Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира". Биология растения тема


Конспект урока биология на тему "Царство растений, общая характеристика. "( 6 класс)

Тема:Царство растений, общая характеристика. Многообразие растений , их связь со средой обитания.

Цели:

  • Обучающие: познакомить с многообразием, распространением и значением растений, местами их обитания, значением в природе и жизни человека, сформировать понятие о высших и низших растениях и науке ботаника.

  • Развивающие: продолжить развивать умение выделять главное, работать с источниками информации, делать выводы, развитие творческих способностей.

  • Воспитательные: умение слушать и выступать перед аудиторией, экологическое воспитание.

Проблемный вопрос: возможна ли жизнь на планете без растений.

Личностная значимость изучаемого для учащегося: растения красивы каждое по своему, растения важны, поэтому их нужно беречь.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

  1. Организационное начало. Тема и цель урока.

  2. Зачем изучать растения.

  3. Многообразие растений и их значение.

  4. Творческое задание (работа по группам).

  5. Наука ботаника. Низшие и высшие растения.

  6. Закрепление изученного материала – мини-тест.

  7. Домашнее задание. Рефлексия.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

I. Организационное начало.

Тема блока «Царство растений. Что узнаем, чему научимся?

Тема и цель урока.

Эпиграф: «В них спрятана солнечная энергия, красота и сила природы».

II. Постановка проблемы.

Мы получили инопланетное письмо. Текст письма следующий:

Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной ! Мы – космические путешественники, много лет назад покинули прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыхаются жители, которая их зеленой превратилась в серую.

Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый шестиклассник. С вашей помощью мы хотим понять, что произошло с нашей планетой. Подозреваем, что без БКВ здесь не обошлось.

Ждем шифрованной информации о том, как нам восстановит свою планету. Что вы нам посоветуете.

Вопрос: чего не хватает жителям планеты Гринетты.

Проблемный вопрос: можно ли жить без растений?

III. Зачем нам изучать растения.

Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины, причем настоящие мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории.

Факты из истории.

  1. Итак, времена прекрасных дам и мушкетеров. Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы.

  2. Троянская война. По легенде причиной её стало яблоко. На свадьбу царя Пелея были приглашены все кроме богини раздора Эриды. Обиженная Эрида в разгар подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три богини Гера, Афродита и Афина стали спорить. Тогда пастух Парис отдал яблоко Афродите, в результате возникла вражда и война.

  3. Война алой и белой розы в Англии. В 1455 году в дворцовом парке Тампль избирали короля. Произошла ссора между претендентами на английский престол. Ричард (представитель дома Йорков) сорвал с куста белую розу и предложил сделать тоже, кто хочет видеть его королем. Сторонники семейства Ланкастеров сорвали красные розы. Много лет спустя был выведен сорт с белыми и алыми лепестками, который назвали Ланкастер-Йоркский.

Множество мужчин погибло из-за растений, которые они шли добывать для своих дам: эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости, орхидея – в джунглях.

Растения изображались на рыцарских доспехах и гербах, на флагах государств.

Флаг Канады – кленовый лист, герб Японии – хризантема. Символ России – лиственница. (гербарий)

Но растения являются не только символами красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений. Вспомните стихи о растениях.

С целым миром спорить я готов,Я готов поклясться головоюВ том, что есть глаза у всех цветов,И они глядят на нас с тобоюВ час раздумий наших и тревог,В горький час беды и неудачиВидел я: цветы, как люди, плачутИ росу роняют на песок...Р. Гамзатов.

Приведите примеры из литературы или истории.

IV. Многообразие растений на Земле, самое-самое.

Растений на Земле более 350 тыс. видов, от одноклеточных (под микроскопом), имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади , имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды.

  • Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м)

  • Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм.

  • Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел

  • подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса.

  • Самый маленький цветок – ряска, имеют в диаметре всего 1 мм.

  • Самое старое растение – сосна остистая (Невада) 4900 лет.

  • Самое толстое дерево – баобаб, 15.9 м в диаметре.

V. Физминутка. Упражнение «Цветы»

Цели: 

  1. Укрепление мышц и суставов кистей.

  2. Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами.

  3. Воспитание любви к Родине.

Дети складывают ладони вместе, изображая цветок, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают пальцы веером: цветок распускается.

Подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки, выполнить 3-4 раза. Дышать глубоко, плечи расправить, медленно качать головой из стороны в сторону, пока не уйдет напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию. Качание головой улучшает мыслительную деятельность.

Наши нежные цветкиРаспускают лепестки.Ветерок чуть дышит,Лепестки колышет.Наши алые цветкиЗакрывают лепестки,Тихо засыпают,Головками качают.

VI. Мозговой штурм «Какое значение растения имеют для человека и в природе».

(информация из учебника стр. 52)

Для человека – значение.

  1. Кислород

  2. Пища

  3. Лекарства

  4. Одежда

  5. Строительный материал

  6. Бумага

  7. Эстетическое

  8. Экологическое

Какое главное значение растений?

VII. Работа в группах: Оформить письмо-плакат для инопланетян. Время 7 мин.

Почему жители Грюнландии стали задыхаться?

Что им нужно взять на Земле?

Какое растение вы бы им посоветовали взять?

Решение проблемного вопроса: можно ли жить без растений.

Защита писем-плакатов.

VIII. Занимается изучением растений наука БОТАНИКА.

Ботане – зелень, трава.

Ц. Растения

Найти в учебнике чем отличаются низшие и высшие растения.

IX. Закрепление – Мини-тест.

Учащиеся при ответе на вопрос поднимают руку соответствующую правильному ответу. А – левая рука, Б – правая рука, С – обе руки.

  1. Наука изучающая растения

    1. Биология

    2. Ботаника

    3. Микология

  2. Органы и ткани есть у

    1. Низших растений

    2. Высших растений

    3. У всех растений

  3. Главное значение растений

    1. Являются пищей человеку

    2. Выделяют кислород

    3. Являются сырьем

  4. На земле существует растений

    1. Около миллиона видов

    2. Более 350 тыс.

    3. Около тысячи

  5. Какое растение является символом России

    1. Береза

    2. Клен

    3. Лиственница

X. Рефлексия,

Д/З

§11, стр. 53 творческое задание.

infourok.ru

"Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

Разделы: Биология

Цели:

  • обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира;
  • подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле, продолжить формирование у учащихся умений анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации;
  • провести проверку знаний учащихся ранее изученного материала.

Оборудование:

  1. Плоские модели растений (хламидомонада, ламинария, кукушкин лен, сосна)
  2. Цветные карточки – 6 шт. для проведения теста по методу Брунера.
  3. Магнитная модель развития растительного мира из цветных плоских картинок.
  4. Магнитная доска.
  5. Мультимедийное оборудование.
  6. Интерактивная доска.

Ход урока

I. Оргмомент. (Слайд № 1.) Приветственное слово учителя, позитивный настрой учеников на работу.

II. Вступительное слово учителя. (Слайд № 2.)

- Сегодня урок я хочу начать со слов С.Я. Маршака, записанных на доске:

Человек – хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава, Не стыдитесь этого родства!

- Прочитайте эти строчки еще раз и скажите, какие мысли возникли у вас при чтении.

Ответы учеников (примерные):

  1. Клеточное строение имеют все живые организмы…
  2. Человек-это часть природы…
  3. Каким бы умным человек не был, он не должен считать себя царём природы…
  4. Человек, деревья, трава- это всё живые организмы…
  5. Единство происхождения животных и растений…

- Итак, жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. Но с глубокой древности лучшие умы человечества интересовали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас? Кто был первый на Земле – растения или животные?..

- А вас эти вопросы волнуют?

- А какие именно?

(Уточняю у детей, что их больше всего интересует.)

- Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы хотя бы на некоторые из них…

Задание. (Слайд № 3.)

- Расставьте слова ОСНОВНЫЕ, РАЗВИТИЯ, МИРА, ЭТАПЫ, РАСТИТЕЛЬНОГО, записанные на табличках, в нужном порядке, чтобы получилось осмысленное предложение. Это и будет тема нашего урока.

(Дети из слов составляют предложение и сообщают тему урока.)

- Тему урока “Основные этапы развития растительного мира” запишем в тетради. (Слайд № 4.)

- И перед всеми нами встают общие задачи (Слайд № 5.):

Определить основные этапы развития растений;

Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;

Назвать причины (движущие силы) эволюции растений;

Убедиться в многообразии растительного мира.

III. Проверка знаний учащихся.

- Но прежде, чем приступить к этой исследовательской работе, проведем небольшое тестирование, доказывающее, что все вы готовы к изучению нового раздела в учебнике:

Задание №1: “Что это за растение?” Показываю плоские модели хламидомонады, ламинарии , кукушкина льна и сосны. Дети называют, а я пишу названия растений на доске. (Слайд № 6.)

Задание №2: “Четвертый лишний”. Из названий растений, записанных на доске, найти лишнее растение с какими-либо отличительными от других признаками.

Ответы детей (примерные):

  1. Хламидомонада – одноклеточный организм.
  2. Сосна – хорошо выражены подземные вегетативные органы, половое размножение, семя.
  3. Хламидомонада - есть жгутики для передвижения, гетеротрофный организм
  4. Ламинария – бурого цвета, съедобна, обитает в морях и океанах.

Задание №3: – Разделите растения на группы по каким - либо схожим признакам.

Ответы детей (примерные):

  1. по способу питания…
  2. по способу размножения…
  3. по способу обитания (вода-суша)…
  4. сосна – дерево…
  5. по клеточному строению…
  6. по наличию дифференциации тканей и т.д... 7. названия растений стоят в порядке усложнения их строения

Задание №4:– тест по методу Брунера:

- Приготовьте карточки.

Если ваш сигнал не сходится с моим ответным сигналом, в тетрадях ставите (-) , ответ верный - (+).

(Карточки имеют определённый цвет и обозначают различные классы растений:

водоросли – голубой цвет;

мхи – зеленый цвет;

папоротники – коричневый цвет;

голосеменные – желтый цвет;

все отделы – разноцветная карточка.)

Вопросы:

  1. Кукушкин лен.
  2. Хлорелла.
  3. Подсолнечник.
  4. Ель.
  5. Запасают влаги намного больше своего веса.
  6. Сфагнум.
  7. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
  8. Сформировали на Земле месторождения каменного угля.
  9. Орган размножения – шишка.
  10. Имеют орган размножения – заросток.
  11. Имеют плод.
  12. Улотрикс.
  13. Размножаются независимо от воды.
  14. Органы размножения: пестик и тычинка.
  15. Земноводные в мире растений. Имеют коробочку со спорами.
  16. Орляк.
  17. Орёл! (Вопрос для концентрации внимания и снятия напряжения после теста. )

- Кто не сделал ни одной ошибки - оценка “5”, до 3-х ошибок –“4”, свыше 3-х- “3”.

Задание №5: Работа с таблицей № 1. (Слайд № 7.)

Приложение

- Что можете сказать, глядя на эту табличку?

- А у таблицы нет названия – как бы вы назвали? (Эволюция растительного мира. )

- А что такое “эволюция”? Кто нашел дома определение этого термина? (Обращение к словарю).

Дети зачитывают варианты ответов из словаря В.И.Даля, из БСЭ, из толкового словаря Ожегова. - Слово “эволюция” латинское и в переводе означает “развертывание”, а в широком смысле – всякое изменение, развитие, преобразование. В биологии слово “эволюция” было впервые использовано в 1762 г. швейцарским естествоиспытателем и философом Шарлем Бонне.

- Где приходилось слышать вам это слово?

- А можем ли мы использовать его сегодня на уроке?

- Верно, ведь тему нашего урока “Основные этапы развития растительного мира” мы можем записать и так - “Эволюция растительного мира”.

IV. Новый материал.

- Итак, повернем стрелки часов назад… Начало зарождения Земли и жизни на Земле… Кто желает поделиться своими знаниями об этом периоде?

Примерный ответ ученика:

3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, - из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни.

Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом “теплом разбавленном бульоне” уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.

Учитель: Верно! По словам Опарина расстояние от этих “сгустков” до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека.

Но, давайте предположим, кто они - эти первые живые организмы:

  • Прокариоты или эукариоты
  • Каков способ питания им был присущ (автотрофы или гетеротрофы)
  • Кто они: животные или растения? (Идёт обсуждение).

Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.

- Наши познания мы будем записывать в таблицу № 2. А на магнитной доске из плоских моделей построим динамическую картину развития растительного мира на Земле. (Слайд № 8.)

Развитие растительного мира на Земле.

Ступени развития Среда обитания Время возникновения
1. Возникновение жизни на земле Водная 2-3 млрд. л. назад

Прошло около 1 млрд. лет…

Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ-кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?

Ответ ученика: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процесс фотосинтеза. А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. - Какой способ питания организмов появился? Ответ ученика: Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света. Так появились первые растения. - Другие живые существа сохранили прежний способ питания – гетеротрофный, пищей им стали служить первичные растения. Это были первые животные. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет.

- У кого есть еще добавления по этому периоду?

Примерный ответ ученика:

В этот период строение живых существ всё более совершенствовалось. Первые одноклеточные растения сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Они совершили настоящий подвиг – в атмосферу стал выделяться кислород. Состав воздуха постепенно приближался к современному, т.е. состоял из азота, кислорода, углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Первичные одноклеточные водоросли дали начало многоклеточным водорослям.

- Продолжим заполнение таблицы № 2.

2. Возникновение и господство водорослей Водная 1,5-2 млрд. лет назад.

- С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение… Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?

Ответ ученика: некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному.

- Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад.

- Как называется самая древняя группа наземных растений? (псилофиты и риниофиты)

- Что они из себя представляли?

Приблизительный ответ ученика:

Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.

- Занесем эти сведения в таблицу № 2.

3.Выход растений на сушу Наземно-водная 350-400 млн. лет назад.

- А ещё где мы можем использовать это значение - риниофиты?

- Верно. Это слово мы поместим в пустующую рамку таблицы № 1. Это первые высшие растения, которые появились на Земле.

- Риниофиты стали предшественниками каких растений?

Ответ ученика:

- Папоротникообразных и мхов. Среда обитания наземная, влажная. У папоротникообразных появились стебель, листья и корни.

- В какой период достигли расцвета папоротникообразные?

Ответ ученика:

В каменноугольный период 300 млн. лет назад.

Сплошным ковром расстилались плауны – каламиты, ветвились папоротники, целыми рощами возвышались гигантские хвощи, зеленели лепидодендроны…

- Запишем в табличке № 2 следующий этап развития растений.

4. Возникновение и господство папоротникообразных Наземная влажная 300 млн. лет назад

В конце каменноугольного периода климат на Земле стал суше и холоднее, и на смену древовидным папоротникам пришли первые примитивные голосеменные растения – семенные папоротники, семена развивались у них на листьях.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние споровые вымирали и появлялись древние голосеменные.

- Почему ученые ставят голосеменные растения на более высокую ступень развития, чем споровые?

Ответ ученика: Голосеменные растения относятся к семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление семени – важные этап в эволюции растения. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды (в отличии от споровых растений) послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Занесем эти данные в таблицу № 2:

5. Возникновение и господство голосеменных Сухопутная Свыше 200 млн. лет назад

-120 млн. лет назад

Какое событие произошло в этот период времени?

Примерный ответ ученика:

Покрытосеменные происходят от голосеменных, но какие семейства более древние и ближе к голосеменным, точно не определено наукой. Одни ученые считают древнейшими покрытосеменными серёжковые (береза, ольха, ива), другие – многоплодниковые: магнолии и лютиковые.

Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием цветка ,плодов, чашелистиков, лепестков, а также формированием пестика, через который пыльцевая трубка прорастает до семяпочки и яйцеклетки. Семена покрытосеменных растений развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.

Покрытосеменные господствуют на Земле уже более 60 млн. лет. Это единственная группа растения образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий.

- Завершим составление нашей таблички № 2:

6.Возникновение и господство порыто -семенных Сухопутная Около 120 млн. лет назад

Итоговая таблица “Развитие растительного мира на Земле”.

Ступени развития Среда обитания Время возникновения
Возникновение жизни на земле Водная 2-3 млрд. л. назад
Возникновение и господство водорослей Водная 1,5 – 2 млрд. лет назад.
Выход растений на сушу Наземно-водная 350-400 млн. лет назад.
Возникновение и господство папоротникообразных Наземная влажная 300 млн. лет назад
Возникновение и господство голосеменных Сухопутная Свыше 200 млн. лет назад
Возникновение и господство порыто -семенных Сухопутная Около 120 млн. лет назад

V. Домашнее задание (Слайд № 9.) :

Дома вы закрепите полученную информацию, прочитав пр. 58 + табличка в тетради.

VI. Подведение итогов (Слайд № 10.):

- А что за слово написано на доске? (Палеоботаника.) Что оно обозначает?

Ответ ученика: Палеоботаника - это наука, занимающаяся исследованием растений прошлых эпох.

По ископаемым остаткам растений ученые установили, что чем древнее организмы, тем они проще устроены. Чем ближе к нашему времени, тем организмы становятся сложнее и всё более похожими на современные.

- Итак, в результате развития органического мира появились высшие растения и высокоорганизованные животные, а так же человек мыслящий, который старается получить ответ на вопрос: “Когда и как возникла жизнь на Земле?”

И пытливый ум находит эти ответы (Слайд № 11.):

“Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разные факты, им наблюдаемые”

Д. Хевелси.

- А вы себя почувствовали счастливыми? В чем счастье? Почему? (Подведение итогов урока.)

Даю общую оценку работе учеников на уроке.

Приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация по биологии для 6 класса по теме "Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений."

  • Много платьев, Много хруста. Как зовут её? 
  • Живые рубины На ветках видны, И мякотью сладкой Рубины полны. 
  • Пушистый цветок Качнул ветерок. Ой!
  • И шапка долой.

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

  • Цели и задачи урока

«Биос»-жизнь, «логос»-учение

  • Термин «биология» появился только в 1802 г., его предложил французский учёный Жан Батист Ламарк

Ботаника - одна из ветвей биологии

  • Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст . Он жил в 370-286 гг. до н.э. и был учеником знаменитого Аристотеля .

«ботанэ»-трава, зелень, растение

Наука

Предмет изучения

Ботаника

растения

Зоология

животные

Микология

грибы

Микробиология

микроорганизмы

Царство - самая крупная единица систематики

 — научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое приложение этих принципов к построению системы органического мира .

Все живые организмы принято делить на 4 царства:

  • Дробянки (бактерии, синезелёные водоросли)
  • Животные
  • Растения
  • Грибы

Самые примитивные-дробянки. Их клетки не содержат ядра, поэтому их называют доядерными , или прокариотами

  • Остальные организмы относятся к ядерным , или эукариотам

Все живые организмы обладают следующими свойствами

  • Дыхание
  • Питание
  • Размножение
  • Рост
  • Развитие
  • Раздражимость
  • Смерть
  • Состоят из клеток

Различия животных и растений

Признак сравнения

растения

Питание

Рост

животные

Образуют питательные вещества за счёт света

Движение

Не ограничен

Питаются готовыми органическими веществами

Большинство растёт до определённого возраста

Малоподвижны

Газообмен

Активно передвигаются

Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода)

Строение клетки

Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Не способны к фотосинтезу

Клеточная стенка состоит из клетчатки (целлюлозы), есть пластиды

Наружный слой клетки тонкий, эластичный, пластиды отсутствуют

Признаки грибов, сближающие их с царством растений

  • Прикреплённый образ жизни
  • Неограниченный рост в течение жизни
  • Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов)

Общее число видов ныне живущих растений – приблизительно 400-500 тысяч! (по разным данным)

  • Теофрасту было известно около 600 видов растений

Задание.

  • Используя рис. на стр. 7, назовите органы растений.

Роль растений в природе

  • Являются источником пищи для всех остальных организмов на Земле
  • Поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов
  • Являются местообитанием и убежищем для многих животных
  • Являются «лекарством» для животных

Точно определить объём работы , выполняемый растениями, практически невозможно

  • По весьма приблизительным подсчётам растения в процессе фотосинтеза образуют ежегодно около 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом около 145 млрд. тонн углерода
  • Одно взрослое дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 человек, а один гектар зелёных насаждений поглощает в течение часа 8 кг углекислого газа. Примерно столько, сколько выделяют 200 человек за то же время!

Основные сферы использования растений человеком:

  • Продукты питания
  • Корм для животных
  • Одежда из растительных тканей (лён, хлопок)
  • Источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности
  • Лекарственные средства и сырьё для медицинских препаратов
  • Декоративная роль
  • Охрана и улучшение окружающей среды

Структура науки ботаники

Наука

Предмет изучения

Анатомия растений

Внутреннее строение растений

Морфология растений

Внешнее строение растений

Физиология растений

Процессы, происходящие в растениях

Систематика растений

Геоботаника

Классификация растений

Строение и значение растительных сообществ

Селекция

Сорта растений и их свойства

Цитология

Клетка

Биохимия растений

Химический состав растений

Палеоботаника

Ископаемые растения

Экология растений

Связь растений с окружающей средой

Вопросы для повторения

  • На какие науки делится наука биология?
  • Что изучает наука ботаника?
  • Что изучает наука зоология?
  • Что изучает наука микробиология?
  • Что изучает наука микология?
  • Какие организмы относятся к доядерным?
  • Назовите признаки живых организмов.
  • Каковы основные различия животных и растений?
  • Назовите признаки грибов, сближающие их с царством растений.
  • Какова роль растений в природе и жизни человека?
  • Каково общее число ныне живущих видов растений?

Домашнее задание

  • Параграф учебника 1: учить, знать основные термины, устно ответить на вопросы в конце параграфа, рисунок 9.
  • Творческое задание : Придумайте сказку или рассказ на тему: «Что бы произошло, если бы на Земле исчезли все растения?».
  • Для желающих : найдите информацию о растениях, которые сыграли важную роль в истории стран или в судьбах людей. Сделайте доклад.

videouroki.net

биология 6 класс Тема урока: Мир растений. Наука о растениях — ботаника.

08.09.2014 г 6 класс Тема: Мир растений. Наука о растениях - ботаника. Цель: Сформировать знания о предмете изучения наук биологии и ботаники; датьпонятие «царство»; дать представление о многообразии растений; познакомить справилами ТБ в кабинете биологии. Задачи: Образовательные: Познакомить с правилами ТБ в кабинете биологии. Познакомитьс предметом изучения биологии и ботаники. Актуализироватьзнания о царствах живой природы, дать понятие «царство». Показать в общих чертах многообразие растений. Познакомить с основными направлениями применения ботанических знаний. Развивающие: Формировать навыки работы с учебником, тетрадью. Формировать навык организации рабочего места. Воспитательные: 1. Формировать чувство ответственности, соблюдение правил ТБ в кабинете биологии. Оборудование: Таблицы «Царства живой природы», «Многообразие растений». Памятка «Как вести тетрадь по биологии» Ход урока ОНУ Изучение новых знаний Знакомство с кабинетом, правилами ТБ в кабинете биологии (Журнал по ТБ, учащимся расписаться) Знакомство с учебником и рабочей тетрадью (выяснить, сколько учащихся не имеют учебников) Знакомство с правилами работы с тетрадью (ДЗ вклеить в тетрадь правила, принести тонкую тетрадь для проверочных работ) Как работать с учебником? Задание: Прочитайте текст на стр.3 Вопросы: Какие параграфы в тексте выделены красным цветом? Что в тексте отмечено зеленым листом и напечатано мелким шрифтом? Как в тексте отмечены основные понятия, которые нужно знать? Как в тексте отмечены понятия, на которые нужно обратить внимание? Что размещено в конце каждого параграфа? Что размещено в конце каждой главы? Где в учебнике размещен словарь терминов? 2. Предмет изучения биологии Вопрос: В чет уникальность планеты Земля? В 6 классе будем изучать растения, бактерии, грибы, в 7-ом животных, в 8-ом человека, но обратите внимание на всех учебниках есть общее название «Биология» Вопрос: Что же такое Биология? Что является предметом изучения этой науки? Биология - наука о живой природе. Находим определение в учебнике, стр. 4, делаем запись в тетрадь 1802 г. Жан Батист Ламарк Задание. 1. Выберите объекты живой природы: Муха, заяц, стол, окунь, гора, береза, сосулька, мухомор, лавина, кишечная палочка, папоротник, компьютерный вирус, сосна , стафилококк. Вопрос: Как вы различаете живые существа и неживые предметы? Задание. 2. Разделите живые организмы на группы. Вопрос: На чем основан ваш выбор? Вывод: Живые существа очень отличаются друг от друга по строению и по свойствам(Таблица) Поэтому их разделили на царства. 2. Царства живой природыВопрос: Какие царства живой природы вам известны из курса «Природоведение»? чем сходны организмы, объединенные в царства «Растения», «Животные», «Грибы», «Бактерии»? Задание: Дайте определение понятию «Царство» (при затруднении обращаемся к учебнику стр. 4) 3. Предмет изучения ботаники Вопрос: Догадайтесь что изучает ботаника, если в переводе с греческого ботанэ - означает растения (запись определения в тетрадь) Ботаника - наука изучающая царство растений. Теофраст - отец ботаники, один из первых ботаников древности. Физминутка (растение - правая рука, животное – левая рука, грибы - похлопали) 4. Многообразие растений Жизненные формы растений (Внешний облик растения) Деревья кустарники кустарнички травы (таблица) (Составляем схему) Культурные– ра

profhelp.net