Лекарственные растения и травы

Меню сайта

Проект на тему: «Растения в домашней аптечке» 2 класс УМК "Школа России". 2 класс полезные растения


«Растения в домашней аптечке» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: «Растения в домашней аптечке»

Переводной экзамен по окружающему миру

Выполнила: ученица 2 класса

Денисова Яна (8 лет)

2017г

Содержание

стр

Введение…………………………………………………………………3-4

1.История лекарственных растений в древности……………………...4-5

2.Растения в домашней аптечке

2.1 Происхождение названия растений и их целебные свойства……. 5-8

2.2 Подбор лекарственных растений и изготовление домашней фито-аптечки………………………………………………………………………8

Заключение………………………………..…………………………..….…9

Список используемой литературы………………………………………..10

Приложение

Введение

Актуальность темы.(Слайд№2) Данная тема сейчас очень актуальна, так как болезнь легче предупредить, чем потом, мучаясь пытаться от неё избавиться. Сейчас просто оглянуться вокруг и увидеть то, что дает нам природа.Если изучить разные виды лекарственных растений, научиться их правильно заготавливать и применять, то можно предупредить и излечить много болезней и прекрасно выглядеть без применения химических таблеток.

Цель нашего исследования:

1. Сформировать знания о лекарственных растениях Самарской области;

2. Развивать познавательные интересы в процессе наблюдений самостоятельного приобретения новых знаний;

3.Воспитать любовь, внимательное и бережное отношение к своему краю.

Задачи исследования: (Слайд №3)

1. Узнать историю применения лекарственных растений;

2.Исследовать лекарственные растения и их главные свойства;

3. Исследовать многообразие лекарственных растений нашей местности;

4.Показать их свойства и ценность как лекарственных трав.

Этапы работы. (Слайд №4)

1..Выбор темы.

2.Составление плана исследования.

3. Сбор информации из книг, СМИ, Интернета о лекарственных растениях.

5.Оформление работы в форме презентации.

6. Подбор лекарственных растений для изготовления домашней фито-аптечки.

Лечение с помощью растений зародилось в глубокой древности. Лес и луг стали для человека первой аптекой. Нередко сухие целебные травы хранили в особых куклах-целительницах. Знания о лечебных свойствах растений накапливались в народе, передавались из поколения в поколение. Очень долго растения оставались единственным лекарством. Но и сейчас, когда появилось множество других лекарств, растения, продолжают лечить людей. Учёные подтвердили многие народные рецепты, и окрыли новые лечебные свойства растений. Сегодня лекарственные растения можно найти в любой аптеке.

Моё исследование началось с посещения библиотеки. Мне выдали книгу «Природная медицина». Вместе с мамой мы прочитали книгу, и сходили в аптеку. Где фармацевт дала мне информацию о лекарственных растениях, которые были в аптеке. И узнали, как много лекарственных растений существует. Я даже не догадывалась как много недугов и болезней можно излечить при помощи лекарственных растений. В книге говорилось о том, еще в старину человек заметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Он стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.   Были даже старинные книги, в которые записывались рецепты целебных отваров, настоек из трав.

1. История лекарственных растений в древности

Зелёная аптека- древнейшая аптека на нашей планете, и возраст её исчисляется даже не десятками, а сотнями тысяч лет. Растения- это первые лекарства древнего человека. Как он находил и использовал их, мы, не узнаем никогда, но уже в самых первых письменных памятниках человеческой истории упоминаются лекарства из растений.

Так в травнике, составленном в Китае 5 тысяч лет тому назад, перечисляются 230видов лекарственных и ядовитых растений; около 4 тысяч лет тому назад в Индии описывали методы сбора лекарственных растений. Египтяне 2 тысячи лет тому назад выращивали лекарственные растения и снаряжали специальные экспедиции, доставляющие из разных стран посадочный материал. В Древней Руси траволечение успешно применяли знахари, также в монастырях лечили больных и проводили сбор лекарственных трав.

Наша Самарская область не исключение. Почва и растительность Самарской области чрезвычайно разнообразна. Около шестидесяти видов древесных и лекарственных растений Самарской области относятся к лекарственным. Это означает, что разные части растений можно использовать для получения лекарства. Фармацевтическая промышленность нуждается в большом количестве лекарственного сырья, но в личных целях  можно выращивать некоторые виды и у себя на дачном участке. Какова роль лекарственных растений в современной медицине? Не утратили ли они своего значения сейчас, когда масса лечебных препаратов создается синтезом органических и неорганических соединений? И всезнающая статистика отвечает –нет. В медицине используются препараты растительного происхождения: больше половины желчегонных, мочегонных, слабительных, кровоостанавливающих средств получают из растительного сырья, а в лечении широко распространённых сердечно- сосудистых заболеваний они вообще занимают первые место! Так что зелёная аптека продолжает свою, так необходимую для человечества работу и сегодня.

Конечно, необходимо помнить о том, что возможности зелёной аптеки не беспредельны. Заботой каждого человека должно быть: сохранять и оберегать наши природные богатства, при выездах в лес, на природу, не наносить вреда нашим зелёным друзьям- растениям.

2. Растения в домашней аптечке.

2.1.Происхождение названия растений и их целебные свойства.

О чем же говорит название растения, откуда взялось это имя? Вопросы эти не случайны. Ведь названия несут интересную информацию о географическом распространении, полезных свойствах, истории открытия и описания растений.

Терапевтическое действие лекарственных растений связывают с наличием в них физиологически активных веществ. В медицине используют те органы или части растения, которые содержат наибольшее количество физиологически активных веществ. У одних видов это листья и цветки, у других – кора, корни или корневища.

Я хочу поделиться информацией о некоторых лекарственных растениях. (Слайд)

Приложение 1

Цветы липы – душистые цветы листопадного дерева, представителя семейства Липовых. Продолжительность жизни этого дерева составляет 300-400 лет. Липу можно встретить в парках, лесопосадках, на лесных опушках. Липа является самым древним растением среди всех листопадных деревьев. Согласно предположениям ученых, самое древнее дерево на планете появилось еще в эру динозавров. Доказательства о существовании липы в этот период ученые обнаружили в некоторых селеньях Урала и Сибири. Собирать цветы липы следует в конце июня - начале июля. Для того, чтобы заготовить максимально полезное сырье, срывайте соцветия, цветки которых полностью раскрылись. Полезные свойства цветов липы обусловлены их ценным химическим составом. Польза цветков липы очевидна при лечении многих заболеваний. Цветы эффективны при болезнях дыхательных путей и носоглотки. Липовый чай – хорошая помощь организму при трахеитах, воспалениях легких. Отвар липы показано употреблять при заболеваниях мочевыводящих путей. Липа обладает мочегонным свойством, что делает ее отвары полезными при высоком давлении. Приложение 2

Шиповник — растение глубочайшей древности. Известно, что он рос более 25 миллионов лет назад. На образцах геологических пород тех далеких времен хорошо сохранились отпечатки стеблей, шипов, листьев и даже одного бутона ископаемого шиповника, мало чем отличающиеся от современных. За свою долгую жизнь шиповник стал героем удивительных историй, часто помогал человеку своими необыкновенными целительными свойствами, украшал его жизнь, защищал колючей стеной его жилище, всегда был рядом. В Самаркой области шиповник обычен.

Огромное содержание аскорбиновой кислоты дает возможность использовать шиповник при простудных заболеваниях, атеросклерозах, авитаминозах и для укрепления иммунной системы

Приложение 3

С появлением на земле этого цветка связана легенда. Одна злая женщина задумала погубить дочку своего мужа, потому что не хотела, чтобы он ходил встречаться с ней и своей бывшей женой. Заманила она ее к обрыву и столкнула с него. Тем временем мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала, девочка была уже бездыханная. Бросилась она на мачеху, и, сцепившись, полетели они на дно оврага. А на следующий день покрыло склоны его растение, листья которого с одной стороны были мягкие, а с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки.

Мать-и-мачеха использовалась в медицине с древних времен. Как лекарственное растение она была известна еще в Древней Греции и Древнего Рима. Из листьев и корней готовили отвары и принимали от разных «грудных болезней, от кашля, насморка, простуды, от хрипоты, удушья, лихорадки.

Приложение 4 Боярышник. Его часто используют в целях озеленения при создании лесопарков, скверов. Но боярышник - это еще и ценное лекарственное растение. В фитотерапевтических целях используют преимущественно плоды боярышника кроваво-красного, которые в период созревания буквально усыпают все растение.

Боярышник кроваво-красный - это небольшое дерево или высокий кустарник, обычно достигающий в высоту не более 5-6 метров. Плоды - яблоки шаровидной формы, диаметром 8-10 мм, ярко-красного цвета, иногда оранжево-желтые. Созревают в сентябре-октябре. Растение живет до 200 лет (иногда до 400), плодоносить начинает в 12-15-летнем возрасте. Часто встречается в естественном виде в Европейской части России, а также и у нас в Самарской области. В фитотерапии заготавливают цветки, плоды и листья этого растения. Плоды заготавливают только после их полного созревания (с конца сентября до первых заморозков). Плоды боярышника кроваво-красного содержат множество полезных веществ. Польза боярышника кроваво-красного известна людям с давних пор. Еще наши далекие предки использовали его для профилактики и лечения самых различных заболеваний. Причем в ход шли не только плоды растения, но и цветки, и даже кора. В конце XVIII века врачи стали целенаправленно применять это растение для лечения самых различных заболеваний ЦНС и сердечно-сосудистой систем. Показания к применению препаратов этого растения по сей день достаточно широки.

Боярышник весьма полезен для сердечно-сосудистой и нервной систем. С этой целью принято пить боярышниковый чай, спиртовые настойки и даже добавлять сок из него в состав соков. Польза растения проявляется также в том, что его употребление снимает головные боли, блокирует аллергические реакции, предотвращает приступы эпилепсии.

Приложение 5 Календула.Другое название полезного растения – лекарственные ноготки. В дикой природе календула растет в Средиземноморье, культурные разновидности выращиваются в Самарской области. Лечебными свойствами обладают цветки, из них приготавливают различные препараты наружного и внутреннего применения. Для лечения ран, ожогов, язв, порезов, растение обладает выраженными антисептическими свойствами. При ангине, заболевании верхних дыхательных путей, ротовой полости из-за оказываемого бактерицидного действия, уничтожающего стафилококков и стрептококков. Для полосканий применяются настой или разведенная настойка календулы.

2.2. Подбор лекарственных растений и изготовление домашней фито-аптечки

Собирая лекарственные растения, нужно это делать так, чтобы в сырье сохранилось максимальное количество физиологических активных веществ. Существуют определенные правила сбора лекарственных растений.

(Слайд) Листья лучше собирать в начале цветения или незадолго до него. Цветы или соцветия берут в начале цветения, а не во второй его половине. Листья, побеги и цветы можно собирать только в сухую погоду, после того, как сойдет роса. Собирают листья, побеги и цветы только здоровых растений. Нельзя собирать растения в загрязненных местах, вблизи промышленных предприятий.

При сборе лекарственных растений нужно очень внимательно следить за тем, чтобы причинить как можно меньше вреда растительному сообществу, в котором она обитает. Ведь это только, кажется, что «трава быстро растёт», на самом деле лекарственные растения после заготовки восстанавливаются очень медленно. И никогда не надо брать больше необходимого!

Правильно собрать растение- это еще полдела. Важно его также правильно высушить, чтобы в нем максимально сохранились действующие вещества. Чаще всего сушат в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Сырьё сохнет обычно несколько дней, и за это время его нужно неоднократно переворачивать.

Хранить сырье нужно в сухом помещении в коробках или банках. Срок годности у разных видов сырья различен, но обычно он не превышает 3 лет. Приложение 6 Мы мамой в аптеке купили исследуемые растения, т.к. сбор лекарственных растений невозможен ранней весной. Взяли коробочку и разделила на секции, я оформила коробочку и положила лекарственные растения, исследуемые выше.

Заключение

Проведя такую работу, узнав столько интересного, я на себе испытала целебное действие окружающих нас растений. Мы всей семьей пьем чай, заваренный на травах, делаем салаты. Продуктом проекта стала домашняя растительная аптечка, изготовленная своими руками. Мы с бабушкой решили со временем сделать запасы сборов разных трав, не покупая их в аптеке. Испытав на себе лечебные травы, советую и другим использовать их вместо химических препаратов. Я считаю, что можно поддерживать свое здоровье, используя «лекарство у нас под ногами», которое дешевле, а порой и полезнее химических препаратов. Каждый человек должен помнить: Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет. В руках человека красота и богатство родной земли. Давайте помнить об этом!

 Народная мудрость гласит:

  • Одна крапива заменяет семерых врачей.

  • Чеснок да редька, так и на животе крепко.

     Я продолжу работу по изучению лекарственных растений, стараясь расширить свой  кругозор, свою аптечку, обогатиться знаниями в области использования лекарственных трав, передать  знания  другим людям (моим одноклассникам) с целью оздоровления организма. Приложение 7

Список литературы.

1.Рюкерт У. «Природная медицина.» Издательство: Белфакс,2004г.

2. Носов А. М. «Лекарственные растения». Москва; 2004г.

3.Сафронов Н. Н. «Полный атлас лекарственных растений». М.,Эксмо,.2005г.

4. Плешаков А.А.«От земли до неба» атлас-определитель,М:. Просвещение, 2012г.

5.Журнал «Народный доктор»№7,апр.2015г.

6. Журнал «Народный доктор»№3,февр.2015г.

7. Журнал «Народный доктор»№22,нояб.2014г.

8. Источник: https://bioplants.jimdo.com/лекарственные-растения/

9. Источник: http://www.silazdorovya.ru/lechebnye-svojstva-kalenduly/

multiurok.ru

Проектная работа " Комнатные растения" 2 класс

Тема проекта: «Комнатные растения нашего класса»

Цели исследования:

  • Узнать названия растений нашего класса.
  • Узнать Родину этих растений.
  • Познакомится с правилами ухода за ними.
  • Определить какое значение имеют комнатные растения в нашей жизни.
  • Провести социологический опрос среди обучающихся начальных классов.
  • Провести конкурс рисунков «Комнатный цветок».
  • Посадить или пересадить цветок и подарить его любимому классу.

Мы выдвинули гипотезу:

  • Растения нашего класса родом из разных материков, поэтому особенности приспособления к условиям жизни у них разные и соответственно уход за ними тоже будет разнообразным.

23.11.16

План работы над проектом:

  • Провести опрос одноклассников для выяснения их знаний о растениях нашего класса;
  • Найти источники знаний для ответа на проблемный вопрос;
  • Собрать информацию о растениях нашего класса;
  • Узнать способы ухода за каждым растением;
  • Выяснить значение комнатных растений для нас.

Реализация проекта:

1 . Мы провели социологический опрос «Как можно украсить класс?»

В опросе участвовало 100 обучающихся начальной школы.

Ответы были следующие:

Цветами – 70 % обучающихся (70 человек)

Картинами, рисунками – 22 % обучающихся (22 человека)

Не знаю – 8 % обучающихся (8 человек)

2. Провели социологический опрос : «Нужны ли классу цветы? Зачем?»

Результаты опроса следующие:

В опросе участвовало 100 обучающихся нашей школы. Все ответили «ДА»

На второй вопрос: «Зачем школе нужны цветы?» мы получили такие ответы:

Цветы очищают воздух – 38% опрошенных (57 обучающихся)

Это красиво – 34% опрошенных (51 обучающийся)

Цветы дают кислород, поглощают углекислый газ – 10% опрошенных (15 человек)

Чтобы хорошо пахло – 8% опрошенных (12 человек)

Зеленый цвет радует глаза – 6 % опрошенных (9 человек)

Для уюта – 4% опрошенных (6 человек)

1 . Мы провели социологический опрос «Как можно украсить коридор школы?»

В опросе участвовало 150 обучающихся начальной школы.

Ответы были следующие:

Цветами – 70 % обучающихся (105 человек)

Картинами, рисунками – 22 % обучающихся (33 человека)

Не знаю – 8 % обучающихся (12 человек)

2. Провели социологический опрос : «Нужны ли школе цветы? Зачем?»

Результаты опроса следующие:

В опросе участвовало 150 обучающихся нашей школы. Все ответили «ДА»

На второй вопрос: «Зачем школе нужны цветы?» мы получили такие ответы:

  • Цветы очищают воздух – 38% опрошенных (57 обучающихся)
  • Это красиво – 34% опрошенных (51 обучающийся)
  • Цветы дают кислород, поглощают углекислый газ – 10%

опрошенных (15 человек)

  • Чтобы хорошо пахло – 8% опрошенных (12 человек)
  • Зеленый цвет радует глаза – 6 % опрошенных (9 человек)
  • Для уюта – 4% опрошенных (6 человек)
  • 2. «Откуда пришли к нам комнатные растения?»
  • Цель: изучить историю происхождения комнатных растений

23.11.16

Вот что мы узнали о комнатных растениях

  • С давних времен люди используют цветы для украшения своих жилищ.
  • В Большой советской энциклопедии сказано, что комнатные растения – это растения, выращиваемые в жилых комнатах или общественных помещениях для декоративных целей.
  • Комнатные растения невероятно многообразны, среди них есть небольшие цветы и настоящие деревья, вьющиеся лианы и колючие кактусы, плодоносящие растения и те, цветения которых приходится ждать долгие годы.
  • Выделяют следующие группы: декоративно-лиственные, декоративно-цветущие, декоративно-плодовые, пальмы и кактусы.
  • По внешнему виду все комнатные растения можно условно разделить на: -растения с одним прямостоячим стеблем

-кустистые растения растения с гибкими стеблями

-бесстебельные растения

23.11.16

ХЛОРОФИТУМ

Сенполии ( фиалки)

папортник

хризантема

баттерфляй

бальзамин

орхидея

глоксиния

ГЕРАНЬ Герань

Алоэ

3.Уход за комнатными растениями.

  • Цель: выяснить, как правильно нужно ухаживать за растениями, учитывая то, откуда это растение, чтобы оно хорошо росло и развивалось. Обучить этим навыкам одноклассников.

23.11.16

23.11.16

Что любят наши растения

  • РАССЕЯННЫЙ СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ;
  • УМЕРЕННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ВОЗДУХА;
  • ПОЛИВ С ВЕСНЫ ДО ОСЕНИ ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ;
  • ПОЛИВ ЗИМОЙ УМЕРЕННЫЙ ПО МЕРЕ ЗАСЫХАНИЯ ПОЧВЫ;
  • ЧАСТОЕ ОПРЫСКИВАНИЕ ЛИСТЬЕВ;
  • РАХЛЕНИЕ ВЕРХНЕГО СЛОЯ ПОЧВЫ.

23.11.16

Мы узнали, как ухаживать за комнатными растениями.

  • 1 . Каждому комнатному растению нужен индивидуальный уход. Поливать растения надо, когда подсохнет верхний слой земли в горшке.
  • 2. Для растения очень важна гигиена. Чтобы растение было ухоженным, надо вовремя удалять желтеющие листья и увядшие цветы.
  • 3. Растения надо вовремя пересаживать, иногда рыхлить почву, но только осторожно.
  • 4. Не ставить больные растения рядом с другими.
  • 5. У растения должно быть постоянное место. Нельзя переставлять его с места на место и из комнаты в комнату очень часто. Это небольшой шок для растения.
  • 6. Растениям нужен свежий воздух, но не сквозняк! Очень опасны сквозняки поздней осенью и зимой.
  • 7. Листья растений нужно очищать от пыли влажной тряпочкой. Они накапливают пыль и растению трудно дышать.

Можно листья опрыскивать водой.

  • О пользе комнатных растений.
  • Цель: больше узнать о пользе комнатных растений.

23.11.16

Польза комнатных растений:

  • Учеными доказано, что комнатные растения создают комфортную обстановку, улучшают в доме атмосферу и положительно воздействуют на человека.
  • Они очищают воздух от углекислого газа и обогащают его кислородом.
  • Также листья растений притягивают пыль, газы, токсины, а некоторые растения обладают лечебным эффектом (фикусы, алоэ, каланхоэ).
  • Ароматы цветов действуют на нервную систему, к примеру, мята успокаивает, душистая пеларгония (герань) поднимает настроение, лечит головную боль.
  • Зеленый цвет комнатных растений полезен для глаз и позволяет расслабиться даже в напряженной обстановке.
  • Аромат растений осенью и зимой напоминает нам о теплом лете.

23.11.16

Выводы после работы над проектом:

1. Мы узнали о комнатных растениях: откуда они появились, некоторые их названия и виды, в чем польза растений и как ухаживать за ними.

2. Мы умеем проводить соц. опрос.

3. Мы провели выставку рисунков «Цветок для школы»

4. Мы с родителями посадили цветы и принесли их в школу.

5. Мы сдружились, работая над проектом.

6. Мы поняли, что растения – «живые» организмы, они требуют нашей заботы. Растения – это красиво и полезно! Цветы в школе – наши «зеленые друзья»!

1. Мы узнали о комнатных растениях: откуда они появились, некоторые их названия и виды, в чем польза растений и как ухаживать за ними.

2. Мы умеем проводить соц. опрос.

3. Мы провели выставку рисунков «Цветок для школы»

4. Мы с родителями посадили цветы и принесли их в школу.

5. Мы сдружились, работая над проектом.

6. Мы поняли, что растения – «живые» организмы, они требуют нашей заботы. Растения – это красиво и полезно! Цветы в школе – наши «зеленые друзья»!

Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая

Как маленькие теплые костры.

23.11.16

Информационные ресурсы:

  • Я познаю мир. Растения: М., ТКО АСТ, 1999.
  • Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  • Быховец С.Л. Энциклопедия комнатных растений. М., АСТ, 2000
  • http://www.pravda.rv.ua
  • http://www.nature-home.ru
  • http://www.allwomens.ru
  • http://vsaduidoma.ru
  • http://floral-city.ru/katalog-komnatnyx-czvetov.html
  • http://images.yandex.ru

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс "Какие бывают растения"

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе

Какие бывают растения?

Познакомить с делением растений на группы.

Развивать умение сравнивать, делать выводы.

Учить замечать и ценить красоту природы.

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Планируемые результаты

Предметные

Делить растения на три группы : деревья, кустарники, травы; составлять кластеры; приводить примеры растений разных групп, соотносить описание растения с названием.

Личностные УУД

Повышение уровня мотивации.

Регулятивные УУД

Принятие учебной задачи, планирование и оценивание своих действий.

Познавательные УУД

Построение речевого высказывания, знаково- символическое моделирование, выбор оснований для классификации, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

Вести диалог, принимать мнение собеседника, уметь договариваться.

Оборудование

Гербарии растений, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Место урока в образовательном процессе

Данный урок включён в раздел учебника «Природа»

Сценарий урока

Игра «ДА, нет»

- Если согласны с высказыванием, поднимаете правую руку, нет- левую.

1. Горные породы образуют толщу земли. (да)

2. Они встречаются только в горах. (нет)

3. Песок и глина не относятся к горным породам. (нет)

4. Гранит – горная порода. (да)

5. Гранит состоит из мрамора, полевого шпата и слюды. (нет, не мрамор, а полевой шпат)

Поднимают правую или левую руку, объясняют свой ответ.

3.Актуализация знаний.

Фронтальная.

- Отгадайте, куда мы сейчас отправимся?

Здесь ручей, журча, течёт,

Солнце спину не печёт,

Тень прохладу обещает,

И меня к себе влечёт.

Между ёлочек иду,

Может, здесь грибы найду.

Только спрятались маслята,

Мухоморы на виду.

Вижу белку на суку,

Слышу близкое "ку-ку".

Еж калачиком свернулся,

Отдыхает на боку.

Показался и исчез -

Я подумал: леший, бес...

Он всегда загадок полный -

Заповедный, что же?.. (лес)

-Что называют лесом?

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

4.Формулировка темы урока.

Фронтальная.

Попробуйте сформулировать тему урока.

На доске запись: «Какие бывают …»

Формулируют: «Какие бывают растения?»

5.Усвоение новых знаний.

Фронтальная.

Работа в паре.

- На какие группы можно разделитьэти растения?

-Чем деревья отличаются от остальных растений?

-У деревьев есть один большой ствол,

покрытый корой,

от которого отходят

ветви.

-Чем ель отличается от остальных деревьев?

У ели листья в виде

иголок (хвоинок).

-Чем кустарники отличаются от деревьев?

-У кустарников несколько довольно

тонких одревесневших стеблей – стволиков.

-Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?

- У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные.

- Рассмотрите гербарий, приведите примеры деревьев, кустарников, трав.

Высказывают предположения.

( деревья, кустарники, травы)

Составляют кластер

Рассматривают гербарий, приводят примеры.

6.Физминутка

Игра «Лес»

- Если я называю дерево, поднимите руки вверх, встаньте на носочки, кустарник- руки в стороны, травы- присесть.

7. Закрепление новых знаний.

1.Работа с учебником

2.Работа в паре.

3 Работа в тетради индивидуально.

4 Работа в группе.

5 Работа в группе.

С 56

С 57

-Отгадать названия растений вам помогут загадки.

-Для чего человеку нужны растения?

Рассказ учителя о каждом растении.

Тысячелистник- кровоостанавливающее растение.

Корень репейника является отличным дезинфицирующим и антисептическим средством, устраняет зуд и аллергию, уничтожает микробы. Подорожник используют при порезах.

Польза пустырника обусловлена его мощным лечебным успокаивающим эффектом для организма людей, Заболевания нервной системы

- Раскрасьте одно растение, которое растёт около вашего дома.

- Делимся на три команды: 1ряд-деревья, 2ряд- кустарники, 3 ряд- травы.

- Выберите из всех названий растений, только те, которые подходят вашей группе.

-Как надо относиться к растениям, когда вы на прогулке в лесу?

- Нарисуйте лесной знак, соответствующий вашему правилу.

Чтение по цепочке.

Соотносят иллюстрацию учебника и загадку.

Соотносят иллюстрацию в презентации с иллюстрацией в тетради и подписывают названия растений.

Раскрашивают растение и объясняют свой выбор.

Выбирают деревья, кустарники, травы.

Проверка: называют выбранные растения вслух.

Формулируют «Правила друзей природы»

Рисуют знак, демонстрируют классу.

8 Итог урока

Фронтальная

- Какие бывают растения?

Отвечают, приводят примеры.

9.Рефлексия.

Индивидуальная.

Оцените, свою работу на уроке .

Рисуют смайлики

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

10. Домашнее задание

В тетради с 39 №1,2.

infourok.ru

Урок окружающего мира. 2 класс. Комнатные растения

Тема «Комнатные растения»

Цель: познакомить учащихся с комнатными растениями на примере тех растений, которые находятся в классе; обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.

Ход урока

  1. Организационный момент. Минутка синоптика. Слайд2

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Слайд3

-мозговой штурм

- карточки для проверки о домашних и диких животных, работа у доски

- работа в группах по плану Слайд 4

Подготовка к теме урокаУчитель. Послушайте сказку Б.Вовк “Чьи цветы лучше?” Слайд5

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, нарциссами…- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и, правда, красивые, да только мои лучше!Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…Аж, холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели цикорий, гусиные лапки, хризантемы…А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима. Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.- Как называются все растения, которые растут и цветут в зимнем саду? (комнатные)

III. Сообщение темы урока. 1. Самоопределение к деятельности. Слайд 6

- Какие растения вы уже знаете? Что вы знаете о них?

- А еще есть комнатные растения. А почему они так называются? Загадки Слайд 7-13

2. Работа с учебником. с. 76 Слайд14IV. Знакомство с комнатными растениями.

- Как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут?

- Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом. Слайд15

- Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, а зачем?

- В нашем классе очень много комнатных растений. Посмотрите на наш подоконник, какие цветы растут там, кто знает как они называются, давайте, познакомимся с ними поближе.

V. Физкультминутка Видео о комнатных растениях.

VI. Практическая работа. Полезные советы от Маши. Уход за комнатными растениями. ( Ученица на примере комнатного растения показывает и рассказывает, как нужно поливать, рыхлить землю, вытирать пыль с листьев) Слайд16

-Что нужно для жизни растений? Слайд17

Народные названия растений. Слайд18-19

VII. Итог урока. Чему научились на уроке? Что сделали полезного?

- Для чего же нам нужны комнатные растения?( на доске надпись Комнатные растения и от него стрелки)

Слайд 20

-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

…Ты должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или срезать,А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. (С. Вургун) Слайд21

VIII. Домашние задание. 1) Выучить правила ухода за комнатными растениями. 2) Нарисовать любое комнатное растение;

infourok.ru