Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Программа факультативных занятий для учащихся 7 класса. Факультатив мир культурных растений


школа при Посольстве России в Мексике

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Факультативные занятия «Мир лекарственных растений» поддерживают и углубляют базовые знания обучающихся по окружающему миру и биологии, развивают интерес к предмету и предназначены для обучающихся младшего и среднего школьного возраста.

Основной целью занятий является создание условий для формирования биологических знаний, умений самостоятельно применять знания при решении практических задач по биологии, постановке биологических экспериментов и опытов, что способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному развитию, а также сохранению и укреплению здоровья через освоение опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений, при выращивании их в домашних условиях.

Особое внимание уделяется развитию познавательной активности школьников, их мотивации к самостоятельной проектно-исследовательской работе.

Факультативный курс направлен на формирование ценности любви и бережного отношения к природе, к растениям в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты; осознание уникальности и неповторимости растений, которые нас окружают.

Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

mexschool.ucoz.net

Учебные программы факультативных занятий по биологии Мир культурных растений Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №1

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области».

«Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ«СОШ №1»

______________ по УВР Полунин В.И.__________

Протокол№___ Курдюкова Г.М.________ Приказ №__

От « »_______2014г. « »__________2014г. От « »__________2014г.

Учебные программы факультативных занятий по биологии

Мир культурных растений

Учебная программа факультативных занятий

для учащихся 7 класса

Учитель –Водяная М.А.

.

  2014-2015 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативных занятий «Мир культурных растений» познакомит учащихся с отдельными, наиболее интересными, занимательными, удивительными явлениями и фактами из жизни культурных растений. Учащиеся узнают о роли воды,  света и температуры в жизни растений, способах выращивания культурных растений, значении сельскохозяйственных растений, проблемах, возникающих в результате загрязнения окружающей среды.

Главной отличительной особенностью данной программы является возможность в процессе её изучения показать учащимся практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур. Практическое преподавание осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы.

Целью факультативных занятий является расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями по выращиванию культурных растений и формирование у учащихся познавательной, трудовой, эстетической и экологической культуры. Привитие учащимся интереса к жизни растений, бережному отношению к природе, расширение представлений о значении культурных растений для человека. В содержании программы рассматриваются вопросы, связанные с агротехникой культурных растений, их использованием в озеленении.

Задачи:

– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях выращивания культурных растений;

– формирование ценностного отношения к природе, к труду, связанному с выращиванием растений;

– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;

– обеспечить усвоение учащимися основных положений о строении, жизненных функциях, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира;

– формирование практических и теоретических навыков у учащихся;

– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Эффективность процесса обучения зависит от  соответствующих форм и методов обучения. В силу специфики содержания и целей данных факультативных занятий важной формой обучения является экскурсия (в природу, на сельхоз угодья и в школьный зимний сад), практические работы, постановка биологических опытов.

Изучение программы факультативных занятий рассчитано на 34 часа (1 час в неделю), 7 практических работ, 6 опытов, 1 экскурсия.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (2 ч)

Многообразие растительного мира. Знакомство с важнейшими культурными растениями – от древних времён до наших дней (полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные). Народнохозяйственное значение и распространение культурных растений. Рациональное использование растительных богатств и их воспроизводство.

Экскурсия

1. Знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами (посещение теплицы, пришкольного учебно-опытного участка, сельскохозяйственных угодий).

Ботаническая характеристика сельскохозяйственных культур (5 ч)

Разнообразие сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни.

Органы культурных растений. Корневые системы культурных растений. Корнеплодные культуры. Использование видоизменённых побегов человеком. Цветение и опыление культурных растений. Плоды и семена культурных растений.

Использование человеком различных органов выращиваемых культурных растений.

Практические работы:

1. Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям.

2. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).

Культурные растения и условия, необходимые для их жизни

(7 ч)

Отношение сельскохозяйственных культур к свету. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима. Приёмы улучшения условий освещённости при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.

Отношение культурных растений к воде. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Агротехнические приёмы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.

Отношение культурных растений к различным температурным показателям.

Создание человеком благоприятных условий для произрастания культурных растений. Контролирование человеком условий окружающей среды: холодные парники, теплицы, навесы и тоннели.

Почва и её плодородие. Питательные вещества, получаемые растениями из почвы. Почвенные смеси.

Органические удобрения. Минеральные удобрения – простые и комплексные, различие между ними. Наиболее распространённые удобрения, используемые в сельском хозяйстве. Сроки и способы внесения удобрений в практике растениеводства. Микроудобрения. Значение удобрений.

Практические работы:

3. Выгонка зелёного лука. Влияние основных элементов питания на его рост и развитие.

Занимательные опыты с растениями (6 ч)

Правила проведения опытов. Выбор и подготовка объектов для опытов.

Опыты:

1. Проращивание клубней картофеля на свету и в темноте.

2. Влияние раздражителей на рост и развитие  растения.

3. Прорастание семян при различных температурах.

4. Содержание в семенах воды, минеральных и органических веществ.

5. Образование крахмала в листьях на свету.

Способы размножения культурных растений (6 ч)

Семенное размножение сельскохозяйственных растений. Сбор и хранение. Посевные качества семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Основные способы вегетативного размножения: видоизменёнными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Хозяйственное значение вегетативного размножения культурных растений.

Практические работы:

4. Прививка копулировкой с язычком плодовых деревьев и кустарников.

5. Черенкование комнатных растений.

Опыты:

6. Проращивание семян при различных температурах.

Общие приёмы возделывания сельскохозяйственных культур (6 ч)

Обработка почвы под культуры. Инструменты для обработки почвы.

Предпосевная подготовка семян. Сроки посева. Способы посева и посадки, глубина заделки семян. Приёмы подготовки посадочного материала (клубни, луковицы, корневища, черенки, отводки). Агротехника посева семян.

Общие приёмы ухода за растениями: рыхление междурядий, полив, подкормка, окучивание, прореживание, уничтожение сорняков, обрезка побегов, борьба с вредителями и болезнями.

Практические работы:

6. Подготовка почвы к посеву.

7. Влияние глубины заделки семян на их всхожесть.

Планетарная роль растений (1 ч)

Роль зелёных растений в сохранении и развитии жизни на Земле. Культурные растения как основной источник продуктов питания и сырья для промышленности. Растения и чистота воздуха. Значение зелёных насаждений. Работа учащихся школы по охране растительности, озеленению своего города (села), школьной территории, учебных кабинетов.

 

Круглый стол «С урожаем круглый год» (1 ч)

Календарно – тематическое планирование курса

п/п

Название темы

Даты

1-2

Введение: многообразие растительного мира, знакомство с важнейшими культурными растениями.

03.09.14

10.09.14

3

Экскурсия: знакомство с важнейшими с/х культурами.

17.09.14

4

Разнообразие с/х культур по формам и продолжительности жизни.

24.09.14

5

Органы культурных растений. Корневые системы культурных растений.

01.10.14

6

Корнеплодные культуры. Использование видоизменённых побегов, человеком.

08.10.14

7

Практическая работа: Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям. Ознакомление с сухими и сочными плодами.

15.10.14

8

Отношение с/х культур к свету. Значение выбора участка, частоты посева.

22.10.14

9

Отношение культурных растений к воде. Требование важнейших культур к влажности почвы и воздуха.

29.10.14

10

Отношение культурных растений к различным температурным показателям.

12.11.14

11

Создание человеком благоприятных условий для произрастания культурных растений.

19.11.14

12

Почва и её плодородие. Питательные вещества.

26.11.14

13

Органические удобрения. Минеральные удобрения.

03.12.14

14

Практическая работа: Выгонка зелёного лука.

10.12.14

15

Правила проведения опытов. Выбор и подготовка объектов для опытов.

17.12.14

16

Проращивание клубней картофеля на свету и в темноте.

24.01.14

17

Влияние раздражителей на рост и развитие растения.

14.01.15

18

Прорастание семян при различных температурах.

21.01.15

19

Содержание в семенах воды, минеральных и органических веществ.

04.02.15

20

Образование крахмала в листьях на свету.

11.02.15

21

Семенное размножение с/х растений. Сбор и хранение.

18.02.15

22

Посевные качества семян. Условия необходимы для прорастания семян

25.02.15

23

Основные способы Вегетативного размножения

04.03.15

24

Практическая работа: Прививка плодовых деревьев и кустарников.

11.03.15

25

Черенкование комнатных растений.

18.03.15

26

Опыт: Проращивание семян при различных температурах.

01.04.15

27

Обработка почвы под культуры. Инструменты для обработки почвы.

08.04.15

28

Предпосевная подготовка семян. Сроки посева.

15.04.15

29

Агротехника посева.

22.04.15

30

Общие приёмы ухода за растениями.

29.04.15

31

Практическая работа: Подготовка почвы к посеву.

06.05.15

32

Влияние глубины заделки семян на их всхожесть.

13.05.15

33

Роль зелёных растений в сохранении и развитии жизни на земле.

20.05.15

34

Круглый ствол:»С урожаем круглый год»

27.05.15

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения содержания учебной программы факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления:

- о роли  культурных растений в жизни человека;

- о рациональном использовании растительных богатств и их воспроизводстве;

- о разнообразии сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни;

- об особенностях строения корневой системы, стеблей, листьев, плодов и семян культурных растений;

- об  использовании органов растений человеком;

- об условиях, необходимых для жизни растений: температура, свет, влажность;

- о способах размножения культурных растений;

- о многообразии и уникальности растительного мира.

Учащиеся овладевают следующими способами деятельности:

- объяснять значение культурных растений в жизни человека;

- называть важнейшие сельскохозяйственные культуры;

- ставить биологические опыты по влиянию факторов среды на рост и развитие растений, анализировать полученные данные, делать выводы;

- обосновывать значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян;

- проводить наблюдения кратковременные и длительные за культурными растениями на пришкольном учебно-опытном участке, дома, в кабинете биологии, в живом уголке;

- проводить различные агротехнические приёмы: рыхление почвы, полив, посев, пикировку, окучивание, подкормку, прореживание, уничтожение сорняков, обрезку побегов, борьбу с вредителями и болезнями;

- применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности культурных растений для их выращивания;

- овладевать приёмами возделывания культурных растений;

- составлять рекомендации по выращиванию сельскохозяйственных культур;

- соблюдать правила бережного отношения к растениям.

Список рекомендуемых источников

1. Батурицкая, Н. В. Удивительные опыты с растениями / Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук. – Минск : Нар. асвета, 1991. – 208 с.

2. Мир культурных растений / сост. В. Д. Баранов, Г. В. Устименко. – М. : Мысль, 1994. – 382 с.

3. Митина, Л. П. Агротехника растениеводства: учеб. пособие для уч-ся / Л. П. Митина, Г. А. Замяткин. – М., 1990. – 94 с.

4. Основные понятия науки о растительном покрове http://geobotany.narod.ru/theory1-part2.htm

5. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991. – 205 с.

6. Ракитин, А. Выращивание плодовых и ягодных культур / А. Ракитин. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 336 с.

7. Рейвн, П. Современная ботаника: в 2 т.; пер. с англ. / П. Рейвн, Р. Эверт, С. Айкхорн. – М. : Мир, 1990. – Т. 2. – 344 с.

8. Семёнова, Г. Ю. Технология: Выращивание культурных растений / Г. Ю. Семёнова. – М. : Вентана-Граф, 2006. – 176 с.

9. Смирнова, А. В. Мир растений. Рассказы о культурных растениях / А. В. Смиронова. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 303 с.

10. Цветкова, И. В. Экологический светофор: метод. пособие для учителей / И. В. Цветкова. – М. : Изд. дом «НООСФЕРА», 2001. – 64 с.

11. Черныш, И. В. Удивительные растения / И. В.Черныш – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 320 с.

infourok.ru

Программа факультатива по биологии "Жизнь растений"

Пояснительная записка.

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений, их взаимосвязях в природе , народнохозяйственном значении. Курс нацеливает на овладение умений по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений, на применение знаний о растениях для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.

Цель курса:

- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к изучению биологии.

Задачи:

- развитие способностей  и логического мышления учащихся

- развитие у учащихся умения  самостоятельно и творчески работать с учебником и научно-популярной литературой

- подготовить учащихся к восприятию курса биологии.

Структура программы.

Предлагаемая программа представляет цикл лекций и внеклассных мероприятий по курсу «Жизнь растений» для учащихся 7 класса. Объём занятий 34 часа в год,  предположительно один раз в неделю.

Планируемые результаты:

Изучив данный курс, учащиеся должны овладеть знаниями о жизни растений, навыками ухода за растениями, выращивания растений; бережное отношение к растениям; различать ядовитые растения от лекарственных.

Учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике, брать на себя ответственность в практике защиты других живых существ или территорий дикой природы.

Основные формы работы:

Личностно – ориентированные, групповые, индивидуальные.

Содержание курса

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема 1  Введение. (4 часа)

Понятие о растительном мире как составной части природы. Значение растений в жизни человека. Растения выделяющие фитонциды. Разнообразие растений. Хвойные растения, цветковые, папоротники, мхи, водоросли, растения – рекордсмены.

Тема 2 «Знакомые незнакомцы» (7 часов)

Многообразие растений по способам питания; ядовитые растения, хищные, самые удивительные растения; первая медицинская помощь при отравлениях. Лекарственные растения. Декоративные растения.

Тема 3 Растения леса (4 часа)

Многообразие растений; ядовитые растения; грибы; первая медицинская помощь при отравлениях. Редкие и исчезающие виды лесных растений Костанайской области.

Тема 4 Комнатные растения(11 часов)

История возникновения комнатного цветоводства. Основные группы комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Комнатные лекарственные растения. Ядовитые растения. Первая медицинская помощь при отравлениях. Болезни и вредители комнатных растений. Знакомство с видами почв для  комнатных растений и способами подготовки земельных смесей.

Тема 5 Жизнь растений в сообществах (8 часов)

Растительные сообщества, их видовой состав. Биотические связи между животными и растениями.  Роль животных в опылении и распространении растений. Взаимное влияние растений  друг на друга в сообществе. Полезные растения. Растения нашей местности.

Учебно – тематический план (1 час в неделю, всего 34 ч)

№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

Сроки

Введение. (4 ч)

1

Растительный мир как составная часть природы

2

Значение растений в жизни человека

3

Растения санитары воздушной среды

4

Разнообразие растений

Знакомые незнакомцы (7 ч)

5

Путешествие в мир лекарственных растений

6

Декоративные растения

7

Растения с ядовитым характером

8

Хищные растения – мастера изящных убийств

9

Самые удивительные растения

10

Растения в легендах и мифах

11

Путешествие овощей.

Растения леса (4 ч)

12

Лес – наше богатство

13

«Путешествие лесного Робинзона»

14

Грибы «И ни рыба и ни мясо»

15

Редкие и исчезающие виды лесных растений Костанайской области.

Комнатные растения(11 ч)

16

Растения – гости из далёких стран

17

История возникновения комнатного цветоводства

18

Основные группы комнатных растений

19

Уход за комнатными растениями

20

Комнатные лекарственные растения

21

Ядовитые растения «Будьте с ними осторожны»

22

Самые полезные комнатные растения

23

Болезни и вредители комнатных растений

24

Подготовка растений к пересадке. Удобрения

25

Знакомство с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земельных смесей

26

Основы искусства цветочной аранжировки

Жизнь растений в сообществах (8 ч)

27

Растения и окружающая среда

28

Приключения в Царстве растений

29

Биотические связи между животными и растениями.  Роль животных в опылении и распространении растений.

30

Полезные растения

31

Растения нашей местности

32

Бой цветов

33

Дар маленького зёрнышка

34

Биологическое ассорти

Использованная литература:

  1. Верзилин Н., Рождественский В. Цветы из сада, Москва, 1990г.
  2. Кияткин А.К. искусство составления букета. Ташкент, 1982г. http://nsportal.ru
  3. Загадки об овощах – http://www.prozagadki.ru,
  4.  ://www.playroom.ru
  5. Картинки овощей  http://images.yndex.ru
  6. Задание «Собери овощ»- картинка
  7. Загадки о грибах
  8. Сказания и легенды о лекарственных растениях
  9. Применение лекарственных растений в медицине

 

 

Просмотр содержимого документа «Программа факультатива по биологии "Жизнь растений" »

КГУ «Ершовска средняя школа»

Программа

факультатива по биологии «Жизнь растений»

Пояснительная записка.

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений, их взаимосвязях в природе , народнохозяйственном значении. Курс нацеливает на овладение умений по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений, на применение знаний о растениях для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.

Цель курса:

- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к изучению биологии.

Задачи:

- развитие способностей и логического мышления учащихся

- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебником и научно-популярной литературой

- подготовить учащихся к восприятию курса биологии.

Структура программы.

Предлагаемая программа представляет цикл лекций и внеклассных мероприятий по курсу «Жизнь растений» для учащихся 7 класса. Объём занятий 34 часа в год, предположительно один раз в неделю.

Планируемые результаты:

Изучив данный курс, учащиеся должны овладеть знаниями о жизни растений, навыками ухода за растениями, выращивания растений; бережное отношение к растениям; различать ядовитые растения от лекарственных.

Учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике, брать на себя ответственность в практике защиты других живых существ или территорий дикой природы.

Основные формы работы:

Личностно – ориентированные, групповые, индивидуальные.

Содержание курса

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема 1 Введение. (4 часа)

Понятие о растительном мире как составной части природы. Значение растений в жизни человека. Растения выделяющие фитонциды. Разнообразие растений. Хвойные растения, цветковые, папоротники, мхи, водоросли, растения – рекордсмены.

Тема 2 «Знакомые незнакомцы» (7 часов)

Многообразие растений по способам питания; ядовитые растения, хищные, самые удивительные растения; первая медицинская помощь при отравлениях. Лекарственные растения. Декоративные растения.

Тема 3 Растения леса (4 часа)

Многообразие растений; ядовитые растения; грибы; первая медицинская помощь при отравлениях. Редкие и исчезающие виды лесных растений Костанайской области.

Тема 4 Комнатные растения(11 часов)

История возникновения комнатного цветоводства. Основные группы комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Комнатные лекарственные растения. Ядовитые растения. Первая медицинская помощь при отравлениях. Болезни и вредители комнатных растений. Знакомство с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земельных смесей.

Тема 5 Жизнь растений в сообществах (8 часов)

Растительные сообщества, их видовой состав. Биотические связи между животными и растениями. Роль животных в опылении и распространении растений. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Полезные растения. Растения нашей местности.

Учебно – тематический план (1 час в неделю, всего 34 ч)

№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

Сроки

Введение. (4 ч)

1

Растительный мир как составная часть природы

1

2

Значение растений в жизни человека

1

3

Растения санитары воздушной среды

1

4

Разнообразие растений

1

Знакомые незнакомцы (7 ч)

5

Путешествие в мир лекарственных растений

1

6

Декоративные растения

1

7

Растения с ядовитым характером

1

8

Хищные растения – мастера изящных убийств

1

9

Самые удивительные растения

1

10

Растения в легендах и мифах

1

11

Путешествие овощей.

1

Растения леса (4 ч)

12

Лес – наше богатство

1

13

«Путешествие лесного Робинзона»

1

14

Грибы «И ни рыба и ни мясо»

1

15

Редкие и исчезающие виды лесных растений Костанайской области.

1

Комнатные растения(11 ч)

16

Растения – гости из далёких стран

1

17

История возникновения комнатного цветоводства

1

18

Основные группы комнатных растений

1

19

Уход за комнатными растениями

1

20

Комнатные лекарственные растения

1

21

Ядовитые растения «Будьте с ними осторожны»

1

22

Самые полезные комнатные растения

1

23

Болезни и вредители комнатных растений

1

24

Подготовка растений к пересадке. Удобрения

1

25

Знакомство с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земельных смесей

1

26

Основы искусства цветочной аранжировки

1

Жизнь растений в сообществах (8 ч)

27

Растения и окружающая среда

1

28

Приключения в Царстве растений

1

29

Биотические связи между животными и растениями. Роль животных в опылении и распространении растений.

1

30

Полезные растения

1

31

Растения нашей местности

1

32

Бой цветов

1

33

Дар маленького зёрнышка

1

34

Биологическое ассорти

1

Использованная литература:

  1. Верзилин Н., Рождественский В. Цветы из сада, Москва, 1990г.

  2. Кияткин А.К. искусство составления букета. Ташкент, 1982г. http://nsportal.ru

  3. Загадки об овощах – http://www.prozagadki.ru,

http://www.playroom.ru

  1. Картинки овощей http://images.yndex.ru

  2. Задание «Собери овощ»- картинка

  3. Загадки о грибах

  4. Сказания и легенды о лекарственных растениях

  5. Применение лекарственных растений в медицине

kopilkaurokov.ru

Программа факультатива "В мире чудесных растений"

Солтустік Қазақстан облысы Тайынша ауданы

Новогречановка селосы

Новогречановка орта мектебі

Северо – Казахстанская область Тайыншинский район

с. Новогречановка

Новогречановская средняя школа

Программа факультатива

« В мире чудесных растений»

( 5класс)

Автор – составитель: Биньковская А.С. учитель биологии

высшего уровня квалификации

второй категории.

Пояснительная записка.

Программа факультатива « В мире чудесных растений « предназначена для учащихся 5 класса , проявляющих интерес к биологии. Программа составлена как дополнение к предменту « Биология» и расчитана на 1час . Всего 34 часов в год. Она дает возможность обобщить , систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений.

Эта программа выполняет несколько функций:

  1. Углубляет знания по ботанике.

  2. Расширяет содержание курса « Общей биологии», готовит к изучению биологии в старших классах.

  3. Способствует удовлетворению познавательных интересов в области в области биологии.

  4. Способствует более глубокому и качественному пониманию процессов , происходящих в мире растений.

Цели данного курса:

  1. Подготовить детей к осознанному изучению биологии в старших классах.

  2. Помочь осознать степень своего интереса к биологии.

  3. Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся.

  4. Познакомить с основными мктодами изучения биологии.

  5. Повысить экологическую культуру учащихся.

Задачи данного курса:

  1. Формирование у детей научного мировозрения, творческого воображения.

  2. 2. Воспитание бережного отношения к природе.

  3. Вовлечение учащихся в научно – исследовательскую работу.

  4. Расширение и конкретизация знаний о растениях.

  5. Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению растений.

  6. Развитие основных приемов мыследеятельности

В целом программа факультатива позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал биологических знаний.

Содержание программы

Раздел 1. Разнообразие растений ( 9 часов)

Самые древние растения. Разнообразие растеий. Первые наземные растения. Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения. нужны ли они? Условия для существования растений.

Практические занятия. Фантастические растения. Работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. определение растений в кабинете.

Экскурсия. « Осенние растения».

Раздел 2. Строение растений ( 12часов).

Как устроео растеие. Лист, особенности строения. Виды листьев.

Лист – фабрика энергии. Космическая роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав семян. Движение растений.

Практические занятия.

Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. Оформление альбома « Строение растений» Опыт № 1 « Дыхание листьев» Опыт №2 « Образование крахмала», состваление паспорта дерева.

Раздел 3. Размножение растений. ( 5 часов).

Вегетативное размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семан. Условия прорастания семян. Распространения семян.

Практические занятия.

Определение всхожести семян.

Определение выделения углекислого газа и тепла прорастающими семенами. Разнообразие семян. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками, клубнями, луковицами. Опыт « Проращивание картофеля». Опыт « Посадка цветов, овощеных культур в зависимости от размера семян».

Раздел 4. Человек и растение. ( 8 часов).

Растения и химия. Медицина и растения. Влияние растений на растения. Правила поведения в природе. Растения - индикаторы.

Экскурсия. « Изучение влияния деятельности человека на растения нашего поселка».

Тематическое планирование учебного материала

Содержание

Кол – во

часов

Сроки

Форма

проведения

Форма

контроля

1

Разнообразие растений

9

1

Организационное занятие. Разнообразие растений.

1

2.

Самые древние растения.

1

Практическая работа в группах.

3

Первые наземные растения

1

Практическая работа

4

Растения у тебя дома.

1

Практичкская работа

5

Ядовитые растения, нужны ли они?

1

6.

Условия для существования растений.

1

Лекция

7.

Изготовление гербария.

1

Практическая работа.

8.

Экскурсия. « Осенние растения»

1

Экскурсия.

9

Определение растений в кабинете.

1

1.

Строение растений

12

1.

Как устроено растение

1

Практическая работа

2.

Оформление альбома « строение растений»

1

Практическая работа

3.

Лист, особенности строения. Виды листьев

1

Лекция

4.

Лист – фабрика энергии.

Космическая роль растений.

1

Лекция

5.

Отпечатки листьев

1

Практическая работа

6.

Побег, его строение

1

Лекция

7.

Для чего нужны цветы?

Цветочная викторина

1

Лекция. Викторина

8.

Рассматривание различных цветов. Зарисовка строения цветка.

1

Практическая работа

9

Хитростьи цветков

1

Лекция

10

Праздник цветов

1

Праздник

11

Семя. Строение и состав семени. значение семени.

1

Лекция.

Практическая работа

12.

Движение растений. Могут ли растения двигаться? Цветочные часы.

1

Лекция

2

Размножение растений

5

1

Размножение растений. Способы вегетативного размноженря растений

1

Лекция.

Практическая работа

2

Размножение семенами. Разнообразие семян. значение семян.

1

Лекция.

Практическая работа

3

Условия прорастания семян

1

Лекция

4

Определение всхожести семян

1

Практическая работа

5

Хитрости семян. Распространение семян.

1

Лекция

4

Человек и растение

8

1

Растение ихимия

1

Лекция

2

Получение эфирных масел душистой герани, ели, сосны.

1

Практическая работа

3.

Медицина и растения

1

Семинар

4

Лекарственные растения. Изготовление листовок о лекарственных растениях.

1

Практическая работа

5.

Влияние человека на растения.

1

Лекция

6.

Экскурсия. « Изучение влияния деятельности человека на растения нашего поселка

1

Эскурсия

7

Итоговое занятие. Что вы узнали о растениях?

1

Круглый стол.

Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, их отличительные признаки;

  • органы растений;

  • способы размножения растений;

  • условия прорастания семян и роста растений;

  • значение растений в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • различать наиболее распространенные в своей местности растения;

  • устно описывать растения;

  • пропагандировать знания об охране природы;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • ухаживать за комнатными, овощными и цветочно – декоративными растениями.

Литература для учителя:

  1. Энциклопедия для детей. М. « Аванта « 2000.

  2. ирмаилов И.В., Михмен В.Е., Шашков Э.В. Биология. Экскурсии. М. « Просвещение», 1983г.

Литература для учащихся.

  1. Энциклопедия для детей. Под редакцией М.Д. Аксенова. М. « Аванта» 2000.

  2. Розенштейн А.М. Самостоятельная работа учащихся по биологии. Растения. М. «Просвещение», 1988г.

kopilkaurokov.ru

ФАКУЛЬТАТИВ "ЦВЕТОВОДСТВО" ДЛЯ 5,6.7,8 КЛАССОВ.

ФАКУЛЬТАТИВ «ЦВЕТОВОДСТВО»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комнатное цветоводство - выращивание редких и необычных растений.

В настоящее время существует огромное количество экзотических растений, которые без особого труда выращиваются в нашей стране. Цветы в квартире, школах, больницах и других учреждениях, радуют глаз, способствуют приятному эмоциональному состоянию и прививают тягу к прекрасному. Поэтому особенно важно, чтобы дети как можно больше знали о растениях и умели за ними ухаживать. Ведь каждый цветок, каждое дерево или кустарник требует особого ухода и тем более, если это растение - чужестранец.

Факультативный курс "Комнатное цветоводство" необходим для гармоничного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, формирует бережное отношение к природе и труду человека. Учащиеся нашей школы имеют только общее представление о растениях, поэтому данный курс особенно актуален. Содержание его направлено на формирование у детей целостного восприятия живой природы, умения использовать элементарные знания и умения по уходу за растениями из личного опыта на занятиях, развитие познавательного интереса к изучаемой теме. Оно расширяет знания учащихся по биологии, географии, развивает навыки учебной деятельности - наблюдения, описания, систематизации, проведения опытов (кратковременных и длительных), работу с литературой. Содержание курса дает дополнительную возможность для экологического образования, формирования универсальных знаний вне зависимости от дальнейшего выбора профессии учащегося.

Курс реализуется по принципам системности и последовательности.

Рабочая программа факультативного курса «Комнатное садоводство» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», инструктивными письмами Министерства образования и науки РФ, Уставом ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа», образовательной программой школы.

Рабочая программа составлена для обучающихся 5-8 классов и представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающихся.

Программа факультативного курса «Комнатное садоводство» является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках биологии и цветоводства.

Цель программы:

  • эстетическое развитие личности обучающихся;

  • гармоничное восприятие окружающей среды;

  • формирование знаний, умений и навыков, ориентирующих обучающихся на трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.

Задачи:

  • расширять кругозор обучающихся в области комнатного цветоводства;

  • прививать практические навыки по уходу за комнатными растениями;

  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного;

  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности детей

  • учить строить свою жизнь в гармонии с собой и миром в общении с окружающими, формировать нравственные понятия и нормы поведения;

  • воспитывать трудолюбие, бережливость, доброту, ответственность за результаты своей деятельности;

  • повышать экологическую грамотность обучающихся.

Система занятий строится с опорой на знания, полученные детьми на уроках природоведения и биологии. В свою очередь эта программа выступает дополнением к школьной программе. Содержание предусматривает более глубокое изучение комнатных растений разных видов, способов ухода и размножения. Теоретический материал подбирался таким образом, чтобы сформировать представления о растениях, как об одном из самых важных направлениях изучения природы в области цветоводства, что способствовало бы познавательному развитию ребенка.

Практическая работа на занятиях формирует знания и умения, которые дети будут использовать в повседневной жизни, украшая свою комнату любимыми растениями, смогут дать практический совет о содержании растений и их полезных, лечебных свойствах.

Принципы работы при реализации программы:

Научность;

Опора на интерес;

От простого к сложному;

Связь с жизнью;

Связь теории с практикой;

Чередование разнообразных видов деятельности;

Системность;

Доступность;

Обратная связь;

Инициативность и творчество.

Методическое обеспечение.

Методы работы при реализации программы:

Словесный;

Исследовательский;

Поисковый;

Наглядный;

Практический;

Метод коллективного творчества.

Формы работы:

Работа с определителями и справочной литературой;

Паспортизация растений;

Профилактический осмотр растений;

Уход за комнатными растениями;

Создание тематических папок;

Озеленение коридоров и классов школы;

Экскурсии;

Изучения современных исследований по характеру воздействия комнатных растений на окружающую среду и на человека;

Практические занятия по пересадке растений;

Практические занятия по размножению комнатных растений;

Выращивание молодых растений;

Проектная деятельность.

Основные педагогические технологии:

Перспективно-опережающее обучение

Проблемное обучение

Создание занимательных ситуаций

Познавательные игры

Информационно-коммуникационные технологии

Эвристические беседы

Работа со схемами-опорами

Самостоятельная работа

Личностно ориентированная коллективная творческая деятельность

Технологии уровневой дифференциации

Технологии коммуникативного обучения

Технологии совместной продуктивной деятельности

Технологии сотрудничества

По окончании изучения факультативного курса "Комнатное цветоводство" учащиеся должны:

знать:

- общие признаки комнатных растений;

- основные группы комнатных растений, их многообразие, экологическую, эстетическую и практическую роль;

- строение и жизнедеятельность цветочных растений;

- особенности питания;

- принципы размещения растений в помещении;

- правила ухода за растениями;

- основных вредителей и болезни комнатных растений;

- влияние человека на многообразие сортов и гибридов среди декоративно-цветочных культур.

уметь:

- определять растение по внешним признакам;

- готовить почвенные смеси;

- пересаживать и переваливать растения;

- размножать растения семенами и вегетативно;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.

соблюдать правила:

- наблюдения за жизнью комнатных растений;

- проведения простейших опытов;

- здорового образа жизни, его личной гигиены, техники безопасности при проведении любых форм занятий.

Литература

1.С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»; Минск «Харвест», 2003.

2. А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону «Феникс»,2003.

3. Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»; Москва «Прейскурантиздат», 1991.

4. В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.

6. О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.

7. Л.А.Чечина «Азбука комнатных растений»; Москва «Дрофа плюс», 2005.

8. В.Воганка «Защита растений от болезней и вредителей»; Москва

9. Г. В. Кононова «Комнатные растения»; Санкт-Петербург, Кристалл,2000 г.

10. М. С. Локалова «Друзья и целители нашего дома»; Ярославль, Академия холдинг, 2000 г.

Учебно-тематическое планирование

5 класс А (1 ч. в неделю, 35 ч.)

№ п/п

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические работы

1

Предмет комнатного цветоводства как отрасль растениеводства

2

2

Особенности содержания растений в комнатных условиях

6

Полив комнатных растений.

Корневая и внекорневая подкормка.

3

Уход за комнатными растениями и их размножение

14

Пересадка и перевалка комнатных растений.

Размножение растений методами деления куста и черенками.

Размер черенка и способы его укоренения.

Деление куста сенполии при пересадке.

Размножение растений корневищами, луковицами, клубнями.

Подготовка луковиц тюльпанов к выгонке.

Посадка луковиц тюльпанов и нарциссов в рассадные ящики.

Уход за комнатными растениями в зимнее время.

Подготовка субстрата для посева.

Посев семян комнатных растений.

Уход за комнатными растениями: обработка от вредителей и болезней.

4

Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения.

13

Уход за растениями тропиков.

Размножение сенполий.

Размножение бегоний.

Размножение традесканций.

Подготовка почвенной смеси.

Размножение растений засушливых зон.

Размножение и укоренение черенков в почвенной смеси.

Итого

35

Календарно - тематическое планирование.

Тема занятия

кол-во часов

Дата

1.

Предмет комнатного цветоводства.

1

Классификация цветочно-декоративных растений.

1

2

Особенности содержания растений в комнатных условиях.

1

Отношение растений к влаге.

"Полив комнатных растений"

1

Световой и воздушный режим комнатных растений.

1

Отношение растений к питательным веществам.

"Корневая и внекорневая подкормка".

1

Удобрения, их виды, техника безопасности

1

Растения и почва

3.

Уход за комнатными растениями.

"Пересадка и перевалка комнатных растений"

1

Уход за комнатными растениями: подвязка, обмывание, прищипка, обрезка, омолаживание.

1

Способы размножения комнатных растений.

Вегетативное размножение.

1

"Размножение растений методами деления куста и черенками. Размер черенка и способы его укоренения".

1

"Деление куста сенполии при пересадке".

1

"Размножение растений корневищами, луковицами, клубнями".

1

"Подготовка луковиц тюльпанов к выгонке".

1

"Посадка луковиц тюльпанов и нарциссов в рассадные ящики".

1

"Уход за комнатными растениями в зимнее время "

1

Половое размножение растений.

"Подготовка субстрата для посева"

1

Рождённый из семечка.

"Посев семян комнатных растений"

1

4.

Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения.

1

Растения тропиков и субтропиков

1

"Уход за растениями тропиков"

1

Сенполия фиалкоцветная

1

"Размножение сенполий"

1

Бегонии.

1

"Размножение бегоний"

1

Современники динозавров - папоротники

1

"А мы растём и тут и там" - традесканция

"Размножение традесканций"

1

Суккуленты

1

"Подготовка почвенной смеси и размножение растений засушливых зон"

1

Красивоцветущие и декоративно - лиственные растения

1

Пеларгония домашняя

"Размножение и укоренение черенков в почвенной смеси"

1

5.

"Уход за комнатными растениями: обработка от вредителей и болезней"

1

"Лекарства на подоконнике"

1

Итоговое занятие.

"Перевалка растений в кашпо. Посадка цветов на клумбы"

1

35

Учебно-тематическое планирование

5 класс Б (2 ч. в неделю, 69 ч.)

№ п/п

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические работы

1

Общие вопросы культуры растений в интерьере

12

Особенности содержания растений в комнатных условиях

18

Полив комнатных растений.

Корневая и внекорневая подкормка.

Уход за комнатными растениями

21

Пересадка и перевалка комнатных растений.

Уход за комнатными растениями в зимнее время.

Уход за комнатными растениями: обработка от вредителей и болезней.

Размножение комнатных растений

18

Размножение растений методами деления куста и черенками.

Размер черенка и способы его укоренения.

Деление куста сенполии при пересадке.

Размножение растений корневищами, луковицами, клубнями.

Подготовка луковиц тюльпанов к выгонке.

Посадка луковиц тюльпанов и нарциссов в рассадные ящики.

Подготовка субстрата для посева.

Посев семян комнатных растений.

Размножение сенполий.

Размножение бегоний.

Размножение традесканций.

Подготовка почвенной смеси.

Размножение растений засушливых зон.

Размножение и укоренение черенков в почвенной смеси.

Итого

69

Календарно - тематическое планирование.

Тема занятия

кол-во часов

Дата

1

Предмет комнатного цветоводства.

1

2

Разнообразие комнатных растений, их использование

1

3

Классификация цветочно-декоративных растений.

1

4

Декоративно-лиственные растения

1

5

Красивоцветущие растения

1

6

Горшечные растения

1

7

Цветочная посуда и инвентарь

1

8

Почва. Почвенные смеси

1

9

Особенности содержания растений в комнатных условиях.

1

10

Краткая характеристика и условия выращивания основных видов домашних растений

1

11

Аспидистра, характеристика и условия выращивания

1

12

Аспарагус, характеристика и условия выращивания

1

13

Плющ, характеристика и условия выращивания

1

14

Хлорофитум, характеристика и условия выращивания

1

15

Традесканция, характеристика и условия выращивания

1

16

Сансевьерия, характеристика и условия выращивания

1

17

Папоротники, характеристика и условия выращивания

1

18

Бегония, характеристика и условия выращивания

1

19

Монстера, характеристика и условия выращивания

1

20

Драцена, характеристика и условия выращивания

1

21

Пеперомия, характеристика и условия выращивания

1

22

Суккуленты

1

23

Алоэ, характеристика и условия выращивания

1

24

Каланхое, характеристика и условия выращивания

1

25

Кактусы, характеристика и условия выращивания

1

26

Уход за комнатными растениями

1

27

Отношение растений к влаге.

Полив комнатных растений

1

28

Световой и воздушный режим комнатных растений.

1

29

Освещение

1

30

Температура

1

31

Удобрения, их виды

1

32

Техника безопасности при работе с удобрениями

1

33

Отношение растений к питательным веществам.

1

34

Корневая и внекорневая подкормка домашних растений

1

35

Растения и почва.

1

36

Уход за комнатными растениями. Практическая работа

1

37

Пересадка и перевалка комнатных растений

1

38

Уход за комнатными растениями: подвязка

1

39

Уход за комнатными растениями: обмывание

1

40

Уход за комнатными растениями: обрезка

1

41

Уход за комнатными растениями: прищипка

1

42

Уход за комнатными растениями: омолаживание

1

43

Уход за комнатными растениями в зимнее время

1

44

Способы размножения комнатных растений.

1

45

Вегетативное размножение.

1

46

Размножение растений методом деления куста

1

47

Размножение черенками. Размер черенка и способы его укоренения

1

48

Деление куста сенполии при пересадке

1

49

Размножение растений корневищами, луковицами, клубнями

1

50

Подготовка луковиц тюльпанов к выгонке

1

51

Посадка луковиц тюльпанов и нарциссов в рассадные ящики

1

52

Перевалка растений в кашпо

1

53

Половое размножение растений

1

54

Подготовка субстрата для посева

1

55

Посев семян комнатных растений

1

56

Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения.

1

57

Растения тропиков и субтропиков

1

58

Уход за растениями тропиков

1

59

Сенполия фиалкоцветная

1

60

Размножение сенполий

1

61

Размножение бегоний

1

62

Размножение папоротников

1

63

Размножение традесканций

1

64

Размножение растений засушливых зон

1

65

Красивоцветущие и декоративно - лиственные растения

1

66

Пеларгония домашняя

Размножение и укоренение черенков в почвенной смеси

1

67

Вредители и болезни

1

68

Уход за комнатными растениями: обработка от вредителей и болезней

1

69

Распространённые ошибки в уходе

1

ИТОГО

69

7 А класс (1 час в неделю)

№ п/п

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические работы

Общие вопросы культуры растений в интерьере

4

Рассматривание живых экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений, Определение признаков разных растений, устное описание растений по плану.

Виды труда по выращиванию комнатных растений

2

Полив растений. Опрыскивание. Удаление пыли. Рыхление

Растения. Строение, условия роста, развития и размножения

2

Черенкование комнатных растений.

Подготовка черенков и посадка черенков

Путешествие с комнатными растениями. Растения пустынь, тропических лесов, болот

27

Итого

35 ч.

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

кол-во часов

Дата

1

Предмет комнатного цветоводства.

1

2

Классификация цветочно-декоративных растений.

1

3

Особенности содержания растений в комнатных условиях.

1

4

Уход за комнатными растениями

1

5

Опрыскивание комнатных растений, рыхление почвы, удаление пыли, посадка черенков.

1

6

Что такое растение? Компоненты, необходимые для жизни растения. Питание растений

1

7

Органы растений. Размножение

1

8

Кактусы – зелёные уродцы или принцессы ночи.

1

9

Что можно сделать с кактусом?

10

Агавы – растения с четырьмя тысячами цветов.

1

11

Алоэ – столетник из пустыни Карру.

1

12

Амариллис – растение, «играющее в прятки».

1

13

Аспарагус – растение с фальшивыми листочками.

1

14

Финиковая пальма – красавица пустыни.

1

15

Монстера – «плакса из лесов Амазонки»

1

16

Фикус – резиновое дерево индийских джунглей.

1

17

Двадцать растений из одного листа (бегония).

1

18

Пеларгония.

1

19

Что можно сделать с пеларгонией.

1

20

Колеус.

1

21

Щучий хвост.

1

22

Каланхоэ.

1

23

Бальзамин.

1

24

Традесканция.

1

25

Кофейное дерево.

1

26

Цеперус – папирус.

1

27

Лимонное дерево.

1

28

Роза.

1

29

Олеандр.

1

30

Плющ.

1

31

Фуксия.

1

32

Тюльпан.

1

33

Гиацинт.

1

34

Фиалка.

1

35

Обобщающее занятие. Карта мира на окне

1

ИТОГО

35

7 класс Б (1 час в неделю)

№ п/п

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические работы

Общие вопросы культуры растений в интерьере

3

Рассматривание живых экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений, Определение признаков разных растений, устное описание растений по плану.

Виды труда по выращиванию комнатных растений

2

Полив растений. Опрыскивание. Удаление пыли. Рыхление

Растения. Строение, условия роста, развития и размножения

2

Черенкование комнатных растений.

Подготовка черенков и посадка черенков

Путешествие с комнатными растениями. Растения пустынь, тропических лесов, болот

26

Итого

33 ч.

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

кол-во часов

Дата

1

Предмет комнатного цветоводства.

1

2

Классификация цветочно-декоративных растений.

1

3

Особенности содержания растений в комнатных условиях.

1

4

Уход за комнатными растениями

1

5

Опрыскивание комнатных растений, рыхление почвы, удаление пыли, посадка черенков.

1

6

Что такое растение? Компоненты, необходимые для жизни растения. Питание растений

1

7

Органы растений. Размножение

1

8

Кактусы – зелёные уродцы или принцессы ночи.

1

9

Что можно сделать с кактусом?

10

Агавы – растения с четырьмя тысячами цветов.

1

11

Алоэ – столетник из пустыни Карру.

1

12

Амариллис – растение, «играющее в прятки».

1

13

Аспарагус – растение с фальшивыми листочками.

1

14

Финиковая пальма – красавица пустыни.

1

15

Монстера – «плакса из лесов Амазонки»

1

16

Фикус – резиновое дерево индийских джунглей.

1

17

Двадцать растений из одного листа (бегония).

1

18

Пеларгония.

1

19

Колеус.

1

20

Щучий хвост.

1

21

Каланхоэ.

1

22

Бальзамин.

1

23

Традесканция.

1

24

Кофейное дерево.

1

25

Цеперус – папирус.

1

26

Лимонное дерево.

1

27

Роза.

1

28

Олеандр.

1

29

Плющ.

1

30

Фуксия.

1

31

Тюльпан.

1

32

Гиацинт.

1

33

Фиалка.

1

ИТОГО

33

8 класс (1 час в неделю)

№ п/п

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические работы

1

Общие вопросы культуры растений в интерьере

14

Рассматривание живых экземпляров растений, нахождение их органов, сравнение органов разных растений, Определение признаков разных растений, устное описание растений по плану.

2

Содержание растений

11

Полив растений. Опрыскивание. Удаление пыли. Рыхление

3

Размножение растений

9

Черенкование комнатных растений.

Подготовка черенков и посадка черенков

Итого

34 ч.

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

кол-во часов

Дата

1

Предмет комнатного цветоводства.

1

2

Значение растений в природе и жизни человека

1

3

Знакомство с жизнью комнатных растений

1

4

Растение как живой организм

1

5

Роль растений в природе и жизни человека. Охрана

1

6

История возникновения комнатного цветоводства. Периодические процессы в мире комнатных растений

1

7

Растения в нашем доме. Десять золотых правил. Цветовой климат  интерьера

1

8

Выбор растений для нашего дома. Размещение растений в квартире

1

9

Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения

1

10

Растения тропиков и субтропиков

1

11

Красивоцветущие и декоративно - лиственные растения

1

12

Комнатные растения и наше здоровье

1

13

Домашний доктор и аромотерапия

1

14

Строение растений. Корень. Лист. Виды листьев. Стебель. Побег

1

15

Компоненты роста растений

1

16

Питание растений

1

17

Особенности содержания растений в комнатных условиях.

1

18

Уход за комнатными растениями

1

19

Правила личной гигиены. Правила пользования инвентарём

1

20

Опрыскивания водой комнатных растений

1

21

Дренаж цветочных горшков. Полив. Месторасположение посаженных растений

1

22

Полив комнатных растений. Температура воды при поливе. Полив в зависимости от времени года.

1

23

Полив цветущих и не цветущих растений. Полив растений в маленьком и большом горшке

1

24

Рыхление почвы в цветочном горшке. Значение воздуха для растений. Чем и когда рыхлить? Глубина рыхления

1

25

Удаление пыли с листьев. Важность чистоты листьев растений для их роста. Способы удаления пыли в зависимости от строения растений

1

26

Органы растений. Размножение растений

1

27

Размножение. Виды размножения. Время размножения

1

28

Правила посадки черенков

1

29

Подготовка цветочных горшков к пересадке растений

1

30

Черенкование комнатных растений

1

31

Укоренение черенков в горшках с чистым песком

1

32

Место среза черенка и его размер

1

33

Полив черенка. Условия лучшего укоренения черенков. Сроки укоренения

1

34

Обобщающее занятие

1

ИТОГО

34

infourok.ru

Факультатив "Комнатные растения" - Биология

Программа факультативного курс

«Комнатные растения»

Сацук А.А.

учитель биологии МБОУ СОШ с/П Село Дуди

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Комнатные растения» предназначена для учащихся 6-8 классов, интересующихся биологией растений. Курс включает в себя некоторые вопросы программы общеобразовательной школы по вопросам биологии и предусматривает участие школьников в экспериментах, индивидуальных и исследовательских работах.

На основе федерального государственного образовательного стандарта, в данной программе факультативного курса нашли отражения следующие цели и задачи, формирующиеся на нескольких уровнях:

Личностном:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

Метапредметном:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;

  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

Предметном:

  • Расширение знания учащихся о видовом разнообразии комнатных растений, об особенностях их выращивания, способах ухода за ними, дизайне интерьера помещений.

  • классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;

  • Формирование умения и навыков по уходу за комнатными растениями, по их выращиванию и размножению.

  • сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • Формирование знаний у учащихся лечебных свойствах комнатных растений и агротехнике комнатных растений.

Ожидаемые результаты

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию комнатных растений;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— составлять план выполнения учебной задачи.

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.

— находить и использовать причинно-следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

— систематизировать и обобщать разумные виды информации;

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные признаки живой природы;

— основные органические и минеральные вещества, входящих в состав растения;

— ведущих коллекционеров-путешественников

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— определять принадлежность комнатных растений к определенным систематическим категориям;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных групп комнатных растений;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— видовое разнообразие, происхождение, особенности питания, способы размножения, заболевания и вредителей комнатных растений.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать методы биологических исследований;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

—работать со справочной литературой;

—проводить паспортизацию растений;

—подобрать субстраты, соответствующие требованиям к питанию отдельных видов растений;

—выполнять приемы агротехники;

—оформить комнатными растениями интерьер помещения.

Личностные результаты обучения

— формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— формирование основ экологической культуры.

Материально-техническое обеспечение: Комнатные растения. Горшки для рассады. Земляные смеси. Сосуды для опрыскивания и полива растений. Посадочный материал.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

История комнатного цветоводства

1

2

Ассортимент комнатных растений

2

3

Облик комнатных растений

3

4

Условия содержания

8

5

Инструменты для ухода за комнатными растениями

2

6

Паспортизация комнатных растений

4

7

Лекарственные и ядовитые комнатные растения

2

8

Размножение комнатных растений

3

9

Вредители и болезни

2

10

Фитодизайн

5

11

Итоговое занятие

2

Содержание курса

Общее количество часов – 34

История комнатного цветоводства (1)

Оранжереи и теплицы. Появление первых комнатных растений. Географическая карта распространения растений закрытого грунта. Роль коллекционеров-путешественников в распространении комнатных растений. Появление и распространение комнатных растений в России.

Ассортимент комнатных растений (2)

Основные типы комнатных растений. Бромелиевые. Луковичные и клубневые. Насекомоядные растения. Папоротники. Суккуленты. Орхидные. Пальмы.

Облик комнатных растений (3)

Декоративно-лиственные комнатные растения. Ампельные, лиановидные и вьющиеся растения. Комнатные растения с ярко окрашенными листьями. Злакоподобные комнатные растения. Уход за папоротниками.

Декоративно-цветочные растения. Растения цветущие осенью или зимой. «Цветущие лианы». Цветущие однолетники.

Кактусы и другие суккуленты. Кактусы, их выращивание. Суккуленты, их выращивание.

Практическая работа.

Составление описаний декоративно-лиственных, декоративно-цветущих растений.

Составление описаний кактусов и суккулентов.

Условия содержания (8)

  1. Емкости для выращивания. Группы и типы емкостей для выращивания. Функции емкостей. Внешний вид.

  2. Почвенные смеси. Типы садовых земель. Необходимые варианты земельных смесей для различных комнатных растений.

  3. Световой режим. Светолюбивые и теневыносливые растения.

  4. Водный режим. Полив растения. Способы, частота полива. Температура воды. Жесткость воды. Опрыскивание. Недостаток и избыток влажности. Обмывание комнатных растений.

  5. Удобрения и подкормки. Химические элементы, необходимые для роста и развития растений. Виды удобрений. Микроэлементы. Стимуляторы роста. Время внесения удобрений. Подкормки. Избыток удобрений.

Практические работы.

  1. Приготовление почвенных смесей.

  2. Изготовление удобрений.

  3. Расположение растений в зависимости от световых предпочтений.

Инструменты для ухода за комнатными растениями (2)

Характеристика инструментов и материалов. Подготовка инструментов к работе. Правила безопасной работы.

Практическая работа. Составление инструкции по безопасности при работе с инструмента для ухода за комнатными растениями.

Паспортизация комнатных растений (4)

Ознакомление с правилами оформления паспортов комнатных растений.

Практическая работа.

  1. Работа с определителями комнатных растений.

  2. Составление паспорта растений кабинета биологии.

  3. Изготовление паспортов для комнатных растений.

Лекарственные и ядовитые комнатные растения (2)

Целебные свойства комнатных растений, их применение в народной медицине. Изучение ядовитых растений. Первая помощь при отравлениях. Правила безопасной работы с ядовитыми растениями.

Размножение комнатных растений (3)

Способы размножения: семенной, вегетативный и спорами. Посев семян (спор), черенкование комнатных растений. Размножение отпрысками, листовыми черенками. Деление куста. Деление клубней.

Практическая работа. Размножение комнатных растений.

Вредители и болезни (2)

Характеристика вредителей и болезней. Причины появления вредителей и болезней.методы защиты растений. Диагностика по симптомам на отдельных органах растений.

Практическая работа. Описание основных вредителей и болезней комнатных растений.

Фитодизайн (3)

Комнатные растения в интерьере. Задачи и функции фитодизайна. Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения. Современные приемы художественного озеленения интерьера. Примеры планировочных решений.

Практическая работа. Составление проекта уголка комнатных растений с учетом их биологических особенностей.

Итоговое занятие (2)

Защита творческих проектов. Отчет о выполненной работе.

Список литературы

  1. Бена Ж-Ш. Комнатные растения: Руководство по выращиванию.: Перевод с французского/Ж.-Ш. Бена. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

  2. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.- Государственное Издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР, Л., 1954.

  3. Галина Хейтц. Мини-энцеклопедия: Комнатные растения, - Изд. Текст, М., 1988.

  4. Герасимов С.О., ЖуравлевИ.М., Серянин А.А. редкие комнатные растения. – М.: Росагропромиздат, 1990.

  5. Дворянинова К.Ф. Декоративные комнатные растения. – Кишенев: Картя Молдовеняскэ, 1982.

  6. Комарова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Издательство МГУ, 1989.

  7. Трайтак Д.И. основы сельского хозяйства. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5-7 классов сельской школы. – М.: Мнемозина, 1998.

  8. Хейссайон Д.Г. все о комнатных растениях. Карманное издание. – издательство Кладезь-Букс, м., 2006.

Интернет ресурсы

  1. Все о комнатных растениях на flowersweb.info. http://www.flowersweb.info

  2. Мир растений. http://www.liveinternet.ru/users/viktotr/post183712552/

  3. Список комнатных растений. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. Цветы в вашем доме. http://flowers-grand.ru. «Seo-grand.ru», Ярославль, 2010-2015.

  5. Фото комнатных растений. http://www.florets.ru/fotogalereya/foto-komn-rastenii.html

  6. Энциклопедия декоративных красивоцветущих комнатных растений. http://www.florets.ru/komnatnye-rasteniya/

  7. Энциклопедия комнатных растений. http://greendom.net/catalog-plant.html

multiurok.ru

Программа факультативных занятий для учащихся 7 класса

Учебные программы факультативных занятий по биологии

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования

Мир культурных растений

Учебная программа

факультативных занятий

для учащихся 7 класса

общеобразовательных учреждений

Минск 2010

Автор-составитель: Е. В. Борщевская – методист управления научно-методического сопровождения образовательного процесса Национального института образования.

Основной целью факультативных занятий «Мир культурных растений» является привитие учащимся интереса к жизни растений, бережному отношению к природе, расширение представлений о значении культурных растений для человека. В содержании программы рассматриваются вопросы, связанные с агротехникой культурных растений, их использованием в озеленении.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативных занятий «Мир культурных растений» познакомит учащихся с отдельными, наиболее интересными, занимательными, удивительными явлениями и фактами из жизни культурных растений. Учащиеся узнают о роли воды, света и температуры в жизни растений, способах выращивания культурных растений, значении сельскохозяйственных растений, проблемах, возникающих в результате загрязнения окружающей среды.

Главной отличительной особенностью данной программы является возможность в процессе её изучения показать учащимся практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур. Практическое преподавание осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы.

Целью факультативных занятий является расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями по выращиванию культурных растений и формирование у учащихся познавательной, трудовой, эстетической и экологической культуры.

Задачи:

– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях выращивания культурных растений;

– формирование ценностного отношения к природе, к труду, связанному с выращиванием растений;

– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;

– обеспечить усвоение учащимися основных положений о строении, жизненных функциях, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира;

– формирование практических и теоретических навыков у учащихся;

– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Эффективность процесса обучения зависит от соответствующих форм и методов обучения. В силу специфики содержания и целей данных факультативных занятий важной формой обучения является экскурсия (в природу, на сельхозугодья и в школьный зимний сад), практические работы, постановка биологических опытов.

Изучение программы факультативных занятий рассчитано на 35 часов (1 час в неделю), из них 1 час – резервное время, 7 практических работ, 6 опытов, 1 экскурсия.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (2 ч)

Многообразие растительного мира. Знакомство с важнейшими культурными растениями – от древних времён до наших дней (полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные). Народнохозяйственное значение и распространение культурных растений. Рациональное использование растительных богатств и их воспроизводство.

Экскурсия

1. Знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами (посещение теплицы, пришкольного учебно-опытного участка, сельскохозяйственных угодий).

Ботаническая характеристика сельскохозяйственных культур (6 ч)

Разнообразие сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни.

Органы культурных растений. Корневые системы культурных растений. Корнеплодные культуры. Использование видоизменённых побегов человеком. Цветение и опыление культурных растений. Плоды и семена культурных растений.

Использование человеком различных органов выращиваемых культурных растений.

Практические работы:

1. Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям.

2. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).
Культурные растения и условия, необходимые для их жизни
(7 ч)
Отношение сельскохозяйственных культур к свету. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима. Приёмы улучшения условий освещённости при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.

Отношение культурных растений к воде. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Агротехнические приёмы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.

Отношение культурных растений к различным температурным показателям.
Создание человеком благоприятных условий для произрастания культурных растений. Контролирование человеком условий окружающей среды: холодные парники, теплицы, навесы и тоннели.

Почва и её плодородие. Питательные вещества, получаемые растениями из почвы. Почвенные смеси.

Органические удобрения. Минеральные удобрения – простые и комплексные, различие между ними. Наиболее распространённые удобрения, используемые в сельском хозяйстве. Сроки и способы внесения удобрений в практике растениеводства. Микроудобрения. Значение удобрений.

Практические работы:
3. Выгонка зелёного лука. Влияние основных элементов питания на его рост и развитие.
Занимательные опыты с растениями (6 ч)
Правила проведения опытов. Выбор и подготовка объектов для опытов.
Опыты:
1. Проращивание клубней картофеля на свету и в темноте.
2. Влияние раздражителей на рост и развитие растения.
3. Прорастание семян при различных температурах.
4. Содержание в семенах воды, минеральных и органических веществ.
5. Образование крахмала в листьях на свету.
Способы размножения культурных растений (6 ч)
Семенное размножение сельскохозяйственных растений. Сбор и хранение. Посевные качества семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
Основные способы вегетативного размножения: видоизменёнными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Хозяйственное значение вегетативного размножения культурных растений.
Практические работы:
4. Прививка копулировкой с язычком плодовых деревьев и кустарников.
5. Черенкование комнатных растений.
Опыты:
6. Проращивание семян при различных температурах.
Общие приёмы возделывания сельскохозяйственных культур (6 ч)
Обработка почвы под культуры. Инструменты для обработки почвы.
Предпосевная подготовка семян. Сроки посева. Способы посева и посадки, глубина заделки семян. Приёмы подготовки посадочного материала (клубни, луковицы, корневища, черенки, отводки). Агротехника посева семян.
Общие приёмы ухода за растениями: рыхление междурядий, полив, подкормка, окучивание, прореживание, уничтожение сорняков, обрезка побегов, борьба с вредителями и болезнями.
Практические работы:
6. Подготовка почвы к посеву.
7. Влияние глубины заделки семян на их всхожесть.
Планетарная роль растений (1 ч)
Роль зелёных растений в сохранении и развитии жизни на Земле. Культурные растения как основной источник продуктов питания и сырья для промышленности. Растения и чистота воздуха. Значение зелёных насаждений. Работа учащихся школы по охране растительности, озеленению своего города (села), школьной территории, учебных кабинетов.
Круглый стол «С урожаем круглый год» (1 ч)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения содержания учебной программы факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления:
- о роли культурных растений в жизни человека;
- о рациональном использовании растительных богатств и их воспроизводстве;
- о разнообразии сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни;
- об особенностях строения корневой системы, стеблей, листьев, плодов и семян культурных растений;

- об использовании органов растений человеком;

- об условиях, необходимых для жизни растений: температура, свет, влажность;

- о способах размножения культурных растений;

- о многообразии и уникальности растительного мира.

Учащиеся овладевают следующими способами деятельности:
- объяснять значение культурных растений в жизни человека;
- называть важнейшие сельскохозяйственные культуры;
- ставить биологические опыты по влиянию факторов среды на рост и развитие растений, анализировать полученные данные, делать выводы;
- обосновывать значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян;
- проводить наблюдения кратковременные и длительные за культурными растениями на пришкольном учебно-опытном участке, дома, в кабинете биологии, в живом уголке;
- проводить различные агротехнические приёмы: рыхление почвы, полив, посев, пикировку, окучивание, подкормку, прореживание, уничтожение сорняков, обрезку побегов, борьбу с вредителями и болезнями;
- применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности культурных растений для их выращивания;
- овладевать приёмами возделывания культурных растений;
- составлять рекомендации по выращиванию сельскохозяйственных культур;
- соблюдать правила бережного отношения к растениям.
Список рекомендуемых источников
1. Батурицкая, Н. В. Удивительные опыты с растениями / Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук. – Минск : Нар. асвета, 1991. – 208 с.
2. Мир культурных растений / сост. В. Д. Баранов, Г. В. Устименко. – М. : Мысль, 1994. – 382 с.
3. Митина, Л. П. Агротехника растениеводства: учеб. пособие для уч-ся / Л. П. Митина, Г. А. Замяткин. – М., 1990. – 94 с.
4. Основные понятия науки о растительном покрове http://geobotany.narod.ru/theory1-part2.htm
5. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991. – 205 с.
6. Ракитин, А. Выращивание плодовых и ягодных культур / А. Ракитин. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 336 с.
7. Рейвн, П. Современная ботаника: в 2 т.; пер. с англ. / П. Рейвн, Р. Эверт, С. Айкхорн. – М. : Мир, 1990. – Т. 2. – 344 с.
8. Семёнова, Г. Ю. Технология: Выращивание культурных растений / Г. Ю. Семёнова. – М. : Вентана-Граф, 2006. – 176 с.
9. Смирнова, А. В. Мир растений. Рассказы о культурных растениях / А. В. Смиронова. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 303 с.
10. Цветкова, И. В. Экологический светофор: метод. пособие для учителей / И. В. Цветкова. – М. : Изд. дом «НООСФЕРА», 2001. – 64 с.
11. Черныш, И. В. Удивительные растения / И. В.Черныш – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 320 с.

lib5.podelise.ru