Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Биология 7 класс ответы на вопросы Глава 5 - Высшие растения. Вегетативные органы. 5 класс органы растений


Органы цветковых растений. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс): уроки, тесты, задания.

Вход на портал Вход на портал Регистрация Начало Поиск по сайту ТОПы Учебные заведения Предметы Проверочные работы Обновления Подписка Я+ Новости Переменка Отправить отзыв
  • Предметы
  • Биология
  • Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс)
  1. Корни и корневые системы

  2. Побег: стебель, лист и почки

  3. Цветы и соцветия

  4. Плоды и семена

Отправить отзыв Нашёл ошибку? Сообщи нам! Copyright © 2018 ООО ЯКласс Контакты Пользовательское соглашение

www.yaklass.ru

Технологическая карта урока в 5 классе "Органы растения"

Технологическая карта урока

Ф.И.О- Лукина Т. ИПредмет: биологияКласс: 5Тип урока: урок комплексного применения знаний

Тема

Органы растений.

Лабораторная работа № 3 «Изучение органов цветкового растения».

Цель

Продолжить формирование представления об органах растения: вегетативных и генеративных; значении их для растения.

Задачи

Образовательные: развивать понятие “орган”, формировать представление о двух группах органов, вегетативных (побег и корень), участвующих в процессах жизнедеятельности и генеративных (цветок, плод с семенами), участвующих в размножении растений.

Развивающие: развивать умения наблюдать, использовать практический материал на практике, анализировать делать вывод о значении вегетативных и генеративных органов для растения, вырабатывать навыки самостоятельной работы с учебником и наглядным материалом.Воспитательные: экологическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе, самоорганизации и самодисциплины.

УУД

  • ЛичностныеУУД:   проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно- этическую оценку изучаемого материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека; умение использовать имеющиеся знания;

  •  Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; адекватно воспринимать информацию учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью и планом урока, адекватно оценивать собственные знания.

  •  Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение активно слушать учителя, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  • Познавательные УУД: демонстрировать приемы работы с учебником и наглядным материалом: осуществлять поиск и отбор необходимой информации, сравнивать, обобщать и делать вывод по результатам наблюдений, систематизировать информацию, подводить итоги работы, формулировать вывод.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать: вегетативные и генеративные органы, их значение для растения, правила оформления лабораторной работы.

  • Уметь: показывать и называть органы растения, находить их на иллюстрациях, таблицах, гербариях и живых объектах, называть их значение для растения, называть процессы жизнедеятельности, которые обеспечивают лист и побег, определять к какой группе органов относится орган, аргументировать ответ, формулировать определение вегетативных и генеративных органов, выполнять лабораторную работу, работать по инструкции.

  • Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы.Метапредметные: формирование умения анализировать, сравнивать, логически рассуждать, обобщать и делать выводы; формирование и развитие научного мировоззрения, аргументировать свою точку зрения.

Основные понятия

Вегетативные органы: корень, побег; генеративные органы: цветок, плод, семя; низшие растения, высшие растения.

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы:

Учебник, презентация

интернет

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)

Технология, метод

Проблемного обучения

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, гербарии растений различных отделов, гербарий «Морфология растений», раздаточный материал.

Дидактическаяструктура урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов. Деятельностьучителя.

Деятельностьучеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный моментВремя: 1-2 мин.

Приветствие, высказывает добрые пожелания детям;

Приветствие.

Организация учащимися рабочего места.

-Регулятивные УУД: умение организовывать рабочее место, самоорганизовываться.

-Личностные УУД: ответственное отношение к учению, самодисциплина.

Проверка домашнего задания

Время: 8 мин.

Помните на прошлом уроке вы получили задание зарисовать клетки разных тканей растений. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Попробуйте определить вид ткани и подпишите его карандашом.

Верните тетради друг другу. Проверьте, правильно ли подписаны ткани. Поставьте плюс, если ткань подписана верно. Посчитайте количество плюсов. Если у вас и1- 2 ошибка, это хороший результат. У кого возникли проблемы? Почему?

Задание: Соотнесите  тип ткани с выполняемой ею функцией.

1). Образовательная

2). Основная

3). Покровная

4). Проводящая

5). Механическая

6). Ткань

 1. Образует в теле растения разветвленную сеть сосудов и соединяет все его органы в единую систему

2. Группа клеток, сходных по строению, функциям

3. Создание и накопление питательных веществ

4. Обеспечивает твердость некоторым органам растения, помогают противостоять большим механическим нагрузкам.

5. Обеспечивает рост растения в длину и толщину за счет способности клетки к делению

6. Защищает снаружи все органы растения, пропускает внутрь растения солнечный свет, защищает от перегрева, высыхания, механических повреждений.

Выполняют задание.

Обеспечивают контроль выполнения домашнего задания, взаимопроверку и оценивание.

Контроль знаний об особенностях строения клеток различных тканей, из расположения в растительном организме и их значение.

 -Регулятивные УУД: принимать учебную задачу.

-Познавательные УУД: систематизировать информацию

Изучение нового материалаВремя: 20 минЭтапы:

1.Актуализация знаний

2.Постановка учебной задачи

3.Открытие новых знаний

Мир растений огромен и удивителен. Знакомство с ними мы начали с клеточного строения.

Перед вами на доске изображена схема. Заполните ее.

Клетка - … - …

(Если затрудняются ответить, то задаются вопросы)

- Что является функциональной единицей живого?

2. Что образуют группы клеток, сходные по строению и выполняющие одинаковые функции?

3. Что образуют ткани?

Клетка – ткань – орган.

Проблемный вопрос: Органы — это части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение.

Могут ли растения жить без органов?

Сформулируйте тему урока.

У растений обычно различают органы, выполняющие функции питания и функции размножения.

Органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой и роста, называют вегетативными (от лат. Вегетабилис - «растительный»). Все вместе они образуют вегетативное тело растения.

Высшие растения имеют вегетативное тело, разделенное на две основные части: корень и побег, которые помогают растению осваивать две разные среды для получения пищи — почвенную и воздушную. Корень и побег — главные вегетативные органы растения.

Побег — это орган, в котором различают стебель, листья и почки. Вот почему побег можно рассматривать как особую систему, состоящую из отдельных, но взаимосвязанных частей. Хотя стебель, листья и почки — это части побега, их часто тоже называют органами растения.

Растения с помощью отдельных частей вегетативных органов могут осуществлять рост и вегетативное размножение.

Некоторые растения имеют на побегах специальные образования, в которых развиваются особые мелкие клетки — споры, с помощью которых растения (водоросли, мхи, папоротники) размножаются вегетативным (бесполым) путем и расселяются по земной поверхности.

Кроме вегетативных органов растения имеют специальные органы, служащие для полового размножения. Их называют половыми, пли генеративными, органами (от лат. Генераре — «рожать», «производить»). К генеративным органам относят, например, цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.

На выполнение лабораторной работы отводится 12 минут.

Лабораторная работа.

«Органы растений»

Координирует, корректирует работу учащихся.

Время закончилось.

Чем отличаются рассмотренные вами гербарии?

Среди растений есть такие, тело которых не расчленено на отдельные органы (от греч. органон — «орудие», «инструмент»). Поэтому их называют низшими растениями. К низшим растениям относятся, например, водоросли).

Растения, тело которых образовано органами (прежде всего стеблями с листьями), называют высшими растениями, или листостебельными. К ним относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Формулируют гипотезу.

Формулируют тему и цели урока.

Тема: «Органы растений».

Слушают рассказ учителя.

Выполняют лабораторную работу.

Только у покрытосеменных присутствуют все органы. У водорослей органов нет.

 Знания об уровневой организации растений.

Знания о вегетативных и генеративных органах, их значении для растений.

Умение выполнять лабораторную работу, работать по инструкции, умение определять, находить и обозначать на схематическом рисунке органы растений. Определять к какой группе органов они относятся.

Знание правил оформления лабораторной работы.

ЛичностныеУУД:   проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно- этическую оценку изучаемого материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека; умение использовать имеющиеся знания;

 Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; адекватно воспринимать информацию учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью и планом урока.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение активно слушать учителя, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Познавательные УУД: демонстрировать приемы работы с учебником и наглядным материалом: осуществлять поиск и отбор необходимой информации, сравнивать, обобщать и делать вывод по результатам наблюдений, систематизировать информацию, подводить итоги работы, формулировать вывод.

Закрепление  нового материала Время: 7 мин.

Проводит фронтальный опрос.

Что такое орган?

Назовите органы растений.

Какое значение имеют эти органы?

Что позволяет разделить органы растений на группы?

Какие органы относятся к вегетативным? Почему?

Какие органы относятся к генеративным? Почему?

У всех растений имеются органы?

Подведем итоги по уроку.

Сформулируйте вывод по лабораторной работе.

Корректирует выводы учащихся.

Интересуется результатами учебной деятельности

Отвечают на вопросы

Формулируют вывод.

Записывают вывод.

Уметь сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

  

- Личностные УУД:   демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека.

- Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию.

-Познавательные УУД: подводить итоги работы, формулировать вывод.

КонтрольВремя: 3 мин

Вставьте пропущенные слова.

Часть растения, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции – это … . У растений различают …  и … органы.

Органы, обеспечивающие основные процессы жизнедеятельности (питание,  дыхание, защиту и вегетативное размножение) называют … Это — корни, стебли, …., почки.

Органы, обеспечивающие половое размножение называют …. Органами. К ним относятся цветки, … и семена).

Растения, у которых выделяют органы называют … . Растения, тело которых не расчленено на органы - … к ним относятся … .

Вставляют пропуски. Проверяют всем классом, обозначая правильные и неправильные ответы знаками «+» и «-».

Выставляют оценки по следующей шкале:

9-10 плюсов – 5

7- 8 плюсов – 4

5-6 плюсов - 3

 

-Регулятивные УУД: осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью, адекватно оценивать полученные в ходе урока знания.

Рефлексия Время: 2 минуты

- Мы достигли цели урока? - Что нового вы сегодня узнали в ходе урока.?

-Почему?

Вспомните вашу гипотезу.

Совпала ваша гипотеза с полученным выводом?

 Ответить на вопросы:

 

- Регулятивные УУД: осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.

- Познавательные УУД: систематизация информации, формулировка ответов на вопросы учителя

- Коммуникативные УУД: строить понятные монологические высказывания; умение активно слушать одноклассников.

Домашнее задание:

Время:3 мин

Обязательное: параграф учебника, пересказ.

Дополнительное: прочитать стихотворение Бальмонта К. Д. «Растение». Найдите слова автора, которыми он описывает значение органов для растения.

Записывают домашнее задание в дневник.

-Регулятивные УУД:

осуществление учебных действий, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью.

-Познавательные УУД: осуществление поиска и отбора необходимой информации, систематизация информации

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с родителями, формулировка вопросов

Лабораторная работа по теме: «Органы растений».

Цель: изучить органы растений.

1. Рассмотрите растение … .

2. Найдите вегетативные органы: побег (стебель, листья, почки) и корень.

3. Найдите генеративные органы растения: цветок, плод, семя.

4. Подпишите на рисунке органы растений. В скобках укажите их значение.

5. Заполните схему.

«Органы растений»

1)

2)

3)

1)

2)

3)

Группа органов:

Органы:

6. Рассмотрим представителей различных отделов растений (гербарии зеленой водоросли, мха - кукушкиного льна, папоротника - щитовника мужского, голосеменного растения – сосны обыкновенной и покрытосеменного растения - желтой акации).

7. Сравните их строение.

8. Объясните, чем отличаются данные растения?

9. Сформулируйте вывод. (Все ли растения имеют органы? Какие группы органов выделяют?)

infourok.ru

Параграф 4. Органы цветковых растений



1. Что такое орган? Какие органы растений вы знаете?

Орган (от греческого «органон» — орудие, инструмент) — это часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение в организме. Органы цветковых растений: побеги, корни, цветки, плоды с семенами.

2. Какие органы образуют побег?

Побег состоит из стебля, листьев и почек.

3. Каково значение корня?

Растение укрепляется в почве с помощью корня. Мощная корневая поглощает из почвы воду и растворённые в ней питательные вещества.

У некоторых растений, например у редиса, моркови, свёклы, из главного корня и основания побега образуются корнеплоды, которые служат местом запасания питательных веществ. Некоторые тропические древесные растения, живущие на затопляемых морскими приливами побережьях, образуют дыхательные корни, которые поглощают воздух и снабжают им подземные части растения. У других растений (например, у тропического баньяна) — корни-подпорки. Растения со слабым стеблем (например, плющ) с помощью корней-прицепок поднимаются вверх по стенам, стволам растений-соседей.

4. Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой? У каких растений стержневая система?

Корневые системы бывают стержневыми — с хорошо развитым главным корнем (люпин, фасоль, одуванчик) и мочковатыми — с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем (рис, пшеница, лук).

5. Какие структуры корня обеспечивают функцию всасывания?

Корневые волоски всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Они увеличивают всасывающую поверхность корня в сотни раз.

6. Из зародышевого корешка семени формируется главный корень. Могут ли формироваться растения, у которых изначально нет главного корня?

Нет, только если у растения мочковатая корневая система, главный корень недоразвитый или рано отмирает.

7. Расскажите о многообразии и строении листьев.

Лист занимает на стебле боковое положение и обычно состоит из листовой пластинки, которая прикреплена к стеблю с помощью черешка. Листья, не имеющие черешка, называют сидячими. Нижнюю часть листа называют основанием. На нём у некоторых растений образуются прилистники. Однако не все растения имеют прилистники. Нет их, например, у сирени и ландыша, а у льна, элодеи, гвоздики нет черешков.

Различаются листья и числом листовых пластинок на черешке. Так, листья берёзы, липы имеют по одной листовой пластинке — это простые листья. У листьев рябины, акации, шиповника на черешке находится несколько листовых пластинок — это сложные листья.

8. Объясните, почему удаление узкого кольца коры (луба) у дерева является серьёзным повреждением и может привести к гибели растения.

По лубу перемещаются органические вещества. Поэтому при его повреждении часть растения ниже раны будет лишена притока органических веществ и постепенно погибнет.

9. Какое строение имеет цветок?

Обычно цветок состоит из венчика, образованного лепестками — сросшимися (табак, незабудка) или раздельными (яблоня, вишня). У большинства растений венчик окружён чашелистиками, образующими чашечку. Она также может быть сростнолистной или раздельнолистной. Чашечка и венчик составляют двойной околоцветник. В простом околоцветнике все листочки одинаковые, как, например, у тюльпана.

Главная часть цветка — пестик и окружающие его тычинки. Пестик располагается в центре цветка. Он состоит из завязи, столбика и рыльца. Из завязи после опыления и оплодотворения развиваются плод и семена. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Количество пестиков и тычинок в цветках разных растений различно, но тычинок всегда больше. Все части цветка располагаются на цветоложе, которое у большинства растений является расширенной частью цветоножки.

10. Что такое соцветие?

Соцветия — это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке.

11. Что такое плод, каково его значение?

Плод - орган размножения покрытосеменных растений, образующийся из завязи цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключенных в нём семян.

12. Почему у многих растений цветки собраны в группы — соцветия?

Соцветие увеличивает шансы опыления, а соответственно и размножения.

13. Изучив текст на с. 33, выделите правила схематического изображения соцветий. Самостоятельно нарисуйте схему соцветия растения, предложенного учителем.

14. Какие ещё варианты классификаций плодов вы можете предложить?

В большинстве классификаций плоды обычно разделяют на настоящие (формирующиеся из разросшейся завязи) и ложные (в их образовании принимают участие и другие органы).

Настоящие плоды подразделяют на простые (сформированные из одного пестика) и сложные (возникшие из многочленного апокарпного гинецея).

15. Назовите, известные вам растения, плоды которых ядовиты.

Жимолость лесная, белладонна, волчье лыко, вороний глаз, паслен сладко-горький, паслен черный, ландыш майский и др.

resheba.me

Биология 7 класс ответы на вопросы Глава 5

 

Биология 7 класс ответы на вопросы Глава 5 - Высшие растения. Вегетативные органы

 

  1. Заполните схему, иллюстрирующую разнообразие жиз­ненных форм растений.
Жизненные формы растений
деревья кустарники кустарнички травы
однолетники двулетники многолетники
  1. Прочитайте утверждения и найдите в них логические ошибки. Запишите правильный вариант.

Деревья, кустарники и травы имеют деревянистые стебли. Кустарнички могут быть одно- и многолетниками. Мор­ковь — это растение, живущее один год.

Деревья и кустарники имеют деревянистые стебли. Травы могут быть одно- и многоклеточными. Морковь — двулетник.

 

  1. Определите соответствие названий жизненных форм и их характеристик. Ответ в виде сочетания букв и цифр за­пишите в таблицу.
  1. Деревья
  2. Кустарники
  3. Травы
  1. Однолетники
  2. Двулетники
  3. Многолетники

А. Растения с ежегодно отмирающими стеблями и листьями.Б. Многолетние деревянистые растения, от основания ко­торых отходит много одинаково развитых надземных ство­ликов.В. Многолетнее растение с одним прочным стволом (главной осью), сохраняющимся до конца жизни растения.Г. Травянистые растения, у которых на зиму отмирают толь­ко надземные органы, а подземные (корневища, клубни, лу­ковицы) сохраняются.Д. Травянистые растения, которые живут один год или один вегетационный период.Е. Травянистые растения, которые живут два года. В пер­вый год жизни растение формирует вегетативные органы, в которых накапливается запас питательных веществ. На второй год растение цветет и образует семена, после чего отмирает.

Жизненная форма 1 2 3 4 5 6
Характеристика В Б А Д Е Г
  1. Ниже перечислены различные виды растений. Распре­делите их по группам и дайте каждой название. Объясни­те, на основании какого признака вы объединили растения. Предложите несколько вариантов группировки. Результаты запишите в таблицу.

1. Брусника. 2. Сирень обыкновенная. 3. Дуб черешчатый. 4. Ель европейская.5. Смородина черная. 6. Береза повислая. 7. Одуванчик лекарственный. 8.Сосна обыкновенная. 9. Чер­ника. 10. Картофель. 11. Лопух паутинистый. 12.Фасоль обыкновенная. 13. Морковь посевная. 14. Огурец посевной.

Название группы Номер объединяемых растений Признаки
Деревья 3, 4, 6, 8 жизненная форма
Кустарники 2, 5 жизненная форма
Кустарнички 1, 9 жизненная форма
Однолетники 12, 14 продолжительность жизни
Двулетники 10, 13, 11 продолжительность жизни
  1. Заполните таблицу.
Ткани Расположение Особенности строения Выполняемая функция
Образовательные верх побегов, корней, по бокам стебля и коры мелкие клетки с тонкой оболочкой дают начало всем тканям
Покровные снаружи всех органов плотная оболочка, плотно прилегают друг к другу защитная, испаряют h3O, газообмен
Механические внутри побегов утолщённые стенки, вытянутые опорная
Проводящие внутри побегов ксилема — трахеи и сосуды, флоэма — ситовидные трубки транспорт веществ
Основные пространство между другими тканями живые, округлые, толстостенные клетки фотосинтез, водоносная, запасающая
  1. Эпидермис многих растений может иметь особые вы­росты — волоски. Предположите, какие функции они могут выполнять.

Защита от солнечных лучей листьев растений; увеличение поверхности всасывания; вспомогательная функция (цепляться за опору).

Предложите опыты для проверки ваших предположений.

Поставить опушенное и неопушенное растение под прямые солнечные лучи; рассмотреть корневые волоски; понаблюдать за подмаренником цепким.

  1. Чем отличается ксилема от флоэмы? Составьте ответ в виде сравнительной таблицы.
Вопросы для сравнения Флоэма Ксилема
Какие функции выполняют? транспорт органических веществ транспорт воды и минеральных веществ
Какие элементы входят в состав ткани? ситовидные трубки сосуды и трахиды
Чем представлены проводящие элементы? цепочки живых клеток с клетками-спутницами мёртвые, вытянутые в длину клетки или короткие
Каковы особенности проводящих элементов? поперечные стенки клеток, имеют отверстия в сосудах разрушены поперечные стенки клеток
В каком направлении происходит транспорт веществ? от листьев к корням от корней к листьям
  1. Составьте синквейн по темам § 23 и 24 учебного пособия.
  • Ткань;
  • проводящая, механическая;
  • проводить, запасать, защищать.
  • Подобные растительные клетки образуют ткань.
  • Строение.
  1. В месте расположения верхушечных образовательных тканей в теле растения нет ни ксилемы, ни флоэмы. Как вы думаете, каким путем туда попадают вещества, необходимые для жизнедеятельности?

Эти ткани состоят из клеток, которые очень быстро делятся, они не нуждаются в большом количестве питательных веществ. Возможно, все необходимые вещества в них попадают через оболочку от соседних тканей и из окружающей среды.

  1. Рассмотрите рисунок. Подпишите основные части корневой системы.
  1. Придаточные корни
  2. главный корень
  3. боковые корни
  4. корневая шейка
  1. Зарисуйте стержневую и мочковатую корневые системы. Сделайте обозначения. Приведите примеры растений.
Стержневая корневая система Мочковатая корневая система
одуванчик, фасоль, подсолнечник пшеница, лютик, подорожник
  1. Какое слово зашифровано в кроссворде?
  1. Корневая система, в которой не выражен главный корень. (Мочковатая)
  2. Корни, развивающиеся на стебле. (Придаточные)
  3. Корневая система моркови. (Стержневая)
  4. Граница между стеблем и корнем. (Шейка)
  5. Корень, развивающийся из зародышевого корешка. (Главный)
  6. Вегетативный орган. (Корень)
  1. На какой почве — глинистой, песчаной или каменис­той — у растения с большей вероятностью сформируется идеальная стержневая корневая система? Ответ обоснуйте.

На глинистой почве, т.к. на песчаной необходимо развитие боковых и придаточных корней для закрепления и всасывания, в каменистой почве главный корень будет изогнут из-за препятствия росту.

  1. Зарисуйте внутреннее строение поперечного среза кор­ня. Обозначьте цифрами основные элементы внутреннего строения корня.
  1. Ризодерма.
  2. Корневые волоски.
  3. Центральный цилиндр.
  4. Флоэма.
  5. Ксилема.
  6. Кора корня.
  1. Рассмотрите внутреннее строение корня. Заполни­те таблицу, указав особенности внутреннего строения для каждой из зон.
Название зоны Выполняемая функция Ткани, образующие зону
Зона деления отвечает за рост корня в длину образовательная
Зона растяжения рост и дифференцировка клеток образовательная
Зона всасывания поступление воды и минеральных веществ ризодерма
Зона проведения транспорт веществ ксилема и флоэма
  1. Проанализируйте таблицу из задания 16. Как строе­ние тканей каждой зоны связано с выполняемой функцией?

Строение каждой зоны соответствует выполняемым функциям, т.е. за проведение отвечает проводящая ткань, за рост — образовательная, за механизм опоры — механическая и т.п.

  1. Растения одного вида вырастили в вазонах с песком и с глиной, а также в сосуде с водным раствором питательных веществ. В каком из вариантов опыта будет наиболее развит корневой чехлик? Корневые волоски? Объясните свое мнение.

Корневой чехлик будет наиболее развит у растения в сосуде с водой, т.к. он не будет повреждаться о почву, а корневые волоски в вазонах с песком и глиной, где растениям необходимо всасывать воду.

  1. Заполните таблицу.
Видоизменение корня Особенности строения Значение для растения Пример растения
Корнеплод утолщённый главный корень накопление питательных веществ свекла, редис
Корневые клубни утолщенные боковые или придаточные корни запасание питательных веществ георгины, чистяк
Корни-присоски внедряются в проводящую систему хозяина закрепление на хозяине и всасывание веществ повилика, омела белая
  1. Проанализируйте таблицу из задания 19. Как связано строение видоизмененного корня с выполняемой функцией?

Строение видоизменённого корня прямо связано с функцией: запасающая функция — утолщение корня.

  1. Отдельные растения свеклы или моркови могут за­цветать в первый год жизни. Образуются ли у них при этом корнеплоды? Ответ поясните.

Не образуются. Питательные вещества не запасаются, а тратятся на цветение.

  1. Заполните схему факторов, оказывающих влияние на рост корней растений.

Фактор: температура, почва, почвенный воздух, вода.

  1. Заполните схему удобрений, используемых для под­кормки растений. Укажите влияние элементов на растения.
Удобрения
органические минеральные
азотные фосфорные калийные
развитие вегетативных органов ускорение созревания плодов устойчивость к низким температурам усиление роста корней
  1. Заполните пропуски в предложениях.

Корни дышат, при этом они поглощают кислород и выделяют CO2. Для того чтобы корни растения получали приток воздуха, почву необходимо рыхлить. Недостаток воды в почве задерживает рост. Избыточное содержание воды в поч­ве снижает содержание в ней кислород.

  1. Докажите, что для роста растению не нужна почва.

Побеги прорастают в воде, есть опыт выращивания сельскохозяйственных культур на питательных растворах.

  1. Как с помощью минеральных удобрений нарисовать на лугу картину, которая была бы видна из иллюминатора самолета?

Определённую часть растений (чтобы был рисунок) необходимо подкормить азотными удобрениями. Эти растения будут выступать над остальными из-за развития вегетативных органов.

  1. Заполните таблицу. Пользуясь описаниями из учебно­го пособия, сделайте рисунки и приведите примеры.
  1. Проанализируйте таблицу из задания 27. Как строение стебля связано с выполняемой функцией?

В связи с разными функциями стебли растений приобрели ряд особенностей строения и приспособлений.

  1. Дайте определения терминам.

Побег — стебель, на котором расположены листья.

Узел — место прикрепления листа к стеблю.

Междоузлие — участок между двумя соседними узлами.

Почка — зачаток побега.

  1. Составьте синквейн по теме § 29 учебного пособия.
  • Побег;
  • верхушечная, боковая;
  • расти, прикрепляться, приспосабливаться.
  • Побег развивается из почки.
  • Вегетативный орган.
  1. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

А. Стебель проводит воду и минеральные вещества от корня к листьям.Б. Стебли всех растений имеют примерно одинаковый внешний вид.В. Ползучие стебли стелются по поверхности земли, но не укореняются в узлах.Г. Боковое ветвление — наиболее примитивный тип вет­вления.Д. Рост стебля в длину происходит за счет образователь­ной ткани конуса нарастания стебля.

  1. Ствол 50-летнего дуба на высоте 1 м от земли повре­дил лось. На какой высоте окажется повреждение ствола через 20 лет, если известно, что дуб вырастает за год в сред­нем на 30 см?

На высоте 1 метр.

Почему именно на этой высоте?

Для дуба характерен верхушечный рост.

  1. Рассмотрите рисунок и подпишите обозначенные струк­туры стебля.
  1. Чечевичка
  2. пробка
  3. кожица
  4. лубяные волокна
  5. ситовидные трубки
  1. сосуды древесины
  2. сердцевина
  3. камбий
  4. вторичная кора
  1. Заполните таблицу, пользуясь рисунком из учебного пособия.
Участок стебля Компоненты из которых он состоит Выполняемая функция
Кора эпидерма защитная
перидерма защитная
чечевички газообмена
луб проводящая
Камбий образовательная ткань рост стебля в ширину
Древесина ксилема проводящая
механическая ткань опорная
паренхима запасающая
сердцевидные лучи проводящая и запасающая
Сердцевина паренхима запасающая
  1. Проанализируйте таблицу из задания 34. Как внутрен­нее строение стебля связано с выполняемыми функциями?

Стебель выполняет функцию опоры и проведения веществ от корней к листьям и обратно, поэтому развитие получили механическая и проводящая ткани.

  1. При рытье шахты с разной глубины были извлечены стволы окаменевших деревьев. Деревья, которые залегают выше, жили позднее, чем нижележащие. В верхнем слое у деревьев есть годичные кольца, а в нижнем — нет.

Какие можно сделать выводы об изменении климата в прошлом?

Нижележащие деревья находились в условиях одинакового климата круглый год. Затем произошло резкое изменение климата и те, которые не приспособились, погибли.

Можно ли предложить объяснение обнаруженного различия, не связанное с изменением климата?

Можно предложить объяснение, что у деревьев, лежащих снизу, не было перепадов температур, вследствие чего отсутствуют годичные кольца.

  1. Дайте определения терминам.

Лист — вегетативный орган растения, который занимает но нём боковое положение.

Основание листа — часть листа, которой он прикрепляется к стеблю.

Листовая пластинка — основная часть листа, выполняющая его основные функции.

Прилистники — образования различной формы у основания черешка.

Черешок листа — часть между листовой пластинкой и основанием листа.

  1. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами различные типы листьев.
1. Черешковый лист 2. Сидячий лист 3. Влагалищный лист
  1. Зарисуйте черешковый лист. Обозначьте и подпишите части листа.
  1. Листовая пластина
  2. черешок
  3. основание
  4. прилистники
  1. Зарисуйте сложные листья. Запишите примеры растений с такими листьями.
Пальчатосложный лист Перистосложный лист Тройчатосложный лист
люпин, конский, каштан горох, роза, рябина земляника, клевер
  1. Установите соответствие, указав рядом с типом листа номера его признаков.
Простой лист: 2, 3, 7, 6
  1. Его имеет клевер.
  2. Имеется одна листовая пластинка.
  3. Может иметь черешок.
  4. Осенью может опадать частями.
  5. Такой лист у земляники.
  6. Может иметь перистое жилкование.
  7. Его имеет береза.
  8. Имееттри и более листовых пластинок.
Сложный лист: 1, 3, 4, 5, 8
  1. Для некоторых растений характерна гетерофиллия — наличие на одном и том же растении листьев различной фор­мы. Какое значение может иметь это явление для растения?

Так можно сформировать максимально удобное листорасположение (ориентация в пространстве) и наиболее полно использовать ресурсы территории.

  1. Рассмотрите рисунок 49 в учебном пособии. Зарисуйте схемы типов листорасположения. Укажите известные вам растения для каждого типа.
Очередное листорасположение; берёза Супротивное листорасположение; крапива Мутовчатое листорасположение; вороний глаз
  1. Понаблюдайте за комнатными растениями. Как взаи­мосвязаны положение листьев в пространстве и направле­ние источника света?

Листья повернуты к источнику света.

  1. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами элементы внутреннего строения листа.
  1. Ксилема.
  2. Флоэма.
  3. Верхний эпидермис.
  4. Нижний эпидермис.
  5. Устьице.
  6. Столбчатая паренхима.
  7. Губчатая паренхима.
  1. Отметьте знаком «+» верные утверждения.

А. Снаружи листовая пластинка покрыта перидермой. Б. Устьица обеспечивают связь тканей листа с окружа­ющей средой.Б. Устьице образовано двумя всегда плотно прижатыми друг к другу замыкающими клетками.Г. В клетках губчатой паренхимы содержится значитель­но больше хлорофилла, чем в клетках столбчатой.Д. Листопад — это и приспособление растений к умень­шению испарения воды в неблагоприятный период года.

      1. Описаны случаи, когда баобабы, растущие в зоне тро­пиков, в середине лета, в самую жару, сбрасывали листья. Объясните почему.

Таким образом уменьшается транспирация, т.е. растение экономит воду.

      1. Еще в XIX веке люди заметили, что в крупных городах деревья быстрее желтеют и теряют листву, если они растут рядом с неисправными фонарями. Объясните это явление.

Одним из сигналов к листопаду является сокращение продолжительности дня (светлого времени суток).

      1. Сравните процессы фотосинтеза и дыхания у растений.
Вопросы для сравнения Фотосинтез Дыхание
В какое время происходит? в светлое время суток всегда
Какой газ поглощается? CO2 O2
Какой газ выделяется? O2 CO2
В каких клетках происходит? содержащих хлорофилл во всех
Образуется или разрушается органическое вещество? образуется разрушается
Выделяется или поглощается энергия? поглощается выделяется
      1. Проанализируйте таблицу из задания 49. Как связаны между собой процессы дыхания и фотосинтеза?

Процессы дыхания и фотосинтеза являются противоположными друг другу.

Какие различия имеются между этими процессами?

Разные угловые протекания, происходит поглощение и выделение разных газов, результат процессов противоположный.

      1. Представьте себе, что вы каждый час измеряете со­держание кислорода под герметичными стеклянными кол­паками, которыми накрыты растения. Первое растение находится в полной темноте, второе — на ярком свету, а тре­тье — в тени. Нарисуйте графики зависимости содержания кислорода от освещенности.
Полная темнота Яркий свет Тень
      1. Дайте определения терминам.

Транспирация — испарение воды с поверхности растения.

Тургорное давление — давление цитоплазматической мембраны на клеточную стенку.

Корневое давление — давление, под которым вода поступает из волосков в ксилему.

      1. Рассмотрите рисунок. Обозначьте цифрами процес­сы, обеспечивающие движение воды по растению.
  1. Транспирация.
  2. Поглощение воды корнем.
  3. Сцепление молекул воды между собой.
      1. Какую роль в транспорте воды играют различные фи­зические явления и каковы могут быть последствия их на­рушения?
Явление Роль в транспорте воды Последствия нарушения
Осмотическое давление воспрепятствует избыточному проникновению воды в клетки неконтролируемое поступление воды в клетку
Тургорное давление регулирует количество поступления воды ткани теряю свою упругость
Сцепление молекул воды между собой обеспечивает движение по сосудам снизу вверх прекращение поступления воды снизу вверх
Испарение воды испарение части воды через устьица избыточное испарение воды, нарушение осмотического давления
      1. Зимой во время гололеда дороги часто посыпают сме­сью соли и песка. Какое влияние на придорожные растения оказывает эта процедура?

Это может вызвать обезвоживание клеток растений, за счёт того, что внешняя среда окажется более концентрированной.

      1. Рассмотрите рисунок. Какое видоизменение побега на нем изображено?

Корневище.

Обозначьте цифрами элементы строения данного видоизмененно­го побега.
  1. Чешуевидные листья.
  2. Придаточные корни.
  3. Узел.
  4. Междоузлие.

Приведите примеры растений, имеющих такие видоизмененные побеги.

Пырей, ирис, ландыш, купена, брусника, черника.

      1. При укоренении одревесневших черенков иногда реко­мендуют сделать неглубокий вертикальный надрез в нижней части черенка. Как вы считаете, до какого слоя тканей дол­жен быть такой разрез?

До образовательных тканей (камбия).

Почему черенки после такой процедуры быстрее укореня­ются?

Придаточные корни образуются быстрее.

Где у них образуются корни?

На нижней части черенка.

    1. Сравните различные способы вегетативного размно­жения растений.
Способ вегетативного размножения Краткое описание способа Примеры растений
Деление куста растения выкапываются и делятся на части нужной величины хоста, смородина
Отводки образование корней на побеге до того, как он будет отделён от материнского растения смородина, крыжовник
Стеблевые черенки высаживается отрезок стебля с листьями герань, роза
Корневые черенки частями корней с придаточными почками вьюнок, пион, слива, осина
Листовые черенки размножение листочками, у основания черенков которого образуются придаточные корни фиалка, бегония
Корневища высадка частей корневищ, где легко образуются придаточные корни ирис, ландыш, пырей
Луковицы размножение надземными и подземными луковичками тюльпан, нарцисс
Клубни высаживаются клубни, на которых есть глазки, придаточные корни картофель, топинамбур
Прививка отделение и приживление части одного растения яблоки, груши, вишни
    1. Проанализируйте таблицу из задания 58. Какие биоло­гические особенности растений обеспечивают вегетативное размножение?

Наличие образовательных тканей, придаточных почек на разных органах растения.

 

belmathematics.by

Готовый кроссворд по биологии - на тему "Органы цветковых растений"

По горизонтали 3. Тип листа ,состоящий из нескольких листовых пластин 6. Вид жилкования 9. Побег, несущий цветки 11. Находится под кожицей листа 12. Плотный слой стебля 17. Зеленые клетки 21. Расстояние между двумя узлами 23. Тип листа ,состоящий из одной листовой пластины 24. Осевая часть растения 25. Состояние растения в семени По вертикали 1. Питательная ткань, развивающаяся в семени растений 2. Из нее состоит лист 4. Осевой вегетативный орган растения выполняющий функцию почвенного питания 5. Первый лист зародышевого побега 7. Как называются клетки и щель между хлоропластами 8. Расположен между корой и древесиной 10. По ним передвигается вода и минеральные вещества 13. Рыхлый слой в центре слоя 14. Процесс образования клетками зеленых растений органических веществ при участии энергии света 15. Подземный побег со стеблевой утолщенной частью, имеющей округлую форму 16. Часть между пластинкой и основания листа 18. Наружняя часть плода, образованная из стенок завязи 19. Цветки, содержащие одновременно пестики и тычинки называются .... 20. Молодое растенице, питающееся за счет запасных питательных веществ семени 22. Укороченный видоизменнный побег

spisok-literaturi.ru

Строение цветковых растений I. Система понятий Цветковое растение органы цветкового растения корень

План урока

Природоведение 5 класс

Тема: Строение цветковых растений

I. Система понятий

Цветковое растение

органы цветкового растения

  • корень
  • стебель
  • лист
чашечка

венчик

околоцветник

тычинки

пестик

^

  1. рассмотреть строение и функции органов цветкового растения
  2. продолжить формировать коммуникативные умения, работа в паре
  3. продолжить формировать умения сравнивать при работе с натуральными объектами
III. Тип урока

Урок изучения нового материала

^

Урок – продуктивный

V. Методы и методические приемы

Наглядные – демонстрация гербария, слайдов (строение цветкового растения, строения цветка), модели цветка.

Словесные – беседа, опрос: фронтальный, индивидуальный, объяснение нового материала.

^

Учебник, гербарные образцы цветовых растений, дидактические карточки,

ТСО (ИКТ- компьютер).

VII. Ход урока

1. Организация класса (

^

У учеников лежат гербарные образцы цветовых растений (по два на пару)

На прошлом уроке мы с вами изучали тему: «Разнообразие цветковых растений» и пришли к выводу, что все растения делятся на две большие группы (какие?, по какому признаку и идет деление?)

Посмотрите, внимательно на растения к какой группе они относятся?

Рассмотрите внимательно эти растения, сравните их (есть ли у них общие признаки? какие?)

Затем проговариваем строение цветкового растения (показываю по слайду) ^

Закрепление: каждой паре раздается карточка строение цветкового растения, ученики подписывают фамилии, выполняют задание (обмен карточками, проверка)

Карточка 1

Тема: Строение цветкового растения

Задание: Подпиши органы цветкового растения

После выполнения учениками данного задания, учитель знакомит учащихся с Сетевым социальным сервисов ВикиВики (далее учащиеся работают с сайтом http://ru.wikipedia.org/wiki (5-10 мин.), и находят определения новых понятий урока: цветок, стебель, тычинка и т. д.)

^

Мы с вами поработали с: гербарием назвали органы растений, с сайтом http://ru.wikipedia.org/wiki, а теперь давайте выскажем предположения о том, что мы сегодня будем изучать. (Ученики высказывают свое мнение, учитель направляет их и «приводит» к теме)

^

Как вы думаете, какова задача нашего урока? (Предположения учащихся, учитель направляет).

  1. Познакомится со строением цветкового растения
  2. Выяснить функции органов растения
  3. Познакомится со строением цветка
Со строением цветкового растения мы уже познакомились, переходим ко второй задачи: функции органов растения

На доске таблица органы цветкового растения, и у каждого ученика на столе заранее приготовленные таблицы учителем.

^ Работа, которую он выполняет
Корень
  1. Укрепляет растение в почве
  2. Поглощает воду и минеральные вещества
  3. Осуществляет дыхание (дыхательные корни)
Стебель
  1. Связывает между собой все органы растения
  2. Определяет положения растения
  3. Проводит воду и минеральные вещества
Лист
  1. Фотосинтез
  2. Дыхание
Цветок
  1. Участие в семенном размножении

Функцию корня разбираем вместе (обсуждаем, заполняем, затем ребята работают самостоятельно с текстом учебника стр.? по вариантам задания: В-1 стебель, В-2лист, В- 3 цветок, после этой работы следует обсуждение и заполнение таблицы, учитель заполняет на доске).

Отработка функций работа в парах (рассказывают функции органов растения).

Фронтальный опрос по таблице.

Последний этап урока изучение строение цветка, начинается со следующего стихотворения:

^

что нам дает природа на Земле.

Но дар ее бесценный,

Для всех искусств цветок- образчик неизменный.

Жак Делиль

Обращаю внимание ребят на модель цветка (одна на пару), рассмотрите на цветок попытайтесь назвать части цветка.

Давайте посмотрим правы ли вы? Объяснение строение цветка с использованием слайда.

Рис. 2 Строение цветка

Ученики зарисовывают подписывают основные части. Закрепление новых понятий (фронтальный опрос, работа в парах ребята по модели показывают части цветка).

4. Домашнее задание §-40

5. Подведение итогов урока

Рефлексия по вопросам:

  • Понравился ли мне урок?
  • С кем мне больше понравилось работать на уроке?
  • Что я понял из урока?

Учитель биологии: Купреева Н. Н.

lib2.podelise.ru