашего урока.

V. Совместное открытие новых знаний.

У. Даже знакомый лес, в который вы часто ходите гулять, таит в себе немало загадок. Лес полон жизни, хоть это порой и скрыто от людских глаз. Его населяет множество живых организмов.

1) У. Отгадайте, о каких животных идёт речь.

У.

Что за зверь лесной Встал, как столбик, Под сосной, И стоит среди травы – Уши больше головы?

Д. Заяц

Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живёт, В деревне кур крадёт?

Д. Лиса

Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придёт весна, Просыпается от сна?

Д. Медведь

Кто по ёлке ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы?

Д. Белка

Кто зимой холодной Бродит в лесу Злой, голодный.

Д. Волк.

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: тело животных, которых покрыто шерстью, называют ЗВЕРИ.

2) Звучит запись голоса птиц.

У. Кого вы услышали?

Д. Птиц.

У. Каких лесных птиц вы знаете?

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: тело животных, которых покрыто перьями, называют ПТИЦЫ.

У. Какие интересные факты из жизни птиц вы знаете? Хотите пополнить свои знания?

Примерный рассказ ученика

Рубрика “Интересные факты”

– Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. Кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Вороны, галки, сороки, коршуны, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

А знаете ли вы, что …

– Выше всех летает … орел. Самая маленькая в нашей стране …. королек. Самый длинный язык у … дятла (15 см). Самый длинный хвост у …. сороки.

3) Разгадайте ребусы: (бабочка, комар, муха)

У. Назовите существенные признаки этих животных.

Вывод: животные, у которых 6 ног, называют НАСЕКОМЫМИ.

У. А можно ли паука назвать насекомым? (сообщение ученика о пауках)

Примерное сообщение ученика.

Паучка, конечно, видел каждый. Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединенные между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. Наверное, вы знаете, что пауки – хищники! Ведь они питаются другими насекомыми – мухами, комарами, жучками и бабочками. Крыльев у пауков нет, быстрых ног тоже, поэтому ловит хитрец летающих насекомых с помощью сети. Внутри брюшка у паука спрятаны особые паутинные железы. Оттуда через мельчайшие отверстия выступает тягучая жидкость, которая при движении паука вытягивается в тонкие нити. Сначала он строит рамку, потом ведет лучеобразные нити, и соединяет их особой клейкой паутинкой, к которой и прилипают попавшие в сеть насекомые. В конце лета у пауков появляются малыши. Мама – паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яичек. Скоро из них вылупляются маленькие новорожденные паучки. Некоторое время “ребятишки” живут все вместе в теплом и уютном гнездышке, сплетенном для них мамой. Паучиха старательно кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их от холодной росы, дождя и ветра. Когда паучата подрастут, они начнут сами плести паутинки и добывать пропитание. А в начале осени попрощаются с родными местами и разлетятся по окрестностям.

VI. Физкультминутка “Топай, хлопай, приседай”.

Учитель называет животных леса. Приседают дети – показывают насекомых, хлопают – птиц, топают – зверей.

VII. Итог урока

Вот мы и познакомились с животными нашего леса.

Пусть живут в лесу у нас Лоси и медведи. Будем с ними мы дружить Как добрые соседи.

У. Что надо делать, чтобы было так?

Д. Не кричи, не пугай зверей; не лови ради забавы бабочек и муравьев; не убивай змей, лягушек; береги муравейники; не сори в лесу, убирай мусор за собой.

VIII. Творческая работа “Рисуем вместе”

Участвует весь класс. Дети делятся на группы. Каждая группа выполняет задание: найди и раскрась. Затем все картины объединяются в одну большую картину.

У. Что объединяет все 4 картины? Озаглавьте картину, которая у нас получилась.

Д. Лес

У. Не случайно говорят, что лес – наше богатство. Почему?

У. Лес – это бесценная красота, кислород, животный и растительный мир.

Молодцы! Спасибо вам за активную работу.

5.04.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Параграф 24. Наземная экосистема — лес



1. Назовите основные лесообразующие породы Беларуси.

Основные лесообразующие породы хвойных лесов — ель и сосна, лиственных — береза, осина, ольха, дуб, клен и липа. В смешанных лесах хвойные деревья чередуются с лиственными.

2. На чем основано ярусное расположение растений в лесу?

Все растения в лесу расположены ярусами. Она обусловлена различной необходимостью растений в солнечном свете. Самые светолюбивые составляют верхний ярус, самые теневыносливые — нижний. Благодаря ярусности растения более полно используют свет, необходимый для фотосинтеза.

3. Какие связи существуют между обитателями леса?

Пищевые, одни организмы являются местом обитания других (дуб – дупло дятла), организмы участвуют в распространении других организмов.

4. Осуществляется ли круговорот веществ в лесу?

Да. Так как органические вещества образуются в растениях, передаются по звеньям пищевой цепи животным ,а затем разрушаются грибами и бактериями до минеральных, и снова усваиваются растениями.

5. Почему в природе нельзя оставлять жестяные и стеклянные банки, пластиковые бутылки, бумагу, полиэтиленовые пакеты? Как эти предметы могут повлиять на живые организмы?

Выбрасывать в лес стеклянные и жестяные банки нельзя, так как они не разлагаются природными бактериями.

6. Вы пришли в лес и обнаружили, что в нем растут только большие деревья. О чем это свидетельствует?

Это говорит о том, что лес старый, с сформированной ярусностью.

7. Составьте 2—3 цепи питания из организмов, упомянутых в тексте параграфа.

Крона дерева – гусеница – синица – коршун.

Крона дерева – растительноядное насекомое – паук – синица –коршун.

Задание. Посетите лес. К какому типу он относится? Какие деревья и кустарники в нем растут? Сколько ярусов можно выделить? Какие лесные растения сейчас цветут? Каких животных вы видели? Посещенный мной лес относится к хвойному. В нем растут сосны, ели (лесообразующая порода), кустарники лещины, черника. В нём можно выделить 4 яруса: верхний (1-ый) сосны и ели; 2-ой – лещина, рябина; 3-ий – черника и травянистые растения: 4-ый – мхи.

resheba.me

Ярусное расположение растительности в лесу

I. ОРГ МОМЕНТ.

Ребята! Сейчас я прочитаю загадку, а вы вспомните, о чем мы вели разговор на прошлых занятиях.

II. РЕФЛЕКСИЯ.

В начале нашего занятия я предлагаю вам поделиться вашим настроением со всеми окружающими, листья деревьев, которые я вам раздала, разделите пополам и раскрасьте одну из половинок в цвет вашего настроения.

III. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

Давайте вспомним, какие типы лесов можно встретить на территории ХМАО, и что такое тип леса?

Перед вами инструктивная карточка попробуйте определить, какому дереву принадлежат данные листья, и тип леса в котором это дерево может произрастать. Ваши знания о древесных породах пригодятся вам при разгадывании кроссворда, кроме того, вы узнаете, кто заботится о лесе, охраняет его.

Ребята, а теперь поработаем с гербарием древесных пород.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Сегодня мы будем говорить с вами о ярусности. Как Вы думаете, что такое ярусность? Какое бы Вы дали определение данному понятию?

Зарисуем схему ярусного расположения растений в лесах ХМАО.

Ребята! Распределите предложенные растения по ярусам (работа по инструктивной карточке).

Мы теперь знаем, что такое ярусность, а как вы думаете, что такое основные жизненные формы растений?

Зарисуйте в тетрадях схему и заполните ее, вписав растения разных ярусов.

Как мы с вами говорили в начале занятия, существует несколько типов лесов, все они разные, а как вы думаете, от чего зависит, название лесного фитонценоза?

(Работа по инструктивной карточке).

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

Сейчас мы разделимся на команды. Для этого выберите квадраты разных цветов и по цветовой гамме разделитесь на три группы. Поочередно все команды будут выполнять задания (работа по инструктивным карточкам).

V. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

VI. РЕФЛЕКСИЯ.

В конце занятия я предлагаю вам вернуться к нашим листочкам и отметить ваше настроение, раскрасив вторую их половину в цвет вашего настроения.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес) Лес - это самое прекрасное, это дом для растений и животных. Вспомните, когда вы последний раз были в лесу. Что вы чувствовали? Что вас окружало? Поделитесь своими впечатлениями.

Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – я готов действовать, активен;

желтый – я готов поиграть, весел;

зеленый - я готов работать самостоятельно, спокоен;

коричневый – я не хочу работать, мне грустно. Тип леса – это совокупность лесных фитонценозов, произрастающих в сходных почвенно-гидрологических условиях и имеющих сходный видовой состав ярусов и сходную структуру сообществ.

Работа по иллюстрациям различных типов лесов (Демонстрационный материал).

Леса бывают лиственные, хвойные и смешанные. В округе преобладают хвойные леса: сосновые, кедрачи, елово-пихтовые и лиственничные. Из лиственных лесов преобладают березовые. Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»I год обучения.

Определите, с какого дерева лист.

Назовите тип леса, в котором произрастают данные деревья.

Кроссворд «Елочка»

Кто отгадает кроссворд, тот узнает название охранника леса.

  1. Что является домом для ели? (Лес.)
  2. Я сестра родная елки, но мои длинней иголки. (Сосна.)
  3. Я обманщица большая, я всех вас перехитрю: И не елка, не сосна я, а с иголками живу. (Лиственница.)
  4. У какого дерева при малейшем ветерке дрожат ли­сточки? (Осина.)

В ходе работы с гербарным материалом детям предлагается определить по 2 древесных породы и ответить на следующие вопросы:

  • Какое это дерево?
  • Лиственное оно или хвойное? Как ты это определил?
  • В каком типе лесов может произрастать?
(Например: Ель сибирская; хвойное дерево, определили по хвоинкам, иголочкам; произрастает в хвойном или смешанном лесу.) Всякий биоценоз имеет свою собственную структуру. Она определяется расположением особей различных видов по отношению друг к другу, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Это пространственная структура.

Ярусность – распределение организмов в сообществах по вертикали. У растений ярусность вызвана конкуренцией за свет и воду, а у животных – за пищу.

Ярус - это структурная часть фитоценоза, объединяющая виды растений приблизительно равной высоты со сходной требовательностью к световому режиму во взрослом состоянии. Лесные фитонценозы имеют сложное ярусное строение. В лесной зоне ХМАО можно выделить 4 яруса: 1 ярус составлен деревьями, 2 ярус – кустарниками, 3 ярус – кустарничками и травянистыми растениями, 4 ярус – мхами и лишайниками. Ярус мхов и лишайников обычно располагается на уровне почвы, отчасти и на стволах деревьев. Ярус травянистой растительности бывает различной высоты (в сибирской тайге – до двух метров). Следующий ярус в лесу – кустарниковый. Он достигает восьмиметровой высоты. Последний лесной ярус – древесный, состоит из высоких деревьев. В соответствии с ярусным расположением растений распределяются в лесу и животные. Все, что растет на земле, для того чтобы выжить подчинено закону надземной ярусности. Этому закону подчинено все живое на земле. Такому же закону подчинено и всё живое под землей и растения, и животные и это закон подземной ярусности. Ярусность существует и в почве. Ее определяет характер залегания корневой системы различных растений.

Схема ярусного расположения растений в лесном фитонценозе.

I – древесный ярус, состоящий из 2-х пологов, II – кустарниковый ярус, III – травяно-кустарничковый ярус, IV – мохово-лишайниковый ярус. Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

I год обучения.

Распределите предложенные растения по ярусам, вписывая их названия в соответствующее окошко, напишите название яруса:

1 ярус -

2 ярус -

3 ярус -

4 ярус -

Береза, рябина, сосна обыкновенная, шиповник, брусника, кукушкин лен, кипрей, ландыш, осина, малина, сосна кедровая сибирская, голубика, ягель, купена, черника, плаун.

(1 ярус – древесный: береза, сосна обыкновенная, осина, сосна кедровая сибирская; 2 ярус – кустарниковый: рябина, шиповник, малина; 3 ярус - травяно-кустарничковы: брусника, кипрей, ландыш, голубика, купена, черника; 4 ярус - мохово-лишайниковый: кукушкин лен, ягель, плаун ).

Жизненная форма – форма растения, возникшая в результате длительного приспособления к местным экологическим условиям (низкой температуре воздуха, и почвы, избыточной влажности, короткому вегетационному периоду и т.д.), выраженная в морфофизиологических особенностях. Основными жизненными формами растений нашего округа – деревья, кустарники, кустарнички и травы.

Деревья – жизненная форма растений с сохраняющимся всю жизнь многолетним одревесневшим главным стеблем (стволом) и ветвями, образующими крону. Основными деревообразующими породами таежных лесов ХМАО является сосна обыкновенная, кедр сибирский, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская – хвойные; среди лиственных – береза, осина, в меньшей мере ивы и тополя.

Кустарники – многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м, продолжительностью жизни от 10 до 20 лет. К кустарникам относятся – рябина сибирская, спирея (таволга) иволистная, можжевельник обыкновенный, различные виды ив (корзиночная, серая, ушастая, лопарская, черничная), черемуха обыкновенная.

Кустарничек – низкорослый кустарник (высотой до 60 см). Выделяют вечнозеленые (брусника, клюква болотная, багульник болотный) и листопадные (черника, голубика, толокнянка).

Травы – это растения, не имеющие одревесневшего побега. Травянистые растения делятся на однолетние и многолетние. Основные представители травянистых растений ХМАО – кислица обыкновенная, вороний глаз, седмичник, линнея северная, грушанка, майник двулистный, кипрей и т.д. Растения

Деревья Кустарники Кустарнички Травы

Название хвойных и лиственных лесов зависит от вида, который преобладает на его территории. Этот вид называется доминирующим. Доминанты – виды организмов, которые преобладают в экосистеме. Как правило, доминанты выделяются среди растений (дуб, береза, сосна и др. в лесах)

Если в лесном фитонценозе преобладает сосна обыкновенная, то это сосняк, береза – березняк.

Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

I год обучения.

Подберите название лесному фитонценозу в зависимости от доминирующего вида:

  • Сосна кедровая сибирская – (Кедрач).
  • Осина – (Осинник).
  • Ива обыкновенная – (Ивняк).
  • Ель сибирская – (Ельник).
  • Береза – (Березняк).

Каждой команде по очереди предлагается выполнить три задания, за правильное выполнение задания начисляются баллы команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем и получает звание «Лучший знаток лесов ХМАО».

Задание 1:

Инструктивная карточка

по программе «Растения, животные и человек

в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

I год обучения.

Дать полную характеристику 5 растений по схеме:

  1. Название растения.
  2. Дерево, кустарник, кустарничек, трава.
  3. К какому ярусу относится.
  4. В каком лесу произрастает: хвойном, лиственном, смешанном.
(Например: Рябина обыкновенная; кустарник; 2 ярус; произрастает в лиственном или смешанном лесу.) За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты. Задание 2:

Перед вами иллюстрации растений и животных одного лесного фитонциноза. Зарисуйте схему ярусного распределения растений в данном фитонцинозе и назовите его.

(Например: Хвойный лес. Ель сибирская, пихта сибирская, майник двулистный, можжевельник обыкновенный, багульник, седмичник, сфагнум, кукушкин лен, белка, клест, куница, медведь, глухарь.) За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты. Задание 3:

Определите растения по гербарию /предлагаются 5 растений/.

(Например: Ель сибирская, седмичник, голубика, кукушкин лен, шиповник). За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов. Время на выполнение 3 минуты. Что нового вы узнали на занятие?

Ярусность, что это, для чего она нужна растениям?

Доминирующий вид это?

Дети раскрашивают листья основных древообразующих пород (береза, осина, рябина, ива) лесных фитонценозов ХМАО в цвета своего настроения и поясняют свои ответы. Для раскрашивания предлагаются следующие цвета: красный – мне понравилось занятие, я узнал много нового;

желтый – мне понравилось играть, я повеселился с друзьями;

зеленый – я узнал много интересного для себя, мне было комфортно;

коричневый – мне не понравилось занятие, я ничего не узнал.

www.stranniy.ru

Тема: "Лес — многоэтажный дом"

Разделы: Начальная школа

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Приложение 2

(Дети становятся в круг, держа друг друга за руки)

– Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом Чудеса увидишь в нем.

– О каком доме я говорю? (Лес)

– Мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть все чудеса, происходящие в лесу, всю красоту окружающей природы. Давайте послушаем звуки природы (включается диск со звуками леса). Приложение 1, Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.

– Ребята, о чем вы подумали, что почувствовали? Как вам кажется, рад вам лес? Какое у вас от этого настроение?

– Раз вам хорошо, значит и лес вам рад. Видите сколько радости он посылает вам. Приходите в лес всегда, как к другу. (Дети садятся на свои места)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии:

1) Задание для пробного действия.

– Один художник решил нарисовать лес. Рисунок 4.

– Что такое лес? – размышлял он.

– Помогите ему, ребята. Что такое лес? (Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что пока ответить на этот вопрос, они не могут.) Тогда предлагаю всем отправиться в лес. Как вы думаете, с какой целью мы пойдем в лес?

– Мы отправляемся в лес, чтобы узнать:

  • что в нем растет, как располагаются растения в лесу?
  • какие животные живут в лесу и как они приспособились к жизни в лесу?
  • какое значение имеет лес в природе?
  • что такое лес? Рисунок 5.

Тренировка мыслительных операций.

– Посмотрите и скажите, какие растения вы видите в лесу? (На доске картинки растений).

– Дуб, малина, сосна, ромашка, шиповник, одуванчик, волчье лыко, лиственница, рябина, калина, ландыш, колокольчик, липа.

– Разбейте эти растения на три группы (дети работают в парах и у каждой пары на парте лежит комплект картинок данных растений).

– На какие группы разделили? (Деревья, кустарники, травы)

– Проверьте себя по эталону. Рисунок 6.

– Поднимите руки те ребята, которые встретили трудности в этом задании. Что вызвало затруднения?

– Какое на ваш взгляд главное умение при работе в паре? (умение слышать друг друга, помогать друг другу)

– Ребята, что мы сейчас с вами делали?

– Повторяли пройденный материал.

– Скажите, а что будет дальше?

– Какое-то новое исследование.

-Зачем я вам его предлагаю?

– Наверное, узнать что-то новое и понять то, чего мы не знаем.

– Мы видим такое многообразие растений. Почему же они не мешают друг другу? Как расположены эти группы растений в лесу?

– Неодинаково, этажами.

– Как и в большом доме, в лесу есть свои этажи. Только считают их сверху вниз и ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый высокий ярус?

– Деревья.

– Почему?

– Деревьям требуется больше света.

– Какие растения располагаются ниже?

– Ниже деревьев располагаются кустарники – это второй ярус.

– Какие растения селятся под кустарниками?

– Под кустарниками селятся травы – это третий ярус.

– Посмотрите еще раз на все этажи. Рисунок 7.

– Скажите, как можно по другому назвать лес?

– Лес – многоэтажный дом.

– Ребята, какая будет тема нашего урока?

– Лес – многоэтажный дом. Рисунок 8. Что помогло нам сделать такое открытие?

– Наблюдения и старые знания.

– Почему растения в лесу образуют этажи?

– Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи – могут жить только в тени.

– В лесу есть растения, которые нельзя определить в какой-нибудь ярус. Попадет семечка в землю, прорастет росток. Пройдет время и деревце будет подниматься от одного яруса до другого. И так до самого высокого. Поэтому и называется оно подростом.

– Как вы думаете, а всегда ли присутствуют все эти этажи?

– Может количество ярусов будет зависеть от типа леса? Какой тип леса мы сейчас рассматривали? Рисунок 9.

– Смешанный.

– Какие еще бывают леса?

– Хвойные. Рисунок 10.

– Как вы думаете, в хвойном лесу будет такое же количество ярусов?

– В хвойном лесу количество ярусов гораздо меньше, всего два яруса: деревья и травы.

– А растут ли этажами корни растений?

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, Раз – наклон, два – наклон, Зашумел листвою клен. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет, И за парту нас сажает.

– А теперь проверьте свои силы в самостоятельной работе.

3. Включение в систему знаний и закрепление с проверкой по эталону.

– Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать в парах, а теперь проверим, умеете ли вы работать в группах?

(Класс делится на четыре группы, в каждой группе выбирается курьер.)

– От каждой группы ко мне подходят курьеры за заданием.

(Учитель дает четыре карточки с одинаковым заданием.)

Задание.

Пронумеруйте растения в порядке смены ярусов в лесу (сверху вниз)

  • Сосна
  • Колокольчик
  • Калина
  • Рябина

– Выполненное задание проверьте по эталону. Рисунок 11.

– Поднимите руки та группа, у которой были ошибки. Какие трудности возникли у вас при выполнении?

– Какое на ваш взгляд главное умение при работе в группе? (умение слышать друг друга, уважать друг друга, уметь сотрудничать и работать сообща)

– Оцените свою работу в группе. Все ли получилось? Какие качества вам помогали при работе в группе, какие мешали?

– Ребята, вы готовы к дальнейшим трудностям?

– Почему же все-таки наш лес, кажется таким безжизненным? Кого в нем не хватает? (Животных)

– Заселим наш лес животными и проследим, как они приспособились к жизни в лесу.

(На доске картинки разных животных: лиса, белка, крот, заяц, сова, жук-олень, лось, белый медведь.)

– Что заметили?

– Белый медведь живет в холодном климате, питается рыбой, тюленями. Он не приспособлен к условиям жизни в лесу.

4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(Дети работают в маленьких тетрадках)

– Разделите оставшихся животных на три группы. (Дети выполняют задание самостоятельно).

1 группа. Животные, которые ведут наземную жизнь.

2 группа. Животные, которые обитают на деревьях.

3 группа. Животные, которые обитают в почве.

– Выполненное задание проверьте по эталону. Рисунок 12.

– Поднимите руки, у кого были ошибки. Какие трудности возникли у вас при выполнении?

– Поднимите руки , кто выполнил правильно.

– Ребята, как вы думаете животные могут перемещаться между ярусами?

– Люди нередко меняют свои квартиры, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменять квартиры лесные жители? Может ли белка поменять свою квартиру на квартиру крота?

– Животные и растения в природе живут бок о бок и место, которое они в природе занимают называют экологической нишей.

– Часто человек вмешивается в природу, расселяя растения и животных, и обитатели экологических ниш в этих местах вымирают, вытесняются пришельцами и им предстоит борьба за выживание.

– Чем же служит лес для животных? (Укрытием, домом)

– Какое еще значение имеет лес? Рисунок 13.

– Лес называют «легкими» планеты, потому что лес – это фабрика по выделению кислорода для жизни человека и животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

– Ребята, что можете сказать о достижении цели? (Мы ее достигли)

– Теперь вы можете сказать, что такое лес? (Учитель слушает высказывания детей)

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Все ли мы выполнили, что запланировали на уроке?

– Пока мы путешествовали по лесу, у нас выросло волшебное дерево. Рисунок 14.

– Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что поработали очень хорошо, то возьмите нарисованные яблочки и повесьте их на дерево. Если вы считаете, что поработали не очень хорошо, а могли бы и лучше, то возьмите нарисованные цветы и прикрепите их на дерево. А если вы считаете, что поработали плохо, то прикрепите на дерево листики.

6.05.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai