Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. Изменения растения осенью


Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений.

3 класс. Программа «Гармония». Второй урок по теме.

Цели урока.

  • Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.
  • Учить учащихся наблюдать за природой.
  • Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.
  • Развивать мышление, наблюдательность, речь.
  • Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав.
  • Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.
  • Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: проектор, экран, у учащихся зелёный и красный карандаши, кленовые листья – жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся, таблички для 4 групп с причинами и следствиями изменения окраски листьев, карточки с вопросами для д/з, Парты расставлены попарно для 4 групп.

Методы: исследовательский метод, групповая работа, дифференцированное обучение.

Ход урока.

1. Организационный момент СЛАЙД 1

2. Актуализация темы урока

У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!

Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи. (По одному человеку от группы) Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2-5.

*** Жёлтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

— Что случилось вдруг?

И ответил папа:

— Это осень, друг.

Наталия Антонова

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Ирина Токмакова

***

***

Осенний трогая Огонь, Тянул я вверх Свою ладонь. Пожару осени, Как другу, Пожал Пылающую Руку. Я пробирался, Как во сне, Сквозь заросли Дождя В огне. Осталась Память У меня — Букет oдин Того Огня.

Семен Островский

- Кто догадался о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6

- В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?

3. Минутка календаря.

У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий сегодня. (СЛАЙД 7)

- О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.

У. – Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?

Какой день был самым теплым?

Что удивило вас в природе за неделю?

Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

У. - Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)

4. Планирование работы на уроке.

Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.

- Почему у хвойных деревьев нет листопада?

- Что происходит осенью с травянистыми растениями?

- Почему начинается листопад?

- Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.

Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Почему начинается листопад?

Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Что происходит осенью с травянистыми растениями?

У. – Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Исследовательская работа непростая и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.

5. Физкультминутка для глаз СЛАЙД 11

6. Изучение нового материала

У. –Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.

ЛИСТОПАДЛес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.

У. –Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У. –Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии:

Что изменяется в жизни растений осенью?

У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?

Какого цвета листва сирени осенью?

У какого дерева листва желтеет первой?

Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?

Где найти правильный ответ на этот вопрос?

Давайте обратимся к с.46 учебника, которая поможет узнать почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац).

У. –Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙДЫ 13 – 15.

У. –. Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.

У. –Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО с.13 задание №31. СЛАЙД 16.

У. – Проверим, что получилось. СЛАЙД 17 (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина. дуб).

У. – Как вы думаете, почему опадают листья?

У. –Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с.46 учебника).

У. –Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).

У. – Какова главная причина осенних изменений в природе?

У. – К чему приводят изменения в неживой природе?

У. –Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18

7. Физминутка СЛАЙД 19.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!(Посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали –Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. (И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)

В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят.Как они тихо садятсяПокажем – крылья сложили назад. (И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)

Наклонились и присели.Заниматься тихо сели.

У. –Какой вопрос подготовила Оля?

Оля – Как деревья узнают, что скоро наступит зима?

У. –Какой вопрос подготовила Катя?

Катя - Одинаково ли опадают листья у деревьев?

(Пересказ текста из первого абзаца с.47 учебника.)

У. –Прежде, чем вы оцените, как поняли информацию о листопаде, задайте интересующие Вас вопросы Оле и Кате.

Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.

У. –Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?

У. –О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?

У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?

У. –Познакомимся со статьёй учебника с.47 второй абзац.

У. –Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

У. –Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20.

О сибирской лиственнице

С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.

Лиственница — дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращает простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышается острота зрения, нормализуется обмен веществ.

На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.

У. –Есть вопросы к Игорю?

У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.

У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.

У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.

У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

У. –. Поделитесь своими наблюдениями. Как меняется окраска травы осенней порой?

У. –. Какие растения ещё цветут осенью?

У. –.Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с 48 учебника.

У. –. Завершите работу с маршрутными листами.

8. Закрепление.

А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. СЛАЙДЫ 21 - 49 (презентация «Осенние превращения»)

9. Итог урока. Рефлексия.

У. –Почему осенью в природе происходят изменения?

В какой последовательности происходят изменения в природе?

Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными. СЛАЙД 50

- Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп)

- Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.

Хорошо, дружно работали в командах.

Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.

10.Домашнее задание. СЛАЙД 53

У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.

1 группа. Вопросы:

Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?

У больных или у здоровых деревьев раньше начинается листопад?

Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?

2 и 3 группы. Вопросы:

Учебник с.48.

4 группа. Вопросы:

Составить кроссворд «Осенняя клумба»

На следующем уроке мы продолжим изучение темы «Осень в природе».

lib2.znate.ru

Какие изменения происходят в жизни растений осенью?

1
  • Авто и мото
    • Автоспорт
    • Автострахование
    • Автомобили
    • Сервис, Обслуживание, Тюнинг
    • Сервис, уход и ремонт
    • Выбор автомобиля, мотоцикла
    • ГИБДД, Обучение, Права
    • Оформление авто-мото сделок
    • Прочие Авто-темы
  • ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
    • Искусство и развлечения
    • Концерты, Выставки, Спектакли
    • Кино, Театр
    • Живопись, Графика
    • Прочие искусства
    • Новости и общество
    • Светская жизнь и Шоубизнес
    • Политика
    • Общество
    • Общество, Политика, СМИ
    • Комнатные растения
    • Досуг, Развлечения
    • Игры без компьютера
    • Магия
    • Мистика, Эзотерика
    • Гадания
    • Сны
    • Гороскопы
    • Прочие предсказания
    • Прочие развлечения
    • Обработка видеозаписей
    • Обработка и печать фото
    • Прочее фото-видео
    • Фотография, Видеосъемка
    • Хобби
    • Юмор
  • Другое
    • Военная служба
    • Золотой фонд
    • Клубы, Дискотеки
    • Недвижимость, Ипотека
    • Прочее непознанное
    • Религия, Вера
    • Советы, Идеи
    • Идеи для подарков
    • товары и услуги
    • Прочие промтовары
    • Прочие услуги
    • Без рубрики
    • Бизнес
    • Финансы
  • здоровье и медицина
    • Здоровье
    • Беременность, Роды
    • Болезни, Лекарства
    • Врачи, Клиники, Страхование
    • Детское здоровье
    • Здоровый образ жизни
    • Красота и Здоровье
  • Eда и кулинария
    • Первые блюда
    • Вторые блюда
    • Готовим в …
    • Готовим детям
    • Десерты, Сладости, Выпечка
    • Закуски и Салаты
    • Консервирование
    • На скорую руку
    • Напитки
    • Покупка и выбор продуктов
    • Прочее кулинарное
    • Торжество, Праздник
  • Знакомства, любовь, отношения
    • Дружба
    • Знакомства
    • Любовь
    • Отношения
    • Прочие взаимоотношения
    • Прочие социальные темы
    • Расставания
    • Свадьба, Венчание, Брак
  • Компьютеры и интернет
    • Компьютеры
    • Веб-дизайн
    • Железо
    • Интернет
    • Реклама
    • Закуски и Салаты
    • Прочие проекты
    • Компьютеры, Связь
    • Билайн
    • Мобильная связь
    • Мобильные устройства
    • Покупки в Интернете
    • Программное обеспечение
    • Java
    • Готовим в …
    • Готовим детям
    • Десерты, Сладости, Выпечка
    • Закуски и Салаты
    • Консервирование
  • образование
    • Домашние задания
    • Школы
    • Архитектура, Скульптура
    • бизнес и финансы
    • Макроэкономика
    • Бухгалтерия, Аудит, Налоги
    • ВУЗы, Колледжи
    • Образование за рубежом
    • Гуманитарные науки
    • Естественные науки
    • Литература
    • Публикации и написание статей
    • Психология
    • Философия, непознанное
    • Философия
    • Лингвистика
    • Дополнительное образование
    • Самосовершенствование
    • Музыка
    • наука и техника
    • Технологии
    • Выбор, покупка аппаратуры
    • Техника
    • Прочее образование
    • Наука, Техника, Языки
    • Административное право
    • Уголовное право
    • Гражданское право
    • Финансовое право
    • Жилищное право
    • Конституционное право
    • Право социального обеспечения
    • Трудовое право
    • Прочие юридические вопросы
  • путешествия и туризм
    • Самостоятельный отдых
    • Путешествия
    • Вокруг света
    • ПМЖ, Недвижимость
    • Прочее о городах и странах
    • Дикая природа
    • Карты, Транспорт, GPS
    • Климат, Погода, Часовые пояса
    • Рестораны, Кафе, Бары
    • Отдых за рубежом
    • Охота и Рыбалка
    • Документы
    • Прочее туристическое
  • Работа и карьера
    • Обстановка на работе
    • Написание резюме
    • Кадровые агентства
    • Остальные сферы бизнеса
    • Отдел кадров, HR
    • Подработка, временная работа
    • Производственные предприятия
    • Профессиональный рост
    • Прочие карьерные вопросы
    • Работ

woprosi.ru

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ - Жизнь растений осенью

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ОСЕНЬЮ

Цели: познакомить детей с осенними изменениями в жизни растений; рассказать о причине листопада; учить узнавать растения по листьям и плодам; развивать наблюдательность; воспитывать аккуратность в учебе.

Оборудование:рисунки с изображением деревьев в летнее и осеннее время; листья и семена растений.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока.

– Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. Определите, какое это время года? (Осень.)

Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о приметах осени и о том, как разные растения осенью готовятся к наступлению суровой зимы.

II. Актуализация знаний.

Б е с е д а  «Изменения в неживой природе осенью».

– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе.

По мере того, как дети называют, на доске появляется запись: облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемахи т. д.

– Какая бывает погода летом?

– Какие вы наблюдали дожди? Если вы видели грозу, расскажите о ней.

– Какая летом бывает вода в водоемах – теплая или холодная?

– Что интересного вы заметили в жизни растений?

– Видели ли насекомых, рыб, птиц и других животных? Если вы наблюдали за ними, то расскажите, что интересного заметили в их жизни.

Учитель обобщает ответы детей и делает  в ы в о д: летом чаще всего бывает теплая погода и даже жаркая, летние дожди непродолжительные, иногда бывают грозы. Вода в водоемах теплая, можно купаться. Все растения зеленые, многие из них цветут. Летом созревают плоды и ягоды. Всюду много насекомых и птиц и т. д.

В ы в о д ы:

1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

– Расскажите о погоде осенью.

О б щ и й   в ы в о д:похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

III. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 26–27).

– Рассмотрите центральный рисунок в книге. Какие изменения произошли в жизни растений осенью?

– Какие растения вы видите с вертолета?

– У каких растений листья меняют окраску?

– Что такое листопад?

– Рассмотрите рисунки-подсказки слева. Листья каких деревьев здесь нарисованы? (Клен, сосна, дуб, береза, осина.)

– Расскажите, как меняют цвет листьев эти деревья?

– Рассмотрите рисунки-подсказки справа. Какие деревья здесь нарисованы?

– На какие две группы можно разделить эти деревья? (Лиственные и хвойные растения.)

– У всех деревьев есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки. Такие листья называются хвоей, а деревья и кустарники – хвойными.

А бывают длинные-предлинные иголки или нет?

Как отличить ель и сосну? (У ели иголки короткие и растут по одной, у сосны – более длинные и растут по две или по три.)

– Рассмотрите рисунки-подсказки под центральным рисунком. Расскажите о жизни лиственницы в разное время года.

– Рассмотрите ветку лиственницы весной, летом, осенью и зимой. Сравните весеннюю ветку с летней. Чем они отличаются? (Хвоинки летом длиннее, шишки крупнее.)

– Как изменилась ветка осенью? (Хвоинки пожелтели.)

– Что можете сказать о зимней ветке лиственницы? (Хвоинок нет. Шишка крупная.)

– Подумайте, как же по-другому можно назвать хвоинки? Чем они являются для хвойных деревьев? (Хвоинки – это листья.)

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы весной сажали сад,

А Семен стоял у гряд.

Вот мы яблоки едим,

А Семену не дадим.

Нам лентяев здесь не надо!

Выходи, Семен, из сада.

2. Р а б о т а   п о   х р е с т о м а т и и.

Учитель читает рассказы «Как растения к зиме готовятся?», «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?».

IV. закрепление изученного материала.

1. Р а б о т а   в   п е ч а т н о й   т е т р а д и   (з а д а н и я  18, 19).

– наклейте изображения ягод, овощей и фруктов, которые вы помогали собирать взрослым осенью.

– Раскрасьте рисунки.

– Нарисуйте свои овощи и фрукты.

– Соедините рисунок каждого дерева с рисунком листа этого дерева.

– Какие деревья здесь нарисованы?

– Раскрасьте листья так, как они выглядят осенью.

2.И г р а  «Отгадай растение».

Учитель показывает осенние листья, ученики отгадывают, с какого дерева или кустарника этот лист. Для такой игры можно использовать и плоды, и семена растений – гроздья рябины, семена-«вертолетики» клена, шишки хвойных деревьев, листья и желуди дуба, листья березы.

– Расскажите, что вы знаете о жизни этих растений.

– А теперь послушайте небольшие рассказы о некоторых деревьях.

Береза

Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.

Дуб

Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листов дуба в банку с солеными огурцами – они станут хрустящими, крепкими, вкусными.

Клен

Клен – желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых музыканты извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.

В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.

Ель

Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие герои сказок. Потому что даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно.

Обычай украшать елку пришел к нам издалека. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. А домой люди приносили еловые шишки.

Лиственница

Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и произошло название дерева. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400–500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет и со временем становится еще тверже, как бы каменеет.

V. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Отгадайте загадку:

Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорваливсе рубашки.

Но зимние метели в меха его одели.

                                (Дерево.)

– О каких изменениях в жизни растений в осеннее время рассказывается в этой загадке?

Опавшей листвы разговор еле слышен:

– Мы с кленов…

– Мы с яблонь…

– Мы с вязов…

– Мы с вишен…

– С осинки…

– С черемухи…

– С дуба…

– С березы…

Везде листопад: на пороге – морозы!

                                Ю. Капотов

newrefs.ru

ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ

Билет № 1

ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ

О чем чаще всего в конце лета и в начале осени говорят люди? Конечно, о понижении температуры воздуха и воды в водоемах, о появлении инея на земле и первых заморозках. Все эти изменения связаны с тем, что Солнце поднимается все ниже. Все меньше тепла и света. После 23 сентября дни становятся короче ночи.

В октябре уже начинаются туманы и затяжные дожди, а иногда и первый снег. Неуютно становится в лесу. Роскошный ковер из осенних листьев почернел. Грибов уже нет. К концу месяца уже стоят без листьев осинки, березки и могучие дубы.

В ноябре уже блестит тонкий хрупкий ледок у берегов рек и озер. Появляется и снеговой покров, но в теплые дни он может растаять. Наблюдаются частые туманы, но бывают и солнечные деньки, которые радуют теплом всех обитателей природы.

Пору теплой погоды осенью называли в старину «бабье лето». Обычно оно бывало с 14 по 21 сентября. Успевали переделать много дел в такие погожие дни.

А в ноябре говорили, что стучится в дверь чародейка-зима. По древнеславянскому календарю вересень, сентябрь, - месяц первого инея («врасенец» - иней). Листопадником назвали октябрь. Ноябрь в старину называли «грудень» - грудами (буграми) начинает замерзать земля.

НАЗВАТЬ И ПОКАЗАТЬ КОСТИ СКЕЛЕТА (стр. 11 , 2 часть)

Билет № 2.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ

Красиво явление в жизни растений – изменение окраски листьев осенью. Почему это происходит? В листьях есть особые красящие вещества, которые придают им цвет. Летом зеленый цвет листьям придает вещество хлорофилл. С приходом осени дни убывают, света и тепла становится меньше.Хлорофилл разрушается, и другие красящие вещества становятся ярче зеленого. Листья желтеют, краснеют, багровеют.

Почему в середине осени начинается листопад? В растениях замедляется движение соков, и им необходимо уменьшить испарение влаги. У деревьев и кустарников в месте соединения листа с веткой образуется мертвый пробковый слой. Он перекрывает доступ растительных соков в листья. И листья начинают опадать.

Что происходит осенью с травянистыми растениями? Однолетние травянистые растения с приходом осени засыхают и отмирают. У многолетних трав отмирает только наземная часть, а в земле остаются корни, корневища, луковицы.

В конце сентября обычно исчезает большинство насекомых. Они собрались в старых пнях и других укромных местах – вместе будут пережидать зиму. К зиме насекомые или погибают, или застывают. Когда начинают исчезать насекомые, собираются в дорогу насекомоядные птицы. Последними потянутся с севера на юг водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. С криком, длинной цепью, углом или просто группой улетают наши перелетные птицы.

На смену им прилетают с севера зимовать кочующие птицы – это снегири, свиристели, сойки. Но по-прежнему будут суетиться в поисках пищи наши верные пернатые – оседлые птицы – это синицы.

У млекопитающие, например у волков, лисиц, зайцев, белок, начинается осенью линька.Меняют они легкую летнюю шерсть на густой мех. У многих поменяется и цвет шерсти. Так, у зайцев он изменится с серого на белый, у белок – с рыжеватого на голубоватый.

Бурые медведи, барсуки, ежи стараются накопить побольше жира , чтобы во время зимней спячки не голодать. Поздней осенью, с приходом морозных дней, скрываются они в берлоги, в норы, под вороха сухой травы и засыпают.

Земноводные и пресмыкающиеся тоже готовятся к зимовке. В осенние холода змеи и ящерицы, лягушки и жабы становятся менее подвижными. Они забираются под корни деревьев, под старые пни и застывают там с приходом морозов. Некоторые лягушки забираются в ил на дно водоемов.

 

КАК ВЫРАСТИ ВЫСОКИМ И СТРОЙНЫМ

С помощью физических упражнений и правильного питания можно влиять на прочность, упругость и даже на рост костей скелета. Для роста костей необходим «строительный материал» - минеральные соли. Поэтому полезно питание молочными продуктами, рыбой, яйцами. Важна для костей и регулярная нагрузка. Без нее кости слабеют.

У человека с искривленным позвоночником внутренние органы смещаются и теснят друг друга. Чтобы избежать этого, необходимо следить за своей осанкой.

Осанкойназывают привычное положение тела во время стояния, сидения или ходьбы. При правильной осанке голова и туловище составляют одну вертикальную линию, грудь слегка выдается вперед, плечи развернуты и слегка опущены, живот втянут. Не следует подолгу опираться грудью на край стола. Это мешает дыханию костей грудной клетки.

Кроме позвоночника, большую нагрузку испытывают кости ног. Очень важно, чтобы форма стопы была правильной и здоровой. Плоскостопие – это заболевание стопы, при котором ноги быстрее устают, болят при ходьбе и даже при стоянии. Помочь правильному развитию ног можно прогулками, бегом, физическими упражнениями. Следует обращать внимание и на обувь. Выбирать повседневную обувь надо с небольшим каблуком.

Билет № 3.

ЧЕМ ЗАНЯТЫ ЛЮДИ ОСЕНЬЮ

Чему радуются и о чем грустят люди осенью? Радуются синеве неба, последним полевым цветкам, красоте осенней природы. Грустят, глядя на караваны улетающих птиц. Но главная забота у людей осенью – это уборка урожая. Нельзя терять ни минуты. Надо управиться до дождей и холодов. Скосить и обмолотить зерновые культуры: пшеницу, ячмень, овес, рожь, гречиху, кукурузу. Собрать на полях, в огородах и садах овощи и фрукты. Сходить в лес по ягоды, грибы, орехи. Заготовить лекарственные растения: плоды боярышника, брусники, клюквы, корни одуванчика, лопуха, валерианы.

Надо позаботиться и о домашних животных. Сложить сено с лугов и сложить под навесы. Отремонтировать и утеплить жилища.

В садах, огородах, на полях убирают остатки растений, проводят работы по борьбе с вредителями. На полях проводят осеннюю вспашку земли и сеют озимые зерновые культуры. В огородах сажают под зиму чеснок, лук, морковь. В садах проводят посадку луковиц цветковых растений.

Чтобы сохранить созревший урожай, закладывают в хранилища картофель, морковь, свеклу. Солят и маринуют капусту, огурцы, помидоры. Сушат фрукты и грибы, варят варенье. После окончания осенних работ устраивают в городах и селах веселые праздники урожая. Говорят: «Осень дарит людям то, что вырастило лето». А всем ли поровну останутся подарки осени? Больше достанется тому, у кого руки, спина, ноги больше устанут. Кто пораньше вставал, подальше ходил да подольше бродил с корзинкой. Щедра осень только к трудолюбивым. «Кто земле кланяется, того она и кормит», «Сметану любить – корову кормить», - говорится в старинных поговорках.

 

НАЗВАТЬ И ПОКАЗАТЬ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Дыхание-это процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения углекислого газа.

Носоглотка

Гортань

Трахея

Легкие

Бронхи

 

 

Билет № 4.

ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА

Предметы, что нас окружают, ученые называют телами. Книга, ручка, пакет молока, мышонок, цветок, камень, капля воды – это все тела. Они различаются формой, размером, цветом и тем, из каких состоят веществ. Например, ваза для цветов сделана из стекла, школьный пенал – из кожи. При создании самолета используют разные вещества: металлы, резину, стекло, пластмассы.

Вещества могут быть жидкими, твердыми, газообразными. Молоко-жидкость, вещества камня находятся в твердом состоянии, воздух – газ.

Для своих изделий человек использует как естественные (природные), так и искусственные материалы. Например, стол и стул сделаны из древесины. Это природный материал. Расческа и шариковая ручка изготовлены из пластмассы – искусственного материала.

Все вещества состоят из маленьких частиц, между которыми есть промежутки. Мельчайшую частицу вещества назвалимолекулой. Молекулы так малы, что мы не видим их. Но каждая молекула-невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов.

Билет № 5.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВОЗДУХ

Нашу Землю окружает толстый слой воздуха. Воздухом дышат все живые организмы. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Воздух помогает летать птицам и насекомым. С помощью воздуха мы говорим, поем и заставляем звучать духовые инструменты.

Воздух – смесь газов. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы. Кроме того, в воздухе могут присутствовать частицы пыли, пыльца растений, бактерии.

Состав воздуха может меняться. Люди, растения и животные в процессе дыхания поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром леса называют «Легкими» нашей планеты.

 

 

Билет № 6.

Билет № 7.

ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА

Почва – это верхний плодородный слой земли. Солнце, вода и ветер разрушают горные породы, превращая их в песок и глину. Разные бактерии и лишайники, продолжая разрушать песок и глину, создают условия для жизни мхов и других растений. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит триста лет, пока появится сантиметр такого слоя. Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – сего несколько сантиметров. В жарких пустынях, в холодных ледяных просторах Арктики почвенный слой может вообще отсутствовать.

 

 

КАК УХАЖИВАТЬ ЗА КОЖЕЙ

Необходимо регулярно смывать с кожи грязь, выделения пота, кожное сало и многочисленных микробов, так любящих размножаться на грязной коже. Ежедневно принимай душ. Не ленись: ведь кожа – твоя верная защитница.

Не принимай солнечные ванны без отдыха в тени. Опасайся получить тепловой удар и ожог кожи. При небольшом ожоге можно смазать поверхность кожи специальным кремом или эмульсией.

Если на коже появляется ранка, болезнетворные бактерии проникают в нее. Необходимо промыть ранку и обработать ее края раствором йода. Затем надо забинтовать ранку, чтобы остановить проникновение в нее новых бактерий.

Не носи тесной одежды – она мешает дышать коже. Тесная обувь зимой может привести к обморожению ног. Растирай обмороженный участок чистыми сухими руками до покраснения. Не растирай кожу снегом – могут появиться трещинки, через которые попадут грязь и микробы.

 

 

 

Билет № 8.

ЧТО МОЖЕТ РАЗРУШАТЬ ПОЧВУ?

Дождь пройдет, напоит поля, огороды, сады – урожай будет богатым. Но бывают ливневые дожди, которые губят будущий урожай, смывают плодородный слой почвы с посевами и молодыми всходами. Случается, что сильный ветер выдувает почву или суховей иссушает ее. Не только природные явления могут разрушать почвенный слой. Неправильно обрабатывая почву, неграмотно ухаживая за растениями, засоряя промышленными и бытовыми отходами, делают люди почву бесплодной. Пополняя почву большим количеством минеральных удобрений, излишне применяя ядохимикаты для борьбы с вредителями и сорняками, можно вырастить хлебные культуры, овощи и фрукты, которые будут вредными для здоровья.

КАК БЕРЕЧЬ ЗРЕНИЕ

Недостатки зрения можно исправить, развивая мышцы глаз, нося очки. Что может испортить зрение?

Плохое освещение, чтение лежа, многочасовое просматривание телевизионных передач, засорение глаз.

Не смотри широко раскрытыми глазами на Солнце.

Не бери острых, колющих предметов во время игр.

Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии 23-30 сантиметров. Свет должен освещать слева.

Не три глаза грязными руками.

Если глаза воспалились, промой их заваркой чая или отваром ромашки.

Если соринка попала в глаз, отдали веко от глаза. Появившаяся слеза смоет соринку.

 

Билет № 9.

Стр. 46

 

Билет № 10.

КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ

Ты уже знаешь, что тело большинства млекопитающих (зверей) покрыто шерстью. К зиме у многих животных заканчивается линька – обновление шерсти. Становится она густой и пушистой. У некоторых животных поменялся и еецвет. В зимнюю стужу белка прикрывается своим большим пушистым хвостом как одеялом.

Чем питаются зимой звери? Белка припасла орехи, желуди, грибы, зерна. Да и семена еловых шишек могут ей пригодиться. Лисица промышляет мышей. Рысь затаилась на низких ветвях дерева. Не уйти лисе от этой крупной дикой кошки. Выискивают добычу и волки. Бродят семьями. Лоси бродят в заснеженном лесу в поисках молодых осинок, чтобы поглодать коры и веток.

Многое могут рассказать о путешествиях лесных обитателей разнообразныеследы на снегу. Но не найдете вы на снегу следов барсука, медведя, ежа. Попрятались они в свои норы и залегли в спячкудо весны. Накопили подкожный жир, и зима им не страшна – жир греет и кормит. Летучие мыши висят кверху лапками и тоже спят.

Во время спячки температура тела у животных понижается, дыхание и сердцебиение замедляется. Грызуны, проснувшись, съедают часть своих запасов и опять засыпают, а проснувшийся медведь уже до конца зимы бродит в лесу. Страшно встретиться с голодным медведем-шатуном зимой. Удивительно, но именно зимой рождает медведица медвежат и выкармливает их молоком.

 

РАСТЕНИЯ – ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Всем растениям необходимы воздух, влага, свет, тепло, питательные вещества для развития. Все растения дышат, питаются, растут, размножаются, развиваются. Растения – живые организмы. Однолетние растения отмирают к зиме, многолетние – живут десятки, сотни, тысячи лет.

Какие органы есть у растений? Какие функции они выполняют? Как размножаются растения? Каждое цветковое растение имеет корневую систему, стебель, листья, цветки, плоды и семена. Они и являются органами дыхания, питания, размножения растения.

 

 

Билет № 11.

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЦЫ.

Без тренировки мышцы быстро слабеют. Это хорошо знают спортсмены, музыканты, артисты цирка. Космонавтам после приземления сначала трудно не только ходить, но даже поднимать руку. Мышцы можно развивать, выполняя физические упражнения. Упражнения следует делать в проветренном помещении, начиная с небольшой разминки, через два часа после еды.

Нагрузку на мышцы надо увеличивать постепенно, развивая все мышцы, чтобы не нарушить пропорции тела. Упражнения с тяжелыми гантелями нельзя начинать раньше 13 лет, пока не окрепли кости!

После упражнений следует принять душ или обтереться мокрым полотенцем. Лучший отдых для мышц – крепкий сон на свежем воздухе.

Билет № 12.

Билет № 13.

КАК ПИТАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ.

В огородах наши предки выращивали лук, репу, морковь, свёклу, тыкву, капусту, огурцы. Разводили кур, уток, гусей. У более зажиточных хозяев был домашний скот: коровы, козы, свиньи, овцы.

Простые люди мясо ели редко, рыба была им более доступна. Летом и осенью в лесах заготавливали ягоды, грибы, орехи. Ставили ульи с роями пчел и собирали мед. На зиму солили в бочках грибы и огурцы, квасили капусту, вялили и солили рыбу и мясо.

Основной пищей крестьян, и горожан на Руси долгое время быхлеб – ржаной и пшеничный. Ели каши из гречневой крупы, пшённой, перловой. Приправляли их молоком, коровьим или льняным маслом, медом. Делали кисели из овсяной или гороховой муки.

Непременным праздничным угощеньем былипироги всевозможных размеров и с различными начинками. Пили мед, разбавленный водой, а также квас, пиво. Позже распространилось и чаепитие из самоваров.

 

Билет № 14.

Билет № 15.

ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ РАСТЕНИЯ.

Разнообразны растения нашей Земли. Среди них есть хвойные и цветковые, водоросли, мхи и папоротники.

Разные у них величина и форма стеблей, листьев, корней. У цветковых растений разнообразны цветки и плоды. Хвойные деревья различаются хвоинками. У ели они колючие и короткие. Длинные хвоинки сосны обыкновенной крепятся по две, кедровой – по пять. Мягкие хвоинки лиственницы растут пучком.

Условия роста растений разные. Теневыносливые растения развиваются в тени, светолюбивые – на солнечных местах. Теплолюбивые растения погибают при резком похолодании, холодостойкие – выдерживают заморозки. Есть растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Одним растениям нужна богатая перегноем почва, другие растут на песках, третьи обитают в воде.

Многие растения обладают лекарственными свойствами. Мяту, чистотел, зверобой с давних времен используют на Руси. Среди растений встречаются и ядовитые. Красавка, ландыш, белена могут вызвать смертельные отравления.

Билет № 1

ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ

О чем чаще всего в конце лета и в начале осени говорят люди? Конечно, о понижении температуры воздуха и воды в водоемах, о появлении инея на земле и первых заморозках. Все эти изменения связаны с тем, что Солнце поднимается все ниже. Все меньше тепла и света. После 23 сентября дни становятся короче ночи.

В октябре уже начинаются туманы и затяжные дожди, а иногда и первый снег. Неуютно становится в лесу. Роскошный ковер из осенних листьев почернел. Грибов уже нет. К концу месяца уже стоят без листьев осинки, березки и могучие дубы.

В ноябре уже блестит тонкий хрупкий ледок у берегов рек и озер. Появляется и снеговой покров, но в теплые дни он может растаять. Наблюдаются частые туманы, но бывают и солнечные деньки, которые радуют теплом всех обитателей природы.

Пору теплой погоды осенью называли в старину «бабье лето». Обычно оно бывало с 14 по 21 сентября. Успевали переделать много дел в такие погожие дни.

А в ноябре говорили, что стучится в дверь чародейка-зима. По древнеславянскому календарю вересень, сентябрь, - месяц первого инея («врасенец» - иней). Листопадником назвали октябрь. Ноябрь в старину называли «грудень» - грудами (буграми) начинает замерзать земля.



infopedia.su

Окружающий мир:Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс)

Тема урока. Осень в природе. Осенние изменения в жизни растений. (2 класс)

Цели урока. Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений. Учить учащихся наблюдать за природой. Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения. Развивать мышление, наблюдательность, речь. Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу. Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.

Ход урока.

1. Организационный момент

Звонок прозвенел – отвечай поскорей,Время года, какое стоит у дверей? (осень) слайд 1Сегодня, ребята, урок листопада.Вспомнить, узнать многое надо.

2.    Актуализация темы урока

У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие, во время которого вы покажете свои знания и умения. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы. За каждый правильный ответ вы получите листочек. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!

Вызов (побуждение)- Сегодня, ребята, мы начнем наш урок со сказки.(Звучит музыка «звуки леса»)

В далеком-далеком лесу, на светлой солнечной полянке, где журчал весёлый ручеек, жили-были цветочки. Они были маленькие, и поэтому они всему удивлялись. слайд 2,3 Ах, как интересно было кругом! На полянке вместе с цветочками росли их братья и сестры: мягкая сочная травка, высокие стройные деревья, шелестящие листвой, пушистые кустарники с яркими ягодками. Над ними порхали разноцветные легкие бабочки, жужжали пчелы, собирая нектар, и звонко пели птицы. Иногда на полянку выбегали веселые зверушки, чтобы поваляться в мягкой травке и полакомиться ягодками. Все вместе они наслаждались теплым солнышком, приятной родниковой водой и свежим ветерком.Но постепенно жизнь на полянке стала изменяться. Все меньше тепла давало солнышко, все чаще моросил холодный дождик, дул резкий порывистый ветер. Исчезли бабочки и пчелы, перестали петь и стали улетать птицы, попрятались в норы звери. Цветочкам было холодно и сыро. Он смотрели на своих братьев и сестер и видел, что с ними тоже происходят изменения. «Что же это с нами происходит?» - думали цветочки «И почему?». Но вскоре они завяли и облетели. Ветер подхватил их семена и развеял по полянке, что бы из них весной вновь выросли прекрасные цветы. Но вот один самый любознательный решил узнать тайну и пришел к нам на урок.

- Ну что, ребята, попробуем объяснить цветочку, что же произошло?

3. Осмысление(заполнение большого кластера во время беседы)

ОСЕНЬ

Изменения

 Растения

- Когда в жизни на полянке стали происходить изменения? В какое время года? (Осенью)-слайд4

- Какие признаки осени вы заметили? Вспомните самые первые изменения. (Похолодало, холодный дождик, резкий ветер)

- Это изменения в неживой природе.

- А как вы думаете, изменения в неживой природе влияют на живую природу? (Да) слайд 5

- Назовите, что относится к живой природе. (Люди, животные, растения).

- Кто является главным действующим лицом сказки? (Цветочек)

- Они к какой группе относится? (К растениям)- слайд 6

3. Сообщение темы и задач урока.

Определим тему нашего урока: Изменения в жизни растений осенью. слайд 7,8

– И сегодня мы узнаем некоторые тайны осени.

– Как изменялась погода осенью? (ОТВЕТЫ НЕ ТРЕБУЮ)

– Как изменились растения? Почему осенью с растений облетают листья? Со всех ли растений облетают листья? Что такое листопад? Ответы на эти вопросы вы знаете, но не на все.

Мы будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые нам надо найти ответы. слайд 9

- Почему у хвойных деревьев нет листопада?

- Что происходит осенью с травянистыми растениями?

- Почему начинается листопад?

- Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Почему начинается листопад?

Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Что происходит осенью с травянистыми растениями?

Про осень говорят: “Осень – перемен восемь”-на доске. А сможете ли вы назвать восемь изменений которые происходят осенью? Слайд10

Дети: Дни стали короче. Листья пожелтели. Вода в море холодная. Время сбора урожая. Птицы улетают. Звери впадают в спячку. Стало холоднее. Часто идут дожди. – на доске.

А какие пословицы и поговорки об осени знаете вы?

VI. Открытие новых знаний.

У. –Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У. –Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии.

Что изменяется в жизни растений осенью?

Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?

Осенью в листьях не появляется никаких желтых и красных пигментов: они содержались в них и раньше, но были незаметны из-за преобладания зеленого пигмента – хлорофилла. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. Осенью хлорофилл разрушается и содержащиеся в нем ценные вещества (магний) запасаются в стеблях (стволах), в результате чего в листьях становятся видны другие цветные оттенки.

Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙД 11.

Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

У. –Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд С

www.infouroki.net

Сезонные изменения в жизни растений зимой



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Сезонные изменения в жизни растений летом

Астрономическое начало лита 21-22 июня — день пожилого солнцестояния. Наличие большого количества тепла, влаги, света содействуют активному развития растений. Большинство деревьев, на которые созревает семена запасают органические вещества. Большое количество кустов и деревцвите.

Лето разделяют на три периода

1-ий — начало лита- на луках появляются цветущие травы ( васильки, звонки, ромашки и т.п.), в лесах зацветает малина, в водоемах — кувшины, в садах — садовый жасмин. В народном календаре июнь називаютьризноцвиттям. Начинают созревать землянике, появляются летные грибы

2-ий — середина лита- начинается из зацветания липы и длится обычно к середины августа. Созревают плоды вишни, черники, малины, смородины, крыжовника, черемухи и т.п. На полях заканчивается собирания озимих.

3-ий — конец лита- длится от середины августа к середины сентября, к первым заморозкам. Это пора грибов, которая приходится на конец лита и начало осени. В лесу созревают орехи, начинают желтеть листки в липы и опадать листки В березы

Сезонные изменения в жизни растений осенью

Осень — пора собирания урожая. Осенью в большинстве рос-лин, в том числе и многолетних, созревают плоды и семена. Листву многих деревьев и кустов меняет окраску, а потом опадает: происходит ноябрь

Осень разделяют на два периода:

- первый период – от первых заморозков на грунти до конца листопада – золотая осень, когда меняется окраски листков и начинается ноябрь. Ноябрь спасает растение от высыхания, от ломки ветвей, через листки выводятся ненужные растению вещества. В первой половине октября полностью теряют листки черемуха и вяз, потом липа, клен, ясень, орешник, осина… Во второй половине октября – рябина, калина, ольха, бузина, верба… Важно знать последовательность созревания семян древесных и кустарниковых растений, чтобы помочь школьникам в организации их собирание

- второй период – из конца листопада к замерзанию водоемов – характерный переход осени к зимы

Осенью можно наблюдать некоторые интересные явления, например, повторное цветение растений. Можно увидеть цветущую белую акацию, калину, воробьиную, цветки на яблоне и груши. Зацветают травянистые растения: ромашка, клевер, василек, одуванчик… Повторное цветение связано с наступлением теплой осени, когда спящие почки идут в рост и начинается новый цикл развития. Используя это явление селекционеры вывели новые сорта разных растений: клубник, роз, которые цветут и плодоносят целое лето

Сезонные изменения в жизни растений зимой

Астрономическое начало зимы 21—22 декабря — день зимнего солнцестояния. В это время на северное полушарие приходится наименьшее количество солнечных лучей. Растения зимой находятся в залоге глубокого покоя. Снег, как плохой проводник тепла защищает растения от переохлаждения. Одногодичные растения гибнут оставляя семена, которое способно выдерживать сверхнизкие температуры (-270 °C). У многолетних растений гибнет наземная часть, а подземная остается (корни, клубни, луковицы). Ствол и ветви деревьев покрыты корой, в которой на протяжении жизни откладывается особая кирковая ткань, которая отмокает и заполняется воздухом и сохраняет от переохлаждения ствол

Зиму разделяют на три периода:

Первый период (бесснежный) — начало зимы — наступает от момента окончательного замерзания водоемов к установлению постоянного снегового покрова

Второй период (истинная зима) длится к началу таяния снега на солнце

Третий период (предвесенний) длится к появления першихталовин.

Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма.

49. Охрана растений.

Охрана растений или охранять растительные сообщества означает поддерживать в них естественные процессы, помогать восстановлению нарушенного равновесия, устранять нежелательные факторы и последствия неразумного вмешательства человека в жизнь экосистем (биогеоценозов).

Наиболее серьезная мера сохранения растений — это охрана их местообитаний. Для этого создаются заповедники, заказники, природные (национальные) парки.

Основное отличие заказников от заповедников состоит в том, что по их территории охраняется не весь природный комплекс, как в заповедниках, а лишь та его часть, которая обеспечивает существование определенных видов. В странах СНГ разработана программа, предусматривающая создание широкой сети природоохранных объектов. В соответствии с ней создаются заповедные зоны, национальные парки, региональные ландшафтные парки и т. п.

Большую роль в охране редких растений играют ботанические сады, опытные станции и другие учреждения. Ботанический сад — это сосредоточение коллекций живых растений — представителей местной, отечественной и иностранной флоры не только для изучения, но и для создания новых, более продуктивных растительных форм. Важнейшим звеном в работе ботанических садов является акклиматизация растений, то есть содействие приспособлению их к новым условиям существования, к новым биогеоценозам. Ботанические сады обогащают местную флору новыми представителями растительного мира. Это не только научно-исследовательские, но и просветительные учреждения, пропагандирующие передовые идеи и достижения науки ботаники.

 

50. Красная Книга. Растения России и Крыма, занесенные в Красную книгу.

Красная книга — это государственный документ, содержащий обобщающие сведения о современном состоянии видов, которые находятся под угрозой исчезновения, а также способы их сохранения и научно обоснованного возрождения.

Подснежник плосколистный

Красивый цветок, полностью соответствующий первой части своего названия, цветет, вырастая из-под снега, весной. Встречается в Грузии и Северной Осетии.

Володушка Мартьянова (редкий вид)

Растение растущее преимущественно только в России, на Алтае, в Саянах.

Безвременник весёлый

Встречается в основном на лугах и в степях Предкавказья.

Рододендрон Шлиппенбаха (популяция сокращается)

Листопадный кустарник, один из самых красивых среди подобных. В России есть экземпляры только в Хасанском районе на юге Приморья на горных склонах.

Рододендрон Фори(редкий вид)

Шафран прекрасный

megapredmet.ru

каккие изменения встречаются у растений осенью, по сравнению с летом.

Листва меняет цвет. Хлорофилл распадается и перестает своей зеленой массой маскировать другие пигменты участников фотосинтеза: каротиноидов (желтый цвет) , антоциана (красный) и фитохрома (синий пигмент) . Небольшое количество цветущих растений Созревание дальнейшее плодов и семян и опадание их Надземная часть растения увядает или подсыхает. Листопад . Если для ребёнка нужна информация - можно скачать или прочитать в книге Александра Владимировича Кожевникова «Весна и осень в жизни растений» ссылка - убрать проблемы h t t p: // w w w .a r o m a -a z b u k a. r u / p a g e s/p a g e.p h p? p a g e= 2 1

листья у деревьев опадают))

сначала подсыхают...

Прекращается рост.. опадает листва. . Созревают плоды. и появляются семина...

touch.otvet.mail.ru