Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Урок познания мира на тему "Сколько лет живут растения" (3 класс). Как долго живут растения


Продолжительность жизни деревьев, сколько живут, таблица, видео

Продолжительность жизни деревьев в первую очередь зависит от вида и условий окружающей среды. Большая часть живет около века, но есть и рекордсмены, которым насчитывается тысяча лет и более. Разумеется, речь идет о крепких, здоровых деревьях, которые находятся в благоприятных условиях и не срубаются человеком.

Как узнать возраст дерева?

Перед тем, как узнать, сколько живут деревья, полезно разобраться, как высчитывают их возраст. Дело в том, что они растут в ширину неравномерно. Деревья получают энергию для развития от солнца посредством фотосинтеза. Разумеется, в периоды солнечной активности рост идет активней, а в периоды снижения интенсивности солнца рост замедляется.

Расширение ствола дерева происходит благодаря камбию – специальной ткани, которая создает живые клетки внутрь (к центру ствола) и наружу от себя (к коре). Клетки, которые находятся внутри камбия, становятся частью древесины – опорной системы, которая несет полезные вещества от корней к листьям. Клетки, расположенные снаружи камбия (под корой), доставляют органические вещества от листьев к корням, эта ткань называется лубом.

Весной камбий создает широкие клетки, с узкими стенками. Они нужны для более эффективной и быстрой доставки питательных веществ и микроэлементов. Осенью камбий производит узкие клетки с толстыми стенками, которые придают стволу дерева особую прочность. Таким образом, за год производится два типа тканей: один слой (весенний) более светлый, другой слой (осенний) значительно темнее.

Количество полос лучше определять с помощью микроскопа и специальных красящих веществ, так как они довольно узкие. По числу тёмных и светлых колец можно оценивать не только возраст дерева, но также климатические условия, в которых оно выросло. Более широкие тёмные участки говорят о неблагоприятной, холодной осени и длинной зиме.

Чтобы узнать возраст дерева, необходимо спилить его. В некоторых случаях это является невозможным или нежелательным.

В такой ситуации используют метод подсчета среднестатистическим показателям. На уровне полутора метров вычисляется длина окружности ствола (в сантиметрах) и делится на константу π (~3,14), таким способом находится диаметр дерева.

Это значение делится на среднегодовой прирост для исследуемого вида растения в данном регионе. Результат является примерным показателем продолжительности жизни дерева. Разумеется, такой метод дает лишь примерные цифры. При этом разница между ними и реальным количеством лет может достигать 20-30% и более.

Поэтому самым распространенным способом является спиливание дерева и подсчет количества колец.

Что влияет на срок жизни?

Прежде, чем выяснять, сколько лет живут деревья, рассмотрим, что влияет на их возраст. Продолжительность жизни сильно зависит от различных природных условий. К наиболее влиятельным факторам относится:

  1. Генетические индивидуальные возможности растения. На первый взгляд они все одинаковы, но на самом деле у деревьев варьируется форма и размер листьев, активность камбия, прочие характеристики. Всё это оказывает сильное влияние на адаптивные возможности растения к неблагоприятным условиям.
  2. Характеристика почвы. Ее состав, насыщенность водой, насыщенность микроэлементами и питательными веществами. На оскудевших сельскохозяйственных землях деревья могут расти плохо, в то время как через дорогу, на богатой, еще не обработанной почве растения способны жить веками.
  3. Влажность и температура оказывают слабое воздействие, так как климат в каждой полосе на длительном промежутке времени обычно стабильный. Исключение составляют глобальные изменения погоды (ледниковые периоды). Разумеется, для короткоживущих растений даже незначительная засуха может оказать фатальное влияние.
  4. Характеристики местности (наличие склона, горы или крупных зданий) сильно изменяют уровень освещенности, силу, направление ветра и другие важные параметры. А они, в свою очередь, значительно сокращают или увеличивают срок жизни дерева.
  5. Характеристика леса. При большой плотности высоких деревьев, которые растут рядом, шансы у конкретного растения достигнуть значительных размеров довольно маленькие. На это влияет и видовой разнообразие, например, лиственному дереву очень трудно вырасти в темном хвойном лесу.
  6. Болезни и вредители. К вредителям относятся насекомые, которые грызут кору и листья, а также животные и членистоногие, которые объедают корни. Болезни у деревьев бывают бактериальные и грибковые.

Это самые важные естественные условия. Но ещё имеются искусственные. Дерево в сильно загрязненной городской среде живет меньше. И наоборот, продолжительность жизни значительно возрастает в крупных парках, где грязи нет, но имеется уход за растениями и защита их от вредителей и болезней.

У лиственных деревьев

Интересно, что продолжительность жизни у деревьев диких гораздо выше, чем у плодовых окультуренных растений. Это связано с тем, что человек методом селекции создавал культуры, которые в минимальные сроки давали максимальные урожаи. Такая высокая производительность прямо связана с тем, что у дерева остаётся мало сил и ресурсов на само себя, оно всё отдаёт в плоды. В результате живёт гораздо меньше.

Самые распространенные в нашей широте плодовые деревья – яблони и груши. Они живут до полувека максимум, но дикие виды могут расти 100-150 лет. Другие культуры – слива, облепиха, абрикос – доживают до 20-30 лет. Это происходит из-за того, что эти культуры традиционно произрастают в южных широтах. Например, персик в нашей полосе вообще не живёт дольше 15 лет.

Все дикие лиственные деревья растут гораздо дольше. Осина и ольха живут до 150 лет, ореховые деревья проживают в среднем 2 столетия. Вяз, ясень и береза растут до 3 веков, а бук живет до 500 лет. Но рекордсменом является дуб – он проживает в среднем полтора тысячелетия. Разумеется, речь идет о возможном жизненном потенциале этих видов деревьев, так как в реальных современных условиях им никто не даст прожить больше 100-200 лет.

У хвойных деревьев

Хвойные растения живут гораздо дольше лиственных деревьев. Это объясняется более низким метаболизмом, серьезными способностями к адаптации в суровых климатических условиях. Форма кроны хвойного дерева позволяет извлечь максимальное количество энергии, которое может дать солнце.

Помогает выжить и сильно разветвленная корневая система, а также то, что даже в зимний период хвоя продолжает вырабатывать питательные вещества, хоть и в минимальных количествах. Корни при этом даже из промерзлой земли способны достать минеральные вещества и воду. При этом хвоя покрыта воском, который не дает воде испаряться.

Пихта – самое короткоживущее растение среди хвойных пород может существовать до 2 веков. Распространённая у нас ель и сосна проживают до 600 лет. Лиственница европейская живёт до 500 лет, а её сибирский аналог – до 900 лет (наглядный пример влияния низкого метаболизма). Сосна кедровая доживает до 1000 лет, но главным деревом-долгожителем является секвойя, которая живёт в среднем 5 тысячелетий.

Сводная таблица

Для наглядности сведем продолжительность жизни деревьев в таблицу, окружающий мир нашей страны дает нам следующие цифры:

Каждое название дерева и продолжительность жизни перечислить в одной таблице невозможно, так как разновидностей слишком много.

ТОП-10 самых старых деревьев планеты — видео

glav-dacha.ru

«Как долго живут растения. РСМ «Болота и луга как сообщества нашего края»

Урок окружающего мира по теме: «Как долго живут растения. РСМ «Болота и луга как сообщества нашего края».

 

Класс (возраст) учащихся: 3 класс (9-10 лет)

 

УМК  «Начальная школа XXI века»

 

Оборудование:

·        мультимедиа проектор, компьютер,

·        учебник «Окружающий мир» ч.1 (3 класс) Виноградова Н.Ф.,

·        хрестоматии о Русском Севере для учащихся 2-4-х классов «Морянка», рабочие                тетради «Морянка» 3 класс,

·        иллюстрации, магнитные карточки,

·        видеофрагмент «Росянка: растение-охотник».

 

Цели и задачи урока:

            1. Обобщить и систематизировать знания учащихся  о разнообразии растений;

            2. Познакомить ребят с продолжительностью жизни различных растений на нашей

                планете;

          3. Содействовать расширению знаний младших школьников о природных

                сообществах Архангельской области.

 

Формирование УУД:

Личностные (мотивация учения, самоконтроль процесса и результатов деятельности).

Коммуникативные (совместное определение цели задания, функций выполнения задания участниками группы, контроль, коррекция, оценка  действий партнёра).

Познавательные общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации на материале учебника, знаково-символические).

Познавательные логические (установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, анализ с целью выделения существенных признаков, выдвижение гипотез и их обоснование).

Регулятивные (составление плана и последовательности изучения материала, контроль выполнения задания, коррекция: внесение дополнений и корректив, оценка, осознание качества и уровня усвоения).

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями (цель: применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач/заданий).

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, иллюстрации, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, самостоятельная работа в тетради.

Конспект урока разработан с использованием приемов технологии развития критического мышления.

 

Карта урока

I.       Орг. момент.

 

II.    Сообщение темы урока. (ФАЗА ВЫЗОВА)

- Посмотрите внимательно на доску, и скажите, что на ней изображено. (РАСТЕНИЯ) (Приложение 1 Слайд 1)

- Почему растения относят к живым организмам? (Работа на листочках (Приложение 2) (проверка домашнего задания). Взаимопроверка.) (Слайд 2)

- Скажите, пожалуйста, о какой особенности растений, из перечисленных вами, мы ещё не говорили подробно? (О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

- Хотелось бы вам узнать об этом

- Назовите тему нашего сегодняшнего урока. (КАК ДОЛГО ЖИВУТ РАСТЕНИЯ)

- А теперь откройте рабочие тетради, подпишите число.

ЗАДАНИЕ: Составьте «Кластер» к теме сегодняшнего урока (тема на доске).

·        напишите ключевое слово в середине рабочего листа;

·        начните записывать слова, которые у вас возникают в связи с данной темой;

·        запишите их и установите связи между ними.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ

 

III. Постановка темы и задач урока.

- Посмотрите на свои записи в тетрадях и подумайте, на какие вопросы нам сегодня предстоит найти ответы во время урока. Используйте следующие вопросительные слова: СКОЛЬКО?  (НА) КАКИЕ?  КАК? (Слайд 3)

·        СКОЛЬКО живут растения?

·        НА КАКИЕ группы по продолжительности жизни делят растения?

·        КАКИЕ особенности есть у каждой группы растений?

·        КАК определить возраст растения?

- На протяжении всего урока мы будем искать ответы на эти вопросы.

 

IV. Изучение нового материала. (ФАЗА ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ)

    Работа с текстом учебника «Окружающий мир» ч.1 стр. 80-81 (Слайд 4)

ЗАДАНИЕ «Инсерт» или «Чтение с пометами»

- Рассмотрите рисунки. Читая текст учебника, отмечайте на полях то, что вам известно, что противоречит вашим представлениям, что является интересным и неожиданным для вас, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков (значки вынесены на доску):

«!» – Я это знал

«+» – Новое для меня

«-» – Вызывает сомнение

«?» – Вопрос

- После прочтения текста, заполнить таблицу (Приложение 3), где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносите сведения из текста.

·        Индивидуальные задания

Меркурову Максиму, Кузнецовой Анастасии, Спиранову Даниилу (подготовка индивидуальных сообщений, знакомство с новой для класса информации отдельными учащимися) (Приложение 4)

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ с опорой на слайды презентации (Слайд 5-12)

(Обсуждение записей, внесенных в таблицу маркировки текста.

Составление общей маркировочной таблицы (в ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ)).)

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на следующий слайд и ответьте на вопрос: как можно определить возраст деревьев и кустарников. (Возраст деревьев и кустарников можно узнать по подсчёту годовых (годичных) колец или мутовок). (Слайд 13)

Дополнительный материал (для учителя) (Приложение 5)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 14)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья, сложив назад.

Отличительные черты растений (РАБОТА ПО КОЛОНКАМ) (Слайд 15)

Задание: Восстановите отличительные особенности каждой группы растений. (МНОГОЛЕТНИЕ, ДВУЛЕТНИЕ, ОДНОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ)

Работа у доски с магнитными карточками (3 человека, по 1-му с каждой колонки).

ПРОВЕРКА (Слайд 16)

РАБОТА В ПАРАХ ЗАДАНИЕ: Распределите эти растения в три группы (липа, клевер, кукуруза, берёза, морковь, рис, крыжовник, репа, пшеница, брусника, капуста, тимофеевка). (Приложение 6) (Слайд 17)

Работа у доски с магнитными карточками (1 пара).

ПРОВЕРКА (Слайд 18)

ЗАДАНИЕ: Найдите по одному «лишнему» растению в каждой группе. Объясните, чем оно отличается. (БРУСНИКА, КЛЕВЕР, ТИМОФЕЕВКА)

- Посмотрите внимательно на слайд и скажите, где мы можем увидеть эти растения. (НА БОЛОТЕ И НА ЛУГУ) (Слайд 19)

- Тетрадь «Морянка» стр. 26

Индивидуальные задания Бызовой Анне и  Филимоновой Евгении (Т.стр.27 зад.4 работа с хрестоматией «Морянка»), Яковлевой Виктории стр.27 рубрика «Это интересно».

 

Тема РСМ Болота и луга как сообщества нашего края

- Ребята, давайте вспомним, как появляются такие сообщества как болото и луг. (Слайд 20)

(Растения участвуют в зарастании водоёма. Осенью надземные части этих растений отмирают и падают на дно. Остатков растений на дне становится все больше, водоём мелеет и в конце концов водоём высыхает, и на этом месте поселяются другие растения и образуется другой природный комплекс: болото или луг).

ЗАДАНИЕ: Решите кроссворд (Растения луга) (Слайд 21)

- Какое растение вам менее знакома из всех представленных здесь? (ПИЖМА)

- Индивидуальное сообщение:  об этом растении нам подготовил Спиранов Даниил. (Слайд 22)

- ПРОВЕРКА индивидуального задания, которое было дано Бызовой Анне и  Филимоновой Евгении (Т.стр.27 зад.4 работа с хрестоматией «Морянка») (Слайд 23)

- А теперь, давайте прочитаем строки, которые написал наш северный  поэт Н.Рубцов. (Слайд 24)

Он — мох, строитель чудотворный,

Создавший царство из воды.

В нем много света и просторно,

Везде роскошные «сады».

В «садах» рубин живой алеет,

«Янтарь болот» на солнце зреет.

                                                Н. Рубцов

- О каком растении говорится в этом отрывке (О МХЕ-СФАГНУМЕ)

- Сейчас мы послушаем индивидуальное задание Яковлевой Виктории

Т. «МОРЯНКА» стр.27 рубрика «Это интересно».

 - Где растет мох? (НА БОЛОТЕ)

- Какие ещё растения можно увидеть на болоте?

- Посмотрите на слайд и скажите, все ли растения изображённые на нем вам знакомы? (Слайд 25)

- Прослушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение и определите, о каком растении идёт речь. (РОСЯНКА) (Слайд 26)

Эй, брат, комарик, берегись!

На лист росянки не садись -

Придется с жизнью распрощаться:

Раз сядешь — вновь уж не подняться.

                                            Д. Кайгородов

- Индивидуальное сообщение:  об этом растении нам подготовила Кузнецова Анастасия.

Видеофрагмент «Росянка: растение-охотник» http://rutube.ru/video/8927d6b904ca779f602fc9f7dd5c9c55

(Слайд 27)

 

V. Закрепление нового материала.

ЗАГАДКИ

 Задание: отгадать загадку, назвать к какой группе по продолжительности жизни это растение относится. 

Я красна, я кисла,На болоте я росла,Дозревала под снежком,Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Лето целое старалась – Одевалась, одевалась … А как осень подошла, Нам одежки отдала. Сотню одежонок Сложили мы в бочонок. 

(Капуста)  ДВУЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Из земли вырастаю- Весь мир одеваю.

(Лён) ОДНОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Мягок, а не пух,Зелён, а не трава.

(Мох) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Наши поросяткиВыросли на грядке,К солнышку бочком,Хвостики крючком.Эти поросяткиИграют с нами в прятки.

(Огурцы) ОДНОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Никто не пугает,а вся дрожит.

(Осина) МНОГОЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ 

Кто любит борщ и винегрет,Грустит, когда её в нём нет.На грядке под землёй растёт –В народе ей всегда почёт.

(Свекла) ДВУЛЕТНЕЕ РАСТЕНИЕ

 

VI. Итог урока.

VII. ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

«Пятиминутное эссе»

Учитель просит учащихся выполнить следующие задания:

1) написать, что нового узнали по данной теме;

2) задать вопрос, на который они не получили ответа.

(Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.)

 

VIII. Домашнее задание  (Слайд 28)

  1. Учебник стр. 81-82 рубрика «Этот удивительный мир» (прочитать)

ЗАДАНИЕ: Составьте дома таблицу «Толстых» и «тонких» вопросов к сегодняшней теме урока.

  1. Тетрадь «Окружающий мир» стр.28 задание «Портфель» (по выбору)
  2. Тетрадь «Морянка» стр. 27 зад.6 (по выбору)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Чушковой Марии, Аникеевой Алине тетрадь «Морянка» стр. 27 задание  «Проектная задача»

 

Источники информации:

1. Виноградова Н.Ф.  "Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Часть 1", - М., Вентана-Граф, 2013.

2. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. – 6-е изд., стереотип. – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013.

3. Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. – 3-е изд., стереотип. – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2013.

 

Интернет источники:

Видеофрагмент «Росянка: растение-охотник» http://rutube.ru/video/8927d6b904ca779f602fc9f7dd5c9c55

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1444762271.ppt (Приложение 1)

Здесь будет файл: /data/edu/files/m1444762334.doc (Приложения 2-6)

xn--j1ahfl.xn--p1ai

1полугодие - 20урок - Урок 20 как долго живут растения

Полное содержание архива vinogradova_n_f_kalinova_g_s_okruzhayushchiy_mir_pourochnye.zip:
1. 1полугодие - 10урок.docx12.55 Киб.Бактерии
2. 1полугодие - 11урок.docx44.08 Киб.Ход урока I. Организационный момент
3. 1полугодие - 12урок.docx14.25 Киб.Урок 12 растительный мир земли
4. 1полугодие - 13урок.docx38.43 Киб.Урок 13 Если бы на земле не было растений
5. 1полугодие - 14урок.docx21.09 Киб.Ход урока I. Организационный момент
7. 1полугодие - 16урок.docx14.22 Киб.Урок 16 растения – живые тела (организМы)
8. 1полугодие - 17урок.docx12.17 Киб.Ход урока I. Организационный момент
9. 1полугодие - 18урок.docx12.57 Киб.Урок 18 Цветок – самый красивый орган растения
10. 1полугодие - 19урок.docx13.5 Киб.Практическая работа по группам. Учащиеся делятся на 4 группы, заранее в группах учитель выбирает консультанта, который будет помогать учащимся
11. 1полугодие - 1урок.docx19.05 Киб.Урок 1 где и когда ты живешь цели: познакомить учащихся с терминами «тысячелетие»
12. 1полугодие - 20урок.docx18.17 Киб.Урок 20 как долго живут растения
13. 1полугодие - 21урок.docx13.48 Киб.Урок 21 человек и растения. Культурные растения в жизни человека
14. 1полугодие - 22урок.docx15.28 Киб.Книга россии цель: обобщить знания учащихся об охране растений, о правилах бережного отношения к природе
15. 1полугодие - 23урок.docx13.88 Киб.Ход урока I. Организационный момент
16. 1полугодие - 24урок.docx14.9 Киб.Ход урока I. Организационный момент
17. 1полугодие - 25урок.docx20.22 Киб.Урок 25 животные – живые существа (организмы) Цели: познакомить учащихся с отличительными признаками животных, особенностями питания, передвижения; объяснить значение понятий: «растительноядные, «паразиты»
18. 1полугодие - 26урок.docx59 Киб.Урок 26 как животные передвигаются, дышат. Кровеносная система животных
19. 1полугодие - 27урок.docx13.19 Киб.Ход урока I. Организационный момент
20. 1полугодие - 28урок.docx13.51 Киб.Ход урока I. Организационный момент
21. 1полугодие - 29урок.docx16.51 Киб.Урок 29 Беспозвоночные животные
22. 1полугодие - 2урок.docx13.62 Киб.Урок 2 солнечная система цели: обобщить знания учащихся о Солнечной системе, о телах живой и неживой природы; познакомить с рубрикой «Жил на свете человек…»
23. 1полугодие - 3урок.docx19.1 Киб.Ход урока I. Организационный момент
24. 1полугодие - 4урок.docx13.68 Киб.Ход урока I. Организационный момент
25. 1полугодие - 5урок (2).docx21.19 Киб.Тесты, плакат «Распределение тепла и света на Земле»
26. 1полугодие - 6урок.docx17.21 Киб.Урок 6 значение воды для жизни на земле цель: обобщить знания учащихся о значении воды в жизни растений, животных, человека
27. 1полугодие - 7урок.docx16.08 Киб.Урок 7 воздушная оболочка земли цели: познакомить с понятием «атмосфера»
28. 1полугодие - 8урок.docx18.55 Киб.Ход урока I. Организационный момент. Догадайтесь, какая сегодня тема урока. А помогут вам в этом загадки: Шар не велик, Лениться не велит, Если знаешь предмет
Урок 20как долго живут растения

Цель: познакомить учащихся с продолжительностью жизни растений, с понятиями однолетние, двулетние и многолетние растения.

Оборудование: таблички с названиями растений и с надписями способов размножения растений, рисунки с изображением способов размножения растений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного и проверка знаний.

1. Фронтальный опрос:

– Что такое вегетативный способ размножения?

– Какие части растений используют для размножения?

– Какую роль играет размножение в жизни растений?

– Как плоды и семена попадают на новые территории?

2. Игра «Найди пару».

На доске: рисунки с изображением растений малины, клубники, картофеля, тюльпана, пырея; таблички с надписями способов размножения.

Задание. Подобрать каждому растению способ размножения.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Выставка растений. Знакомство с однолетними, двулетними и многолетними растениями.

– Ребята, как вы думаете, сколько лет живут растения?

– Чтобы узнать о продолжительности жизни растений, я приглашаю вас на выставку растений. Обратите внимание, все растения разделены на три группы. По какому признаку они объединены?

К доске прикреплены таблички с названиями растений, распределенных в три группы, верхние таблички к каждому столбику с названиями однолетние, двулетние, многолетние сначала закрыты.

мак

ноготки

(календула)

огурец

томат

цветущие бобы

кабачок

тыква

астра

лук

чеснок

репа

свекла

морковь

малина

петрушка

гвоздика

тюльпан

лишайники

ландыш

брусника

земляника

пион

черника

каштаны

лиственница

Учащиеся высказывают свои предположения.

– Растения разделены на группы по продолжительности жизни.

– Как вы думаете, сколько лет живут растения первой группы? (Учитель открывает табличку с названием первой группы – однолетние.)

– Посмотрите на растения третьей группы: каштаны могут жить до 1000 лет, лиственница – до 500 лет, кустики брусники живут до 100 лет, лишайники – до 80 лет. Как называется эта группа растений? (Учитель открывает табличку с названием группы – многолетние.)

– Вторую группу растений называют двулетние.

– Все растения по продолжительности жизни делятся на однолетние, которые живут до одного года, двулетние, живущие 2 года, и многолетние, живущие много лет.

2. Чтение текста; рассматривание и анализ рисунка на с. 72.

3. Работа с рубрикой «Этот удивительный мир».

– В Америке, в штате Невада, нашли дерево (американская сосна долговечная), которому приблизительно 4900 лет, оказалось, что она старше египетской пирамиды Хеопса.

– А вы знаете, как определить возраст дерева?

– На срезе дерева видны последовательно расположенные кольца, количество колец соответствует возрасту дерева.

4. Игра «Магазин растений».

Описание. «Покупатель», называя растение, которое хочет купить, должен обязательно указать, какое оно – однолетнее, двулетнее или многолетнее.

IV. Итог урока.

– На какие группы по продолжительности жизни делятся растения?

Домашнее задание: выполнить задание в рабочей тетради № 1; подготовить рассказ о растениях, которые внесены в Красную книгу.перейти в каталог файлов

metodich.ru

Урок познания мира «Сколько живут растения»

Цели урока:

Образовательная (познавательная) – познакомить с многообразием растительного мира и сформировать представление о возрасте растений;

Развивающая – создать условия для формирования умения планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу;

Воспитывающая – создать условия для формирования умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Ожидаемые результаты урока:

Предметные – ученики овладеют понятиями: многолетние, однолетние, двулетние растения; возраст растений; многообразие; растительный мир;

Мета предметные – ученики смогут планировать свою деятельность; выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей, осознанного построения высказывания и составления текстов в устной и письменной форма;

Личностные – ученики смогут строить сотрудничество со сверстниками в соответствии с этическими нормами поведения и выстраивать межличностные отношения при взаимодействии.

Материалы к уроку: учебник, фотографии растений; гербарий, карточки - ребус - иллюстрации, маршрутные листы;

Ход урока:

Проверка домашнего задания с целью контроля качества усвоения материала. Проведем тест (задание для теста в маршрутном листе).

 - Оцените себя:

Нет ошибок – 5

Одна ошибка – 4

Две ошибки – 3

Остальное - 2

 - Встаньте у кого ни одной ошибки – молодцы. Вы сегодня хорошо подготовлены.

- Что бы вы хотели ещё узнать о растениях?

(Выброс на доску)

 - Это мы знаем!

 - Об этом прочитаем!

 - По этой теме нам подготовит сообщение на следующий урок

(назвать уч - ся)

 - Над этой задачей будем работать на уроке

 - Чтобы узнать о чем пойдет сегодня речь на уроке, предлагаю вам расшифровать предложение по картинкам (картинки на доске, на другой стороне слова:

 «Растения – зеленая одежда Земли».

 - Объясните, как вы понимаете это выражение?

Сравните свои высказывания с выводом научного текста:

«Действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга, поля, степи. Растения мы видим в парках, садах, на улицах городов и сел.

 Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой».

 - Сегодня на уроке мы узнаем, сколько лет живут растения

 - Сформулируйте цель урока.

Познакомиться с многообразием растительного мира и возрастом растений.

- Сегодня будем работать в центрах активности:

Центр науки, Центр математики, Центр развития речи, Центр Эрудит + ИЗО.

 - Выберите спикера в группах.

 - Начинаем работу в центрах активности. После работы в каждом центре обязательно оцените себя в маршрутном листе (критерии оценок на доске).

 - В некоторых центрах вам встретится задание *, оно не входит в обязательное выполнение и оценивание. Если это задание будет выполнено, вы получите дополнительную оценку.

Весь материал - смотрите документ.

videouroki.net

Урок познания мира на тему "Сколько лет живут растения" (3 класс)

Средняя общеобразовательная школа № 39

инновационного типа с гимназическими классами

Открытый урок

Познание мира

3 класс

Тема: «Сколько лет живут растения»

(по технологии «Step by Step» с применением ИКТ)

Составила:

Трушакова Е. В.,

Павлодар, 2015 год

Урок познания мира, 3 класс.

Учитель Трушакова Е. В., учитель информатики Литвинова О. В.

Тема: Сколько лет живут растения.

(Урок по центрам активности с использованием ИКТ))

Цели:

  1. Создать условия для развития познавательных способностей, познавательного интереса через организацию самостоятельной учебной деятельности в центрах активности. Сформировать представления о возрасте растений, углублять знания о их многообразии.

  2. Развивать речь, мышление, внимание, кругозор.

  3. Воспитывать коммуникативные отношения при работе в группе, паре. Через содержание урока содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Ход урока:

Работа в парах

Звуковой фон.

Схема на экране и на компьютере.

Работа в паре. Звуковой фон.

Цель на экране.

Отгаданное растение появляется на экране.

Задача на экран

Стихотворение на экране.

ключ

  1. Организация учащихся.

- Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу.

Урок познания мира. Запишите свое имя в маршрутном листе.

Желаю удачи.

  1. Актуализация знаний. Ситуация успеха.

Проверить наши знания поможет тест. Для работы с тестом щелкните мышкой. (на экране появятся 4 картинки, по ним составляется предложение: «Растения – зеленая одежда Земли»).

- Объясните, как вы понимаете это выражение?

- Наденьте наушники и сравните свои высказывания с выводом диктора.

- «Действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга, поля, степи. Растения мы видим в парках, садах, на улицах городов и сел.

Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой.

Сегодня на уроке мы узнаем сколько лет живут растения».

На экране появляется тема урока:

«Сколько лет живут растения».

  1. Работа по схеме «Развитие фасоли и семени»

- Перед вами схема развития проростка фасоли.

- Расскажите в паре, как развивается растение из семени.

- Сколько лет живет это растение? (1 год)

Наденьте наушники и прослушайте высказывание.

«Фасоль – это однолетнее растение, потому что они, прорастая из семени, в течение года дает новые семена и затем прекращает свое существование.

- Какие однолетние растения вы знаете? (поле: кукуруза, пшеница, овес, проса, ячмень, подсолнечник; дача: редис, огурцы, тыква)

- Сколько лет могут жить растения.

- У нас возникли вопросы, на которые мы будем искать ответы.

- Для более точного представления мы познакомимся с новым материалом.

- Сформулируйте цель урока.

Цель: Познакомиться с многообразием растительного мира и возрастом растений.

4. Работа в центрах активности.

- Работать сегодня мы будем в центрах активности. Центр науки, математики, центр развития речи.

- Пройдите в центры.

Выберите спикера в группе. В маршрутном листе указан путь по центрам.

( см. приложение 1)

5. Презентация.

Ребята, работавшие в центре науки, сейчас прочитают названия растений. По описанию догадайтесь, о каком растении идет речь.

В центре математики ребята решали интересные задачи.

- Что нового вы узнали?

(Узнали, что мох ягель будет восстанавливаться 30 лет, если по нему пройдет человек, и 100 лет после проезда по нему гусеничной машины. Узнали, что лишайники живут до 70 лет. Секвойя живет 4000 лет или 40 веков, дуб 10веков, липа 800 лет, ель 400 лет, а тополь 1 век.)

А сколько же дней живет цветок лотоса?

В центре развития речи перечислите одно-, дву-, многолетние растения.

(однолетние: пшеница, кукуруза, фасоль, подсолнечник, редис;

двулетние: капуста, морковь, свекла, петрушка, сельдерей;

многолетние: дуб, секвойя, береза, акация, ферула, земляника, ландыш, одуванчик)

Какие сравнения «человек – растение» вы подобрали?

(строен как тополь, кудрявый как береза, могуч как дуб, цветет и пахнет как роза, расцвели как розы, плачет как ива, божий одуванчик, бледный как поганка, горек как полынь, красив как маков цвет ).

6. Итог урока.

- Сколько лет живут растения?

- Какое задание вызвало интерес?

- Встретились ли трудности на уроке?

7. Выход на новую тему.

Ребята, прочтите стихотворение и попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить на следующем уроке?

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это,

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето

Откровенья цветов луговых

Нами понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное: «Стой!»

Нам казалось, все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под нас

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

8. Оцените свою работу на уроке.

Поднимите руки те, у кого получился такой цветок.

- Эти ребята справились со всеми заданиями на уроке. Они за урок получают «5».

-У кого в цветке 1 или 2 детали остались не закрашены ? Эти ребята получают «4».

9. Д/задание определите по маршрутному листу.

Спасибо за урок!!! (приложение 3)

Приложение 1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

ЖЕЛАЮ УДАЧИ В РАБОТЕ!

ИМЯ ________________________________________________

ЦЕНТР «НАУКИ»

  1. Составь рассказ

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Меня удивило: ______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦЕНТР «МАТЕМАТИКИ»

* 4. Составь задачу или схему. Выполни ее решение. ______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ

  1. Хотел бы узнать_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.

Однолетние

Двулетние

Многолетние

  1. Запиши сравнения__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

ЦЕНТР НАУКИ

  1. Рассмотреть гербарии растений.

  2. Составить (на выбор) описание растения по плану:

- Как называется растение?

- Определи к какой группе относится растение (деревья, кустарники, травы; культурное или дикорастущее; лечебное, ядовитое)

- Определи вид растения (влаголюбивое, засухоустойчивое, теплолюбивое, холодостойкое, светолюбивое, теневыносливое)

- Определи продолжительность жизни (однолетнее, двулетнее, многолетнее)

ВНИМАНИЕ! Если затрудняешься ответить на вопрос, обратись в «Информационное бюро»

- Вспомни, где ты видел это растение в природе: на лугу, в поле, в лесу, в водоеме, в огороде?

- Где и как его использует человек?

3. Расскажи о растении в группе. Выберите лучший рассказ.

4* Прочитай текст «Это интересно знать». Поделись своими мыслями в группе. Запиши в маршрутный лист «Что тебя удивило»

5. Оцени свою работу в маршрутном листе.

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ

  1. Реши задачи

  2. Вырази в единицах времени

  3. Проверь свою работу по ключу

4* Придумай свою задачу, используя данные: лиственница живет 400-500 лет, лишайник до 70 лет.

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ

  1. Прочитать текст «Сколько лет живут растения» стр 82-84, отмечая «+» то, что вам известно и «-«, то что для вас ново.

  2. Запиши в маршрутном листе «Что хотел бы еще узнать по этой теме?»

  3. Ответь на вопросы в паре. Если затрудняешься ответить на вопросы 2 и 3 обратись в «Информационное бюро».

  4. Выпиши из текста названия однолетних, двулетних и многолетних растений.

  5. Проверь свою работу в группе.

6 * Человек – часть Природы. Жизнь человека неразрывно связана с жизнью растений. Поэтому не случайно человека сравнивают с растениями. Приведи примеры таких сравнений. (Например, Строен как тополь; кудрявый как береза … )

7. Оцени свою работу.

Приложение 3

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Учебник стр 82-85, прочитать, подготовить пересказ

  2. Разгадать кроссворд

  1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.

  2. Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем этот цветок обязательно закроется.

  3. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – белопушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки.

  4. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению.

  5. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.

  6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.

  7. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками.

  8. Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.

  1. Составить викторину «Узнай растения» или подобрать загадки об однолетних, двулетних и многолетних растениях

Приложение 4

infourok.ru

Как долго живут растения и как определяют их возраст

Изменение растений в течение жизни

Li.oua X

Колошение

Фенологические спектры. Кущение. Выход в трубку.

Фенология. Фенологические фазы (фенофазы).

1. Что изучает фенология?

2. Назовите основные фенологические фазы растений умеренного пояса.

3. Почему у хлебных злаков выделяют большое число фенологических фаз?

4. Что представляют собой подфазы кущения и выхода в трубку у хлебных

злаков?

5. Как влияют климат местности и погода на сроки наступления и длитель­ность фенологических фаз? Приведите примеры.

Вспомните!Дерево, кустарник, кустарничек. Покровные ткани. Пустыни. Эфемеры.

 

Возраст ветвей. Можно ли узнать, сколько лет прожила ветка какого-либо дерева, например клена, дуба или липы? Это легко сделать, если, е нимательно рассмотрев ветку, подсчитать на ней число почечных колец (рис. 80). Как извест­но, почечные кольца образуются на месте опав­ших весной почечных чешуй. Участок побега межд> двумя почечными кольцами обычно соот­ветствует годичному приросту ветви в длину (см. 1-е задание в конце параграфа).

Рис. 80. Ветка дуба: 1 — почечное кольцо; 2- годичный прирост

Однако почечные кольца хорошо видны лишт на сравнительно молодых тонких ветвях. На более старых, по мере утолщения их стеблей и слущивгния наружных слоев покрсвной ткани, почечные ко 1ьца становятся трудноразличимы­ми и постепенно совсем исчезают.

Рис. 81. Редкие охраняемые деревья 1 — тис" ягодный; 2 — мамонтово дерево

Возраст старых толстых вет­вей приходится определять уже дру­гим способом — по числу годичных колец древесины на спила:: стеблей.

Возраст деревьев. Возраст деревьев также определяют по чис­лу годичных колец древесины на спи­ле ствола. Таким способом было уста­новлено, что деревья дуба живут 1300 лет, лиственницы — 600 лет, клена остролистного — 200 лет, ря­бины обыкновенной — 80 лет. Одна­ко эти™ способом можно определить юзраст спиленных, т. е. погибших деревьев, и поэтому такой способ непригоден для редких охраняемых видов, например тисса ягодного, мамонтова дерева (рис. 81), сосны долговечной.

У охраняемых деревьев специ­альным буром высверливают до центра стволов тоненькие, толщи­ной с карандаш, цилиндрики древе­сины и подсчитывают на них годич­ные кольца. Это не причиняет дере­ву большого вреда. Таким образом удается и дерево сохранить и опре­делить его возраст. Оказалось, что тисс ягодный живет 1800 лет, а рас­тущее в Северной Америке мамон­тово дерево и сосна долговечная — 4000-4600 лет. Такие старые деревья начали свою жизнь еще во времена строительства пирамид в Египте и заселения Европы первобытными племенами.

По ширине годичных колец а;ревесины у деревьев-долгожите­лей ученые восстановили картины изменения климата на Земле за по-

следние 3-4 тыс. лет. Дело в том, что ширина годичных колец древесины определяется условиями погоды: во влажные и теплые годы образуются широкие кольца, в сухие и холодные — узкие. Строение древесины, таким образом, отражает колебания погоды и климата. Недаром еще в XIX в. у лесо­водов появи лась поговорка: «Дерево — это летопись природы».

Длительность жизни кустарников и кустарничков. Кустарники име­ют не один ствол, а множество стволиков, каждый живет 5-15 лет (это можно установить и по числу почечных колец, и по спилам стволиков). Стволики постепенно сменяют друг друга. Чтобы определить возраст кус­тарника, например орешника-лещины, надо подсчитать общее число ство­ликов и установить, сколько их возникает (и отмирает) за один год. Поде­лив первое число на второе и умножив полученный результат на длитель­ность жизни одного стволика, получим общую длительность жизни кустарника. Оказалось, что кустарники по долговечности соперничают с деревьями. Орешник, например, живет 120-200 лет.

Еще сложнее установить возраст у кустарничков: черники (рис. 82), голубики, багульника болотного. Используя способ подсчета почечных ко­лец, можно определить, что отдельные кус гики черники живут 15-25 лет. Под землей кустики связаны друг с другом длинными корневищами. По ме­ре отмирания старых кустико» их сменяют новые молодые. Одно растение

Рис. 82. Растения черники с подземными частями

черники представляет собой мно­жество кустиков, связанных друг с другом длинными ветвящимися корневищами. Возраст черники мо­жно определить, если подсчитать число кустиков, образованных за всю жизнь растения. Для этого не­обходимо тщательно раскопать подземные части. Ученые установи­ли, что черника живет 100 и более лет, т. е. ее возраст вполне сопоста­вим с возрастом кустарников и де­ревьев.

Как долго живут травы. Все

знают, что травы бывают однолет­ние, двулетние и многолетние. Одно­летние травы, например рожь, ук­роп, дикая редька успевают за один год вырасти из семян, зацвести и дать зрелые семена. Среди одно­летников есть виды эфемеров, вся жизнь которых проходит за три- четыре недели. В средней России к эфемерам относятся мышехвостник маленький, крупка весенняя, рогоглавик серповидный (рис. 83).

Двулетние травы, такие, как морковь, лопух паутинистый, в первый год жизни образуют только вегетативные побеги и нак шливают в подзем­ных частях запасные вещества. Цветут и плодоносят двулетники только на втором году жизни. После обсеменения двулетники отмирают.

Преобладающее большинство лесных, лул овых и болотных трав — многолетники. После прорастания из семени первый раз они зацветают лишь на 3-10 год жизни. Затем цветут, как правило, ежегодно. Осенью у них от мирают надземные части побегов, а приземные и подземные несут поч­ки, из которых весной отрастают новые надземные побеги.

Рис. 83. Весенние эфемеры: 1 — крупка весенняя; 2— мышехвостник маленький; 3— рогоглавик серповидный

Как долго живут многолетние травы? Можно ли определить их воз­раст? Ответить на эти вопросы непросто по двум причинам. Во-первых, у многолетних трав их подземные части не сохраняются целиком, а посте­пенно отмирают и разрушаются. Во-вторых, для многолетних трав, в отли­чие от деревьев, нет единого способа для определения возраста. Длитель­ность жизни травянистых многолетников определяют по-разному. Напри­мер, у ковылей, шучки, белоуса и других плотнодерновинных растенийизмеряют диаметр дерновин. Ежегодно дерновины увеличиваются в диа­метре примерно на 0,3-0,5 см. Стало быть, растение щучки с дерновиной диаметром 30 см имеет возраст около 60 лет.

У короткокорневлщных лесных папоротников, например щитовника мужского, кочедыжника женского, подсчитывают число запасающих че- шуй на корневищах. Эти чешуи представляют собой основания отмерших листьев. Ежегодно у папоротников развертывается обычно по 5-7 листьев. Если разделить общее число чешуй корневища на семь, получим пример­ный возраст растения. Оказалось, что щитовник мужской живет 40-50 лет, а кочедыжник женский — 60-70 лет. Таким образом многолетние травы живут десятки лет. Ученые установ] ели, что тимофеевка луговая, душистый колосок, овсяница луговая, полевица тонкая живут 5-15 лет, борщевик сибирский, колокольчик рапунцелевидный — 5-10, одуванчик — 10-20, а бе­лоус — 30-50, ковыль — 60-80 лет. К сожалению, определить длительность жизни удается далеко не у всех трав.

5rik.ru

Сколько живут растения? - Презентации по окружающему миру

Рассылка презентаций

 

Описание:

Презентация по окружающему миру на тему «Сколько живут растения?» подготовлена учителем младших классов Скороход Надеждой Викторовной в рамках учебной программы «Перспективная начальная школа».

Слушатели узнают, что возраст деревьев и кустарников можно узнать по годовым кольцам.

В учебном пособии рассматриваются следующие растения:

  • многолетние – ель, дуб, розы, клен, калина, смородина, сирень, крапива, ландыш;
  • двулетние – гвоздика турецкая, капуста, репа, свёкла, петрушка, морковь;
  • однолетние – васильки, календула, астры, лён, горох, огурец, кукуруза.

В презентации большое внимание уделяется отличительным чертам растений.

В заключении работы представлено интересное задания для закрепления пройденного материала. 

Категория:

Слайды:

Информация:

  • Дата создания материала: 28 Сентября 2015 г.
  • Слайды: 8 слайдов
  • Дата создания файла презентации: 28 Сентября 2015 г.
  • Размер презентации: 1518 Кб
  • Тип файла презентации: .rar
  • Скачана: 70 раз
  • Последний раз скачана: 30 Сентября 2018 г., в 12:55
  • Просмотров: 616 просмотров

Рекомендуем:

  • Для учеников 2 класса

Скачать:

Скачать презентацию
 

Популярные

Окружающий мир

Случайные

Окружающий мир

pwpt.ru