Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Значение Солнца для жизни на Земле. Что дает растению солнце


Значение Солнца для жизни на Земле.

18 2012, 05:22

Administrator

21721

Каждый человек иногда задумывался о том, какую же роль играет Солнце в жизни людей на Земле. Солнце — это большая звезда, которая расположена к нам ближе, чем все остальные небесные светила, и благодаря ей началось зарождение жизни на Земле. Если заглянуть в прошлое, то мы вспомним, что Солнце считалось основным божеством. Люди во все времена осознавали, что именно благодаря солнечному свету существует жизнь на Земле.

На сегодняшний день, гордость настолько затмила воображение людей, что не позволяет им задуматься о важности Солнца для человечества, и большая часть представителей современного общества думают, что они «венцы природы». И при этом даже не задумываются о том, что могут глубоко заблуждаться, так как в один прекрасный момент, природа может жестоко отомстить. Придет время и наше Солнце прекратит свое существование и, вместе с этим, погибнет все живое на Земле. Люди навсегда потеряют возможность любоваться восходом Солнца.

Время восхода и захода Солнца на любую дату можно посчитать в онлайн-калькуляторе по ссылке.

Давайте разберемся, какое имеет значение Солнце для жизни на Земле? С научной точки зрения, все действия, которые совершаются на Земле, так или иначе подчиняются Солнцу. А если говорить конкретнее — солнечной энергии. Солнце воздействует на газообразную атмосферу, которая окружает весь земной шар в результате чего мы можем каждый день наблюдать различные природные явления в виде осадков, ветра или тумана. Большое количество осадков сохраняется в водоемах, откуда, при помощи гидроэлектростанций, добывается энергия, которую Солнце использовало, чтобы поднять воду в атмосферу.

Значение Солнца для жизни на Земле является важным не только для животных но и для растений. Благодаря растительности, воздух на Земле постоянно очищается и в какой-то мере напоминает небольшой завод по переработке углекислого газа в кислород. Это объясняется очень просто. В листьях находятся зерна хлорофилла, которые, в процессе впитывания солнечных лучей, вырабатывают кислород.

Следующий пример, который в очередной раз доказывает нам необходимость в солнечной энергии. Это происходящий процесс горения в печах, который заставляет выгоревший углерод растений воссоединяться с кислородом, в результате чего происходит освобождение энергии, затраченной на разложение углекислоты.

Существует ли замена солнечной энергии, ведь в ночное время, до восхода Солнца энергия не вырабатывается, и в случае, если Солнце вдруг погаснет, человечество погибнет?

Стоит отметить, что Солнце является главным источником энергии для развития промышленности. Так как каменный уголь и нефть также являются органическим происхождением. Что касается животного мира, то здесь собственные силы тоже поддерживаются благодаря накапливаемой солнечной энергии в растениях.

Кроме Солнца, есть еще один мощный источник энергии — внутриатомная энергия. На данный момент, она пока еще для нас не доступна и находится в процессе исследования. Придет время, когда человечеству представится возможность опробовать ее, впоследствии чего мы получим второй мощный источник энергии, на ряду с Солнцем.

allmake.ru

Влияние активности Солнца на растения

Вопрос о связи урожаев сельскохозяйственных культур с солнечной активностью имеет длинную историю. Известно, что еще в III в. до н. э. Катон Старший, римский писатель, заметил, что цены на рожь зависели от солнечной активности (от "помрачения Солнца"). При высокой солнечной активности урожаи ржи были лучше и поэтому цены на рожь снижались. Во времена Галилея эту проблему обсуждал Батиста Балиани. Он высказал предположение о влиянии солнечных пятен на Землю. Казалось естественным, что потемневшие участки поверхности Солнца (пятна) излучают меньше солнечной энергии. Поэтому чем больше пятен, тем заметнее охлаждение Земли, которое оказывает влияние на растительный мир. Откуда было знать в то время, что пятна являются источником солнечной энергии, которая переносится к Земле невидимыми потоками заряженных частиц.

Английский астроном Вильям Гершель также интересовался, как количество пятен на Солнце может влиять на развитие растений. Что такое влияние имеется, он не сомневался. Это было в XVIII в., когда существование 11-летнего цикла солнечной активности еще не было установлено. Но было достоверно известно, что количество пятен на Солнце меняется от года к году. Чтобы внести ясность в данный вопрос, Гершель сопоставил собранные им данные о солнечных пятнах почти за двести лет с рыночными ценами на пшеницу. Связь оказалась в принципе очень простой и четкой — цены были тем меньше, чем выше была солнечная активность. При высокой солнечной активности климат становится более влажным, поэтому урожаи пшеницы лучше, а рыночные цены на нее ниже.

Впоследствии этим вопросом занимались многие исследователи. Было установлено, что развитие растений (а значит, и урожаи) тесно связано с уровнем солнечной активности. Конечно, это справедливо не только для ржи и пшеницы. Так, качество вина и урожаи винограда связаны определенным образом с уровнем солнечной активности. Более детальные исследования показали, что связь между солнечной активностью и ростом растений зависит и от местных особенностей климата, как это мы уже видели в случае деревьев и кустарника. Причем солнечная активность влияет на рост растений не только через изменение количества осадков и температуры, но и другим, более окольным путем, — через болезни сельскохозяйственных культур. Если солнечная активность усиливает вредоносность болезней растений, то их рост и урожайность будут от этого страдать. В разных регионах это влияние солнечной активности на вредоносность болезней растений (например, бурой ржавчины пшеницы) различно. Поэтому будет отличаться и конечный результат, то есть урожайность сельскохозяйственных культур в разных регионах. Но всегда неизменно она выявляет связь с солнечной активностью. Но в одних случаях эта связь положительная, а в других отрицательная. Это и затрудняло решение данного вопроса.

Влияние магнитного поля на растения

О том, что магнитное поле оказывает влияние на рост и формирование растений, можно убедиться очень просто. Все растения на Земле находятся в магнитном поле Земли. Можно убедиться, что растения, которые свободно развиваются, ориентируются в направлении южного магнитного полюса. Другими словами, корни растут преимущественно в этом направлении. Этот эффект зависимости роста растений (или их частей) от магнитного поля был назван магнитотропизмом растений (тропос — направление). Этот эффект у растений изучался очень подробно как в естественных условиях, когда растения развивались в магнитном поле Земли, так и в условиях, созданных искусственно, когда величина и направление магнитного поля, действующего на растения, изменялись. Во всех случаях растения не оставались безучастными к влиянию магнитного поля. Их реакция зависела от направления магнитного поля. В частности, от направления магнитного поля относительно зародышей семян зависят функционально-биохимические свойства растений, развившихся из семян. Так, если ориентировать корешки зародыша пшеницы в направлении южного магнитного полюса, то все растение (и корни и стебли) развивается более эффективно, нежели в случае ориентации корешков зародыша в направлении северного магнитного полюса.

Тип растения определяют и по тому, как развиваются во времени определенные процессы в растении, которые связаны с его функционированием, или, другими словами, по тому, какая ритмика характерна дня этих процессов. Например, лепестки могут располагаться так, что, переходя от одного лепестка к другому, мы будем двигаться по ходу часовой стрелки. Это растение является дисимметричным — "правым" (часовая стрелка движется вправо). Те растения, у которых лепестки расположены в обратном направлении, — являются "левыми" (но, естественно, тоже дисимметричными). Имеется и много других признаков, по которым можно определить, к какому типу относится данное растение. Любопытно, что принадлежность данного растения к определенному типу не является вечной. По истечении определенного времени растения одного типа (например, левые) могут стать растениями другого типа (правами). Представляет интерес не только сам этот факт, но и особенно то, что время такого перерождения равно примерно 11 годам, то есть соответствует длительности цикла солнечной активности! Это не случайно. 11-летний цикл солнечной активности сопровождается таким же по продолжительности циклом магнитной активности, а изменение магнитного поля (в этом проявляется магнитная активность) оказывает влияние на развитие и структуру растений. Влияние магнитного поля (его изменчивости и направления) изучалось очень глубоко многими исследователями. В результате было доказано, что смена дисимметрии цветков у растений действительно следует в строгом соответствии с изменением магнитного поля Земли. Выполненные исследования достоверно доказали, что магнитное поле, вообще, и магнитное поле Земли, в частности, несомненно, влияет на дисимметрию растений. Развитие растения в магнитном поле зависит не только от ориентации магнитного поля относительно самого растения (или его зародыша), но от типа дисимметрии растения. Например, было показано, что если семена растений, относящиеся к левому типу, ориентировать кончиком зародышевого корешка к южному магнитному полюсу Земли, то из них произрастут растения, которые растут более быстро, имеют более высокую ферментативную активность. Содержание хлорофилла в этих растениях больше. В результате всех этих факторов урожайность ориентированных указанным образом растений выше примерно на 13—52%. Чтобы получить такой же качественный эффект для правых растений, их зародыши необходимо ориентировать в противоположном направлении, то есть к северному магнитному полюсу. Разные физиологические процессы в растениях разных типов характеризуются разной зависимостью (как качественно, так и количественно) от магнитного поля.

Связь урожайности и солнечной активности

По данным об урожайности зерновых хлебов в России с 1801 по 1915г. следует, что неурожайные годы чаще совпадают с минимумами солнечной активности. Наибольшие неурожаи приходились на 1810, 1823, 1833 и 1853 гг., которые в точности соответствовали минимумам солнечной активности.

Связь между урожайностью и солнечной активностью осуществляется прежде всего через атмосферную циркуляцию, от которой зависит число осадков и температура. Но, как мы уже видели, связь между солнечной активностью и атмосферной циркуляцией меняет свой характер (знак) примерно каждые 40 лет. В один сорокалетний период увеличение солнечной активности приводит к увеличению температуры воздуха, а в другие, соседние с этими, к уменьшению. Изменяется от периода к периоду и характер осадков. Поэтому естественно, что в разные 40-летние периоды и связь между урожайностью и солнечной активностью будет различной. Это необходимо учитывать как при анализе данных, так и при составлении прогнозов. Здесь очень важно учитывать региональные особенности, поскольку в разных регионах влияние атмосферной циркуляции по-разному влияет на количество осадков, температуру, гидрологический режим и т. д. Так, было показано, что на Европейской территории России большие неурожаи (связанные с сильными засухами) имели место в те годы, когда магнитная активность росла (восходящая ветвь кривой магнитной активности) или же при максимальной магнитной активности.

Анализ данных о засухах за это же время в Казахстане показал, что там сильные засухи имели место только в те периоды, когда солнечная (магнитная) активность уменьшалась, то есть на ветви спада магнитной (и солнечной) активности, а также при спокойном магнитном поле Земли, во время минимальной солнечной активности. Практически все 100% засух в Казахстане за период 1888—1955 гг. приходятся на указанные выше периоды. При максимальной солнечной активности засух в Казахстане в указанный период не было, тогда как на минимумы солнечной активности их приходилось почти половина (43%).

По данным об урожаях в Оренбургской области за 100 лет (1864—1960 гг.) четко прослеживается циклическое изменение урожайности пшеницы. Но эти колебания не следуют в точности изменениям солнечной активности. В начале указанного периода максимальная урожайность приходилась на время минимальной солнечной активности. После этого произошел сдвиг по фазе: наибольшие урожаи пшеницы имели место при максимальной солнечной активности. Такая зависимость наблюдалась в продолжение 30 лет, после чего фазовые отношения изменились. Но цикличность урожаев пшеницы осталась четко выраженной.

Эти результаты очень поучительны. Они свидетельствуют о том. что зависимость урожайности от солнечной активности не следует понимать упрощенно и ждать, что раз увеличилась солнечная активность, то увеличится и урожайность. Чтобы действительно понять, а тем более предсказать связь урожайности с солнечной активностью, надо обязательно учесть все факторы, которые оказывают влияние на рост растений и в свою очередь зависят от солнечной активности. Надо учитывать влияние различных циклов солнечной активности, их сочетания. И само собой разумеется, надо проводить весь этот анализ с учетом местных, региональных, особенностей. Эти особенности проявляются как в атмосферной циркуляции, так и в атмосферных процессах вообще.

Можно выделить прямое и опосредствованное влияние солнечной активности на растения. Типичным примером прямого влияния является фотосинтез. Без солнечного света он невозможен. Солнечный свет является одним из наиболее важных для жизни растений экологических показателей. Он поглощается хлорофиллом и используется при построении первичного органического вещества. Лучистая энергия Солнца действует на клетки растения непосредственно.

Примером опосредствованного влияния является зависимость толщины годичного прироста деревьев от солнечной активности. В данном случае, по мнению учёных, космические факторы изменяют атмосферную циркуляцию (количество осадков и температуру воздуха), что приводит к изменению климата, а эти изменения, в свою очередь, влияют на развитие растений. Мы же видим только конечный результат — толщину годичного кольца данного дерева.

Этой проблемой подробно занимался А. Дуглас. Он стремился выбирать долгоживущие деревья, что дало ему возможность проследить влияние солнечной активности на рост деревьев в течение веков и даже тысячелетий. Первое, на что обратил внимание Дуглас, было то обстоятельство, что на срезах секвойи, имеющих тысячи годичных колец (3200 лет), обычно чередуются годичные кольца быстрого роста (большой толщины) и годичные кольца медленного роста (тонких). Исследования показали, что при минимальной активности Солнца растения развиваются быстрее. Надо иметь в виду, что развитие растения зависит и от типа данного леса, и от температуры во время вегетационного периода, и от увлажнённости леса. Однако, несмотря на все это, во всех изменениях годичных колец различных деревьев выявляется определенная их зависимость от солнечной активности.

Следует еще указать на один фактор, оказывающий влияние на рост растений. Это деятельность микроорганизмов в почве. Их роль в жизни растений огромна, так как они задерживают азот в почве. Азот вносится в почву вместе с удобрениями. Здесь он превращается в молекулярную форму, после чего денитрифицирующие бактерии выводят его быстро из игры и в дальнейшем в развитии растений он не участвует. Было показано, что жизнь (в частности численность) микроорганизмов (аммонифицирующих бактерий) зависит от солнечной активности. Раньше считалось, что микроорганизмы прекращают свою работу с окончанием вегетационного периода. Но оказалось, что это не так. Микроорганизмы в почве способны успешно функционировать даже в сильно промерзшей почве. Причем эффективность их деятельности (размножения) зависит от солнечной активности. Образно говоря, солнечная активность сама удобряет почву. В зависимости от солнечной активности (не от температуры и влажности почвы!) изменяется численность различных микроорганизмов, таких как аммонифицирующие и нитрифицирующие бактерии, аэробные целлюлозоразлагающие бактерии и водоросли, которые используют в своей деятельности нитраты (а не только аммиак почвы).

Так, с ростом солнечной активности с начала 1966 г. численность нитрифицирующих бактерий увеличилась примерно в 10 раз и в последующие годы оставалась очень высокой. Одновременно (одномоментно!) изменилась численность и других указанных выше бактерий. Роль этих процессов в жизни растений можно понять на основании таких данных. Азот вносится в почву с удобрениями, но из почвы сельскохозяйственных культур. Причем его выносится больше, чем вносится, — получается большой дефицит азота в почве. Ликвидировать его и помогают микроорганизмы, которые фиксируют азот. Поэтому их называют азотфиксирующими организмами. Без учета деятельности этих микроорганизмов невозможно понять процессы, протекающие в почве. Численность микроорганизмов в окультуренной почве огромна. Примерно 5—6 тонн микробных клеток содержится на площади всего в 1 га. Речь идет о пахотном слое.

Влияние солнечной активности на численность микроорганизмов в почве является в определенной мере прямым, непосредственным. Это надо понимать следующим образом. Когда солнечная энергия, переносимая к Земле, вызывает изменения в погодном слое атмосферы, которые в свою очередь окажут влияние на рост растений, то говорят о косвенном, опосредствованном влиянии солнечной активности на жизнь растений. Надо иметь в виду, что сама солнечная энергия по пути от Солнца к погодному слою атмосферы Земли много раз меняет свою форму. Когда солнечное излучение непосредственно влияет на растения, то такое влияние является несомненно прямым. При подготовке статьи использовалась литература: Дуглас А. Жизнь, вселенная и всё остальное / А. Дуглас. – СПб.: Эксмо, 2002. – 324 с., Ю. В. Мизун, Ю. Г. Мизун "Тайны будущего" М.: Вече, 2000 

biofile.ru

Солнце, растения и мы с вами

  

Цель: познакомить с дыханием и питанием растений.

Планируемые результаты:

- учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой и живой природой, растениями и человеком;

- учащиеся научатся моделировать эти взаимосвязи и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

Оборудование:

Карточки у учащихся и учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, таблицы, компьютер, экран.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверяем готовность к уроку.

II. Актуализация знаний

1.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):

- Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?

- Перечислите, какие вы знаете группы растений?

- Приведите примеры различных видов растений, которые записали в рабочей тетради.

- Перечислите основные части растений?

2.Игра «Кто знает?» (Работа в парах по таблице):

Растение      Органы растения         Номера ответов

Органы растения

Цифра

Капуста           1. Плоды    

Слива              2. Семена

Огурец             3. Корни

Горох               4. Листья

Морковь          5. Стебли

Кукуруза

  1. Плоды
  2. Семена
  3. Корни
  4. Листья
  5. Стебли

У вас на столе лежат таблицы. Их надо дополнить. Работаете в парах, а затем будем проверять.

III. Самоопределение к деятельности.

Мы перечислили основные части растений. А теперь подумаем, без чего не могут обходиться растения? (солнце, свет, почва, вода)

Тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? 

  Ребята, а как слова «солнце», «растение», «человек» распределить в две группы? (объекты живой и неживой природы)  

Какие признаки живой природы мы знаем? (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают)  

Все это относится и к растениям. И сегодня мы поговорим о том, как растения дышат и питаются.

Цель нашего урока: познакомится с питанием и дыханием растений  

Какие задачи мы перед собой поставим, исходя из темы урока и нашей цели?

  • Узнать о том, как растения дышат
  • Узнать о том, как растения питаются
  • Обнаружить взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком.
  • Смоделировать взаимосвязи между растениями и неживой природой.  

IV. Работа по теме урока

1.Беседа и рассказ учителя

Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? Дыхание растений В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.

В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.

Питание растений  

Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)

А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)

Ребята, а как вы думаете, есть ли в почве сахар или крахмал? (нет)

Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А  в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?

Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.

Итак,  основные питательные вещества растения получают из почвы. Это минеральные соли и вода. Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья.  Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и вода для роста клеток листьев. А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.

V. Закрепление изученного материала

Работа с моделями (Дети работают у себя в тетрадях, учитель на доске).

Попробуем эти процессы смоделировать. Первое. Как растения дышат?

Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель дыхания растений.

Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.

Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель питания растений.

Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?

Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества)

VI. Рефлексия

В своих тетрадях дома наклейте карточки правильно, чтобы смоделировать процессы питания и дыхания растений.

А внизу с. 42 поставьте флажок нужного цвета. Зеленый если на уроке все понимали и получалось. Желтый – если что-то осталось непонятным или не получалось. Красным – если не поняли ничего и ничего не получилось.

VII. Итог урока

Какова была цель нашего урока?  

Сумели ли мы решить поставленные задачи?  

Что интересного узнали на уроке?

Спасибо за внимание!  

Резерв: написать благодарственное письмо растениям.

kopilka13.blogspot.com

Солнце и его значение для жизни на Земле - МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ - ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС - конспекты уроков - План урока - Конспект урока - Планы уроков

МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

 

Урок 17

Тема. Солнце и его значение для жизни на Земле

 

Цель: формировать у учащихся представление о Солнце, о значении солнечного света и тепла для растений, животных, человека; показать значение Солнца в жизни животных и растений; раскрыть значение солнечного света и тепла в жизни человека; учить наблюдать за высотой Солнца и устанавливать простейшие связи между высотой Солнца и количеством тепла, которое Солнце посылает на землю; способствовать формированию у учащихся потребности к познанию мира.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

— Какой сегодня день?

— Какое число и месяц?

— Какое состояние неба?

— Был ветер, когда вы шли в школу?

— А осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

►► Работа над загадками

• Днем в небе гуляет,

А вечером на землю садится. (Солнце)

 

• Постоянного места не имеет,

День и ночь бродит,

Весь мир обходит. (Солнце)

 

• Хорошее, доброе на всех смотрит,

А людям на себя смотреть не позволяет. (Солнце)

— Сегодня я расскажу вам о Солнце и его значение для жизни на Земле.

 

III. Изучение нового материала

1. Игра «Дары Солнца»

На доске — большое солнышко. Дети должны назвать, что солнышко дарит земле, (например: тепло, свет, энергию, жизнь, красоту, возможность роста). Все названное детьми записывают на лучиках солнца.

— Солнце — источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.

2. Рассказ учителя

1) Солнце и животные.

— М. Пришвин писал: «Все прекрасное на Земле — от Солнца...».

Для жителей планеты Земля большое значение имеет солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий мир.

— Всем животным нужен солнечный свет?

— А тем животным, у которых нет глаз?

— Всем животным требуется солнечное тепло?

— Солнечные лучи помогают вырабатывать в теле животных организмов очень полезные вещества — витамины.

М. Зверев рассказывает о принятии борсучатами солнечных ванн: «Нора борсучат — возле небольшой полянки. Как только прогреется земля, вытягивает борсучиха всех своих детенышей на солнышко. Борсучата на полянке некоторое время возятся и засыпают, пригретые солнцем. Только потянет свежий ветерок, начинают недовольно повизгивать. Мать-борсучиха затягивает всех в нору. Ветер стихнет, снова в борсучихи работа: борсучат по одному за шиворот вытаскивать на полянку.

Любят солнечное тепло и насекомые, и змеи, и ящерицы. От него они становятся подвижными, быстрыми».

Г. Скрябицький рассказывает: «Вы идете по лесному узліссю или вдоль канавы. Внимательно осматривайте каждый большой камень. Камни так нагрелись на ярком солнце, что руке горячо. Смотрите: на камне лежит ящерица. Тело распластала, лапки широко расставила, глаза замружила. Она недавно очнулась от зимней спячки в земляной норке. Очнулась и выбралась погреться на солнышко. Согреется ящерица, сделается быстрой и подвижной, и примется за охоту. Берегитесь, мухи, слизни и прочая мелкая живность!»

2) Солнце и растения.

— Солнечный свет и тепло нужны не только животным, но и растениям.

Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят.

Жаркого летнего дня, когда Солнце нещадно палит, животные могут спрятаться в тени. А растениям некуда убежать и спрятаться. Вот и покрывают они свои листочки толстым слоем воска или белыми волосками. Воск и волоски защищают листья от ожогов.

Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут.

Солнце помогает растению питаться. Как именно?

Послушайте об этом сказку.

Живут в листьях растений маленькие волшебники — хлорофілові зернышки. Они такие маленькие, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Цвет их ярко-зеленый. И листья растений зеленые потому, что хлорофілових зернышек в них много. Рано утром, как только Солнце протянет свои лучи, просыпаются волшебники — хлорофілові зернышки. Сразу берутся за работу.

Корінцям приказывают: «Корешки, корешки, берите воду с земли». Стебельке отдают команду: «Стеблинко, стеблинко, подавай воду от корешков до листиков». Листочке приказывают: «Листик, листик, открывай стомы, подавай нам воздух». (Стомы — это такие окошки в кожице листа, в которые входит и выходит воздух и пары воды.) Затем зеленые волшебники принимают солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который взяли из воздуха. И вот чудо! Из воды и углекислого газа образуется сахар и кислород.

Сахаром кормятся и корешок, и стебелек, и листочки, и плоды, и семена. Они едят сахар и растут. Кислород, который всем нужен для дыхания, хлорофілові зернышки отдают в воздух. С воздухом им тоже нужно рассчитаться.

Весь день зеленые волшебники перемешивают солнечными лучиками воду и углекислый газ, насыщая растения и совершенствуя воздуха. Солнышко спать ложится, и хлорофіловим зерняткам наступает время отдохнуть. Мы должны их поблагодарить за то, что они воздух совершенствуют и растения кормят.

А вы подумайте, прежде чем сорвать или повредить лист растения, сколько волшебных зернышек можете погубить!

— Дети, вам понравилась сказка?

— Зачем растениям солнечные лучи?

Вывод. В природе все начинается с Солнца, которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, былинки, кустики и деревья. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они выросли и дали пищу всем рослиноїдним животным. Те, в свою очередь, дали пищу для мелких хищников, которыми питаются большие по размерам хищные звери и птицы.

3) Солнце и человек.

— Сегодня мы много говорили о том, что и растениям, и животным нужны солнечные свет и тепло.

— Нужны солнечные свет и тепло человеку?

— Зачем? (Рассказы детей.)

— Вспомните сказку К. Чуковского «Украденное Солнце».

— Что произошло на Земле без Солнца?

— Возможна ли жизнь на Земле без еды?

— Что, кроме солнечного света, тепла и почвы, нужно растениям для роста и развития?

►► Физкультминутка

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Беседа по рисункам

На доске — рисунки, на которых изображено Солнце в разные времена суток.

— Что случилось бы, если бы вдруг исчезло Солнце?

— А что случилось бы с живой природой?

— В какое время суток Солнце греет теплее?

— Почему утром и вечером оно дает мало тепла?

— Видно Солнце, когда небо затянуто тучами?

— Почему облачного дня прохладнее?

— Какое время суток изображено на каждом из рисунков? Почему вы так считаете?

— Как высоко находится солнце над землей в течение дня?

— Почему летом утром и вечером прохладнее, а в полдень — жарко?

2. Игра «Крестики-нолики»

Утром и вечером Солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.

Солнце всегда греет одинаково.

Облака задерживают тепло солнечных лучей.

Без тепла прорастает семян, цветут растения, созревают плоды.

В полдень солнце поднимается высоко и дает больше тепла.

Солнце нужно всему живому.

3. Викторина

• Когда сутки короче — зимой или летом?

• Если небо закрыто облаками, есть ли за ними солнце?

• Если небо закрыто облаками, светит оно?

• Что дает Земле свет и тепло?

• Когда солнце сильнее греет: полдень, утром или вечером?

4. Объяснение выражения: «Солнце светит, солнце сияет — вся природа воскресает»

5. Работа над загадками

• В небе я тружусь,

Знает меня каждый.

Я на всех смотрю,

На меня же — нельзя.

 

• Все его любят,

Все его ждут,

А кто посмотрит —

Каждый скривится.

 

• Греет, греет, припекает,

Всех в воду загоняет. (Солнце)

Вывод. Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, ведь они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи.

— Однако, этого не произойдет, потому что Солнце — звезда, которая излучает в пространство уйму тепла и света. На небе Солнце кажется маленьким ослепительно ярким кружочком лишь потому, что нас от Солнца отделяют 150 млн. км. Температура солнечной поверхности — 6000 градусов, а у центра — 15 млн. градусов. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды лет.

 

V. Итог урока

— Что такое Солнце?

— Далеко или близко оно от нас?

— Что Солнце дает человеку?

— Кому, кроме людей, еще нужно Солнце?

— Нужно Солнце растениям?

— Что Солнце дает животным?

— Одинаково светит и греет Солнце в разные части суток? в разные поры года?

— Какие загадки о Солнце вы запомнили?

schooled.ru