Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Тема 2. Фенологические наблюдения над растениями. Фенологическое наблюдение за растениями


Методика организации фенологических наблюдений

Методика организации фенологических наблюдений

Наука, изучающая сезонные явления, происходящие в природе, называется фенологией (от греч. fenomen – явление и logos – учение). Наблюдая за теми или иными явлениями природы на протяжении нескольких лет, можно установить связь между временем их наступления и оптимальными сроками проведения сельскохозяйственных работ, посева и посадки деревьев, мероприятий по защите лесов от пожаров, вредных насекомых и болезней, определить оптимальные сроки охоты и др.

При организации фенологических наблюдений в первую очередь необходимо выделить площадку для общих наблюдений, которая должна характеризовать средние для данного района условия. Если наблюдения будут проводиться в лесопарке, то выбирается маршрут: он может быть любой длины и ширины, лишь бы на нем были нужные для наблюдения объекты.

Выбрав места для наблюдений, приступают к выбору объектов. В лесопарках или скверах наблюдают не менее чем за 10 деревьями или кустарниками одного вида. Выбранные экземпляры надо отметить несмывающимися этикетками, хорошо заметными издали. Для наблюдения за травянистыми растениями достаточно заложить постоянную площадку размером 5 ґ 5 м, четко обозначив ее границы. Разумеется, это должен быть участок, на котором интересующие вас виды встречаются особенно часто.

Должны быть также выбраны места, на которых можно встретить определенные виды животных, – участки с деревьями и кустарниками для наблюдения за птицами, лужайки для наблюдения за насекомыми, водоемы.

После выбора маршрута и площадок для наблюдений следует составить карту-схему, указав на ней все расположение всех интересующих вас объектов, включая растения с этикетками. Составленная схема участка станет руководством для последующих наблюдений.

Частота посещения участка или маршрута зависит от сезона. В зимний период возможно проводить наблюдения 1 раз в 10 дней. С приближением весны наблюдать за происходящими изменениями следует не реже 1 раза в 3–5 дней. В конце весны, когда начинается развитие растений, участок следует посещать ежедневно.

Очень важно правильно записывать наблюдения. Наблюдатель всегда должен иметь с собой небольшую записную книжку и простой карандаш. Записывать шариковой или гелевой ручкой не разрешается, так как при намокании книжки текст пропадет. Не следует вести записи на отдельных листочках, потому что их легко потерять.

Для заполнения календаря природы можно взять обычный альбом для рисования. На первых страницах записывают краткие сведения о месте наблюдения: местоположение, рельеф, характер почвы, общая характеристика растительного и животного мира. Сюда же вклеивают карту-схему маршрута. На последующих страницах записывают в хронологическом порядке явления, над которыми будут вестись наблюдения (лучше отдельно: гидрометеорологические, ботанические, зоологические).

Явления, включаемые в вашу программу наблюдений, должны следовать друг за другом в определенной последовательности и должны быть связаны с временами года, т.е. характеризовать определенные повторяющиеся периоды развития природы.

Наблюдения за метеорологическими явлениями проводятся по следующим пунктам.

1. Появление первых проталин.

2. Исчезновение сплошного снежного покрова.

3. Исчезновение снега в лесу.

4. Возобновление снежного покрова весной.

5. Последний заморозок весной и первый осенью.

6. Первое появление снежного покрова.

7. Появление устойчивого снежного покрова.

Если недалеко от школы, в сквере или лесопарке есть водоемы, желательно отметить даты следующих гидрологических явлений.

1. Появление закраин. (Вдоль берегов водоема появляется поверх льда вода.)2. Подвижка льда.

3. Вскрытие льда.

4. Исчезновение ледяного покрова на стоячих водоемах.

5. Появление «снежуры». (Очень тонкие льдинки, плавающие по поверхности водоема.)

6. Забереги. (Образование у берегов узких полос неподвижного льда.)

7. Ледостав.

К опасным явлениям природы относятся: градобития; грозы, вызвавшие пожары, повреждения электролиний, линий связи, расщепление деревьев; буреломы, вызванные бурями или мокрыми снегопадами; гололеды, вызвавшие обрывы проводов, поломку ветвей; летние паводки от дождей, а также весенние наводнения; бури; смерчи. Если подобные явления имели место, следует описать их, указав дату и время.

При наблюдениях за растениями отмечают следующие явления.

1. Начало сокодвижения.

2. Набухание почек.

3. Распускание почек.

4. Развертывание первых молодых листьев.

5. Начало цветения.

6. Конец цветения.

7. Начало плодоношения.

8. Массовое плодоношение

9. Начало раскраски листьев.

10. Начало листопада.

11. Конец листопада.

Растение считают вступившим в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены хотя бы на отдельных ветках. Началом каждой фазы следует считать день, когда в нее вступит 10% растений того или иного вида на выбранной вами площадке или на маршруте. Массовое наступление фазы отмечают, когда в нее вступает не менее 50% растений.

Весенние наблюдения за древесными и кустарниковыми растениями следует начинать с того дня, когда температура воздуха в дневные часы в тени приближается к +5 °С.

Урожайность плодов лиственных деревьев определяют при массовом опадении плодов и семян. Урожайность хвойных растений определяют поздней осенью по числу шишек с семенами, созревшими в текущем году (старые шишки легко отличаются от свежих по более темному цвету и отогнутым чешуям).

Наблюдения за птицами начинают в позднеосенний или зимний периоды. Их цель – выявить дату появления того или иного зимующего вида на маршруте и дату его последней встречи весной (если речь идет о кочующих птицах). Большой эффект даст расстановка кормушек.

С наступлением весны главное – установить первое появление перелетных птиц и пролет первых стай. Прилет можно отмечать лишь тогда, когда наблюдатель сам видел птицу или слышал ее пение. Наблюдение лучше всего вести в утренние часы.

При наблюдением за гнездованием птиц необходимо соблюдать осторожность: ходить медленно и тихо, поодиночке, по возможности пользоваться биноклем. Определение гнездовых участков птиц значительно упростит наблюдения и сделает их более точными. Но ни в коем случае нельзя разыскивать гнезда мелких птиц, гнездящихся на кустах или на земле, – это приведет к их гибели.

После установления даты начала постройки гнезда в дальнейшем можно вести наблюдения за этими птицами 1 раз в 5 дней, чтобы отметить время появления птенцов и вылет их из гнезда.

Наблюдения за осенним пролетом и отлетом птиц надо начинать с августа. Время массового отлета отмечают, когда на местах предотлетных кочевок резко уменьшается количество встреченных особей данного вида.

Непосредственные наблюдения за млекопитающими чаще всего бывают случайными. Гораздо чаще удается отметить следы их деятельности. Установить время начала того или иного сезонного явления в жизни зверей можно лишь при частом посещении участка, где они находятся в тот или иной период. Появление молодых животных регистрируют по первым встречам молодых зверьков у дупел и нор. Следует иметь в виду, что у некоторых зверей (например, белок и мелких грызунов) бывает несколько пометов в год.

При наличии в лесопарке водоемов можно отметить начало икрометания земноводных – по появлению в воде студенистых комочков или длинных лент с икрой. У постоянно обитающих в воде зеленых (озерных и прудовых) лягушек отмечают дату начала «концертов». Фиксируют первое появление головастиков в водоемах и сеголеток на берегу. Исчезновение земноводных на зиму регистрируют по их последней встрече в лесу или на берегу водоема.

Весной отмечают первое появление разных насекомых, проводя определение с возможной точностью по внешнему виду. Так же фиксируют начало массового лёта различных насекомых.

Перечень видов, рекомендуемых для основных фенологических наблюдений средней полосы России

Лиственные деревья и кустарники: клен платановидный, клен американский, калина красная, жимолость обыкновенная, бузина красная и черная, липа сердцевидная, крушина ломкая, бересклет бородавчатый, боярышник кроваво-красный, черемуха обыкновенная, рябина обыкновенная, шиповник (роза собачья), малина обыкновенная, смородина черная, лещина обыкновенная (орешник), ольха черная, береза повислая (бородавчатая), дуб черешчатый, осина, тополь черный, ива козья.

Хвойные деревья: сосна обыкновенная, ель европейская, лиственница европейская.

Травянистые растения: орляк обыкновенный, щитовник мужской, кочедыжник женский, хвощ лесной, стрелолист обыкновенный, тимофеевка луговая, лисохвост луговой, вейник наземный, ландыш майский, калужница болотная, лютик едкий, пастушья сумка, гравилат городской и речной, земляника обыкновенная, клевер ползучий, будра плющевидная, мать-и-мачеха обыкновенная.

Птицы: снегирь, свиристель, большой пестрый дятел, кукушка, грач, скворец, мухоловка, дрозд, галка, сорока, большая синица, зяблик, поползень.

Земноводные: серая жаба, травяная лягушка, прудовая лягушка, обыкновенный тритон.

Млекопитающие: заяц-русак, белка, мышь лесная, мышь полевая, крот.

Насекомые: бабочки крапивницы, лимонницы, белянки; майский жук, божьи коровки; долгоносики; бронзовки золотистые; плавунцы; шмели; комары; муравьи. Источник: https://bio.1september.ru/article.php?ID=200500909

netnado.ru

Проект «Фенологические наблюдения за растениями» Фенология (от греч

Проект «Фенологические наблюдения за растениями»

Фенология (от греч. phainómena – явления и ..логия), система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки.

Введение

Весна уже вступает в свои права и растения с нетерпением ждут ее прихода. Первыми откликаются на весеннее тепло растения, которые всю зиму сохраняли будущие побеги. Все деревья и кустарники по-своему реагируют на приближение весны. Но кроме пробуждения растений мы можем наблюдать и другие признаки сезонных изменений в природе.

Наше исследование будет посвящено наблюдению за весенними изменениями растений.

Участники проекта могут выполнить задания полностью или отдельные их части по своему выбору.

Задание 1. Выбор площадки для наблюдения.

Для наблюдения за весенними изменениями мы выберем две постоянные площадки (два места). Это интересно тем, что в городе природные условия весьма изменчивы: на северной стороне вашего дома может лежать снег, а на южной стороне снега уже нет, и растения выпустили первые зеленые листочки. Постарайтесь выбрать две разных площадки. Подумайте, где в условиях города можно найти разные места по условиям освещения и температуре, влияет ли рельеф на скорость весенних изменений. Будут ли изменения растений одинаково развиваться около вашего дома и в парке? Выберите участки недалеко от школы или вашего дома.

Ход работы

Начертите планы выбранных участков с указанием сторон горизонта, дорог, зданий поблизости. В зоне отметьте деревья, кустарники, клумбы. Постарайтесь определить, какие виды деревьев и кустарников растут на выбранных вами участках. Можно нарисовать планы на компьютере или от руки, а потом отсканировать.

Если наблюдение ведется за участком около дерева, то следует написать его вид и привести характеристики: примерная высота, диаметр ствола, наличие повреждений (трещины, дупла, поломанные ветви и т.д.), присутствие на дереве мхов, лишайников, грибов и др.

Если наблюдение ведется за участком газона или пустыря, отметьте наличие ограды, тропинок, культурных посадок. Ухаживают ли за участком, убирают ли его, не сбрасывали ли снег с дороги на наблюдаемый участок, утоптан ли снежный покров.

Сделайте фотографии ваших участков.

Отметьте ваши участки на картах Google и приложите к работе ссылки*

*для продвинутых наблюдателей и пользователей Internet.

Задание 2. Наблюдения за растениями.

Наблюдения за растениями на участках желательно проводить два раза в неделю в один и тот же день недели и одинаковое время суток – например, по понедельникам и четвергам в 14.00.

Ход работы

Регулярно, в соответствии с графиком, посещайте наблюдаемые участки. В соответствии с произошедшими изменениями делайте записи в дневнике наблюдений. Изменения можно проиллюстрировать фотографиями или рисунками. К каждой фотографии или рисунку желательно дать пояснения (какие изменения или явления вы иллюстрируете).

Рекомендации по проведению наблюдений.

  • Особо, следует отмечать ход схода снега, для наглядности этот процесс можно отразить схематично (зарисовать или сфотографировать постепенное уменьшение снежного покрова).
  • Отметьте, вышли ли из-под снега зеленые растения (или земля голая, или в прошлогодней сухой траве).
  • Пронаблюдайте начало весеннего сокодвижения у деревьев. Обращайте внимание на почки деревьев и кустарников – когда они начинают набухать, когда распускаются.
  • Перечислите появляющиеся растения. Процесс прорастания травянистых растений можно не только сфотографировать, но и зарисовать условно, с указанием появления листьев, выгонки бутонов, распускания цветов. Для правильной регистрации явлений необходимо предварительно ознакомиться с методическими указаниями.
  • Обращайте внимание на метеорологические условия в день наблюдений. Особенно отметьте какие-то резкие изменения в погоде, если они имеются - изменения температуры, заморозки или потепление; осадки – снег, теплый дождь; туман и т.д.

Регулярно отсылайте результаты наблюдений по адресу [email protected] (в виде описаний, снабженными фотографиями и/или рисунками).

По мере накопления информации наблюдения оформляйте в таблицу. Впишите даты, когда вы наблюдали изменения, указанные в таблице.

Вы можете добавить строчки, если вам покажется необходимым указать явления, которых нет в таблице.

Отмечаемые датами моменты Участок номер один

(название участка)

Участок номер два

(название участка)

Начало наблюдений
Появление участка почвы из-под снега
Начало весеннего сокодвижения у деревьев
Прорастание побегов травянистых растений
Полный сход снега1
Распускание почек на дереве или кустарника (с указанием видов растений)
Начало цветения деревьев или кустарников на наблюдаемом участке (с указанием видов растений)
Разворачивание листьев в полный размер (с указанием видов растений)
Появление третьей пары листьев у молодых проростков двудольных травянистых растений (с указанием видов растений)
Окончание наблюдений

Вопросы к заданию

Наблюдали ли вы различия в весеннем развитии растений на выбранных вами участках? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

Как вы думаете, с чем связаны эти различия? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Заметили ли вы связь между погодными условиями и наступлением тех или иных фенологических явлений? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Как влияют резкие изменения погодных условий на растения? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Приборы и инструменты

  • Блокнот для записей
  • Распечатки таблиц для заполнения наблюдений
  • Миллиметровая бумага для составления плана участков
  • Планшет (желательно)
  • Карандаш, линейка, ластик
  • Рулетка или мерная лента
  • Компас
  • Часы
  • Фонедоскоп (желательно), для определения сокодвижения.
  • Фотоаппарат или мобильный телефон с фотоаппаратом

Оформление работы

Вы можете представить свою работу в одном или нескольких наиболее удобных для Вас электронных форматов:
  • документ Word,
  • презентация Power Point,
  • публикация Publisher,
  • таблицы Excel.
В начале работы необходимо указать:
  • имя и фамилию автора (или авторов) работы (фото)
  • фамилия, имя и отчество взрослого помощника (если есть)
  • адрес электронной почты для контактов

1

vchilka.in.ua

Тема 2. Фенологические наблюдения над растениями

Цельработы: научиться проводить фенологическиенаблюдения, знать периодичностьнаступления фаз развития растений.

Задания:

  1. Провестифенологические наблюдения за определеннымвидом растения

  2. Представитьгербарий по фазам развития растения,с указанием даты наблюдения.

Справочныйматериал к выполнению заданий

Фенологическиминаблюдениями называют наблюдения засезонными явлениями в живой природе.Фенологические наблюдения проводятсянад погодой, жизнью растений, насекомых,птиц, и другими явлениям, связанными ссезонностью в природе. Наблюдения надрастениями позволяют изучать их в теснойсвязи с экологическими условиями, вчастности климатическими.

Объеми характер фенологических наблюденийнад растениями может быть оченьразнообразен. Техника их проведениязаключается в регулярной и точнойрегистрации всех основных сезонныхявлений – фенофаз у данного растенияс записью даты (число, месяц, год), когданаступило это явление.

Всенаблюдения проводятся над растениями,находящимися в типичных для даннойместности условиях. Нельзя выбиратьдля наблюдения больные (ослабленные)экземпляры или экземпляры, находящиесяв нетипичных условиях (у каменной стены,в сильном затенении и т.д.) так как этоможет привести к неправильным выводам.

Вкачестве объектов наблюдения (фенообъектов)можно рекомендовать следующие древесныепороды:

  1. Березабородавчатая

  2. Ольхасерая

  3. Черемухаобыкновенная

  4. Акацияжелтая

  5. Сиреньобыкновенная

  6. Рябинаобыкновенная

  7. Малиналесная

  8. Осина,или тополь дрожащий

  9. Вязшершавый

  10. Ива

  11. Топольбальзамический

  12. Кленясенелистный

  13. Дубчерешчатый

  14. Шиповник,или роза коричная

  15. Боярышниккроваво-красный

  16. Липасердцевидная

  17. Соснаобыкновенная

  18. Ельобыкновенная

  19. Калинаобыкновенная

Лучшевыбирать деревья среднего возраста.Выбранные объекты отмечают деревяннымиэтикетками и осматривают ежедневно,лучше во второй половине дня, так какименно вечерние наблюдения позволяютзарегистрировать явления в жизнирастений в день их наступления.

Деревьяи кустарники осматривают с южной стороны,так как здесь раньше начинаетсяраспускание почек, появляются цветкии т.д. Растения считаются вступившимив ту или иную фазу,если ее признаки будут обнаружены хотябы на отдельных ветках. У деревьев икустарников отмечаются следующиефенофазы:

● началосокодвижения (у березы и клена),

● набуханиепочек,

● распусканиелистовых и цветочных почек,

● развертываниелистьев,

● началои конец цветения,

● созреваниеплодов и семян,

● осеннееизменение окраски листьев,

● листопад.

Сокодвижениеобычно отмечается только у березы иклена. Оно начинается в конце марта.Чтобы определить начало Сокодвижение,кору ствола на уровне груди осторожнопробуравливают при помощи буравчикаили какого-либо острого предмета. Присокодвижении из этого отверстия вытекаетпрозрачная сладковатая жидкость. Уклена Сокодвижение начинается обычнодней на десять раньше, чем у березы.После окончания наблюдений, во избежаниепорчи дерева, необходимо замазатьотверстие садовой замазкой или глиной.

Набуханиепочекотмечают у всех древесных пород. О началесвидетельствует заметное увеличениеразмеров почек: почечные чешуи начинаютраздвигаться и из-под них появляютсязеленые листочки; у плодовых растенийособо отмечают набухание цветочныхпочек.

Распусканиелистовых и цветочных почекотмечается отдельно. Листовые почкисчитаются распустившимися, когда чешуйкираздвинулись настолько, что стали виднызеленее молодые листочки. Началомраспускания цветочных почек считаетсявремя, когда становятся видны верхушкибутонов.

Развертываниелистьевотмечается, когда пластинка листа вполнеразвернулась и по форме сходна спластинкой взрослого листа. У хвойныхпород вместо данной фазы отмечаютзеленение,когда хвоинки молодого побега начинаютотделяться друг от друга.

Началомцветенияветроопыляемых древесных растений(лещина, береза, дуб) считается день,когда при потряхивании цветков илисоцветий из них начинает высыпатьсяпыльца, а у насекомоопыляемых – когдапоявляются два-три первых венчикацветков на нормально развитых экземплярах.

Конеццветения– день, когда цветки ветроопыляемыхрастений перестают «пылить», анасекомоопыляемых – увядают.

Началомсозреванияплодовкосточковых и ягодных растений считаетсятот момент, когда отдельные плодыстановятся мягкими и принимают цвет,свойственный спелым плодам данноговида растений; у растений, имеющих сухиеплоды, - когда начинают опадать ирассеиваться семена. У липы, осины,тополя началом созревания плодовсчитается тот день, когда семена слетучками начинают отрываться ветром;у березы – плодики становятся светло-бурымии легко отделяются от чешуек, сережкарассыпается. У вяза, клена, ясеня –крылатки буреют и начинают опадать; уакации – плоды начинают растрескиваться;у дуба – желуди приобретают буруюокраску; у ели, сосны – шишки приобретаютсветло-коричневую или буро-коричневуюокраску, а семена и их крылышки буреют.

Полезноотмечать также случаи массового опадениязавязей и незрелых плодов, выяснитьпричины этих явлений (срывание сильнымветром, сбивание градом, осыпаниевследствие различных причин).

Осеннееизменение окраски листьевотмечается, когда изменилась окраскабольшинства экземпляров данной породы.

Началомлистопадасчитается тот момент, когда при легкомвстряхивании ветки осыпается нескольколистьев. Конец листопада отмечаетсяпри опадении всех листьев ( за исключениемотдельных) на большинстве деревьев иликустарников данной породы. Отдельноотмечается преждевременное и позднееопадение листьев вследствие сухоголета и наступления морозов до измененияокраски листьев.

Прифенологических наблюдениях за развитиемтравянистых растений отмечают следующиефазы:

●всходы

●вегетация

●бутонизация

●началоцветения

●полноецветение

●отцветание

●началосозревания плодов

●полноеплодоношение.

Изтравянистых дикорастущих растений дляфенологических наблюдений можнорекомендовать следующие объекты:

1.Мать-и-мачеха

2.Нивяник

3.Ландыш

4.Лютик едкий

5.Василеклуговой

6.Пижмаобыкновенная

7.Цикорий

8.Одуванчик

9.Полынь

10.Тысячелистник

11.Крапива

12.Подорожник

referat-4all.ru