Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Тема урока: "Условия для роста растений: солнце, воздух и вода". Что дает солнце растению


Солнце, растения и мы с вами. Как питается растение?



С.74

Вопрос: прочитай рассказ ученого-ботаника и найди ответ на вопрос «как питается растение»?

Ответ: питание растений происходит только на свету. Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Вода в листья поступает по стеблю из корня, а углекислый газ поглощают из воздуха. Почему же для работы кухни требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

Такой процесс ученые называют фотосинтез.

С.76

1. Вопрос: рассмотрите схемы на с.75. Сравните их: в чем сходство и различие процессов дыхания и питания растений.

Ответ: процесс образования питательных веществ растения называется фотосинтезом. Назовем сходства и различия процессов питания и дыхания растений.

- дыхание обеспечивает растение жизненной энергией, а выделенный в результате фотосинтеза кислород и накопленные органические вещества дают возможность существовать на Земле всем организмам.

- дыхание происходит в растениях постоянно, а фотосинтез идет лишь под действием солнечного света.

- в дыхании задействованы все клетки растения, а в фотосинтезе – лишь зеленые.

- при дыхании кислород поглощается, а при фотосинтезе – выделяется.

- в дыхании органические вещества расщепляются, а при фотосинтезе – синтезируются.

3. Вопрос: ответьте на вопросы: какую роль в питании растений играют корень, стебель, листья?

Ответ: через корень происходит всасывание из почвы растворенных в воде минеральных веществ, стебель является проводником этих растворов, а в листьях идет непосредственно сам процесс образования питательных веществ: сахара и крахмала.

Почему так легко дышится в лесу, парке, и других местах, где много зелени?

Ответ: там где много зелени, больше выделяется кислорода в окружающий воздух, поэтому и дышать легче.

Проверь себя:

1. Вопрос: как дышат растения?

Ответ: из воздуха растения поглощают кислород, при этом выделяют в воздух углекислый газ.

2. Вопрос: как питаются растения?

Ответ: из углекислого газа и воды, при солнечном свете, в листьях идет процесс образования сахара и крахмала. Из почвы через корень в растение поступает растворенные в воде минеральные вещества.

3. Вопрос: как связаны между собой Солнце, растения и люди?

Ответ: без солнечного света и тепла растения не могут существовать , т.к. процессы дыхания и питания без солнечной энергии невозможны. Если не будет растений, то у человека будет две неразрешимые проблемы: без растений не будет большого количества продуктов питания и самое главное – исчезнет источник восполнения расходуемого кислорода воздуха. Без растений человеку нечем будет дышать, а без дыхания нет жизни.

4. Вопрос: почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений.

Ответ: растения для животных и человека источник пищи и кислорода, без которых жизнь невозможна.

Заданя для домашней работы:

Задание 1. Составь схему, которая показывает, что дают растения животным и человеку.

Ответ:

Задание 2. Напиши от имени своей семьи благодарственное письмо растениям за вклад в поддержание жизни на Земле.

Ответ: «Уважаемые растения! От всей нашей семьи мы благодарим Вас за то, что Вы даете нам пищу, лечите своими лекарственными травами, радуете красивыми цветами, очищаете воду в реках и озерах, даете возможность дышать чистым воздухом. Спасибо Вам!»

На следующем уроке

С.77.

Вопрос: вспомни, что ты знаешь о взаимосвязи цветов и бабочек. Какие условия нужны для прорастания семян? Как по твоим наблюдениям развивается растение из семени?

Ответ: бабочки питаясь нектаром цветов опыляют цветущее растение, давая ему возможность образовать плод с семенем.

Для прорастания семени нужны воздух, влага и тепло.

Этапы развития растений: семя - зародыш - проросток с корешком - проросток со стебельком и листочками - взрослое растение с цветками - взрослое растение с плодами и семенами.

resheba.me

Влияние активности Солнца на растения

Вопрос о связи урожаев сельскохозяйственных культур с солнечной активностью имеет длинную историю. Известно, что еще в III в. до н. э. Катон Старший, римский писатель, заметил, что цены на рожь зависели от солнечной активности (от «помрачения Солнца»). При высокой солнечной активности урожаи ржи были лучше и поэтому цены на рожь снижались. Во времена Галилея эту проблему обсуждал Батиста Балиани. Он высказал предположение о влиянии солнечных пятен на Землю.

Казалось естественным, что потемневшие участки поверхности Солнца (пятна) излучают меньше солнечной энергии. Поэтому чем больше пятен, тем заметнее охлаждение Земли, которое оказывает влияние на растительный мир. Откуда было знать в то время, что пятна являются источником солнечной энергии, которая переносится к Земле невидимыми потоками заряженных частиц.

Английский астроном Вильям Гершель также интересовался, как количество пятен на Солнце может влиять на развитие растений. Что такое влияние имеется, он не сомневался. Это было в XVIII в., когда существование 11-летнего цикла солнечной активности еще не было установлено. Но было достоверно известно, что количество пятен на Солнце меняется от года к году. Чтобы внести ясность в данный вопрос, Гершель сопоставил собранные им данные о солнечных пятнах почти за двести лет с рыночными ценами на пшеницу. Связь оказалась в принципе очень простой и четкой — цены были тем меньше, чем выше была солнечная активность. При высокой солнечной активности климат становится более влажным, поэтому урожаи пшеницы лучше, а рыночные цены на нее ниже.

Впоследствии этим вопросом занимались многие исследователи. Было установлено, что развитие растений (а значит, и урожаи) тесно связано с уровнем солнечной активности. Конечно, это справедливо не только для ржи и пшеницы. Так, качество вина и урожаи винограда связаны определенным образом с уровнем солнечной активности. Более детальные исследования показали, что связь между солнечной активностью и ростом растений зависит и от местных особенностей климата, как это мы уже видели в случае деревьев и кустарника. Причем солнечная активность влияет на рост растений не только через изменение количества осадков и температуры, но и другим, более окольным путем, — через болезни сельскохозяйственных культур. Если солнечная активность усиливает вредоносность болезней растений, то их рост и урожайность будут от этого страдать.

В разных регионах это влияние солнечной активности на вредоносность болезней растений (например, бурой ржавчины пшеницы) различно. Поэтому будет отличаться и конечный результат, то есть урожайность сельскохозяйственных культур в разных регионах. Но всегда неизменно она выявляет связь с солнечной активностью. Но в одних случаях эта связь положительная, а в других отрицательная. Это и затрудняло решение данного вопроса.

Влияние магнитного поля на растения

О том, что магнитное поле оказывает влияние на рост и формирование растений, можно убедиться очень просто. Все растения на Земле находятся в магнитном поле Земли. Можно убедиться, что растения, которые свободно развиваются, ориентируются в направлении южного магнитного полюса. Другими словами, корни растут преимущественно в этом направлении. Этот эффект зависимости роста растений (или их частей) от магнитного поля был назван магнитотропизмом растений (тропос — направление). Этот эффект у растений изучался очень подробно как в естественных условиях, когда растения развивались в магнитном поле Земли, так и в условиях, созданных искусственно, когда величина и направление магнитного поля, действующего на растения, изменялись. Во всех случаях растения не оставались безучастными к влиянию магнитного поля. Их реакция зависела от направления магнитного поля. В частности, от направления магнитного поля относительно зародышей семян зависят функционально-биохимические свойства растений, развившихся из семян. Так, если ориентировать корешки зародыша пшеницы в направлении южного магнитного полюса, то все растение (и корни и стебли) развивается более эффективно, нежели в случае ориентации корешков зародыша в направлении северного магнитного полюса.

Тип растения определяют и по тому, как развиваются во времени определенные процессы в растении, которые связаны с его функционированием, или, другими словами, по тому, какая ритмика характерна дня этих процессов. Например, лепестки могут располагаться так, что, переходя от одного лепестка к другому, мы будем двигаться по ходу часовой стрелки. Это растение является дисимметричным — «правым» (часовая стрелка движется вправо). Те растения, у которых лепестки расположены в обратном направлении, — являются «левыми» (но, естественно, тоже дисимметричными). Имеется и много других признаков, по которым можно определить, к какому типу относится данное растение. Любопытно, что принадлежность данного растения к определенному типу не является вечной. По истечении определенного времени растения одного типа (например, левые) могут стать растениями другого типа (правами). Представляет интерес не только сам этот факт, но и особенно то, что время такого перерождения равно примерно 11 годам, то есть соответствует длительности цикла солнечной активности! Это не случайно. 11-летний цикл солнечной активности сопровождается таким же по продолжительности циклом магнитной активности, а изменение магнитного поля (в этом проявляется магнитная активность) оказывает влияние на развитие и структуру растений. Влияние магнитного поля (его изменчивости и направления) изучалось очень глубоко многими исследователями. В результате было доказано, что смена дисимметрии цветков у растений действительно следует в строгом соответствии с изменением магнитного поля Земли. Выполненные исследования достоверно доказали, что магнитное поле, вообще, и магнитное поле Земли, в частности, несомненно, влияет на дисимметрию растений. Развитие растения в магнитном поле зависит не только от ориентации магнитного поля относительно самого растения (или его зародыша), но от типа дисимметрии растения. Например, было показано, что если семена растений, относящиеся к левому типу, ориентировать кончиком зародышевого корешка к южному магнитному полюсу Земли, то из них произрастут растения, которые растут более быстро, имеют более высокую ферментативную активность. Содержание хлорофилла в этих растениях больше. В результате всех этих факторов урожайность ориентированных указанным образом растений выше примерно на 13—52%. Чтобы получить такой же качественный эффект для правых растений, их зародыши необходимо ориентировать в противоположном направлении, то есть к северному магнитному полюсу. Разные физиологические процессы в растениях разных типов характеризуются разной зависимостью (как качественно, так и количественно) от магнитного поля.

Связь урожайности и солнечной активности

По данным об урожайности зерновых хлебов в России с 1801 по 1915г. следует, что неурожайные годы чаще совпадают с минимумами солнечной активности. Наибольшие неурожаи приходились на 1810, 1823, 1833 и 1853 гг., которые в точности соответствовали минимумам солнечной активности.

Связь между урожайностью и солнечной активностью осуществляется прежде всего через атмосферную циркуляцию, от которой зависит число осадков и температура. Но, как мы уже видели, связь между солнечной активностью и атмосферной циркуляцией меняет свой характер (знак) примерно каждые 40 лет. В один сорокалетний период увеличение солнечной активности приводит к увеличению температуры воздуха, а в другие, соседние с этими, к уменьшению. Изменяется от периода к периоду и характер осадков. Поэтому естественно, что в разные 40-летние периоды и связь между урожайностью и солнечной активностью будет различной. Это необходимо учитывать как при анализе данных, так и при составлении прогнозов. Здесь очень важно учитывать региональные особенности, поскольку в разных регионах влияние атмосферной циркуляции по-разному влияет на количество осадков, температуру, гидрологический режим и т. д. Так, было показано, что на Европейской территории России большие неурожаи (связанные с сильными засухами) имели место в те годы, когда магнитная активность росла (восходящая ветвь кривой магнитной активности) или же при максимальной магнитной активности.

Анализ данных о засухах за это же время в Казахстане показал, что там сильные засухи имели место только в те периоды, когда солнечная (магнитная) активность уменьшалась, то есть на ветви спада магнитной (и солнечной) активности, а также при спокойном магнитном поле Земли, во время минимальной солнечной активности. Практически все 100% засух в Казахстане за период 1888—1955 гг. приходятся на указанные выше периоды. При максимальной солнечной активности засух в Казахстане в указанный период не было, тогда как на минимумы солнечной активности их приходилось почти половина (43%).

По данным об урожаях в Оренбургской области за 100 лет (1864—1960 гг.) четко прослеживается циклическое изменение урожайности пшеницы. Но эти колебания не следуют в точности изменениям солнечной активности. В начале указанного периода максимальная урожайность приходилась на время минимальной солнечной активности. После этого произошел сдвиг по фазе: наибольшие урожаи пшеницы имели место при максимальной солнечной активности. Такая зависимость наблюдалась в продолжение 30 лет, после чего фазовые отношения изменились. Но цикличность урожаев пшеницы осталась четко выраженной.

Эти результаты очень поучительны. Они свидетельствуют о том. что зависимость урожайности от солнечной активности не следует понимать упрощенно и ждать, что раз увеличилась солнечная активность, то увеличится и урожайность. Чтобы действительно понять, а тем более предсказать связь урожайности с солнечной активностью, надо обязательно учесть все факторы, которые оказывают влияние на рост растений и в свою очередь зависят от солнечной активности. Надо учитывать влияние различных циклов солнечной активности, их сочетания. И само собой разумеется, надо проводить весь этот анализ с учетом местных, региональных, особенностей. Эти особенности проявляются как в атмосферной циркуляции, так и в атмосферных процессах вообще.

Можно выделить прямое и опосредствованное влияние солнечной активности на растения. Типичным примером прямого влияния является фотосинтез. Без солнечного света он невозможен. Солнечный свет является одним из наиболее важных для жизни растений экологических показателей. Он поглощается хлорофиллом и используется при построении первичного органического вещества. Лучистая энергия Солнца действует на клетки растения непосредственно.

Примером опосредствованного влияния является зависимость толщины годичного прироста деревьев от солнечной активности. В данном случае, по мнению учёных, космические факторы изменяют атмосферную циркуляцию (количество осадков и температуру воздуха), что приводит к изменению климата, а эти изменения, в свою очередь, влияют на развитие растений. Мы же видим только конечный результат — толщину годичного кольца данного дерева.

Этой проблемой подробно занимался А. Дуглас. Он стремился выбирать долгоживущие деревья, что дало ему возможность проследить влияние солнечной активности на рост деревьев в течение веков и даже тысячелетий. Первое, на что обратил внимание Дуглас, было то обстоятельство, что на срезах секвойи, имеющих тысячи годичных колец (3200 лет), обычно чередуются годичные кольца быстрого роста (большой толщины) и годичные кольца медленного роста (тонких). Исследования показали, что при минимальной активности Солнца растения развиваются быстрее. Надо иметь в виду, что развитие растения зависит и от типа данного леса, и от температуры во время вегетационного периода, и от увлажнённости леса. Однако, несмотря на все это, во всех изменениях годичных колец различных деревьев выявляется определенная их зависимость от солнечной активности.

Следует еще указать на один фактор, оказывающий влияние на рост растений. Это деятельность микроорганизмов в почве. Их роль в жизни растений огромна, так как они задерживают азот в почве. Азот вносится в почву вместе с удобрениями. Здесь он превращается в молекулярную форму, после чего денитрифицирующие бактерии выводят его быстро из игры и в дальнейшем в развитии растений он не участвует. Было показано, что жизнь (в частности численность) микроорганизмов (аммонифицирующих бактерий) зависит от солнечной активности. Раньше считалось, что микроорганизмы прекращают свою работу с окончанием вегетационного периода. Но оказалось, что это не так. Микроорганизмы в почве способны успешно функционировать даже в сильно промерзшей почве. Причем эффективность их деятельности (размножения) зависит от солнечной активности. Образно говоря, солнечная активность сама удобряет почву. В зависимости от солнечной активности (не от температуры и влажности почвы!) изменяется численность различных микроорганизмов, таких как аммонифицирующие и нитрифицирующие бактерии, аэробные целлюлозоразлагающие бактерии и водоросли, которые используют в своей деятельности нитраты (а не только аммиак почвы).

Так, с ростом солнечной активности с начала 1966 г. численность нитрифицирующих бактерий увеличилась примерно в 10 раз и в последующие годы оставалась очень высокой. Одновременно (одномоментно!) изменилась численность и других указанных выше бактерий. Роль этих процессов в жизни растений можно понять на основании таких данных. Азот вносится в почву с удобрениями, но выносится азот из почвы больше, чем вносится, — получается большой дефицит азота в почве. Ликвидировать его и помогают микроорганизмы, которые фиксируют азот. Поэтому их называют азотфиксирующими организмами. Без учета деятельности этих микроорганизмов невозможно понять процессы, протекающие в почве. Численность микроорганизмов в окультуренной почве огромна. Примерно 5—6 тонн микробных клеток содержится на площади всего в 1 га. Речь идет о пахотном слое.

Влияние солнечной активности на численность микроорганизмов в почве является в определенной мере прямым, непосредственным. Это надо понимать следующим образом. Когда солнечная энергия, переносимая к Земле, вызывает изменения в погодном слое атмосферы, которые в свою очередь окажут влияние на рост растений, то говорят о косвенном, опосредствованном влиянии солнечной активности на жизнь растений. Надо иметь в виду, что сама солнечная энергия по пути от Солнца к погодному слою атмосферы Земли много раз меняет свою форму. Когда солнечное излучение непосредственно влияет на растения, то такое влияние является несомненно прямым.

При подготовке статьи использовалась литература: Дуглас А. Жизнь, вселенная и всё остальное / А. Дуглас. – СПб.: Эксмо, 2002. – 324 с., Ю. В. Мизун, Ю. Г. Мизун «Тайны будущего» М.: Вече, 2000

 

Источник

 

 

vitusltd.ru

Как растения защищаются от солнца

Избыток фотонов включает в клетках растений и зеленых водорослей специальный фотозащитный белок, защищающий их от «солнечных ожогов».

Клетки папоротника с зелеными хлоропластами. (Фото: Carolina Biological Supply Company / Flickr.com.)

Избыток солнечного света вредит растениям так же, как и всем живым организмам, и, чтобы защититься от ожогов, у растений и водорослей есть свой солнцезащитный механизм.

Как мы знаем, солнечную энергию ловит пигмент хлорофилл: свет выбивает электрон из молекулы пигмента, и этот электрон начинает путешествие по сложной цепи молекул-переносчиков.

Перебрасывание электрона с молекулы на молекулу даёт энергию, необходимую для превращения углекислого газа в углеводы (кислород же является побочным продуктом реакции). Однако если на хлорофилл приходит слишком много света, он перевозбуждается и делается опасен: такой хлорофилл генерирует активные формы кислорода, повреждающие биомолекулы и органы клетки – иными словами, начинается окислительный стресс.

Чтобы такого не случилось, в клетках растений и зеленых водорослей есть сложный белковый комплекс LHCSR1 (light-harvesting complex stress-related 1 – светособирающий стрессовый комплекс 1). Его открыли несколько лет назад, и до последнего времени про него известно было только то, что он сидит в мембранах хлоропластов, взаимодействует с хлорофиллом и каротиноидами (которые тоже могут поглощать свет), и что у LHCSR1 уходит совсем немного времени, от нескольких секунд до нескольких минут, чтобы войти в солнцезащитный режим. Но как именно он это делает, удалось узнать только сейчас.

Исследователи из Массачусетского технологического института вместе с коллегами из Веронского университета с помощью специального метода микроскопии сумели понаблюдать за превращениями одного-единственного LHCSR1 в условиях разной освещенности. Как и у всякого белка, у LHCSR1 есть определенная пространственная форма, и полипептидные цепи, образующие белковый комплекс, уложены так, чтобы переключаться между двумя функциональными состояниями.

В статье в Nature Chemistry говорится, что в тени светозащитный комплекс передает все фотоны, которые к нему приходят, дальше, на фотосинтетический аппарат. Когда же солнце выходит из-за туч, трехмерный «портрет» LHCSR1 меняется почти мгновенно. Но меняется он не непосредственно из-за избытка фотонов.

В ходе реакций фотосинтеза молекулы воды Н2О расщепляются с образованием ионов водорода Н+. Когда света становится много, система фотосинтеза работает активнее, и ионов водорода становится много. Среда вокруг комплекса LHCSR1 становится слишком кислой, что, в свою очередь, влияет на взаимодействия аминокислот в его полипептидных цепях – и в итоге разные части комплекса сдвигаются друг относительно друга. И вот в таком новом состоянии LHCSR1 превращает энергию света в тепло – хотя подробности того, как он это делает, еще не вполне ясны.

Фотозащитное состояние обеспечивает еще и фермент, который тоже реагирует на повышение кислотности и меняет структуру каротиноидов, взаимодействующих с LHCSR1. То есть LHCSR1 и сам из-за кислотности переходит в нужное состояние, и еще каротиноиды его в этом поддерживают.

Главное, что тут удалось показать – как у белка получается так быстро переключаться из обычного состояния в фотозащитное; и здесь, конечно, нельзя было обойтись без разгадывания особенностей его молекулярной структуры. Обратный переход, кстати, происходит уже не так быстро: чтобы LHCSR1 перестал рассеивать свет в тепло, должно пройти несколько часов.

Для растений, конечно, важнее отреагировать на избыток солнечной энергии, чтобы им от него не стало плохо, и они легко пренебрегают тем, что из-за медленного переключения в обратную сторону снижается эффективность фотосинтеза.

Однако если речь идет о сельскохозяйственных культурах, то тут перед нами появляется возможность ускорить прирост биомассы, модифицировав фотозащитную систему. Так, в прошлом году мы писали о том, как улучшили фотосинтез растениям табака, но в той работе этого удалось добиться, пересадив табаку дополнительные гены, регулирующие фотозащиту.

Зная, как работает сам белок LHCSR1, можно усовершенствовать его собственную структуру, чтобы он не только быстро включался, но и быстро выключался, повышая активность фотосинтеза.

www.nkj.ru

Сколько солнца надо овощам и цветам для успешного роста. Как выбрать солнечный участок

Почему важно знать количество солнца на участке при контейнерном выращивании овощей? Это важно знать при любом способе выращивания. А контейнеры помогают выбирать в течение суток, недель и даже сезона самое подходящее место для того или иного овоща.

Не меньше внимания приходится уделять и цветам. Многие из них весьма требовательны к солнцу.

Поэтому надо точно знать, какой участок сада получает достаточное количество солнечных лучей, а какой не пригоден для того или иного овоща или цветка. Но нельзя считать только прямые солнечные лучи, которые освещают то или иное место в саду. Солнце движется по небу в течение вегетационного периода. И весной этот участок сада или огорода может получать больше солнца, а уже в августе значительно меньше. Деревья, дом, забор - все эти компоненты влияют на освещенность.

Так как же определить количество солнечных лучей на участке в том или ином месте?

Для наблюдения за определённым участком сада потребуются часы и лист бумаги. И надо выбрать день, который вы можете полностью провести на участке.

Начинать наблюдения надо в 7 часов утра. Посмотрите на выбранный участок и определите, сколько солнца на нем именно в 7 утра. Полная освещенность или тень или частичная тень?

Запишите всё. И в течение дня каждый час наблюдайте и записывайте. Так надо делать раз в четыре недели в течение вегетационного периода.

Через пару лет придется повторить свои наблюдения, так как подрастут деревья или появятся еще какие-то помехи солнцу. Здесь возможны небольшие отступления от необходимого количества часов полного солнца. Но не слишком большие.

В жарком климате есть свои правила. И это надо помнить. Там овощным культурам нужна тень для отдыха от жары.

А теперь проверьте, сколько солнца надо тем овощам, которые вы хотите у себя выращивать.

Полное солнце необходимо:

- томатам,- перцам,- баклажанам,- огурцам,- кабачкам,- картофелю,- тыквам.

Частичное солнце:

- зеленым салатам,- моркови,- свекле,- брокколи,- мангольду,- листовой капусте,- шпинату,- цветной  капусте.

А теперь пора выбрать те культуры, которые смогут расти именно на вашем участке. Надо выбрать те, которые получат максимум необходимого для успешного роста, и дадут максимальную отдачу. Если у вас мало места, возможно, не следует выращивать кочанную капусту. Да и стоит она не так уж много.

А вот выращивание ранних зеленных культур дает отличный эффект. Растут шпинат, салат, редиска и прочие быстро. А ранние овощи стоят довольно дорого. Кроме того, красивые листья салатов, растущих в контейнерах в виде горшков, сразу уже весной служат украшением сада.

Учитывать стоит вкус овощей. Огурцы и томаты из своего садика не сравнятся с покупными. То же относится и картошке. Хотя бы раннюю стоит выращивать, но при наличии места и подходящей освещенности.

В контейнерах отлично растут пряные травы.

А уж разместить различные контейнеры с овощами и цветами в нужном месте - дело самого садовода.

Сайт www.lubludachu.ru

Добавить комментарий

www.lubludachu.ru

Глава III. Влияние Солнца на растения. Влияние Солнца на биологическую жизнь Земли

Похожие главы из других работ:

Влияние солнечной активности на атмосферу и биосферу Земли

2. Влияние Солнца на Землю

...

Влияние солнечной активности на атмосферу и биосферу Земли

4. Активность солнца и здоровье людей

Александр Леонидович Чижевский внес большой вклад в изучение влияния Солнца на возникновение эпидемических заболеваний. Результаты этих его исследований имеют особую ценность: ведь он работал с материалами тех эпох...

Влияние Солнца на биологическую жизнь Земли

Глава I. Влияние Солнца на животных

Ещё в XIX веке учёными был проведён ряд исследований. Выяснилось, что ультрафиолетовые лучи Солнца последовательно сперва возбуждают, а затем угнетают клетки животных, что объясняется раздражением плазмы клеток...

Влияние Солнца на биологическую жизнь Земли

§ 1. Зависимость роста эпидемий от Солнца

Как Солнце может быть связано с ростом заболеваемости? Изучая, например, ход холерных эпидемий по эпидемиологическим исследованиям и сопоставляя даты последовательного развития холеры с датами в периодической деятельности Солнца...

Влияние Солнца на биологическую жизнь Земли

§ 2. Взаимосвязь между активностью Солнца, нервной системой человека и смертностью

Каково влияние Солнца на нервную систему человека? Как его активность сказывается на увеличении смертности? В работах неоднократно упомянутого нами Чижевского было доказано, что возмущения на Солнце (извержения, взрывы...

Влияние Солнца на жизнь Земли

2. Роль Солнца в жизни Земли. Солнечный ветер и солнечная радиация

Солнце играет очень большую роль в жизни нашей планеты. Оно источник света и тепла на Земле. Испарение воды, выпадение осадков, течение рек, бури, грозы, засуши и все другие явления, обусловливающие климат и погоду на Земле...

Влияние Солнца на жизнь Земли

3. Магнитные бури и их влияние на биосферу. Идеи Чижевского о пульсации Вселенной и Солнца

Магнитные бури возникают под действием потоков солнечного ветра, интенсивность которых зависит от состояния нашего светила. Солнце, как и Земля, обладает магнитным полем...

Влияние тяжелых металлов на растения

Влияние основных тяжелых металлов на растения

КОБАЛЬТ В биосфере кобальт преимущественно рассеивается, однако на участках, где есть растения -- концентраторы кобальта, образуются кобальтовые месторождения...

Возраст Солнца, Звезд, Вселенной. Отличия научной картины мира от классической. Распределение солнечной энергии

1. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВОЗРАСТЫ СОЛНЦА, ЗВЕЗД, ВСЕЛЕННОЙ? КАКОВ ДИАПАЗОН ВРЕМЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ ВО ВСЕЛЕННОЙ

В большинстве современных учебников, энциклопедий и справочников возраст Солнца оценивается в 4,5-5 миллиардов лет. Еще столько же ему отводится, чтобы «догореть». В первой половине XX века развитие ядерной физики достигло такого уровня...

Генетически модифицированные организмы

ГМ - РАСТЕНИЯ В РОССИИ

На российском рынке ГМ-продукция появилась в 90-е годы. В настоящее время в России разрешенными являются 17 линий ГМ-культур (7 линий кукурузы, 3 линии сои, 3 линии картофеля, 2 линии риса, 2 линии свеклы) и 5 видов микроорганизмов...

Концепции современного естествознания

3. Жизнь. Биологическая картина мира. Биосфера и цивилизация. А.Л. Чижевский о влиянии Солнца на природные и общественные процессы

То, что Солнце -- основа возникновения и существования жизни на нашей планете, а также причина большинства протекающих на ней физических и химических процессов,-- тривиальная истина, привычная с незапамятных времен...

Космические циклы и биосфера

Циклы деятельности Солнца

Решающие циклы в биосфере: 24 часа - время оборота Земли вокруг Солнца. 28 часов - время оборота Солнца вокруг своей оси. 1 год - время оборота Земли вокруг Солнца. 11,1 лет - средний период солнечной активности. 22 года - полный магнитный цикл...

Космос и биосфера Земли

1.3. Влияние Солнца на экологические процессы Земли.

Из всех элементов электромагнитного излучения для биосфе-ры наиболее опасно ультрафиолетовое излучение, поскольку, воздействуя на живое на Земле, подвергает его опасности унич-тожения. Биологическое действие ультрафиолетового излучения...

Солнечно-земные связи и их влияние на человека

1.2 Состав солнца

Из чего состоит Солнце? Об этом рассказывает нам спектр солнечных лучей. Солнечные лучи идут к нам от очень горячей фотосферы и проходят через газы солнечной атмосферы, из которых каждый химический элемент поглощает определенные лучи...

Солнечно-земные связи и их влияние на человека

1.4 Каковы источники энергии Солнца

Откуда берется энергия Солнца, не остывает ли оно и долго ли еще будет снабжать Землю теплом и светом? Делалось много разных предположений об источниках солнечной энергии. Но только новые открытия физики позволили это объяснить. Зная...

bio.bobrodobro.ru

Солнечный свет для растений огорода

Солнечный свет для растений незаменим. С его помощью протекают все жизненно важные процессы. В огороде солнечный свет особенно важен в период появления всходов. Растения огорода по-разному реагируют на интенсивность света и на продолжительность освещения. Как правило, теплолюбивые растения огорода любят яркий солнечный свет, но предпочитают короткий световой день. Это естественно, т.к. родина теплолюбивых растений - юг, где жаркое, яркое солнце и не длинный световой день. Холодоустойчивые овощи - аборигены Средней полосы. Эти растения любят длинный световой день и не очень требовательны к солнечному свету.

Привожу ниже две таблицы деления растений огорода по их реакции на интенсивность солнечного света и по их отношению к длине светового дня.

О том, какую температуру переносят различные овощи, читайте статью Холодостойкие и теплолюбивые растения на грядке или Когда сажать овощи весной.

 

Деление растений огорода по их реакции на интенсивность солнечного света

Семейства, наиболее требовательные к свету

Семейства, менее требовательные к свету

тыквенные    капустные
пасленовые    корнеплоды
бобовые    луковые
     зеленные

 

Деление растений огорода, исходя из их отношения к длине светового дня

Растения, любящие короткий световой день

Растения, любящие длинный световой день

кабачки

   огурцы

тыква

   капуста (все виды)

патиссоны

   морковь

фасоль

   свекла

кукуруза

   редис

баклажаны

   пастернак

перцы

   сельдерей

томаты

   редька

 

   репа

 

   горох

 

Теперь в ваших руках умело воспользоваться отношением к солнечному свету растений огорода при планировке дачного участка, отведения места под огород и при размещении растений в огороде. Наиболее требовательные к солнечному свету растения и любящие короткий световой день можно посадить так, чтобы днём они освещались солнцем (без тени), а утром затенялись тенью от дома или деревьев. Овощные культуры любят солнечный свет второй половины дня, поэтому желательно, чтобы растения огорода не затенялись после полудня.

При выборе парника для наиболее требовательных к солнечному свету растений огорода имеет смысл выбрать стеклянный парник, через который лучше проникает яркий солнечный свет. А для менее требовательных к свету растений огорода можно выбрать парник, покрытый пленкой.

Традиционно в северной части Средней полосы России томаты, баклажаны, перцы выращиваются летом в парнике. В последние годы в Средней полосе России жаркое лето. Давайте воспользуемся погодой и будем выращивать в огороде больше теплолюбивых растений, в том числе и тех, которые хорошо переносят жару и засуху, любят палящее солнце. Рассаду, не поместившуюся в парнике, можно высадить в открытый грунт.

 

Весенние работы в огороде

Холодостойкие и теплолюбивые растения на грядке или Когда сажать овощи весной

Снегозадержание. Защита огорода зимой

Защита плодовых деревьев и кустарников зимой

Скороспелые помидоры (томаты). Посадка и уход в теплице и в открытом грунте

Как выращивать бобовые: фасоль, горох, бобы

Секрет выращивания ранней капусты в открытом грунте

Выращивание земляники на пирамиде

www.domnagorke.ru

Тема урока: "Условия для роста растений: солнце, воздух и вода"

Разделы: Начальная школа

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: познание мира, математика.

ТЕХНОЛОГИИ: развивающее обучение.

ЦЕЛЬ: расширить кругозор учащихся.

ЗАДАЧИ:

  1. Повторить группы растений, познакомить учащихся с условиями для жизни растений.
  2. Развивать логическое мышление, память, воображение, речь.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: словесные, частично-поисковые, наглядные.

ОБОРУДОВАНИЕ: схемы и таблицы на развитие логического мышления, изображения солнца, деревьев, кустарников, трав, животных, календарь настроения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, психологический настрой.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

II. Повторение пройденного материала.

Упражнение на развитие логического мышления.

- Повторение изученного материала мы начнём с интересного задания. Сейчас я прочитаю отрывки-описания о растениях, которые вы должны будете отгадать.

1) “В индейские вигвамы пришла тревожная весть: “В долине Семи озёр появилась неведомая трава! Листья гладкие да круглые. А посреди них - хвост торчит. Не трава страшна, страшен тот, кто её занёс в наши края, - мрачно сказал вождь племени. …А растение это очень полезное”.

КЛЕВЕР - 4

ПОДОРОЖНИК - 6

ОДУВАНЧИК - 8

(Дети высказывают свои предположения.)

- Чтобы точно узнать, о каком растении идёт речь, мы должны найти “ключ”.

- Какая существует связь между числами и рисунком в первой строке?

- К числу 3 нужно прибавить количество треугольников – 4, получится 7.

- Проверим своё предположение во второй строке:

- К числу 2 нужно прибавить количество кругов – 3, получится 5.

- Принимая закономерность, найдём ответ - “ключ” на наш вопрос:

- К числу 5 прибавим количество прямоугольников – 1, получится 6 – это “ключ”.

- Вы отгадали – числу 6 соответствует слово ПОДОРОЖНИК.

(На доске появляется рисунок подорожника.)

- Молодцы! Скажите, к какой группе относятся все эти растения? (К травам.)

- Чем отличаются травы от деревьев? (Ответы детей.)

- Следующее задание: вы должны отгадать, о каком дереве идёт речь?

“Сколько песен, стихов сложено об этом растении. Часто оно употребляется в сказках, песнях, загадках. Из древесины делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, сувениры. А весной, если на коре сделать насечку, оно заплачет и напоит вкусным и полезным соком”.

РЯБИНА - 8

КЛЁН - 7

БЕРЁЗА - 6

- Какая существует связь между числами и рисунком в первой строке?

- Проверим своё предположение во второй строке:

- Принимая закономерность, найдём ответ - “ключ” на наш вопрос:

- Итак, числу 6 соответствует слово БЕРЁЗА.

(На доске появляется рисунок берёзки.)

- К какой группе относятся эти растения? (К деревьям.)

- Нам предстоит разгадать ещё одну загадку.

“Этот кустарник знаком многим из нас: у него к осени созревают вкусные орехи. Орешки привлекают не только человека, ими питаются некоторые животные, обитающие в лесу, - белки, лесные мыши”.

ЛЕЩИНА - 3

МАЛИНА - 2

СИРЕНЬ - 1

- Определите, какая существует связь между рисунком и числами? Как вы считаете, стрелки, направленные вниз, помогут нам увеличить или уменьшить число?

- Проверим своё предположение во второй строке.

- Принимая закономерность, назовите искомое число.

- Итак, числу 3 соответствует слово ЛЕЩИНА.

(На доске появляется рисунок лещины.)

- Как называется эта группа растений? (Кустарники.)

- Чем кустарники отличаются от деревьев?

- Ребята, а теперь скажите, что общего у всех этих растений? (Ответы детей.)

III. Постановка учебной проблемы, активизация познавательной деятельности.

(Детям было дано домашнее задание – найти дополнительный материал о воде, солнце, воздухе.)

1. Игра “Вопрос - ответ”.

(Дети задают вопросы учителю, отгадывают слово “солнце”.)

Например:

- Это одушевлённый или неодушевлённый предмет?

- Какого он цвета?

- Какую пользу он приносит? И т.д.

- Ребята, какое значение имеет солнце для растений? (Ответы детей.)

- А кто может рассказать о солнце какие-либо дополнительные сведения?

(На доску прикрепляется рисунок солнышка.)

- Солнце даёт Земле свет и тепло.

2. Мини-дебаты.

- Ребята, солнце может принести не только пользу, но и вред. Давайте поспорим о пользе и вреде солнца.

(Дети делятся на две группы и высказывают своё мнение - за и против.)

3. Игра “Типография”.

- Зачеркните все заглавные буквы и прочитайте слово:

Щ О в У о Д Т з А Е д Б И у Г х Э (Воздух.)

- Ребята, как вы думаете, растениям нужен воздух?

- Кто может дополнить?

- Давайте проведём маленький эксперимент: задержим дыхание. Долго ли мы смогли продержаться?

- Листья растений поглощают углекислый газ, который мы с вами выдыхаем. Этот газ выбрасывают и заводы и фабрики. Когда его очень много - это вредно. Растения забирают этот газ и тем самым защищают нас с вами.

- Ребята, а в нашем посёлке есть предприятия, которые загрязняют воздух? (Ответы детей.)

- Ребята, а я могу поместить рисунок воздуха на доске? Почему?

4. Задание “Найди ошибки”.

“Прекрасно время года - лето! Печёт солнышко, земля покрыта пушистым белым покрывалом из снега”. (Ответы детей: летом не бывает снега, потому что тепло.)

“Рады зиме дети! Можно поплавать в море, покататься на лыжах с горки, побегать под тёплым грибным дождиком”. (Ответы детей.)

- Ребята, скажите, а что такое снег и откуда он берётся?

- Как вы думаете, снег нужен для растений?

- Много снега - много хлеба. Снег - это замёрзшая вода, которая также необходима растениям.

5. Мини-дебаты.

(Дети высказывают своё мнение о вреде и пользе воды.)

(На доске появляется рисунок озера)

- Что появилось у нас на доске? (Растения, солнышко и озерцо.)

- Какой вывод можно сделать: без чего не смогут существовать растения?

- Правильно, ребята. Для растений необходимы солнце, воздух и вода. А чтобы они хорошо росли, нужны “витамины”, т.е. минеральные вещества.

- А для человека и животных нужны растения?

- Правильно. Всё в природе взаимосвязано.

IV. Физ. минутка.

Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Вниз опустили, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – Руки сложили назад.

V. Закрепление пройденного.

- Ребята, давайте составим “цепочку”, которая показывает, как связанны между собой растения, животные и человек.

(Дети составляют из картинок “цепочки”.)

- Растения, животные, насекомые, птицы – великий дар природы, и каждый человек должен помнить о бережном отношении к ним. Нельзя нарушать цепочку, которую мы сегодня составили.

VI. Итог урока.

- Что необходимо для роста растений?

- Солнце, воздух, вода.

- Посмотрите на доску. У нас получился красивый пейзаж: солнышко, растения, озеро. Природа очень хрупкая, и мы должны беречь её.

VII. Рефлексия.

- На ваших партах лежат листочки. Раскрасьте их, используя календарь настроения. Какое настроение у вас возникло в конце урока?

(Жёлтый – радость, красный – беспокойство, чёрный – грусть.)

- Спасибо за урок.

19.04.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai