Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений». Двудольные растения семейства


Основные семейства двудольных

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Все цветковые принадлежат к отделу Magnoliophyta. В отделе Magnoliophyta выделяют два класса - Magnoliopsida (Dicotyledones) или двудольные и Liliopsida (Monocotyledones) - однодольные.

Основные отличия представителей класса двудольных от однодольных.

  Двудольные (Magnoliopsida) Однодольные (Liliopsida)
Зародыш с двумя семядолями Зародыш с одной семядолей
Тип корневой системы большей частью стержневой Тип корневой системы мочковатый
Проводящие пучки открытого типа (с камбием) образуют в стебле одно непрерывное или прерывистое кольцо Проводящие пучки закрытого типа (пучковый камбий отсутствует), располагаются в несколько правильных или неправильных кругов.
Древесные формы и травы Главным образом травы, древесные только вторичного происхождения
Листья обычно с перистым и пальчатым жилкованием Листья с параллельным или дуговидным жилкованием
Цветки большей частью 5тичленные, реже 4хчленные или с неопределенным количеством членов Цветки обычно 3хчленные
Примеры Сложноцветные, лютиковые, розоцветные, бобовые, крестоцветные Лилейные, орхидные, луковые, злаки, осоки

Основные семейства класса двудольных

Согласно А.Л. Тахтаджану, класс двудольных включает 8 подклассов, состоящих из 429 семейств, около 10 тыс. родов и не менее 190 тыс. видов.

СЕМЕЙСТВО КРЕСТОЦВЕТНЫЕ (BRASSICACEAE)

380 родов и более 3200 видов. Семейство практически космополитное, но наиболее широко представлено в теплоумеренном поясе Евразии.

Это, в основном, однолетние, двулетние и многолетние травы, редко кустарнички или невысокие кустарники.

Признаки семейства:

  • Листья очередные, простые, без прилистников
  • Цветки обоеполые, актиноморфные, с двойным четырехчленным околоцветником
  • Соцветие- кисть
  • Чашелистики в 2х кругах
  • Лепестки белые, желтые, сиреневые или фиолетовые
  • Имеются нектарники у основания андроцея
  • Тычинок 6 или 4 с длинными нитями, 2 - с более короткими
  • Гинецей из двух плодолистиков
  • Плод - стручок или стручочек

Представители:

Род капуста (Brassica) - простые однолетник и двулетние растения с простыми перисто-лопастными или рассеченными листьями и желтыми цветками. Стручки длинные, с носиками. Большинство видов капусты введены в культуру. Наиболее широко распространена дикий вид - капуста полевая (Brassica campestris). Капуста огородная (B. oleracea) - в нашей кухне овощ. Кроме того, к роду относятся такие известные овощные культуры как репа (B. rapa), брюква (B. napus) и горчица сарептская (B. juncea).

Род Raphanus представлен таким видом как редис и редька (R. sativus).

Среди других полезных крестоцветных можно назвать хрен (Armoracia rusticana), горчица черная и белая (Sinapis nigra, S. alba), кресс-салат (Lepidium sativum).

Кроме того, в семействе много декоративных красивоцветущих видов - левкои (Matthiola incana), ночная фиалка (Hesperis matronalis), алиссум (Alissum).

Отличаются крестоцветные и большим количеством злостных сорняков - пастушья сумка (Capsella bursa-pastoris), сурепка обыкновенная (Barbarea vulgaris), клоповник (Lepidium), ярутка полевая (Thlaspi arvense) и др.

ПОДКЛАСС РОЗОЦВЕТНЫЕ (ROSIDAE)

Наиболее крупный подкласс покрытосеменных растений - включает в себя 40 порядков, 160 семейств, почти 2800 родов и более 55000 видов. Это один из центральных стволов развития двудольных.

СЕМЕЙСТВО РОЗОЦВЕТНЫЕ (ROSACEAE)

100 родов и более 3000 видов. Распространены розоцветные практически по всему Земному шару с преобладанием в субтропических и умеренных областях Северного полушария.

Это деревья, кустарники и многолетние травы.

Признаки семейства:

  • Листья очередные, реже супротивные
  • Цветки б. ч. обоеполые, актиноморфные, одиночный или в разнообразных соцветиях
  • Околоцветник обычно двойной, 5ти- членный (реже 3-4- или многочленный )
  • Лепестков 5, свободных
  • Тычинки многочисленные, реже в числе 10 или 5
  • Гинецей апокарпный или синкарпный
  • Завязь верхняя или нижняя
  • Свойственно образование гипантия (результат срастания тканей разросшегося цветоложа с основаниями чашелистиков, лепестков и тычинок)
  • Плод - многолистовка, коробочка, ягода или костянка

Подсемейство яблоневые (Maloideae)

Деревья или кустарники с простыми, лопастными или непарноперистыми листьями. Гинецей из 5 плодолистиков, синкарпный. Плод - яблоко.

Главные роды: яблоня (Malus), груша (Pyrus), рябина (Sorbus), боярышник (Crataegus), кизильник (Cotoneaster).

Подсемейство розовые (Rosoideae)

Кустарники и травы с простыми, б.ч. раздельными, реже сложными листьями. Гинецей апокарпный. Плоды - многоорешки, отдельные плодики которых расположены на сочном выпуклом цветоложе (как у земляники) или находятся внутри гипантия (шиповник). У некоторых розовых (лапчатка, манжетка) плоды - сухие орешки. У малины, ежевики и морошки - сочные костянки.

Представители:

Земляника (Fragaria) с двумя главными видами - F. vesca -земляника и F. viridis - клубника.

Род Rubus, к которому относятся малина (R. idaeus), ежевика (R. caesius), княженика (R. arcticus).

А также роды - роза (Rosa), лапчатка (Potentilla), гравитлат (Geum), кровохлебка (Sanguisorba).

Подсемейство сливовые (Prunoideae)

Деревья и кустарники с цельными листьями. Гинецей из 1 плодолистика. Плод - сочная или сухая однокостянка.

Главные роды: слива (Prunus), вишня (Cerasus), черемуха (Padus), абрикос (Armeniaca), персик (Persica).

СЕМЕЙСТВО БОБОВЫЕ (FABACEAE)

650 родов и более 18000 видов. Третье по объему семейство после орхидных и сложноцветных. Распространены практически везде и представлены огромным разнообразием жизненных форм- от гигантских деревьев и лиан тропического леса до крошечных пустынных эфемеров. Семейство отличается широкой экологией своих представителей - бобовые можно встретить и в высокогорьях, и на Крайнем Севере и в безводных пустынях. Акации с плоскими кронами создают неповторимый пейзаж саванн.

Признаки семейства:

  • Листья пальчато- или перистосложные, очередные
  • Цветки зигоморфные, обоеполые, пятичленные.
  • Лепестков пять. Цветки состоят из "флага" - верхний лепесток, "крыльев" - два боковых лепестка и "лодочки" - два нижних сросшихся лепестка.
  • Чашечка из 5 сросшихся чашелистиков
  • Тычинок - десять: из них 9 срастаются в трубку, а одна - свободная
  • Гинецей из 1 плодолистика
  • Плод - боб

Основные роды: карагана (Caragana), люцерна (Medicago), клевер (Trifolium), астрагал (Astragalus), остролодочник (Oxytropis), солодка (Glycyrrhiza), горошек (Vicia).

Среди бобовых много пищевых культур мирового значения - соя (Glycine max), фасоль (Phaseolus vulgaris), маш (Vigna radiata), горох (Pisum sativum), чечевица (Lens culinaris) и др.

 

ПОДКЛАСС АСТЕРИДЫ (ASTERIDAE)

Один из самых крупных подклассов цветковых растений.

СЕМЕЙСТВО СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ (ASTERACEAE)

Одно из крупнейших семейств. Занимает второе место после орхидных по количеству видов во флоре Земного шара.

25 000 видов из 1300 родов. Большинство сложноцветных - однолетние и многолетние травы, а также полукустарники и полукустарнички, кустарники, лианы, суккуленты и невысокие деревья.

Признаки семейства:

  • Листья простые, без прилистников, цельные и рассеченные, иногда сложные
  • Цветки всегда в соцветиях - корзинках. Корзинки могут быть собраны в более сложные соцветия - сложный щиток, метелка и др.
  • На нижней стороне корзинки располагаются верхушечные листья, которые образуют обертку
  • Цветки чаще всего обоеполые, но иногда, вследствие недоразвития андроцея или гинецея, однополые. Если нет ни андроцея, ни гинецея, то цветки называют бесполыми
  • Цветки сидячие, актиноморфные или зигоморфные, пятичленные, с двойным околоцветником
  • Андроцей из пяти тычинок
  • Гинецей из двух плодолистиков
  • Чашечка состоит из 5 пленчатых чашелистиков, которые могут быть видоизменены в прицепки, щетинки или волоски, образующие хохолок, при плодах разрастающийся в летучку.
  • Завязь нижняя
  • Плод- семянка

По характеру симметрии и срастания лепестков, наличию или отсутствию андроцея и гинецея различают пять типов цветков:

  1. Трубчатые - с длинной трубкой, коротким пятизубчатым отгибом. Цветки обоеполые, актиноморфные.
  2. Язычковые - с короткой трубкой и пластинчатым пятизубчатым отгибом. Цветки обоеполые, зигоморфные
  3. Воронковидные - с длинной изогнутой трубкой и большим числом зубцов. Цветки бесполые, зигоморфные.
  4. Двугубые - с длинной трубкой, от которой отходит две губы. Цветки обоеполые или однополые, зигоморфные.
  5. Ложноязычковые - производные двугубых путем укорачивания трубки и редукции верхней губы. Чаще пестичные, реже бесполые. Ложный язычок образован тремя лепестками. Зигоморфные.

Сложноцветные обильно представлены во флоре нашей страны. Среди них встречаются злостные сорняки (одуванчик, осот), декоративные красивоцветущие растения (хризантема, садовая астра, георгин, бархатцы, рудбекия), пищевые (подсолнечник, артишок, латук-салат, цикорий, топинамбур), технические (сафлор красильный, кок-сагыз, тау-сагыз) и лекарственные (ромашка аптечная, полынь горькая, мать-и-мачеха, пижма обыкновенная, череда трехраздельная) виды.

mykonspekts.ru

К двудольным растениям относится 200 тысяч видов покрытосеменных

Наш мир украшает великое множество растений. Благодаря им мы дышим свежим воздухом, любуемся красотой трав и цветов, употребляем их при лечении многих заболеваний, используем травы для корма животных и вообще не представляем своей планеты без зелёного наряда. Без них жизнь на Земле станет невозможной.

Статья расскажет о растениях, которые относятся к двудольным, их морфологических признаках, о цветковых, сельскохозяйственных и сорных культурах.

Содержание:

  1. Какие растения называются двудольными, морфологические признаки
  2. Цветковые, которые принадлежат к двудольным
  3. Сельскохозяйственные культуры
  4. Двудольные сорные растения

Какие растения называются двудольными

На нашей планете произрастает более 350-ти тысяч видов покрытосеменных. Они делятся на однодольные и двудольные.

К двудольным растениям относится фасоль. На ее примере легко познакомиться с особенностями строения семени класса двудольных. При прорастании семени оно делится точно пополам.  Это все видели при изучении строения и проращивании фасоли на уроках в школе.

Морфологические признаки:

  • При проращивании зерно делится точно пополам.
  • Сетчатое жилкование листвы.
  • Стержневая корневая система.
  • Лист сильно рассечён.
  • Стебель зачастую одревесневающий.  Это связано с расположением камбия между ксилемой и флоэмой.
  • Число частей цветка обычно кратно четырём или пяти.

Как и всегда, имеются иногда исключения из правил.  Главным признаком всё же остаётся способность семени делиться на две доли.  Именно за это им дали такое наименование.

К классу двудольных относятся: бобовые(мотыльковые), розоцветные, крестоцветные, сложноцветные, паслёновые, вместе с ними и растения семейств: портулаковых, миртовых, толстянковых, бегониевых, ивовых, виноградных, ореховых, зонтичных, берёзовых, лавровых, тыквенных.

К двудольным растениям так же относятся крапива, болиголов, белладонна. Они ядовиты, хоть и нередко используются в народной медицине.

На ряду с уже перечисленными растениями к двудольным относятся календула, тмин, укроп.

Цветковые, которые принадлежат к двудольным

Самой обширной группой цветковых считаются двудольные. В ней насчитывается практически 175 000 видов или почти 360 семейств. Это почти в три раза превышает численность однодольных.

Зелёные представители двудольных, отличаются разнообразием строения органов размножения, что делает затруднительным выявление настоящих родственных отношений между семействами и порядками. До настоящего времени не ясно, где впервые появились двудольные и кто был их настоящим предком.

Большинство учёных придерживаются гипотезы, что многоплодниковые, относящиеся к порядкам лютикоцветных, магнолиецветных считаются самой древней группой, ставшей прародительницей покрытосеменных.

Особо хочется остановиться на группе цветковых, относящихся к двудольным. К ней причисляют георгины, бархатцы, ромашки, маргаритки, астры, петуния.  Эти растения с ранней весны до поздней осени украшают цветники, парки и скверы.

Семейство Розоцветные

Многие древесные формы входят в состав Розоцветных.  В этот список внесли айву, акацию, сакуру, инжир, абрикос, вишню, иргу, малину, миндаль, сливу, рябину, розу, черешню, яблоню.

Семейство Бобовые

К двудольным растениям относятся: фасоль, люпин, акация, горох, клевер, арахис, соя.  Семейство Бобовых насчитывает почти 17 000 видов. Некоторые из них используются человеком с незапамятных времён. Все Бобовые образуют во время роста азотосодержащие клубеньки, и это способствует естественному обогащению почвы.

Семейство Паслёновые

А вот на семействе Паслёновых следует остановиться подробнее. Почти все огородные культуры относят к двудольным. Картофель, перец, баклажан, помидоры прибыли к нам из Америки.

Семейство Сложноцветные

Это семейство считается самым многочисленным. В нём почти 20 тысяч видов. Отличительная особенность заключается в том, что их маленькие цветочки собраны в соцветия, которые принято называть корзинки. Многие медоносы и лекарственные травы принадлежат к классу сложноцветных.

Семейство Крестоцветные

Множество травянистых представителей флоры, растущих в зоне с умеренным климатом, принадлежат к семейству Крестоцветных.  Их насчитывается чуть больше 3000 видов. Яркие представители семейства: горчица, редька, пастушья сумка, капуста, хрен, рапс. Среди них множество полезных, но и не мало сорных культур.

Сельскохозяйственные культуры

Среди этих культур очень многие принадлежат к семейству двудольных: подсолнечник, горох, люцерна, клевер. Польза их неоспорима. Они используются с целью производства продуктов питания и на корм животным.

Подсолнечник

Яркий представитель семейства сложноцветных, насчитывает почти 100 разновидностей. Среди них есть как однолетники, так и многолетники. Сорта подсолнечника, выведенные с повышенным содержанием масла, имеют наибольшее хозяйственное значение.

Картофель

Относится к семейству паслёновых. Данная культура выращивается для использования в технических нуждах, для кормления животных и для использования в пищу.

Капуста

Относится к семейству крестоцветных. Содержит соли кальция и витамины. Двулетнее растение, которое любит влагу и способно перенести незначительные понижения температуры. Культивировать её стали в Средиземноморье свыше 4 тысяч лет назад. Даже Пифагор занимался её селекцией.

Сахарная свекла

Принадлежит к роду Свекла, семье Лобода. Двухлетнее растение. В первый год, после посева образует корнеплод, а на второй год появляются цветоносы. Опыление происходит с помощью ветра.

Двудольные сорные растения

Среди двудольных растений встречаются сорные и ядовитые: амброзия, одуванчик, болиголов, белладонна, вех ядовитый, борщевик, синеголовник, сныть. Амброзия не только засоряет поля и огороды, но и отравляет воздух своей пыльцой.

Она вызывает аллергию и приступы астмы, поэтому с нею проводится организованная борьба. Растения вырывают, опрыскивают ядохимикатами, скашивают и сжигают.

Амброзия очень живуча и справиться с нею очень нелегко.

Еще больше информации о двудольных растениях можно получить просмотрев видео:

ogorodsadovod.com

Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений»

Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений». 7 класс.

Цель: изучение характерных особенностей двудольных растений, их многообразие.

Задачи:

  • Продолжать формирование представлений о многообразии цветковых растений;
  • Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств розоцветных, паслёновых, крестоцветных;
  • Научить составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растения, работать с гербарием;
  • Формировать навык выполнения биологического рисунка;
  • Развивать, используя материалы урока, эстетическую культуру у учащихся и любовь к живой природе.
Оборудование: живые и гербарные экземпляры растений семейств розоцветных, паслёновых, крестоцветных; таблицы, рисунки с изображением семейств розоцветных, паслёновых, крестоцветных; учебники, рабочие тетради.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационные моменты
Сообщение темы, задач урока.
  1. Актуализация опорных знаний.
    • Выполнение задания из рубрики «Подумайте» - учебник стр. 87.
Вопрос: Какие особенности внешнего вида и строения покрытосеменных позволили им занять господствующее положение среди растений, населяющих нашу планету?

Для покрытосеменных характерно наличие цветков и семян, заключённых в плод. Семяпочка защищена завязью.

  • Беседа на вопросы из рубрики «Проверьте свои знания»
  1. На какие классы делится отдел покрытосеменных растений?
Отдел покрытосеменные растения делится на два класса - однодольные и двудольные.
  1. Какие признаки характерны для однодольных и двудольных растений?
Признаки однодольных растений:
  • Зародыш состоит из одной семядоли.
  • Листья простые, безчерешковые. Жилкование дуговое или параллельное.
  • Корневая система мочковатая.
  • Число частей цветка обычно кратно 3.
  • Стебель не имеет камбия.
Признаки двудольных растений:
  • Зародыш состоит из двух семядолей;
  • Листья простые и сложные. Жилкование сетчатое. Обычно черешок выражен.
  • Обычно корневая система стержневая.
  • Число частей цветка обычно кратно 4 или 5.
  • Имеется камбий.
  1. Изучение нового материала.
  1. Рассказ учителя с элементами беседы.
Сегодня мы приступаем к изучению семейств класса двудольные. Вспомните, какой из классов более многочисленный? (Дети отвечают.) – Более многочисленным является класс двудольные. Сколоко примерно видов растений и какого количества семейств относится к этому классу? (Дети отвечают). К классу двудольные относится примерно 200 тысяч видов растений почти 300 семейств. Какие семейства относятся к классу двудольные? (Дети отвечают). К классу двудольные относятся семействап крестоцветные, розоцветные, паслёновые, сложноцветные, бобовые, а так же многие другие семейства.
    • Изучение семейств класса двудольные мы начнём с изучения семейства крестоцветные. Все растения этого семейства имеют ряд отличительных признаков: сходность строения цветков, плодов, листьев, корневых систем, по которым их и выделяют в отдельное семейство. (В процессе рассказа учитель демонстрирует схемы, таблицы, модели, гербарии.)
    К семейству крестоцветные относятся около 3200 видов растений, принадлежащих к 350 родам. Распространены крестоцветные преимущественно в умеренных широтах северного полушария.

    В тропиках крестоцветные представлены единичными родами в основном на территории некоторых горных областей, где их можно встретить на высотах до 4,5 тысяч метров. Но отдельные представители крестоцветных встречаются в степях, пустынях, и полупустынях. В целом растения этого семейства неприхотливы по отношению к почве, влаге и другим условиям.

    Семейство крестоцветные представлено однолетними, двулетними и многолетними преимущественно травянистыми растениями, редко полукустарниками и кустарниками.

    Цветки растений семейства крестоцветные имеют достаточно простое строение. Цветки правильные, с двойным околоцветником. Чашечка состоит из 4-х чашелистиков, а венчик из 4-х лепестков, расположенных крестообразно, один на против другого. Цветки обоеполые, тычинок - 6, пестик—1.Составления формулы цветка.( Детям даётся 1-2 мин. На выполнения этого задания, после чего один из учеников пишет формулу цветка на доске. Класс проверяет и исправляет ошибки.)Формула цветка семейства крестоцветные – Ч4Л4Т4+2П1. Часто цветки собраны в соцветие кисть.

    Опыление часто происходит с помощью насекомых, встречается ветроопыление и редко самоопыление.

    Плод крестоцветных – стручок или стручочек. Двухгнездовый плод с перегородкой в центре. Семена расположены на перегородке. Дети зарисовывают плод в тетрадь.

    Листья этого семейства обычно собраны в прикорневые розетки или имеют очередное расположение на стебле.

    Корневая система стержневая с чётко различимым главным корнем. Многие виды образуют корнеплоды.

    К данному семейству относятся такие растения, как капуста, редька, брюква, репа, пастушья сумка, желтушник левкойный, ярутка полевая и многие другие растения. (Дети записывают растения в тетрадь.)

      • Физкультминутка. (Приложение№1).
      • Следующее семейство с которым мы познакомимся - это семейство паслёновые. Оно насчитывает около 2 тысяч видов. Большинство из них - травянистые растения, но встречаются полукустарники и кустарники. Цветки собраны в соцветия – кисть. Околоцветник двойной, чашечка сростнолистная из 5 чашелистников, венчик сростнолепестный из 5 лепестков, тычинок- 5, пестик -1. Много среди паслёновых интересных растений. В поисках пищи человек издавна искал съедобные коренья и клубни пол землёй. Достигнув плоскогорий, лежащих между горными цепями Анд, предки американских индейцев нашли здесь клубни дикого картофеля. Эти клубни, богатые крахмалом, были ценной находкой для человека. Сначала человек открыл, что клубни дикого картофеля съедобны. Здесь он увидел, что у некоторых видов картофеля клубни могут достигать значительной величины. Колыбелью культуры картофеля считаются плоскогорья Перу и Боливии. А вот как картофель попал в России, он нам сам об этом расскажет. (Выступления учеников.)
      Картофель. Картофель в качестве подарка папе римскому попал в Италии, где и получил своё название от слова «тартуффоли», так итальянцы называют грибы трюфели, напоминающие формой подземные плоды. Французская королева благосклонно отнеслась к картофелю и включила его цветок в свой туалет, и тут же вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения.

      Король Людовик Шестнадцатый пропагандировал картофель так. Он велел на королевском поле возле Парижа засадить целое поле картофелем и охранять его, назначив штраф за кражу. Страже велел не замечать воров. А запретный плод, как, известно сладок. Тут же появились воры. После созревания картофеля на поле не осталось клубней. Картофель был известен жителям Дальнего востока гораздо раньше, чем появился в европейской части России.

      Моё появление связано с именем Петра Первого, который прислал из Роттердама мешок картофеля своему приближенному графу Б. Л. Шереметеву и приказал разослать клубни, начальникам областей, вменяя им в обязанность приглашать население заняться разведением картофеля. Но этот приказ о разведении какого-то неизвестного овоща не встретил сочувствия, и картофель распространился среди очень ограниченного круга лиц. При Екатерине Второй правительство, убедившись, что наши климатические условия благоприятствуют разведению картофеля, приняло ряд мер к распространению этого растения повсеместно.

      Непосредственным поводом к этому послужил вопрос об изыскании средств помощи голодавшему крестьянскому населению. В рапорте Сенату высказывалось, что лучший способ предотвращения бедствия состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называют «потетес». Коллегии было поручено, тогда же распорядиться, отправкой во все губернии земляных яблок на расплод. Но внедрение картофеля не происходило гладко. Народ противился разведению нового овоща, считая его плод запрещённым и называя «чертовым яблоком». Кое - где стихийно возникали так называемые картофельные бунты. Тогда стали выдавать премии за посев картофеля и с трудом добились признания этой культуры.

      Учитель. Ну вот, а сейчас картофель называют на Руси вторым хлебом. Немало интересного можно узнать и о красном перце. Он ведь тоже из семейства паслёновых.

      Индеец (ученик). У реки Ориноко (Южная Америка) в 1532 г. собралось большое войско испанцев – завоевателей Нового Света. Они приготовились дать индейцам решительное сражение. Индейские воины со стрелами и копьями стояли невдалеке, и, казалось, ждали атаки бледнолицых. Но вдруг бронзовые люди с перьями на голове выстроились и, против обыкновения, молча двинулись на испанские полки.

      Впереди медленно движущего извилистого фронта шли два индейца с большими сковородами в руках. На сковородах горели раскалённые угли. Время от времени индейцы брали из мешков, висящих сбоку, пригоршни какого-то порошка и сыпали на горящие угли. Кверху взвивался густой дым.

      - Заклинания от злых духов, - смеялись испанцы, - не помогут против нашего оружия. В атаку! На краснокожих дикарей!

      Команда дана – и с алебардами наперевес испанцы бросились навстречу индейцам. Но в сторону испанцев дул ветер и нёс на них едкий дым со сковород индейцев. Испанцы вдруг стали чихать и кашлять, слезы застилали им глаза. Они терли глаза руками. Стройные ряды войска бледнолицых стали беспорядочными. И в этот момент на их Гловы обрушились томагавки индейцев. Индейцы применили удушливые газы. Они высыпали на сковороды молотый красный перец. Пары перца, не известного тогда европейцам растения, наводили ужас на войска завоевателей Америки.

      Известны перец черный и красный – два разных растений с двух разных материков. Черный перец принадлежит к семейству перцовых. Его родина – Восточная Индия. Красный перец принадлежит к семейству паслёновых. Его родина – Южная Америка. В плодах красного перца содержится едкое, острое вещество капспицин, раздражающее слизистые оболочки рта, горла и носа.

      Учитель. Есть среди паслёновых и дикорастущие растения. Некоторые из них пользуются дурной славой.

      Лекарь (ученик). Ничего и не дурной. Эти растения не ядовитее прочих паслёновых, и даже пользу приносят.

      ^ . Её часто можно встретить где-нибудь на краю деревни, рядом со свалкой или кучей мусора. Она образует огромное количество семян (до1млн.), которые даже в малоблагоприятных условиях долго сохраняет свежесть. Белена выделяет яд – атропин, который назван так по имени древнегреческой богини судьбы – Атропы. Атропин – очень сильный яд, если своевременно не оказать помощь, то человек может умереть. Но в очень маленьких дозах атропин – ценное лекарство от многих болезней.

      ^ . Этот растение – родственник белены, оно вызывает такое же сильное отравление. Все части растения, и особенно плоды, содержат ядовитые вещества, которые в небольших дозах используют для приготовления лекарственных препаратов.

      Учитель. Вот видите, сколько интересного можно узнать о растениях этого семейства.

      Учащиеся записывают опорный конспект в тетрадь. Опорных конспект записан учителем на доске).

      2 тыс.

      Паслёновые

      Ч5Л5Т5П1

      Ягода, коробочка

      Картофель, перец, томат,

      Белена, паслён.

      Учитель. А сейчас давайте попробуем отгадать несколько загадок о растения этого семейства.

        1. Ягода – красна,
        Ягода – вкусна.

        Режь да соли!

        Ешь да хвали!

        (Томат.)

          1. Помидору брат,
          А кумачу не рад:

          Он в лиловой рос одежке,

          Не краснеет даже в лежке.

          (Баклажан.)

            • Следующее изучаемое семейство розоцветные.
            Рассказ учителя об общей характеристике семейства розоцветных, с демонстрацией гербарных экземпляров и комнатных растений.

            Почти у всех розоцветных правильные обоеполые цветки. Только у немногих видов однополые. Цветки розоцветных часто довольно крупные, поэтому многие растения этого семейства имеют большую декоративную ценность. Чашечка у розоцветных образована 5, реже 4 свободными чашелистиками. У некоторых видов чашечка имеет подчашие, которое образуют прирастающие к чашечке разросшиеся прицветники.

            Свободные лепестки венчика в числе5 или4 прикрепляются, как и тычинки (их бывает от 1-4 до множества), к внутреннему краю вогнутой или бокальчатой нижней части цветка, цветочной трубке.

            Розоцветные отличаются большим разнообразием плодов. Они относятся к группам листовок, многокостянок, многоорешков, костянок, яблок, многолистовок. Так, у земляники плоды – многорешки, называемые земляничными.

            В семейство розоцветных входит свыше 3000 видов, распространенных почти по всему земному шару, но наибольшее их видовое разнообразие отмечается в странах умеренного климата Северного полушария.

            Учащиеся записывают опорный конспект (конспект на доске).

            Розоцветные 3 тыс.

            Травы, деревья, кустарники

            Ч5Л5Т1или много

            Многоорешек, костянка, многокостянка

            Шиповник, черёмуха, яблоня, гравилат, манжетка

            1. Закрепление изученного материала.
            Кроссворд «Розоцветные» (Приложение№2).
            1. Выводы. Итог урока.
            2. Задание на дом.
            Изучить материал о двудольных растениях, учебник стр. 83, повторить текст стр. 76-79. Подготовить сообщения, выполнить рисунки.

            dopoln.ru

            Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений»

            Урок на тему «Класс Двудольные растения. Семейства двудольных растений». 7 класс.

            Цель: изучение характерных особенностей двудольных растений, их многообразие.

            Задачи:

            • Продолжать формирование представлений о многообразии цветковых растений;
            • Познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейств розоцветных, паслёновых, крестоцветных;
            • Научить составлять морфологическое описание растений, давать систематическую характеристику растения, работать с гербарием;
            • Формировать навык выполнения биологического рисунка;
            • Развивать, используя материалы урока, эстетическую культуру у учащихся и любовь к живой природе.
            Оборудование: живые и гербарные экземпляры растений семейств розоцветных, паслёновых, крестоцветных; таблицы, рисунки с изображением семейств розоцветных, паслёновых, крестоцветных; учебники, рабочие тетради.

            Тип урока: комбинированный.

            Ход урока

            1. Организационные моменты
            Сообщение темы, задач урока.
            1. Актуализация опорных знаний.
              • Выполнение задания из рубрики «Подумайте» - учебник стр. 87.
            Вопрос: Какие особенности внешнего вида и строения покрытосеменных позволили им занять господствующее положение среди растений, населяющих нашу планету?

            Для покрытосеменных характерно наличие цветков и семян, заключённых в плод. Семяпочка защищена завязью.

            • Беседа на вопросы из рубрики «Проверьте свои знания»
            1. На какие классы делится отдел покрытосеменных растений?
            Отдел покрытосеменные растения делится на два класса - однодольные и двудольные.
            1. Какие признаки характерны для однодольных и двудольных растений?
            Признаки однодольных растений:
            • Зародыш состоит из одной семядоли.
            • Листья простые, безчерешковые. Жилкование дуговое или параллельное.
            • Корневая система мочковатая.
            • Число частей цветка обычно кратно 3.
            • Стебель не имеет камбия.
            Признаки двудольных растений:
            • Зародыш состоит из двух семядолей;
            • Листья простые и сложные. Жилкование сетчатое. Обычно черешок выражен.
            • Обычно корневая система стержневая.
            • Число частей цветка обычно кратно 4 или 5.
            • Имеется камбий.
            1. Изучение нового материала.
            1. Рассказ учителя с элементами беседы.
            Сегодня мы приступаем к изучению семейств класса двудольные. Вспомните, какой из классов более многочисленный? (Дети отвечают.) – Более многочисленным является класс двудольные. Сколоко примерно видов растений и какого количества семейств относится к этому классу? (Дети отвечают). К классу двудольные относится примерно 200 тысяч видов растений почти 300 семейств. Какие семейства относятся к классу двудольные? (Дети отвечают). К классу двудольные относятся семействап крестоцветные, розоцветные, паслёновые, сложноцветные, бобовые, а так же многие другие семейства.
              • Изучение семейств класса двудольные мы начнём с изучения семейства крестоцветные. Все растения этого семейства имеют ряд отличительных признаков: сходность строения цветков, плодов, листьев, корневых систем, по которым их и выделяют в отдельное семейство. (В процессе рассказа учитель демонстрирует схемы, таблицы, модели, гербарии.)
              К семейству крестоцветные относятся около 3200 видов растений, принадлежащих к 350 родам. Распространены крестоцветные преимущественно в умеренных широтах северного полушария.

              В тропиках крестоцветные представлены единичными родами в основном на территории некоторых горных областей, где их можно встретить на высотах до 4,5 тысяч метров. Но отдельные представители крестоцветных встречаются в степях, пустынях, и полупустынях. В целом растения этого семейства неприхотливы по отношению к почве, влаге и другим условиям.

              Семейство крестоцветные представлено однолетними, двулетними и многолетними преимущественно травянистыми растениями, редко полукустарниками и кустарниками.

              Цветки растений семейства крестоцветные имеют достаточно простое строение. Цветки правильные, с двойным околоцветником. Чашечка состоит из 4-х чашелистиков, а венчик из 4-х лепестков, расположенных крестообразно, один на против другого. Цветки обоеполые, тычинок - 6, пестик—1.Составления формулы цветка.( Детям даётся 1-2 мин. На выполнения этого задания, после чего один из учеников пишет формулу цветка на доске. Класс проверяет и исправляет ошибки.)Формула цветка семейства крестоцветные – Ч4Л4Т4+2П1. Часто цветки собраны в соцветие кисть.

              Опыление часто происходит с помощью насекомых, встречается ветроопыление и редко самоопыление.

              Плод крестоцветных – стручок или стручочек. Двухгнездовый плод с перегородкой в центре. Семена расположены на перегородке. Дети зарисовывают плод в тетрадь.

              Листья этого семейства обычно собраны в прикорневые розетки или имеют очередное расположение на стебле.

              Корневая система стержневая с чётко различимым главным корнем. Многие виды образуют корнеплоды.

              К данному семейству относятся такие растения, как капуста, редька, брюква, репа, пастушья сумка, желтушник левкойный, ярутка полевая и многие другие растения. (Дети записывают растения в тетрадь.)

                • Физкультминутка. (Приложение№1).
                • Следующее семейство с которым мы познакомимся - это семейство паслёновые. Оно насчитывает около 2 тысяч видов. Большинство из них - травянистые растения, но встречаются полукустарники и кустарники. Цветки собраны в соцветия – кисть. Околоцветник двойной, чашечка сростнолистная из 5 чашелистников, венчик сростнолепестный из 5 лепестков, тычинок- 5, пестик -1. Много среди паслёновых интересных растений. В поисках пищи человек издавна искал съедобные коренья и клубни пол землёй. Достигнув плоскогорий, лежащих между горными цепями Анд, предки американских индейцев нашли здесь клубни дикого картофеля. Эти клубни, богатые крахмалом, были ценной находкой для человека. Сначала человек открыл, что клубни дикого картофеля съедобны. Здесь он увидел, что у некоторых видов картофеля клубни могут достигать значительной величины. Колыбелью культуры картофеля считаются плоскогорья Перу и Боливии. А вот как картофель попал в России, он нам сам об этом расскажет. (Выступления учеников.)
                Картофель. Картофель в качестве подарка папе римскому попал в Италии, где и получил своё название от слова «тартуффоли», так итальянцы называют грибы трюфели, напоминающие формой подземные плоды. Французская королева благосклонно отнеслась к картофелю и включила его цветок в свой туалет, и тут же вспыхнул среди знати спрос на цветы нового растения.

                Король Людовик Шестнадцатый пропагандировал картофель так. Он велел на королевском поле возле Парижа засадить целое поле картофелем и охранять его, назначив штраф за кражу. Страже велел не замечать воров. А запретный плод, как, известно сладок. Тут же появились воры. После созревания картофеля на поле не осталось клубней. Картофель был известен жителям Дальнего востока гораздо раньше, чем появился в европейской части России.

                Моё появление связано с именем Петра Первого, который прислал из Роттердама мешок картофеля своему приближенному графу Б. Л. Шереметеву и приказал разослать клубни, начальникам областей, вменяя им в обязанность приглашать население заняться разведением картофеля. Но этот приказ о разведении какого-то неизвестного овоща не встретил сочувствия, и картофель распространился среди очень ограниченного круга лиц. При Екатерине Второй правительство, убедившись, что наши климатические условия благоприятствуют разведению картофеля, приняло ряд мер к распространению этого растения повсеместно.

                Непосредственным поводом к этому послужил вопрос об изыскании средств помощи голодавшему крестьянскому населению. В рапорте Сенату высказывалось, что лучший способ предотвращения бедствия состоит в тех земляных яблоках, кои в Англии называют «потетес». Коллегии было поручено, тогда же распорядиться, отправкой во все губернии земляных яблок на расплод. Но внедрение картофеля не происходило гладко. Народ противился разведению нового овоща, считая его плод запрещённым и называя «чертовым яблоком». Кое - где стихийно возникали так называемые картофельные бунты. Тогда стали выдавать премии за посев картофеля и с трудом добились признания этой культуры.

                Учитель. Ну вот, а сейчас картофель называют на Руси вторым хлебом. Немало интересного можно узнать и о красном перце. Он ведь тоже из семейства паслёновых.

                Индеец (ученик). У реки Ориноко (Южная Америка) в 1532 г. собралось большое войско испанцев – завоевателей Нового Света. Они приготовились дать индейцам решительное сражение. Индейские воины со стрелами и копьями стояли невдалеке, и, казалось, ждали атаки бледнолицых. Но вдруг бронзовые люди с перьями на голове выстроились и, против обыкновения, молча двинулись на испанские полки.

                Впереди медленно движущего извилистого фронта шли два индейца с большими сковородами в руках. На сковородах горели раскалённые угли. Время от времени индейцы брали из мешков, висящих сбоку, пригоршни какого-то порошка и сыпали на горящие угли. Кверху взвивался густой дым.

                - Заклинания от злых духов, - смеялись испанцы, - не помогут против нашего оружия. В атаку! На краснокожих дикарей!

                Команда дана – и с алебардами наперевес испанцы бросились навстречу индейцам. Но в сторону испанцев дул ветер и нёс на них едкий дым со сковород индейцев. Испанцы вдруг стали чихать и кашлять, слезы застилали им глаза. Они терли глаза руками. Стройные ряды войска бледнолицых стали беспорядочными. И в этот момент на их Гловы обрушились томагавки индейцев. Индейцы применили удушливые газы. Они высыпали на сковороды молотый красный перец. Пары перца, не известного тогда европейцам растения, наводили ужас на войска завоевателей Америки.

                Известны перец черный и красный – два разных растений с двух разных материков. Черный перец принадлежит к семейству перцовых. Его родина – Восточная Индия. Красный перец принадлежит к семейству паслёновых. Его родина – Южная Америка. В плодах красного перца содержится едкое, острое вещество капспицин, раздражающее слизистые оболочки рта, горла и носа.

                Учитель. Есть среди паслёновых и дикорастущие растения. Некоторые из них пользуются дурной славой.

                Лекарь (ученик). Ничего и не дурной. Эти растения не ядовитее прочих паслёновых, и даже пользу приносят.

                ^ . Её часто можно встретить где-нибудь на краю деревни, рядом со свалкой или кучей мусора. Она образует огромное количество семян (до1млн.), которые даже в малоблагоприятных условиях долго сохраняет свежесть. Белена выделяет яд – атропин, который назван так по имени древнегреческой богини судьбы – Атропы. Атропин – очень сильный яд, если своевременно не оказать помощь, то человек может умереть. Но в очень маленьких дозах атропин – ценное лекарство от многих болезней.

                ^ . Этот растение – родственник белены, оно вызывает такое же сильное отравление. Все части растения, и особенно плоды, содержат ядовитые вещества, которые в небольших дозах используют для приготовления лекарственных препаратов.

                Учитель. Вот видите, сколько интересного можно узнать о растениях этого семейства.

                Учащиеся записывают опорный конспект в тетрадь. Опорных конспект записан учителем на доске).

                2 тыс.

                Паслёновые

                Ч5Л5Т5П1

                Ягода, коробочка

                Картофель, перец, томат,

                Белена, паслён.

                Учитель. А сейчас давайте попробуем отгадать несколько загадок о растения этого семейства.

                  1. Ягода – красна,
                  Ягода – вкусна.

                  Режь да соли!

                  Ешь да хвали!

                  (Томат.)

                    1. Помидору брат,
                    А кумачу не рад:

                    Он в лиловой рос одежке,

                    Не краснеет даже в лежке.

                    (Баклажан.)

                      • Следующее изучаемое семейство розоцветные.
                      Рассказ учителя об общей характеристике семейства розоцветных, с демонстрацией гербарных экземпляров и комнатных растений.

                      Почти у всех розоцветных правильные обоеполые цветки. Только у немногих видов однополые. Цветки розоцветных часто довольно крупные, поэтому многие растения этого семейства имеют большую декоративную ценность. Чашечка у розоцветных образована 5, реже 4 свободными чашелистиками. У некоторых видов чашечка имеет подчашие, которое образуют прирастающие к чашечке разросшиеся прицветники.

                      Свободные лепестки венчика в числе5 или4 прикрепляются, как и тычинки (их бывает от 1-4 до множества), к внутреннему краю вогнутой или бокальчатой нижней части цветка, цветочной трубке.

                      Розоцветные отличаются большим разнообразием плодов. Они относятся к группам листовок, многокостянок, многоорешков, костянок, яблок, многолистовок. Так, у земляники плоды – многорешки, называемые земляничными.

                      В семейство розоцветных входит свыше 3000 видов, распространенных почти по всему земному шару, но наибольшее их видовое разнообразие отмечается в странах умеренного климата Северного полушария.

                      Учащиеся записывают опорный конспект (конспект на доске).

                      Розоцветные 3 тыс.

                      Травы, деревья, кустарники

                      Ч5Л5Т1или много

                      Многоорешек, костянка, многокостянка

                      Шиповник, черёмуха, яблоня, гравилат, манжетка

                      1. Закрепление изученного материала.
                      Кроссворд «Розоцветные» (Приложение№2).
                      1. Выводы. Итог урока.
                      2. Задание на дом.
                      Изучить материал о двудольных растениях, учебник стр. 83, повторить текст стр. 76-79. Подготовить сообщения, выполнить рисунки.

                      dopoln.ru