Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Сезонные изменения в жизни растений. Изменение в жизни растений


Сезонные изменения в жизни растений.

ТОП 10:

Растения зимой

Растения в зимнем лесу кажутся нам совершенно безжизненными. А между тем, это впечатление обманчиво. Даже в самые трескучие морозы жизнь растений не прекращается. В это время они отдыхают, набираются сил для весеннего возрождения. «То, что мы называем сном природы,- писал С. Покровский,- есть лишь особая форма жизни, полная глубокого смысла и значения". Такая форма жизни растительных организмов называется состоянием покоя.В это время обмен веществ у растения заторможен, прекращается и видимый рост. Но процессы жизнедеятельности продолжаются, хотя и в замедленном темпе. Например, накопленный за лето крахмал, превращается в сахара и жиры, дающие питание растению. В состоянии зимнего покоя в растениях происходит интенсивная деятельность образовательной ткани или меристемы, которая преобразуются в новые клетки и ткани.Этот период очень важен для растений. Именно в это время закладываются зачатки листьев в вегетативных почках и элементы цветков – в цветочных почках. Это позволяет растению в весенний период быстро перейти к активной фазе жизнедеятельности. Поэтому для всех многолетних форм растений, период покоя является необходимым условием нормального роста в период вегетации.У разных растений разная продолжительность периода покоя. Одни из них, например жимолость, сирень, бузина, крушина отличаются коротким периодом покоя. Глубокий покой у них заканчивается уже в октябре-ноябре. До января длится глубокий покой у берёзы, тополя, боярышника. Самый длинный период покоя наблюдается у липы, ели, сосны, бука, дуба. Сигналом к покою служит для них уменьшение длины светового дня. Изменение длины дня воспринимают у растений листья, а в отсутствие их - почки. Известно, что снег укрывший травяные растения предохраняет их от вымерзания. А что позволяет «выжить» деревьям и кустарникам с из обнажёнными ветвями? Почему не гибнут от трескучих морозов их почки и побеги? Выживанию растений в период зимних холодов способствует изменение химического состава клеток. В период подготовки растения к зиме в его клеточном соке накапливаются сахара, снижающие температуру замерзания. Чем больше растение накопит сахаров, тем успешнее будет противостоять зимним холодам. Известно, что после обильного урожая яблони часто вымерзают, потому что не успели накопить необходимое количество сахаров. Питательные вещества у них ушли в основном на формирование плодов.Плохо переносят морозы и те растения, которые осенью интенсивно росли, например, вследствие длительной тёплой погоды или обильной азотной подкормки. Питательные вещества расходовались на рост растения, а не откладывались про запас. Весной, когда накопленные сахара начинают использоваться растением в процессах жизнедеятельности, его морозостойкость тоже падает. Поэтому весенние, даже небольшие, заморозки, опаснее зимних трескучих морозов.Накопленные сахара, позволяют растениям, особенно в широколиственных лесах, начинать жизнедеятельность ещё под снежным покровом. Уже в феврале, при трескучих морозах под снегом можно найти бледно-жёлтые ростки со свёрнутыми листьями, а порой и бутонами. Поскольку в таких лесах под снежным покровом почва не промерзает. Наличие большого количества перегноя и снежный покров создают прекрасную теплоизоляцию. Благодаря этому температура почвы здесь практически никогда не опускается ниже 0 градусов. Незамёрзшая влага остаётся доступной дл ярастений.Интенсивное использование, отложенных про запас питательных веществ, повышает температуру самого растения. Вокруг него, порой даже подтаивает снег. Так в феврале начинают расти под снегом побеги мать-и-мачехи, заложенные еще осенью. Если в это время откопать растение, то можно увидеть, что вокруг него в снежном покрове протаяла крошечная пещерка.Еще трещат суровые морозы, а под снегом уже начинается весна

Растения весной.

Очистив от снега небольшой участок почвы, посмотрим, что происходит сейчас под ним в лесу. Делать это следует возможно осторожней, чтобы, удаляя нижние слои снега, не повредить находящиеся под ним растения. Мы увидим здесь, наряду с перезимовавшими вечнозелеными стеблями зеленчука (Galeobdolon luteum), копытня (Asarum europaeum) и волосистой осоки (Carex pilosa), целый ряд нежных, желтоватых или едва позеленевших ростков, пробившихся сквозь слой слежавшейся прошлогодней опавшей листвы. У многолетней пролески (Mercurialis perennis), обычного лесного растения, образующего летом фон в травянистом ярусе леса, мы обнаружим под снегом крупные дугообразные ростки с бутонами. Также найдем мы молодые стебли с бутонами и листьями у медуницы (Pulmonaria officinalis), чистяка (Ficaria ranunculoides) и ветреницы (Anemone ranunculoides) — наших обычных весенних растений, а также у адоксы мускусной (Adoxa moschatellina), сныти и некоторых других. Эти нежные стебельки с молодыми еще свернутыми листочками, резко отличаются от грубых кожистых частей перезимовавших растений, поэтому трудно предположить, чтобы они развились с осени или с предыдущего лета и зимовали в таком виде. Кроме того, осенью на поверхности почвы не найти у всех этих растений таких крупных проростков, не говоря уже о развитых листьях или даже окрашенных бутонах, которые нередко можно встретить под снегом у медуницы. Лишь у многолетней пролески с осени под толстым слоем опавших листьев можно заметить маленькие дугообразные изогнутые ростки с кисточкой едва заметных зачаточных листочков. Таим образом, остается придти к выводу, что наши весенние растения обладают замечательной способностью развиваться под снегом зимой. Уходя осенью под снег с покоящимися подземными органами - корневищами и клубнями, — они выходят из него уже с развившимися стеблями, листьями и нередко даже с окрашенными бутонами. В лесу во время снегосхода молодые части весенних растений пробиваются сквозь снег.

Растения летом.

Лето – это то время года, когда растения бурно развиваются и выполняют все свои жизненные функции, прежде всего у них образуются органы размножения. В самом деле, в это время года у большинства растений появляются цветки, которые затем превращаются в плоды, содержащие семена, из которых разовьются новые растения.

Вот поэтому-то в летние месяцы растения требуют особого ухода и внимания; за ними нужно ухаживать регулярно, соблюдая все правила, внимательно следя за температурой. Действительно, жара летних месяцев усиливает испарение, которое происходит с помощью листьев и цветов, а земля быстро сохнет. Недостаток воды мешает правильной циркуляции питательных веществ, и, если вовремя не вмешаться, может приостановиться развитие растения, что приведет к его гибели.

Литература: Никонова М.А., Землеведение и краеведение,2000

 

Животные

Общие сведения о животных.

Беспозвоночные животные

У растений и животных есть много общего, однако имеется ряд явных и скрытых отличий.

Если клетки растений имеют твердую наружную целлюлозную оболочку, то клетки животных, как правило, ее лишены. Растения могут расти в течение продолжительного времени, у животных же окончательные размеры формируются после определенного периода роста. Большинство растений неподвижно, животные активно передвигаются в поисках пищи.

Основное отличие наблюдается в способе питания. Растительные организмы (за исключением грибов и бактерий) строят свое тело в основном за счет производства органических веществ из неорганических (фотосинтез), животные же живут за счет растений и других животных.

Чем сложнее организовано животное, тем больше различий между ним и растением. Организм высших животных обладает сложными системами, состоящими из органов, которые в сою очередь построены из тканей (покровная, мышечная, нервная и др.), состоящих из клеток.

Как правило, более простые по своей организации животные обитают в водной среде, где значительно легче найти пищу, а наземные животные имеют более сложный организм.

Зоологи пользуются системой классификации, похожей на ту, которую применяют ботаники. Она состоит из видов, родов, семейств, подотрядов, отрядов, подклассов, классов, подтипов и типов.

К типу простейшихотносятся микроскопические животные . простейшие распространены повсеместно, встречаясь в морях и океанах, в пресных водоемах, почве. Многие простейшие ведут паразитический образ жизни.

Тело простейших состоит всего из одной клетки. Но внутри клетки имеется разделение на отдельные участки, которые выполняют различные жизненные функции. Временные выступы протоплазмы выполняют роль органов дыхания. Есть у клетки реснички и жгуты, которые также помогают ей в движении. Пищеварительная и сократительная вакуоли служат для осуществления процессов пищеварения и выделения.

Различные одноклеточные организмы в океане образуют известковые раковины; оседая на дно и спрессовываясь, они превращаются в мел. Амебы часто встречаются на дне стоячих водоемов, некоторые из них являются паразитами.

К простейшим организмам относятся инфузории и эвглены, которые стоят на промежуточном уровне организации между растениями и животными.

К типу губокотносятся самые примитивные многоклеточныеорганизмы. Тело их состоит из двух слоев – наружного и внутреннего,но ткани они не образуют. Для губок характерно наличие скелета, состоящего из углекислого кальция. Животные эти неподвижны, питаются за счет фильтрования воды, которую пропускают через свое тело. Размеры колеблются от нескольких миллиметров до 1,5 м. обитают губки в основном в морях.

Многие губки ярко окрашены в желтый, коричневый, оранжевый, красный, зеленый, фиолетовый цвета, при отсутствии красящих веществ они имеют серую или белую окраску.

В реках европейской части СССР водится губка – бадяга, которую используют в медицине.

Тип кишечнополостныхпредставлен низкоорганизованными многоклеточными животными. Тело кишечнополостных имеет вид полого мешка, состоящего из наружного и внутреннего слоев. У многих кишечнополостных имеется скелет, расположенный между двумя слоями. В наружном слое есть клетки, служащие для нападения и защиты. Нервная система представлена разбросанными отдельными нервными клетками. С внешней средой кишечнополостных общаются при помощи рта, имея в своем строении мышечные волокна, которые могут сокращаться.

Стрекающие кишечнополостныеимеют две жизненные формы.

Неподвижная форма– полипы, которые располагаются обычно колониями. У них сильно развит скелет. Полипы имеют то форму шара, то гриба, то колючей елочки.

Подвижная форма – медузы. Они имеют более развитую нервную систему, специальный орган чувств, поддерживающий равновесие, и светочувствительные клетки.

Обитают кишечнополостные в основном в морях (медузы, актинии, кораллы), а в пресных водоемах живет гидра.

Представители типа плоских червейживут в пресной и соленой воде, многие из них являются паразитами человека.

По сравнению с кишечнополостными их строение усложняется, кроме двух основных слоев, появляется промежуточный – мезодерма, из которого образуются простейшие органы (глотка, «глазки», органы размножения). Хорошо развита мускулатура. Кровеносная система и органы дыхания отсутствуют. Имеются органы выделения. Нервная система состоит из головных узлов и отходящих стволов.

К свободноплавающимотносятся планарии, а к паразитам человека– ленточный червь – бычий солитер. Прикрепляясь к стенкам кишечника специальными присосками, он питается уже готовыми веществами, так как у него отсутствуют органы пищеварения. Черви обладают большой плодовитостью. Они достигают в длину до 12 м.

Тип кольчатых червейхарактеризуется более высоким уровнем развития. Большинство из них живет в морской воде. У кольчатых червей появляется вторичная полость тела с системной внутренних полостей, имеющих собственную стенку, состоящую из эпителий. Тело, расчленено на сегменты, в которых повторяются жизненно важные структуры – кровеносная, выделительная, пищеварительная, нервная, половая система. Тело подразделено на три части: голову, туловище и задний конец. Типичным представителем кольчатых является дождевой червь, длина которого бывает до 30 см. число сегментов достигает 140 – 150. У него хорошо развита мускулатура, которая путем сокращения позволяется ему передвигаться. Пищеварительная система состоит из глотки, пищевода, прямой кишки и выводного отверстия. Кровеносная система состоит из замкнутых сосудов с укрупнение в спинной и брюшной части. На переднем конце спины имеются утолщения в виде сердец. Органы дыхания отсутствуют. Дыхание происходит через кожу. При увлажнении кожи получается недостаток кислорода, черви выползают наружу (отсюда и название – дождевые черви). Нервная система представлена окологлоточным нервным кольцом (это как бы простейший «головной мозг») с отходящей от него брюшной нервной цепочкой.

Дождевые черви, пропуская почву через свой организм, значительно улучшают ее плодородие, разрыхляют почву, способствуют улучшению ее механического состава и накоплению органических веществ.

В строении типа моллюсковнаблюдается дальнейшее усложнение. Их тело в большинстве случаев состоит из головы, туловища и ноги. Нога представляет утолщенную за счет мускулатуры брюшную стенку туловища и служит органом движения. На спинной стороне тела имеется защитная раковина, чаще всего цельная. С внутренней стороны располагается особая складка – мантия,в полости которой расположены органы дыхания, представленные жабрами или легкими. На голове расположены ротовое отверстие, органы чувств (органы зрения хорошо развиты у осьминогов), специальные органы – щупальца для схватывания добычи. В глотке большинства моллюсков есть терка, выполняющая роль зубов (соскабливание растений, перетирание пищи). Органы кровообращения представлены околосердечной сумкой. Сердце состоит из предсердий (их, как правило, два) и желудочка. Органы выделения представлены почками. Увеличивается концентрация нервных узлов.

Класс двустворчатых моллюсковхарактеризуется малоподвижными животными, живущими на дне водоемов. Они часто зарываются в ил, выставляя только задний конец с сифоном (к неподвижным относятся устрицы). Пропуская воду через мантию до 3,5 л в час, они обеспечивают себя питание и кислородом. Устрицы и мидии человек употребляет в пищу. Из раковин пресноводных – перловицы и беззубки – изготавливают перламутровые изделия (пуговицы). В морях, среди двустворчатых встречается жемчужница, в раковине которой образуется жемчуг. Жемчужины образуются из – за попадания песчинок внутрь раковины, где мантия моллюска покрывает их перламутровым слоем.

К классу брюхоногихотносятся моллюсков, у которых мантийная полость лежит впереди или сбоку головы, раковина как правило, завита. Животные подвижные, движение осуществляется с помощью ноги. Наземные брюхоногие – улитки и слизни – могут причинять значительный ущерб сельскому хозяйству. Хорошими объектами наблюдений в начальной школе являются водные моллюски - прудовик и катушка.

Класс головоногих – самые подвижные из моллюсков и очень крупные (некоторые из кальмаров достигают длины до 18 м). Тело их состоит из состоит из головы с щупальцами и туловища. На брюшной стороне имеется воронка, выбрасывая из которой воду они могут двигаться, как реактивный снаряд. Щупальца – это измененная нога, отсюда и название головоногих моллюсков. Рот, помимо терки, снабжен роговыми челюстями в виде клюва, который помогает разрывать добычу на части. Имеется «чернильный мешок», из которого при опасности выпускается особое вещество в виде темного облака, по форме напоминающего очертание животного. Мясо кальмаров и осьминогов употребляют в пищу. Во всех странах мира добывают головоногих моллюсков ежегодно около 1 млн. т.

Членистоногие

Тип членистоногихсреди всех беспозвоночных выделяется наибольшим разнообразием и приспособлением к различным условиям существования. Общее число видов доходит до 1 млн. В горах, лесах, пустынях, в различных водоемах, почве – везде встречаются членистоногие (муравьи, пауки, жуки, бабочки, стрекозы и др.).

В своем строении они имеют много общего с кольчатыми червями, однако стоят на более высокой ступени организации. В их теле обычно можно различить три части: голову, грудь, брюшко. На голове расположены органы чувств, служащие для ориентировки в пространстве (глаза, которые у насекомых имеют сложное строение; усики, чувствительные к прикосновениям и химическим раздражителям; органы слуха и т.д.), и органы захватывания пищи. К груди прикреплены ноги, а у многих еще и крылья. При тесном срастании головы с грудью передние ноги часто превращены в челюсти. Конечности членистоногих подвижно сочленены с сегментами, разделены на членики, которые соединены сочленениями, что позволяем животным совершать сложные движения. Отсюда и название этого типа.

Тело членистоногих покрыто плотным покровом, который служит «наружным скелетом», предохраняющим животных от неблагоприятных условий и врагов. Со скелетом связаны различные выросты и придатки – волоски, щетинки, играющие подчас большую роль в жизни животных. С наружными покровами связаны разнообразные железы. В силу твердости наружный панцирь препятствует росту, поэтому его время от времени животным приходится сбрасывать (например, ракообразным)

Мускулатура членистоногих разбита на отдельные тяжи, она является поперечнополосатой, что позволяет мышцам быстро сокращаться. Например, у комаров и мух мышцы сокращаются до 500 раз в секунду. От быстроты передвижения зависит обеспеченность питанием.

У наземных членистоногих органы дыхания представлены легкими или трахеями, а у водных имеются жабры или трахейные жабры.

Кровеносная система у наиболее развитых членистоногих состоит из спинного сосуда, образующего сердце, и отходящих от него в разные стороны артериальных сосудов. Кровь из сердца поступает в полость тела. Таким образом, кровеносная система является незамкнутой.

Разнообразие питания отразилось на строении ротовых органов: у кузнечиков, саранчи, жуков - грызущие, а у клопов, тлей, бабочек, комаров -сосущие. В остальном их пищеварительная система мало чем отличается от пищеварительной системы кольчатых червей.

Нервная система (головной мозг) характеризуется парным скоплением нервных клеток над пищеводом, которые связаны с брюшной полостью нервной цепочкой. Более высокая организация нервной системы позволяем членистоногим иметь сложное поведение, которое связано с различными инстинктами: строительными, по уходу за потомством, добыванием пищи и т.д. Выработавшиеся на протяжении поколений инстинкты подчас создают впечатление разумных поступков, на самом деле целесообразность инстинктов относительна и проявляется только при наличии определенных условий. Достаточно их изменить, как поступки насекомых становятся бессмысленными (на поле, где раньше рос клевер, продолжают летать пчелы; если у осы в гнезде сделать отверстие, то она все равно продолжает заделывать даже пустую ячейку).

Класс насекомых – очень многочисленная группа животных. Они плодовиты и прожорливы, а главное, у них быстро вырабатываются приспособления к разным условиям существования, что позволяет играть им большую роль в жизни природы. Насекомые опыляют растения (пчела, шмель), заселяют почву (муравьи), способствуя улучшению ее механического состава и плодородия. Огромная часть насекомых живет за счет падали, являясь санитарами в природе (навозники, падальники), служат они также пищей для многих птиц и зверей. Вместе с тем часть насекомых приносит огромный вред человеку в его хозяйственной деятельности, развиваясь за счет культурных растений (озимая совка саранча, тля, кольчатый шелкопряд, короед), повреждая продукты питания и товары (амбарный долгоносик, моль), нанося ущерб животноводству (слепни, оводы). Наконец многие насекомые являются опасными переносчиками болезней (мухи переносят кишечные заболевания, комары – малярию, москиты – лейшманиоз и т.д.).

 



infopedia.su

сезонные изменения в жизни растений

Сезонная периодичность относится к числу наиболее общих явлений в живой природе. Она особенно ярко выражена в умеренных и северных широтах. В основе внешне простых и хорошо знакомых нам сезонных явлений в мире организмов лежат сложные приспособительные реакции ритмического характера, которые выяснены сравнительно недавно.

Сезонность в природе

В качестве примера рассмотрим сезонную периодичность в центральных районах нашей стра ны Щ . Здесь ведущее значение для растений и животных имеет годовой ход температуры. Период, благоприятный для жизни, продолжается около шести месяцев.Признаки весны появляются, как только начинает сходить снег. Еще не распустив листья, зацветают некоторые ивы, ольха, лещина; на проталинах даже сквозь снег пробиваются ростки первых весенних растений; прилетают перелетные птицы; появляются перезимовавшие насекомые.В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Уменьшается количество цветущих растений. Заканчивается размножение птиц. Вторая половина лета и ранняя осень - период созревания плодов и семян у большинства растений и накопления питательных веществ в их тканях. В это время уже заметны признаки подготовки к зиме. У птиц и млекопитающих начинается осенняя линька, перелетные птицы сбиваются в стаи.Еще до прихода устойчивых морозов в природе наступает период зимнего покоя.

Состояние зимнего покоя

Зимний покой не просто остановка развития, вызванная низкой температурой, а очень сложное физиологическое приспособление. У каждого вида состояние зим него покоя наступает лишь на определенной стадии развития. Так, у растений (в зависимости от вида) зимуют семена, надзем ные и подземные части с покоящимися почками, а у некоторых травянистых растений - прикорневые листья. На разных стадиях развития наступает зимний покой у насекомых. Малярийный комар и бабочки-крапивницы зимуют в стадии взрослого насекомого, бабочки-капустницы - в стадии куколки, непарный шелкопряд - в стадии яйца.Зимующие стадии растений и животных имеют много сходных физиологических особенностей. Значительно снижена интенсивность обмена. Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов, за счет которых поддерживаются сниженные процессы обмена в течение зимовки. Обычно уменьшается количество воды в тканях, особенно в семенах, зимних почках растений. Благодаря всем этим особенностям покоящиеся стадии способны длительно переживать суровые условия зимовки.

Причины биологических ритмов. Фотопериодизм

У каждого вида в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Это явление получило название биологического ритма. Совпадение каждого периода жизненного цикла с соответствующим временем года имеет решающее значение для существования вида.Наиболее заметна связь всех физиологических явлений у организма с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонлых явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Насекомые при высокой температуре все-таки впадают в зимующее состояние, у птиц наступает линька и появляется стремление к перелету. Следовательно, какие-то другие условия, а не температура влияют на сезонное состояние организма.Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение продолжительности дня. Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма.

otvet.mail.ru

Изменения в жизни растений

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
Март: Сезонные явления и природа в марте
Лето.
Нам по душе любое время года!
Наступила лето!
Своя игра Интегрированная игра по биологии и географии Лебедева Е.А. МБОУ СОШ№8
Список литературы для чтения на лето 11 класс
Презентация к уроку литературного чтения «И.А. Бунин
Всероссийский-математический-конкурс-«Листопад
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Сезонные явления в жизни растений

Урок биологии в 7-А классе Пономаренко А.С. «Сезонные явления в жизни растений»

Методы: описание, сравнение, наблюдение, анализ.

Цели урока:

1.научиться выделять сезонные изменения, происходящие в природе, в жизни растений

2. объяснять причины этих изменений

3.закрепить знания правил поведения в природе

Задачи урока:

1. научить выделять сезонные изменения в жизни растений.

2. наблюдать связь растений с окружающей средой

3. расширить знания учащихся об основных изменениях в жизни растений

4. воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник, карточки

Ключевые понятия: листопад, пигменты, хлорофилл, хлоропласты, фотосинтез.

Тип урока: обобщение изученного материала

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Урок хочется начать со слов одной песни, которую вы все знаете

-У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать.

-Дождь ли снег, любое время года, надо благодарно принимать

Действительно, любое время года неповторимо и прекрасно по-своему

нужно только уметь видеть, красоту нашей природы чувствовать ее ценить и беречь.

Итак, тема урока: Сезонные явления в жизни растений.

Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите?

- Обменяйтесь впечатлениями.

- Сколько сезонов вы знаете?

- Какова последовательность времен года?

-Сегодня на уроке мы отправимся в лес, раскрыть тайны сезонных явлений у растений.

Художественный текст.

Лес в любое время года имеет свои особенности, свою прелесть и неповторимость. У вас на столах карточки с текстом. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое подходит вашей группе и доказать (во время чтения группами своего отрывка на таблицу вывешиваются иллюстрации с лесными пейзажами)

Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.

Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.

Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета Тепло пригонит птиц издалеча. Крики возвратившихся птиц пронижут воздух. Эти-то крики и называют издавна “музыкой сфер”.

Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно – лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.

Сезонные явления – это процесс изменения процессов жизнедеятельности живых организмов в зависимости от сезона. Фенология – наука о сезонных явлениях.

Фенологическим явлениям посвящены многие научно-популярные книги и очерки в журналах. Обычно объектами наблюдений служат растения и растительные сообщества в «дикой» природе.

Начнем мы с вами с изучения осенних сезонных изменениях!

Осенние сезонные изменения в лесу.

• Неживая природа

-Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду.

- Определите, какое это время года?

- Какие месяцы соответствуют осени?

- Охарактеризуйте погоду каждого месяца, опираясь на план:

Небо

Солнце

Осадки

Ветер

Температура

-У нас получилась сводка погоды за осенний период.

-Подведите итог, какие изменения в неживой природе произошли осенью.

-Как вы думаете, какие изменения в неживой природе являются главными причинами осенних изменений.

Изменения в растительном мире

- Рассмотрите композицию «Краски осени»

- Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».

- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.

- Угадайте, какие деревья вели этот спор? Почему, вы так считаете?

- Какие изменения произошли в растительном мире?

-Почему изменилась окраска листьев?

- Давайте попробуем с Вами обосновать, за счет чего происходит изменение окраски листьев. Желтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным – зеленым, хлорофиллом. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зеленый цвет убывает.

Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, вещество ксантофил, имеет желтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует еще антоцианин, придающий яркие красные оттенки. Все это разновидности пигментов хромопластов.

- Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья - признак засухи. Как вы понимаете эти слова?

- Начинается листопад. Попробуйте объяснить определение листопада. Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.

- Почему животные не едят красивые разноцветные опавшие листья?

- Бывает ли листопад у хвойных деревьев?

- Назовите хвойное растение, которое осенью сбрасывает с себя всю хвою, т.е. ведет себя как лиственное дерево.

- Дерево сбросило листву, оно погибло? (откуда появляются листья на следующий год?)

Вспомним строение побега и почек. Сейчас я вам раздам карточки с заданиями на них вы обозначите части побега, опишем строение почки, затем с вами проверим выполненную работу.

- Когда почки появились на дереве?

- Какие почки есть у деревьев?

- Осенью на растениях образуются плоды и семена.

Что такое плоды, семена?

Посмотрите на иллюстрации. Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений.

При сборе семян и ягод будьте внимательны. Существует немало ядовитых растений.

- Вам предлагаю изучить ядовитые растения Крыма

- Что еще может быть опасным в лесу?

Почему (как) они попадают в корзину к людям?

-Запомните их. Это знание поможет вам избежать опасности.

Физкультминутка

Руки подняли и помахалиЭто деревья в лесуРуки согнули, кисти встряхнулиВетер сбивает росуВ стороны рукиПлавно помашемЭто к нам птицы летятКак они сядутТоже покажем -Крылья сложили назад.

Зимние сезонные изменения в лесу

- Какое время года приходит на смену осени?

- Когда начинается зима?

- Перечислите зимние месяцы по порядку.

-Почему говорят, что зима начинается каждый год по-разному?

Зима начинается с первой снежинки.

И пусть ей растаять, потом суждено…

Зато ее, первую, встретят улыбкой

Любые глаза и любое окно.

Смотри, она кружится перышка легче.

Сама перед ней расступается мгла!

Без первой снежинки, без первой снежинки

На землю зима бы придти не смогла.

- В этом году зима уже началась. Когда?

- Назовите признаки зимы.

- Какие изменения в жизни растений происходит зимой?

Я вам предлагаю следующее задание. Раздаю вам различные виды деревьев, вы должны выбрать те деревья, которые зимой чувствуют себя хорошо и, когда вы выберите их, украсите их тем, что вам нравится с помощью карандашей, фломастеров.

На смену зимнего сна приходит весна.

Первые весенние явления у растений внимательный глаз может подметить задолго до того, как станут видны общепризнанные и зримые приметы весны — развернувшиеся почки на деревьях. Еще не убран снег на улицах и газонах, но слой его все тоньше; начало пригревать солнце.

В пору предвесенья меняются детали силуэта у деревьев и кустарников. Так, есть растения раноцветущие и поздноцветущие; растения, теряющие листву уже в середине лета и сохраняющие ее до следующей весны.

Раноцветущие: Подснежник (Galanthus) Пролеска (Scilla) Крокус, шафран (Crocus) Тюльпан (Tulipa sp.) Нарцисс (Narciccus) Гиацинт (Hyacinthus) Прострел раскрытый, сон-трава

Поздноцветущие: георгина, очиток, астровые, бузульник

Различия в скорости весенних явлений особенно четко выступают во время затяжной весны, идущей медленно, с неоднократными остановками из-за похолоданий, так же как становятся видны все подробности движения при замедленной киносъемке. Если распускание почек у деревьев и кустарников — повсеместный признак прихода весны.

Как вы думаете с чем это связано?

Ну вот наступают каникулы, значит, наступило лето! Наверное самое любимое время года всех школьников, да и учителей тоже.

Лето — сравнительно «спокойная» фенологическая пора, когда события в мире растений уже не сменяют друг друга с такой скоростью, как весной. Специалисты уделяют ему гораздо меньше внимания, чем весне или осени, и даже не всегда отмечают и фенологической летописи жизни растений. Летний сезон — пора цветения большинства травянистых растений, как культурных, так и диких. По первым трудно установить какие-либо фенологические закономерности типа «сезонных примет», ибо очень уж велико разнообразие культивируемых декоративных растений в зависимости от вкусов, возможностей, условий и т. д.

Рефлексия. Итоги урока

Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)

Вот и подошло к концу наше путешествие на этом уроке. Мы с Вами покидаем наш лес.

-Что нового открыли для себя на уроке?

-С какими изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений

Давайте сделаем прогноз на будущее лето.

- Что скажете о своей работе на уроке?

Вы хорошо поработали, подружились с вами, узнали много нового, делились друг с другом своими знаниями. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.

Домашнее задание. Подготовьте правила поведения в лесу в любое время года (на выбор)

Написать сочинение на тему “Лес будущего”.

videouroki.net

Сезонные явления в жизни растений — доклад



Сезонные явления в жизни растений

Причиной сезонных изменений в природе является солнечное тепло. Неравномерное распределение тепла от полюса к экватору, короткое лето и длинная зима в полярных странах и почти полное отсутствие различия между летом и зимой около экватора отражаются на жизни растений

Хотя тепло и является основной причиной этих изменений, но в известной мере на сезонных явлениях сказывается и изменение количества влаги в почве и воздухе. Уменьшение количества влаги в степных и пустынных районах вызывает и летом замирание жизнедеятельности многих растений (листопад в засушливый период года).

Фактором, влияющим на ход сезонных явлений, является также и свет. Продолжительность дня, т. е. периода освещения растительности, резко сказывается на всем процессе развития растений, в одних случаях задерживая развитие (растения короткого дня в условиях, например, Московской области), в других — ускоряя его (растения долгого дня в тех же условиях). Растительные организмы испытывают на себе постоянное воздействие изменяющейся среды, что и способствует выработке самых разнообразных приспособлений к условиям жизни. В искусственных условиях (теплицах, оранжереях) человек может изменять ритм жизни растений.

Листопад принадлежит к числу наиболее характерных явлений осенней природы. Он ярче всего выражает сезонную периодичность в развитии растительного мира наших широт.

В конце лета через основание листового черешка какого-нибудь дерева делают срез в том месте, где черешок прикрепляется к стеблю, образуя так называемую «листовую подушечку». Под микроскопом на срезе легко разглядеть образование особого отделяющего (пробкового) слоя. Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко обособляются друг от друга. К началу листопада связь между ними в каком-нибудь месте нарушается, и лист остается висеть на дереве лишь благодаря сосудистым пучкам, которые, подобно мельчайшим «водопроводным трубам», соединяют лист с остальным растением. Сосудистые пучки легко можно заметить простым глазом на листовых рубцах в виде трех, пяти или большего числа крупных точек. Они служат для проведения воды и минеральных солей от корня к листьям (восходящий ток) и питательных веществ — углеводов, выработанных листьями в процессе ассимиляции (нисходящий ток). Однако, наступает момент, когда нарушается и эта последняя связь между черешком листа и материнским растением. Часто для этого бывает достаточно самого ничтожного порыва ветра, иногда же листья опадают и в совершенно тихую погоду в результате резких колебаний температуры, замерзания или оттаивания или же прямо под влиянием силы тяжести листовой пластинки, отягченной осевшей росой.  Образование пробкового слоя в листовых черешках указывает нам на то, что листопаду предшествует в растении длительная подготовка.

Листопад является приспособлением растений к условиям зимы — не только холодного, но и сухого времени года. Сбрасывая листву, деревья тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. Листопад способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количество которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения.

Созревание плодов

- совокупность морфологических и биохимических изменений в плоде, в результате которых семена становятся полноценными зачатками новых растений, а околоплодник приобретает способность выполнять функции защиты и распространения семян. После опыления цветков у плодовых растений образуется завязь, которая переходит к интенсивному росту. Внутри завязи происходит формирование и созревание семян, способствующее также росту и созреванию околоплодника, по-разному протекающему у сухих и сочных плодов. У сухих плодов этот процесс сводится в основном к обезвоживанию тканей. У сочных плодов околоплодник разрастается за счёт тканей завязи или цветоложа. При этом происходит увеличение числа клеток, их размеров, а также образование межклеточных пространств. Созревание плодов осуществляется вырабатываемыми растениями фитогормонами.

Распространение плодов и семян.

Плоды и семена часто оказываются очень далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что одни плоды и семена разносятся ветром, другие распространяются животными, человеком, водой.

Ветром распространяются семена тополя и некоторых других растений.

 

 

Плоды клена имеют два крылатых выроста. Опадая с ветвей, плоды быстро вертятся в воздухе. Поэтому они долго не падают на землю и уносятся далеко в сторону от дерева. Некоторые засохшие степные растения ветер легко отламывает у корня, несет их по земле, перекатывая с места на место, и семена рассеиваются. Степные растения, гонимые ветром, так и называются «перекати-поле».

 

Водой распространяются плоды и семена не только водных растений, но и наземных. Например, плоды ольхи, которая часто растет по берегам рек, осыпаются в воду, и течением уносит их далеко от материнских растений. Плоды кокосовой пальмы часто падают в море и долго плавают, прежде чем пристанут к берегу и прорастут.

 

Семена многих сорных растений иногда невольно разносят животные и люди. Так, корзинка лопуха с плодами, называемая соплодием, цепляется за шерсть животных или одежду человека, и плоды оказываются далеко от растений, на которых созрели.

 

По канавам, около прудов и рек растет сорное растение череда. Соцветия у нее — маленькие корзинки желтого цвета, а плоды — семянки с шипами, покрытыми зубчиками, которые загибаются назад. Пробежит собака по зарослям череды, пройдет другое животное или человек — и маленькие шиповатые плодики плотно прицепятся к. шерсти или одежде, да так, что щеткой не отчистишь, приходится выбирать руками. Попадаются растения не только с цепкими, но и с приклеивающимися плодами. Такие плоды у незабудки.

 

Семена растений с сочными плодами — рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша — распространяют птицы. Они поедают эти плоды и, перелетая с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов.

 

Саморазбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание — это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы акации.

 

Разбрасывают свои семена и плоды гороха, бобов, фасоли. Поэтому плоды этих растений надо собирать, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, урожай погибнет.

turboreferat.ru

Сезонные изменения в жизни растений (Весна)

Весной увеличение продолжительности дня для растений является сигналом к распусканию листков, цветение и плодоношение.признаки весны в неживой природе: 1) Главный признак весны в неживой природе то, что солнце гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой. 2) Ярче светит и греет с каждым днём всё сильнее. Дни становятся длиннее. 3) Самый заметный признак наступления весны в неживой природе – это таяние снега. 4) Начинает таять лёд. На реках начинается ледоход. 5) Очень опасно ходить по подтаявшему льду. Нельзя затевать игры на речке во время ледохода. 6) Когда реки и озёра переполняются водой от растаявшего снега, вода заполняет луга, леса, поля вдоль реки. Это называется половодье. 7) От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Эта влага очень нужна растениям 8) Весной идёт дождь, а не снег. Недалеко уже и до первой грозы.

Признаки весны в живой природе: a)в жизни птиц с приходом весны: возвращаются перелётные птицы, строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов Подобные изменения стали возможно т. к. Многие птицы питаются насекомыми. А с приходом весны насекомые вылезают из своих укрытий. Птицам стало больше корма. Растаял лёд на реках и озёрах, поэтому возвращаются водоплавающие птицы

b)в жизни зверей: Звери линяют – меняют зимнюю шубку на летнюю. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи, бурундуки. У многих зверей весной появляются детёныши.

c)На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои. Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести. Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками.

если все кратко написать: Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.

otvet.mail.ru